Игровые картотеки в помощь воспитателю

Шаповалова Алла Петровна

Для хранения информации лучше всего использовать такой способ как создание картотеки. Они удобны, надежны, просты в использовании.

Картотеки могут содержать самые различные сведения:  игры, словарную работу, эксприментирование,  НОД и многое другое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ №34 «Рябинка»

г.Усть-Илимск

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Составитель

Шаповалова Алла Петровна

РАЗМИНКА

ПЕРЕД ЗАНЯТИЕМ

Головами киваем

Носиками мотаем

Плечиками мы покрутим

И про ручки не забудем

Пальчиками потрясём

И немножко отдохнём

Мы ногами поболтаем

И чуть-чуть поприседаем,

Ножку ножкой подобьём

И с начала всё начнём...

ПАУЧОК

Паучок шёл по стене

Нёс мешочек на спине

Нёс мешочек на спине

Что в мешочке - дайте мне!

РЫБКИ

Пять маленьких рыбок играли в реке,

Лежало большое бревно на песке,

И рыбка сказала:

«Нырять здесь легко!»

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко»

А 3-я сказала: «Мне хочется спать!»

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать!

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

Плывите отсюда…

1 - Волнообразные движения в воздухе.

2 - Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок (бревно)

3 - Ладони сомкнуты, чуть округлены "ныряют".

4 - Качаем сомкнутыми ладонями (отрицат. жест).

5 - Ладони кладём под щёчку (рыбка спит).

6 - Быстро качаем ладонями (дрожь).

7 - Ладони раскрываются и соединяются (рот).

8 - Прячем руки за спину, педагог старается их поймать.

КРУЖОК

Раз кружок, два кружок.

Сверху ставим кулачок,

А потом за носик хвать.

Будем долго щекотать.

Рисуем   на ладони кружочки,

прижимаем к ладошке кулачок,

осторожно дотрагиваемся до носика, а затем -  стараемся пощекотать.

ЛОДОЧКА КАЧАЕТСЯ

Долго лодочку качало.        

Ладонь руки - вверх,

сложить «лодочкой»

Ветер стих, и лодка встала.        

Плавно двигать кисть руки

           влево-вправо.

ПАУЧОК  И ЕГО ДЕТКИ

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать,

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

1 - «Паучок» бегает по предплечью, по плечу.

2  - Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).

3  - Хлопаем ладонями по коленям.

4 - Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

5 - Действия как в первом куплете

6 - «Паучки» ползают по голове. 

ВЕСЁЛЫЙ МЯЧИК

По мячу ладошкой бьём

Дружно, весело вдвоём

Мячик - мячик, мой дружок

Звонкий, звонкий, звонкий бок!

По мячу ладошкой бьём

Дружно, весело вдвоём

Мяч бросаю и ловлю

Я с мячом играть люблю

Мячик, мамочка, не прячь

Мне бросай обратно мяч

Мяч бросаю и ловлю

Я с мячом играть люблю.

КАБЛУЧОК

3а руки друзей берём,

Вместе хоровод ведём

А весёлый каблучок,

Цок по полу, цок-цок-цок

3а руки друзе берём,

Вместе хоровод ведём

Прыгай-прыгай веселей,

Прыгай - ножек не жалей.

А весёлый каблучок,

Цок по полу, цок-цок-цок

Прыгай-прыгай веселей,

Прыгай - ножек не жалей

Гляньте - пальчики у нас,

Тоже все пустились в пляс

А веселый каблучок,

Цок по полу, цок-цок-цок

Гляньте - пальчики у нас,

Тоже все пустились в пляс.

И опять идёт-идёт

Наш весёлый хоровод...

ХОДИТ ЁЖИК

Ходит ёжик без дорожек

по лесу, по лесу

И колючками своими  

колется, колется.

А я ёжику - ежу,

ту тропинку покажу.

Где катают мышки

маленькие шишки.

Для этой игры вам понадобятся

массажные колючие мячики и шишки. Катаем между ладошками и по руке до локтя сначала мячики, а затем - шишки.

ПРИХОДИТЕ, МЫШИ

Приходите, мыши, и не бойтесь кошки,

Вот для вас площадка на моей ладошке.

Вот вам карусели – можно покружиться,

Вы держитесь крепче, чтобы не свалиться.

Вот висят качели, можно покачаться,

Вы не упадёте, нечего бояться.

А ещё есть горка, для мышей бесплатно.

Покатайтесь мышки, это так приятно.

Есть для вас песочек, можно покопаться.

Можно на песочке мышкам поваляться.

А домой пойдете, я вам на прощанье,

Помашу рукою: мышки, до свиданья!

