Материалы к уроку

Шарова Светлана Владимировна

Предварительный просмотр:

Обобщение по теме «Состав слова»

 Ход   урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, мои дорогие соседи.  Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот урок принесет вам хорошее настроение, общения со мной и  друг с другом.  

Мотивация урока.

Шел мудрец, навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!».

Ребята, желаю вам, чтобы вы были сегодня именно строителями «ХРАМА ЗНАНИЙ»
Пусть урок будет для вас успешным

ІІІ. Постановка цели урока

Давайте откроем тетради и оформим сегодняшнее число

 - Урок у нас сегодня необычный, К тому же я вас попрошу чтобы вы сами определили тему сегодняшнего урока, для этого вам нужно отгадать загадки и каллиграфически записать только первые буквы отгадок

Пешеходам объясняет,

Как дорогу перейти.

Он сигналы зажигает,

Помогая нам в пути. (Светофор)

Он красив и ярко-красен,

Но он жгуч, горяч, опасен.  

Он дает тепло и свет,

С ним шутить не надо, нет! (Огонь)

 

Мы работаем бригадой,

Нам везут песок, бетон.

Дружно потрудиться надо,

Чтоб построить новый дом. (Строители)

Я пишу на строчке

Палочки, крючочки,

Буду буквы я писать.

Это ведь моя ... (тетрадь).

Я с окошками, как дом.

Есть колеса в доме том.

Домик мой катается,

В нем двери открываются. (Автобус)

Мы с ней очень-очень дружим,

Часто моемся под душем.  

Она помогает нам чистыми стать,

Посуду помыть и белье постирать. (Вода)

 

- Ребята, если вы внимательно посмотрите на записанные буквы, то найдете спрятавшееся слово, которое будет подсказкой для определения темы урока.  (состав)
- Верно! Состав чего? 
(слова).

Добавьте к слову состав

Сегодня мы совершим путешествие по океану Знаний в страну, название которой пока вам неизвестно. Эта страна    интересна тем, что состоит из островов.

Вам интересно узнать что это за страна?

 

Вы готовы к этому путешествию?

На чем обычно  отправляются в путешествие по океану к островам? (на корабле)

Закройте глаза представьте себя на борту корабля. Мы отправляемся в путь. ( морской прибой)

IV. Работа по  теме урока

И вот на пути первый островок

-   Посмотрите на доску и догадайтесь как он называется

С него начнем, друзья, урок?

 Нас приглашает островок!

И у него для нас задание.

 А что такое окончание?

(Ответы   детей)

 

(изменяемая часть слова)

-   Какую роль окончание выполняет в нашей речи?

(служит для связи слов в предложении)

 А попробуйте составить устно  предложения из слов которые вы видите на доске

Островок, пальма, пароход, земля, капитан, морской, корабль.

А теперь: спишите слова и выделите окончания    

В каждом ли слове есть окончание?

(Рассказ детей о нулевом окончании.)

(оставьте слова с нулевым окончанием, а остальные сотрите)  

Какие окончания у слов пальма и морской?

 

 САМОПРОВЕРКА (самооценка на полях цветом)

 2.. Представьте, что мы опять на нашем корабле, который плывет к следующему острову.

Жило-было слово ХОД

В слове выХОД, в слове вХОД,

В слове ХОДики стучало.

И в поХОДе вдаль шагало

-   Кто догадался, к какому острову мы приближаемся?

-    Что такое корень слова?

 А почему ученые использовали именно это слово для названия одной из части слова?

- Да, корень является сердцевиной слова, его смысловым центром, от него «растут» слова, как ветки на дереве.

У слов корень — это самое важное, самое главное.

А бывают слова состоящие из двух корней?

Назовите такое слово записанное на доске  

ПАРОХОД

Кто может выделить корни у этого слова?

- А верите ли вы, что в русском языке существует слово, не имеющее корня?

Хотите его узнать, тогда выполните задание  

От данных слов образуйте однокоренные слова.

Запишем  эти слова в тетрадь, определим, к какой части речи эти слова относятся

1  ряд: Сахар – (сахарок, сахарный, сахарница)

2 ряд:   Хлеб – (хлебный, хлебница, хлебушек)

3   ряд: Соль – (соленый, посолить, пересолить.)

  - Что такое однокоренные слова?

Слова с одинаковым лексическим значением

А если значение разное- это форма одного и того же слова

 - Как  пишутся корни в однокоренных словах?

 слово, не имеющее корня?         (вынуть)

  • самый маленький корень ш в слове «шли»
  • … самый длинный корень «крокодил» - 8 букв

3. А теперь глаза закрыли!

 С вами дальше мы поплыли.

   Прислушайтесь, что с палубы кричит матрос?

«Приплыли?      Причаливаем!       Выходите!»

-   Как вы думаете, на каком острове мы оказались?

( Ответы детей)

   Почему так решили?

Что такое приставка?

  А знаете ли вы что  в русском языке 120 приставок

Образуйте новые слова изменив  приставку.

І вариант от слова ПРИПЛЫЛИ;  

Уплыли, заплыли, переплыли,  доплыли, выплыли, подплыл

и

 ІІ вариант от слова ВЫХОДИТЕ

Уходите, заходите, переходите, доходите, подходите, приходите

Запишите их в тетрадь и выделите приставку (если слов больше 5 зеленый круг)

  -  Какие   слова получились?  Не повторяться

САМОПРОВЕРКА (самооценка на полях цветом)

Физминутка

С ПРИ- приставкою – присесть,
С ПО- приставкою – подняться
С ПОД- – подпрыгнуть, подмигнуть,
С ПО- приставкой – посмеяться,
С ВЫ- – вытягиваем руки,
С О- – опустим их опять.
Вот и все настало время
Нам зарядку завершать.

4.  Продолжается наше путешествие.

 

  Мы приближаемся к следующему острову.

Водичка тепленькая

Погодка чудесненькая.

А не сбились мы в пути?

Что за остров впереди?

Была ли подсказка в загадке?

А что такое суффикс?

3) Добавьте к словам суффиксы, чтобы

получилось название профессий людей, запишите выделите суффиксы  и проверьте по образцу

Сад, барабан, трактор, бокс, груз.

Садовник,  барабанщик, тракторист, боксер, грузчик

-   Ребята  для чего нужны суффиксы и приставки?  

САМОПРОВЕРКА (самооценка на полях цветом)

5. Думаете пора возвращаться домой?

Нет забыли про еще одну часть слова основу

Но вот беда на пути у нас пираты и только ваша сообразительность     позволит избежать встречи с ними

Проверим какой группе это удастся быстрее всех.

Части слова потеряли свои места, вам нужно правильно составить слова, записать в   и разобрать по составу.

ПРИСТАВКА

КОРЕНЬ

СУФФИКС

ОКОНЧАНИЕ

СЛОВО

походка

слово

сестрицы

река

 

налетели

ученик

куст

молчит

 

коньки

мудрец

старость

домик

 

САМОПРОВЕРКА (самооценка на полях цветом)

V. Итог урока

Скажите ребята  какой алгоритм разбора слов по составу нужно знать ?

Что мы должны сделать в первую очередь?

-окончание

-основа

-корень

-приставка

-суффикс

Сегодня мы совершили путешествие по океану Знаний в страну,

все задания вами были выполнен

и вы можете узнать название  страны по которой мы совершили путешествие.

