Конспект комплексного занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Осень».

1. Цели и задачи:

  • Задачи: Помимо общих задач (развивать логическое мышление), можно добавить конкретные примеры: "Развивать умение отгадывать загадки, основанные на логических связях".
  • Задача на развитие слухового внимания: В разделе про звуки осени можно добавить задачу формирования фонематического слуха (различение близких по звучанию звуков). Воспитывать умение различать близкие по звучанию звуки "с" и "ш". Правильно и отчетливо произносить звук "с" и звук "ш". Развивать у детей логическое мышление - умение отгадывать загадки. Упражнять детей рассказывать о временах года (об осени) с использованием наглядных пособий.
  • Цель: учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог. Составлять сравнительный рассказ с помощью педагога. Учить детей составлять связанный рассказ по сюжету;
  • активизировать в речи детей прилагательные и глаголы.

2. Материал:

  • Уточнить про контурные рисунки: Укажите, какого размера рисунки - небольшие для раскрашивания или крупные демонстрационные?
  • Материал для занятия: пособие часы "Времена года", демонстрационные картинки "Осень" и «Осенний букет", контурные рисунки листьев дуба, березы, клена, липы, осины.

3. Словарная работа:

  • Приведите примеры использования этих слов в контексте занятия. Например: "Предлагаем детям описать лист, используя слова 'жёлтый', 'резной', 'опавший'".
  • Понятие синонимов: Попросить детей назвать синонимы к слову "листопад" (опадение листьев, осенний листопад).
  • расширять словарь детей за счет глаголов (завяла, пожухла, накрапывает, задувает); и за счет прилагательных (березовый, кленовый, разноцветный, грустный) и др.; вводим в речь детей сложное слово листопад.

4. Ход занятия:

  • Приветствие: Сделайте приветствие более вовлекающим: "Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте подарим им наши улыбки и хорошее настроение!"
  • Загадки:
    • После загадки про осень: "Почему ты думаешь, что это осень?" (развитие умения аргументировать ответ).
    • После загадки про дождь: "Какой бывает дождь осенью? (холодный, моросящий, затяжной)".

С неба капает уныло.

Всюду мокро, всюду сыро.

От него легко спастись,

Лишь зонтом обзавестись.      (дождь).

Уж пахнет в воздухе дождем,

Все холоднее с каждым днем.

Деревья свой наряд меняют,

Листочки потихонечку теряют.

Понятно всем, как дважды два -

Пришла …  (осенняя пора).

  • Обсуждение стихотворения:
    • Вместо "О чем говорится в этом стихотворении?": "Какие картины осени нарисовал поэт в своем стихотворении?".
    • "Какие слова в стихотворении помогли вам догадаться, что это осень?" (активизация внимания к деталям).

Время года угадай:

Собираю урожай,

Разноцветный лес, красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Птицы к югу улетают,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ежик листья собирает,

Свою норку утепляет.

  • Расскажем об осени (картинка):
    • Включите детей в процесс создания рассказа с самого начала: "Давайте вместе оживим эту картинку и расскажем, что здесь происходит!"
    • Используйте вопросы, чтобы направить рассказ детей: "Какого цвета небо? Что происходит с деревьями? Куда летят птицы?".
  • Физкультминутка:
    • Можно добавить музыкальное сопровождение (тихая, спокойная музыка, имитирующая звуки природы).
    • Осень, осень, листопад   - (плавным движениям
    • Листья желтые летят.         перед собой поднять руки вверх, а затем как бы дирижируем ими, постепенно опустить вниз).
    • Ветер дует, задувает, - (руки от груди не спеша развести в стороны и одновременно дуть перед собой, не раздувая щек).
    • Туча солнце закрывает. - (закрыть глаза руками).
    • Дождик капает с утра - (сжать кулаки, выставив из каждого только указательный палец. Совершать поочередные движения кулачками вверх-вниз, показывая, как капают капли дождя).
    • Осень- грустная пора.  - (развести руки в стороны и изобразить на лице грусть).
    •  
  • Звуки осени:
    • Прежде чем произносить звуки, спросите детей: "Какие звуки можно услышать осенью на улице? (Шум дождя, шелест листьев, вой ветра)".
    • После звукоподражания: "Где мы можем услышать этот звук? (Ветер в окно, ветер в лесу)".
  • Воспитатель предлагает детям послушать и запомнить звуки осени. Длительно произносит звук (с) и говорит детям что так дует ветер.
  • Предлагает детям изобразить ветер по предыдущему упражнению жестом (руки не спеша развести в стороны и одновременно подуть перед собой).
  • Затем длительно произносит звук (ш) и скажите детям, что так шелестят под ногами опавшие листья. Сопоставить звук с движением- сделать несколько движений на месте. После этого произнесите несколько раз звукоподражание: "Кап, кап, кап." и спросите детей что это им напоминает (дождь). Повторите знакомые по предыдущему упражнению движения, имитирующие дождь. Воспитатель предлагает детям сесть за стол.
  • Осенний букет:
    • Добавьте тактильное исследование: Если есть возможность, дайте детям настоящие листья разных деревьев, чтобы они могли их потрогать, сравнить форму и текстуру.
    • После описания: "Как вы думаете, почему листья меняют цвет осенью?".
  • Воспитатель показывает детям картинку "Осенний букет".  Чтобы вы не грустили, я хочу подарить вам букет из разноцветных осенних листьев. Посмотрите какой он красивый, яркий. Предлагает детям рассмотреть букет. Вот березовая веточка, а на ней березовый е листочки. Вот кленовая ветка, а на ней кленовые листочки. Вот липовая веточка, а на ней липовые листочки. Вот дубовая веточка, а на ней дубовые листочки. Вот осиновая веточка, а на ней осиновые листочки. Затем не показывая спрашивает у детей:" Какого цвета березовые листочки? (Желтого). А какого цвета липовые листочки? (Зеленого). А какого цвета кленовые листочки? (Оранжевого). А какого цвета листья дуба? (Коричневые). А какого цвета листья осины? (Красные). А как можно сказать про цвета осеннего букета? (Разноцветный, потому что в нем много листьев разного цвета)."
  • Сосчитаем листочки:
    • Вместо простого счета: "Сколько всего красных листочков? А сколько жёлтых? Каких листочков больше: дубовых или берёзовых?".
    • "Если мы добавим ещё один кленовый листик, сколько их станет?".
  • Воспитатель предлагает детям сосчитать листочки на ветках (3 березовых, 1 кленовый, 4дубовых, 2 липовых,5 осиновых). Спрашивает у детей, на какой ветке больше листочков, а на какой меньше. Обратить внимание детей что на одной ветке нет ни одного листочка, но зато есть гроздь ягод. Спрашивает, что это за ягоды и как можно назвать эту ветку? (Рябиновая).

5. Дополнительные активности:

  • Рисование/аппликация: После основной части занятия можно предложить детям нарисовать осенний пейзаж или сделать аппликацию из засушенных листьев.
  • Чтение рассказа/сказки про осень: После занятия можно почитать детям короткий рассказ или сказку, посвященную осенней тематике.

Пример измененного фрагмента (рассказ по картинке):

"Наступила осень. Давайте вместе оживим эту картинку и расскажем, что здесь происходит! Какого цвета небо? (Хмурое, серое). Цветы…? (Завяли). Трава…? (Пожухла). Что происходит с листьями на деревьях…? (Желтеют, опадают). Куда летят птицы…? (Улетают на юг, в тёплые края). Молодцы! А теперь, (Имя ребенка), попробуй сама рассказать об осени по этой картинке."

Подведение итога занятия, оценка работы детей.