1  - махать ручкой малыша.

2  - "рисовать" кружочек на ладошке малыша.

3  - сгибать к ладошке и разгибать пальчики.

4  - гладить ручку малыша от ладони к сгибу локтя. 

5  - пощекотать ладошку.

6  - махать ручкой малыша.

НА САНОЧКАХ

Подмели метлищей, стал двор чище,

Поскребли лопаткой,

Стал двор гладкий.

Снег собрали в кучу, сделали кручу,

И на кручу санки покатили сами.

Побежали дети скоро, скоро,

Притащили саночки на гору.

Съехали с кручи, въехали в кучу,

А на горку сани потащили сами.

Подмели метлищей, стал двор чище …

1-сверху вниз по спинке "мести"

2- "поскрести" ребром ладони.

3- по спине снизу вверх, затем 2 хлопка по спинке.

4 - провести рёбрами ладоней по спинке вверх.

5 - пройти указательными и средними

пальцами обеих рук по спинке снизу вверх.

6 - провести рёбрами ладоней по спинке снизу вверх.

7 - провести рёбрами ладоней по спинке сверху вниз.

8 - пройти указательными и средними пальцами обеих   рук по спинке снизу вверх.

КРУГЛЫЙ МЯЧИК

Круглый мячик без запинки

Скачет, скачет по тропинке!

Часто, часто, низко, низко

От земли к руке так близко

Скок и скок и скок и скок

Не скачи под потолок

Скок и скок и стук и стук

Не уйдёшь от наших рук.

Воспитатель показывает

как прыгает мячик.

Дети  повторяют

действия воспитателя.

СТРОИМ ДОМ

Целый день тук да тук -

Раздается звонкий стук.

Руки сжаты в кулаки,

большой палец поднят вверх,

постукивает по указательным пальцам.

Молоточки стучат,

 Стучать кулаком о кулак.

Строим домик для ребят

(зайчат, бельчат).

Пальцы соединить,

показать "крышу".

Вот какой хороший дом,

Сжимать-разжимать пальцы.

Как мы славно заживем.

Вращать кисти рук.

ВЫРОС ЦВЕТОК

Вырос высокий цветок на поляне,

Запястья соединить,

ладони развести в стороны,

пальцы слегка округлить.

Утром весенним раскрыл лепестки.

Развести пальцы рук.

Всем лепесткам красоту и питанье

Ритмично двигать пальцами

вместе-врозь.

Дружно дают под землей корешки.

Ладони опустить вниз, тыльной

стороной прижать друг к другу,

 пальцы развести.

КОГО ВСТРЕТИЛИ В ЛЕСУ?

Раз, два, три, четыре, пять.

Дети в лес пошли гулять.

"Шагать" по столу средним и

указательным пальцами обеих рук.

Там живет лиса.

Рукой показать хвост за спиной.

Там живет олень.

Пальцы рук разведены в стороны.

Там живет барсук.

Кулачки прижать к подбородку.

Там живет медведь.

ЯБЛОНЬКА

У дороги яблонька стоит,

Руки сплести над головой,

пальцы разжаты.

На ветке яблочко висит.

Сложить запястья вместе.

Сильно ветку я потряс,

Руки над головой, движения

вперед-назад.

Вот и яблочко у нас.

Ладони  перед грудью –

держим яблоко.

В сладко яблочко вопьюсь,

Соединить запястья,

ладони развести.

Ах, какой приятный вкус. 

ЗАСОЛКА КАПУСТЫ

Мы капусту рубим,

Движения прямыми кистями вверх-вниз.

Мы морковку трем,

Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков

к себе и от себя.

Мы капусту солим,

Имитировать посыпание

солью из щепотки.

Мы капусту жмем.

Сжимать и разжимать пальцы.

В ЛОДКЕ

В лодке мы с тобой плывём,

Нас волна качает

Дует слабый ветерок,

Лодку подгоняет

А куда мы приплывём –

Только речка знает

Дует - дует ветерок,

Лодку подгоняет.

 СОБАЧКА

У собаки острый носик,        

Правая ладонь на ребро, на себя.

Есть и шейка,                                          

Большой палец вверх, указательный,

средний, безымянный    вместе.

 Есть и хвостик.      

Мизинец попеременно опускается

и поднимается «лает» собака.

КОШКА

А у кошки ушки на макушке,

Средний и безымянный пальцы

упираются в большой палец.

Чтобы лучше слышать

Мышь в норушке.

Указательный и мизинец

 поднять вверх.

БЕГАЛИ КОТЯТА

Во дворе у брата

Бегали котята.

