Учитель года.


Предварительный просмотр:

Эссе учителя начальных классов МОУ-СОШ с.Каменка

 Шацилло Ирины Юрьевны на тему: «Я учитель»

В жизни каждого человека наступает момент, когда он задумывается над тем, какую профессию выбрать. И, выбрав, профессию задумываемся, был ли это случайный выбор в нашей  жизни или этому предшествовали  события прожитых лет.

    Почему я выбрала профессию учителя? Ещё в детстве я точно знала, что буду учителем, буду учить детей.  По многим причинам мой путь в профессию  был долгим и не простым. И не важно как долго я шла к своей мечте, в конечном результате я –учитель начальных классов.

   Учитель начальных классов – профессия особая. Большая ответственность и большая любовь. Любовь – определяющее качество этой специальности: прежде всего любовь к детям – вряд ли без неё можно стать учителем; любовь к труду – профессия учителя предполагает ежедневную упорную работу; любовь к жизни – без оптимизма не возможно испытать радость открытия. Ведь этому мы должны научить наших маленьких учеников. Нельзя построить прочный дом без крепкого фундамента, так и невозможно дать качественное образование ребёнку без начальных знаний, умений и навыков, которые они получают в первой ступени образования.

 Знания даются учителем на каждом уроке, и как включить ученика в такую познавательную деятельность, чтоб она стала привлекательной и приносящей удовлетворение от участия в ней?  В этом помогает деятельностный подход, в котором дети не просто получают информацию, а становятся активными участниками учебного процесса: наблюдают, сравнивают, обобщают и делают выводы.

Учитель начальных классов, преподавая несколько предметов сразу, должен обладать глубокими познаниями во многих областях, поэтому он должен постоянно повышать свой профессиональный уровень. Для этого есть множество различных курсов, практических семинаров, конференций. Их можно посещать посредством интернета, дистанционно. Я использую эту возможность для самосовершенствования. Как педагог, я нахожусь в постоянном профессиональном поиске. Разумеется, опыт приходит с годами. Я работаю в школе  сравнительно недавно. Но, всё-таки, стараюсь поделиться своими мыслями о профессии учителя, раскрыть смысл своей педагогической деятельности.

Миссия учителя – быть проводником. Проводником – доброго, светлого, вечного,  как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, свой собственный неповторимый стиль жизни: умение общаться, искусство говорить и внимательно слушать. Особенно важным, я считаю, аспект развития творческих способностей учителя, так как только собственный опыт творчества, по моему глубокому убеждению, позволяет ему воспитывать творческую личность ребёнка. Дети младшего школьного возраста – натуры творческие, любознательные, отзывчивые. Они охотно принимают участие во всех мероприятиях.

Учитель начальных классов не просто учитель, а «вторая мама» ребёнка. Он проводит с ним больше времени, чем родители, очень важно видеть в каждом ученике личность, со своими интересами, своим характером, достоинством (которое нужно развивать), и недостатками (которые необходимо корректировать). Нужно подобрать «ключик» к каждому ребёнку. А также в наше сложное время необходимо научить детей и родителей понимать друг друга, для этого родители часто привлекаются к жизни класса, помогают детям в подготовке праздников, классных часов, проектной деятельности, участвуют в самых разных мероприятиях.

Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение для него будет радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. От меня зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками.

В связи с этим, ещё одним важным аспектом своей работы считаю, дифференцированный подход  в обучении. Учебный процесс  строю с учётом реальных учебных возможностей, позволяя каждому осваивать универсальные учебные действия оптимальным для него темпом. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от мысли – к действиям. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.

С целью эффективности образовательного процесса, передо мной возникает необходимость использовать все формы учебной работы: фронтальную, индивидуальную, работу в группах, коллективную, самостоятельную.

Важную роль в своей работе отвожу здоровьесберегающим технологиям. Применяю динамические паузы, физкультминутки для глаз, развития мелкой моторики руки; организую музыкальные, танцевальные перемены; стараюсь создавать благоприятный психологический климат на уроке; слежу за своевременностью смены видов деятельности; выполняю санитарно-гигиенические условия реализации учебного процесса.

Когда стали появляться  компьютерные технологии, я поняла - это будет помогать в работе. Передо мной открылся новый мир и  возможности, в том числе и в преподавании. Специфика информационных коммуникационных технологий заключается в том, что они предоставляют  громадные возможности.  Использование компьютерных технологий на уроке повышают  интерес к предмету, позволяют учителю сэкономить массу времени, которое он раньше затрачивал на меловые записи и рисунки на доске. Для работы я заранее создаю презентации по предмету с необходимой информацией. Но, в то же время, никакая, даже самая совершенная техника, не может заменить живого собеседника,  вдохновить, заинтересовать изучаемым материалом. Трудно представить, как даже самая умная машина будет заниматься духовно-нравственным воспитанием учащихся или пробуждать в них желание творить самим.

В своем классе веду кружок  по декоративно-прикладному творчеству  «Народное творчество», главная цель которого -  развить их творческие способности и научить детей создавать прекрасное своими руками. Дети посещают занятия с радостью. Мы выполняем работы в различных техниках. Работаем  с бумагой (торцевание, аппликации), работа с пластилином – рисуем картины – пластинография, и в других разнообразных техниках . Я сама работаю с увлечением. Мне нравится восхищение ребят, они ждут каждый раз от меня что-то нового, они приходят на занятия с надеждой сотворить очередное чудо, очередной свой маленький шедевр. Приучая учеников к прекрасному,  я одновременно учу их видеть свои недостатки. Дети, которые посещают кружок, становятся более дисциплинированными, более увлеченными, более ответственными.

Да, у меня особая профессия. Я – первый учитель маленького человека, который час за часом открывает для себя этот большой, непонятный взрослый мир. Я всегда внушаю своим детям мысль: «Вы не хуже других, вы не лучше других. Вы – это вы. У каждого из вас свой характер. Только от вас зависит, какая из вас выйдет личность – положительная или отрицательная». Помогаю воспитывать в каждом ребёнке положительные нравственные качества через литературу, тренинги, внеклассные мероприятия, коллективные творческие дела, собственный пример. Учу разумно оценивать различные жизненные ситуации, с которыми приходится встречаться моим детям.

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного их приобретения. В начальной школе учащимся важно научиться ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы.

Самая большая награда для меня за мой труд – это горящие понимающие глаза учеников на уроке, когда у них все получается! Всеми своими радостями и горестями дети делятся со мной. Нужно найти время всех выслушать, понять, помочь.

И не смотря на то, что я работаю в школе еще так мало, всего пятый год, я понимаю, что не зря выбрала профессию учителя. На другой профессии я себя и представить не могу. Я даже дня не могу обходиться без своих шалунов, которые, уходя на выходные, уже мечтают о том, чтобы скорее наступил очередной понедельник. Приятно, когда выйдешь на крыльцо школы, а тебя уже окружила толпа детишек, и все что-то рассказывают свое, каждый стремится быть первым. Только дети-малыши  понимают  состояние учителя, поэтому в школу прихожу всегда в приподнятом настроении, ведь дети всегда чувствуют моё эмоциональное состояние. Для меня моя работа-это смысл жизни. Ученики - это как цветочки, у которого свой  характер, свои привычки, свои поступки.



Предварительный просмотр:

Мой педагогический стаж составляет всего 8 лет, но в школе я работаю 4 года. В 2011 году, когда я набирала свой первый класс, все школы перешли на новые стандарты второго поколения ФГОС НОО. Работаю по УМК «Начальная школа XXI века».

Специфика современного мира меняется очень быстрыми темпами. Знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня все более востребованными.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия.

От начальной ступени и до высшего звена образование должно преследовать главную цель – научить детей учиться. Ведущей педагогической идеей является, максимально  помочь ученику в познании и самоутверждении посредством субъект-субъектных отношений.

Для реализации образовательных целей я использую современные инновационные технологии:

  • личностно-ориентированные;
  • здоровьесберегающие;
  • информационно-коммуникативные;
  • технология деятельностного метода.

В своей работе  придерживаюсь деятельностного метода обучения, который представлен следующими процессами:

1. Мотивация к учебной деятельности. 
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 
3. Выявление места и причины затруднения. 
4. Построение проекта выхода из затруднения. 
5. Реализация построенного проекта. 
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 
8. Включение в систему знаний и повторение. 
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Организация образовательной среды в учебном процессе обеспечивается системой дидактических принципов:

1) принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и общеучебных умений;

2) принцип непрерывности – означает преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методики с учетом возрастных психологических особенностей развития детей;

3) принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности);

4) принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования (в том числе и УУД) на максимальном уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного образовательного стандарта);

5) принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;

6) принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора;

7) принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Данная система работы направлена на реализацию современных образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.

В работе применяю такие формы деятельности:

- фронтальная и групповая деятельность, работа в парах;
- организация внеурочной деятельности, которая является логическим продолжением учебного процесса;
- организация исследовательской деятельности учащихся с использованием дополнительного учебного материала и интернет-ресурсов;
- участие в конкурсах и олимпиадах.

За время педагогической работы сделала вывод, что успешным ученик становится лишь тогда, когда он умеет самостоятельно добывать знания, умеет анализировать и обобщать, делать выводы, а также грамотно презентовать свою работу.

Поэтому в своей работе использую проектный метод обучения, в основе которого лежит методика создания, анализ и презентация своей деятельности. На уроках обучающиеся имеют возможность выбора вида деятельности. Результат работы представляют в виде мини-проекта. Это может быть презентация в виде сообщения, кроссворда, коллекции, поделки и т.д.. Учащиеся с удовольствием выполняют данные задания и представляют их на обсуждение одноклассников. Для учёта индивидуальных потребностей обучающихся я применяю следующие формы работы на уроке:

- сочетание теории и практики на каждом уроке (урок делится на две части: первая часть обучение всех, вторая – два параллельных процесса: самостоятельная работа учеников и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками). Данная форма работы позволяет определить необходимый минимум для изучения материала данной темы, а также организовать индивидуальную и дифференцированную форму работы на уроке, предлагая учащимся новые формы заданий, постепенно усложняя их. Кроме того, эта форма входит как необходимый элемент здоровьесбережения ребенка;
- работа в малых группах (парах), в ходе, которой работу можно выполнять по нескольким траекториям: дифференцированные группы по уровню знаний, дифференцирование по интересам, группы для организации взаимопомощи одноклассников, в которых наиболее подготовленные учащиеся контролируют, помогают и оценивают своих товарищей (система «репетитор»). Такая форма работы помогает организации дифференциации обучающихся, а также развитию коллективизма, коммуникативных качеств.
- индивидуальная работа, где каждому обучающемуся предлагается набор заданий, выполнение которых позволяет переходить от наиболее простого материала к более сложному.

Одним из основных средств обучения на моих уроках является самостоятельная работа обучающихся. Учитель выступает на уроке в роли консультанта, который при необходимости помогает ученикам, направляя их по нужной траектории.

На уроках широко используются методические приемы, активизирующие самостоятельную познавательную деятельность учащихся: викторины, деловые игры, творческие работы - рисунки, рассказы, сочинения. Такие задания развивают творческую активность, обучающихся, делают формы работы интересными и разнообразными.

Особое внимание уделяю постановке вопросов. Ставлю вопросы так, чтобы пробудить самостоятельную мысль учеников. Например: «Что вы можете сказать о числе 7?», «Расскажите все, что вы знаете об этой букве?», «Поделитесь своими мыслями и чувствами об этом рассказе» и т.п. Я не задаю параметров мыслительной деятельности – ученики сами определяют все, что надо сказать о числе, букве, произведении. Я спокойно реагирую на ответы, не говорю сразу, прав или нет ученик, об этом должны сказать дети. Мои ученики приучены отвечать не мне, а классу, выражая свое мнение: «Я думаю…», «Я считаю…», «Я согласен с ним, но хочу добавить…», «Я не согласен с ним…». Такая работа сплачивает детский коллектив, развивает внимание и уважение к суждениям других учеников. Учащиеся способны свободно общаться, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. Так мои дети приучаются жить и работать не «рядом», а «вместе».

Эффективными средствами развития интереса к учебному предмету являются занимательность, дидактическая игра. В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет  предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.

На уроках я применяю мультимедийное оборудование, интерактивные средства обучения. Это позволяет повысить интерес школьников к предметам, качество знаний. Использование инновационных методов и приемов приводит к хорошим результатам: отсутствие неуспевающих по предмету, повышается мотивация, качество знаний по предметам стабильно.

В систему педагогической деятельности входит использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, интернет ресурсов, различных мультимедийных приложений – это электронные приложения к учебникам, интерактивные таблицы. Авторские компьютерные презентации подготовлены мной по математике, русскому языку, окружающему миру, а так же для проведения внеклассных мероприятий.

Огромные возможности перед учителем открывает внедрение в учебный процесс программы для интерактивных досок. Возможности этой программы и педагогический творческий подход позволили мне самостоятельно составить дидактические игры, эффективно использовать их на различных  этапах уроков для формирования познавательного интереса учащихся.

Приём использования инструмента «ширма» на интерактивной доске  прост и любим детьми.

Для тренировки зрительной памяти, запоминания орфограмм есть «волшебное перо», с помощью которого запись исчезает через несколько секунд.

Спектр использования возможностей  ИКТ в образовательном процессе достаточно широк.  

Важное, значение, в своей деятельности придаю исполнениям функций классного руководителя. Я воспитываю детей не только на уроках, но и провожу различные внеурочные занятия и внеклассные мероприятия. Среди основных направлений воспитательной работы особенно хотелось бы выделить следующие: историко-патриотическое воспитание, проведение беседы о культурном наследии народов России, воспитание основ толерантности. Учащиеся с удовольствием посещают кружки дополнительного образования, проявляют большой интерес к внеурочной жизни класса.

Сейчас я работаю в 1 классе и мои исследователи еще очень маленькие, но они уже умеют сравнивать,  находить факты, доказывать свою точку зрения и принимать точку зрения другого человека.

Для  определения уровня познавательной активности учащихся проведена диагностика в начале и в конце 4 класса.

Сравнительный анализ показал рост познавательной активности школьников.  

Но для меня все, таки, как и для всех вас, самым главным показателем работы являются успехи  учеников.

Различные приёмы и методы, используемые мною в своей работе, способствуют активизации познавательного интереса у школьников и получению высоких результатов обучения.

Мои ребята являются  участниками и победителями многих школьных олимпиад и конкурсов.

Я горжусь своими учениками. Они вдохновляют меня работать  над собой, идти вперед и не останавливаться на достигнутом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методический семинар «Инновационные технологии в образовательном процессе» Шацилло Ирина Юрьевна, учитель начальных классов МОУ-СОШ с.Каменка Марксовского р-на Саратовской обл.

Слайд 2

Мой педагогический стаж составляет всего 8 лет, но в школе я работаю 4 года. В 2011 году, когда я набрала свой первый класс, все школы перешли на новые стандарты второго поколения ФГОС НОО. Работаю по УМК «Начальная школа XXI века». Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. От начальной ступени и до высшего звена образование должно преследовать главную цель – научить детей учиться. Ведущей педагогической идеей является, максимально помочь ученику в познании и самоутверждении посредством субъект-субъектных отношений.

Слайд 3

Для реализации образовательных целей я использую современные инновационные технологии: личностно-ориентированные; здоровьесберегающие ; информационно-коммуникативные; технология деятельностного метода.

Слайд 4

В работе придерживаюсь деятельностного метода обучения, который представлен следующими процессами: 1. Мотивация к учебной деятельности. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3. Выявление места и причины затруднения. 4. Построение проекта выхода из затруднения. 5. Реализация построенного проекта. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8. Включение в систему знаний и повторение. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Слайд 5

Организация образовательной среды в учебном процессе обеспечивается системой дидактических принципов: 1) принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и общеучебных умений; 2) принцип непрерывности – означает преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методики с учетом возрастных психологических особенностей развития детей;

Слайд 6

3) принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности); 4) принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования (в том числе и УУД) на максимальном уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного образовательного стандарта);

Слайд 7

5) принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения; 6) принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора; 7) принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Слайд 8

Формы деятельности: - фронтальная и групповая деятельность, работа в парах; - организация внеурочной деятельности, которая является логическим продолжением учебного процесса; - организация исследовательской деятельности учащихся с использованием дополнительного учебного материала и интернет-ресурсов ; - участие в конкурсах и олимпиадах.

Слайд 9

В работе использую проектный метод обучения, в основе которого лежит методика создания, анализа и презентации своей деятельности. На уроках обучающиеся имеют возможность выбора вида деятельности. Результат работы представляют в виде мини-проекта. Это может быть презентация, кроссворд. Учащиеся с удовольствием выполняют данные задания и представляют их на обсуждение одноклассников.

Слайд 10

Для учёта индивидуальных потребностей обучающихся применяю следующие формы работы на уроке: - сочетание теории и практики на каждом уроке (урок делится на две части: первая часть обучение всех, вторая – два параллельных процесса: самостоятельная работа учеников и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками). Данная форма работы позволяет определить необходимый минимум для изучения материала данной темы, а также организовать индивидуальную и дифференцированную форму работы на уроке, предлагая учащимся новые формы заданий, постепенно усложняя их. Кроме того, эта форма входит как необходимый элемент здоровьесбережения ребенка ;

Слайд 11

- работа в малых группах (парах), в ходе, которой работу можно выполнять по нескольким траекториям: дифференцированные группы по уровню знаний, дифференцирование по интересам, группы для организации взаимопомощи одноклассников, в которых наиболее подготовленные учащиеся контролируют, помогают и оценивают своих товарищей (система «репетитор»). Такая форма работы помогает организации дифференциации обучающихся, а также развитию коллективизма, коммуникативных качеств.

Слайд 12

- индивидуальная работа, где каждому обучающемуся предлагается набор заданий, выполнение которых позволяет переходить от наиболее простого материала к более сложному. На уроках широко используются методические приемы, активизирующие самостоятельную познавательную деятельность учащихся: викторины, деловые игры, творческие работы - рисунки, рассказы, сочинения. Такие задания развивают творческую активность, обучающихся, делают формы работы интересными и разнообразными. На уроках я применяю мультимедийное оборудование, интерактивные средства обучения. Это позволяет повысить интерес школьников к предметам, качество знаний.

Слайд 13

Эффективными средствами развития интереса к учебному предмету являются занимательность, дидактическая игра. В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.

Слайд 14

В систему педагогической деятельности входит использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, интернет ресурсов, различных мультимедийных приложений – это электронные приложения к учебникам, интерактивные таблицы. Авторские компьютерные презентации подготовлены мной по математике, русскому языку, окружающему миру, а так же для проведения внеклассных мероприятий.

Слайд 15

Важное, значение, в своей деятельности придаю исполнениям функций классного руководителя. Я воспитываю детей не только на уроках, но и провожу различные внеурочные занятия и внеклассные мероприятия. Среди основных направлений воспитательной работы особенно хотелось бы выделить следующие: историко-патриотическое воспитание, проведение беседы о культурном наследии народов России, воспитание основ толерантности. Учащиеся с удовольствием посещают кружки дополнительного образования, проявляют большой интерес к внеурочной жизни класса.

Слайд 16

Различные приёмы и методы, используемые мною в своей работе, способствуют активизации познавательного интереса у школьников и получению высоких результатов обучения. Мои ребята являются участниками и победителями многих школьных олимпиад и конкурсов . Я горжусь своими учениками. Они вдохновляют меня работать над собой, идти вперед и не останавливаться на достигнутом.