Кейс-технологии

Шейко Наталя Николаевна

Материалы для преподавателей СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл кейс-технологии263.24 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС–ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

Слайд 2

Историческая справка Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г., поэтому нередко ее называют гарвардским методом. В ведущих школах бизнеса Западной Европы кейсы стали активно использоваться в 60-е гг. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.

Слайд 3

«Кейс» — метод опирается на совокупность дидактических принципов: 1. Индивидуальный подход к каждому обучаемому, учет его особенностей, потребностей и стиля обучения; 2. Максимальное предоставление свободы в обучении; 3. Обеспечение достаточным количеством наглядных материалов; 4. Концентрация на основных положениях, а не «загрузка» обучаемых большим объемом теоретического материала; 5. Обеспечение доступности педагога для обучаемого; 6. Формирование у обучаемых навыков самоменеджмента , умения работать с информацией; 7. Акцентирование внимания на развитии сильных сторон и положительных качеств обучаемого.

Слайд 4

Виды кейсов Кейс – это единый информационный комплекс. Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу. Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным). Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы). Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра  искажение информации и ошибки ).

Слайд 5

Виды ситуаций для кейса : Иллюстративные ситуации ( блиц-ситуации ). Нормативные ситуации (чаще всего с элементами задачи). Функциональные ситуации . Стратегические ситуации .

Слайд 6

Требования к созданию проблемных ситуаций учебная проблема должна быть связана с изучаемым материалом естественным путем; проблемы должны представлять познавательную трудность; проблемный вопрос обязательно должен показывать учащимся недостаточность имеющихся знаний, побуждать высказывать новые идеи; проблемные вопросы должны опираться на прежний опыт и знания учащихся; основным своим содержанием проблема должна давать направление познавательному поиску, указывать направление путей ее решения.

Слайд 7

Этапы создания кейсов Формирование дидактических целей кейса. Определение проблемной ситуации. Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте. Построение или выбор модели ситуации. Выбор жанра кейса. Написание текста кейса. Диагностика правильности и эффективности кейса. Подготовка окончательного варианта кейса. Подготовка методических рекомендаций по использованию кейса.

Слайд 8

Типы кейсов Практические кейсы . Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Научно-исследовательские кейсы . Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам. Обучающие кейсы. Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному».

Слайд 9

Организация работы учащихся на основе кейс-технологии . Возможны следующие альтернативные варианты: Обучаемые изучают материалы кейса заранее, также знакомятся с рекомендованной преподавателем дополнительной литературой, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым. Обучаемые знакомятся заранее только с материалами кейса, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым. Обучаемые получают кейс непосредственно на занятии и работают с ним .

Слайд 10

Этапы организации учебного процесса 1. Подготовительный ( определение места кейса в учебном курсе; поиск источника; создание макета кейса; описание хода занятия) 2. Ознакомительный ( вовлечение учащихся в анализ реальной ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления) 3. Аналитический ( обсуждение ситуации в группах или индивидуальное изучение проблемы учащимися; подготовка решения) 4. Итоговый ( Основная задача этого этапа представить и обосновать решение по кейсу)

Слайд 11

Основными этапами кейс-технологии на уроках математики являются: подготовка и предоставление учителем учебно-методического материала по изучаемой теме ученику; планомерная и последовательная работа с учащимися по проработке каждого вопроса темы, предполагающая как самостоятельное изучение ребенком отдельных вопросов, так и работу в классе или индивидуальные консультации; обязательное обобщение изучаемой темы учителем, выявление пробелов в изучении вопросов темы и их устранение; диагностика по окончании изучения темы и их устранение.

Слайд 12

Технологическая схема создания кейса: Определение того раздела учебной программы, которому посвящена ситуация, описывающая проблему. Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом. Определение проблемы ситуации и создание обобщенной модели (обратить внимание, что вид ситуации надо выбрать: жизненная, учебная, научная). Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке. Определение источников и методов сбора информации. Выбор техник работы с данным кейсом. Определение желаемого результата по работе обучаемых с данным кейсом (составление листа оценки). Создание заданной модели. Апробация в процесс е обучения.

Слайд 13

П римерная структура кейса: 1.Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни 2.Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации. 3.Комментарий ситуации, представленный автором 4.Вопросы или задания для работы с кейсом 5.Приложения

Слайд 14

1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями; 2 этап — выделение основной проблемы (проблем), 3 этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»; 4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения; 5 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий. Р абота ученика с кейсом

Слайд 15

Метод, интегрированный в кейс-метод Характеристика его роли в кейс-методе моделирование построение модели ситуации системный анализ системное представление и анализ ситуации мысленный эксперимент способ получения знания о ситуации посредством ее мысленного преобразования дискуссия обмен взглядами по поводу проблемы и путей ее решения методы описания создание описания ситуации проблемный метод представление проблемы, лежащей в основе ситуации игровые методы представление вариантов поведения героев ситуации «мозговой штурм» генерирование идей относительно ситуации Кейс-технология эффективно сочетается с различными методами обучения:

Слайд 16

Положительные стороны кейс-технологии ученик видит сразу весь объем материала, который необходимо знать по данной теме; в случае болезни или пропусков ученик видит пропущенные им вопросы и может поработать над ними самостоятельно; ребенок может планировать время работы над данной темой; у части учащихся появляется желание подготовиться к обобщающему уроку как можно лучше, с тем, чтобы выступить в роли консультанта для одноклассников, что непременно оценивается учителем; к концу учебного года у ученика набирается полный набор учебно-методических материалов по всем изученным за год темам, который он может использовать для повторения и подготовки к экзаменам.