Кончик указательного пальца

сильно вдавить в подушечку

большого пальца.

Испугавшись щелчка        

Делать сильные щелчки

 в воздух (3 раза).

Разбежались кто куда.        

Щелчки выполнять средним пальцем и безымянным.

ВЕЕР

Солнце светит очень ярко,

Соединить прямые пальцы рук.

И ребятам стало жарко.        

Расслабить руки от локтя,

Достаём красивый веер.

Пусть прохладою повеет.

МЫШКА

Серенький комок сидит        

Средний и безымянный пальцы

упираются в большой.

И бумажкой всё шуршит.        

Указательный палец и мизинец

согнуты в дуги  и прижать

 к среднему и безымянному пальцу.

КОГОТОЧКИ

У кошкиной дочки        

На лапках коготочки.                                                   Поджать подушечки пальцев правой

Руки к  верхней части ладошки.

Ты их прятать не спеши,                                          Произносит громко «мяу!» 2-3 раза.

Пусть посмотрят малыши!        

Теперь левой рукой.

Затем двумя руками

ЗДРАВСТВУЙ, СОЛНЦЕ!

Здравствуй, солнце золотое!        

Пальцами правой руки по очереди

Здравствуй, небо голубое!        

«здороваться» с пальцами

левой руки,

Здравствуй, вольный ветерок,

похлопывая друг друга кончиками.
Здравствуй маленький дубок!
Мы живём в одном краю -
Всех я вас приветствую!

СОЛНЦЕ ВСТАЛО

Солнце утром рано встало,

Ладошки скрестить.

Пальцы  широко раздвинуть,

образуя «солнце с лучами».

Всех детишек приласкало.        

ДОЖДИК

Дождик-дождик,

Подушечки правой руки

прижать к столу.

Полно лить,        

Попеременно постукивать

ими по столу.

Малых детушек  мочить!        

 «Крыша» над головой

из ладошек.

ЁЛКА

Ёлка быстро получается        

Если пальчики сцепляются.

Ладони от себя, пальцы пропускают между собой

(ладони под углом друг к другу).

Локотки ты подними,

Пальцы выставляются вперёд.

Пальчики ты разведи.        

Локти к туловищу не прижимать.

ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕС!

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Поднять обе руки ладонями к себе.

Полный сказок и чудес!        

Шевелить кистями и пальцами.

ДЕРЕВО

У дерева ствол,        

Прижать руки тыльной стороной друг к другу.
На стволе много веток,        

Пальцы растопырены - вверх.

А листья на ветках

Зелёного (жёлтого) цвета.

Шевелить кистями и пальцами.

РАСПУСТИСЬ ЦВЕТОК

Набухай скорей, бутон,        

Подушечки пальцев

обеих рук сомкнуть.

Распустись цветок - пион.        

Ладошки немного округлые. «Раскрыть» бутон - раздвинуть

пальцы и прогнуть.

ОСА

Оса села на цветок.        

Вытянуть указательный

палец правой руки.

Пьёт она душистый сок.        

Вращать пальцем,

затем то же - пальцем

левой руки

КРАБ

Краб ползёт по дну,        

Ладони вниз, пальцы скрещены

и опущены вниз.

Выставив свою клешню.

Большие пальцы к себе.

Передвигаем на пальчиках ладони

в одну сторону, затем в другую.

КРОКОДИЛ

Крокодил плывёт по речке,

Ладонь выставить

параллельно полу.

Выпучив свои глаза.        

Большой палец под ладонью, указательный и мизинец

согнуты (глаза) и прижаты

к среднему и безымянному пальцу.

Он зелёный весь, как тина,

От макушки до хвоста.        

МОЯ СЕМЬЯ

Вот дедушка,        

Пригибаем большой палец к ладошке.

Вот бабушка,        

Пригибаем указательный палец.

Вот папочка,        

Пригибаем средний палец к ладошке.

Вот мамочка,        

Пригибаем безымянный палец.

Вот деточка моя,        

Пригибаем мизинец к ладошке.

А вот и вся моя семья.          

Второй рукой охватить кулачок.

БАБУШКИНЫ ОЧКИ

Бабушка очки надела        

Большие пальцы

вместе с остальными

образуют колечко.

И внучонка разглядела.        

Поднести к глазам.

ОЧКИ ТЁТИ ВАЛИ

-Что стряслось у тёти Вали?

Образовать два кружка

из больших и указательных

пальцев обеих рук.

Соединить их.

-У неё очки пропали!        

Нет очков у тёти Вали -        

 «Смотрим» в «очки».
Очевидно, их украли!

ДЕТКИ

Раз - два - три - четыре - пять!

