Проектно-исследовательская деятельность

Чукова Юлия Анатольевна

Памятка для ученика по созданию проекта/ учебно-исследовательской работы

Дорогой друг!

Тебя окружает удивительный мир. Знания о нём можно получать в готовом виде, но гораздо интереснее их добывать самому! Ты можешь сам стать исследователем того, что тебя интересует, создавать проекты и делиться своими открытиями с друзьями. Предлагаю памятку, которая поможет в работе над проектом.

Разберёмся в значении некоторых слов:

Проект - это «продукт», созданный как результат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций, творческий продукт.

ВНИМАНИЕ!!!! Нельзя назвать все подряд проектом!!!! Бывают учебно-исследовательские работы (исследование, доказательство, гипотезы, эксперименты, анкетирование и опрос, интервью), а также проекты (рассмотрение какой-либо интересующей темы, представление результата- карта, творческое выступление, экскурсия, брошюра, стихотворение, фото коллаж, кроссворд, видео фильм, видео клип идр.)

Алгоритм разработки проекта таков: проблема – цель – результат. После того как выявлена проблема и намечена цель, необходимо сделать следующее:

1. Установить наличие имеющихся ресурсов и определить недостающие ресурсы. (Что уже есть для выполнения предстоящей работы – информация, умения. Чего пока нет, но нужно иметь: найти информацию, научиться делать.)

2. Поставить задачи. (Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта.)

3. Наметить этапы работы. (Разделить всю работу на части)

4. Выбрать способы решения задач на каждом этапе.

5. Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ:

Краеведение:

Главная улица города
Главная улица села
Демографическая ситуация на территории родного села.
Дети войны
Дом, в котором мы живем.
Женщина на войне
Заводы нашего города
Земляки
Из истории моей семьи.
Из одного металла льют: медаль за бой, медаль за труд.
Исследование истории своей семьи, или как я составил свою родословную.
История в гербах
История и значение герба родного города.
История моего города
История моего села
История моей улицы
История моей школы
История нашей школы и ее выпускники.
История одного экспоната
История села в военный период
История семьи в России
История туризма в связи с развитием краеведения.
Исчезнувшие деревни моей малой Родины.

 

Обществознание:

Права и свободы граждан в РФ.
Права несовершеннолетних.
Преступность в нашем районе вчера и сегодня.
Причины преступности.
Отклоняющееся поведение.
Русская свадьба: история и современность.
Социальная история российской преступности.
Социальная реклама в России и за рубежом: вчера и сегодня.
Социальная сеть как основа современной социальной структуры.
Социальные сети: инструмент для лучшей организации повседневности или средство развлечения?
Терроризм в современном мире.

Виртуальный персонаж.
Воспитание патриотизма и гражданственности современных российских подростков.
Где эта улица, где этот дом (дома моего города, в которых жили выдающиеся люди).
Гражданин – свобода и ответственность.
ЕГЭ как большой социальный эксперимент: стало ли доступнее поступление в ВУЗ?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как понять, что источник достоверный

Любое историческое событие может преподноситься с разных точек зрения. Чтобы результаты твоей работы являлись объективными (более точными), все источники должны быть достоверными и отражать реальные факты, а не выдуманные истории. Каждый источник нужно изучить индивидуально и глубоко, обратиться к научному руководителю. Не стоит любую информацию принимать за чистую монету. Каждый факт необходимо проверить, доказать или сообщить в своем исследовании о наличии других точек зрения. На основе этого можно определить достоверность и точность сообщаемых сведений. Например, изучая какую-либо историческую тему, в Интернете находишь мнение блогера об интересующих тебя событиях, но в учебнике другая информация. Какая из них будет достоверной? Конечно же, учебник, так как его составляет целая группа ученых – это авторы. Таким образом, проводя исследование, собирая данные, делая замеры и ты должен быть максимально точным.

Приведу пример определения достоверности сведений. Ты изучаешь боевой путь своего прадеда в Великой Отечественной войне. Ты обратился к энциклопедии, прочитал историческую литературу по изучаемому периоду. Далее ты фиксируешь воспоминания родных и узнаешь, что «прадед прошел всю войну» - это могло означать, что боевой путь начался в 1941 году. Однако, в семейном архиве хранится военный билет, в котором записана дата призыва – 1942 год. Это говорит о том, что воспоминание – субъективное мнение, а в документе данные более достоверны. Помни, только при сопоставлении различных источников, мы получаем более верные факты.

Желаю успехов!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сбор данных

Слайд 2

Сбор информации Следующим шагом после выбора темы идет сбор информации. После того как тема выбрана и проблема обозначена, вам необходимо подбирать: энциклопедии , книги , журналы, интервью в газетах , сообщения в блогах , которые соответствуют вашей проблеме.

Слайд 3

Внимание! Чем больше источников вами прочитано, тем лучше, даже если вы пишите исследовательскую работу по математике, где в основе лежат расчеты. «Дедовский» метод – посетить библиотеку. Именно здесь вас ждет масса информации!

Слайд 4

Интернет Не стоит использовать первые три ссылки по вашему запросу. Информацию, которую вы найдете в сети Интернет, следует анализировать, так как сайты и различные форумы - не самые достоверные источники. Много полезных знаний вы найдете на сайтах с доменами: org ; edu ; g ov . При формулировке запроса используйте синонимы и однокоренные слова

Слайд 5

информация Наиболее распространенными и содержательными методами накопления первичной информации есть: опрос , наблюдение , эксперимент , тестирование и анкетирование . Эффективным способом получения информации есть анализ документов.

Слайд 6

Изучение литературы Изучение литературы по проблеме, уточнение основных понятий, предварительное описание. На этапе изучения литературы - выяснить, что известно науке по изучаемой проблеме, а что изучено слабо или совсем не изучено. Наиболее информативные литературные источники по теме исследования следует законспектировать, можно отметить собственные мысли и идеи, возникающие при прочтении литературы.

Слайд 7

Выходные данные литературы Выходные данные литературных источников по теме исследования можно записывать и составлять из них картотеку. На другом этапе исследования это станет необходимым.

Слайд 8

Внимание! Всю собранную информацию нужно систематизировать (обратись за помощью к педагогу), изучить, сделать собственные выводы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Структура научного исследования

Слайд 3

Объект исследования В науке под ним подразумевают главное поле приложения сил ученых. В одной науке может быть несколько объектов исследований, которые составляют логически связанное существо и цель исследований в этой науке.

Слайд 4

Предмет исследования В науке предмет - часть объекта, определенный его аспект, исследуемый в каком-либо конкретном случае. Например: антропология, социология, психология (и многие другие науки) имеют общий объект изучения (человек), но различаются предметом своего изучения.

Слайд 5

Определяя объект исследования, вам необходимо ответить на вопрос: ЧТО РАССМАТРИВАЕТСЯ? Устанавливая предмет , Вы определяете, как будете рассматривать объект именно в данном исследовании, ибо предмет означает именно аспект рассмотрения объекта. Предмет исследования определяет точку зрения на объект вашего исследования, акцентирует, какие присущие объекту отношения, аспекты, функции станут изучаться.

Слайд 6

Тема исследования В самом первом приближении тема исследования формулируется в его начале. Но завершенный вид она приобретает, как правило, когда сформулирован предмет исследования – ведь в подавляющем большинстве случаем тема исследования и указывает на предмет, а ключевое слово или словосочетание в теме исследования, чаще всего, на его объект.

Слайд 7

Пример

Слайд 8

Объект и предмет исследования ОБЪЕКТ – что рассматривается (детские игрушки) ПРЕДМЕТ – как будете рассматривать объект в данном исследовании (физические явления и законы, используемые в производстве игрушек)

Слайд 9

Определение цели исследования На основе объекта и предмета исследования определяется его ЦЕЛЬ. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ – это то, что в самом общем (обобщенном) виде необходимо достичь по завершении исследования. Подразумевается, что по завершении исследования должна быть решена проблема исследования в рамках, определенных его предметом, целью и поставленными задачами.

Слайд 10

Цель исследования

Слайд 11

Задачи исследования Цель исследования – это его конечный результат, решение научной проблемы, к чему в итоге следует прийти. Для конкретизации цели необходима формулировка ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ. Задачи могут быть направлены на анализ, обобщение, выявление, обоснование, разработку, оценку отдельных аспектов общей проблемы, решение которых ведет к решению самой проблемы

Слайд 13

Эмпирический этап. Опытно-экспериментальная работа, хотя не редко и занимает значительную часть бюджета времени исследователя служит для подтверждения (или опровержения) сделанных им теоретических построений.

Слайд 15

Стадия оформления результатов исследования ЭТАП АПРОБАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ. Как правило, апробация выступает в форме публичных докладов и выступлений, а так же письменного или устного рецензирования. ЭТАП ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Слайд 16

Спасибо за внимание