ПОЧЕМУ Я КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ? Эссе

Чукова Юлия Анатольевна

«Детство – огромный край, откуда приходит каждый», - писал Антуан де Сент-Экзюпери. Эта метафора верна. Именно в детстве формируется характер человека, его мировоззрение, складывается индивидуальный взгляд на окружающую действительность. Мы учимся оценивать себя и своих товарищей, учимся любить и ненавидеть. В детские годы приходят к нам первые радости и горе, успехи и неудачи, победы и разочарования, дружба и любовь. И если детство – это целый «край», то школьные годы – это огромная территория, в которой побывал каждый. Вспоминая школу, любой из нас говорит не только о предметах, оценках, одноклассниках, но и об учителях. И всегда в ряду любимых преподавателей на особом месте стоит классный руководитель. Кто он такой и почему стал обособленной фигурой?

         В.И.Даль даёт такое толкование слову «руководительствовать» - управлять, советовать, указывать, наблюдать, наставлять в чём-либо: в деле, в работе, в труде. Эти глаголы характеризуют основные виды деятельности классного руководителя. Но, ни один словарь, на мой взгляд, не способен исчерпывающе осветить все грани труда этого человека. Невозможно выразить словами то значение, которое вкладывают ребята в произнесённую с теплотой фразу: «Наша классная мама». Необъяснимо то чувство, когда впервые слышишь эту фразу («Мама») в свой адрес от ученика (уже старшеклассника).

         Здесь важно не упустить ничего: от успеваемости и состояния здоровья подопечных до семейных проблем; от характеристики класса до плана работы; от постоянных проблем к путям их решения и много, много всего!

         Встреча с ребятами 1 сентября добавляет красок и эмоций. Какие они маленькие были в 7-ом классе! Широко раскрытые глаза смотрят на меня весело и внимательно, с теплотой и какой-то надеждой. А самое главное в их глазах – доверие. В такие моменты я ловлю себя на мысли, что боюсь перестать соответствовать их ожиданиям. Контакт состоялся, а я задумалась о том, как солидарна со словами героини Барбары Брыльска, что учителя воспитывают детей, а дети – учителей. Вот такое взаимодействие!

         Дети постепенно раскрываются, осознают свои достоинства и недостатки. Из взаимного интереса друг к другу вырастет взаимоуважение. А задача классного руководителя – помочь семенам взойти.

         Привлекаю в союзники родителей. Наша классная семья – это ученики и, обязательно, родители. Родители всегда меня выслушают, если есть необходимость – помогут. Вместе планируем, вместе принимаем участие.

         Переживаю за класс, но вида не подаю. Моим детям нужно ненавязчиво и незаметно помочь. Зачем мне это? Всегда на месте учеников представляю собственных детей и твёрдо верю, что, помогая другим, помогу себе. И сразу же всплывает мысль: «Если не я, то кто?». Кто поможет этим детям, которым так не хватает понимания и тепла? В классе, действительно, протекали сложные процессы, которые с определенным усилием удается преодолевать. Всем. Вместе.

         Подводить итоги и выставлять себе оценку рано. Знаю, будут ещё и конфликты, и успехи, и счастливые лица ребят и бессонные ночи. Но всё это разрешимо. В этом бесконечном движении от «минусов» к «плюсам» забываешь о себе, вновь учишься быть ребёнком и смотреть на мир широко раскрытыми глазами. Наверное, это и есть счастье.