Поднять кисть правой (левой)

руки вверх.

Будем пальчики считать -        

Широко раздвинуть пальцы.

Крепкие, дружные,        

Поочерёдно сгибать их в кулачок.

Начинать с большого пальца

Все такие нужные.        

НОЖКИ

Топ - топ - топ,        

Топают ножки.

Указательный и средний пальцы

«ходят» по столу продвигаясь вперёд

Это мы пришли

В группу по дорожке.

Опускаем кисть руки ладонью вниз

ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ

Я здороваюсь везде -        

 Дома и на улице.

Кончиком большого пальца

правой руки поочерёдно касаться

 кончиков других пальцев.

Даже «здравствуй!» говорю

Я соседской курице.        

Проделать то же самое

       с левой рукой

ОСЫ ЛЮБЯТ СЛАДКОЕ

Осы любят сладкое,

К сладкому летят.

Выставить средний палец, зажать его между

указательным и безымянным.

И укусят осы,        

 Если захотят.

Вращать ими в разные стороны.

БАБОЧКА

Бабочка - коробочка,        

Улетай под облачко.        

Скрестить запястья обеих рук

и прижать ладони тыльной

 стороной друг к друг.

Там твои детки

На берёзовой ветке.        

Пальцы прямые.

«Бабочка сидит».

Имитировать полёт «бабочки».

НА РАБОТУ

Большой палец встал  один.

Сжать пальцы в кулачок.

Указательный - за ним.        

Поочерёдно разгибать их.

Средний будит безымянный.

Выполняем разгибание полысев.

Тот поднял мизинчик малый.

Выполняем разгибание пальцев

Встали братцы все  - «Ура!»

Широко расставить пальцы

в стороны.
На работу им пора.

КИСТОЧКА

Мягкой кисточкой покрашу

Соединить все подушечки

пальцев руки.

Стульчик, стол и кошку Машу.

Движениями пальцев и запястья

раскачивать кисть справа-налево

и наоборот.

БОЛЬШОЙ БРАТЕЦ

Покажи уменье другу,        

4-е пальца правой руки

(кроме большого) сжать в кулак.

Покружись-ка ты по кругу!

Большой палец поднять вверх

и выполнять круговые движения.

ДЕРЕВО В ОБЛАКАХ

Дерево кончается,                                            

Рисуем ствол дерева в воздухе

указательным пальцем.

Где-то в облаках.                                              

Рисуем облако – овал или цветок.

Облака качаются  на его руках.                                                      

Кисти обеих рук плавно

покачиваем из стороны в сторону.

Эти руки сильные  

Рвутся в вышину,                                                                                           

Кисти рук в «замок»,

разорвать «замок».

Держат небо синее.                                         

Ладони подставить к «небу»

Небо и луну.                                                       

Рисуем луну – круг в воздухе

указательным пальцем.

ПЕТУШОК

Петушок, петушок        

Наклон кисти с карандашом

вверх - вниз

Золотой гребешок,        

«Рисуют» спиралевидную линию

Маслена головушка –

Шёлкова бородушка.

Указательным пальцем поглаживают карандаш сверху, затем средним пальцем снизу.

        

ГУСЬ

Гусь сердитый зло гогочет:        

Кисть руки изображает

«голову гуся»

Может быть, он кушать хочет?        

4-е пальца плотно прижать

друг к другу, большой - немного

      опустить вниз

КУРОЧКА ПИЛА ВОДИЦУ

Наша курочка гуляла,        

Поставить руку локтем на стол.

Травку свежую щипала.        

Пальцы сложить в виде клюва.

И пила водицу        

Прямо из корытца.

Ритмично наклонять кисть руки вниз, поднимать вверх « пьёт» курочка.

РАЗМИНКА – УТЁНОК

Ты, утёнок, не пищи!        

Лучше маму поищи.

Сжимать в кулачки и разжимать пальцы 2-х рук.

Можно использовать резиновые игрушки.

УТЯТА

             Раз - два - шли утята.        

Поочерёдно сгибать все пальцы правой руки потом левой, начиная с большого.

Три - четыре - за водой.        

А за ними плёлся пятый,

Позади бежал шестой.

А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался -

Громко-громко запищал:

Пи-пи-пи - не пищи!        

Сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

              Мы тут рядом, поищи!

ПТИЧКИ ПРИЛЕТАЛИ

Птички прилетали,        

Крыльями махали.        

Пальцами обеих рук производить

движения вверх - вниз.

Сели. Посидели.        

Сжать пальцы в кулачок.

И дальше полетели.        

Взмахи «крыльями».

