План профессионального саморазвития

План профессионального саморазвития

Скачать:


Предварительный просмотр:

План профессионального саморазвития

на 2021-2026 гг. учителя русского языка и литературы МБОУ

«Средняя общеобразовательная школа №6» г. Югорска

Кузнецовой Ольги Леонтьевны

Методическая тема: «Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

В растущем потоке информационного поля на сегодняшний день в процессе обучения возникает весьма острая проблема – проблема развития читательской грамотности школьников – подростков. В свете требований образовательных стандартов, программы Президента РФ, в рамках реализации проекта «Методологии», по оценке качества образования (PISA, PIRLS), которые пройдут до 2024 г. по плану организаторов в каждой школе возникает необходимость по-новому осмыслить взгляд на чтение.

В PISA - 2018 основным направлением стала читательская грамотность, по результатам исследований Россия оказалась в первой тридцатке стран. «Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Отметим тот факт, что акцент делается на понимании прочитанного и последующем осмыслении и оценивании информации.

По мнению канд. филол. наук Иноземцевой Н.В., «…уровень читательской грамотности учащихся-подростков не растет, а только снижается». К сожалению, это мировая тенденция. Иноземцева отмечает: «Меньше 20% современных подростков читают книги, газеты или журналы каждый день, но при этом больше 80% из них постоянно сидят в социальных сетях». Снижение интереса к чтению ведет к снижению умения правильно осмысливать информацию, предлагаемую в источниках, книгах, текстах статей. Учащиеся не могут не только интерпретировать предложенный текст, но и понять его.  А современное общество требует от школы грамотного человека, умеющего самостоятельно не только извлекать информацию, но и интерпретировать ее, применять полученные знания на практике, находить информацию в источниках, исходя из практических потребностей.  

Опираясь на выявленные проблемы, определила для себя тему самообразования: «Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Цель: обеспечить развитие читательской грамотности школьников в соответствии с 3 уровнем международной шкалы оценки читательской грамотности.

Задачи:

1. Обеспечить умения находить и извлекать нужную информацию из текста.

2. Совершенствовать умения в интерпретации и интеграции информации

3. Формировать читательский интерес.

В развитии профессиональных компетенций учителя

1. Пройти курсы повышения квалификации по теме «Технологии  формирования и оценивания функциональной грамотности обучающихся»

2. Изучить и освоить современные методы и технологии:

  • развития умения школьников находить и извлекать информацию из текста;
  • совершенствования умения интерпретации и интеграции извлеченной информации.

3. Разработать и организовать систему контроля уровня сформированности показателей читательской грамотности.

4. С помощью диагностики, анкетирования, тестирований проследить динамику формирования читательской грамотности школьников.

5. Обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования  и разработать дидактические материалы по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.

6. Принять участие в профессиональных конкурсах различного уровня.

Способы организации профессионального развития:

- участие в мероприятиях, направленных на совершенствование педагогического мастерства, проводимых педагогическим сообществом (семинары, вебинары, конференции, мастер-классы, курсы повышения квалификации);

- самостоятельное изучение и исследование материалов по теме самообразования;

- сотрудничество с социальными партнерами, коллегами, родителями в организации совместной деятельности;

- распространение педагогического опыта посредством сетевого взаимодействия, личного сайта в сети Интернет.

Тематика основных направлений самообразования

- подходы к формированию читательской грамотности средствами предмета;

- использование системно-деятельностного подхода в обучении;

- новые подходы к оценке деятельности обучающихся;

- организация проектно-исследовательской деятельности;

- подготовка обучающихся к Государственной итоговой аттестации.

Формы самообразования

- через план повышения профессионального мастерства;

- через участие в работе опрных площадок на базе образовательных учреждений города;

- через участие в работе городского методического объединения учителей русского языка и литературы;

- через работу в сетевых профессиональных сообществах.

Срок реализации: 2021-2026гг.

План мероприятий

Содержание деятельности

Сроки

Содержание

Изучение современных российских и зарубежных материалов по вопросам развития читательской грамотности. Прохождение курсов повышения квалификации.

2021- 2026гг.

1.        Изучение статей в сети интернет: https://uchitel.club/events/kniga-vmesto-gadzheta-zachem-sovremennomu-rebenku-chitatelskaya-gramotnost-i-kak-ee-razvivat/ 

2.        Просмотр вебинара: «Оценка читательской грамотности в рамках международного исследования PISA    http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_web3.html 

3.        Изучение материалов родительского собрания «Как развивать читательскую грамотность» https://www.irro.ru/mobile.php?id=4599 

4. Участие  в вебинаре « Как мотивировать детей читать: три мощных школьных метода»

https://zen.yandex.ru/media/detidoma/kak-motivirovat-detei-chitat-tri-moscnyh-shkolnyh-metoda-5c4968a154a86e00ad0e4608?fbclid=IwAR1qY8mInU-aog5BgCVrIQwuuGk5tuL4ZAOlsd8gZ8RGEvI0IVeCElkWVVw

5. Использование эталонных заданий компании «Просвещение» https://catalog.prosv.ru/item/44218

6. Курс для школьников по работе с информацией в Яндекс.Учебник

7. Участие в вебинаре «Читательская грамотность. Элитарная привилегия посвященных или полезная привычка»

https://www.youtube.com/watch?v=p-QBs98_YkU&feature=youtu.be

8. Круглый стол «Читательская грамотность»

https://www.youtube.com/watch?v=Kbv4eMA3HSk&feature=youtu.be

  1. Участие в вебинарах группы компании «Просвещение»

е: https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main#tekst-8

10. Прохождение курсов повышения квалификации по теме: Технологии формирования и оценивания функциональной грамотности обучающихся (для учителей русского языка ХМАО - Югры) и др.

Диагностика

Формирования читательской грамотности  

2021-2026 гг.

Ведение систематического мониторинга формирования читательской грамотности обучающихся.

Методическая работа и деятельность в профессиональном сообществе

2021-2026

  1. Выступления на заседаниях ШМО, ГМО по теме самообразования.
  2. Публикации материалов по теме самообразования в сети Интернет.

Реализация ФГОС основного общего образования.

2021-2026

Разработка учебных программ основного общего образования, методических материалов в соответствии с требованиями метапредметного подхода при внедрении ФГОС, с учетом формирования читательской грамотности обучающихся.

Разработка методического обеспечения

образовательного процесса

2021-2026

Разработка контрольно-измерительных материалов по формированию читательской грамотности.



Предварительный просмотр:

План профессионального саморазвития

на 2016-2021 гг. учителя русского языка и литературы МБОУ

«Средняя общеобразовательная школа №6» г. Югорска

Кузнецовой Ольги Леонтьевны

Методическая тема: «Метапредметный подход к формированию универсальных учебных действий средствами предмета»

В соответствии со Стратегией образования ХМАО – Югры до 2020 г., предполагающей модернизацию образовательной системы школы через внедрение ФГОС основного общего образования, основным направлением своей профессиональной деятельности считаю повышение квалификации и саморазвитие в соответствии с требованиями к работникам системы образования, осуществляющим реализацию образовательных программ нового поколения.

Основной задачей учителя русского языка и литературы, работающего в рамках ФГОС, является обеспечение условий для приобщения обучающихся к отечественной литературе и русскому языку, что предполагает разностороннее развитие и воспитание школьников средствами предметов: «Русский язык » и «Литература».

 Работа по внедрению ФГОС в 5 и 6 классах выявила несколько проблем, связанных с формированием УУД:

Обучающиеся

- не умеют связывать навыки, полученные на учебных занятиях с жизнью и жизненными потребностями;

– часто не понимают  того, какими способами они  достигли нового знания и  какими способами им нужно овладеть, чтобы узнать то, чего они еще не знают;

- не умеют анализировать и отбирать учебный материал , соответствующий поставленной цели.

Опираясь на выявленные проблемы, определила для себя тему самообразования: «Метапредметный подход к формированию универсальных учебных действий средствами предмета».

Цель : организация учебной деятельности, направленной на формирование универсальных учебных действий средствами предметов русский язык и литература  на основе метапредметного подхода в обучении.

Задачи профессионального развития:

1. изучить теоретические  основы, связанные с метапредметным подходом в обучении;

2. проанализировать и освоить дидактические принципы организации учебной деятельности на уроках русского языка и литературы в рамках метапредметного подхода;

3. изучить  средства диагностики образовательных результатов при организации метапредметного подхода в обучении;  

4. овладеть технологией МДО  путём внедрения ее в учебно-воспитательный процесс;

5. обобщить опыт педагогической работы по самообразованию и разработать  дидактические материалы в рамках организации метапредметного подхода на уроках русского языка и литературы.

6. принять участие в профессиональных конкурсах различного уровня, работе творческой площадки образовательного учреждения, фестивале «День открытых дверей».

Способы организации профессионального развития:

- участие в мероприятиях, направленных на совершенствование педагогического мастерства, проводимых педагогическим сообществом (семинары, вебинары, конференции, мастер-классы, курсы повышения квалификации);

- самостоятельное изучение и исследование материалов по теме самообразования;

- сотрудничество с социальными партнерами, коллегами, родителями в организации совместной деятельности;

- распространение педагогического опыта посредством сетевого взаимодействия, личного сайта в сети Интернет.

Источники самообразования

1. Заир-Бек С.И. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке.

 2. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке.

3. Махеева Ю. А.  «Проектирование урока с позиций формирования универсальных учебных действий».

 4. Скрипкина Ю. В. «Метапредметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации».

5. ХуторскойА.В. « Проблемы и технологии образовательного целеполагания».

7. Хуторской А.В. « Что такое современный урок».                                                                                        8. Хуторской А. В. «Новые образовательные стандарты: метапредметный подход.

Тематика основных направлений самообразования

- метапредметный подход к формированию универсальных учебных действий средствами предмета;

- использование системно-деятельностного подхода в обучении;

- новые подходы к оценке деятельности обучающихся;

- организация проектно-исследовательской деятельности;

- подготовка обучающихся к Государственной итоговой аттествации.

Формы самообразования

- через план повышения профессионального мастерства;

- через участие в работе опрных площадок на базе образовательных учреждений города;

- через участие в работе городского методического объединения учителей русского языка и литературы;

- через работу в сетевых профессиональных сообществах.

План мероприятий

Содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов работы

Реализация ФГОС основного общего образования.

2016-2021г.г.

Разработка учебных программ, методических материалов в соответствии с требованиями  метапредметного подхода при внедрении ФГОС

Знакомство с современными технологиями через методические издания и в сети Интернет

Сентябрь

2016-2017 г.

Изучение технологии МДО (опыт МБОУ «Гимназия №45» г. Екатеринбург, «Созвездие» г. Москва)

Освоение новых технологий при внедрении ФГОС:                          -технология совместного обучения;                                                  - технология МДО.                       

2016г. -2020г.

2016г- Изучение технологии МДО

2017 – участие в «Дне МДО»

Планы-конспекты уроков, мероприятий

- разработка «Дневника МДО»;

- открытое занятие по итогам дня МДО в рамках фестивального движения

- разработка уроков по теме МДО;

- создание сборника разработок уроков с с учетом метапредметного подхода к обучению на основе использования технологии МДО.

Диагностика формирования УУД

2016-2017г.г.

Результаты мониторинга УУД

Организация проектно-исследовательской работы с обучающимися

2017 г. Проект «Монастыри Сибири. Монастыри Тюменской области»;

Участиеобучающихся  в Научно-практической конференции март-апрель 2017г

Представление опыта в рамках фестивального движения, работы опорной площадки «Школа педагогического мастерства» и др.

2017

- Урок литературы в 6 классе по теме: «Великая сила человеческой доброты. (Урок- размышление  по рассказу  А.И.Куприна «Чудесный доктор»)

Участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства

2016-2017 уч.г.

Участие в конкурсе учебно-методических материалов.

Выступления на городском методическом объединении учителей русского языка и литературы, участие  в работе опроной площадки «Школа педагогического мастерства»

2016-2017 уч. г.

 «Особенности модели построения современного урока литературы в соответствии с технологией МДО»

 «Новые подходы к оценке деятельности обучающихся при метапредметном подходе к обучению»;

Предъявление опыта работы на сайте Социальная сеть работноков образования

2016-2021г.г.

http://nsportal.ru/kuznetsova-olga-leontevna 



Предварительный просмотр:

План профессионального саморазвития

на 2016-2021 гг. учителя русского языка и литературы МБОУ

«Средняя общеобразовательная школа №6» г. Югорска

Кузнецовой Ольги Леонтьевны

Методическая тема: «Метапредметный подход к формированию универсальных учебных действий средствами предмета»

В соответствии со Стратегией образования ХМАО – Югры до 2020 г., предполагающей модернизацию образовательной системы школы через внедрение ФГОС основного общего образования, основным направлением своей профессиональной деятельности считаю повышение квалификации и саморазвитие в соответствии с требованиями к работникам системы образования, осуществляющим реализацию образовательных программ нового поколения.

Основной задачей учителя русского языка и литературы, работающего в рамках ФГОС, является обеспечение условий для приобщения обучающихся к отечественной литературе и русскому языку, что предполагает разностороннее развитие и воспитание школьников средствами предметов: «Русский язык » и «Литература».

 Работа по внедрению ФГОС в 5 и 6 классах выявила несколько проблем, связанных с формированием УУД:

Обучающиеся

- не умеют связывать навыки, полученные на учебных занятиях с жизнью и жизненными потребностями;

– часто не понимают  того, какими способами они  достигли нового знания и  какими способами им нужно овладеть, чтобы узнать то, чего они еще не знают;

- не умеют анализировать и отбирать учебный материал , соответствующий поставленной цели.

Опираясь на выявленные проблемы, определила для себя тему самообразования: «Метапредметный подход к формированию универсальных учебных действий средствами предмета».

Цель : организация учебной деятельности, направленной на формирование универсальных учебных действий средствами предметов русский язык и литература  на основе метапредметного подхода в обучении.

Задачи профессионального развития:

1. изучить теоретические  основы, связанные с метапредметным подходом в обучении;

2. проанализировать и освоить дидактические принципы организации учебной деятельности на уроках русского языка и литературы в рамках метапредметного подхода;

3. изучить  средства диагностики образовательных результатов при организации метапредметного подхода в обучении;  

4. овладеть технологией МДО  путём внедрения ее в учебно-воспитательный процесс;

5. обобщить опыт педагогической работы по самообразованию и разработать  дидактические материалы в рамках организации метапредметного подхода на уроках русского языка и литературы.

6. принять участие в профессиональных конкурсах различного уровня, работе творческой площадки образовательного учреждения, фестивале «День открытых дверей».

Способы организации профессионального развития:

- участие в мероприятиях, направленных на совершенствование педагогического мастерства, проводимых педагогическим сообществом (семинары, вебинары, конференции, мастер-классы, курсы повышения квалификации);

- самостоятельное изучение и исследование материалов по теме самообразования;

- сотрудничество с социальными партнерами, коллегами, родителями в организации совместной деятельности;

- распространение педагогического опыта посредством сетевого взаимодействия, личного сайта в сети Интернет.

Источники самообразования

1. Заир-Бек С.И. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке.

 2. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке.

3. Махеева Ю. А.  «Проектирование урока с позиций формирования универсальных учебных действий».

 4. Скрипкина Ю. В. «Метапредметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации».

5. ХуторскойА.В. « Проблемы и технологии образовательного целеполагания».

7. Хуторской А.В. « Что такое современный урок».                                                                                        8. Хуторской А. В. «Новые образовательные стандарты: метапредметный подход.

Тематика основных направлений самообразования

- метапредметный подход к формированию универсальных учебных действий средствами предмета;

- использование системно-деятельностного подхода в обучении;

- новые подходы к оценке деятельности обучающихся;

- организация проектно-исследовательской деятельности;

- подготовка обучающихся к Государственной итоговой аттествации.

Формы самообразования

- через план повышения профессионального мастерства;

- через участие в работе опрных площадок на базе образовательных учреждений города;

- через участие в работе городского методического объединения учителей русского языка и литературы;

- через работу в сетевых профессиональных сообществах.

План мероприятий

Содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов работы

Реализация ФГОС основного общего образования.

2016-2021г.г.

Разработка учебных программ, методических материалов в соответствии с требованиями  метапредметного подхода при внедрении ФГОС

Знакомство с современными технологиями через методические издания и в сети Интернет

Сентябрь

2016-2017 г.

Изучение технологии МДО (опыт МБОУ «Гимназия №45» г. Екатеринбург, «Созвездие» г. Москва)

Освоение новых технологий при внедрении ФГОС:                          -технология совместного обучения;                                                  - технология МДО.                       

2016г. -2020г.

2016г- Изучение технологии МДО

2017 – участие в «Дне МДО»

Планы-конспекты уроков, мероприятий

- разработка «Дневника МДО»;

- открытое занятие по итогам дня МДО в рамках фестивального движения

- разработка уроков по теме МДО;

- создание сборника разработок уроков с с учетом метапредметного подхода к обучению на основе использования технологии МДО.

Диагностика формирования УУД

2016-2017г.г.

Результаты мониторинга УУД

Организация проектно-исследовательской работы с обучающимися

2017 г. Проект «Монастыри Сибири. Монастыри Тюменской области»;

Участиеобучающихся  в Научно-практической конференции март-апрель 2017г

Представление опыта в рамках фестивального движения, работы опорной площадки «Школа педагогического мастерства» и др.

2017

- Урок литературы в 6 классе по теме: «Великая сила человеческой доброты. (Урок- размышление  по рассказу  А.И.Куприна «Чудесный доктор»)

Участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства

2016-2017 уч.г.

Участие в конкурсе учебно-методических материалов.

Выступления на городском методическом объединении учителей русского языка и литературы, участие  в работе опроной площадки «Школа педагогического мастерства»

2016-2017 уч. г.

 «Особенности модели построения современного урока литературы в соответствии с технологией МДО»

 «Новые подходы к оценке деятельности обучающихся при метапредметном подходе к обучению»;

Предъявление опыта работы на сайте Социальная сеть работноков образования

2016-2021г.г.

http://nsportal.ru/kuznetsova-olga-leontevna