Интеграция общего и дополнительного образования в МБОУ СОШ п. Таёжный

Василькова Надежда Павловна

В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. В российской школе впервые общее и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (а не только интеллектуального) развития каждого ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_integratsiya.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Советского района

Интеграция общего и дополнительного образования

в МБОУ СОШ п. Таёжный

        Докладчик

Василькова Н.П. ,

заместитель директора

Интеграция общего и дополнительного образования

в МБОУ СОШ п. Таёжный

В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. В российской школе впервые общее и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (а не только интеллектуального) развития каждого ребенка, для социализации детей  требующих особой заботы, детей с девиантным поведением.

Цель такого взаимодействия – создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме – ближайшей среде жизнедеятельности ребенка. Именно в комплексе общего и дополнительного образования разрабатывается единая диагностическая система, создаётся единый диагностический инструментарий в оценивании личностных, метапредметных результатов обучающихся.

Реализация данных задач требует от педагогов, реализующих программы дополнительного образования, профессиональной мобильности, готовности к непрерывному повышению квалификации, профессиональной переподготовки;  от руководителя образовательного учреждения – анализа образовательных потребностей, осуществления непрерывного мониторинга качества образовательных услуг

Социокультурная среда г.п. Таёжный с численностью жителей около 2,5 тыс.чел.  не совсем удовлетворяет потребности нравственно-эстетического воспитания и потребности дополнительного образования.  Это  сказывается на менталитете  обучающихся, поскольку отсутствует благоприятное культурное, научное окружение.  В связи с этим возникает необходимость создания путём интеграции общего и дополнительного образования  системы внеклассных, внешкольных программ, направленных на развитие личности обучающихся, их социальную адаптацию.

У нас в школе реализуется модель «Школа - социокультурный образовательный комплекс», в который входят: учебные предметы + кружки, секции, клубы дополнительного образования на базе школы + детские объединения социальных партнёров (КСК «Содружество», СРЦ «Берегиня», Центр «Созвездие», библиотека, филиал музыкальной школы п. Пионерский и др.+ учреждения и предприятия (Центроспас-Югория», администрация г.п. Таёжный,  ВУЗы и ССУЗы и др.)

Для реального осуществления интеграции необходимо принять во внимание следующие принципы: согласованность,  комплексность,  долгосрочность,  разноуровневость, выдерживая при этом направленность интеграции по образовательным областям (группам предметов) Базисного учебного (образовательного) плана для ОУ РФ.

Предметная образовательная область

Направленность интеграции

Филология

Расширение кругозора, словарного запаса, повышение качества обученности

Математика и информатика

Развитие логического мышления, пространственного воображения

Общественно-научные предметы

Расширение кругозора, словарного запаса, повышение качества обученности

Естественно-научные предметы

Искусство

развитие у учащихся способностей творческого мышления, проявления  инициативности, ценностное отношение к искусству.

Развитие памяти, расширение кругозора, формирование культуры поведения на сцене

Технология

Использование практических навыков в быту, развитие эстетического вкуса и чувства прекрасного

Физическая культура

Формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья, воспитание силы воли, дисциплины, толерантности.  Подготовка учащихся к судейству

В связи с этим в МБОУ СОШ п. Таёжный в рамках интеграции общего и дополнительного образования определены следующие направления:

Интеграция

Количество учащихся

Формы взаимодействия

Направления развития личности

Учебные предметы

Внеурочная деятельность ОУ

Социальные партнёры

Спортивно-оздоровительное

Физическая культура

Клуб «Патриот»

18

Смотр строя и песни                   Пост № 1                      Соревнования по пейнтболу

Корригирующая гимнастика

21

Соревнования школьного, районного уровня

Спортивная гимнастика

15

Соревнования школьного уровня

Баскетбол

28

Соревнования школьного, районного, регионального уровня

Бокс

35

Соревнования школьного, районного уровня, регионального уровня

Лыжная секция

Соревнования школьного, районного уровня, регионального уровня

Футбол

Соревнования школьного, районного уровня

Хоккей

Соревнования школьного, районного уровня

Плавание

Соревнования школьного, районного уровня

Тхэквондо

1

Участие в олимпиадах, соревнованиях от школьного до международного  уровня

Духовно - нравственное

Музыка, искусство, литература

ВИА

КСК «Содружество»

10

Выступления на школьном и районном уровне, в КСК «Содружество», участия в рок-фестивале п. черёмухово (свердловская обл.), г.Урай, г. Нягань

Вокальная студия «Жаворонок»

Филиал музыкальной школы п. Пионерский

15

Районный конкурс «Весеннее настроение»

Выступления на концертах в школе, КСК «Содружество»

Вокальная группа «До-ми-солька»

Филиал музыкальной школы

10

Фестиваль песни «Две звезды», «Все народы в гости к нам», проведение фестиваля английской песни.

Изостудия «Страна фантазий»

60

Участие в районных конкурсах рисунков

Театральное объединение «Праздник каждый день»

22

Районный конкурс «Синяя птица»      Подготовка и выступления на концертах к праздничным датам     Участие в акции «Забота»

Общеинтеллектуальное

Математика, физика, химия, биология

Умники и умницы

подготовка к ГИА, олимпиадам, проектной деятельности

Одарённые дети

7

Участие в олимпиадах, соревнованиях от школьного до международного  уровня; Защита проектов;             Участие в сборах Ассоциации Советского района;                Волонтёрство;                   Участие в районном конкурсе «Лидер» 1 место

Социальное

Обществознание, география, технология

«ДЮП»

«Центроспас –Югория» по Советскому району

14

Экскурсии в пожарную часть п. Пионерский, п. Таёжный

Районные конкурсы:  «Я – спасатель», «Охрана труда глазами юных жителей Земли»

«ЮИД»

8

Конкурс программ «Зелёный огонёк»;                    Интернет-акция «Безопасность детей на дороге»;                                    «День памятки жертв ДТП»; «Безопасное колесо»

Волшебный сундучок

«Созвездие»

41

Участие в международном конкурсе «Талантоха» Участие в очных и дистанционных олимпиадах, конкурсах проектных работ; участие во всероссийских конкурсах «Радуга талантов»

Общекультурное

История

Музей имени Н.Курченко

Проведение экскурсий, уроков в школьном музее

Проведение мероприятий Дня открытых дверей

Таким образом, видно, что происходит наложение, взаимопроникновение и взаимодополнение образовательных программ учреждений дополнительного образования детей и социальных партнёров на типовые программы образовательного учреждения, и соответственно содержание всех программ  направлено  на получение качественно новых результатов интегрирования.

Всего дополнительным образованием охвачено 143 учащихся (61 %), из них дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации и состоящие на учётах – 100 %.

Интеграция даёт следующие положительные результаты:

1. Наблюдается положительная динамика в изменении качества знаний учащихся.

2. Уменьшается число учащихся, состоящих на внутришкольном учёте и на учёте ОДН и КДН  (на начало 2015-2016 уч.г. было 6 чел., на конец – 0 чел.).

3.  Увеличивается количество участников, победителей и призёров олимпиад, творческих конкурсов, спортивных состязаний.

4.  Снижение  количества конфликтных ситуаций среди учащихся (с 4 до 1).

5. Уменьшение количества правонарушений (с 4 случаев до 2)

В школе при детальном рассмотрении этого вопроса объективно существует ряд проблем:

·  отсутствует практика обобщения и распространения передового педагогического опыта работы учреждений, педагогов по теме интеграции общего и дополнительного образования;

- Определенные затруднения возникают при определении образовательных результатов и эффектов внеурочной деятельности, нет чётких критериев оценивания;

- Внеурочная деятельность школы организована не в полной мере в зависимости от имеющихся кадровых (нет технических специалистов, педагога по шахматному образованию) и материальных возможностей (недостаточное финансирование из-за подушевого финансирования и малого количества обучающихся в школе);

- не отрегулирована система организации платных услуг по реализации дополнительного образования.