ПТИЧКА

Пальчики - головка,        

Большие пальцы переплетены.

Крылышки - ладошка.        

Сомкнуты пальцы - крылья. Машут.

ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ

Улетела птица-мать        

«Крылья» - машут.

Малышам жуков искать.

«Малыши» - пальцы руки

обхватить левой ладонью.
Ждут малютки-птицы        

Получается «гнездо».

Мамины гостинцы.        

Шевеление пальцами правой руки.

СКВОРЕЦ

Скворец в скворечнике живёт

Ладони вертикально поставлены,

 мизинцы прижаты «лодочка»,

а большие пальцы загнуты внутрь.

И песню звонкую поёт.        

СОРОКА

Сорока - сорока,        

Научи меня летать,

Ладони раскрыты,

пальцы большие переплетены,

«машут» кистями рук как крыльями.

Не высоко,        

Руку поднимаем вверх.

Ни далеко,        

Кисть руки прикладываем к глазам.

Чтобы солнышко видать,  

Рисуют в воздухе круг.

ЖУК

Я весёлый Майский жук.        

Знаю все сады вокруг,

Сжать кулачок.

Над лужайками кружу,        

Указательный палец и мизинец

развести в стороны (усы).

А зовут меня Жу-жу...        

Шевелить «усами».

КОМАРИК

Не кусай, комарик злой!        

Сжать кулачок.

Указательный палец выдвинуть вперёд - «хоботок».

Я уже бегу домой.        

Мизинец и большой пальцы, расслабив,

опустить вниз  (это - «лапки»).

СТОЛ

У стола четыре ножки,        

Левая рука в кулачок.

Сверху крышка, как ладошка.

Сверху на кулачок опускается ладошка (можно менять положение рук правая-левая).

ДОМИК

Дом мы строим        

Создать угол - «крышу»

пальцами обеих рук,

Выше, выше!        

Соединив их подушечками

под углом - «окно».

Есть окошки в нём и  крыша.

Раздвинуть шире запястья,

а локти прижать к туловищу. Получится «дом».

КРЮЧОЧКИ

Крепко держатся дружочки,

Не разжать нам их крючочки.

Сцепить мизинцы обеих рук

друг с другом, как два крючка

(безымянными, средними,

Указательными и большими

пальцами).

ШАРИК

Надувайся, шарик, больше!        

Кончики пальцев обеих рук прижать

друг к другу, ладошками образовать маленький, а затем большой «шар».

Лучше щёчки раздувай!        

Поиграй ты с нами дольше:        

Катись, прыгай и летай!        

Когда воздух «выходит»,

принять исходное положение.

ЗАМОК

Пальцы сплетем,

и замок, мы получим.        

Ладошки прижать друг к другу.

Повторим ещё,

и получится лучше.        

Пальцы переплетены. Перебираем ими

ВЕРТОЛЁТ

Быстро лопасти крути!        

Пальцы обеих рук в

положении плетёной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперёд и соединить их.

Вертолёт, лети, лети!        

Большими пальцами выполнять быстрые круговые движения,

как лопасти вертолёта.

ПАРОХОД

Пароход плывёт по речке        

Обе ладони поставлены на ребро, 

мизинцы прижаты,

большие пальцы подняты вверх.

      И пыхтит он, словно печка.

ФЛОМАСТЕР

Фломастер я в руках катаю,

Действия выполняем

соответственно слов.

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

КАРАНДАШ

Покатаю я в руках        

Карандаш немножко.

Между большим и указательным

пальцами катаем карандаш.

Станьте ловкими скорей,        

Пальчики, ладошки.

Между ладонями катаем карандаш.

ДОРОЖКИ

Трудно пальчик мне вести        

Прямо по дорожке,        

Так и хочется ему        

Спрятаться в ладошке.

Указательный палец вперёд, остальные в кулачок.

Пальцем проводит прямую

 линию по столу.

Я ему горжу, грожу

Я его стыжу, стыжу.

«Грозит» - указательным пальцем.

Пальчик постыдился,        

Взял и научился.        

 «Рисуем» прямые, волнистые, ломаные линии, (можно на карточках)

КРАСИВЫЙ ЦВЕТОК

Утром рано он закрыт,

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки,

Красоту их вижу.

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик —

И теперь он будет спать

До утра, как птенчик.

(Кисть руки, пальцы — лепестки).

СТРЕКОЗА

Ах, какая стрекоза,

Как горошины глаза,

Дети приставляют руки к глазам.  

А сама как вертолёт,

То назад, а то вперед.

Повороты влево, вправо

                      раскинув руки.