Это страна   МОРФЕМИКА иными словами состав слова

VI. Домашнее задание

Пришло время оценить свою работу на уроке  

Посчитайте количество кружков на полях и поднимите тот кружок

каких у вас больше

Оцените себя по образцу

– Ребята, перед вами шарада.
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне
Суффикс мой в тетрадке  все встречаем
Вся  же в дневнике я и в журнале (О-цен-ка)

 Оцените себя за урок

Кружков какого цвета у вас больше поднимите сигнал

А теперь поиграем в игру «ДА,НЕТ»

Если вы согласны с утверждением то хором кричите да, если не согласны, нет. Готовы?

1.Корень это главная часть предложения? -

2.Верно ли, что у слов носик и носильщик одинаковый корень?-

3.Корни в родственных словах пишутся одинаково?+

4.Окончание – это изменяемая часть слова? +

5. Суффикс помогает образовывать новые слова? +

6. Приставка – это часть слова которая стоит после корня и служит для образования новых слов? –

7. Корень это общая часть родственных слов? +

8. Суффикс – это часть речи?

Молодцы ребята!

5)Допишите нужную по смыслу приставку

А сейчас немного поиграем, я буду называть словосочетания, а вы замените каждое словосочетание словом с приставкой. Например: часы на стене – настенные часы

  • Шаг без шума – …
  • Переход под землей – …
  • Камни под водой – …
  • Совет без пользы – …
  • Годы до войны – …



Предварительный просмотр:

Диагностическая работа по преодолению типичных ошибок

по русскому языку учащихся 3 класса

БОУ «Еремеевская СШ»

по теме: «Состав слова»

                                                                             Выполнила: Шарова С.В.

Состав слова (морфемика) (извлечение из программы)

Обучающийся научится:

  • владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
  • различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
  • выделять нулевое окончание;
  • подбирать слова с заданной морфемой;
  • образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;
  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
  • осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
  • наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
  • разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.

Деятельность учащихся

  • Наблюдать, какая часть слова меняется при установлении связи слов в предложении по форме.
  • Выделять эту часть.
  • Сравнивать разные формы одного и того же слова и устанавливать, чем они различаются.
  • Сравнивать разные формы одного и того же слова и выделять в них окончания.
  • Продолжать высказывания, данные в учебнике.
  • Формулировать способ (алгоритм действия) нахождения окончания и основы слова.
  • Формулировать вывод по результатам наблюдений с использованием терминов «основа», «окончание».
  • Работать в паре: обсуждать (в диалоге) задание к упражнению, устанавливать, что надо знать (вспомнить) для успешного его выполнения, подготавливать свой вариант выполнения задания, обсуждать и оценивать результат выполнения работы.
  • Объяснять формулировку «Окончание служит для связи слов в предложении».
  • Выделять окончание и основу слова.

Корень слова.

  • Наблюдать за составом основы слов и устанавливать, из скольких частей может состоять основа слова.
  • Объяснять по данной схеме состава слова, из скольких частей состоит его основа.
  • Составлять самостоятельно схему (модель) основы слова.

Наблюдать и устанавливать, при помощи, каких частей основы образованы новые однокоренные слова.

  • Образовывать при помощи приставок и суффиксов однокоренные слова, разбирать эти слова по составу.
  • Устанавливать, что суффикс придаёт слову оттенок значения или образует слово с новым значением.
  • Объяснять, как при помощи приставок и суффиксов образуются новые однокоренные слова.
  • Сравнивать основы однокоренных слов, устанавливать общее и различное в составе основ однокоренных слов.
  • Сравнивать основы разных форм одного и того же слова, устанавливать общее и различное в их составе.
  • Различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова.
  • Разбирать слова по составу, соотносить состав основы слова и соответствующую ей схему (модель).
  • Толковать (объяснять) значение слов, выражений.

Типичные ошибки  допускаемые  при морфемном разборе слова.

  1. Изменение очерёдности выявления и выделения частей слова.

( Например, если школьник начнёт с суффикса или с корня)

  1. Невыделение нулевого окончания.  

(Например: "В слове "домик" окончания нет". Но оно может появиться. В форме именительного падежа окончания нет, в родительном, к примеру, оно появится. Поэтому необходим пустой квадратик справа от словоформы.)

  1. Небрежное обозначение частей слова.
  2. (Допустим, нижние точки "шалашика" (суффикса) упираются в буквы, а не в промежутки между ними. В итоге непонятно, где суффикс начинается и где он заканчивается.
  3. Неполный разбор. Что-то выделено, а что-то нет.
  4. Невыделенная основа слова.
  5. Неверное определение приставки, корня или любой другой морфемы, что влечёт неверное их выделение.

Работа по преодолению ошибок

1.Соблюдать  алгоритм разбора слова по составу.

-Запиши слово.

-Измени слово и выдели  окончание.

-Отдели окончание от основы и выдели основу.

-Подбери однокоренные слова и выдели корень.

-Найди и обозначь приставку и суффикс.

2. Способы действия при  разборе  слов по составу

Узнаём строение слова:

Укажем состав имени существительного подставка.

1. Изменю слово по числам: подставки – подставка (изменилось -а, это окончание). Основа подставк-

2. Объясню значение слова: подставка – подставляют, ставят под что-то; подставить. Корень –став.

3. под – приставка

4. -к- – суффикс (называет существительное со значением действия) (см. Рис. 1).

Составляем и записываем слова по схемам:

Составьте и запишите слова по схемам с корнем -мор-

Вам помогут приставка при-, суффикс -ск-.

 https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/205894/d2406210_abb8_0132_36c8_12313c0dade2.pnghttps://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/205893/d0c02350_abb8_0132_36c7_12313c0dade2.png

 Море, морской, приморский, приморье.

Обратите внимание!

  1. Основа может состоять только из корня: мор-е.
  2. В основу может входить, кроме корня, суффикс: мор-ск-ой.
  3. В основу могут входить, кроме корня, приставка и суффикс: при-мор-ск-ий.
  4. В основу может входить, кроме корня, приставка: при-морь-е.

Среди пар слов ищем слово с таким же строением:

Разберём слово по составу. Затем среди пар слов найдём слово с таким же строением.

1. сахарок – листок, мешок    https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/205895/d9659980_abb8_0132_36c9_12313c0dade2.png  

Разберём слова по составу.

Окончание нулевое, изменим слова: нет сахаркалистка, мешка, появилось окончание -а.

Основа сахарок-, листок-, мешок-.

Сахарок – маленький сахар, корень -сахар-, листок – маленький лист, корень -лист-, мешок – корень -мешок-.

Суффикс -ок- у слов сахарок, листок

Находим каждой схеме подходящее слово

Под каждой схемой подпишем подходящее слово.

Рука, ручка, ручной, поручни, безрукий.

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/205902/e5e6fff0_abb8_0132_36d0_12313c0dade2.png   https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/205903/e75a5270_abb8_0132_36d1_12313c0dade2.png    https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/205904/e8d74500_abb8_0132_36d2_12313c0dade2.png   https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/205898/df705fe0_abb8_0132_36cc_12313c0dade2.png

Это однокоренные слова, одинаковая часть -рук-, -руч-, в корне есть чередование согласных к-ч.

