Публикации

Шарова Светлана Владимировна

Введение нового предмета ОРКСЭ требует много работы. Предлагаю тематическое планирование модуля "Основы православной культуры"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический портал учителя  «Методсовет» - http://metodsovet.su

                                                               Тематическое планирование модуля «Основы православной культуры»

учебного курса «Основы религиозных культур  и светской этики»

п/п

Тема

Планируемые результаты

Характеристика деятельности учащихся

Оценочная деятельность обучающихся и/или учителя

предметные

метапредметные

личностные

научится

получит возможность научиться

Россия  - наша Родина.

  1. идентифицировать явления материального мира и мира культуры;
  2. понимать суть терминов «культурные традиции», «духовный мир человека»

понимать, осознавать культурное многообразие собственной семьи

  1. формулировать вопросы;
  2. отвечать на них;
  3. работать с книгой…

проявлять дружелюбие и демонстрировать культуру своего поведения

  1. учатся слушать собеседника;
  2. участвуют в дискуссии;
  3. участвуют в игре;
  4. рефлексируют…

Урок 2.Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства.  

Культура и религия.

 Осмысливать важнейшие понятия, на которых основана православная культура, логику становления этой культуры

Познакомиться  с православными традициями христиан. Что такое  Родина. Христианство. Православие. Культура.

Религия.

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Творческая работа «Составление

предложений со словами христианство,

православие, культура, религия»

Урок 3.  Священное Писание.

Понимать содержание  молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом

Священное Писание. Библия. Евангелие. Ветхий

Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение.

Овладение навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний.

Формирование образа мира как единого  и целостного при разнообразии культур, ценностей, религий, воспитание уважения и доверия к истории и культуре всех народов.

Самостоятельная работа «Выписать 2-3

предложения, в которых идёт речь о

Священном Писании»

Урок 4.  Священное Писание и Священное Предание.

Познакомятся  со знаменитой Нагорной проповедью, заповедями блаженства, организовать

Обсуждать прочитанное, таким образом, чтобы раскрылась гуманная составляющая основ христианского сознания и этики.

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

Формирование образа мира как единого  и целостного при разнообразии культур, ценностей, религий, воспитание уважения и доверия к истории и культуре всех народов.

Самостоятельная работа «Подготовить

вопросы по прочитанному тексту»

Урок 5. Во что верят православные христиане

Понимать, смысл  веры христиан

 Вера. Нагорная проповедь. Православие. Христиане.

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Воспитание доброжелательности и  эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Самостоятельная работа «Подготовить

вопросы по прочитанному тексту»

Урок 6. Что говорит о Боге  и мире православная  культура

задуматься над христианской идеей ответственности человека перед Богом и людьми как сдерживающим этическим началом..

внимательно отслеживать свое поведение  и поступки, соотносить  их с идеалами добра и справедливости

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

Самостоятельная работа «Выписать 2-3

предложения, в которых говорится о Боге и

мире»

Урок 7. Что говорит о человеке православная культура

Понимать  суть христианского учения и его значения для мировой культуры

Понять человека верующего

Православная культура. Тело. Душа. Внутренний мир

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Самостоятельная работа «Выписать 2-3 предложения, в которых говорится о

человеке в православной культуре

Урок 8. Христианское учение о спасении.

Научатся понимать значение для христиан книг Ветхого и Нового Завета, значения для христианской культуры сюжетов Библии.

Познакомится с учением , анализировать

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Словарный диктант с элементами игры «Кто

больше вспомнит понятий, изученных на

предыдущих уроках»

Урок 9. Добро и зло в православной традиции

Понимать человека в состоянии  греха, зла.

формировать убеждения, о том, что человек может справляться с грехами, а значит, бороться со злом, преумножать меру добра в себе и мире.

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки  на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Творческая работа «Составить предложения

со словами добро и зло»

Урок 10. Христианская этика. Заповеди блаженства

Разобраться в понятии, ставшем темой урока, убедиться в существовании традиционных установок, которые помогают людям жить и общаться.

Предоставить учащимся возможность пошагово, адаптивно понять гуманную суть вечных заповедей

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

Развитие эстетических чувств как регуляторов морального поведения.

Самостоятельная работа «Найти определение

слов этика, заповеди, блаженство»

Урок 11. Христианская этика. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.

Дать представление об этике, этичном поведении. Постараться усвоить «золотое правило этики», сделав его условием оценивания собственного поведения.

Практическое применение правил нравственности (игра)

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

Словарный диктант по содержанию 9-10

уроков

Урок 12. Христианская этика. Добродетели и страсти. Отношение к труду.

Понимать представление о труде как основополагающем задании Бога человеку творчески возделывать и преображать окружающий мир.

Правилам этикета, доброму отношению друг к другу, окружающим, труду.

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Самостоятельная работа «Найти и выписать

предложения, в которых говорится об

отношении к труду»

Урок 13. Христианская этика. Долг и ответственность.

Милосердие и сострадание.

 Понимать что такое «милосердие» как основополагающего  нравственного постулата, начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества.

Правилам этикета, доброму отношению друг к другу, старшим, пожилым людям.

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Самостоятельная работа «Найти и выписать

предложения, в которых говорится о долге,

милосердии, сострадании»

Урок 14.Спаситель. Жертвенная любовь

Понимать, что значит христианское представление о человеке: душе человека как его сущности

Выражать в рисунке свои мысли, душевные переживания

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свои поступки и свою Родину.

Словарный диктант по материалам 11-13

Урок 15. Спаситель. Победа над смертью

Понимать что значит жертвенная, бескорыстная сторона подвига. Желание быть внимательным к людям, преодолевая эгоизм.

Понимать, осознавать значение  Воскресение. Спаситель. Пасха Христова. Великий

Пост.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свои поступки и свою Родину, ценностям.

Самостоятельная работа «Найти и выписать

предложения, в которых говорится о

Спасителе и победе над смертью»

Урок 16. Творческие работы учащихся.

Правильно оформлять работы

в виде рефератов

Получат возможность высказать своё мнение и свою точку зрения

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций

учатся слушать собеседника Самостоятельная работа учащихся по

составлению плана будущей творческой

работы

Урок 17. Подведение итогов

Анализировать ответы свои и учащихся

рефлексировать

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

Наличие мотивации к труду. Работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным

  1. участвуют в оценивании,

Презентации творческих работ

Урок 18. Православие в России.

Знакомство с православной религиозной моралью

понимать, осознавать культурное многообразие

христианской веры

Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную.

осознание своей этнической и национальной принадлежности

Самостоятельная работа «Составить план

статьи пособия

Урок 19. Православный храм  

узнать и прочувствовать устроение и назначение православного храма.

Закрепить представление о том, что культура есть еще и система запретов во имя доброго развития

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интерне)

Формирование образа мира как единого  и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Самостоятельная работа «Выписать

предложения со словом храм»

Урок 20. Православный храм  и другие святыни

осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами, составлять тексты в устной и письменной формах;

Самостоятельная работа «Выписать

предложения со словом храм»

Урок 21. Православные Таинства. Символический язык православной культуры

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни

понимать, осознавать культурное многообразие

традиций многонационального народа России.

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

 

Самостоятельная работа «Выписать названия

и толкование основных православных

таинств»

Урок 22. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение,  прикладное искусство)

Создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры.

 Посетить Храм

Божии. Иконостас. Иконописец. Мозаика. Молитва.

Нимб.

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Словарный диктант по материалам урока 18-22

Урок 23. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство)

Посетить Храм

Церковный хор. Регент. Прикладное искусство

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интерне)

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Урок 24. Православный календарь, его символическое значение.

Знакомство с основами религиозной морали, с традициями, праздниками

Символ. Православный календарь. Любовь к природе.

Экология. Ковчег. Посещение музея

определять наиболее эффективные способы достижения результата;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Самостоятельная работа «Выписать названия

3-4 статей из православного календаря,

рассказать о чём они»

Урок 25. Православный календарь. Почитание святых.

Знакомство с основами религиозной морали, с традициями, праздниками

Рождество Христово. Крещение Господне. Сретенье

Господне. Благовещение Пресвятой Богородицы. Вход

Господень в Иерусалим. Светлое Христово

Воскресение (Пасха). Вознесение Господне. День

Святой Троицы. Праздник защитника Отечества.

Справедливая война.

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Самостоятельная работа «Найти в календаре

святых, которых почитает православная

церковь»

Урок 26. Православный календарь. Почитание святых.

Знакомство с основами религиозной морали, с традициями, праздниками

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Урок 27.  Православный календарь. Почитание святых.

Знакомство с основами религиозной морали, с традициями, праздниками

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Урок 28. Православный календарь. Праздники.

Знакомство с основами религиозной морали, с традициями, праздниками

осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами, составлять тексты в устной и письменной формах;

Самостоятельная работа «Выписать из

православного календаря названия

праздников, дат по старому и новому стилю»

Урок 29. Христианская семья и ее ценности.

создать на уроке условия для принятия семейного  жизненного уклада,  как одного из основополагающих условий существования сильного государства.

Семья. Ценности. Любовь. Венчание. Семейные

традиции.

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм.

Многонациональный и многоконфессиональный

состав. Великая сила нравственности. Народ.

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

формирование ценностей многонационального российского общества;

Самостоятельная работа «Составить

предложения со словами Отечество, любовь

к Родине, уважение, Отечество, патриотизм,

народ.

Урок 31. Подготовка творческих проектов

Проектировать проект

Составлять план своего проекта

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

Самостоятельная работа учащихся по

составлению плана будущей творческой

работы.

Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры  (в моем городе, селе)» и т.д.

Выступать перед публикой, пользоваться ИКТ, наглядным материалом

Выступать перед публикой, пользоваться ИКТ, наглядным материалом

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

учатся слушать собеседника,

  1. участвуют в обсуждении

презентаций творческих работ

Урок 33. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»,  и т.д.

Выступать перед публикой, пользоваться ИКТ, наглядным материалом

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

Самостоятельная работа «Составить

предложения со словами Отечество, любовь

к Родине, уважение, Отечество, патриотизм,

народ.

Урок 34.  Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)[1]

Выступать перед публикой, пользоваться ИКТ, наглядным материалом

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

  1. учатся слушать собеседника,
  2. участвуют в оценивании работ.

Размещается в архиве с материалом



Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Классный час   "Человек отражается в своих поступках"

Описание работы: Данный материал будет полезен для педагогов начальных классов,рассчитан на целевую аудиторию в возрасте 8-10 лет.
  Цель:Формирование умений «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения.
Задачи:
1. Обсудить с обучающимися смысл слова «поступок», научить отличать хорошие поступки от плохих;
2. Воспитывать доброжелательность, уважение друг другу;
3. Развивать умения аргументировать свою точку зрения.

Ход мероприятия

Вступительная беседа:

Классный руководитель:Классный час я хочу начать с вопроса: Как вы думаете, что такое поступок человека?
Ученики:Это действие, которое совершает человек с определенной целью, намерениями и последствиями.
Классный руководитель:Сегодня наш классный час называется «Человек отражается в своих поступках». Тема его выбрана неслучайно. В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас не правильно поняли, напрасно обидели. Вместе с тем мы негодуем, что в нашем обществе – дефицит милосердия, доброжелательности, низкая культура поведения: люди невнимательны и равнодушны друг к другу, часто грубы, нетактичны… С таким мы встречаемся ежедневно.
Как вы думаете, кто и что влияет на поведение и поступки людей?
Ученики:Воспитание, родители, сверстники, СМИ.

Основной этап

Классный руководитель:Сейчас вы услышите притчу о влиянии солнца и ветра на человека. В конце, вы должны определить смысл притчи!
Притча «Кто сильнее – Ветер или Солнце»
Солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее, и чтобы узнать это, решили посмотреть, кому быстрее удастся снять с прохожего пальто. Ветер начал дуть изо всех сил, пытаясь сорвать с человека пальто, но тот в ответ лишь сильней кутался. Ветер ушел ни с чем. Тогда Солнце согрело человека своими лучами, и тот снял пальто сам.
Классный руководитель:Какое влияние оказали Ветер и Солнце на человека?
Ученики:Отрицательное и положительное.
Классный руководитель:Почему человек сам снял пальто?
Ученики:Солнце согрело человека своими лучами.
Классный руководитель:В чем смысл притчи?
Ученики:Добро победило зло
Классный руководитель:Какой вывод можно сделать?(делают вывод совместно с учащимися)
Как надо относиться к человеку, чтобы он услышал ваш совет, принял правильное решение?
Ученики:С теплом, добром, сердечно.
Классный руководитель:Представьте себя волшебником. Что бы вы изменили в мире для того, чтобы люди стали добрыми и отзывчивыми.
А теперь давайте посмотрим, как менялся человек и что его меняло в фильме «Безумный день» из сериала «Ералаш»?
Можете ли вы ответить, что изменило главного героя из фильма?
просмотр видео ролика


Классный руководитель:Совесть - очень хорошее качество. Иногда она самое верное средство для того, чтобы даже самый безумный день превратить в обычные будни. Герой данного сюжета убедился в этом на собственном опыте. Все началось с того, что он сбил другого мальчишку с кучей учебников в руках, потом съязвил при виде одноклассницы, а в конце присвоил себе чужой кошелек. Но едва он хотел покинуть здание школы с чужим имуществом, как все повторилось: мальчик с учебниками, одноклассница, чужой кошелек. В третий раз переживая один и тот же день заново, мальчик вернул кошелек владелице и замкнутый круг прервался, выпустив парнишку на свободу.

А чего не хватило ему даже в последней попытке?

Ученики:Не хватило добрых слов и поступков. Надо было помочь собрать книги, сказать приятного аппетита, отдать кошелек и сказать пожалуйста

Классный руководитель:Умению дружить и общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет один раз, поэтому каждый день нужно творить добро.
Вы живете среди людей. Не забывайте, что каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на окружающих людях. Делайте всё так, чтобы людям, окружающим вас, было хорошо.
Как дом, так сердце каждодневно
Необходимо выметать.
Оберегать от всякой скверны,
Не помнить зла, не оскорблять.
Любить без выгод и расчетов,
Соблазна ближним не давать,
Быть терпеливым к недочетам,
Великодушно все прощать.
Дружить с добром,
Душой болеть – ведь это значит
Себя для ближних не жалеть.

Классный руководитель:Проводит тест-опрос.
Продолжите следующие фразы, исходя из привычного вам поведения.

1. Когда ко мне обращаются не тем тоном, я …
2. Обращаясь с просьбой, слышишь в ответ: «Отстань, у меня плохое настроение!», то ты …
3. В комнату вошла женщина с заплаканными глазами, ты …
4. При неудачах чаще обвиняешь других или себя?…
5. Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты будешь делать?
6. Ты дежурная по кабинету. Подметая пол, ты нашла телефон. Что ты сделаешь?
7. Несколько человек в классе агитируют уйти с последнего урока. Как ты поступишь в этом случае?
8. Учитель поставил тебе оценку несправедливо (по вашему мнению). Как ты поступишь в этом случае?
Классный руководитель:Ребята, а давайте посмотрим, какие качества необходимы для совершения добрых, нравственных поступков. Прочитайте следующие слова. Объясните их значение.(слова изображены на доске)
Человеколюбие - это любовь к людям, всему человечеству
Взаимоуважение - это уважение другого человека, его чести, достоинства.
Взаимопонимание - понимание, умение выслушать и помочь другому человеку.
Бескорыстие - это совершение доброго поступка «без корысти», то есть без выгоды для себя.
На парту каждого обучающего учитель кладет три кружочка разных цветов.
Желтый цветочек вы дарите самому доброму в общении; зеленый – самому уступчивому, покладистому; оранжевый – самому скромному, с вашей точки зрения.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/12/51729_50e990cd20880a9d32ad8bafae11b439.jpg.jpg


Классный руководитель:Посмотрим, у кого большой букет получился. Как вы думаете почему?
Быть по настоящему добрым – это легко? Ребята, научиться быть добрым действительно трудно. И у каждого человека свой путь к доброте.
просмотр видео ролика


Классный руководитель:Как вы думаете можно ли заставить человека быть добрым? Можно ли стать добрым на время?А сейчас послушайте фрагмент из рассказа
«Три товарища».
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Завтрак потерял...
— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!
— А ты где его потерял? — спросил Миша.
— Не знаю... — тихо сказал Витя и отвернулся.
— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
— Бери, ешь!

Кого из мальчиков можно назвать добрым? Почему?
Наполняйте жизнь добрыми делами и словами. Ведь жизнь дана на добрые дела.
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
То день не напрасно был прожит,
Значит, живёшь ты не зря.

На доске разбросаны слова (страдание, злость, война, жестокость, разрушение, радость, нежность, мир, любовь, созидание)
Задача обучающихся разделить слова на 2 группы и дать название этим группам.
Учащиеся работают у доски
У каждого из вас на партах лежат карточки с пословицами. Прочитайте их. Вы согласными со смыслом этих пословиц? Почему?

Просмотр видеоролика «Бумеранг доброты»



Сделай доброе дело, помоги человеку, который рядом и тогда тебе тоже кто-то рядом сделает доброе и приятное! Я предлагаю вам после просмотра этого ролика не ждать, пока у вас будет хорошее настроение или пока вам кто-то другой не сделает доброе дело, а начать самому запускать бумеранги добрых дел, комплиментов, улыбок: “Поделись улыбкой своей, и она еще не раз к тебе вернется!” Поступайте так, как вы хотите что бы с вами поступали.
Мы сегодня начали сложный разговор о том, как правильно поступать, почему нужно всегда, в любой ситуации обдумывать свои решения и не торопиться совершать поступки, чтобы потом не было мучительно больно, стыдно за свой выбор.

Подведение итогов, рефлексия