ПЧЁЛЫ И КОЛОКОЛЬЧИК

Пчёлки в ульях сидят,

Кисти сжать  в кулачки

И в окошечки глядят

Приставить ладони  к глазам

Порезвиться захотели,

Друг за другом полетели.

«Машут» кистями рук как крыльями.

           На полянку прилетели

И на колокольчик сели!

Накрыть ладонями цветок из картона лежащий на столе

БАБОЧКА ПРОСНУЛАСЬ

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел, шевельнулся, потянулся,

взвился вверх и улетел.

Солнце утром лишь проснётся

Бабочка кружит и вьётся.

Дети, выполняют движения

           по тексту за воспитателем.

ВЫРОСЛИ ЦВЕТОЧКИ

 Раз, два встали

 Ручки вверх подняли

 Похлопали в ладошки

 Побежали ножки

 Встали на носочки

 Присели под грибочки

 И выросли цветочки.

СОЛНЫШКО ВОСХОДИТ

Утром солнышко восходит высоко,

Вечером заходит  глубоко.

Поднимают руки вверх с раскрытыми ладонями от себя, разводят в стороны.

Днём гуляет по небу оно, 

Согревает всех,

лучи раскинув широко.

Опускают руки вниз, чуть наклонившись. Поднимают руки вверх, показывая, что «держат» шар, «проводят» его слева направо.

Руки в стороны.

Гладит ласково листочки и цветы,

Людям золотит и щёки и носы.

Поглаживают себя по голове,

 щёки и  нос.

День прошёл, и с неба на покой

Солнца шар садится за горой.

Руки поднимают вверх.

Смыкают руки над головой

(«делают» шар), опускают «шар» вниз.

СОЛНЦЕ И БУТОН

Словно в бутончик

Собрав лепестки

В горсть собрать пальцы

левой руки.

Солнце свои посылает лучи.

Пальцы раскрыты у  левой руки.

Утром над солнцем

Цветы раскрываются.

Пальцы на правой руке распрямляются.

Солнышко село,

И сумрак сгустился,

Плавно ладони на стол опускаются.

И до утра мой цветочек закрылся.

За тем ладошки соединяются.

РАЗ - ЦВЕТОК, ДВА – ЦВЕТОК

Раз – цветок, два – цветок,

Раз – шажок, два – шажок.

Наши пальчики шагают,

На цветочки наступают.

Раз, два, три, четыре, пять.

Ходят пальчики опять.

От мизинца – до большого,

А потом  - к мизинцу снова.

Раз, два, три, четыре, пять.

Пальцы будут  отдыхать!

Поочерёдно нажимаем

каждым пальцем на соответствующий кружочек.

НЕЖНО ДУЕТ ВЕТЕРОК

Нежно дует ветерок.

Будет пчёл качать цветок.

Закрывают лепестки –

Будут спать всю ночь цветки.

Чтобы клён скорей уснул,

Ветер на него подул.

Клён наш быстро засыпает,

Птенчиков в гнезде качает.

Спи, мой птенчик, мой цветочек,

Спи, мой маленький сыночек …

Глазки спят и спят ладошки …

Сладко спит любимый крошка.

Кисти рук раскачиваются.

Пальцы собираются в горсточку.

Руки раскачиваются, как ветки.

Одна ладошка вложена в другую, качаются.

ФЛАЖОК

Я в руках флажок держу

И ребятам всем машу.

Четыре прямых пальца правой руки

(кроме большого) плотно  прижать

 друг к другу. Отвести правую

руку в сторону. Развернуть  её так,

чтобы большой палец, оттянутый

до отказа оказался внизу.

Машем «флажком» вперёд-назад.

Горит на солнышке флажок

Как будто я огнь зажёг.

МЕСИМ ТЕСТО

Тесто мнём, мнём, мнём!

Тесто жмём, жмём, жмём!

Очень энергично сжимаем и разжимаем руки и кулачки (одновремённо и поочерёдно).

Пироги мы испечём!

Руками делаем движения, как будто лепим  снежки.

ЛОШАДЬ

Конь ретивый

С долинной гривой

Скачет, скачет по полям

Тут и там! Тут и там!

Большой палец правой руки поднять вверх. Сверху обхватить эту ладонь другой ладонью под углом, образуя пальцами гриву. Большой палец левой руки поднять вверх.

Потом можно поменять руки.

КОЛОКОЛЬЧИК

Колокольчик всё звенит,

Язычком он шевелит.

Тыльные стороны рук обращены  вверх, пальцы обеих рук скрещены.

Средний палец правой руки опущен вниз, свободно им вращать.

РЫБКА-МАЛЮТКА

Рыбка-малютка

По речке плывёт,

Волнистое, плавное движение расслабленных кистей рук.

