" Формирование гражданина " ( Из опыта работы МБОУСОШ п. Таежный")

Василькова Надежда Павловна

Формы и методы  работы по формированию гражданственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

« Формирование гражданина»

( из опыта работы МБОУСОШ п. Таежный)

Гражданин! В этом слове – весомость, размах, высота.
Тот достоин его, чья душа пред Отчизной чиста.
Гражданин! Нет не титул наследный, а гордое званье:
В нём и совесть, и честь,
И родного народа признанье.
Т. Абдрахманова

       «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти». Плутарх

Вечная задача педагогики – воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, сегодня как никогда остро встаёт перед школой. Современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам.

    В процессе работы, направленной на развитие гражданского воспитания и правовой культуры школьников, должны решаться следующие задачи:

воспитывать личность, осознающую достоинства человека, терпимость;

формировать умения разрешать конфликты ненасильственным путем;

воспитывать гражданские чувства школьников: уважение к своему народу, любовь  к месту своего рождения и  формировать гражданственную позицию ученика: «Я - россиянин», «Я - Советчанин» через  изучении культурно-исторических традиций родного города, края, других народов и участия в массовых народных мероприятиях;

формировать уважительного отношения к жизни, осознание права каждого на жизнь;

развивать познавательные интересы, потребности в.

    Вопрос о гражданском воспитании учащихся в современном обществе актуален всегда. Однако направления решения данной проблемы государство обозначило лишь в 2001 году (Федеральная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 – 2005 годы»).

Всегда волнует вопрос не только, кем станут учащиеся, а главное – какими они будут. Как добиться того, что каждый ученик достойно нёс высокое звание гражданина своей Родины? Гражданско-правовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания учащихся.

Знакомство учащихся с правовыми нормами позволяет более успешно решать задачу формирования нравственных свойств личности. Например, изучение системы прав, предоставляемых гражданам, способствует развитию чувства собственного достоинства, а изучение обязанностей - формированию ответственности. К этому процессу привлекаются сотрудники различных правоохранительных структур которые помогают решать  проблемы  прав и свобод человека ( например сохранности личного имущества, поиск и размещение информации  в интернет сети) , обеспечением правопорядка и законности, охраной интересов отдельного ученика или школы в целом. Школьников надо знакомить с механизмом правового регулирования общественной и личной жизни, их правами и обязанностями, учреждениями, в которые можно обратиться в случае нарушения их законных интересов.    Гражданско-правовое нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют, что "можно", а что "нельзя", каким образом надо поступать в той или иной жизненной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.

     Ознакомление с системой запретов, определенных правовыми нормами, позволяет уточнить представления учащихся о зле. Угроза наказания (непосредственного или обращенного на родителей) может стать немаловажным фактором предупреждения совершения детьми общественно опасных действий. Но все эти меры работы – крайние, но к сожалению в наше время необходимые. Принимают участие в данной работе представители правоохранительных органов, специалисты администрации поселка, работники ГИБДД.

 С первого класса на уроках и мероприятиях по гражданско-правовому воспитанию даем  первоначальные представления о родном городе, крае, о Родине, знакомим  с понятиями «гражданин», «государство», «законы», «права и обязанности», «декларация прав ребенка», и всем остальным школьникам начиная с 1 сентября напоминаем о гражданской принадлежности через использование государственных  символов: герб, флаг, гимн. На таких мероприятиях дети должны почувствовать, что они являются частью народа огромной страны, что они граждане России, россияне. Что нас объединяет и делает гражданами одной страны? Это общая территория, единый язык, законы.

   Сегодня школа обязана обучать правовой культуре, как учащихся, так и родителей. Учитель должен формировать уважение к чужим правам и взглядам, проявлять терпимость и способность к компромиссам, а также уметь создать такую обстановку, в которой каждый ребенок чувствует себя личностью с ее индивидуальностью и неприкосновенностью.

В своей работе используем в целях обучения правовой культуре используем следующие формы работы:

  1. уроки мужества
  2. классные часы
  3. экскурсии в музеи
  4. внеклассные мероприятия
  5. конкурсы

Систематическая работа с учащимися по приобщению их к деловому режиму повышает общественную активность, укрепляет их гражданскую позицию. Все учащиеся имеют общественные поручения, Результаты отражаются в экране добрых дел. По итогам четвертей( для учеников начальных классов) , по итогам года для всех подводится итог на классных часах и самых активных приглашают на бал школьных талантов, где в присутствии всех детей, учителе и родителей , его активиста спортивных достижений награждают. Так награждаются отличники и ударники, лучшие спортсмены, активисты- лидеры, звезды школьной сцены.

Гражданско-правовое воспитание имеет ярко выраженную практическую направленность, способствуя адаптации школьников к новым формам жизнедеятельности и к новым социальным ролям, особенно это касается учеников начальных классов. В целях приобщения учеников 1-2 классов к школьному коллективу мы организуем и проводим ежегодно «Посвящение в жители солнечного города» , для учащихся старших классов « Посвящение в старшеклассники». Сохранению школьных традиций и укреплению связи поколений  способствуют такие мероприятия как  «Вечер встречи выпускников», « Прием в пионеры»,« Звездная аллея».

 Деятельность в детских и молодежных органах самоуправления способствует формированию гражданской позиции, ответственности за порученное дело и за коллектив. Комитет самоуправления старшеклассников только в рамках содружества согласовывает свою деятельность перед Днем учителя, а все мероприятия и их начинку придумывает самостоятельно, им  чаще требуется совет по использованию технических средств.  В этом году старшеклассники самостоятельно провели новогодний праздник, организовав для этого и команду учителей.

     Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности, а любовь к Родине воспитывается, прежде всего, через любовь к родному краю, родным местам. Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребёнка. Через уроки и на внеклассные мероприятия мы стараемся  прививать детям уважительное отношение к своей семье, друг к другу, к своему государству. У детей укрепляются правильные нравственные ориентиры, формируется система истинных духовных ценностей, в которой важнейшее место занимают любовь к Родине и чувство долга маленьких граждан нашей страны.

     Но особая роль на наш взгляд принадлежит другим школьным традициям, которые очень важны для наших старшеклассников:

АЛЛЕЯ ЗВЕЗД( каждый выпуск  занимается покраской не только своей звезды , но и прошлых лет) Занимаясь этим,  у выпускников вдруг возникают воспоминания детских лет, и в душе рождается сентиментальность и прорастает семя любви.

 ВЕЧЕР ВСТЕЧИ школьных друзей . На этих торжествах незаметно для себя старшее поколение учит проявлять свою любовь И УВАЖЕНИЕ  к школе, ЛЮБИМЫМ УЧИТЕЛЯМ И РАДОВАТЬСЯ ВСТРЕЧЕ С РЫЖИМ Васькой, толстухой – Людкой, очкариком – Шуриком. И никто уже не обижается. А 11-классники рисуют себе мечты о встрече через 40 лет.

       Результат й работы – активное  участии детей в школьных, районных, конкурсах направленных на гражданско-правовое и патриотическое воспитание.