Контрольно-оценочная деятельность. Опыт

Пермякова Светлана Фёдоровна

Предварительный просмотр:

Альтернативное оценивание успешности учащихся начальных классов

на этапе модернизации образования

«Цель жизни – поиск совершенства,

а задача каждого из нас – максимально

приблизить его проявление в самом себе,

в собственном состоянии и образе действия»

(Ричард Бах)

        Вот уже пять лет прошло с тех пор, как в начальной школе началась модернизация структуры и содержания образования. И действительно, многое изменилось в лучшую сторону. Появилась возможность выбора содержательных и технологических линий среди девяти государственных учебно-методических комплектов. Подтвердилась мысль, что научить ребёнка читать, писать и считать можно по-разному. А какой путь выберет учитель или родители будущего первоклассника, зависит теперь от школы микрорайона.

        Хорошим итогом модернизации является ориентированность всех учебно-методических комплектов на развитие ребёнка, на формирование в его психике новообразований, свойственных возрастному периоду, именуемому в психологии учебной деятельностью. Другими словами, приоритетом в начальном образовании стали общеучебные умения, навыки и способы деятельности, которые будут способствовать дальнейшему самообразованию учащихся. Это касается познавательной, речевой, поисковой и организационных сфер деятельности.

        В связи с такой целевой переориентацией начального обучения значительно изменилась содержательная часть – «то, чему учить в школе», но больше всего изменений требует технология преподавания – «то, как учить в школе». Для многих учителей, как и родителей школьников,  неприемлемыми до сих пор являются ситуации, когда ученики на уроках высказывают или доказывают свою точку зрения, не соглашаются с мнением учителя или друзей, вступая при этом в дискуссию. Понятие «дисциплина на уроке» теперь имеет совсем иное понимание – это организованная целенаправленная деятельность учащихся, направленная на поиск нового знания, на определение новых способов действий, на их применение и отработку.  Новое знание на уроке ученики добывают в парах или в группах, когда невозможно  обойтись без обсуждений, без договорённостей, а то и споров, доказательств. И лишь в таком взаимодействии ученик становится субъектом обучения, заинтересованным в самооизменении, саморазвитии, самовоспитании. Именно на это и нацелены новые технологии в преподавании.

        Имея опыт наблюдения за внедрением в практику инноваций содержательного и технологического характера, хочется отметить один существенный «минус» модернизации – несовершенство системы контроля и оценивания успешности школьников. Ни для кого не секрет, что официально обучение в первом классе строится на принципах безотметочного обучения. И осуществляется это с целью обеспечения более комфортной адаптации к школе «помолодевших» первоклассников. Однако многие учителя не совсем понимают суть данного подхода и его принципы, так как  в педагогических учебных заведениях об этом, к сожалению, заговорили только недавно. Поэтому на местах вместо отметок учителя продолжают «выставлять»  первоклассникам то ли разноцветные кружочки, то ли рожицы с разным настроением, то ли геометрические фигурки с разным значением…, а сам ребёнок опять «остаётся не у дел». Ну а со второго класса начинается настоящая школа с оценками и отметками по пятибалльной шкале, причём, нормы и критерии оценивания, как правило, остаются прежними, из прошлого века. Тогда-то и начинаются настоящие проблемы:

  • падение интереса детей к обучению, к школе;
  • стремление заработать как можно больше положительных отметок, чтобы угодить родителям;
  • всяческие ухищрения от наказания за невыполненное задание, обман;
  • обиды за несправедливую оценку, депрессии и неврозы.

        Но проблемы эти можно решить, причём успешно. Мы попытались на протяжении четырёх лет выстроить альтернативную систему контроля и оценивания успешности учащихся начальной школы. При соблюдении принципов безотметочного обучения в учебно-воспитательном процессе нам удалось избежать многих стрессовых ситуаций не только  для учеников, но и для педагогов.

К эксперименту по альтернативному оцениванию удалось привлечь  учителей физвоспитания, музыки, изобразительного искусства и хореографии, которые успешно использовали новую систему оценивания на своих предметах. Многие педагоги основного и старшего звеньев, наблюдая, интересуясь положительными сторонами этой технологии оценивания, так прониклись ею, что используют  элементы и приёмы альтернативного оценивания в своей педагогической практике. Это способствовало быстрой и  успешной адаптации пятиклассников  к новым условиям и требованиям в основной школе. Таким образом, преемственность в системе оценивания при переходе из одной ступени в другую соблюдена.

А начинался эксперимент уже в  первые  дни обучения первоклассников в школе.  С сентября  шестилетки учились сами оценивать любое своё ощущение, настроение, свою деятельность с помощью «линеечек-шкал»,  цветных кружочков (листочков, бабочек, цветочков),  рожиц настроений, лесенок. Педагоги школы осуществляли данный подход  на содержании адаптационного курса «Введение в школьную жизнь» Г.А.Цукерман и К.Н. Поливановой, который рассчитан на десять дней. Благодаря  взаимооценке, самооценке, сравнению своей оценки с учительской,  к концу первого года обучения в школе ребята научились самостоятельно адекватно оценивать свои работы по тем критериям и требованиям, которые совместно обсуждали в классе, научились объяснять родителям значение каждой своей оценки и отметки. Они уже не обращались к педагогу с просьбой поставить отметку за какую-либо  работу, а сами могли определить качество её выполнения по различным критериям, включая «правильность», «аккуратность», «лёгкость», «заинтересованность»  и т.д.    

          Большинству учеников и родителей эта система оценивания пришлась по душе. Ведь у детей не было страха перед плохой отметкой за не получившееся задание, перед снижением отметки за случайную помарку или исправление, ибо это уже другой критерий для оценивания. И что немаловажно, каждый из учащихся мог получить за урок не одну, а несколько отметок, которые выражали качество его деятельности. Детям было интересно осваивать и использовать различные варианты отметок – они отчасти играли в школу, поэтому шли на занятия с желанием. Те родители, которым не понравилась такая система оценивания, которые в силу своих амбиций или консервативных взглядов требовали строгого оценивания с помощью пятибалльной шкалы, приглашались на уроки, на беседы, на «круглые столы» по этой проблеме.

Далее будут представлены результаты анкетирования родителей учащихся, которые свидетельствуют об осознании и принятии системы оценивания всеми субъектами данного процесса.

        На протяжении четырёх лет педагоги начальной школы кропотливо учили детей не только предметным умениям и навыкам, способам добывания любой информации, но и способам самоконтроля и самооценки. Так в первом классе школьники научились:  

  - сравнивать любое своё действие и результат с готовым образцом,

  - определять в совместном обсуждении  критерии  для оценки,  по которым необходимо осуществлять оценку своей деятельности и соотносить её с оценкой учителя,

 - отделять известное (сформированное) от неизвестного (несформированного)  в знаниях и умениях.

По результатам педагогического наблюдения, за первый год обучения и альтернативного оценивания у 76% первоклассников отмечена способность адекватно себя оценивать. На следующих этапах эта способность, конечно же, развивалась и уже на четвёртом году обучения она отмечена у 92%.

Говоря о втором этапе эксперимента (2-3 классы), хочется отметить активную творческую работу педагогов по использованию различных видов оценочных  шкал и самоооценок:

  • количественной оценки (абсолютной и относительной),
  • порядковой оценки (ранговой, описательной, аналоговой, знаковой и балльной),
  • прогностической самооценки,
  • ретроспективной самооценки.

Что касается балльного оценивания, то школьники освоили трёхбалльную, пятибалльную, шестибалльную, десятибалльную, двенадцатибалльную… и стобалльную шкалы,  что позволит им в дальнейшем свободно ориентироваться в любой заданной шкале оценивания, в том числе и стобалльной на ЕГЭ.

К концу второго этапа эксперимента третьеклассники также научились:      

-классифицировать задания по сложности,

  • выбирать приемлемый объём и уровень сложности заданий для самостоятельной    работы,
  • определять ошибкоопасные места в тексте или в задании,
  • устанавливать возможные  причины ошибок и намечать шаги по их устранению или коррекции,
  • выражать оценку своих действий или результатов с помощью баллов на основе суммы разных умений (по совокупности критериев).

Активное участие в оценочной деятельности школьников подтверждается их заинтересованностью при составлении папки достижений, так называемого «Портфолио».

Эта учебная папка представляет собой особую форму и процесс организации образцов и продуктов (коллекция, отбор и анализ) учебно-познавательной деятельности школьника, а также соответствующих материалов, предназначенных для последующего сопоставления и анализа, всесторонней качественной оценки уровня обученности учащихся и дальнейшей коррекции процесса обучения. Такую папку в первом классе школьникам помогали вести учителя, указывая, какие работы следует помещать туда. Во втором классе к ведению папок привлекались родители, а в третьем и четвёртом – сами учащиеся справлялись с данной задачей. Причём, отбор материала осуществлялся как совместно, в группах, так и самостоятельно в соответствии с согласованными требованиями.

Содержание «портфеля» учащегося четвёртого класса составлялось по желанию самих школьников и включало  три обязательных элемента:

  1. сопроводительное письмо владельца с указанием предназначения и краткого описания содержимого;
  2. оглавление «портфеля» с перечислением основных элементов:
  • -   мои первые работы,

-   творческие работы по предметам,

  • лучшие работы по изобразительному искусству и труду,
  • лучшие тетради,
  • грамоты и награды,
  • исследования и проекты,
  • знаменательные события  (фотографии)…
  1. самоанализ и задачи на будущее.

В конце учебного года проводились коллективный анализ и оценка содержимого папки, которая  осуществлялась одноклассниками и учителем  в содержательной форме по 3 уровням (высокий, средний и низкий) по договорённости внутри коллектива. А на выпускной праздник ученики по группам готовили плакаты и стенды с использованием материалов своих папок достижений.

        Говоря об итогах четвёртого года экспериментальной работы, следует отметить, что младшие школьники успешно освоили полный цикл контрольно-оценочной деятельности и научились:

  • определять критерии, которые нужно предъявлять на проверку,
  • составлять проверочные задания по выдвинутым критериям, даже с «ловушками»,
  • создавать совместно или находить образцы для проверки,
  • сопоставлять полученные результаты с образцом и оценивать их,
  • анализировать ошибки и выдвигать гипотезы об их причинах,
  • составлять или подбирать корректировочные задания с последующим выполнением,
  • переводить формализованные свои оценочные шкалы в общепринятую пятибалльную шкалу.

Возможно, некоторым педагогам покажется, что это не под силу ученикам начальной школы, что дети будут хитрить или обманывать при оценивании. Но это не так. Ничто так не воспитывает чувство ответственности за свои поступки как доверие и понимание.  Тем более, что учителя не наказывают за ошибку, они предоставляют ученику возможность осознанно её исправить,  поощряют способность к самоконтролю и адекватной самооценке. А с другой стороны, ребята стали внимательнее и терпимее относиться друг к другу, поэтому случаев обмана, хитрости по отношению к оцениванию в четвёртом классе не было.

        Экспериментальная деятельность в школе обязательно сопровождалась методической поддержкой и мониторингом, осуществляемыми сотрудниками Костромского областного института повышения квалификации работников образования и школьным психологом. Так что педагоги имели возможность консультироваться, по необходимости корректировать свою деятельность, исследовать определённые процессы и самообразовываться. За отчётный период  44% педагогов начальных классов повысили  квалификационную категорию с первой на высшую, а 22% подтвердили высшую квалификацию.

        Результатом исследовательской и творческой деятельности педагогического коллектива и методистов института является разработка «Вкладыша в дневник учащегося» (для 2,3,4 и 5-го классов), который помогает школьникам самим отслеживать и фиксировать своё продвижение в освоении учебного материала, свои проблемы и успехи в учёбе, оценивать свои личностные качества, ставить задачи на будущее. Этот ученический «документ» прошёл апробацию в начальном звене и зарекомендовал себя с положительной стороны, поэтому коллектив эту практику перенёс в 5-й класс. Это позволит  эффективнее организовать адаптацию школьников при переходе из начального звена в основное.

Экспериментальная деятельность по внедрению альтернативных способов оценивания сопровождалась мониторингом на разных уровнях:

а) учащегося (по дидактическому, психологическому и социальному критериям),

б) педагога,  в) родителей.

Целью мониторинговых процедур являлось отслеживание влияния хода экспериментальной деятельности на педагогическую систему школы.

Результаты мониторинга экспериментальной деятельности в  школе № 33 за период с 2002 по 2006 учебные годы показывают, что, несмотря на  проявляющуюся год от года у прибывающих первоклассников склонность к инфантилизму, снижение уровня волевых качеств,  с первого по четвёртый класс,  растёт уровень познавательных процессов и  мотивации  учащихся. Следовательно, можно говорить о положительном влиянии нового метода школьного оценивания на уровень развития детей, о прогрессирующей тенденции развития школьника в отношении его личности и самооценки.

        По мнению психологов, нетрадиционные методы оценивания приобретают особую значимость для умения ребёнком самостоятельно оценивать свои работы и являются энергетическим стимулом роста, развития  учащегося.

По результатам отслеживания общеучебных умений школьников можно сделать следующие выводы:

  • доля учеников, имеющих высокий и средний уровень развития этих умений, увеличивается;
  • произошли качественные изменения в содержании учебных умений:

в 1 классе

  • осознание учебной задачи,
  • организация учебного места;

во 2 классе

  • планирование самостоятельной работы;
  • организация домашней самостоятельной работы;
  • взаимоконтроль;
  • оценка достоверности изложения;

в 3 классе

  • интерпретация материала;

в  4 классе

-           планирование и организация своей деятельности,

            -        самоконтроль и самооценка умений по различным    критериям;

        

  • отмечается дифференциация в развитии общеучебных умений учащихся.

        

Что касается предметных умений и знаний, то школьники показали хорошие результаты при выполнении итоговых контрольных работ как по программе «Перспективная начальная школа», так и в соответствии с Госстандартом:

Результаты успешности учащихся по основным  предметам

 (по итоговым работам).

Математика

Русский  язык

Литературное чтение

Окружающий  мир

1 – А

58

50

50

58

1 – Б

68

68

72

50

2 – А

58

52

65

52

2 – Б

79

57

89

68

3 – А

65

54

62

88

3 – Б

63

48

70

85

4 – А

86

86

95

95

4 – Б

73

50

92

73

4 – В

72

68

90

86

В таблице в процентном отношении представлены данные о количестве учащихся, продемонстрировавших  успешные результаты  на конец года (качество умений и знаний которых более 70%, что соответствует отметкам  «4» и «5»). Результаты свидетельствуют о том, что в предметном плане знания и умения учащихся формируются в достаточной степени,  большее количество школьников   достигают высоких  успехов  по   литературному  чтению –  более 90%,    а по русскому языку смогли достичь высоких результатов, в среднем, 68 % учащихся.

        

В ходе эксперимента анкетировались также родители учащихся. По результатам их анкетирования  видно, как росло осознание и принятие данной системы оценивания.

Некоторые вопросы анкет

Ответы родителей учащихся  (в %)

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Как  Вы относитесь к способам оценивания?

  • положительно
  • нейтрально
  • отрицательно

36

36

28

90

3

7

62

26

12

78

19

3

С желанием ли ходит в школу Ваш ребёнок?

  • всегда
  • иногда
  • никогда
  • не могу ответить

36

53

-

11

79

17

-

3

62

29

-

9

89

11

-

-

По мнению родителей четвероклассников, у 73 % учащихся самооценка своих возможностей адекватная, у 11 % завышенная, а у 16 % заниженная. На вопрос, об умении   ребёнка прогнозировать свои результаты перед какой-либо работой,  51,6 % родителей дали утвердительный ответ,  42,2 % высказались о частично сформированном умении. И что немаловажно, 83 % школьников с желанием и лёгкостью оценивают свою учебную деятельность (показания родителей и учащихся в этом вопросе совпали), а 73,4%  ребят оценивают свою деятельность и поступки даже в повседневной жизни. Это свидетельствует о сформированности контрольно-оценочной самостоятельности у большинства младших школьников.

Чтобы качественно увеличить  данный показатель, а также обеспечить эффективную адаптацию учащихся в переходный период из начальной школы в основную, мы считаем обязательным использование данной системы оценивания в  5-ом классе. Подготовку к этому этапу коллектив осуществлял на протяжении предыдущего учебного года. Проводились дополнительные практические занятия с творческой группой учителей, которые планировались для преподавания в 5 классах и должны продолжать альтернативное оценивание, организовывались дни открытых дверей, «круглые столы», взаимопосещения  уроков.

Рефлексируя полученные в ходе эксперимента результаты, с его целью и гипотезой, хочется отметить, что апробированная альтернативная система контроля и оценивания результаов обучения и развития учащихся начальных классов, в основу которой положены принципы безотметочного обучения, обеспечила комфортное и эффективное образование школьников, а также способствовала формированию у них устойчивого познавательного интереса. Подтверждением этому являются результаты анкетирования самих учащихся.

100 % учащихся заявили, что не испытывают трудностей при содержательном оценивании своих результатов, 83 % с лёгкостью могут самостоятельно по критериям оценить свой ответ или результат. А действие самоконтроля, осуществляемое при оценивании, без указаний учителя, в любых ситуациях выполняют часто – 67%, иногда – 33% четвероклассников.

Интересно, как понимают ученики свою задачу при проверке выполненного задания и какие способы проверки используют:

Вопросы анкеты

Ответы учеников

Что ты делаешь, если не уверен в правильности выполнения задания?

Внимательно проверяю.  Жду образца для проверки. Волнуюсь. Спрашиваю учителя. Пытаюсь перепроверить. Вспоминаю правила. Перечитываю задание. Сверяю с друзьями. Нахожу подобное задание.

Как ты себя проверяешь?

Ищу доказательство. Перечитываю задание. Вспоминаю правило, алгоритм. Сверяю с образцом на доске. Вспоминаю, как решается подобная задача. Пересчитываю решения. Перепроверяю орфограммы проверочными словами. Сверяюсь с подругами.

Что значит проверить выполненную работу?

Найти ошибки. Выяснить, что неверно. Исправить ошибки. Убедиться в том, что ты всё сделал правильно.

         



Предварительный просмотр:

Педагогические приёмы и средства в технологии

альтернативного оценивания

Работая по одной из технологий, учитель всегда задаётся вопросом о том, как в практике реализовать те или иные теоретические положения, идеи. И тут на помощь учителю приходят различные приёмы и средства, способствующие внедрению той или иной технологии, метода, подхода в реальную школьную практику. Мы в рамках реализации технологии безотметочного обучения выделили такие практикоориентированные приёмы и средства, которые может использовать любой учитель в своей профессиональной деятельности. Перечислим их:

  • «волшебные линеечки» или «лесенки», диаграммы (изобретение оценочных шкал школьниками при совместном обсуждении);
  • «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей перед решением той или иной задачи);
  • «задания-ловушки» (задания на анализ (рефлексию) освоения способа действия);
  • «составление заданий с ловушками» (определение или установление возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.).
  • «составление задачи, подобной заданной» (вычленение существенного в представленной задаче);
  • «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа решения задач);
  • «составление задачи по чертежу» (переход от графического языка к словесному описанию);
  • «письмо с дырками» (видение ошибкоопасных мест в слове»);
  • «создание помощника для проверки работ» (изготовление или поиск себе «помощника» (шпаргалки) с помощью которой можно точно проверить выполненное задание);
  • «составление проверочных заданий» (выделение критериев и на их основе разработка учениками проверочных заданий);
  • «обоснованный отказ от выполнения заданий с недостающими условиями);
  • «умные вопросы» (определение «дефицита» в той или иной задаче: «я этого не знаю, но могу узнать, если…);
  • Многоступенчатый выбор» (работа со столом заданий»);
  • «орфографические или математические софизмы» (обнаружение и опровержение псевдологичного рассуждения при решении той или иной задачи);
  • «разноцветные поправки» (работа над совершенствованием своего текста, выполнение работы, неоднократный возврат за продолжительный отрезок времени);
  • «портфель» ученика и его презентация перед группой учеников, родителями, учителями»;
  • Ранжирование заданий по уровню сложности и определение их «стоимости» в баллах для дальнейшего использования при оценивании.

К педагогическим средствам, направленным на решение задачи контрольно-оценочной самостоятельности, можно отнести:

  1. выделение текущих фаз (этапов) совместного (учащихся и учителя) планирования, постановки задач и рефлексивной фазы учебного года;
  2. работа с «картой знаний» учащихся;
  3. разновозрастное сотрудничество учащихся 1-5-х классов;
  4. организация предъявления личных достижений учащихся и класса;
  5. использование накопительной системы оценки – подготовка «портфеля» ученика и его презентация;
  6. организация самостоятельной работы учащихся с целью коррекции своих знаний или продвижения вглубь, посредством стола «заданий», стола «помощника», листов открытого учёта выполнения заданий (отдельно на каждый месяц);
  7. организация и проведение учебных занятий с малой группой детей;
  8. заполнение и совместное с детьми составление всевозможных (тематических, итоговых, диагностических) оценочных листов, с учётом принципа предельной дифференциации умений;
  9. создание стендов или специальных досок для фиксации творческих находок и уникальных «продуктов» детской деятельности как формы признания их социальной значимости.

Формы фиксации достижений учащихся

В связи с тем, что педагог должен передать контрольно-оценочный механизм в руки ученику, предварительно научив его с ним работать, возникает потребность вводить особые формы фиксации учащимися своих достижений. Эти формы мы предлагаем в виде следующей документации, которую учится вести ученик в процессе обучения:

  1. Тетрадь «Мои достижения», для отслеживания динамики обучения (со 2 класса).
  2. Рефлексивный «Дневник» (по учебным предметам), в котором отражаются тексты и результаты всех тестово-диагностических, текущих проверочных работ, «карты знаний», оценочные листы к данным работам.
  3. «Тетрадь открытий» для фиксации «открытий», новых способов действия и правил, или «Справочные материалы» (по учебному предмету). Данная тетрадь служит личным справочником, «помощником» в учении ученика.
  4. Рабочая тетрадь для тренировочных работ, для предъявления работ на оценку. Учитель осуществляет проверку работ в данной тетради только по предъявлении учащегося.
  5. «Тетрадь для стартовых и итоговых работ» - для определения стартовых возможностей ученика в начале года и подведения итогов в конце года. Данная тетрадь может создаваться на весь период обучения одна на все основные предметы или попредметно, на каждый год (на усмотрение учителя).
  6. «Листы самооценки» (оценочные листы) – для отражения личных оценочных суждений за каждое умение по предмету до и после выполнения определённого вида работы.
  7. «Портфель» ученика, который представляет собой форму и процесс накапливания образцов продуктов учебно-познавательной деятельности школьника, а также соответствующих информационных материалов из различных источников (воспитателей, преподавателей кружков или секций, одноклассников, учителей, родителей и т.п.). Материалы данного «портфеля» предназначены для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности учащихся и дальнейшей коррекции оценки уровня обученности учащихся и дальнейшей коррекции процесса обучения. Накопление материалов необходимо начинать уже в 1 классе, чтобы в последующие периоды была заметна динамика всестороннего развития школьника.
  8. Содержание «портфеля» должно включать в себя три обязательных элемента:
  • сопроводительное письмо владельца «портфеля» с указанием цели, предназначения и краткого описания содержимого;
  • содержание (или оглавление) портфеля с перечислением основных элементов;
  • самоанализ и «взгляд в будущее».

Оценка содержимого «портфеля» осуществляется одноклассниками и учителем в форме содержательной, качественной оценки по четырём уровням. А в конце года организовывается его презентация.

Такой объём материалов для ученика, конечно же, не снимает с учителя его обязанностей контрольно-оценочной деятельности, а переводит их на другой уровень. Поэтому педагогом ведётся следующая документация:

  • календарно-тематический план по каждому предмету;
  • классный журнал, который является главным инструментом учителя и заполняется соответственно программе. Отметки в журнале не выставляются, а качество усвоения знаний и умений фиксируется в специальных листах содержательной оценки учащихся и может оцениваться следующими видами оценочных суждений:

« +» - хорошо знает и может применить на практике в данной и других предметных областях;

«+» - знает, зачёт;

«?» - сомневается;

«-» - не знает, «не зачёт».

Форма заполнения журнала должна приниматься локальным актом учебного заведения и согласовываться с вышестоящим контролирующим органом.

  1. Итоговый оценочный лист (индивидуальный и общий) по каждому предмету. Общий оценочный лист за четверть или год отражает качественную и содержательную характеристику достижений всех учащихся класса, а индивидуальный – такую же характеристику отдельного ученика. Итоговые оценочные листы (копии) могут сдаваться администрации школы для отчёта.
  2.  Личное дело ученика, в которое переносятся итоговые показатели успешности учащегося, а при переходе в другую школу выставляются отметки, соответствующие качеству усвоения предмета.

Качество усвоения предмета

Отметка в 5-балльной системе

86 – 100% или 81 – 100%

« 5 »

71 – 85% или 61 – 80%

« 4 »

51 – 70% или 41 – 60%

« 3 »

Менее 50% или менее 40%

« 2 »



Предварительный просмотр:

Особенности взаимодействия с родителями учащихся  при внедрении альтернативных способов оценивания результатов обучения.