Рука – окончание -а, изменим слово по числам: рука – руки, изменилось -а. 2 схема.

Ручка – окончание -а, изменим слово по числам: ручка – ручки, суффикс -к. 1 схема.

Ручной – окончание -ой, изменим слово: ручная, ручные, суффикс -н-. 1 схема.

Поручни – окончание -и, изменим слово: поручням, приставка -по, суффикс -н-. 4 схема.

Безрукий – окончание -ий, изменим слово: безрукая, приставка -без. 3 схема 

Удвоенные согласные на стыке приставки и корня:

Попробуйте самостоятельно разобрать слова по составу: касса, рассада, рассольник, рассказ.

Чем одно слово отличается от других?

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/205914/f8ac7060_abb8_0132_36dc_12313c0dade2.png

В словах рассказ, рассада и рассольник последняя буква приставки и первая буква корня одинаковые.

Удвоенные согласные на стыке приставки и корня

В слове касса удвоенные согласные в корне 

Упражнения в членении слова

Упражнения на моделирование в словообразовании:

работа  с приставкой, суффиксом

        схема2
схема1

схема4

Эффективным для речевого развития младших школьников является использование моделей составления словообразовательных цепочек:

схема5

Контрольная работа по теме «Состав слова»

1 вариант

ФИ _______________________________________________________________

1.Соотнеси названия частей слова с их толкованием

Основа слова

часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов

Корень

часть слова без окончания

Окончание

часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов

Приставка

главная часть слова, в которой заключено значение всех однокоренных слов

Суффикс

изменяемая часть слова, которая служит для образования формы слова и связи слов в предложении

2.Найди в каждой группе «лишние» слова и вычеркни их. В остальных словах выдели корень.

А) Слеза, слезинка, слезать, слезливый, слезится.

Б) Рисунок, рисование, зарисовка, рисовый, нарисовать.

3. В какой строчке даны формы одного и того же слова. Докажи, выделив окончание и основу.

А) Мечта, мечты, мечтой;

Б) Мечтатель, помечтать, размечтался;

В) Мечтательный, мечтать, мечтательная.

4. Составь и запиши словосочетания, изменяя слова в скобках по смыслу. Выдели в них окончания.

Любоваться чем? (природа, картина) _______________________________________

Класть что? (книга, кукла) ________________________________________________

5. Подбери к данным словам противоположные по значению слова (антонимы) с тем же корнем. Выдели приставки во всех словах.

Прилететь -  __________________________________________________

Завязать - ____________________________________________________

Уплыть -  ____________________________________________________

6. Измени и запиши слова так, чтобы они обозначали: а) маленькие предметы; б) людей по роду занятий или профессии; в) признак предмета. Выдели корень и суффикс во всех  словах.

 А) _____________________________

Час  Б) ________________________________

 В) ________________________________

7. Запиши 1-2 слова с данными суффиксами. Выдели в них суффиксы.

-еньк-, -оньк- ____________________________________________________________

-к- _____________________________________________________________________

-ищ- ____________________________________________________________________

8. Разбери слова по составу.

Речной,  придворная, настенный, пуховый, свисток, тропинка.

9. Узнай слова по описанию. Запиши их и разбери по составу.

А) Корень такой же, как в слове городок, приставка – как в слове засуха, суффикс – как в слове лесной, окончание, как в слове сильный __________________________.

Б) Корень такой же, как в слове светильник, приставка – как в слове рассмешить, окончание – как в слове пешеход ___________________________________________.

10. Запиши по 2 слова в каждый столбик в соответствии со схемами. Разбери записанные слова по составу.

Заморозки, каменистый, травинка, лисёнок, рыбак, походка, посёлок.

https://fs00.infourok.ru/images/doc/22/28438/hello_html_beb7176.gif

https://fs00.infourok.ru/images/doc/22/28438/hello_html_beb7176.gif

Количество баллов ______________                             Отметка _____________

Контрольная работа по теме «Состав слова»

2 вариант

ФИ _______________________________________________________________

1.Соотнеси названия частей слова с их толкованием

Суффикс

часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов

Окончание

часть слова без окончания

Корень

часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов

Приставка

главная часть слова, в которой заключено значение всех однокоренных слов

Основа слова

изменяемая часть слова, которая служит для образования формы слова и связи слов в предложении

2.Найди в каждой группе «лишние» слова и вычеркни их. В остальных словах выдели корень.

            А) Путь, путник, путать, путевой.

Б) Смешной, смех, смешать, насмешка, рассмешить.

3. В какой строчке даны формы одного и того же слова. Докажи, выделив окончание и основу.

А) Травинка, травы, травка;

Б) Травушка, травушки, травушку;

В) Травянистый, травяной, травоядный.

4. Составь и запиши словосочетания, изменяя слова в скобках по смыслу. Выдели в них окончания.

Радоваться чему? (подарок, праздник) _______________________________________

      Подметать чем? (веник, щётка) ___________________________________________

5. Подбери к данным словам противоположные по значению слова (антонимы) с тем же корнем. Выдели приставки во всех словах.

Закопать -  __________________________________________________

Отклеить - ____________________________________________________

Надуть -  ____________________________________________________

6. Измени и запиши слова так, чтобы они обозначали: а) маленькие предметы; б) людей по роду занятий или профессии; в) признак предмета. Выдели корень и суффикс во всех  словах.

                  А) _________________________________________

Машина    Б) __________________________________________

                   В) __________________________________________

7. Запиши 1-2 слова с данными суффиксами. Выдели в них суффиксы.

-еньк-, -оньк- ____________________________________________________________

-к- _____________________________________________________________________

-ищ- ____________________________________________________________________

8. Разбери слова по составу.

Подземный,  свисток, ёнок, лесной, свисток, дождинка.

9. Узнай слова по описанию. Запиши их и разбери по составу.

А) Корень такой же, как в слове моряк, приставка – как в слове прибить, суффикс – как в слове городской, окончание, как в слове ранний __________________________.

Б) Корень такой же, как в слове выезд, приставка – как в слове разносчик, окончание – как в слове куст ___________________________________________.

10. Запиши по 2 слова в каждый столбик в соответствии со схемами. Разбери записанные слова по составу.

Придворная, каменистый, травинка, котёнок, часик, находка, просёлок.

https://fs00.infourok.ru/images/doc/22/28438/hello_html_beb7176.gif

https://fs00.infourok.ru/images/doc/22/28438/hello_html_beb7176.gif

Количество баллов ______________                             Отметка ___________



Предварительный просмотр:

Классный час   "Человек отражается в своих поступках"

Описание работы: Данный материал будет полезен для педагогов начальных классов,рассчитан на целевую аудиторию в возрасте 8-10 лет.
  Цель:Формирование умений «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения.
Задачи:
1. Обсудить с обучающимися смысл слова «поступок», научить отличать хорошие поступки от плохих;
2. Воспитывать доброжелательность, уважение друг другу;
3. Развивать умения аргументировать свою точку зрения.

Ход мероприятия

Вступительная беседа:

Классный руководитель:Классный час я хочу начать с вопроса: Как вы думаете, что такое поступок человека?
Ученики:Это действие, которое совершает человек с определенной целью, намерениями и последствиями.
Классный руководитель:Сегодня наш классный час называется «Человек отражается в своих поступках». Тема его выбрана неслучайно. В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас не правильно поняли, напрасно обидели. Вместе с тем мы негодуем, что в нашем обществе – дефицит милосердия, доброжелательности, низкая культура поведения: люди невнимательны и равнодушны друг к другу, часто грубы, нетактичны… С таким мы встречаемся ежедневно.
Как вы думаете, кто и что влияет на поведение и поступки людей?
Ученики:Воспитание, родители, сверстники, СМИ.

Основной этап

Классный руководитель:Сейчас вы услышите притчу о влиянии солнца и ветра на человека. В конце, вы должны определить смысл притчи!
Притча «Кто сильнее – Ветер или Солнце»
Солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее, и чтобы узнать это, решили посмотреть, кому быстрее удастся снять с прохожего пальто. Ветер начал дуть изо всех сил, пытаясь сорвать с человека пальто, но тот в ответ лишь сильней кутался. Ветер ушел ни с чем. Тогда Солнце согрело человека своими лучами, и тот снял пальто сам.
Классный руководитель:Какое влияние оказали Ветер и Солнце на человека?
Ученики:Отрицательное и положительное.
Классный руководитель:Почему человек сам снял пальто?
Ученики:Солнце согрело человека своими лучами.
Классный руководитель:В чем смысл притчи?
Ученики:Добро победило зло
Классный руководитель:Какой вывод можно сделать?(делают вывод совместно с учащимися)
Как надо относиться к человеку, чтобы он услышал ваш совет, принял правильное решение?
Ученики:С теплом, добром, сердечно.
Классный руководитель:Представьте себя волшебником. Что бы вы изменили в мире для того, чтобы люди стали добрыми и отзывчивыми.
А теперь давайте посмотрим, как менялся человек и что его меняло в фильме «Безумный день» из сериала «Ералаш»?
Можете ли вы ответить, что изменило главного героя из фильма?
просмотр видео ролика


Классный руководитель:Совесть - очень хорошее качество. Иногда она самое верное средство для того, чтобы даже самый безумный день превратить в обычные будни. Герой данного сюжета убедился в этом на собственном опыте. Все началось с того, что он сбил другого мальчишку с кучей учебников в руках, потом съязвил при виде одноклассницы, а в конце присвоил себе чужой кошелек. Но едва он хотел покинуть здание школы с чужим имуществом, как все повторилось: мальчик с учебниками, одноклассница, чужой кошелек. В третий раз переживая один и тот же день заново, мальчик вернул кошелек владелице и замкнутый круг прервался, выпустив парнишку на свободу.

А чего не хватило ему даже в последней попытке?

Ученики:Не хватило добрых слов и поступков. Надо было помочь собрать книги, сказать приятного аппетита, отдать кошелек и сказать пожалуйста

Классный руководитель:Умению дружить и общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет один раз, поэтому каждый день нужно творить добро.
Вы живете среди людей. Не забывайте, что каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на окружающих людях. Делайте всё так, чтобы людям, окружающим вас, было хорошо.
Как дом, так сердце каждодневно
Необходимо выметать.
Оберегать от всякой скверны,
Не помнить зла, не оскорблять.
Любить без выгод и расчетов,
Соблазна ближним не давать,
Быть терпеливым к недочетам,
Великодушно все прощать.
Дружить с добром,
Душой болеть – ведь это значит
Себя для ближних не жалеть.

Классный руководитель:Проводит тест-опрос.
Продолжите следующие фразы, исходя из привычного вам поведения.

1. Когда ко мне обращаются не тем тоном, я …
2. Обращаясь с просьбой, слышишь в ответ: «Отстань, у меня плохое настроение!», то ты …
3. В комнату вошла женщина с заплаканными глазами, ты …
4. При неудачах чаще обвиняешь других или себя?…
5. Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты будешь делать?
6. Ты дежурная по кабинету. Подметая пол, ты нашла телефон. Что ты сделаешь?
7. Несколько человек в классе агитируют уйти с последнего урока. Как ты поступишь в этом случае?
8. Учитель поставил тебе оценку несправедливо (по вашему мнению). Как ты поступишь в этом случае?
Классный руководитель:Ребята, а давайте посмотрим, какие качества необходимы для совершения добрых, нравственных поступков. Прочитайте следующие слова. Объясните их значение.(слова изображены на доске)
Человеколюбие - это любовь к людям, всему человечеству
Взаимоуважение - это уважение другого человека, его чести, достоинства.
Взаимопонимание - понимание, умение выслушать и помочь другому человеку.
Бескорыстие - это совершение доброго поступка «без корысти», то есть без выгоды для себя.
На парту каждого обучающего учитель кладет три кружочка разных цветов.
Желтый цветочек вы дарите самому доброму в общении; зеленый – самому уступчивому, покладистому; оранжевый – самому скромному, с вашей точки зрения.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/12/51729_50e990cd20880a9d32ad8bafae11b439.jpg.jpg


Классный руководитель:Посмотрим, у кого большой букет получился. Как вы думаете почему?
Быть по настоящему добрым – это легко? Ребята, научиться быть добрым действительно трудно. И у каждого человека свой путь к доброте.
просмотр видео ролика


Классный руководитель:Как вы думаете можно ли заставить человека быть добрым? Можно ли стать добрым на время?А сейчас послушайте фрагмент из рассказа
«Три товарища».
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Завтрак потерял...
— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!
— А ты где его потерял? — спросил Миша.
— Не знаю... — тихо сказал Витя и отвернулся.
— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
— Бери, ешь!

Кого из мальчиков можно назвать добрым? Почему?
Наполняйте жизнь добрыми делами и словами. Ведь жизнь дана на добрые дела.
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
То день не напрасно был прожит,
Значит, живёшь ты не зря.

На доске разбросаны слова (страдание, злость, война, жестокость, разрушение, радость, нежность, мир, любовь, созидание)
Задача обучающихся разделить слова на 2 группы и дать название этим группам.
Учащиеся работают у доски
У каждого из вас на партах лежат карточки с пословицами. Прочитайте их. Вы согласными со смыслом этих пословиц? Почему?

Просмотр видеоролика «Бумеранг доброты»



Сделай доброе дело, помоги человеку, который рядом и тогда тебе тоже кто-то рядом сделает доброе и приятное! Я предлагаю вам после просмотра этого ролика не ждать, пока у вас будет хорошее настроение или пока вам кто-то другой не сделает доброе дело, а начать самому запускать бумеранги добрых дел, комплиментов, улыбок: “Поделись улыбкой своей, и она еще не раз к тебе вернется!” Поступайте так, как вы хотите что бы с вами поступали.
Мы сегодня начали сложный разговор о том, как правильно поступать, почему нужно всегда, в любой ситуации обдумывать свои решения и не торопиться совершать поступки, чтобы потом не было мучительно больно, стыдно за свой выбор.

Подведение итогов, рефлексия



Предварительный просмотр:

                   

             Что необходимо уметь:                                                                                                                  

1. Определять части речи                                                                                                                      Зачетная книжка

2. Определять число имен прилагательных                                                                                 продвижения по теме:                                                                             3.Определять род имен прилагательных                                                                                      «Имя прилагательное»

4.Определять падеж имен прилагательных                                                                 __________________________________

5.Определять склонение  имен прилагательных

6.Производить морфологический разбор

имен прилагательных

7.Правильно писать окончания

имен прилаг. в ед.ч и мн.ч.

                             

                                                                                                                                                                     

Умения

Уровень овладения предметными умениями

1

Распознавание частей речи (сущ, прил, глаг, мест,числ)

2

Род имен прилагателтных

3

Число имен прилагательных

4

Изменение по падежам имен прилагательных ед.ч.

5

Склонение имен прилагательных ед.ч.

6

Склонение по падежам имен прилагательных мн.ч

7

Морфологический разбор имен прилагательных

8

Закрепление об имени существительном

         

        



Предварительный просмотр:

Лист успешности работы на уроке по теме

«Склонение имен прилагательных в ед.ч»

_________________________________________

Этапы урока

Ответ

Понимание (да,нет)

Оцениваю

себя

1.

Упр.58.  В каких падежах прилагательные имеют одинаковые вопросы?

2.

Упр.59 Какие окончания имеют прилагательные ж.р. в И.п.?

3.

Упр.60 Умею определять падежи имен прилагательных

Упр.60 Есть ли в упражнении имена прилагательные, отличного падежа?

Упр.60 Умею подчеркивать основу предложения

                                                                             Итоговая оценка:_______

        Лист успешности работы на уроке по теме

«Склонение имен прилагательных в ед.ч»

_________________________________________

Этапы урока

Ответ

Понимание (да,нет)

Оцениваю

себя

1.

Упр.58.  В каких падежах прилагательные имеют одинаковые вопросы?

2.

Упр.59 Какие окончания имеют прилагательные ж.р. в И.п.?

3.

Упр.60 Умею определять падежи имен прилагательных

Упр.60 Есть ли в упражнении имена прилагательные, отличного падежа?

Упр.60 Умею подчеркивать основу предложения

                                                                             Итоговая оценка:_______



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист урока русского языка в 4 классе

Ф.И. _______________________________

Тема урока: Имя существительное

  1. Просклоняй по падежам

2.Прочитайте стихотворение. Подчеркните существительные  одной чертой  определите род существительных в единственном числе.

ЗИМНИЙ ДЕНЬ

Чудеса,          Чудеса —
Солнце,          Сосны,            Небеса!..
Чудна     ветка,            Чуден      иней,
Сверху — рыжий      Снизу — синий,
Чуден город,            Чуден снег,
Чуден        каждый        человек

3.Распредели существительные по склонениям

Москва, лето, тень, поле, папа, чай, запах, рука, кисель, любовь, лицо

1скл.                                             2скл.                                        3скл.

Самооценка

Я доволен своей работой

Я старался, но не все получилось

Я  недоволен своей работой

Лист самооценки

Ф.И.________________________________________

Моя успешность на уроке

Вид работы

Отлично

Хорошо

Мог бы лучше

1

2

3

4

5

6

Итоговый балл

На уроке я работал                                     Активно/пассивно

Своей работой я                                          Доволен/недоволен

Урок для меня показался                                   Коротким/длинным

За урок я                                        Устал/не устал

Мое настроение                                          Стало лучше/хуже

Материал урока мне                                    Понятен/не понятен

Цель урока                                                     Достигнута/недостигнута



Предварительный просмотр:

Омский Научный центр Сибирского отделения Российской академии наук

Региональная общественная организация «Омский совет ректоров»

Омское региональное отделение Всероссийской общественной организации

«Русское географическое общество»

Детская областная общественная организация

«Научное общество учащихся «Поиск»

Министерство образования Омской области

Бюджетное общеобразовательное учреждение

Еремеевская средняя школа

Полтавского муниципального района, Омской области

LI

Межрегиональная научно-практическая конференция

школьников и учащейся молодежи

Тема: «Почему устала мама?»

Учебно-исследовательская работа

Научное направление: социальное

                                                                                           

                                                                                                Выполнила:

ученица 2 класса

Бюджетного общеобразовательного учреждения

«Еремеевская средняя школа»

Полтавского муниципального района, Омской области

Болотецкая Вероника Евгеньевна

Научный руководитель:

Бюджетного общеобразовательного учреждения

«Еремеевская средняя школа»

Полтавского муниципального района, Омской области

Шарова Светлана Владимировна,

учитель начальных классов

                                                                   2019

                                                    Содержание

    1.Введение……………………………………………………………3

     2.Теоретическая часть

                  2.2Мама-главное слово на свете…………………………. 4

        2.1.Моя мама………………………………………………4

                  2.3 Почему мама  устала?.....................................................4

           2.4. Что такое усталость?.................................................... 5

   3. Практическая часть………………………………………………5

                   3.1.Исследование. Один день из жизни мамы………….5

                   3.2 Чтобы мама не устала – нужно маме помогать!........7

            3.3 Один день из жизни мамы с моей помощью………. 9

  4. Анкетирование……………………………………………………10

  5.Заключение………………………………………………………    12

   6.Литература………………………………………………………   13

   7. Приложение…………………………………………………………   14

1.Введение

                                                                                       Мать – святое имя.

                                                                                  Мама – первое слово ребёнка.

                                                                                  Мама – первые в жизни шаги.

                                                                                   Мама – самое в мире святое.

                                                                       Маму, Маму свою – береги!

Для всех людей, как для детей, так и для взрослых, самым лучшим и близким человеком является мама.  Сколько песен, стихов, пословиц и рассказов написано о маме! Мамочка, она самая родная, самая прекрасная, самая лучшая…Она - самый близкий друг…Она защита и опора в трудные минуты жизни, она всегда поддержит и даст совет, пожалеет и приласкает…

Актуальность -  я задумалась, почему у мамы так мало времени быть со мной, что мне для этого нужно сделать?

Объект исследования: усталость мамы.

Предмет исследования: причины усталости.

Методы:  наблюдение, беседа, эксперимент, анализ и изучение литературы.

Цель: выявить  причины  усталости мамы и способы их устранения.

Задачи:

  1. Узнать и  правильно понять, что такое усталость. Отчего она бывает.
  2. Узнать, как помочь маме не уставать, и больше отдыхать.
  3. Проверить на практике, смогу ли я сделать так, чтобы мама не уставала.

Гипотеза: Если я смогу узнать, отчего устаёт моя мама, то в ближайшее время, я сделаю так, чтобы она меньше уставала.

2.Теоретическая часть

2.1.Мама-главное слово на свете

Мама – это главное слово во всех языках на Земле. Его первым произносит большинство детей мира. И сколько бы не было человеку лет: десять, тридцать или пятьдесят пять, в трудные моменты в его мыслях возникают первыми  слова: «Ой, Мамочка, помоги!», даже если матери нет рядом, мы всегда знаем, что она услышит и защитит.

Я считаю, слово «Мама» живёт столько, сколько лет нашей планете. Слово «Мама» - особое слово. Оно рождается вместе с нами, и сопровождает нас всю жизнь: и годы взросления, и в годы зрелости. Его лепечет дитятко в колыбели, с любовью произносит юноша и глубокий старец. Место матери в нашей жизни особое, исключительное.

Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о Матери! Сколько сказок и песен, пословиц и поговорок посвящено Маме. И в каждой из них отражена великая сила материнской любви к детям:

2.2.Моя мама

         Моя мама, она как прекрасный цветок, самая красивая и очень милая. Мою маму зовут Наталья у неё  короткие каштановые волосы, которые всегда очень вкусно пахнут, яркие голубые глаза, как небо, длинные густые ресницы, выразительные чёрные брови, всегда розовенькие губки и румянец на щёчках. Моя мама очень многое умеет: готовит безумно вкусные блюда, вяжет, шьёт, танцует и иногда поёт, делает  массаж и маникюр, дома следит за порядком.

2.3.Почему мама устала?

В последнее время моя Мама стала часто говорить, что  устала, что не может провести время со мной. Я это замечаю и от этого мне грустно…

Что такое стало с Мамой? Почему она устаёт?

Ещё я заметила, что Мама называет свою усталость по-разному, все её выражения я запоминала и записывала   

 утомиться,   изнемочь, изнуриться, закрутиться, умориться, выдохнуться,   запариться,  замотаться,  

Довольно часто мама выражает свою усталость различными словосочетаниями, которые мне не всегда понятны, но я с вами ими поделюсь:

Выбиться из сил, сбиться с ног, падать (или валиться) с ног, едва держаться на ногах, ноги  под собой не слышать (или не чуять), остаться без ног.

Оказывается  все эти слова синонимы.

2.4.Что такое усталость?

Я решила узнать, что такое усталость, откуда она берётся.

Усталый, усталость – состояние усталого, чувство утомления, истома

Усталый – 1) испытывающий слабость, упадок сил после продолжительной работы, движения;

Устают от многого, от работы, от хлопот, от ходьбы, от проблем, да и от умственного труда.

Теперь, я поняла, что усталость приходит оттого, что силы заканчиваются, и для их восстановления нужен отдых.

  1. Практическая часть

      4.1. Исследование.   Один день из жизни  моей мамы

На самом деле, посмотрев на мою Маму, домохозяйкой быть совсем не просто. Изо дня в день, куча работы и различных хлопот (Приложение 1)

  1. Огромную часть своего времени, Мама проводит на кухне, она любит баловать нас различными блюдами (блинчики, пирожки, тортики)
  2. Я заметила, что помимо кухни, у Мамы и в доме очень много работы

(протереть пыль, пропылесосить, сделать влажную уборку)

У нас дома есть домашние животные, за которыми мама ухаживает 3-4 раза в день: котята, собачка, куры и козы.

  1. В субботу и в воскресенье ко всему перечисленному выше работа прибавляется (нужно постирать, погладить)
  2. Мама очень часто просит не шуметь, так как у неё в последнее время появились головные боли. Мне Мамочку очень жаль, и я стараюсь её слушать.

Я решила пронаблюдать за мамой. Выбрала для этого подходящий день и стала записывать за мамой все её дела за день. А так как я уже понимаю время по часам, я засекла затраченное мамой время на её работу. У меня получилось девять часов, время которое мама была занята.

Результаты представила в таблицу (Приложение2)

Время

Мамины дела

Затраченное время

Подъём (заплетаем волосы)

20 мин

7_10-7_40

Готовка завтрака

30мин

8_00-9_00

Поход в школу

30мин

9-00-10-00

Работа по хозяйству (кормление животных)

1 час

10-00-11-00

Уборка по дому (полив цветов, вытирание пыли, пылесосение)

1 час

11_00-13_00

Готовка обеда (мытьё посуды)

1часа

13_30-14_30

Поход в школу

30мин

14-30

Обед и отдых

40 мин

17-00-18-00

Работа по хозяйству (кормление животных)

1 час

19-00

Помощь мне в подготовке Д/З

30мин

20-00

Ужин (мытьё посуды)

1 час

21-00

Любимое занятие (вязание)

1 час

22-00

Подготовка ко сну

Итого

  1. часов

4.2. Чтобы Мама не устала – нужно Маме помогать!  (Приложение3)

Понаблюдав за Мамой в последнее время, рассмотрев мамины хлопоты, я сделала вывод, что отдыхать Ей совершенно некогда! И играть мы перестали, поэтому я хочу помочь, создать для Мамы свободные часы.

Долго думая и обращаясь к различным книжкам, я нашла решение!

Интересные советы даны в книге «Школа этикета для маленьких принцесс»:

Сами, девочки, решайте

О волосах свои вопросы.

К маме вы не приставайте,

Без неё плетите косы!

И вот, «Ура!», я поставила перед собой цель и научилась заплетать себе косички самостоятельно. С первого раза не получилось, но теперь могу это сделать за пять минут.

Девочки! Учитесь сами

И готовить, и стирать.

Помните: должны вы маме

По хозяйству помогать!

Не годится, так и знайте,

От работы убегать!

Дома маме помогайте

Всю посуду убирать!

Прочитала этот стих, и задумалась над помощью по дому. Хоть я и маленькая, учусь во втором классе, но умею многое. Теперь я помогаю маме готовить кушать, мыть посуду, накрывать на стол. А ещё убираю все свои разбросанные игрушки, подметаю пол, всегда вытираю пыль. Я очень сильно люблю свою Мамочку!

Доченьки и сыновья!

Посоветую вам я:

Будьте ласковее с мамой

С самой дорогой, лучшей самой!

Вы мамуле помогайте,

Просьбы сразу выполняйте,

И побольше добрых слов

Вы для мамы припасайте!

Например, проснувшись утром,

Скажем маме «С добрым утро»!

Я понимаю, что надо стараться быть внимательнее к маме, отзываться сразу же на её просьбы, а не заставлять её по нескольку раз повторять о том, что надо сделать. Мама устаёт от работы, шума, поэтому я веду себя тихо, не мешаю и не пристаю с различными вопросами. Мама спит, она устала…
Ну, и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
Я уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой,
А по маминой подушке
Луч крадётся золотой.
И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу.
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать.
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать…
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
«Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!»

Любимой Маме нужно давать возможность больше отдыхать, потому что силы возвращаются к человеку во время отдыха

Научившись  помогать маме,  я опять решила проверить, изменилось ли что- то в жизни  моей мамы. Мама выполняла ту же работу,  а я ей помогала и засекала затраченное  мной  время.

Результаты представила в таблице.

  1. Один день из жизни мамы  с моей помощью. (Приложение 4)

Время

Мамины дела

Моя помощь маме  

Время

Подъём

Плету волосы сама

20мин

7_10-7_40

Готовка завтрака

Накрываю на стол

10 мин

8_00-9_00

Поход в школу

Иду в школу сама

-

9-00-10-00

Работа по хозяйству (кормление животных)

Кормлю кур, собираю яйца

30 мин

10-00-11-00

Уборка по дому (полив цветов, вытирание пыли, пылесошу)

Вытираю пыль, пылесошу после школы

30мин  

11_00-13_00

Готовка обеда

После обеда мою посуду

15мин  

13_30-14_30

Поход в школу

Со школы иду сама

 

 

17-00-18-00

Работа по хозяйству (кормление животных)

30 мин

19-00

Помощь мне в подготовке Д/З

Стараюсь больше сделать сама

20-00

Ужин

Помогаю маме готовить ужин

20мин  

21-00

Любимое занятие (вязание)

 Читаем с мамой книги

1 часа

22-00

Подготовка ко сну

Итого

3 часа

На всю однодневную помощь у меня ушло три часа.

Это значит, ровно на три часа моя мама стала свободнее

Пронаблюдав за рабочим днем мамы и сравнив с таким же днем, но с моей помощью, я пришла к выводу, что со всеми делами вдвоем можно справиться гораздо быстрее,  чем одному и у мамы остается больше времени на отдых, на занятия со мной и любимое дело по душе.

5.Анкетирование

Интересно, подумала я, а как же другие ребята так же страдают от недостатка маминого внимания. И я решила спросить своих сверстников. Им было предложено ответить на три вопроса:

  1. Много ли времени мама проводит с вами?
  2. Помогаете ли вы маме?
  3. Какие дела по дому вы помогаете выполнять?

Результаты представлены в  диаграмме  (Приложение5)

На вопрос много ли времени мама проводит с вами?

Да ответили-13 человек,

Нет ответили- 7 человек

На вопрос помогаете ли вы маме?

Да-7человек,

Нет-4 человека,

Иног7да-9 человек.

Какие виды работ ребята выполняют по дому?

Из результатов анкеты видно, что мамы проводят много времени с детьми, но чего им это стоит, ведь многие дети не всегда помогают мамам, а то и вовсе не помогают. Значит всем,  кто любит своих мам стоит задуматься, о том,  как тяжело приходится  мамам без помощи детей.

                                                       Заключение

Про мам  можно говорить бесконечно. Про них можно говорить много хорошего и нежного. Но я считаю, что мало говорить о любви, любовь нужно показывать  и доказывать своими поступками.

Благодаря своей работе, я узнала много нового и интересного, я научилась помогать маме, а Мама стала больше отдыхать.

Таким образом, моя гипотеза подтвердилась.

А на будущее я задумалась, как интересно можно провести свободное время вместе с мамой. Я считаю, что моя работа будет интересна и полезна для всех ребят, кто любит своих мам и  хочет быть настоящим другом и помощником для них. Берегите своих  мам!!!

Литература

  1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4/Т.2,4 – М.: Рус. Яз., 1978-1980
  2. «Пословицы, поговорки и крылатые выражения», Санкт-Петербург, Литера – 2003
  3. Толковый словарь русского языка для школьников А-Я/ М., ЗАО «Славянский дом книги», 2002
  4. Ожегов С.И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка – 4-е изд., дополненное – М.: Азбуковник, 1999
  5. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Ок. 9000 синонимических рядов./ Под ре. Л. А. Чешко. – 5-е изд., стереотип. – М., Рус. Яз., 1986
  6. https://www.stihi.ru/2017/03/16/8928.
  7. http://allforchiidren.ru/poetry/8m231.ph
  8. Стихи о маме/оформл. Б. Боевой; Дизайн обложки А. Филлиповой. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2004
  9. Серия «Добрый ребёнок» «МОЯ СЕМЬЯ», авторы А. Лопатина, М. Скребцова. – ООО «Алтей и К», ООО «Алтей- Бук»/ 25.09.2006
  10. Шалаева Г.П. Школа этикета для маленьких принцесс / - М.: СЛОВО, Эксмо, 2006
  11. http://otmetim.info/stixi-o-mame



Предварительный просмотр:

Как развить у учащихся орфографическую зоркость

Был сделан вывод, что эффективность работы над ошибками в условиях коррекционной школы VIII вида зависит от нескольких факторов:

  •  от систематичности её проведения;
  •  от разнообразия видов упражнений, нацеленных на усвоение и закрепление орфограмм;
  •  от максимальной для данной категории детей активности в процессе их самостоятельной деятельности по осознанию ошибочных написаний (от умения учащихся ставить и решать орфографические задачи);
  •  от наличия индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ученику.

Система работы над ошибками предусматривает традиционные этапы:

  1.  Исправление ошибок с учётом способности учащихся к самостоятельности и уровня овладения правилом.
  2.  Анализ ошибочных написаний, выделение группы типичных ошибок класса и каждого ученика в отдельности.
  3.  Проведение специального урока работы над ошибками (или фрагмента урока).

Остановлюсь на каждом из этапов в отдельности.

Для дифференцированного исправления ошибок и последующей индивидуализации самостоятельной работы учащихся над ошибками, начиная уже с 4 класса, когда изучена основная масса орфограмм русского языка, следует систематически заполнять таблицу «Работа над ошибками», которая оформляется в виде стенда (Приложение 1) и имеет примерно следующее содержание:



Таблицу заполняет учитель по мере изучения орфографических правил.

Важный этап в системе работы над ошибками - проверка письменных работ. Проверяя работу, я делаю сноски на полях напротив допущенных учащимися ошибок. Например, /(3). Каждая вертикальная чёрточка - одна орфограмма, цифра 3 - номер орфограммы. Нумерация орфографических правил в таблице не имеет ничего общего с номерами орфограмм, принятыми в массовой школе. Она является наглядной опорой, ориентируясь на которую учащиеся всякий раз перечитывают название орфограммы, вспоминают правило и выполняют упражнение по образцу, данному в таблице.

Так как подбор учащихся класса, в котором мною проводились исследования, сложный (в нём учатся ребята с разным уровнем развития), исправляя ошибки, я применяю дифференцированный метод и тем самым по-разному определяю долю последующей самостоятельности в работе над ошибками каждого школьника.

В тетрадях учащихся, испытывающих серьёзные трудности в обучении даже при оказании значительной помощи учителя, я исправляю ошибку, выношу на поля номер соответствующего орфографического правила, под которым оно значится в таблице «Работа над ошибками», выписываю слово, ошибочно написанное учеником, и подбираю проверочное.
Группе учащихся, испытывающих трудности в обучении, но способных обучаться при оказании помощи учителем, объём таковой помощи уменьшается: ошибки исправляются, и на поля выносится номер орфограммы.

Для учащихся, испытывающих незначительные трудности в обучении и нуждающихся в некоторой помощи учителя, напротив исправленной ошибки на полях ставится вертикальная чёрточка (/), сигнализирующая о неверно написанном слове, над которым надо поработать самостоятельно: соотнести исправленную ошибку с нужным правилом, найти его в таблице, выполнить операции, указанные в ней. На начальном этапе знакомства с работой над ошибками, кроме таблицы, дежурные перед уроком или самоподготовкой раздают индивидуальные карты-образцы исправления ошибок, учитывающие способности учащихся. (Приложение 2)

В письменных проверочных работах я исправляю все ошибки, но на поля выношу только те, над которыми дети будут работать самостоятельно. Число орфограмм, отмеченных на полях, как показывает практика, не должно превышать 4-6 даже тогда, когда общее количество ошибок значительно больше. В противном случае работа начинает выполняться механически и в ней оказывается больше ошибок, чем в самом диктанте.

С целью наиболее точного отбора слов для фронтальной и индивидуальной работы я анализирую ошибки в работах учащихся сразу после их исправления. Число ошибок подсчитывается следующим образом: общее количество ошибок у каждого ученика и количество ошибок класса на каждое правило. Регулярный анализ, выполненный по данной схеме, позволяет мне чётко проследить динамику формирования орфографического навыка как у отдельных школьников, так и у класса в целом и своевременно принять необходимые меры по закреплению слабо усвоенных орфограмм.

Ориентируясь на проделанный анализ, я отбираю для фронтальной работы слова, написанные ошибочно большинством учащихся класса, и включаю их в план урока, где после каждого из этих слов указываю фамилии детей, допустивших данные ошибки.

Урок работы над ошибками, как правило, проводится после проверочных работ, контрольных диктантов и строится по следующему плану:

  1.  Сообщение о результатах письменной работы.
  2.  Коллективный анализ типичных ошибок класса.
  3.  Выполнение упражнений для закрепления слабо усвоенных правил.
  4.  Самостоятельная работа над ошибками
  5.  Задание на дом.
  6.  Подведение итогов урока.

Время, отводимое на отдельные этапы урока, регулируется в зависимости от количества материала, значимости данного этапа для закрепления орфографического правила и подготовленности учащихся.

В силу особенностей психики детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе VIII вида, в начале урока рациональнее сообщить только общие результаты письменной работы: похвалить одних детей, выразить недовольство другими, но не объявлять оценок каждого ученика. Такой подход помогает сохранить у детей работоспособность и не вызывает негативной реакции, обиды, излишней расторможенности.

Второй этап начинается с записи числа и темы урока в рабочих тетрадях, поскольку тетради для контрольных и проверочных работ раздаются только на этапе самостоятельной работы над ошибками.

Приступая к фронтальной работе, я зачитываю группу слов, в которых были допущены ошибки учащимися, спрашиваю, какое правило следует применить, чтобы грамотно написать. Если ответ дан неточный, прошу прочитать название правила по таблице (Приложение 1), вызываю ученика, допустившего ошибку в работе и фамилия которого записана в плане урока. Он пишет на доске слово под диктовку (остальные работают в тетрадях) и, самостоятельно ориентируясь по таблице, объясняет, как надо писать слово, выделяет орфограмму, подбирает два примера на данное правило.

Например, после диктанта «Лесные малыши» для фронтальной работы я отбираю три группы орфограмм и в поурочном плане отмечаю:
Орфограмма № 2 (Правописание сочетаний жи - ши) - 1 человек (фамилия ученика).
Орфограмма № 6 (Правописание безударной гласной в корне) - 4 учащихся (перечисляю фамилии).
Орфограмма № 7 (Словарные слова) - 2 учащихся (перечисляю фамилии).
Орфограмма №3 (Правописание звонких и глухих согласных в середине и на конце слов) - 3 учащихся (перечисляю фамилии).

Зачитываю группу слов: зверей, лесных, норы, сосны, лисята.

После того, как ребята распознали орфограмму, вызываю к доске одного из тех, кто допустил ошибку в слове на данное правило. Ученик произносит слово по слогам, записывает его, проговаривает правило, выделяет орфограмму, проверяет и подбирает два примера на это правило. и т. д.

Задания третьего этапа рассчитаны на формирование умения быстро ориентироваться в применении правил. Здесь не проводится подробный разбор орфограмм - учащиеся называют только правило. Упражнения для данного этапа должны быть интересными, чтобы снять напряжение, которое может возникнуть от предыдущей аналитической работы.

Самым важным и сложным этапом является самостоятельная работа учащихся, которая проводится только после соответствующей подготовки, описанной выше. Целесообразнее эту работу делать в тетради, где была выполнена письменная работа, т. е. для контрольных и проверочных работ. Приёмы самостоятельной работы могут быть самыми разнообразными. Они зависят от типа правил, от подготовки учащихся, от их умения работать самостоятельно. При этом не следует забывать, что работа над ошибками должна быть обучающей, т. е. являться продолжением деятельности учеников по усвоению правил орфографии, активизировать мыслительную деятельность, формировать умение осознанно применять изученные правила.

Чтобы облегчить детям этап выполнения самостоятельной работы, целесообразно познакомить их с «Памяткой выполнения работы над ошибками» (Приложение 3). В ней даются указания о том, какие операции и в какой последовательности необходимо произвести. Особенно важно придерживаться указанной последовательности работы на первых порах - она побуждает детей выполнять работу не наугад, а вдумчиво, на основе анализа материала и применения правил.

Полезной формой является также ведение учащимися словариков, в которые ребята вносят слова с непроверяемыми написаниями.

Этап самостоятельной работы начинается с анализа собственных работ учащимися. Ребята смотрят на сноски на полях, сделанные учителем, определяют орфограммы, над которыми им необходимо будет поработать, записывают тему урока и, пользуясь памяткой, самостоятельно выполняют работу над ошибками.

Не все дети сами могут найти правильный путь выполнения работы, поэтому не следует забывать о дифференцированном и индивидуальном подходе. Для учащихся, владеющих быстрым темпом выполнения заданий, я готовлю дополнительный материал с занимательными заданиями. Для тех учеников, которые написали работу без единой ошибки, в качестве одобрения и стимула предлагается побывать консультантом. Они помогают «слабым» ученикам справиться с самостоятельной работой. Подобного рода задания являются своего рода наградой для детей, умеющих работать без ошибок.

Чёткие формулировки заданий, наглядные опоры - памятки, таблицы, своевременная подготовка материала для каждой группы детей, отработка у учащихся умения работать в соответствии с образцом, дифференцированный подход делают четвёртый этап урока более организованным. В результате освобождается время на индивидуальную работу с учащимися. Таким образом, деятельность всего класса на протяжении всего урока находится под наблюдением учителя.

Каждая работа над ошибками проверяется мною, при этом учитывается аккуратность и точное следование образцу в таблице.

Домашнее задание задаю только тем учащимся, в работе которых были допущены ошибки. Это ещё одно поощрение тому, кто успешно справился с контрольной или проверочной работой. Задание заключается в следующем: на стенде «Исправляю ошибки» есть кармашки с фамилиями учеников (количество кармашков определяется числом учащихся класса). Проверяя тетради и делая сноски на полях, я одновременно выписываю номера орфограмм, и вкладываю их в кармашки с фамилиями учащихся, допустивших ошибки. На этапе самоподготовки ученики сначала под контролем воспитателя, а затем самостоятельно достают карточку, читают орфограмму, объясняют её правописание и подбирают примеры на данное правило.

Проделанная работа даёт положительный эффект, поскольку учащиеся повторяют слова многократно, используя зрительный, моторный, речедвигательный и слуховой анализаторы. Постоянное возвращение к анализу орфограмм повышает осознанность усвоения орфографических правил. Использование игровых элементов и наглядного материала повышает мотивационную сторону деятельности учащихся в овладении навыком грамотного письма. Мониторинг контрольных работ позволяет сделать вывод: данная система работы по учёту ошибок, их предупреждению и преодолению оправдывает себя, даёт неизменно хорошие результаты.



Список использованной литературы:
1. Кульман Н. К. «Методика русского языка» СПб. 1912. Стр.181
2. Флеров В. А. «Наглядность письма в освещении современной психологии» СПб. 1912. Стр. 32
3. Богоявлениский Д. Н. «Психология усвоения орфографии» М. 1957
4. А. К. Аксёнова «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе» Москва «Просвещение» 1994

 

 

 

Приложение 1


https://pedsovet.su/_pu/14/s31666813.jpg

 

 

 

Приложение 2


https://pedsovet.su/_pu/14/s78048999.jpg

 

 

Приложение 3


https://pedsovet.su/_pu/14/s71271349.jpg