Готовимся к ЕГЭ

Загнетина Ольга Алексеевна

 

Данный раздел содержит материалы для подготовки к единому государственному экзамену
 
 
Дорогие мои ребята!
 

     В этом учебном году каждому из вас предстоит сдавать трудный экзамен по русскому языку. Эту страницу сайта я специально отвожу вопросам, связанным с ЕГЭ, и начинаю размещать здесь самые различные материалы в помощь вам. Я расскажу, как правильно подготовиться к нему, как усвоить больше полезной информации. Изобретать велосипед не буду: воспользуюсь своим (уже немалым) имеющимся опытом, а также опытом и наработками своих коллег, конечно же, с их любезного разрешения. Существует много полезных для вас сайтов, я сделаю ссылки на них.  А начнём с самого общего...

Для работы с файлами необходимо убедиться в наличии программы для просмотра и печати документов формата PDF. Если она у Вас отсутствует, рекомендую загрузить ее с сайта производителей>>

 
Выполняем он-лайн тестирование и проверяем свои знания здесь.
Качественный и полезный ресурс по проверке грамотности на этом сайте.Очень советую!
Учебный словарь трудностей русского языка здесь.
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Орфоэпические нормы

(ударение)

Выберите один правильный ответ из четырех.

1-1

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) позвОним

3) завИдно

2) бантЫ

4) рвАла

1-2

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) врУчишь

3) довЕрху

2) крАны

4) налИла

1-3

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) вклЮчат

3) донИзу

2) квартАл

4) послалА

1-4

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) бАловать

3) тортЫ

2) красивЕе

4) клАла

1-5

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) оклеИть

3) досУха

2) шарфЫ

4) лгалА

1-6

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) исчЕрпав

3) бАловаться

2) вклЮченный

4) кухОнный

1-7

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) намЕрение

3) бантЫ

2) дАвнишний

4) бАлуясь

1-8

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) создАвший

3) нАчав

2) катАлог

4) тортЫ

1-9

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) прОцент

3) занЯл

2) экспЕрт

4) Оптовый

1-10

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) углубИть

3) отозвАлась

2) кровотОчащий

4) намерЕние

1-11

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) нАверх

3) красивЕе

2) бАловать

4) тОрты

1-12

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) сливОвый

3) квАртал

2) бАловать

4) начАв

1-13

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) низвЕден

3) щАвель

2) зАгодя

4) облИлась

1-14

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) сливОвый

3) вручИт

2) значИмость

4) квАртал

1-15

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) нАжился

3) опошлИть

2) позвОним

4) вручИт

1-16

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) лгАла

3) отозвАлась

2) послАла

4) намерЕние

1-17

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) значИмость

3) опошлИть

2) врУчим

4) позвонИт

1-18

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) прибылА

3) пролИла

2) кровотОчащий

4) порвАла

1-19

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) бралА

3) бантЫ

2) начАтый

4) донельзЯ

1-20

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) цЕмент

3) звОнит

2) бАлованный

4) прИняли

1-21

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) дОверху

3) алфАвит

2) дЕфис

4) щАвель

1-22

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) зАгнутый

3) красивЕе

2) снЯла

4) звОнит

1-23

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) обОстренный

3) нАчать

2) бАнты

4) дОсуг

1-24

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) шОфер

3) цЕпочка

2) бАловать

4) нАчали

1-25

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) упрочЕние

3) красИвее

2) промбИровать

4) нАчавший

1-26

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) цЕмент

3) звОнит

2) клалА

4) прИняли

1-27

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) звОнит

3) пОртфель

2) прИняли

4) катАлог

1-28

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) начАли

3) бралА

2) килОметр

4) алфАвит

1-29

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) квАртал

3) местностЕй

2) прОстыня

4) оцененА

1-30

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) звОним

3) нАчал

2) Оптовый

4) зАвидно



Предварительный просмотр:

Слитное и раздельное написание слов

5-1

В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1)

(ВО)ВРЕМЯ экспедиций специалисты определяют видовой состав животных и растений, а ТАК(ЖЕ) берут пробы грунта, воды и воздуха.

2)

ЧТО(БЫ) понять, КАКИЕ(ЖЕ) законы управляют Вселенной, люди проводят исследования в космосе.

3)

ВРЯД(ЛИ) сегодня найдётся КАКАЯ(НИБУДЬ) отрасль промышленности, в которой так или иначе не использовалось бы дерево.

4)

(В)ПОЛНЕ вероятно, что (В)СКОРЕ произойдёт естественное слияние кабельного телевидения с сетями Интернета.

5-2

В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1)

Искусственный спутник Земли (В)ПЕРВЫЕ был выведен в космос в 1957 году, и (В)ТЕЧЕНИЕ последующих лет разработчики космической техники решали серьёзные задачи.

2)

ЧТО(БЫ) идущую под парусом яхту при боковом ветре (С)РАЗУ не сносило в сторону, её корпус должен обладать большим боковым сопротивлением.

3)

В старину корабли могли перевозить большие грузы только по рекам и озёрам, (ПО)ЭТОМУ (НА)ПРОТЯЖЕНИИ веков основным видом водного транспорта оставались черные суда.

4)

Автомобильные заводы заинтересованы в создании гоночных машин, ПОТОМУ(ЧТО) новые инженерные решения, проверенные гонками, (СО)ВРЕМЕНЕМ используются при выпуске серийных моделей.

5-3

В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1)

(НА)ПРОТЯЖЕНИИ многих веков из леса(В)ВИДЕ брёвен вывозятся лишь стволы деревьев, а пни остаются в земле.

2)

Качество – это понятие многогранное, а ТАК(ЖЕ) динамичное: (СО)ВРЕМЕНЕМ требования к изделию меняются.

3)

(И)ТАК, всё, что хранится в памяти компьютера, представлено (В)ВИДЕ чисел.

4)

ЧТО(БЫ) стать преподавателем Загребского политехнического института и проработать в нём (В)ПОСЛЕДСТВИИ несколько лет, профессор в совершенстве овладел хорватским языком.

5-4

В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1)

Проблема синонимии, привлекающая особое внимание исследователей (В)ТЕЧЕНИЕ последних двух десятилетий, актуальна для лексикографии, а ТАК(ЖЕ) для других областей языкознания.

2)

Главная же беда была в том, что бобры обросли шерстью ещё только (НА)ПОЛОВИНУ и (ПО)ЭТОМУ неминуемо замерзли бы в пути.

3)

В сумерках (НА)ВСТРЕЧУ нам шёл какой-то странный, КАК(БУДТО) чем-то испуганный человек.

4)

Художественная правда создаётся писателем ТАК(ЖЕ), как пчелою создаётся мёд: от всех цветов (ПО)НЕМНОГУ берёт пчела, но берёт самое нужное.

5-5

В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1)

Нет возможности рассмотреть на картине фигуру блудного сына, лица его почти не видно, но (В)СЛЕД за ним мы мысленно падаем на колени и ТАК(ЖЕ) переживаем встречу с отцом, как и вернувшийся сын.

2)

(В)ТЕЧЕНИЕ суток М.В. Ломоносов наблюдал прохождение Венеры по солнечному диску и (В)ПОСЛЕДСТВИИ опубликовал свои выводы в специальной работе.

3)

(В)СЛЕДСТВИЕ того, что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы пути единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает одно и ТО(ЖЕ) напряжение.

4)

В ответ на веские доводы доктор согласился быть моим секундантом; я дал ему ТАК(ЖЕ) несколько наставлений (НА)СЧЁТ условий поединка.



Предварительный просмотр:

Задание №7 на ЕГЭ по русскому языку сформулировано следующим образом:

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца  подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими  буквами

Типы грамматических ошибок

1.Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

  • Запомните, что предлоги БЛАГОДАРЯ,СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ употребляются только с дательным падежом:

благодаря (кому) другу

вопреки (чему) ожиданию

согласно (чему?) расписанию

  • Предлог «ПО» управляет предложным падежом:

по приездЕ в Казань

по истечениИ срока

по прибытиИ домой

  1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  • Большинство возражали против подобных изменений в плане работы верно: большинство возражало).

Запомните правила:

1. согласование сказуемого со словами: РЯД,БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО,МНОЖЕСТВО, НЕСКОЛЬКО, ЧАСТЬ.

А).Сказуемое ставится в единственном числе, если при данных словах нет зависимых слов( меньшинство поддержало оратора).

Б).Единственное число и при  неодушевлённых подлежащих( ряд школ ввёл в свои программы элективные курсы по праву).

В). Множественное число в остальных случаях:

  • Ряд педагогов выступили за дополнительные часы по русскому языку (одушевлённое существительное).
  • Часть вырученных средств пойдут на лечение больных детей ( если и  подлежащем есть причастие или придаточное со словом КОТОРЫЙ).
  • Несколько писателей и поэтов присутствовали на вечере (если несколько подлежащих или   сказуемых).
  • Множество предложений по поводу изменения структуры выступления было предложено коллегами (если между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения).

                                                                                                                                                                                               

Подлежащее и сказуемое всегда стоят в единственном числе в следующих случаях:

  • Если подлежащее имеет только единственное число, например: молодёжь, крестьянство, народ, студенчество.

Например: Народ проголосовал аз принятие новой Конституции.

  • Если подлежащее имеет в своём составе слова МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО.

Например: Много лет прошло со дня окончания школы.

  • Если перед подлежащим есть частицы ТОЛЬКО, ЛИШЬ.

Например: Лишь небольшая часть читателей предпочитает классику.

  • Если подлежащим является местоимение КТО и слова, образованные от него

( никто, кое-кто и д.т.)

Например: Кто встал на путь добра, не может не быть счастливым.

  • Если в качестве подлежащего выступают составные числительные , последнее слово в котором - ОДИН + существительное.

Например: Двадцать один человек пришёл на собрание.                                                

 3.Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Приложение – это определение, выраженное именем существительным. Если приложение - название чего-либо, берущееся в кавычки, то такое приложение является несогласованным. Как же верно его употреблять?

  • Если перед приложением есть нарицательное существительное, то приложение употребляется в именительном падеже:

Я читаю книгу Л.Н.Толстого « Война и мир» ( Им.п.)

Моя мама работает на фабрике « Заря».

  • Если же нет такого нарицательного существительного, то приложение употребляется в том падеже, который необходим по контексту:

Я восхищаюсь « Войной и миром» ( Тв.п.)

Она работает на « Заре» ( П.п.)

Какая же бывает ошибка в задании № 7?

Пример:

Она работает на фабрике « Заре» (верно: на фабрике « Заря»).

Я читаю книгу Л.Н.Толстого «Войну и мир»( верно: книгу « Война и мир»).

4.Ошибка в построении предложения с однородными членами

  • Нельзя употреблять в качестве однородных членов полное и краткое прилагательное:

Она была красивая и счастлива (красива и счастлива ЛИБО красивая и счастливая)

  • Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов:

В корзине лежали фрукты, яблоки, груши (верно: в корзине лежали фрукты: яблоки, груши).

  • Недопустимо употребление в качестве однородных членов слов, логически

несовместимых :

Отъезжающие шли с сумками и радостными лицами.

  • Необходимо правильно употреблять двойные союзы: не заменять отдельные слова в них другими словами, употреблять только непосредственно перед однородными членом:

Настроение было НЕ ТОЛЬКЕО главным для создателя, НО И для читателей

( верно: настроение было главным НЕ ТОЛЬКО для создателя, НО И для читателей).

Он вёл себя НЕ ТОЛЬКО  вызывающе, А И просто ужасно (верно: он вёл себя НЕ ТОЛЬКО вызывающе, НО И просто ужасно).

  • Нельзя употреблять один предлог для однородных членов, если какой-то из них имеет другой предлог:

Народ был повсюду: НА улицах, площадях, скверах (верно: народ был повсюду: НА улицах, площадях, В скверах).

  • Однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово:

На конференции речь шла о многих писателях: Тургенев, Толстой, Чехов

 (верно: на конференции речь шла о многих писателях: Тургеневе, Толстом, Чехове)

  • Неверно, если однородные члены- существительное и инфинитив:

Я люблю чтение, музыку и заниматься спортом (верно: я люблю чтение, музыку и занятия спортом).

5.Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Сначала вспомним, что деепричастие обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом- сказуемым.

Правильное употребление деепричастного оборота:

  • Запомните, что в правильно построенном предложении субъект действия - подлежащее- может одновременно выполнять и основное действие (сказуемое), и добавочное (деепричастие). В таких предложениях деепричастие легко заменить глаголом.

Например:

Готовясь к экзамену, я повторил все правила  (я готовлюсь и повторяю)

  • Правильным будет и односоставное определённо-личное, так как в нём подлежащее легко можно вставить в предложение.

Например:

Готовясь к экзамену, повторяю правила (я готовлюсь и повторяю).

  • Правильными будут и безличные предложения, но помните одно очень важное условие: в предложении должен быть инфинитив и следующие слова: МОЖНО, НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО, СЛЕДУЕТ, ХОЧЕСТЯ, РЕКОМЕНДУЕТСЯ, ТРЕБУЕТСЯ, НЕЛЬЗЯ.

Например:

Готовясь к экзамену, нужно вспомнить правила.

Примеры неправильного употребления деепричастного оборота:

  • Поднявшись на гору, стало очень холодно (в безличном предложении нет субъекта, который совершил бы добавочное действие, выраженное деепричастием).
  • Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа (подлежащее не может выполнить добавочное действие).

6.Нарушения в построении предложения с причастным оборотом

  • Нарушение согласования между определяемым словом и причастным оборотом. Необходимо задать вопрос от определяемого слова к причастию, и по его окончанию определить, какое окончание будет у причастия.

Например:

Браконьерам, нарушающИХ закон, грозит серьёзный штраф (браконьерам каким? нарушающИМ).

  • Нельзя определяемое слово употреблять внутри причастно оборота. Оно должно стоять либо ДО, либо ПОСЛЕ него.

Например:

Причалившая лодка к берегу вызвала подозрение (верно: лодка, причалившая  к берегу).

7.Неправильное построение предложения с косвенной речью

  • Прямая речь - это чья-то речь, переданная без изменений. Косвенная речь - это передача чужой речи, её смысла в форме сложноподчинённого предложения. В  предложениях с косвенной речью нельзя употреблять местоимения 1 и 2 лица, нужно только 3 лицо.

Примеры.

 Неверно:

Некрасов писал, что « я лиру посвятил  народу своему»  (неправильное употребление 1 лица).

Верно:

Некрасов писал, что ОН «лиру посвятил народу своему»,

Таковы основные типы грамматических ошибок, примеры на которые  предложены в демоверсии 2015 года. Конечно, ошибок подобного рода значительно больше. В следующей статье я напомню их вам. Пока учите данные правила, выполняйте побольше тестовых заданий.

Удачи вам!