        На протяжении четырех лет обучения детей в начальной школе родители остаются надежными помощниками педагога, «домашними учителями». Обычно, в начале года на собраниях мы с родителями совместно обсуждаем накопившиеся вопросы, замечания, пожелания, проблемы, ищем пути их решения. Особенно много вопросов, как правило, об эксперименте по введению альтернативной системы оценивания. Приходится разъяснять, убеждать примерами и фактами, учить приемам оценивания, которыми пользуются ученики

      Творческая группа педагогов гимназии разработала форму индивидуального оценочного листа для первых и вторых классов, которую  ученики  сами заполняют в конце четверти. Лист содержит перечень умений и навыков по каждому предмету для самооценки учащихся. После самооценки учащегося я сама оценивала уровень их знаний и умений, чтобы родители могли видеть, как реально ребенок усваивает программу. Затем на собрании я предлагала родителям проанализировать успехи ребёнка и сформулировать задачи, которые помогли бы ученику в дальнейшем лучше усвоить материал, отработать навыки. Таким образом, родители тоже учились содержательному оцениванию успешности своих детей.

        Для учащихся третьего и четвертого классов педагоги – участники экспериментальной деятельности разработали «Вкладыш в дневник». Это очень важный документ для формирования умений и фиксации результатов самоконтроля и самооценки. Он помогает отслеживать и организовывать учебную деятельность на протяжении учебного года. Во вкладышах сами учащиеся анализируют свои успехи и не только формируют, но и записывают задачи, ставя перед собой определённые цели, необходимые для успешной учёбы.

          Немаловажным помощником для родителей в контроле и оценивании учащихся является специальный стенд в классе. На нём показаны разные формы оценок: в знаках, в процентах,  уровнях.

Ежегодное анкетирование родителей в начале учебного года показало положительную динамику их отношения к новой системе оценивания.

По сравнению с данными за первый, второй и третий классы изменения значительные. Число родителей, положительно относящихся к новой системе оценивания,  выросло и составляет 83%.

Также существенно - в два раза, по мнению родителей, увеличилось число детей с желанием посещающих школу.

Эти данные сопоставимы с отношением учеников к оценке учителей и одноклассников. В первом классе с внешней оценкой были согласны около 40% детей, а в четвертом – 95%.

Отношение родителей к альтернативной системе оценивания.

       Желание ребёнка посещать школу (мнение родителей)

       Отношение учащихся к  рекомендациям учителя или товарищей

   С первого класса вместе с детьми и родителями мы начали оформлять «портфолио».  Родители вместе со своими детьми выбирали и решали,  какие результаты достойны хранения в папке, а какие нет. Теперь дети с 4-го класса ведут « портфолио» самостоятельно. Они с удовольствием собирают грамоты, сертификаты, похвальные листы за участие в конкурсах,  благодарственные письма, лучшие свои работы. Родители также заинтересованы в накоплении индивидуальных достижений  ребенка, так как поняли, что для них удобно учитывать результаты своих детей в разнообразных видах деятельности. Ведь основной смысл «портфолио» - показать  всё, на что способен ученик. Именно «портфолио» поможет быстро получить информацию о способностях, увлечениях и характере ребёнка. Так, в первом  классе 63% родителей положительно отнеслись к созданию папок достижения, нейтрально - 27 %, отрицательно - 10 % ; а в четвертом классе положительно - 91 %, нейтрально - 5%, отрицательно - 4%.

Отношение родителей к ведению «портфолио».

У нас стало традицией в конце учебного года проводить презентацию детских  достижений. За две недели до презентации каждый ученик относит папку домой, чтобы ещё раз вместе с родителями просмотреть её содержимое и подготовить выступление.

В нашем классе существует следующий план презентации:

  1. Разминка для родителей (родители получают задание  из предложенных работ выбрать и собрать своё «портфолио» и подготовиться к  его защите).
  2. Формирование групп учащихся (по их выбору).
  3. Постановка задач для каждой группы и их решение.
  4. Выступление групп.
  5. Заключительный этап (подведение итогов и оценка презентации каждой группы).

Данная работа помогла сплотить родительский коллектив, заинтересовать мам и пап нашими общими делами, а в глазах детей поднять их авторитет.

Таким образом,  педагоги видят, что происходит понимание и принятие  родителями учащихся альтернативных способов оценивания. Такая система контроля и оценки достижений в обучении переносится ими на семейное воспитание и подкрепляет формирование навыков самооценки и самоконтроля.



Предварительный просмотр:

Альтернативные способы оценивания

на уроках литературного чтения в начальной школе

Альтернативное  оценивание   - это процесс подведения результатов обучения, в котором применяется не только пятибалльная шкала как способ количественного выражения результата  оценочной деятельности, но и многие другие качественные  виды оценок.  Содержательный контроль и оценка строятся на критериях, выработанных совместно педагогом и учащимися. Критерии оценки должны быть однозначными и предельно четкими. Альтернативные способы оценивания помогают детям определить границы своего знания – незнания, своих потенциальных возможностей, а так осознать те проблемы, которые еще предстоит решить в учебной деятельности.

Ученики начальной школы могут оценивать любую деятельность на уроке, любое задание, но не целиком, а по этапам, расчленяя его на единицы - умения.

Например, на уроке русского языка в  задании нужно списать текст, в каждом предложении найти и выделить основу. Ребенок, прочитав задания,  вычленяет умения, которые он сам будет контролировать и оценивать, выполняя это задание. Вот какие умения видят дети:

а) грамотно списывать текст;

б) находить основу предложения.

А ещё они с большим удовольствием оценивают каллиграфию и аккуратность.

Пример альтернативного оценивания на уроке математики - задание решить задачу. Дети планируют предполагаемую последовательность своих действий:

а) составить краткое условие;

б) выбрать действия для решения задачи;

в) верно записать наименования;

г) верно записать пояснения;

д) без ошибок произвести вычисления;

е) записать ответ.

Каждый из этих шагов является умением в алгоритме действий. Сформулировав задания, дети решают задачу  и оценивают себя  по каждому из умений. Оценка может быть разной – шкалы, значки, баллы и т.д. Вид оценки предварительно обсуждается детьми с учителем. Оценивая свои действия по умениям,  каждый ребенок видит конкретно свои ошибки в изучении данного материала. Выявляется очень точная картина проблем и успехов.

Самым трудным, на мой взгляд,  для детей остается определение умений по литературному чтению. Ребенок знакомится с произведением, понимает, что его надо прочитать правильно, выразительно. После прочтения дети часто при оценивании себя говорят одну и туже фразу: «Я оценил себя так, потому что читал неуверенно и недостаточно выразительно». Тогда возникают новые вопросы: «В чем был не уверен? А что надо делать, чтобы читать выразительнее?»  Ученик не  видит  и не понимает в  чем именно ему надо потрудиться еще, чтобы оценить свое чтение самой высокой оценкой. Думаю, что  в решении этой проблемы есть выход – обсуждение критериев оценивания, формулировок умений совместно с детьми, затем фиксация их в таблицах или схемах. Вот некоторые из них.

Во время обсуждения выясняем - для того чтобы подготовить выразительное «взрослое» чтение необходимо уметь:  

  • определить важные мысли,
  • решить, какие слова выделить голосом, где сделать паузу,
  • правильно ставить ударения в словах,
  • соблюдать интонацию в конце предложений,
  • соблюдать интонацию внутри высказывания,
  • выбрать верный темп чтения.

Из перечня умений дети формулируют критерии «взрослого» чтения.  Критерии удобнее всего оформить в таблицу, так как  кроме колонки с критериями должны быть колонки для самооценки ученика и  оценки учителя.

Критерии «взрослого» чтения

Я

Учитель

1. Понимание содержание текста

2. Выделение голосом ключевых слов

3.Соблюдение интонации в конце высказывания

4.Соблюдение интонации внутри высказывания

5. Правильная постановка  ударения в словах

 6.Чтение без пропусков и без замен слов в       высказываниях

7.Передача голосом настроения героя, рассказчика

8. Правильный выбор темпа чтения.

Подобная таблица может быть как индивидуальной для каждого ученика, так и общей на большом формате, если ребенок читает и оценивает себя у доски. Для оценки можно выбрать два любых знака, например «+» и  «–».  Дети, оценивая свое чтение, ставят «+» в колонке «Я» к тем критериям, которые они соблюдали, а  «–» рядом с  критериями, которые не получилось продемонстрировать на высоком уровне. После оценки своего чтения  ученик формулирует  задачу на перспективу и может записать её себе в дневник или тетрадь. Он четко видит и называет умения, над которыми еще предстоит работать, на что в дальнейшем надо обратить больше внимания. Только после самооценки ученика, учитель может, оценить его работу, согласившись с мнением ученика, либо нет и дать те советы, которые не прозвучали. Если эта таблица индивидуальная для каждого ребенка, то оценки можно ставить прямо ручкой. Если таблица большого формата, многоразовая, можно сделать прорези, для  того, чтобы ставить и убирать оценки неоднократно.  Кроме того, в такой таблице может появиться и четвертая колонка – «другой ученик». В таком случае после самооценки следует оценка товарища и только потом – учителя. Если это чтение у доски, то в колонке «другой ученик» могут быть оценки нескольких ребят, которые высказывают свое мнение по поводу оценки и дают свои советы.

Критерии «взрослого» чтения

Я

Другой ученик

Учитель

прогноз

после

чтения

Работая с таблицей такого вида можно развивать у детей  не только видение плюсов и минусов процесса познания, но и адекватность самооценки. Для этого колонка «Я» разбивается на две: прогностическая (прогноз, предположение оценки перед чтением) и ретроспективная (оценка после выполнения работы). Ученик, при сравнении этих двух оценок с учительской оценкой,  видит адекватность или неадекватность самооценки.

Использование альтернативных способов оценивания на уроках  литературного чтения, позволяет сделать вывод: дети за три года научились не только видеть и формулировать умения, но и с большим интересом оценивать свою деятельность, как исполнительскую, так и творческую. Их оценки стали более адекватными, по сравнению с первым и вторым годом обучения.  Учащиеся более грамотно формулируют задачи для домашней работы и на будущее. По мнению родителей, выполнение домашнего задания стало занимать меньше времени, так как дети видят конкретные задачи, стремятся их выполнять самостоятельно и оценивать.



Предварительный просмотр:

Альтернативные способы оценивания

на уроках физической культуры

«Надо воспитывать человека пока он лежит поперек лавки». Эта древняя мудрость как нельзя лучше подходит при формировании физических качеств человека с самого юного возраста. Чем старше становится человек, тем сложнее прививать ему заботу о собственном здоровье. В младенчестве формирование основных физических качеств дается довольно легко, быстро и результативно. Потребность заниматься физическими упражнениями также обычна, как сон, еда… Необходимость двигательной активности проявляется в большой потребности младших школьников к различным движениям, подвижным играм.

Двигательный аппарат детей 6-10 лет приспособлен в основном к динамическим нагрузкам. Статические нагрузки, даже небольшие,- поддержание позы сидения - переносятся хуже.

Поэтому младшие школьники с таким удовольствием посещают уроки физкультуры, где у детей формируется определенный двигательный опыт, развиваются физические качества: сила, быстрота, выносливость, ловкость. Ребята учатся правильно ходить, бегать, прыгать, метать и пр.

Общеизвестно, что в общеобразовательном процессе контроль является его гармоничной и неотъемлемой частью. Младшие школьники с повышенным интересом относятся к оценке своих действий, и учителю следует помнить, что оценка должна стимулировать ребенка к дальнейшей работе, к самосовершенствованию, способствовать  развитию у него интереса к физической культуре, желание заниматься ею, а не наоборот.

Первоклассников надо чаще поощрять, отмечать положительные сдвиги в освоении упражнений, подбадривать, если у них что-то не получилось. В дальнейшем оценка действий младших школьников должна быть обязательно объективной, содержательной и дифференцированной, отражать индивидуальные успехи и возможности ребят.

В педагогический контроль мы включаем текущий учет, дающий информацию о степени усвоения программного материала тем или иным учеником; и тестирование двигательной подготовленности учащихся. Эти тесты у нас собраны в таблицу и включены в страничку здоровья во вкладыше дневника. Тестирования проводятся каждую четверть. С помощью тестов учитель и сами учащиеся могут проследить, какие успехи в физической подготовленности достигнуты за определенный период по основным видам движений. А это позволяет проследить динамику результатов от класса к классу.

Для повышения заинтересованности  учащихся в улучшении результатов, организуем соревнования между классами. Так, в начальной школе учреждён титул чемпионов, например: «чемпион по бегу на 30, 60 м», «чемпион по прыжкам в длину с места», с разбега», «лучший(-ая) по метанию мяча, в подтягивании, отжимании» и др. Присваивается титул по результатам проведённых  зачётов, соревнований как правило под конец учебного года или полугодия.

После проведения тестов дети на уроках всегда делятся впечатлениями с учащимися из другого класса в параллели и стремятся или покорить полученный результат, или улучшить его.

Успешно нами используются такие действенные приемы самовоспитания как «задание самому себе» или самообязательства. Например, принимая тест по подтягиванию детям, особенно мальчикам, которые не подтягиваются ни одного раза, даю задание: «с помощью специальных упражнений ты должен к концу четверти научиться подтягиваться хотя бы один раз, тогда получишь за этот тест 4». Задания на дом могут быть общими и индивидуальными. Общее задание по отжиманию, например,  дается на 2 недели. Дети записывают исходный результат в первый день, фиксируя увеличение или уменьшение ежедневно. Через две недели приносят записи и все вместе проводим контрольные отжимания. Девочки контролируют мальчиков и наоборот, учитывая не только количество раз, но и в первую очередь технику исполнения.

Такие задания стимулируют детей к улучшению результата, они знают, что могут улучшить свою отметку на один или два балла.

Иногда ориентируемся и на оценку самих учеников. Для этого достаточно спросить одноклассников: «какую отметку поставить такому-то ученику за выполнение упражнения? Какие он допустил ошибки?» Учащиеся достаточно объективно оценивают своих товарищей. Однако, надо напоминать детям о доброжелательном отношении друг к другу, без насмешек и грубости.

Постоянно используются на уроках и словесные оценочные выражения: «как считаешь, ты справился с заданием?»  И если наше определение совпадает с мнением ученика, что он справился с заданием, то какой восторг можно увидеть в его глазах. А когда ученик начинает справляться с ранее очень трудными для него физическими упражнениями, то подбадриваем его: «Вот видишь, успех есть! Ты молодец, достиг хороших результатов! Главное – никогда ничего не бойся!»

Не менее важна оценка урока в целом в конце занятия. Дети часто спрашивают – почему не играли. Начинаем анализировать – что получилось, что не получилось на уроке, почему. Дети сами выставляют оценку за урок. Думаем все вместе, над чем работать в будущем, чтобы уроки были еще интересней и насыщенней, чтобы успеть сделать еще больше.

Отметку дети получают по результатам работы на уроках в конце четверти. Они знают, что сюда входит и готовность к уроку (форма, отсутствие опозданий на урок), теоретические задания, результаты тестов, личные достижения.

Учащиеся к окончанию 4 класса приобретают вместе с необходимыми знаниями, умениями и навыками и такие важные для дальнейшего физического совершенствования качества, как уверенность в своих силах, «разумную смелость» в освоении новых, более сложных упражнений. Проще им дается и переход на цифровую оценку как текущих, так и итоговых достижений.