Рыбка-малютка

Хвостиком бьёт.

Прямые ладони  прижать друг

к другу. Пальцы направлены в

сторону «от себя». Поворачивать

сомкнутые ладони вправо-влево

имитируя, движения рыбки

хвостом.

ЗАЙКА И УШКИ

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат,

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы.

Ими шевелить в стороны и  вперёд.

ДЕРЕВО С КОРНЯМИ

Высокие,  красивые,

Деревья здесь растут.

Кисти рук  опустить вниз,

Медленно поднять руки

«деревья» вверх.

А корни под землёю

Для них водичку пьют.

Опустить ладони перед собой, широко расставив пальцы.

или

Ладони опущены вниз и прижаты друг к другу тыльной

стороной.

Пальцы разведены в стороны и напряжены. Удерживать в таком положении кисти рук, потом встряхнуть.

БОТИНКИ

Берём пробки от бутылок, надеваем как обувь на указательные и средние пальцы обеих рук, и «идём» как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая». После каждого движения - смена рук.

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперёд шагнули.

                Смена рук.

И пошли по переулку

На весёлую прогулку.

               Смена рук.

Пальцы – словно балеринки,

Но обутые в ботинки.

                Смена рук.

Каждый пальчик – будто ножка,

Только шаркает немножко.

ДВА МЕДВЕДЯ

Сидели два медведя

На тоненьком суку:

Руки согнуты в локтях, пальцы  

в кулачки прижаты к туловищу.

Дети  покачивается влево-вправо.

Один читал газету,

Развести руки в стороны.

Другой молол муку,

Стучим одним кулачком по другому.

Раз ку-ку, два ку-ку –

Оба шлёпнулись в муку.

Кулачки падают на колени.

Нос в муке, хвост в муке,

Показать пальцем нос,

затем руку за спину.

Ухо в кислом молоке.

Берёмся пальцами за ухо. 

       

        

ЗАЙКИ НА ЛУЖАЙКЕ

На полянке, на лужайке

Целый день скакали зайки.

Прыгаем всеми пальцами по листу бумаги.

И катались по траве,

От хвоста и к голове.

Прокатываем ладони по листу, вперёд-назад от основания к кончикам пальцев.

Долго зайцы так скакали,

Но напрыгались, устали.

«Попрыгать» и «лечь» ладонями на бумагу.

Мимо змеи проползали,

«С добрым утром!» - им сказали,

Ладони по очереди ползут как змеи.

Стали гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать.

Ладони поочерёдно гладят бумагу.

УЛИТКА

У улитки-крошки

Подрастают рожки.

Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный

палец и мизинец.

Научу её ходить,

Если будут ножки.

Продвигаясь медленно вперёд, «улитка» шевелит «усиками».

ВЕСЁЛЫЙ ОРКЕСТР

Кот играет на баяне,

Зайка наш – на барабане.

Ну а мишка – на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь  помогать,

Будем вместе мы играть.

Имитировать игру на разных музыкальных инструментах.

БЕЛКА

Сидит белка на тарелке,

Продаёт она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому …

Пальцы сжаты в кулачок. Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого.

ФИЛИН

Сидит филин на суку

И кричит бу-бу-бу-бу.

Руки в кулачок, прижаты.

Большие пальчики – вверх (ушки),

Указательные пальцы вместе:

Они выставлены на вас (нос).

ВОЗДУШНЫЕ ЩЕЛЧКИ

Во дворе у брата, бегали котята.

Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх.

Испугавшись щелчка,

Указательный палец резким движением вперёд делает сильный щелчок в воздух    (3 раза).

Разбежались кто куда.

По аналогии выполнять щелчки средним, безымянным пальцами и мизинцем.



Предварительный просмотр:

«Рисуночные игры

для  дошкольников»

Составитель:

 Шаповалова Алла Петровна

воспитатель

«Волшебный салют»

     На полу расстилают газету, кладут большой лист бумаги. Нужны жидкие краски, тазик с водой, тряпочки, кисти, либо старая зубная щётка.

     Манипулируя любым способом кистью и зубной щёткой стараться брызгать на лист бумаги, устраивая «волшебный салют».

     Великолепное зрелище.

СОВЕТ. Не пугаться, если частички «салюта» попадут на лицо и руки участников, одежду модно постирать или одеть на ребёнка «халат художника» (старая папина рубаха с эмблемой «палитры»).

 «Весёлый узор»

     На мольберте перед каждой командой прикрепляется чистый лист бумаги. Дети делятся на две команды для выполнения коллективной работы. По команде воспитателя к своим листам бумаги подходят первые участники от каждой команды - выполняют приёмом тычка первую полосу узора, которого должны будут придерживаться остальные участники эстафеты. Затем выходят следующие представители команд...

  • Материал - узор-образец, состоящий из ягод и листьев (или снежинок и морозных узоров; звёзд и месяца): ряд из трёх ягод, ряд их трёх листьев, ряд из ягод, ряд из листьев и т.д.

СОВЕТ. Участники эстафеты выходят выполнять свой ряд тогда, когда предыдущий товарищ по команде сядет на место.

     

Выигрывает та команда, дети которой правильно, красиво и быстро справились с работой, не нарушая правил.

«Геометрические рыбки»

      Внимательно посмотрите на геометрические фигуры и дорисуйте рыбок.

СОВЕТ. Изобразительный материал произвольный. 

«Дирижёр»

     Ребёнок берёт кисти или фломастеры в обе руки и рисует двумя руками одновременно какой-нибудь симметричный предмет:

  • Бабочку.
  • Вазу.
  • Яблоко.
  • Ёль.
  • Гриб.
  • ^Цветок.

СОВЕТ. Рисовать удобно на большом пространстве и на вертикальной поверхности. Усложнение - уменьшить размер бумаги (1/2 или % альбомного листа). 

«Точки»

Покажите на примере, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. А теперь предложите ему клетки попробовать нарисовать что-либо, соединяя точки.

СОВЕТ.     Использовать все точки каждый раз не обязательно.

«Картинка подсказка»

Закрась   части  домика,   солнце  и  облака  по  этой подсказке фломастерами или цветными карандашами.

«Кляксы»

     Взять альбомный лист, сложить пополам. На одной половине листа ребёнок делает кляксу, потом лист перегибается, и на другой стороне получается отпечаток. Посмотрите на рисунок, назовите изображение и сочините историю.

СОВЕТ.   Когда рисунки-кляксы высохнут, предложите ребёнку вырезать их и составить из клякс композицию...

«Рисуем музыку»

     Приготовьте всё для рисования по мокрому листу. Сядьте рядом с ребёнком и наблюдайте за проявлением эмоций на его лице и на бумаге, включив спокойную, лирическую музыку. Молено сначала договоритесь с ребёнком, какие цвета будут:

• добрыми (жёлтый, голубой),

• грустными (зелёный, светло-синий), 

• злыми (тёмно-красный, тёмно-синий.

СОВЕТ. Затем эти правила лучше исключить и дать ребёнку свободу в выборе цветов отражающих его восприятия музыки.

«Матрёшки - сестрички»

Найти   три   матрёшки   из   одного   комплекта   и раскрасить их.

 «Нарисуй вторую

половину картинки»

Предложите ребёнку, нарисовать вторую половинку картинки простым карандашом и раскрасить её.

СОВЕТ. Изобразительный материал для раскрашивания дети выбирают самостоятельно. 

«Рисование на спине»

     Дети разбиваются на пары. Один ребёнок на спине, которого будут рисовать, закрывает глаза.

     Воспитатель показывает карточку-схему с простым изображением геометрических фигур или простых изображений (дом, ёлка, лесенка, цветок, снежинка и т.д.).

Второй ребёнок рисует пальцем на спине первого.

СОВЕТ. Если отгадывающий ребёнок затрудняется ответить, повторите «рисунок» на спине. Дайте наводящие вопросы.

«Рисование по точкам»

Взрослый заранее готовит схему рисунка, расставляя контурные точки. Ребёнку говоря: «Хочешь удивиться? Тогда соединяй точки друг с другом по порядку!» получившийся контур предложите дорисовать, раскрасить, придумать сюжет и дать название.

СОВЕТ Постепенно усложняйте работу  -  на схеме половинка точечного рисунка...

 «Самоцветы»

     Упражнение       даёт       возможность       свободно экспериментировать с цветом.

     Мокрый лист бумаги - это сундук с драгоценностями. Все они имеют свой неповторимый цвет. Ребёнку предлагается попробовать все возможные сочетания трёх красок, разную яркость и насыщенность красочных смесей, наполнить сундук разными самоцветами, просто ставя разноцветные точки.

СОВЕТ.   Можно использовать гуашь с блёсками или пудинговую краску.

«Чудо — рисунок»

     Предложите ребенку нарисовать что-то (портрет мамы, городу животное, человечков) из ... разных цветов (используем печатки), из овощей (трафарет), из ...зайчиков, белочек, птичек

     Вот это будут чудо-картины!

СОВЕТ. Над рисунком могут работать несколько детей.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: