Рабочие программы

Кабанцова Татьяна Федоровна

Мои рабочие программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_5_klass.doc275.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №7»

Приложение к основной образовательной программе основного общего образования

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя школа №7"

приказ от 31.08.2020 № 245

Рабочая программа

по учебному предмету

"биология"

5 А,Б,В класс

2020-2021 учебный год

Составитель:

Кабанцова Т.Ф., учитель биологии

г. Нижневартовск

2020

Пояснительная записка

        Главная цель совершенствования российского образования — повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития государства. Образовательные учреждения должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможность успешной социализации. Принятие нового государственного стандарта основного общего образования для 5—9 классов привело к изменению структуры школьного биологического образования.

        Данная рабочая программа разработана на основе программы  основного общего образования по биологии, разработанной авторским коллективом В.В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов для 5-9 классов. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа по биологии для 5-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1час в неделю.

        Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Общая характеристика учебного предмета

Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций. В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного  мировоззрения. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Описание места предмета в учебном плане

        В соответствии с ФГОС второго  поколения изучение биологии начинается в 5 классе. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа по биологии для 5-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1час в неделю. В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

        В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают представление о клеточном строении организмов, об основных признаках бактерий, грибов, лишайников, растений, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека, об основных отделах растений, об эволюции растительного мира.

Основная особенность подросткового возраста — начало перехода от детства к взрослости. В возрасте 11—15 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности. Поэтому содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Основные  цели  изучения биологии в 5 классе:

  • освоение знаний о живой природе, о признаках живого, строении и жизнедеятельности и средообразующей роли бактерий, грибов, растений, о значении бактерий, грибов, растений в природе и в  практической деятельности людей, о многообразии живого мира
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения особенностей жизнедеятельности различных организмов, использовать информацию о современных достижениях в области  изучения животных,  работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений, биологических экспериментов, работы с различными источниками  информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
  • применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Задачи:

  • изучить  строение, особенности жизнедеятельности, многообразие и значение бактерий, грибов, растений
  • научиться классифицировать организмы по основным систематическим группам;
  • научиться характеризовать живые организмы по плану;
  • научиться различать представителей  изучаемых групп организмов на рисунках;
  • научиться сравнивать разные группы организмов

Отличительные особенности реализации  рабочей программы

  • использование мультимедийных презентаций, которые позволяют не только наглядно и эффективно преподнести учебный материал, но и развивать ключевые компетентности учащихся;
  • использование разнообразных ЦОР на разных этапах урока, способствующих достижению триединой цели урока;
  • реализация принципов  личностно-ориентированного обучения.

Рабочая программа предусматривает  дифференцированный подход к обучению. 

Так как в каждом классе имеются учащиеся с разным уровнем обучаемости,  поурочные и тематические  проверочные и контрольные работы  носят разноуровневый характер.

Рабочая программа предусматривает применение различных методов, форм и приемов обучения, которые позволяют  с учетом специфики каждого класса, с учетом особенностей учащихся  формировать и развивать различные умения и навыки, как общеучебные, так и специальные.

Ведущие методы и формы обучения, используемые технологии

  • Словесно-наглядный  (лекция, рассказ, диалог, эвристическая беседа,  устный опрос с демонстрацией презентации, объяснение процесса  или  комментирование  содержания видеофильма или анимации во время их показа,  и др.)
  • Практический (проведение  практических и лабораторных работ по биологии, проведение опытов при разработке проекта, подготовка сообщений, рефератов, составление кроссвордов, составление и решение задач различного типа и др.
  • Проблемный (проблемное изложение новой темы,  эвристическая беседа и постановка проблемной ситуации в ходе урока, демонстрация видеосюжета или иллюстрации, отражающих  какую-либо проблему, решение биологических задач проблемного характера, нахождение  путей решения проблемы при разработке исследовательского проекта и др.)

Формы  обучения:

  • Коллективная  (объяснение новой темы, беседа, демонстрация наглядности идр.)
  • Групповая  (уроки повторения и обобщения)
  • Работу в парах (лабораторные работы)

Формы контроля знаний

  1. Текущий (устная или тестовая  фронтальная проверка знаний по пройденным урокам).
  2. Тематический (тематическая контрольная  работа по наиболее  объемным темам)
  3. Промежуточный (полугодовая контрольная работа).

Итоговый (годовая контрольная работа) 

Взаимосвязь биологии  с другими дисциплинами. Изучение  биологии в 5 классе предусматривает  интеграцию  с такими дисциплинами, как экология (взаимосвязь бактерий, грибов и растений), химия (особенности химического состава клеток.), медицина и гигиена (профилактика заболеваний, вызываемых бактериями и грибами и др.)

Планируемые результаты изучения биологии в 5 классе

Изучаемая тема

Результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Введение

Учащиеся должны знать:

  • о многообразии живой природы;
  • царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
  • основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
  • признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
  • экологические факторы;
  • основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания; правила работы с микроскопом;
  • правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

  • определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
  • отличать живые организмы от неживых;
  • пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
  • характеризовать среды обитания организмов;
  • характеризовать экологические факторы;
  • проводить фенологические наблюдения;
  • соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Учащиеся должны уметь:

  • составлять план текста;
  • владеть таким видом изложения текста, как повествование;
  • под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
  • под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
  • получать биологическую информацию из различных источников;
  • определять отношения объекта с другими объектами;
  • определять существенные признаки объекта.

Учащиеся должны:

  • испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
  • знать правила поведения в природе;
  • понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
  • уметь реализовывать теоретические познания на практике;
  • понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
  • испытывать любовь к природе;
  • признавать право каждого на собственное мнение;
  • проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
  • уметь отстаивать свою точку зрения;
  • критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
  • уметь слушать и слышать другое мнение.

2

Клеточное строение организмов

Учащиеся должны знать:

  • строение клетки;
  •  химический состав клетки;
  • процессы жизнедеятельности клетки;
  • характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

  • определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
  • работать с лупой и микроскопом;
  • готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
  • распознавать различные виды тканей.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать объекты под микроскопом;
  • сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
  • оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
  • работать с текстом и иллюстрациями учебника.

3

Царство Бактерии. Царство Грибы

Учащиеся должны знать:

  • строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
  • разнообразие и распространение бактерий и грибов;
  •  роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

  • давать общую характеристику бактериям и грибам;
  • отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
  • отличать съедобные грибы от ядовитых;

объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
  • составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

4

Царство Растения

Учащиеся должны знать:

  • основные методы изучения растений;
  • основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
  • особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
  • роль растений в биосфере и жизни человека;  происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

  • давать общую характеристику растительного царства;
  • объяснять роль растений биосфере;
  • давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
  • объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
  • сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
  • оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
  • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и
  • справочниках,
  • анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Биология.  Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс (34 часа, 1 час в неделю)

Введение (6 часов)

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные и практические работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— о многообразии живой природы;

— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

— экологические факторы;

— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

— правила работы с микроскопом;

— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические

факторы»;

— отличать живые организмы от неживых;

— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

— характеризовать среды обитания организмов;

— характеризовать экологические факторы;

— проводить фенологические наблюдения;

— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты,  выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

Раздел 1. Клеточное строение организмов (9 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

№1. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы.

№2. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

№3. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.

№ 4 Наблюдение движения цитоплазмы.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение клетки;

— химический состав клетки;

— основные процессы жизнедеятельности клетки;

— характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

— работать с лупой и микроскопом;

— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

— распознавать различные виды тканей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

№5. Строение плодовых тел шляпочных грибов.

№6. Строение плесневого гриба мукора и дрожжей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

— разнообразие и распространение бактерий и грибов;

— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику бактериям и грибам;

— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

— отличать съедобные грибы от ядовитых;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Раздел 3. Царство Растения (12 часов)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

№7. Строение зеленых водорослей.

№8. Строение мха (на местных видах).

№9. Строение спороносящего хвоща и папоротника.

№10. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные методы изучения растений;

— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику растительного царства;

— объяснять роль растений биосфере;

— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники,

голосеменные, цветковые);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и

справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.

Формирование и развитие универсальных учебных действий:

№1

Тема раздела программы (Кол-во часов)

ВВЕДЕНИЕ (6 часов)

Универсальные учебные действия

Регулятивные

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия;

уметь оценивать правильность выполнения действия

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

Познавательные

осуществление поиска необходимой информации

использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем

уметь выделять главное из текстов разных видов;

умение  доказывать, выдвигать гипотезы и их обосно

формулировать  проблему, предлагать пути их решения;

уметь осуществлять анализ  и синтез объектов;

умение осуществлять сравнение,  классификацию по заданным критериям;

умение устанавливать причинно-следственные связи;

умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

Коммуникативные

уметь задавать вопросы

уметь понятно, кратко,  точно,  вежливо излагать свои мысли

уметь контролировать свои действия

уметь слушать  других и высказывать свое мнение

уметь работать в паре и в группе

Личностные

умение объективно производить оценку действия других и самооценку своих  действий

уметь определять границы собственного знания и «незнания»

умение оценивать работу учителя

умение уважать мнение окружающих

№2

Тема раздела программы (Кол-во часов)

Раздел 1.Клеточное строение организмов (9 часов)

Универсальные учебные действия

Регулятивные

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия;

уметь оценивать правильность выполнения действия

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

Познавательные

осуществление поиска необходимой информации

использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем

уметь выделять главное из текстов разных видов;

умение  доказывать, выдвигать гипотезы и их обосно

формулировать  проблему, предлагать пути их решения;

уметь осуществлять анализ  и синтез объектов;

умение осуществлять сравнение,  классификацию по заданным критериям;

умение устанавливать причинно-следственные связи;

умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

Коммуникативные

уметь задавать вопросы

уметь понятно, кратко,  точно,  вежливо излагать свои мысли

уметь контролировать свои действия

уметь слушать  других и высказывать свое мнение

уметь работать в паре и в группе

Личностные

умение объективно производить оценку действия других и самооценку своих  действий

уметь определять границы собственного знания и «незнания»

умение оценивать работу учителя

умение уважать мнение окружающих

умение оценивать последствия своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму

соблюдение правил поведения в окружающей среде.

№3

Тема раздела программы (Кол-во часов)

Раздел 2.ЦарствоБактерии (2 часа)

Универсальные учебные действия

Регулятивные

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия;

уметь оценивать правильность выполнения действия

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

Познавательные

осуществление поиска необходимой информации

использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем

уметь выделять главное из текстов разных видов;

умение  доказывать, выдвигать гипотезы и их обосно

формулировать  проблему, предлагать пути их решения;

уметь осуществлять анализ  и синтез объектов;

умение осуществлять сравнение,  классификацию по заданным критериям;

умение устанавливать причинно-следственные связи;

умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

Коммуникативные

уметь задавать вопросы

уметь понятно, кратко,  точно,  вежливо излагать свои мысли

уметь контролировать свои действия

уметь слушать  других и высказывать свое мнение

уметь работать в паре и в группе

Личностные

умение объективно производить оценку действия других и самооценку своих  действий

уметь определять границы собственного знания и «незнания»

умение оценивать работу учителя

умение уважать мнение окружающих

умение оценивать последствия своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму

соблюдение правил поведения в окружающей среде.

№4

Тема раздела программы (Кол-во часов)

РАЗДЕЛ 3. Царство Грибы (5 часов)

Универсальные учебные действия

Регулятивные

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия;

уметь оценивать правильность выполнения действия

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

Познавательные

осуществление поиска необходимой информации

использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем

уметь выделять главное из текстов разных видов;

умение  доказывать, выдвигать гипотезы и их обосно

формулировать  проблему, предлагать пути их решения;

уметь осуществлять анализ  и синтез объектов;

умение осуществлять сравнение,  классификацию по заданным критериям;

умение устанавливать причинно-следственные связи;

умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

Коммуникативные

уметь задавать вопросы

уметь понятно, кратко,  точно,  вежливо излагать свои мысли

уметь контролировать свои действия

уметь слушать  других и высказывать свое мнение

уметь работать в паре и в группе

Личностные

умение объективно производить оценку действия других и самооценку своих  действий

уметь определять границы собственного знания и «незнания»

умение оценивать работу учителя

умение уважать мнение окружающих

умение оценивать последствия своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму

соблюдение правил поведения в окружающей среде.

№5

Тема раздела программы (Кол-во часов)

РАЗДЕЛ 4. Царство Растения  (12 часов)

Универсальные учебные действия

Регулятивные

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия;

уметь оценивать правильность выполнения действия

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

Познавательные

осуществление поиска необходимой информации

использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем

уметь выделять главное из текстов разных видов;

умение  доказывать, выдвигать гипотезы и их обосно

формулировать  проблему, предлагать пути их решения;

уметь осуществлять анализ  и синтез объектов;

умение осуществлять сравнение,  классификацию по заданным критериям;

умение устанавливать причинно-следственные связи;

умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

Коммуникативные

уметь задавать вопросы

уметь понятно, кратко,  точно,  вежливо излагать свои мысли

уметь контролировать свои действия

уметь слушать  других и высказывать свое мнение

уметь работать в паре и в группе

Личностные

умение объективно производить оценку действия других и самооценку своих  действий

уметь определять границы собственного знания и «незнания»

умение оценивать работу учителя

умение уважать мнение окружающих

умение оценивать последствия своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму

соблюдение правил поведения в окружающей среде.

Сводно-тематический план:

№ пп

Название разделов

Кол-во часов

1

Введение

6

2

Раздел 1. Клеточное строение организмов

9

3

Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы

7

4

Раздел 3. Царство Растения

12

Итого

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Основные понятия

Предметный результат

УУД

Домашнее зада-ние

План

Факт

Введение. (6 часов)

1.

Биология — наука о живой природе.

Урок фор-миро-вания знаний.

Биология как нау-ка. Значение биологии.

Определяют понятия «биоло-гия», «биосфера», «экология». Раскрывают зна-чение биологических знаний в современной жизни. Оцени вают роль биологической науки в жизни общества.

Личностные УУД: Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение

Регулятивные УУД:

— составлять план текста;

— под руководством учителя офор-млять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

Познавательные УУД: 

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

 — под руководством учителя прово-дить непосредственное наблюдение;

— получать биологическую информа цию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные приз-наки объекта.

Коммуникативные УУД:

- уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при работе в группах.

§1

2.

Методы иссле-дования в биологии.

Урок закреп-ления и совер-шен-ство-вания знаний.

Методы познания в биологии: наб-людение экспери-мент, измерение. Источники биоло- гической информа ции, ее получение анализ и представ ление результатов Техника безопас-ности в кабинете биологии.

Определяют понятия «мето-ды исследования», «наблюде ние», «эксперимент», «изме-рение». Характеризуют ос-новные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии.

§2

3.

Стартовая контрольная работа. Разнообразие живой природы.

Комбинированный.

Царства: Бактерии Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строе-ние, питание, ды-хание, обмен ве-ществ, раздражи-мость рост, разви-тие, размножение.

Определяют понятия «царст-во Бактерии», «царство Гри-бы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки жи-вого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен ве-ществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа.

§3

4.

Среды обитания живых организмов.

Урок закреп-ления и совер-шенствования знаний.

Водная среда. Наземно-воздуш-ная среда. Почва как среда обита-ния. Организм как среда обитания.

Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда оби-тания», «организм как среда

обитания». Анализируют свя зи организмов со средой оби-

тания.

§4

5.

Экологические факторы и их влияние на жи-вые организмы.

Урок приме-нения знаний на прак тике.

Экологические факторы: абиоти-ческие, биотичес-кие, антропоген-ные. Влияние эко-логических факто

ров на живые организмы.

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника.

§5

6.

Обобщающий урок по теме «Введение».

урок обоб щения и сис-тематизации знаний.

Экскурсия

Многообразие живых организ-мов, осенние явле ния в жизни расте ний и животных.

Готовят отчет по экскурсии.

§1 – 5  

Клеточное строение организмов. (9 часов)

7.

Устройство уве- личительных приборов.

Л.р. № 1 «Устройство

светового мик-роскопа. Прави ла работы с ним»

Урок приме-нения знаний на прак-тике.

Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом.

Определяют понятия «клет-ка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объек-тив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изуча-ют устройство микроскопа. Отрабатывают правила рабо-ты с микроскопом.

Личностные УУД:

- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познаваемости на основе достижений науки.

Регулятивные УУД:

- работая по плану сравнивать свои действия с целью

- сравнивать объекты под микроско-пом с их изображением на рисунках и определять их.

Познавательные УУД:

— оформлять результаты лаборатор- ной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстраци-ями учебника.

Коммуникативные УУД:

- уметь распределять роли при выпол нении л.р. в парах

- уметь договариваться друг с другом.

§6

8.

Строение клетки.

УЗиСЗ

Строение клетки: клеточная мембра на, клеточная стенка, цитоплаз-ма, ядро, вакуоли.

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.

§7,

с. 34-36

9.

Лабораторная работа  № 2 «Строение клеток кожицы чешуи лука».

Урок приме-нения знаний

на прак-тике.

§7,

с. 34-36, повторить

10.

Пластиды.

Л.р. № 3 «Пластиды в клетках листа элодеи и томата».

Урок приме-нения знаний

на прак-тике.

Пластиды. Хлоро-пласты. Строение клеток кожицы чешуи лука.

Учатся готовить микропрепа- раты. Наблюдают части и ор-ганоиды клетки под микрос-копом, описывают и схемати чески изображают их.

§7, с.37-40

11.

Химический сос- тав клетки: неорганические вещества.

Урок формирования знаний.

Методы изучения клетки. Химичес-кий состав клетки. Вода и минераль-ные вещества, их роль в клетке. Органические ве-щества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнару-жение органичес-ких веществ в клетках растений.

Объясняют роль минераль-ных веществ и воды, входя-щих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием.

§8, с.40-41

12

Химический сос- тав клетки: органические вещества.

Урок формирования умений и навы-ков.

§8, с.41-42

13.

Жизнедеятель-ность клетки, ее дыхание и пита-ние. Л.р. № 4 «Наблюдение за движением цитоплазмы»

Урок формирования умений и навы-ков.

Понимание слож-ности строения живых организ-мов, осмысление важности для жи-вых организмов процессов дыха-ния и питания.

Выделяют существенные  признаки процессов жизнеде ятельности клетки. Ставят биологические эксперимен-ты по изучению процессов жизнедеятельности организ-мов и объясняют их резуль-таты.

§9

14.

Ткани.

Урок формирования знаний.

Ткань.

Определяют понятие «ткань» Выделяют признаки, харак-терные для различных видов тканей. Отрабатывают уме-ние работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах.

§10

15.

Контрольная работа по разделу: «Клеточное строение организмов»

Урок контро-ля знаний

Систематизация и обобщение поня-тий раздела.

Повто-рить

§ 6 – 10.

Царство Бактерии. Царство Грибы. (7 часов)

16

Строение  и жиз-недеятельность бактерий.

Урок формирование знаний и умений

Бактерии, особен-ности строения и жизнедеятельнос-ти. Формы бакте-рий. Разнообразие бактерий, их рас-пространение.

Выделяют существенные признаки бактерий.

Личностные УУД: 

- Постепенно выстраивать собствен- ное целостное мировоззрение.

Регулятивные УУД:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Познавательные УУД:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп организмов, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растени-ях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справоч-никах, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

- уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах

- уметь договариваться друг с другом.

§11, ответить на воп-росы письменно.

17.

Роль бактерий в природе и жизни человека.

Урок закрепления и совер-шенствования знаний и умений.

Роль бактерий в природе и хозяй-ственной деятель-ности человека.

Определяют понятия «клу-беньковые (азотфиксирую-щие)  бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека.

§12

18.

Общая характеристика грибов.

Урок формирования знаний

Грибы, особеннос ти строения и жиз недеятельности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека.

Выделяют существенные признаки строения и жизне-деятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека.

Личностные УУД: 

- Постепенно выстраивать собствен-ное целостное мировоззрение.

Регулятивные УУД:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Познавательные УУД:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растени-ях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справоч-никах, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

- уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах.

- уметь договариваться друг с другом.

§13

19.

Шляпочные грибы.

Урок формирования знаний.

Съедобные и ядо-витые грибы. Ока-зание первой по-мощи при отрав-лении ядовитыми грибами.

Различают на живых объек-тах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Симбиоз грибов и растений. Осваива-ют приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

§14

20.

Плесневые грибы и дрожжи.

Л.р. № 5

«Строение плесневого гриба мукора».

Урок применения знаний на практи-ке.

Плесневые грибы и дрожжи.

Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением.

§15

21.

Грибы-паразиты.

Урок закреп-ления и совер-шен-ствова-ния знаний и умений.

Грибы-паразиты.

Роль грибов-пара зитов в природе и жизни человека.

Определяют понятие «гри-бы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека.

§16

22.

Обобщающий урок по теме: «Царство Бактерии и Грибы».

Урок контро-ля знаний.

Систематизация и обобщение поня-тий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микро-препараты, отли-чать съедобные грибы от ядови- тых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами.

Работают с учебником, рабо-чей тетрадью и дидактичес-кими материалами. Запол-няют таблицы. Демонстри-руют умение готовить микро

препараты и работать с микроскопом. Готовят сооб-щение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы)

Повт. §11 – 16

Царство Растения. (12 часов)

23.

Разнообразие, распространение растений.

Урок формирование знаний и умений

Разнообразие рас-тений, значение растений в жизни человека. Расте-ния низшие и высшие.

Определяют понятие ботаника, растения низшие и высшие. Объясняют роль растений в природе и жизни человека. готовят сообщение «Роль растений в природе»

Личностные УУД: 

- Постепенно выстраивать собствен-ное целостное мировоззрение.

Регулятивные УУД:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Познавательные УУД:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

- уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах

- уметь договариваться друг с другом

§17, ответить на воп-рос из рубрики «Поду-майте»

24.

Водоросли.

Л.р. № 6

«Строение зелё-ных одноклеточ-ных  водорослей»

Урок формирование знаний и умений

Водоросли: одно-клеточные и мно-гоклеточные. Строение, жизне-деятельность, раз-множение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей.

Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя

представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом.

§18 с.93-94

25.

Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей.

Урок  совер-шенствования знаний и умений.

Роль зеленых, бу-рых и красных во-дорослей в приро-де и жизни челове ка, их охрана.

Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходи-мость охраны водорослей.

§18 с.95-101

26.

Лишайники.

Урок формирование знаний и умений.

Многообразие и распространение лишайников. Стро ение, питание и размножение ли-шайников. Значе-ние лишайников в природе и жизни человека.

Определяют понятия «кустис тые лишайники», «листова-тые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишай ники в природе.

§19

27

Мхи.  Л.р. № 7

«Строение мха».

Урок формирование знаний и умений.

Высшие споровые растения. Мхи, их отличительные особенности, мно-гообразие, распро странение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают раз-ные группы высших споро-вых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах.

§20

28

Плауны, хвощи папоротники.

Л.р. № 8 «Строе

ние спороносяще

го хвоща и папоротника».

Урок применения знаний на практи-ке.

Папоротники, хво щи, плауны, их от личительные осо-бенности, много-образие, распрост ранение, среда

обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Выполняют лабораторную работу. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека.

§21

29

Годовая контрольная работа. Итоговый тест.

Урок контро-ля знаний.

Систематизация и обобщение поня-тий раздела. Под-ведение итогов за год.

Сравнивают представителей разных групп растений, дела-ют выводы на основе сравне-ния. Оценивают с эстетичес-кой точки зрения представи-телей растительного мира.

§ 1-21, повто-рить

30

Голосеменные растения.

Урок формирование знаний и умений

Голосеменные рас тения, особеннос-ти строения. Мно-гообразие и рас-пространение го-лосеменных расте ний, их роль в при роде, использова- ние человеком, охрана.

Выделяют существенные признаков голосеменных растений.

§22, с.119-124.

31

Значение голосеменных растений.

 

Урок формирование знаний и умений.

Голосеменные рас тения, особеннос-ти строения. Мно-гообразие и рас-пространение го-лосеменных расте ний, их роль в при роде, использова- ние человеком, охрана.

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существен ные признаков голосеменных растений. Описывают пред-ставителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объяс-няют роль голосеменных в природе и жизни человека.

§22,

с. 124-125

32

Покрытосемен-ные растения.

Урок формирование знаний и умений.

Покрытосемен-ные растения, осо бенности строе-ния, многообра-зие, значение в природе и жизни человека.

Выделяют существенные при знаки покрытосеменных рас-тений. Описывают представи телей голосеменных расте-ний с использованием живых объектов, таблиц и гербар-ных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в при роде и жизни человека.

§23

33

Происхождение растений.

Урок формирование знаний и умений

Методы изучения древних растений. Изменение и раз-витие раститель-ного мира. Основ-ные этапы разви-тия растительного мира.

Определяют понятия «пале-онтология», «палеоботани-ка» «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительно-го мира.

§24

34

Итоговое занятие

НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценивание устного ответа учащихся:

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. 2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и приме- ров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, твор-

чески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных от- ветах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблю

дение культуры устной речи.

Отметка "4": 

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и приме-

ров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана.

Класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану школы

Реквизиты программы

УМК

обучающихся

УМК

учителя

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

35

-

-

ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ. 5—9 КЛАССЫ

Авторы: В.В. Пасечник, В. В. Латюшин,

Г. Г. Швецов

  1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
  2. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.

Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г

Электронные  учебные пособия:

  1. Учебное электронное пособие «Уроки биологии».  Кирилл и Мефодий.
  2. Учебное  электронное пособие «Биология. 6-9 класс» Кирилл и Мефодий
  3. Полный  интерактивный курс биологии «Физикон»
  4. Учебное  электронное пособие «Экология» 1С:Образование3.0.
  5. Авторские презентации к урокам

Ресурсы Интернет

  1. http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/ main.html   - Ресурсы по биологии
  2. http://www.en.edu.ru/db/sect/ 1798/  - Естественно-научный образовательный портал