Разработки уроков, презентации.


Предварительный просмотр:

Урок знакомства с биографией и творческой деятельностью В.С. Высоцкого

Форма проведения: урок – встреча.

Цели урока:

  • Познакомить обучающихся с биографией В.Высоцкого, сформировать у учащихся представление о творческой деятельности поэта, автора-исполнителя, актера, выявить черты его индивидуальности.
  • Развитие навыков смыслового чтения: извлечение информации из прочитанного, ее интерпретация; анализ содержания и некоторых художественных особенностей поэтических текстов; понимание авторского замысла.
  • Организация духовного общения, содержанием и смыслом которого является самостоятельное открытие обучающимися нравственных законов человеческого общества, формирование системы их духовно-нравственных ценностей, расширение социального опыта.
  • Развитие эмоциональной сферы и эмпатийной культуры обучающихся.

Методическая цель: проектирование урока с учетом требований ФГОС.

Средства реализации методической цели: совместное целеполагание; метод духовного контакта, рефлексивно-аналитические задания (формулировка главных мыслей урока, прием кастер).

Формируемые универсальные учебные действия

  • Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей, поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, установление причинно – следственных связей, аргументирование.
  • Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль деятельности на учебном занятии.
  • Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация, соотношение поступков и событий с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами; мотивация на процесс и результаты деятельности.
  • Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулирование и аргументация собственного мнения, умение работать в группе.

Оборудование урока: фотографии В. Высоцкого, мультимедийные презентации.

Предварительная подготовка к уроку:

Обучающиеся заранее разбиты на группы и готовят материал по определенным темам, связанным с жизнью и творчеством В. Высоцкого:

  1. Биографический очерк.
  2. Высоцкий-поэт.
  3. Высоцкий-актер театра и кино.
  4. Высоцкий-автор-исполнитель.

Используемые технологии: развитие критического мышления через чтение и письмо, МДО.

Обучающиеся разделены на группы, в которых они работают в течение урока.

  1. Организационный момент
  2. Вызов.

На данной стадии используется прием «Ключевые слова»

Учитель предлагает обучающимся поработать с группой слов, опираясь на которую, они смогут определить тему урока.

Слова:

Долгожданная, неожиданная, яркая, незабываемая, дружеская, официальная, назначенная.

Обучающиеся предлагают свои варианты, но все это относится к слову ВСТРЕЧА.

А чтобы определить, с кем мы сегодня встретимся, нужно прослушать небольшой фрагмент аудиозаписи (звучит песня в исполнении В. Высоцкого «Песня о друге»)

Итак, все мы поняли, что сегодня на уроке у нас произойдет встреча с известнейшим поэтом, автором-исполнителем, актером кино и театра В.С. Высоцким.

Далее учитель предлагает обучающимся определить, чего они ожидают от сегодняшней встречи, и объявляет тему урока (заслушиваются ответы групп обучающихся, учитель ведет записи на доске): Живу я в лучшем из миров.

Итак, тема обозначена, попробуем определить цели нашего урока.

Обучающиеся пытаются определить цели урока, учитель ведет записи на доске.

  1. Осмысление

Этап осмысление будет состоять из нескольких частей. Каждая группа обучающихся получила опережающее задание подготовить выступление по определенной теме.

Обучающимся сообщается, что в ходе урока они строят кластер, в котором находит отражение биография и деятельность В. Высоцкого (в каждой группе работает куратор из числа родителей).  

1 блок. «Биография В.Высоцкого»

 Все мы родом из детства, именно там начало всего….

Куда ни втисну душу я, куда себя ни дену,
За мною пёс - Судьба моя, беспомощна, больна, -
Я гнал её каменьями, но жмется пёс к колену -
Глядит, глаза безумные, и с языка - слюна. (1976г. )

Слово для выступления предоставляется группе биографов.

2 блок «В.Высоцкий-поэт»

Звучит «Песня о поэтах».

Выступление группы, готовившей сообщение по теме «В. Высоцкий-поэт»

3 блок «В.Высоцкий-актер театра и кино»

Начинается выступление группы с показа ролика из фильма «Вертикаль»

4 блок «В.Высоцкий- автор-исполнитель»

Заслушивается выступление группы, которое начинается с песни под гитару, исполняемую учениками.

Группы закончили выступление.

  1. Рефлексия

1938-1980 - 42 года прожил В. Высоцкий, но какой насыщенной была его человеческая и творческая жизнь.

Группам обучающихся предлагается представить кластеры, составленные ими.

(Группы представляют свои работы)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. Выучить наизусть любое стихотворение В. Высоцкого
  2. Составить коллаж на тему «В. Высоцкому посвящается…»
  3. «Здравствуйте, Владимир Высоцкий! (мини-сочинение)»

Учитель предлагает вернуться к началу урока и вспомнить, какие цели ставились.

Учащиеся вместе с учителем анализируют, удалось ли им достичь поставленных целей, делают вывод о проделанной работе.

Учитель и обучающиеся возвращаются к слову ВСТРЕЧА, анализируют, оправдала ли встреча ожидания.

Заканчивается урок «Песней о друге» (караоке, поют все присутствующие).



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6» г. Югорска ХМАО - Югра

Конспект урока по литературе
в 5 классе

«А.А. Фет. Слово о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь»»

Кузнецова Ольга Леонтьевна,

учитель русского языка и литературы

                                                                                              высшей категории

МБОУ «СОШ №6» г. Югорска

г. Югорск
2018

Урок литературы в 5 классе по теме:  А.А. Фет. Слово о поэте. Стихотворение  «Весенний дождь»         ( с  использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо).

Тип урока: урок “открытия” новых знаний.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов

Цели урока:

Ι. Образовательные: проанализировать стихотворения Фета «Весенний дождь»,  формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение  делать выводы; формировать представление о художественных образах произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации, рисунки, кластеры); обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа поэтического текста; развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; умение видеть в обычном необычное.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
  • познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста.
  • коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог, комментированное выразительное чтение, построение кластера, составление таблицы ЗУХ, фронтальный опрос,  синквейн.

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Настрой на работу.

Зри в корень- Козьма Прутков

Размышление над словами, выявление их сути.

- Как выдумаете, почему именно урок литературы мы начинаем с этого высказывания Козьмы Пруткова?

- Ответы учеников.

3. Приглашение в дождь.

- А сейчас я хочу пригласить вас в дождь.  Как вы думаете, что означает это приглашение?

- Ответы учеников

- Я не одна вас приглашаю, а вместе с известным человеком . Вот его портрет.

(на слайде появляется портрет Фета)

-Говорят, под шум дождя хорошо размышлять о чем-то. Слушая дождь, попробуйте предположить, что это  за человек, чем он занимается, какими качествами  наделен.

Звучит запись шума дождя,

- Ответы учащихся на поставленный вопрос, которые записываются на доске.

 - Итак, вы почти не ошиблись в характеристике человека, известного русского поэта  АА Фета.

Как вам кажется, а почему именно с Фетом мы побывали  под дождем?

- Ответы учащихся.

- Смотрите, урок уже начался, а мы до сих пор не определили тему нашего урока и его цели.

- Ответы-предположения учащихся по поводу темы урока (записываются на доске).

- Учитель подводит итог, тема урока записывается в тетрадях и высвечивается на слайде.

- Определение целей урока (учащиеся, записываются на доске).

- Знакомство с биографией Фета ( рассказ учителя)

Учащиеся заполняют первую половину таблицы, указывая, что они знают о А.А. Фете.

На работу учащимся дается 2-3 минуты, затем заслушиваются записи.

Далее учитель знакомит учащихся с биографией А.А. Фета, а учащиеся в процессе рассказа заполняют вторую часть таблицы (после заслушивается информация, зафиксированная учащимися).

Афанасий Фет родился в 1820 году в самом центре России – на Орловщине. Отец запомнился ему суровым, скупым на ласку. Мать поэта была робкой, покорной женщиной. Обделённый родительским теплом, маленький Афанасий целые часы проводил с дворовыми. Особенно он любил наведываться в девичью. По вечерам прислуга усаживалась за прялку, и тут не было конца рассказам и сказкам: про Жар-птицу, про водяного…

Когда мальчик подрос, под руководством матери, немки по происхождению, выучился немецкой грамоте. А когда стал читать и по-русски, горячо увлёкся поэзией А. С. Пушкина.

Школьная жизнь началась для Фета в 14 лет. Его отдали в пансион немца Крюммера. От остальных школьников его отличал беспокойный дар стихотворства.

Зимой 1837 года в пансион неожиданно приезжает отец Фета и везёт мальчика в Москву – готовиться к поступлению в университет. Когда подошла пора экзаменов, Фет сдал их блестяще. Его приняли на юридический факультет, но вскоре он перешёл на словесное отделение философского факультета. Но и здесь он ищет уединения и пишет стихи в свою заветную тетрадку.

На втором курсе, когда тетрадка основательно пополнилась стихами, Фет решил представить её на суд опытному ценителю поэзии. Он передал тетрадь со стихами известному историку М. П. Погодину, у которого в то время жил замечательный писатель Н. В. Гоголь. Через неделю М. П. Погодин вернул Фету стихи со словами: «Гоголь сказал, что это несомненное дарование». А в конце 1840 года вышел из печати первый сборник стихов Фета, который он издал на деньги, взятые взаймы. На титульном листе стояли только первые буквы имени и фамилии автора – А. Ф.

Вскоре многие журналы стали печатать стихи Фета. Среди ценителей поэзии у него появилось много поклонников.

Учащиеся строят таблицу ЗУХ, заполняют ее.

Знаю

Узнал (а)

 

Стихотворение «Весенний дождь » было написано поэтом в 1857  году.

- А сейчас я предлагаю вам подумать над вопросом: какие ассоциации возникают у вас со словом дождь (работа в парах, каждая пара предлагает свою оригинальную ассоциацию). Построение кластера  ДОЖДЬ (основа – ассоциации учащихся).

Давайте  послушаем стихотворение Фета.

Чтение стихотворения  (запись.) Учащиеся отмечают непонятные слова.

Разбор и объяснение слов (после прочтения)

Построение кластера дождя по ФЕТУ.

Что общего и чем отличаются  кластеры нашего восприятия дождя и Фета? Почему?

- Ответы учащихся (объясняем, что Фет иначе, чем мы воспринимает дождь, потому что он поэт, чтобы выразить свое восприятие автор использует средства языковой выразительности).

- Работа в парах.

Заполнение таблицы. Учащиеся указывают средство выразительности и приводят пример из текста.

Средство выразительности

Пример

?

Движется завеса.

Проверка работ в парах по заполнению таблицы.

- Завершить урок предлагаем синквейном  ДОЖДЬ

- В конце урока учитель с помощью учащихся подводит  итоги  работы , сопоставляет  цели, поставленные в начале урока  и того, к чему пришли.

Впечатление от работы, заполнение оценочного листа.

Основание

Легко +, трудно -

Работа с таблицей Знаю/узнал (а)

Формулировка темы и целей урока

Составление кластеров ДОЖДЬ

Работа в паре над стихотворением

Домашнее задание

Если ученик хочет получить

- «3-4», то готовит выразительное чтение стихотворения «Весенний дождь»;

-« 4-5» , то готовит чтение стихотворения наизусть;

- «5», то сочиняет свое стихотворение про дождь.



Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе.

Великая сила человеческого милосердия. (Урок  по рассказу  А.И.Куприна «Чудесный доктор»)

Форма проведения: урок – размышление.

Цели урока:

  • Развитие навыков смыслового чтения: извлечение информации из прочитанного, ее интерпретация; анализ содержания и некоторых художественных особенностей текста; самостоятельная оценка поступков героев; понимание авторского замысла.
  • Организация духовного общения, содержанием и смыслом которого является самостоятельное открытие обучающимися нравственных законов человеческого общества, формирование системы их духовно-нравственных ценностей, расширение социального опыта.
  • Развитие эмоциональной сферы и эмпатийной культуры шестиклассников.

Методическая цель: проектирование урока с учетом требований ФГОС.

Средства реализации методической цели: совместное целеполагание; приемы работы с текстовой информацией: определение ключевых слов, основных эпизодов рассказа, интерпретация содержания прочитанного текста; постановка вопросов этического и нравственного характера, проблемный анализ рассказа,  пересказ; метод духовного контакта, рефлексивно-аналитические задания (формулировка главных мыслей урока, прием “яркое пятно”), прием “эпиграф”, индивидуальные и групповые творческие задания, полилог.

Формируемые универсальные учебные действия

  • Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей, смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, установление причинно – следственных связей, аргументирование.
  • Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль деятельности на учебном занятии.
  • Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация, соотношение поступков и событий с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами; мотивация на процесс и результаты деятельности.
  • Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулирование и аргументация собственного мнения, умение работать в группе.

Оборудование урока: портрет А.И. Куприна, мультимедийная презентация, выставка рисунков “Наш вернисаж”, листы самооценки.

Предварительная подготовка к уроку:

  1. Прочитать рассказ А.И. Куприна “Чудесный доктор”.
  2. Выделить главные эпизоды рассказа.
  3. Написать письмо Елизаветы Ивановны Савелию Петровичу, бывшему хозяину главы семейства (индивидуальное творческое задание).
  4. Подготовить художественный пересказ эпизода “В подземелье у Мерцаловых” (индивидуальное задание).
  5. Подготовить чтение по ролям эпизода “Встреча Мерцалова с незнакомцем в парке” (групповое задание).

1. Организационный момент.

2. Мотивация.

Добрый день, уважаемые гости, ребята. Как приятно видеть перед собой множество хороших людей.

- Скажите, какого человека можно назвать хорошим?

Построение кластера хороший человек.

- Я согласна со многими из вас, но, на мой взгляд, есть еще одно качество, без которого человека нельзя назвать хорошим.  

3. Определение темы урока и его целей.

Работа с высказываниями о милосердии.

У.: Чтобы определить тему и цели нашего урока, нам необходимо поразмышлять над 2-мя высказывании известных людей (оба они  английские философы 17 века)

 Обучающимся предлагается 2 высказывания, в которых пропущено одно и то же слово. Его учащиеся должны восстановить.

А) ….  называется такая добродетель, благодаря которой любовь  переносится на других существ, не связанных с нами узами дружбы или родства, и даже на совершенно неизвестных нам людей, перед которыми у нас нет никаких обязательств и от которых мы не надеемся ничего получить и ничего не ждем. Бернард Мандевиль

Б) ….. … не бывает чрезмерным… Фрэнсис Бэкон (в случае затруднения уч-ся предлагается ряд слов, среди которых есть нужное: честность, милосердие, справедливость, преданность, трудолюбие).

У. Итак, вы правильно определили ключевое слово нашего урока- милосердие. Теперь попробуйте связать воедино все: прочитанный накануне рассказ Куприна «Чудесный доктор», высказывания о милосердии,  сформулируйте тему нашего урока и его цели.

Обучающиеся формулируют тему  и цели урока (учитель вносит необходимую корректировку)

Итак, тема нашего урока: «Великая сила человеческого милосердия в рассказе Куприна «Чудесный доктор».

Разговор о произведении никак не может состояться без беседы об авторе, который его написал.

4. Слово о писателе (прием «Портрет»)

У.: Как вам кажется, каким был автор, написавший этот рассказ?

Ответы обучающихся.

У.: Посмотрите на портреты людей на слайде и попытайтесь определить, к какому человеку могут относиться качества, перечисленные вами. (Демонстрируются портреты русских писателей, обучающиеся выполняют задание).

Ответы учащихся.

Учитель указывает на портрет Куприна и предлагает обучающимся самостоятельно познакомиться с биографией писателя, определив ключевые качества его личности. ( Идет работа с информацией о писателе, слова выписываются в тетрадь, строится кластер «Куприн»).

Куприн: доброта, чуткость, любовь ко всему, человечность, счастье, душевность.

Обучающимся предлагается сравнить качества, указанные в кластере с теми качествами, которыми они определяли автора рассказа ранее.

5. Анализ рассказа

Рассказ «Чудесный доктор» был написан Александром Куприным в 1897 году, в то время он жил в Киеве.

У: Ребята, как вы поняли, сюжет рассказа – вымысел автора или реальные события?

Ответы учеников с опорой на текст.

У.: - Где и в какое время происходят события рассказа?

     - Кто или что является его главным героем?

    - На какие части можно разделить жизнь семьи Мерцаловых?

    - Кто или что разделил жизнь семьи на 2 части?

На экран выводится схема, которую учащиеся должны заполнить, работая в группах, опираясь на текст, а после – озвучить.

   до                                              после

                  Мерцаловы

        

- Найдите в тексте и прочитайте встречу с тем, кто изменил жизнь семьи Мерцаловых.

- Как ведет себя доктор, оказавшись в доме семьи, что он делает?

- Какими качествами обладал доктор?

- Можем ли мы назвать его волшебником, который появился в доме Мерцаловых в канун Рождества? В чем заключалось его волшебство?

-  Попытайтесь предположить, как могла бы сложиться судьба этой семьи, если  бы не встретился «чудесный» доктор.

- Какое качество является главным в характере доктора? (милосердие или сострадание)

6. Обобщение.

- Давайте вспомним, какими были цели нашего урока, достигли ли мы их?

- Ответы учащихся.

- В ходе анализа рассказа мы с вами должны были ответить на вопрос: в чем же состоит великая сила человеческого милосердия?

Какой ответ на этот вопрос сейчас мы можем дать?                                                                                                                                               - Ответы учащихся.

7. Домашнее задание.

А) Написать письмо чудесному доктору. Б) подготовить сообщение о профессоре Пирогове.

8. Рефлексия.



Предварительный просмотр:

Организационная информация

Тема урока

«А. Платонов. Слово о писателе. Образ человека в рассказе А.Платонова «Юшка».                                                

Предмет

Литература

Класс

7

Методическая информация

Тип урока

 

Урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока

 

Продолжить изучение творчества писателя А.Платонова; провести глубокий анализ рассказа «Юшка»;

Задачи урока

 

учиться читать платоновские рассказы, воспринимать чувства, передаваемые автором. 

совершенствовать умение анализировать литературный текст;

выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют (приобретут, закрепят) ученики в ходе урока

Развивать навыки выразительного чтения, умения подбирать материал, пользуясь текстом;

Необходимое оборудование и материалы

Портрет писателя

Презентация, видеозапись , раздаточный материал

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

Формулировка темы и цели урока обучающимися.

 

- Добрый день, дорогие друзья, гости. Скажите, что вы считаете самой большой ценностью на земле?

- Ответы учащихся. (каждый объясняет свое мнение)

- Я согласна с некоторыми из вас. Самое ценное на земле – это человек. Еще в 19 веке известный английский писатель Карлейль сказал, что всякий человек есть историческая  ценность, не похожая ни на какую другую.

- Можете ли вы сейчас определить, о ком или о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

- Ответы учащихся.

- Правильно, человек -  вот о ком мы сегодня будем размышлять.

- Совместно с учителем обучающиеся создают кластер ЧЕЛОВЕК, размещая слева от слова - характеристики человека, а справа-  то, в чем каждый человек нуждается.

- Учитывая то, что дома вы читали рассказ А. Платоноваа «Юшка» и наш небольшой разговор, попробуйте сформулировать тему нашего урока и его цель.

-Ответы учащихся.                                                                

  - Учитель подводит итог. Тема нашего урока звучит  так:: «А. Платонов. Слово о писателе. Образ человека в рассказе А.Платонова «Юшка».

- Ребята, а что мы должны сделать, чтобы достичь поставленных целей?

- Ответы учащихся

Учитель резюмирует все сказанное, определяя задачи на урок.

                                                задачи:

- познакомиться с биографией А. Платонова;

- проанализировать образ главного героя рассказа  «Юшка » Ефима Дмитриевича.    

- «Найти» образ человека в рассказе.                

Ход и содержание урока

 

1. Знакомство с биографией А. Платонова.

- Итак, прежде, чем мы будем говорить о произведении, нужно познакомиться с биографией самого писателя.

На доске- портрет Андрея Платонова, у каждого учащегося – таблица

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

 

 

 

 

 

 

– Ребята, что вы знаете об этом писателе? (Ответы вписываются в первую колонку таблицы.)

–.Что вы хотите о нем узнать? (Ответы вписываются во вторую колонку таблицы.)

Учитель предлагает информацию об авторе (учебный фильм). Познакомившись с данным материалом, ученики заполняют третью колонку таблицы. Идет обсуждение.

2. Анализ произведения

- О ком идёт речь в рассказе? Кто главный герой?

- Каков Юшка в начале рассказа? (чтение описания внешности героя)

- Как вы считаете, что является главным в этой подробной характеристике? Почему автор особо выделяет глаза Юшки?

- Ответы учащихся.

- Что за человек Юшка?   Попробуйте охарактеризовать его одним словом.

- Ответы учащихся.  (На доске записываются слова- характеристики, предлагаемые учащимися.

- Принято считать, что такие люди, как Юшка, не вызывают сочувствия у тех, кто находится рядом. А как себя ощущает Юшка в окружающем его мире? Учащиеся под руководством учителя заполняют концептуальную таблицу.

Люди - он

Он - люди

Дети

Ю

Ш

К

А

Взрослые

Даша и ее отец

Для заполнения таблицы используется материал, который учащиеся приготовили дома. (дано опережающее задание по группам). Каждая группа выступает, параллельно учащиеся заполняют таблицы в тетрадях.

- Заполнив таблицу, учащиеся отвечают на вопрос:  

- Какими словами сейчас мы можем охарактеризовать главного героя?

- Сравниваем, ту характеристику, которую мы дали герою в начале разговора, и ту, которую дали сейчас. Что в них общего и чем они отличаются? (мы видим , что в характеристике героя появляются слова, описывающие не физическое состояние, а душевное состояние героя )

- Юшке живётся тяжело. Но всё же есть место, где он вольнее начинает дышать. Где это происходит? (на природе)

- Каков он по отношению к природе? (это счастливые мгновения в его жизни) Изменяется ли стиль, язык рассказа здесь? Что появляется? (среди природы родилась мелодия – появились в тексте ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ЭПИТЕТЫ)

- Обратите внимание на таблицу, осталась еще одна не заполненная нами часть. Чего не хватает?(Отношения к Юшке прохожего, который его убил. )

- Пересказ эпизода встречи Юшки с прохожим, заполнение таблицы.

- Произошло то, чего хотели люди – Юшка осерчал и ушёл из жизни. Вот теперь признали его люди своим, похожим? (чтение отрывка о похоронах)

- Раскаялись ли люди?  Что стало с людьми после смерти Юшки? Что изменилось в их жизни? (им стало грустно)

- Выходит, что смысл жизни Юшки в том,  что всю злобу и глумление он принимал на себя?

- Кто и когда (почему) вспоминает о Юшке? (рассказать о девушке, ищущей Юшку)

- Найдите в тексте описание девушки. Вспомните, внешность Юшки, какой можно сделать вывод? Как она его называет?

- Энергия добра Юшки переходит к девочке. Юшки не стало, но осталась новая жизнь. В чём видит своё предназначение эта девушка? (она врач)

- Так выполнил ли Юшка своё предназначение? («я тоже всему свету нужен», его душа перенеслась в девушку)

Обобщение

 

- Давайте вспомним, какова была цель нашего урока, достигли ли мы ее?

- Ответы учащихся.

- В ходе анализа рассказа мы с вами должны были «отыскать», образ человека в рассказе Платонова. Как вам кажется,  кого можно назвать человеком в этом рассказе? Почему?                                                                                                                                               - Ответы учащихся.

Домашнее задание 

- Домашнее задание : написать мини-сочинение по теме «Настоящий человек – это….». В текст сочинения включить аргументы из художественных произведений русских писателей.

Рефлексия

- Подводя итог нашему разговору, я предлагаю вам посвятить Юшке, настоящему человеку,    небольшое стихотворение- синквейн.

- Изменилось ли ваше представление о человеке? Почему?

- Полезен ли был наш разговор для вас?                                                                                                                                                



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                          «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Югорска- ХМАО-Югры

Конспект урока литературы в 5 классе.

Любовь к жизни. Проблема выбора

(По сказке Гаршина «Attelea princeps»)

Кузнецова Ольга Леонтьевна,

учитель  русского языка и литературы

1 категории

Югорск 2020

Цели урока:

Ι. Образовательные: проанализировать сказку Гаршина «Attelea princeps»; рассмотреть проблему выбора жизненного пути, формировать умение выделять главное, анализировать текст художественного произведения посредством постановки проблемы;  развивать умение  делать выводы; формировать представление о художественных образах произведения; обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа прозаического текста; развивать у обучающихся логическое мышление, навыки сопоставительного анализа и умения работать с текстом; формировать умение выражать впечатления от текста, ориентироваться в тексте, разрешать проблемные ситуации, обобщать наблюдения.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; формировать у учащихся нравственные качества, воспитывать человека сострадающего, готового помочь, умеющего сделать правильный выбор.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
  • познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста.
  • коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предположение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод.

Приемы: диалог, комментированное выразительное чтение, построение схемы ,  фронтальный опрос,  синквейн.

Оборудование: ПК, проектор, экран.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Форма работы: коллективная, групповая, парная.

Используемые технологии: технология  развития критического мышления.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Стадия вызова.

Учитель озвучивает тему урока и предлагает учащимся поразмышлять над тем, как они ее понимают.

Учащиеся размышляют над тем, что такое любовь, жизнь, выбор ,  что значит любить жизнь.

Учитель – А вы любите жизнь? Почему?

Ответы учащихся.

Учитель – Как вам кажется, о чем мы будем сегодня говорить?  Попытайтесь сформулировать цель нашего разговора, учитывая то, что вчера мы познакомились со сказкой Гаршина «Attelea princeps».

Ответы учащихся (все ответы учеников записываются на доске).

Учитель – В начале работы  давайте вспомним содержание сказки писателя.

Подготовленный ученик кратко пересказывает сказку.

Учитель – Кто, на ваш взгляд, является главным действующим героем сказки? Почему вы так решили?

Ответы учеников.

Учитель - Давайте вспомним и второстепенных героев.

Учащиеся перечисляют: кактус, саговая пальма, папоротник, травка, корица.

Учитель – Как вам кажется, что объединяет всех перечисленных нами героев?

Ответы учеников (оранжерея).

Учитель - Найдите в тексте описание оранжереи.

Ответы учеников

Учитель - На что, кроме драгоценного камня,  еще похожа оранжерея?

Ответы учеников.

Учащиеся замечают, что оранжерею автор еще сравнивает с тюрьмой, находят доказательства этому в тексте.

Учитель - Итак, обратим внимание на героев сказки, что мы можем сказать о них, правда ли, что все они одинаковы и живут дружно?

Учащиеся делятся на группы и на карточках с именами героев сказки пишут их характеристики, потом представляют героев.

Учитель предлагает ученикам расположить карточки с именами героев на доске, учитывая их взаимоотношения.

Учащиеся разделяют героев, получаются 2 группы. В одну входят пальма и травка, а во вторую - все остальные герои.

Учитель обращает внимание, что герои противостоят друг другу. Как называется такой прием в литературе? (антитеза)

Учитель напоминает, что  разговор посвящен жизни и выбору жизненного пути и просит учащихся заполнить в парах концептуальную таблицу (заготовки находятся на столах учащихся, таблица может быть выведена на экран)

Кактус, саговая пальма, папоротник, травка, корица.

ЖИЗНЬ, ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ

Травка, пальма

Тепло, хороший полив, покой.

Просто существуют.

Не хотят жить в тюрьме, хотят увидеть небо, мечтают о свободе.

Закончив работу, учащиеся озвучивают свои записи, делают вывод, что противопоставленные герои имеют разные жизненные позиции.

Учитель - Пальма противостоит всем своим соседям, как они относятся к ней? Почему?

Ответы учащихся.

Учитель – Можем ли мы назвать пальму борцом? Почему? С кем и чем  она борется?

Ответы учащихся.

Учитель – Оцените финал сказки. (Пальма умирает, а остальные растения остаются жить)

Может быть, не стоило пальме бороться, стремиться к свободе? Что для нее свобода?

Ответы учащихся.

Учитель – Так о каких же жизненных позициях говорит автор в сказке? 

Ответы учащихся

Учитель – Подводя итог нашему разговору, давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока? Достигли ли мы ее?

Ответы учащихся.

Учитель - Только ли о растениях хотел рассказать нам писатель? Есть ли среди нас люди, похожие на героев сказки? Чей жизненный путь вам ближе?

Ответы учащихся.

Учитель - Полезен ли был сегодняшний урок для вас? Чем?

Ответы Учащихся

Домашнее задание

1. Придумать другой финал сказке.

2. Нарисовать рисунок и подготовить пересказ изображенного эпизода сказки.

Учитель - Завершить урок я хотела бы синквейном, который мы посвятим пальме Attelea princeps (составляем вместе)

Пальма

Свободолюбивая, гордая

Борется, растет, вырывается

Хочет увидеть небо.

Свобода.

Завершается урок выставлением оценок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конькова Анна Митрофановна. 1916-1999

Слайд 2

Биография Родилась 28 июля 1916 г. в дер. Евра Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа. Досрочно окончила Ханты-Мансийское педагогическое училище. В 1937 г. начала трудовую деятельность в национальных школах Березовского района, а затем в кочевой школе на озере Пыжьян Ханты-Мансийского района. В 1946 г. переехала в Ханты-Мансийск. Работала в детских садах, школах города. Более 30 лет отдала она детям.

Слайд 3

Творческий путь Всерьез заняться литературным творчеством она смогла только после ухода на пенсию в 1967 г. В это время много общалась с литераторами, учеными из Эстонии, Венгрии, Германии, Франции, Англии. С 1976 г. ее сказки стали печататься в окружной газете «Ленинская правда». В 1981 г. сказки опубликованы в сборнике «Огонь-камень», изданном в Свердловске. В 1982 г. вышел первый в мансийской литературе роман «И лун медлительных поток», написанный А. М. Коньковой в соавторстве с тюменским прозаиком Г. Сазоновым. Книга переиздавалась еще два раза (Свердловск,1990; Москва,1994).

Слайд 4

Самая известная сказка В 1985 г. отдельным изданием вышла книга «Сказки бабушки Аннэ ». Книга стала лауреатом издательского конкурса г. Екатеринбурга «Книга года» в номинации «Лучшее издание для детей». К 75-летнему юбилею писательницы вышла миниатюра «Вожак Ивыр » с иллюстрациями художника Г. Райшева . Последнее прижизненное издание А. М. Коньковой – «Свидание с детством» (Москва,1996). Ее произведения переводились на английский, венгерский, польский, чешский языки.

Слайд 5

достижения Награждена орденом Почета (1996), присвоены звания «Заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа», «Почетный гражданин города Ханты-Мансийска» (1988). В г. Ханты-Мансийске на доме, в котором жила А. М. Конькова , установлена мемориальная доска (2004), ее именем названа улица. С 2012 г. проводится окружной детский конкурс творческих работ имени А. М. Коньковой. Умерла 3 декабря 1999 г., похоронена в г. Ханты-Мансийске.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мария Кузьминична Волдина Выполнили: Пукис Полина Коробкова Анастасия

Слайд 2

Биография Вагатова ( Волдина ) Мария Кузьминична Родилась 28 декабря 1936 года на реке Курьёх , недалеко от деревни Юильск Березовского (ныне Белоярского) района Ханты-Мансийского автономного округа в семье оленеводов. Окончила Ханты-Мансийское национальное педагогическое училище (1955) и педагогический факультет Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена (1971).

Слайд 3

Биография Работала учительницей начальных классов, заведующей Казымским интернатом. С 1968 года работала в Ханты-Мансийском педагогическом училище. В 1971 году Ханты-Мансийский окружной комитет КПСС направил ее на работу в редакцию окружной газеты «Ленинская правда ». В 1974 году М. К. Волдина назначена редактором окружной газеты «Ленин пант хуват ». В 1991 году была создана окружная редакция национальных газет «Ханты Ясанг » и « Луима сэрипос » и М. К. Волдина назначена ее главным редактором. В этой должности она трудилась до ухода на заслуженный отдых.

Слайд 4

Направления деятельности В более чем полувековой деятельности М. К. Волдиной ( Вагатовой ) можно выделить ряд основных направлений, которые между собой гармонично взаимосвязаны: педагогическое, журналистское, «фольклорно-этнографическое», общественно-политическое, литературное. О на первая женщина-журналистка и женщина-редактор из хантыйского народа, первая поэтесса-ханты. Е ю впервые был поставлен кукольный спектакль по хантыйским сказкам

Слайд 5

Произведения Материнское сердце Мужчина проехал Доченька, доченька Маленький тундровый человек

Слайд 6

Материнское сердце Как бы деревья шумели зелёной листвой, Если б они не имели корней под собой? Как бы цветы у подножья деревьев цвели, Если бы не было вовсе земли? Как бы узнали все люди, что Солнце взошло, Если б оно не дарило своё нам тепло? Да , никому никогда эту жизнь не начать – Дверь в белый день не открыть Если это не сделает Мать! Сердце у матери красного Солнца теплей, Ну , а забота о детях – бескрайней дороги длинней… Сыщется ль в мире любви этой доброй цена? Честь без корысти, которая жизни равна, Строгая совесть, которая ласки нежней, Вечная песня, которая смерти сильней.

Слайд 7

Спасибо за внимание !


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Антон Павлович Чехов 1860 – 1904 (часть первая)

Слайд 2

Из - под камушка, Из – под чистого Течет реченька, Речка быстрая, Вода чистая…

Слайд 3

Родился в Таганроге в купеческой семье 17 января 1860 года. 1868-1879 – учеба в Таганрогской гимназии, репетиторство. 1879 – 1884 - учеба на медицинском факультете Московского университета.

Слайд 4

Семья Чеховых

Слайд 5

Антоша Чехонте

Слайд 6

1884 год – закончил медицинский факультет Московского университета. «Будильник», «Осколки», «Зритель», «Сверчок», «Стрекоза». Начало медицинской практики. 1888 Повесть «Степь»- итог чеховских исканий 80-х годов.

Слайд 7

« В голове у меня целая армия людей, просящихся наружу и ждущих команды… Из меня водевильные сюжеты прут, как нефть из бакинских недр»

Слайд 8

А.П. Чехов. Фотография 90-е годы 19 века


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Антон Павлович Чехов 1860 – 1904 (часть вторая)

Слайд 2

1890 год - путешествие на Сахалин. Книга «Остров Сахалин» 1893-1894г.

Слайд 3

Чехов у японского консула. Южный Сахалин. 1890 год.

Слайд 4

1892г –поселился в Мелихове. Основная тема творчества- равнодушие, символом которого стал «человек в футляре». Доктор Чехов. «Мужики» 1897г. «В овраге» 1900г. «Моя жизнь» 1896г. «Новая дача» 1899г.

Слайд 5

А.П.Чехов в кабинете 1899год

Слайд 6

1892 г.- Работа для Московского Художественного театра. Пьеса «Чайка». 1899- Пьеса «Дядя Ваня» 1901 – Пьеса «Три сестры». Женитьба на актрисе Художественного театра О.Л.Книппер.

Слайд 7

1902 – поселяется в Ялте 1903-1904 – Пьеса «Вишневый сад» 1904 – Выезжает на лечение в Германию, где скончался 2 июля. Похоронен в Москве.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1880 - 1921

Слайд 2

Он был Лермонтовым нашей эпохи. У него была та же тяжелая тяжба с миром, Богом, собою, тот же роковой демонический ток, та же тяжелость не умеющей приспособиться к миру души, давящей, как бремя. К.И.Чуковский

Слайд 3

Родился 16 ноября 1880 года в Петербурге. Детские годы прошли в доме деда , известного русского ботаника А.Н.Бекетова, ректора Петербургского университета. Каждое лето семья выезжала в имение Шахматово. Серьезное увлечение поэзией Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Полонского приходится на 1898г.

Слайд 6

Стихи – это молитвы, а поэт – это апостол, слагающий их. Его вдохновение сродни вере.

Слайд 7

1903 г Брак с Л.Д. Менделеевой, увлечение философскими идеями В.С. Соловьева. Оба события нашли отражение в сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» (1904) 1905-1907г. – «Нечаянная радость» (1907), «Снежная маска» (1907г), «Земля в снегу» (1908г), «Земля в снегу»(1908г). Поездки в Бельгию, Германию, Италию, Нидерланды, Францию .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1880 - 1921

Слайд 4

Свою лирику Блок разделил на три тома, в которых были отражены три этапа становления поэта. Он называл этот путь трилогией вочеловечивания. В первый том вошли: « Ante lucem », «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья». Второй том стихи, появившиеся в 1904-1908г. В третий том лирики вошли стихотворения 1907-1916 годов : «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы», «Соловьиный сад».

Слайд 6

В 1916 году Блок был призван в Армию в качестве табельщика. На войне он , по его признанию, живет бессмысленной жизнью. После февральских событий 1917 г он возвращается в Петроград и работает в качестве редактора стенографических отчетов. На протяжении 1917 года он не создает ни одного поэтического произведения. После октябрьского переворота, в 1918 году пишет статью «Интеллигенция и революция», поэму «Двенадцать», стихотворение «Скифы».

Слайд 9

Поэт умер в Петрограде 7 августа 1921 года.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Один ум – хорошо, а два – лучше.

Слайд 2

Повторение изученного

Слайд 3

ПРОСТОЕ СОСТАВНОЕ КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ПОРЯДКОВОЕ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ ЦЕЛОЕ ДРОБНОЕ СОБИРАТЕЛЬНОЕ

Слайд 4

Простое /составное 3 Числительное 1 Порядковое 4 Целое/дробное 5 Собирательное 6 Подумай 2

Слайд 5

Один, одиночка, одиночество, однодневка; Пять, пятерка, пятерня, пятилетка. Четырехугольник, четыре, четверка, четвертак. Троеборье, три, тройка, треугольник. 3

Слайд 6

Распределите числительные в две группы : простые (1 вариант ) и составные (2 вариант). Девятнадцать, сто один, шесть, семьдесят второй, пять, шестьдесят, тридцать три, пятнадцать, восемьсот два.

Слайд 7

ПРОСТЫЕ СОСТАВНЫЕ Девятнадцать Один Пять Шестьдесят пятнадцать Семьдесят два Тридцать три Сто один Восемьсот два 5

Слайд 8

Из предложений запишите только числительные в нужной форме. Выделите окончания. 1. За несколько дней на спортивных соревнованиях побывало свыше 570 тысяч зрителей. 2. Если к 7 прибавить 311 , то получится ровно 318 .

Слайд 9

1. Свыше пятисот семидесяти. 2. К семи прибавить триста одиннадцать, получится триста восемнадцать.

Слайд 10

Запишите словами , поставив в форму указанного падежа. 1/3 класса (Р.п), 2/5 вспаханной земли (В.п.), 4/10 урожая (Д.п.)

Слайд 11

Отгадайте загадку. Выпишите словосочетание с дробным числительным. Шли две матери с дочерью да бабушка с внучкой, нашли полтора пирога, по многу ли досталось? 6

Слайд 12

Замените количественные числительные порядковыми, запиши их, поставив в указанный падеж. 1 вариант 2 вариант 51 (В.п.) 98 (Р.п.) 235 (Р.п.) 427 (Д.п.)

Слайд 13

2 1 вариант 2 вариант Пятьдесят первый Девяноста восьмого Двести тридцать пятого Четыреста двадцать седьмому 2

Слайд 15

На обеих деревьях лопнули почки. 4

Слайд 16

Утверждение +/- Числительное – это член предложения, который отвечает на вопросы: сколько? и какой? Количественные числительные указывают на порядок предметов при счете. Порядковые числительные очень похожи на имена прилагательные. В предложении нет ошибки в употреблении числительного. На обеих деревьях лопнули почки. В предложении допущена ошибка в употреблении числительного. В ураган ветер достигал сорок метров в минуту. В предложении нет ошибки в употреблении числительного. К тридцат ь второму дому подъехала машина. При изменении составного количественного числительного меняется каждое слово. В предложении нет ошибки в употреблении числительного. Двое друзей шли в кино, а двое подруг – на дискотеку. При склонении составного порядкового числительного изменяется только последнее слово. В дробном числительном числитель склоняется как целое число, а знаменатель – как прилагательное.

Слайд 17

Утверждение +/- Числительное – это член предложения, который отвечает на вопросы: сколько? и какой? - Количественные числительные указывают на порядок предметов при счете. - Порядковые числительные очень похожи на имена прилагательные. + В предложении нет ошибки в употреблении числительного. На обеих деревьях лопнули почки. - В предложении допущена ошибка в употреблении числительного. В ураган ветер достигал сорок метров в минуту. + В предложении нет ошибки в употреблении числительного. К тридцат ь второму дому подъехала машина. + При изменении составного количественного числительного меняется каждое слово. + В предложении нет ошибки в употреблении числительного. Двое друзей шли в кино, а двое подруг – на дискотеку. - При склонении составного порядкового числительного изменяется только последнее слово. + В дробном числительном числитель склоняется как целое число, а знаменатель – как прилагательное. +

Слайд 18

Один ум – хорошо, а два – лучше?

Слайд 19

1 очка 1бор ш1ла 1ос по2л 2д с3ж 3ко па3от 40а 100лб 100ляр 16 7

Слайд 20

а) семьдесят, пятьдесят три, шестнадцать; б) шестичасовой, двенадцатый, сто пятьдесят первый в) 3 (мужчина), 4 (девушка), 2 (очки), 7 (школьник), 6 (зайчонок).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Морфемика и словообразование 9 Класс

Слайд 2

Вн …мание, в… бражение , восп … минание , воспр … ятие , д… сц … плинированность , сам… ценка , ид… нтификация , индив … дуальность , интуиц …я, м… ланхолик , темп… рамент , настойч … вость , об… няние , об … яние , об … бщение , … строумие , осязание, отн … шение , ощ … щение , пр…поминание, ра … дражение , сам… стоятельность , уравновешенность, характ … р , ц … леустремленность , эволюц …я, эксп …р… мент , эмоци ….

Слайд 3

Что такое морфема? Какие морфемы вы знаете? Что они обозначают? В чем отличие корня от других морфем? Как называются все морфемы, кроме корня? Что такое однокоренные слова? Чем они отличаются от формы слова? Что такое приставка, суффикс, постфикс? Что такое основа слова? В какой части слова заключено лексическое значение? Какие части слова выражают грамматическое значение? Почему морфемы можно разделить на словоизменительные (формообразующие) и словообразовательные? Какие части речи не имеют окончания? Что такое нулевое окончание? В какой части речи в слове можно выделить два окончания? Вспомните орфографические правила, которые опираются на умение выделять морфемы в слове ? К заданиям

Слайд 5

Формообразующие суффиксы – это морфемы, стоящие в слове после корня и служащие для образования форм слова. Примеры: суффикс неопределённой формы глагола - ть , - ти , - чь : читать, идти, беречь; суффикс прошедшего времени –л: ходил; повелительного наклонения -и: смотри; степени сравнения прилагательных и наречий -е : тише. К вопросам

Слайд 6

Распределительный диктант с обозначением части речи, графическим выделением основы и окончания (если оно есть): есть формы словоизменения / нет формы словоизменения . Кулачный, ведь, два, дочь, луна, стойко, играючи, смеясь, могуч, конечно, дело, мышь, никогда, можно, нарочно, нельзя, фойе, синий, краснеющий, горяч, около, вследствие, погасив, пополам, сторож, невтерпеж, покрасив.

Слайд 7

Распределительный диктант. Делим слова на две группы, учитывая функции выделенных морфем: 1) слова со словоизменительными (формообразующими) морфемами; 2) слова со словообразовательными морфемами. Делай- те , рас -трепать , леп- и -ть , величествен- ее , наи -лучший , велич- ав -ый , крепч- е , висе- л -а , высоч - айш -ий , счаст- лив -ый , при -чудливый , де - маскировать , лис- ий , ярк- ий , мил- ейш -ий , красне- я .

Слайд 8

Две минуты на ответ. 1) Можно ли по морфеме определить часть речи? Докажите. -ЕШЬ , -ИТ , -ОГО , -Л- , -ИЕ , -И И . 2) Можно ли, не определяя часть речи, правильно разобрать по составу слова СТЕКЛО, КРАСИВО? Почему? Объясните графически.

Слайд 9

В каждом ряду однокоренных слов найдите лишнее. Обоснуйте свой выбор. Как называются такие корни? Любить, любой, любовь, любитель; духовность, духовный, духи; долина, доля, обездолить, бездольный; долгий, долго, долгота, долг; плен, пленник, пленарный, пленить; липа, липкий, липняк, липовый; клад, кладоискатель, укладка; город, городской, горожанин, загородка; бурить, бурильщик, буря; воротник, воротить, возврат;

Слайд 10

ТЕСТ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА ОРФОЭПИЯ ЧЕРНЫЙ ЯЩИК РЕБУСЫ ФИНАЛ ТЫ –МНЕ, Я - ТЕБЕ

Слайд 3

10 20 30 40 50 Назад

Слайд 4

Являются ли слова ЦИРК и ЦИРКУЛЬ родственными?

Слайд 5

Какая буква неофициально появилась в русском алфавите с приходом Интернета?

Слайд 6

На одной из стен в церкви Спаса(постройки1198 года) археологами была найдена загадочная надпись (передаём буквами русского алфавита): НЕ ПО ВТ СЕ ЧЕ ПЯ СУ. Что имел в виду автор надписи?

Слайд 7

Все приведённые ниже слова – устаревшие, но 4 устарели по одной причине, а одно – по другой. Какое? А) боярин; Б) вече; В) армяк; Г) ямщик; Д) чело.

Слайд 8

А.С. Пушкин и В.И. Даль были знакомы друг с другом. Пушкин даже подарил Далю свою сказку, сделав надпись: «Твоя от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому – сказочник Пушкин» О какой сказке идёт речь?

Слайд 9

10 20 30 40 50 Назад

Слайд 10

Замените одним словом: Говорить тихо, неразборчиво; Перевёртываться через голову; Идти, делая частые, мелкие шажки.

Слайд 11

Русская поговорка гласит: «Не было ни гроша, да вдруг алтын!» А сколько это алтын?

Слайд 12

В словаре В.И.Даля встречается ныне забытое слово КОЛОЗЕМИЦА. Каким заимствованным словом оно оказалось вытесненным в наши дни?

Слайд 13

Подберите синонимы к словам: адекватный, флегматичный, утрировать, меркантильный.

Слайд 14

Какая русская пословица следующим образом переведена на иностранный язык: «Недостаток ума компенсируй ходьбой»?

Слайд 15

10 20 50 40 30 Назад

Слайд 16

Озвучьте свой заказ в кафе, если из предложенных в меню блюд вы выбрали: Суп из щавеля; Салат из свеклы; Тефтели; Блинчики с творогом и сливовым вареньем.

Слайд 17

Чем отличается брОня от бронИ?

Слайд 18

Я - сборник карт; от ударения Зависит два моих значения: Хочу - преображусь в название Блестящей, шёлковой ткани.

Слайд 19

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? красивЕе мусоропрОвод апОстроф ходАтайство

Слайд 20

В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно? 1) Эксперт 2) туфлЯ 3) созвонИмся 4) облЕгчить

Слайд 21

10 20 50 Назад 30 40

Слайд 22

Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает живая, мёртвая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то можете набрать её в рот. Но в ваших интересах на него ответить. Что это?

Слайд 23

Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. Глупый человек может искать её в стоге сена, а тот, кто волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только что с неё. Что это за предмет?

Слайд 24

Оно бывает пятым у телеги вопреки всякому здравому смыслу. И что самое удивительное, некоторые любят вставлять в него палки. На нём можно даже жить, а можно в нём вертеться, но особенно его почему – то любят белки. Что это?

Слайд 25

Молодожёны очень хорошо его знают, потому что он рядом с ними целый месяц. А когда его целая бочка, то находятся вредители. Готовы испортить его, добавив в него ложку дёгтя. Его обожал один представитель млекопитающих, любящий прикидываться тучкой. Что это такое?

Слайд 26

Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно это. Он бывает краеугольным, а бывает преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти. Что это такое?

Слайд 27

10 20 30 40 50 Назад

Слайд 28

БОНУС

Слайд 29

Минус 20

Слайд 30

Слог первый мой Растёт в прошедшем времени. Вторая часть – Сестричка в нотном пении. А в целом – гениального строителя Легко узнают питерские жители.

Слайд 31

Первое - форма арбуза, Земли. Все догадаться уже вы смогли? А из второго вкусную кашу Варит на завтрак мамочка ваша. Целое музыку будет дарить, Если за ручку тихонько крутить.

Слайд 32

Мы к букве восемнадцатой по счёту Прибавим для начала третью ноту. И, с этажа шагая на этаж, «Всё та же красота, - добавим, - та ж!» И, всё сложив, получим мы в награду Название театра или сада.

Слайд 33

10 20 30 40 50 Назад

Слайд 34

О каком слове идёт речь? На Руси того, кого обозначали этим словом, побаивались. А сегодня его не боятся, а презирают. В известной песне поётся, что он не станет играть в одну очень мужскую игру. Назовите его.

Слайд 35

Подберите синоним к английскому фразеологизму: К одной кормушке двух ослов не ставят.

Слайд 36

Вот такая сатира на безграмотные стихи была опубликована однажды в студенческой стенгазете. Гра'вер за гра'вюру гро'ша досто'ин. Несём из мага'зина в по'ртфеле медь. Мо'жет быть, сти'хи писа'ть не сто'ит, А лу'чше в библио'теке со сло'варем посиде'ть? Назовите слова, где ударение поставлено неверно.

Слайд 37

За ними ходил Геракл в сады Геспирид. Одно из них стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. И, представьте себе, из –за него даже началась война! Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет?

Слайд 38

По букве «Б» шагает «Е» – Два слога есть у вас уже. К ним букву «Д» скорей приставьте И так до времени оставьте. Теперь внимательно взгляните На офицерский строгий китель. Поймёте вы наверняка, Что не нужна здесь буква «К».