Статьи и публикации

Бондаренко Галина Ильясовна

Предварительный просмотр:

Автор: Бондаренко Галина Ильясовна,

преподаватель математики первой категории

ГБПОУ РО «МТАТиУ (ДСХТ)»

Научно-исследовательская деятельность обучающихся как важный фактор воспитания и подготовки высококвалифицированного специалиста

Математика в XXI веке является необходимым орудием познания, расчета и прогнозирования. Математические методы исследования, ранее использовавшиеся в широких масштабах лишь в астрономии, физике и некоторых отраслях инженерного дела, теперь находят многочисленные применения во множестве областей знания и практической деятельности. Даже в тех областях науки, где традиционно царил чисто качественный подход к изучению явлений, отыскиваются количественные закономерности и широко применяются строгие математические методы.

Зачастую на уроках математики преподаватели ограничиваются сообщением студентам математических законов и решением задач, не привязывая их к конкретным задачам производства, медицины, сельского хозяйства и т.д. У студентов поэтому формируются неправильные представления о целях изучения математики, они считают ее «наукой для науки». На самом же деле применение математических методов в различных областях человеческой деятельности очень разнообразно, и знакомство студентов с прикладной математикой, историей математики  является необходимым. Так как урок – это ограниченный по времени отрезок учебно–воспитательного процесса, то целесообразно провести работу по ознакомлению студентов с некоторыми отраслями прикладной математики на занятиях математического кружка.

Сегодня время диктует, чтобы выпускники техникума были в будущем конкурентоспособными на рынке труда. Поэтому, необходимо не только вооружить студента набором знаний по математике, но и сформировать такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные пути решения, т.е. научить их учиться.

В процессе  исследования  формируются такие качества, как  организованность, способность разумно планировать и упорядочивать ход своей деятельности,  дисциплинированность - без этого нет просто самого процесса научной работы. Студент должен сознательно подчиняться определенным нормам поведения при работе над проектом, исследованием.  И, наконец, нужно приучить студента к самоконтролю - ведь научная работа требует умения контролировать  свои действия и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач. В связи с этим представляется актуальным усиление работы со студентами во внеаудиторное время по вопросам, выходящим за рамки основного государственного образовательного стандарта.

В основе научно-исследовательской работы лежит принцип добровольности,  занятия предусматривают  научить студентов 1 и 2 курса работать с учебной и научно- специальной литературой, самостоятельно пополнять  свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и находить пути её решения, использовать добытые знания при написании рефератов, докладов, решении нестандартных задач,  делать выводы и обобщения.

Как преподаватель ГБПОУ РО "МТАТиУ (ДСХТ)" я развиваю научно-исследовательскую работу через внеаудиторную работу и дополнительные занятия на первых курсах по дисциплине «Математика» (включая алгебру и начала математического анализа геометрию) , на вторых - «Математика».  Через исследовательскую работу я решаю проблему творческой самореализации личности, раскрытия внутреннего потенциала человека. Посредством научного творчества раскрываю новое видение предмета, новое решение возникающих проблемно - конфликтных ситуаций, готовность к отходу от привычных схем, стереотипов поведения, восприятия и мышления, то есть готовность к самосознанию, самосовершенствованию.

Творческие исследовательские потенциалы заложены и существуют в каждом человеке, поэтому необходимо создать такую среду вокруг студента, которая поможет проявить его талант.

Целью работы со студентами является более глубокое изучение взаимосвязи математических дисциплин с другими науками, приложение математических методов в научном исследовании, развитие познавательной и интеллектуальной активности студентов, изучение вопросов истории, становления и развития математики, использование творческого потенциала студентов для решения актуальных проблем, обучение основам самостоятельной работы со специальной и справочной литературой, подготовка докладов, привлечение к изготовлению стендов, участию в предметных олимпиадах, викторинах и т. д.

Задачи студенческой научно-исследовательской деятельности: способствовать формированию интереса к изучению математики, знакомство с историей и современным состоянием математики, ее проблем, более глубокое изучение теоретического материала, расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных на лекционных, практических занятиях, формирование навыков научно-исследовательской деятельности, обеспечение междисциплинарных связей, воспитание творческого отношения к будущей профессии, самостоятельности при изучении теоретического материала и сборе эмпирических данных, ответственности за решения, полученные в ходе исследования, выявление наиболее одаренных и подготовленных студентов, имеющих выраженную мотивацию к учебной работе, создание благоприятных условий для их деятельности.

Основные направления студенческой научно-исследовательской деятельности: изучение применения прикладной математики в практической деятельности.

  • Участие в подготовке внеклассных мероприятий по математике, участие в научно-исследовательской работе, выпуск стенгазет по математике, участие в предметных олимпиадах.

Формы работы студенческой научно-исследовательской деятельности организуются в виде: заседаний (с периодичностью 1 раз в месяц) с участием всех студентов, занятых в научно-исследовательской деятельности  под руководством преподавателя с целью определения основных направлений работы студентов; участия в разработке и создании наглядных пособий, необходимых для использования в учебном процессе техникума (лекционных и практических занятиях); участия в организации и проведении внеклассных мероприятий по математике; индивидуальных или групповых консультаций (не регламентированных во времени) с целью устранения возникающих вопросов при изучении математических методов и приемов, при оформлении выводов и рекомендаций, при подготовке рефератов, докладов.

Первокурсниками написаны следующие рефераты: «Предмет комбинаторики», «Сложение гармонических колебаний», «Параллельное проектирование», "Правильные и полуправильные многогранники" "Конические сечения и их применение в технике". Совместно со студентами первого и второго курса в рамках недели специальности  проведена викторина «Счастливый случай»; проведена конференция на тему  «Математика, как профильный предмет в профессиональной деятельности».  В процессе подготовки к открытому уроку на тему " Основные понятия комбинаторики. Задачи на подсчет числа размещений, перестановок, сочетаний. Решение задач на перебор вариантов"  студентами была изучена литература и подготовлены сообщения, сопровождаемые презентациями по следующим темам: "Что такое комбинаторика?", "Комбинаторика в реальной жизни", "Комбинаторика в профессиональной деятельности юриста".

Студенты,  занимающиеся  исследовательской  деятельностью,  получая  и анализируя информацию из различных источников, развивают информационную компетентность, выступая на конференциях и семинарах с докладами, презентуя проекты,  они  оттачивают коммуникативную  компетенцию,  формируются компетенции,  необходимые  в  будущей  профессиональной  деятельности,  направленные на востребованность специалиста, на его творческое развитие, на создание условий для дальнейшего профессионального и личностного роста. Таким  образом,  исследовательская  деятельность,  являясь основным фактором формирования компетенций будущего специалиста, предстает составной частью  системы  современного  образования,  направленного  на  подготовку мобильного, высококвалифицированного, инициативного и творческого специалиста.



Предварительный просмотр:

«Проблема организации и проведения педагогического контроля знаний на уроке математики в системе среднего профессионального образования»

Бондаренко Галина Ильясовна

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Миллеровский техникум агропромышленных технологий и управления (ДСХТ)»

«От повседневного совершенствования качества работы, осуществляемого благодаря вдумчивому контролю преподавателей, зависит культура всего педагогического процесса» В.А. Сухомлинский

Неотъемлемой частью процесса обучения является контроль. Но контроль чего? В знаниевой парадигме – это контроль знаний, умений и навыков. В компетентностном подходе предполагается, что преподаватель должен контролировать, помимо названных компонентов, еще и наличие, и уровень сформированности определенных компетентностей, которые должны проявить обучающиеся.

Проблема состоит в том, что педагог не имеет не только конкретных методик, но даже и ориентиров для проведения контрольных мероприятий с учетом новых требований к их организации.

Список компетентностей, которые предлагает Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по различным специальностям сложно связать с конкретно поставленной математической задачей, тем более, в результате проверки знаний, умений и навыков по темам и разделам учебной дисциплины «Математика», оценить степень сформированности той или иной компетентности.

Согласно современным учебным планам, не менее 50% времени, предназначенного для обучения студентов, должно быть выделено для их самостоятельной работы. Именно в самостоятельной работе студент может выработать систему действий, которые являются основными компонентами компетентного профессионала. Примером таких компетенций могут служить ОК 2 (Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения задач, оценивать их эффективность и качество) и ОК 3 (Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность) и так далее.

Какие же проблемы стоят передо мной, как преподавателем математики в техникуме? Как помочь студентам жить по принципу замечательных слов Б. Пастернака: «Во всем мне хочется дойти до самой сути …»?

Большинство математических задач, которые предстоит решать обучающимся в своей профессиональной деятельности, требуют знаний способов математических действий, умений мыслить логически, анализировать, четко и сжато выражать свои мысли, умения планировать и организовывать собственную деятельность. Поэтому обучение математики я направляю не столько на усвоение математических понятий и терминов, сколько на достижение уровня математической грамотности, усвоение алгоритмов выполнения действий необходимых для применения в дальнейшей профессиональной деятельности.

Главной своей задачей при организации и проведении контроля знаний считаю не выставление неудовлетворительной оценки, а создание ситуации успеха для каждого студента. Работа с оценкой едва ли не самая сложная проблема деятельности для меня, как преподавателя.

Оценка – это символ и в то же время мерило, позволяющее определить степень успеваемости обучения. Можно по-разному пользоваться этим инструментом, однако в рамках ФГОС она дает объективное представление о том, что знает и умеет студент. Я в своей работе стараюсь оценивать не только ответ, но и умение пользоваться полученными знаниями. Оценку рассматриваю как способ стимуляции деятельности студента, поэтому справедливость при выставлении оценки выступает в роли наиболее значимого фактора.

Проведя опрос среди студентов групп первого и второго курсов, 38,6% опрошенных ответили, что были случаи необъективной оценки.

Известный российский педагог Лизинский Владимир Михайлович считает: «Всякая двойка – это трагедия». Моя задача заключается в том, чтобы допустить как можно меньше подобных трагедий.

Для повышения мотивации выполнения самостоятельных работ  предлагаю не только разноуровневые работы, но и самостоятельный выбор вариантов заданий. В зависимости от способностей, на различных этапах обучения оцениваю уровень выполнения работы только относительно данного студента, без сопоставления его с другими. Использую прием «повышение оценки», предлагая дополнительные вопросы.

После выполнения самостоятельной работы обязательно следует коллективный разбор предложенных задач. Тем самым каждый студент имеем возможность дать самооценку своей работе. На этом же этапе использую рефлексию, чтобы иметь первое представление о результатах. Каждый имеет возможность повысить результат своей работы, выполнив другие задания на дополнительных занятиях по математике.

В процессе обучения студенты собирают материалы практических, домашних, тестовых и самостоятельных работ в свое «Портфолио». По материалам данных работ обучающийся проводит анализ того, что он узнал нового, чему научился, что хотел бы изучить дополнительно, что оказалось полезным, что удивило, что вызвало негативные эмоции. Каждый стремится к накоплению большего количества работ, имеющих положительные оценки.

Технология «Портфолио» используется мною в течении семи лет , не только как способ развития навыков самостоятельной работы, но и метод контроля деятельности учащихся.

Выполнение исследовательской работы в рамках «Портфолио» дает мне возможность контролировать умения работать самостоятельно при изучении новой темы. Данный вид работы направлен на формирование общих компетенций.

Используя индивидуальный подход при организации контроля и технологию «Портфолио», я сделала следующие выводы:

1) Студенты заинтересованы в получении положительной оценки и проявляют высокую активность при выполнении самостоятельных работ, так как происходит смещение акцента с того, что обучающийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме.

2) Наблюдается позитивная динамика уровня качества обучения студентов, по сравнению с началом учебного года.

Подводя итоги по вопросу проблем контроля учебной деятельности студентов, следует сделать однозначный вывод, что при планировании занятий необходимо систематически проводить процедуру контроля различными методами и на разных этапах, учитывать индивидуальные особенности личности, повышать мотивацию изучения учебной дисциплины «Математика», обмениваться опытом с коллегами и работать над самообразованием.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

1ТО9(1)

29

34

1ТО9(2)

33

40

1Э9(1)

30

35

1Э9(2)

36

39



Предварительный просмотр:

Технология «Портфолио» как способ организации эффективной учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках математики

Бондаренко Галина Ильясовна

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Миллеровский техникум агропромышленных технологий и управления (ДСХТ)»

"Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться" (Василий Александрович Сухомлинский).

Многочисленные факты из реальной жизни свидетельствуют, что само присутствие студента в аудитории еще не говорит о том, что он действительно занят учебно-познавательной деятельностью. Во многих случаях это могут быть разрозненные внешне мотивированные действия.

Предметным результатом учебно-познавательной деятельности являются научные знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает обучаемый.

Одной из главных задач в работе по организации эффективной учебно-познавательной деятельности на уроках является мотивация обучения и стимулирование деятельности учащихся, вовлечение каждого студента в активный познавательный процесс, при этом, не менее важным моментом данного процесса, является формирование навыков самоанализа и самооценки.

Имея 10-летний опыт работы в системе среднего профессионального образования, могу сказать: преподавание математики в группах первого курса, в значительной степени затрудняется тем, что бывшие школьники имеют недостаточно высокую мотивацию для изучения нашего предмета. Основная проблема, стоящая перед преподавателем, состоит, в том, что многие первокурсники считают процесс усвоения знаний по математике лишенным личностного смысла, и, следовательно, не расценивается ими как необходимый элемент овладения профессиональными знаниями. Именно поэтому, сегодня особенно актуален вопрос о способах повышения учебной мотивации студентов профессиональных образовательных организаций с целью повышения эффективности учебного процесса, подготовки успешного выпускника с набором общих и профессиональных компетенций.

Целью своей работы я ставлю повышение уровня мотивации к изучению учебной дисциплины  «Математика», вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность, развитие интереса к предмету, создание ситуации "успеха" для каждого студента, развитие навыков самоанализа и самооценки.

Для достижения поставленных целей, я начала внедрять технологию «Портфолио» на уроках математики, имея в виду портфолио как свидетельство прогресса обучения по результатам, по приложенным усилиям, а основной смысл – «показать все, на что ты способен». Технология «Портфолио», на мой взгляд, позволяет в полной мере применить личностно-ориентированный подход в обучении.

Данная технология  помогает мне решить следующие педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию студентов; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся, формировать адекватную самооценку; повышать качество обученности по дисциплине математика.

Мною были разработаны требования и рекомендации по выполнению портфолио по учебной дисциплине «Математика».

Самопрезентация - первый раздел портфолио, включающий в себя знакомство с обучающимся, его личные достижения, увлечения, стремления к саморазвитию, стимулы к учебе, образовательные планы и т.д.

Раздел «Что бы это значило?» представляет собой терминологический словарь. На каждом уроке математики учащимся необходимо грамотно использовать математический язык – язык терминов и понятий, но не всегда студент может быстро и точно вспомнить и найти нужную информацию. Математический словарь окажет в этом необходимую помощь каждому, но в большей степени,  в этом нуждаются слабые студенты, они более уверенно чувствуют себя во  время урока и охотнее участвуют в диалоге.

Одним из самых серьезных этапов работы студенты считают работу над разделом «Информационный поиск». Эта работа является исследовательской и ее результатом является написание реферата.

Работа ведется в группах по четыре человека. В группе обязательно должен присутствовать хотя бы один сильный студент, который работает с преподавателем, а потом консультирует слабого. На уроках я даю возможность выступить участникам группы. Слабые студенты, как правило, готовят материал по истории возникновения и развития понятия и его значимости, а сильные студенты выступают в роли экспертов: демонстрируют навыки решения задач, предлагают свои задания для работы на уроке, проверяют и корректируют работу товарищей. При такой работе учащиеся проявляют самостоятельность при изучении новой темы, говорят и общаются все, работают на себя и других.

Ежемесячно проводится заседание исследовательских групп, на которых сообщается о достижениях в ходе работы и ставятся цели для дальнейших действий.

В процессе обучения студенты собирают материалы практических, домашних, тестовых и самостоятельных работ, которые им были выполнены. По материалам данных работ обучающийся проводит анализ того, что он узнал нового, чему научился, что хотел бы изучить дополнительно, что оказалось полезным, что удивило, что вызвало негативные эмоции. Каждый стремится к накоплению большего количества работ, имеющих положительные оценки. Поэтому при выполнении заданий на первичное закрепление, отработку знаний, умений и навыков слабым и сильным учащимся предлагаю задания разного уровня сложности. Учащиеся самим выбирают тот уровень, с которым, по их предположению, они справятся. Использую прием «повышение  оценки», предлагая к заданиям дополнительные вопросы .

В разделе Самоанализ обучающийся проводит анализ всех данных, полученных в ходе выполнения портфолио и выставляет себе качественную оценку.

Результатами представления «Портфолио» является итоговая оценка. Она определяется суммой баллов по всем представленным разделам.

Работая с данной технологией, я сделала следующие выводы:

1) Студенты активнее стали работать на уроках, так как происходит смещение акцента с того, что обучающийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и предмету.

2) Возросло количество участников дистанционных олимпиад по математике.

3) Наблюдается позитивная динамика уровня качества обучения студентов 1 курса, по сравнению с началом учебного года (результатами школьных аттестатов).

4) Анкетирование, целью которого являлось изучение мнения обучающихся о «Портфолио», показало, что данный вид деятельности был полезен студентам в области получения знаний по математике.

5) По  сравнению с началом учебного года уровень мотивации к обучению математике вырос. В течении 1 семестра 2018/2019 учебного года в сознательный процесс обучения было вовлечено значительное количество первокурсников, пришедших в техникум с отсутствием мотивации к изучению математики.

«Нравится ли вам предмет математики?» (опрошенных 100 человек)

На начало учебного года: «Да» - 47, «Нет» - 53. На конец учебного года: «Да» - 76, «Нет» - 24.

«Какова причина низкой успеваемости по математике?»

На начало учебного года: «Мне не интересен данный предмет, я имею другие увлечения» - 18, «Мне бывает иногда интересно, но я испытываю трудности при изучении учебного материала» - 18, «Я считаю, что данный предмет мне не пригодится в жизни и профессиональной деятельности, поэтому не прилагаю усилий для его изучения» -  35. На конец учебного года: «Мне не интересен данный предмет, я имею другие увлечения» - 14, «Мне бывает иногда интересно, но я испытываю трудности при изучении учебного материала» - 12, «Я считаю, что данный предмет мне не пригодится в жизни и профессиональной деятельности, поэтому не прилагаю усилий для его изучения» -  10.

В результате обучения мотивация повысилась на 29% за 1 семестр 2018/2019 учебного года, что повлекло за собой повышение качества обучения.

Таким образом,  технология «Портфолио» дает положительные результаты и может рассматриваться как современная эффективная форма  организации учебной деятельности.

Она имеет ряд неоспоримых достоинств, к которым можно отнести следующие: ориентация   на самообучение,  мобилизация на творчество, освоение новых способов деятельности, рефлексивность; развитие личностных компетенций; обладает гибкостью, интегрируется с другими образовательными технологиями.

1. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / B.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов -  Издательство «Школа-Пресс», 1997

2. Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе/Т.И.Шамова, Т.М. Давыденко – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.

3. Лисник Ю.С. Образовательная технология «портфолио» и возможность ее применения в учебном процессе / Ю.С. Лисник, И.Э.Чурикова //Педагогические науки. - 2015.- №32-2 [Электронный ресурс]. - URL: https://novainfo.ru/article/3367

4. Формирование мотивации учения студентов СПО через активные методы обучения / О.В. Мерзлякова. URL: https://infourok.ru/proekt_seminara_ formirovanie_motivacii_ucheniya_studentov_spo_cherez_aktivnye_metody_obucheniya-451771.htm.  



Предварительный просмотр:

Автор: Бондаренко Галина Ильясовна,

преподаватель математики первой категории

ГБПОУ РО «МТАТиУ (ДСХТ)»

Управление самостоятельной работой студентов

(инновационный подход к организации самостоятельной работы)

Современный выпускник техникума должен обладать не только суммой знаний, но и набором умений, навыков, компетенций, обеспечивающих их конкурентоспособность на развивающемся рынке труда. Квалификационные характеристики по всем специальностям среднего профессионального образования содержат такие требования, как умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; заниматься самообразованием.

В системе среднего профессионального образования стоит задача не просто научить студентов тем или иным дисциплинам, а научить их учиться и пополнять свои знания на протяжении всей жизни. В этой связи, всё большее значение приобретает самостоятельная работа студентов, создающая условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации с целью поиска необходимого знания.

Это переориентирует самостоятельную работу с традиционной цели - простого усвоения знаний, приобретения умений и навыков, опыта творческой и научно-информационной деятельности - на развитие внутренней и внешней самоорганизации будущего специалиста, активно преобразующего отношения к получаемой информации, способности выстраивать индивидуальную траекторию самообучения.

Основными причинами, затрудняющими качественное выполнение заданий самостоятельной работы, являются как внутренние факторы, зависящие от студентов (недостаточно высокий уровень сформированности умений и навыков самостоятельной работы, недостаточный уровень знаний, неорганизованность, отсутствие навыков анализа, конспектирования, работы с первоисточниками, планирования времени), так и внешние, зависящие от условий обучения в СПО (недостатки в планировании объема учебной нагрузки, неравномерность планирования самостоятельной работы).

Задача преодоления этих недостатков заключается в необходимости специальной системы организации самостоятельной работы студентов, где особую роль необходимо отвести применению инновационных форм организации.

Мною используется технология "портфолио студента".  Для получения дополнительных баллов по курсу студенту предоставляется возможность в рамках самостоятельной работы выполнить портфолио.

Портфолио – это набор работ студентов, который связывает отдельные аспекты их деятельности в более полную картину. Портфолио – это способ фиксации, накопления и оценки индивидуальных достижений студентов в определенный период обучения,  рефлексии его собственной деятельности. Это — комплект документов, самостоятельных работ студента.

Сущность портфолио заключается в организации накопления, отбора, анализа продуктов учебной, познавательной деятельности студентов, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников, таких как литература и интернет.

Студент отбирает в свое «досье» работы, выполненные им на уроке самостоятельно (контрольные работы, тесты, и пр.) или дома (домашние задания), во внеклассной работе (проекты, рефераты, доклады и т.п.). Портфолио предваряются объяснением студента, почему он считает необходимым отобрать именно эти работы. Каждая работа сопровождается также кратким комментарием студента:

  • что у него в этой работе получилось (имея в виду полученное задание), а что нет;
  • согласен ли он с оценкой преподавателя;
  • какие выводы может сделать из результатов работы.

Разумеется, каждая такая работа предусматривает аргументированную коррекцию ошибок. Я предлагаю студентам составить такой Портфолио по своему предмету, представив в им серию вопросов, заданий, структуру Портфолио. Главное в такой работе — самооценка студента, причем в виде рассуждения, аргументации, обоснования.

Представлю схематично блоки портфолио.

Технология "Портфолио студента" - это форма творческого самовыражения будущего специалиста, способствующая формированию его ключевых профессиональных и общих компетенций. Студенты испытывают ситуацию успеха, положительные эмоции в ходе обучения, сбор материалов портфолио имеет соревновательный характер, что повышает мотивацию и интерес к обучению в целом, а также качество выполнения работ, данных преподавателем.

Формирование у студентов интереса к обучению, к самостоятельной деятельности является актуальной проблемой системы СПО, которую возможно решить за счет внедрения инновационных технологий обучения.

Список литературы.

1. Образование. Карьера. Общество. № 4 - 1 (40) 2013-2014

2. Гаджиева П.Д. Возможности информационно-коммуникационных технологий обучения в организации самостоятельной работы студентов. – 2013. – № 6.

3. Высшее образование в России. № 6, 2003

4. Инфоурок. Статья "Создание условий для эффективной самостоятельной работы студентов на уроках математики"


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: