Воспитательная и внеурочная деятельность

САЛИНА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА

Воспитательная и внеурочная деятельность

Снятие блокады Ленинграда
Здоровому- всё здорово!
Мы в ответе за жизнь на планете
День космонавтики
Жизнь на планете
Игра "По тропе Берендея"
Викторина "Знатоки природы родного края"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Внеклассные мероприятия в начальной школе "Здоровому – все здорово!"

Цели:

  1. Учить быть здоровыми душой и телом;
  2. Уметь применять знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;
  3. Формировать у детей позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;
  4. Расширять знания и навыки по гигиенической культуре.

Ход мероприятия

Ведущий:

Приветствуем всех, кто время нашел
И в школу на праздник здоровья пришел!
Пусть зима стучит в окно,
Но в зале у нас тепло и светло!
Мы здесь подрастаем, мужаем мы здесь.
И набираем, естественно вес!
Всегда мы здоровы, с зарядкой дружны,
Нам спорт с физкультурой как воздух нужны,
А с ними порядок, уют, чистота,
Эстетика. В общем, сама красота!
Здоровье свое сбережем с малых лет.|
Оно нас избавит от болей и бед.

I. Представление команд

(Команды по очереди показывают свои эмблемы и говорят девизы)

“Чистюли”:

“Мы чистюли лучше (чище) всех
Сегодня к нам придет успех”.
“Витаминки”: 
“Витамины поглощайте
И здоровью помогайте”.

“Крепыши”:

“Мы крепыши не малыши,
В игрушки не играем,
Мы любим спорт и мы сильны,
И вам не проиграем!”

Ведущий: Здоровье – это главная ценность в жизни человека. Его не купишь ни за какие деньги. Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете отдать свои силы на создание. И на преодоление жизненных задач, не сможете полностью реализоваться в современном мире.

- А что значит быть здоровым? Как вы это понимаете?

Здоровый человек – это (ответы детей) крепкий, здоровый, выносливый, ловкий, стройный ит.д.

Здоровый человек – это состояние полного душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или повреждений.

II. Конкурс “Полезная привычка”.

Перед каждой командой находится ромашка на каждом лепестке необходимо написать полезные советы для других команд, которые помогают укреплять и сохранять здоровье

Ведущий: Все эти советы помогут вам формированию одной, самой нужной и необходимой человеку привычки - сохранять свое здоровье.

Привычка – это поведение, образ действий, ставшие обычными, постоянными.

- А что мешает быть здоровым? (вредные привычки, экология)

- Какие привычки мы называем вредными? (которые приносят вред нашему здоровью)

Ведущий: На свете бывают такие дети, которые делают все наоборот. Когда им говорят: “Умойся!” - они не умываются. Когда им говорят: “Не лезь на дерево!” - они лезут. Для таких детей писатель Григорий Остер, придумал специально “Вредные советы”.

А кому смотреть противно,
Тот пускай и не глядит.
Мы же в нос к нему не лезем,
Пусть и он не пристаёт.

Ведущий:

Совет команды “Чистюль”:
Пальцем ковырять в носу - 
Это очень дурно.
Можно выпачкать костюм, 
Да и некультурно.

Ведущий: Нужно пользоваться носовым платком. Приучать себя соблюдать гигиену.

Гигиену очень строго
Надо соблюдать всегда.
Под ногтями грязи много,
Хоть она и невидна.
Грязь микробами пугает
Ох, коварные они!
Ведь от них заболевают
Люди в считанные дни.
Если руки моешь с мылом,
То микробы поскорей
Прячут под ногтями силу,
И глядят из под ногтей.
И бывают же на свете,
Словно выросли в лесу.
Непонятливые дети:
Ногти грязные грызут.
Не грызите ногти, дети,
Не тяните пальцы в рот.
Это правило, поверьте,
Лишь на пользу вам пойдёт.

Ведущий: Недаром ведь есть такая пословица: “Посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу”.

Если вы будете внимательны к своему здоровью, то очень быстро избавитесь от таких некультурных привычек.

Они бывают и такие привычки, которые приносят вред и смертельно опасны для здоровья.

Это: курение, алкоголизм и наркомания.

Курение – вредная привычка, отвратительная для взора. Мерзкая для обоняния, вредная для мозга и опасна для легких. Организм человека при курении отравляется постепенно. Ученые доказали, что табак содержит около 400 вредных веществ, а самым вредным из них является никотин.

Никотин – это яд, который содержится в табаке и вызывает привыкание. Он обладает отравляющим действием. Поражает нервную систему. Человек становится возбужденным или заторможенным. Влияет на работу сердца. Он легко проникает в кровь, накапливается во внутренних органах и постепенно разрушает их. От курения желтеют зубы, появляется дурной запах во рту, затрудняется работа сердца, замедляется рост, кожа становится желтой, под глазами черные круги, рано появляются морщины. Ребята, которые курят – быстро утомляются, у них слабая память, плохое внимание. Курильщика ждут болезни органов дыхания: астма, туберкулёз.

Алкоголь – яд. Он вызывает заболевание органов желудка и других органов. Проникнув в организм, алкоголь ведёт “вредительскую деятельность”. Когда он проникает в нервную систему, он замедляет реакцию, управляет нашим поведением, настроением. Употребление детьми небольших доз алкоголя ухудшает память, дети не могут выучить даже небольшие стихотворения, рассказать прочитанное.

Алкоголь поражает не только нервную систему, но и сердце. Сердце нуждается в постоянном притоке питательных веществ и кислорода, а алкоголь препятствует ему, поэтому сердце может остановиться, и наступает смерть.

Другим важным органом, работе которого мешает алкоголь, являются легкие. Они работают всю жизнь не останавливаясь. Алкоголь повреждает ткань легких, делая её уязвимой для микробов, которые вызывают легочные заболевания.

Алкоголь вредно действует на кровь. В крови содержатся красные кровяные шарики и тельца, которые борются и уничтожают микробы. Алкоголь их убивает и нарушается работа всего организма.

Наркотики – это химические вещества, которые изменяют сознание человека(чувства, ощущение, мысли, настроение и поведение) вызывают психическую и физиологическую зависимость.

Наркомания – смертельное заболевание, при котором хроническое влечение к наркотику настолько сильно, что без лечения прекратить употреблять невозможно.

Организм на столько сильно привыкает к наркотику, что с каждым разом требуется все больше количество наркотического вещества. В ответ на прекращение приема наркотиков у наркоманов проявляется: судороги, рвота, понос, лихорадочный озноб, усиленное потоотделение.

Каждый из нас рождении получает замечательный подарок-здоровье. По этому привычка сохранять здоровье-это залог нормальной жизни для человека. А сформироваться эта привычка сможет только тогда, когда сам человек будет постоянно и регулярно заниматься тем, что приносит ему пользу.

III. Конкурс “Здоровье”

Нужно на каждую букву этого слова придумать и записать слова, которые имеют отношение к здоровью, здоровому образу жизни. За каждое правильно подобранное слово

З - здоровье, зарядка, закалка,

Д - диета, душ, диетолог,

О - отдых

Р - режим, расческа, ракетка, рюкзачок

В - вода, витамины, врач

Е - еда

Игра

В этой игре проверяется внимание. Слушайте вопросы, которые задаёт ведущий. Если ответ отрицательный то все молчат, а если положительный отвечают хором фразой: “Это я, это я, это все мои друзья”.

- Кто ватагою веселой
Каждый день шагает в школу?
- Знает кто, что красный цвет
Означает: хода нет.
- Кто из вас из малышей,
Ходит грязный до ушей?
- Кто любит маме помогать,
По дому мусор рассыпать?
- Кто одежду бережёт,
Под кровать её кладёт?
- Кто ложится рано спать
В ботинках грязных на кровать?
- Кто из вас не ходит хмурый,
Любит спорт и физкультуру?
- Кто, из вас идя, домой,
Мяч гонял по мостовой?
- Кто любит в классе отвечать,
Аплодисменты получать?

IV .Конкурс “Друзья здоровья”

Отгадать загадку, о том, что является друзьями здоровья. Командам загадываются загадки. Если никто из команды не отгадал, то очередь переходит следующей команде.

1.

Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет (смородина)

2.

Каротином он богат 
И полезен для ребят.
Нам с земли тащить не вновь
За зеленый его хвост (морковь)

3.

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
Я маленькие детки (яблоко).

4.

Кинешь в речку – не тонет,
Бьёшь о стенку – не стонет, 
Будешь озимь кидать,
Станет кверху летать (мяч)

5.

Деревянные кони по снегу скачут,
В снег не проваливаются (лыжи)

6.

Этот конь не ест овса, 
Вместо ног 2 колеса.
Сядь верхом и мчись на нем
Только лучше правь рулём (велосипед).

7.

Костяная спинка, жесткая щетинка
С мятной пастой дружит, 
Нам усердно служит (зубная щетка)

8.

Резинка Акуленка – пошла, гулять по спинке,
Собирается она - вымыть спинку до красна (мочалка).

9.

Лег в карман и караулит – реву, плаксу и грязнулю,
Им утрет потоки слез, не забудет и про нос.

V. Конкурс “Здоровому все здорово”

Американские ученые выяснили, что когда человек смеётся, в его легкие поступает почти втрое больше воздуха. Кроме того, смех прекрасно тренирует голосовые связки. Так что смейтесь на здоровье!

Чья команда заразительнее будет смеяться та и выиграет конкурс!

VI. Конкурс “Сила духа”

Представитель от каждой команды должен быстро надуть шар и его лопнуть.

Частушки

1.

Мы частушек много знаем,
И хороших и плохих.
Хорошо тому послушать
Кто не знает никаких.

2.

Поленился утром Ваня
Причесаться гребешком,
Подошла к нему корова
Причесала языком.

3.

Я под краном руки мыла
А лицо умыть забыла,
Увидал меня Трезор,
Закричал: “Какой позор”.

4.

Жизнью я довольна очень,
И пою я и пляшу,
Потому что днем и ночью
Свежим воздухом дышу.

5.

Помни лозунг ты такой:
“Руки мой перед едой”
Чтобы это не забыть
Надо снова повторить.

6.

Всем ребятам мы желаем
Не стареть и не болеть
Больше спортом заниматься
Чувство юмора иметь.

VII. Блицтурнир для капитанов

Ведущий: “Здоровье не купишь – его разум дарит” - под таким девизом мы проводим блицтурнир. За быстрый и правильный ответ капитан приносит своей команде бал.

1.

Весной растет, летом цветет
Осенью осыпается
А цветок – не медок,
Лечит от гриппа, кашля и хрипа. (Липа)

2.

Растет она вокруг
Она и враг и друг.
Как иглы – волоски
Покрыли все листки.
Сломи хоть волосок
И каплет едкий сок
На кожу – хоть ори!
Ой, ой, ой – волдыри!
Но если дружишь с ней –
Ты многих здоровей;
В ней витаминов - клад
Весной её едят. (Крапива)

3.

Есть корень кривой и рогатый,
Целебною силой богатый,
И может, два века – он ждет человека
В чащобе лесной под кедровой сосной (Женьшень)

4.

Почему я от дороги
Далеко не отхожу?
Если ты поранишь ноги
Я им помощь окажу.
Приложу ладошку к ране,
Боль утихнет, и опять
Буду ноги по дороге
В ногу с солнышком шагать (Подорожник)

5.

Травка та растет на склонах,
И на холмиках зеленых
Запах крепок и душист,
А её зеленый лист,
Нам идет на чай
Что за травка? Отгадай! (Душица)

VIII .Подведение итогов.

Объявляются победители. Команды награждаются грамотами.

Ведущий:

Здоровье – неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, энергию и достичь долголетия.

Надеемся, что сегодня встреча не прошла даром, и вы многое почерпнули из нее. Ведь “Здоров будешь – всё добудешь!”

Так что будьте здоровы!



Предварительный просмотр:

Сценарий «Мы в ответе за жизнь на планете»

«Недели Детской Книги»

На экране – слайды о природе                             1.Ксюша

Начало. Песня «Солнечный круг»                      2. Алина

Солнечный круг,                                                3.Оля

Небо вокруг,

Это рисунок мальчишки,

Нарисовал он на листке

И подписал в уголке.

Пусть всегда будут реки,

Пусть всегда будет рыба,

Пусть всегда будет море,

А в пустыне верблюд.

Пусть всегда будут рощи,

Пусть всегда будут птицы,

Пусть в тайге будут звери,

А у дома – цветы.

  1. ведущий:  Природа – это дом, в котором мы живем,

                    И в нем шумят леса, текут и плещут реки.

                    Под небом голубым, под солнцем золотым

                    Хотим мы в доме том жить вовеки

  1. ведущий:   Природа – это дом, украшенный трудом,

                    Ты, знаешь ли, мой друг, такому дому цену.

                    Что будет, если в нем всё будет под огнем,

                    Что будет, если в нем сломаются все стены

  1. ведущий:   Природа – это дом, в котором день за днем

                     Растут цветы и хлеб, кругом смеются дети.

                     И этот дом, и смех – один, один на всех,

                     Другого дома нет на целом свете

2. ведущий:   Давайте тихонечко приоткроем дверцу в этот дом и понаблюдаем, что там происходит.

3.ведущий:   Посмотри мой юный друг,

                 Что находится вокруг:

                 Небо светло голубое.

                 Солнце встало золотое

                 Ветер листьями играя,

                 Тучка в небе проплывает.

                 Все что нужно год от года

                 Нам дает сама природа.

1. ведущий:   - И потому все мы

                     Жить не можем без воды,

                     Без растений и животных,

                     Без лесов, полей и рек,

                     Жить не может человек!

2.ведущий:   Как хорошо в нашем лесном краю. Давайте поздороваемся с природой.

1.ведущий:   А разве она живая?

3.ведущий:   Конечно! Еще давно Федор Иванович Тютчев сказал:

                  Не то, что мните вы природа,

                  Не слепок, не бездушный лик-

                  В ней есть душа. В ней есть свобода,

                  В ней есть любовь, в ней есть язык.

1.ведущий:   Значит с природой можно разговаривать и она ответит?

2.ведущий:   Ответит, если сможет. Вот мы и понаблюдаем за природой.

3.ведущий:   А что наблюдать?

1.ведущий:   Как человек обращается с ней.

Музыка тревожная (Мгновение)

2.Ведущий : Наша жизнь и наше будущее зависит от каждого из нас.

3.Ведущий : Давайте жить в согласии с природой, чтобы сохранить нашу планету для будущих поколений.

1.Ведущий : Те, кому небезразлична судьба Земли, пытаются помочь ей.

2.Ведущий : К этим людям присоединяются и ребята нашей школы.

3.Ведущий:Что мы можем сделать для защиты нашей природы?

Ребята перечисляют пути решения экологических проблем:

1. посадить деревья,

2.убирать мусор, ….

Песня

1.Слушайте профессор нам с наукой по пути,

Ведь прогресс не остановишь и его не обойти,

Но задуматься всем стоит

Как дожить до лучших дней

Чтоб земля существовала и , чтоб жизнь была на ней.

Припев:

И вот сейчас поём для вас

Животворящий, чтоб источник прежде времени не гас,

И чтоб воздух был нам в радость,

Было воду можно пить

С экологией конечно очень надо всем дружить.

2.Без автомобилей сложно,

Без заводов никуда.

Но они страдают очень, наша внешняя среда,

Дыры есть уж в атмосфере, слой озоновый не тот,

Если не подсуетимся, кто же это всё спасёт.

Припев: тот же


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«ПО ТРОПЕ БЕРЕНДЕЯ»

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

В. А. Сухомлинский.

Введение

2017 год объявлен Годом экологии. Президент РФ подписал соответствующий указ 5 января 2016 года. Основная задача мероприятия – пролить свет на проблемы загрязнения окружающей среды и сохранения природы в целом. Ситуация с охраной природных ресурсов в РФ становится с каждым годом все хуже, а возникшее проблемы – все более глобальными. Специалисты уже давно предупреждают об угрозе экологического бедствия. Руководители страны считают, что внедрение особых планов на 2017 год позволит изменить экологическую обстановку не только в России, но и на всем земном шаре.

Пояснительная записка

В современном обществе все более заметной стала тенденция разделения функций образования в семье и школе. Педагоги сетуют на то, что родители не уделяют должного внимания своему ребенку. Родители, в свою очередь, жалуются, что в школе их ребенок не получает тех знаний и навыков поведения, которые они ожидают от данного учебного учреждения. А ведь, от того, как складываются отношения между преподавателем, обучающимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей.

Как же организовать работу с родителями, как привлечь родителей к совместной работе, какую  помощь  оказать им, чтобы наши общие усилия в образовании  и воспитании детей  дали  положительные результаты?

В первую очередь, считаю необходимым, вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, чтобы они могли стать не просто пассивными наблюдателями, а полноправными, активными участниками воспитательного процесса. Поэтому считаю необходимым присутствие родителей не только на уроках, но и вовлечение их в совместные внеурочные мероприятия.

Для этого в своей работе применяю различные педагогические технологии: информационные, коммуникативные, консультативные, игровые, ИКТ технологии.

В  основе  моего  взаимодействия с учениками и их родителями лежит принцип взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки  и терпимости по отношению друг к другу.

Как классный руководитель, главной своей целью считаю максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию и развитию личности ребенка; установление партнерских отношений с семьей каждого ученика, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

Для решения данной  цели   ставлю следующие задачи: 

  • создать условия для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагога, родителей, учащихся;
  • привлечь родителей к тесному сотрудничеству;
  • обучить родителей методам и приемам воспитания и взаимодействия с детьми;
  • организовать совместное проведение досуга детей и родителей;
  • приобщить родителей к музыкальному искусству.

Для реализации этих задач я использую разнообразные формы работы с родителями: родительские собрания, классные часы, круглые столы, консультации, конкурсные и  игровые программы.

Внеклассное мероприятие –  «По тропе Берендея»,  является  одной из  таких форм, и представляет собой конкурсно-игровую программу с элементами творческой импровизации с участием детей и родителей.  

Доступность  данного мероприятия заключается в подходе к его содержанию, которое не предполагает сложных заданий, требующих специальной подготовки. В данном мероприятии сформулированы цели и задачи, предусмотрено необходимое оборудование, определен ход мероприятия, в сценарии имеется описание конкурсов.

Основная часть

Цель мероприятия: формирование бережного отношения к природе и потребности в охране окружающей среды; воспитание чувства ответственности за все живое, что нас окружает; создание коммуникативной, творческой среды для успешного сотрудничества детей, родителей, классного руководителя.

        Задачи:

  • определить конкретную образовательную ситуацию, для решения которой строится взаимодействие с родителями обучающихся;
  • организовать совместное проведение досуга детей и родителей;
  • создать условия для реализации природоведческих знаний и творческих способностей детей и взрослых;
  • актуализировать и систематизировать имеющие природоведческие знания;
  • развивать эмоционально-нравственное, практически-деятельное отношение к окружающей среде;
  • развивать наблюдательность, сообразительность, память, внимание, логическое мышление;
  • развивать навыки выступления перед аудиторией.

Жанр – экологическое «путешествие», конкурсно-игровая  программа для детей и родителей.

         Форма проведения: коллективная, совместное творчество.

Методы:

  • игровой;
  • творческий;
  • поисковый;
  • наглядно-иллюстративный;
  • создания «проблемной ситуации», создание «ситуации успеха»;
  • «живого»  исполнения музыки.

Виды  деятельности: выполнение творческих заданий, концертное выступление,  слушание музыки.

Обоснование:  участие в коллективных творческих мероприятиях раскрывает эмоциональный потенциал, как детей, так и их родителей. Работа в коллективе единомышленников порождает веру в себя, в общее дело. Решая познавательно-практические задачи, вместе с родителями, преподавателем и сверстниками, дети учатся осмысливать и анализировать свою деятельность. В случае удачного решения проблемы создаётся «ситуация успеха», повышается самооценка.

Данное внеклассное мероприятие проводится в 4 четверти накануне Всемирного дня охраны окружающей среды. Всемирный день окружающей среды (5 июня) является для Организации Объединенных Наций одним из основных способов привлечь внимание мировой общественности к проблемам окружающей среды, а также стимулировать политический интерес к нарастающему экологическому кризису.

Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Уже в младшем и среднем возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.

Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть источник человечности в человеке. «Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца» – писал В. Сухомлинский. Экологическое воспитание школьников без воспитания сердца невозможно.

Ожидаемые результаты: повышение уровня внимания родителей к обучению и воспитанию детей; активизация потребности семьи активно участвовать в охране окружающей среды, что способствует эффективной взаимосвязи семьи с другими социальными институтами; усиление  эмоционально-нравственных, практически-деятельных взаимосвязей между детьми и родителями; укрепление семейных ценностей. 

Правовую основу организации мероприятия составляет:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3.
  2. Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ  [Редакция от 30.12.2015]

3. Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа -Югры до 2020 года. [Приложение к распоряжению Правительства ХМАО-Югры от 19.02.2010 №91-рп].

4. Концепция развития дополнительного образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округе - Югра. [Приказ Департамента образования и молодёжной политики Югры от 06.03.2014 №229].

5. Концепция развития дополнительного образования детей. [Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, утверждающее Концепцию развития дополнительного образования детей].

Этапы проведения:

Подготовительный:

  • составление сценария;
  • предварительная встреча с родителями и детьми по организационным вопросам (выбор ведущего, украшение концертного зала, подготовка мультимедийной аппаратуры, и т.д.)
  • подготовка аудиозаписей «Шелест листвы», «Шум леса», «Пение птиц»;
  • оформление зала;
  • подготовка слайдовой презентации;
  • оформление  книги отзывов;
  • разучивание учащимися музыкального репертуара.

Практический

Проведение конкурсно-игрового мероприятия. Продолжительность мероприятия 1 час.

Аналитический

Подведение итогов предусматривает диагностику удовлетворенности обучающихся и родителей через отображение своего настроения в карточках (смайликах). По окончании мероприятия, родителям предлагают поделиться своими впечатлениями о мероприятии в книге отзывов.

Сценарий внеклассного мероприятия  

ПО ТРОПЕ БЕРЕНДЕЯ

Экологическое путешествие

1 этап

«С природой на Вы»

Звучит аудиозапись лесных звуков:  шелест листвы, шум леса, пение птиц.

Выходит на сцену ведущий – Старичок-Лесовичок.

Старичок-Лесовичок:

- Здравствуйте, мои юные друзья! Сегодня вы путешествуете по удивительной стране, которая называется ЛЕС! Вы знаете, что есть такие страны, где не растут леса, и есть такие люди, которые не знают, что такое лес. Но все-таки человечество не могло бы обойтись без леса. И вовсе не потому только, что из древесины делают все самое необходимое для жизни человека.

        Сейчас из древесины путем ее переработки изготавливают около 30 тысяч различных предметов, вещей, продуктов и т.д. Ученые подсчитали, что человеку требуется 400 деревьев, чтобы быть обеспеченным в течение жизни нужными изделиями.

Но лес – это не только изделия. Лес – это место, где растут грибы, ягоды, лекарственные травы. И все-таки это не самое главное. И даже не то, что лес помогает сохранить в почве влагу, что без леса пересохли бы реки и озера, не дали бы урожая поля и огороды.

Главное то, что без леса давно уже прекратилась бы жизнь на Земле.

Известно, что Земля окружена воздушной оболочкой. Человек дышит – вдыхает кислород и выдыхает углекислый газ. Заводы и фабрики, котельные и автомобили ежедневно выбрасывают огромное количество углекислого газа, и запасы кислорода должны были бы истощиться. Однако, благодаря лесу, его способности перерабатывать углерод, очищать от него воздух и выделять необходимый для жизни кислород, есть еще жизнь на земле. Вот почему так важен для человека лес. Вот почему его надо охранять и беречь.

Ребята, давайте вспомним, какие правила поведения в природе вы знаете? Скажите мне, как надо себя вести в лесу, что можно делать, а что нельзя?

(Ведущий задает вопросы, ребята хором отвечают «нельзя», либо «нужно».)

Правила поведения на природе:

  • Охранять памятники природы и культуры;
  • Ломать ветки, рубить деревья, разводить костры близ деревьев;
  • Оставлять после себя мусор;
  • Разводить костры в специально отведенных местах;
  • Разорять муравейники;
  • Рвать огромные букеты;
  • Заботиться о пернатых друзьях, подкармливать, привлекать их в сады, огороды и парки;
  • Уносить домой из леса мелких животных, птиц. В неволе они гибнут;
  • Рвать растения, занесенные в Красную книгу;
  • Охранять муравейники, помнить, что муравьи – санитары леса;
  • Собирать грибы, вырывая их с корнем;
  • Топтать траву, мять кусты;
  • Громко разговаривать в лесу, кричать, шуметь. Это тревожит птиц и зверей;
  • Охранять растения и животных, которые занесены в Красную книгу.

Концертный номер:

А. Зверев «Вечером у озера»

2 этап

«Викторина природоведа»

Старичок-Лесовичок:

- Хорошо, а теперь я хочу вам рассказать одну грустную историю, которая, к счастью, не произошла.

…Однажды один художник решил нарисовать лес. «Что такое лес? – рассуждал художник. – Лес – это, конечно, деревья».

И стал он рисовать деревья – березы и ели, дубы и сосны, липы и пихты, лиственницы и орешник. Очень хорошо получились у него деревья. И так похожи, что казалось, вот-вот пробежит ветерок и затрепещут листочки осины, закачаются лапы елей и ветки берез.

А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой – Старичка-Лесовичка, т.е. меня. Потому что какой же лес без меня!

Художник считал картину законченной и хотел повесить ее на стену. Но я не удержался:

- Какой же это лес? Это не лес, а лишь одни деревья. Разве может быть лес без травы, кустов? Без цветов?

- Не может, - согласился художник и принялся рисовать красивые кустарники, а на земле – среди зеленой травы – множество ярких цветов.

- Ты забыл нарисовать грибы, - сказал я художнику. – Грибы должны быть обязательно, без них не будет леса.

Картина получилась очень яркая и живая, но все это могло погибнуть. Надо было нарисовать насекомых. Но что же получилось? Нарисовал художник насекомых, а они чуть не съели весь лес. Но тут-то я закричал:

- Рисуй птиц! Потому что настоящий лес не может быть без птиц!

Да, получился настоящий лес, но и он мог погибнуть. И тогда мы с художником нарисовали жабу и ящерицу. И еще разных зверей.

- Вот теперь это настоящий лес, - сказал я, - теперь он будет жить. Потому что здесь есть все: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и птицы, и животные. Это – лес…

А теперь, ребята, я буду слушать вас. Я хочу проверить ваши знания о лесе, о природе,  их значении в нашей жизни. Родители могут помогать ребятам, если они будут испытывать трудности с ответом.

(Ведущий проводит викторину, задавая вопросы учащимся.)

  1. Какие деревья являются столовой для птиц? (Рябина, черемуха.)
  2. На какой год созреваю шишки у сосны? (На 2-й год.)
  3. Сколько лет живет брусника?  (До 300 лет.)
  4. Сколько лет может жить дуб?  (До 2000, а в среднем 400-500.)
  5. Из цветов какого лиственного дерева пчелы приготавливают самый вкусный мед?  (Липа.)
  6. Какое лекарственное растение называют мяун-травой, и какое лекарство из него изготавливают? (Валериана, сердечные капли.)
  7. Какое растение используют для лечения мелких ран, ушибов и ссадин? (Лист подорожника.)
  8. Какое растение питается мухами и комарами?  (Росянка.)
  9. Какие растения употребляются при простуде?  (Малина, аптечная ромашка, мать-и-мачеха.)
  10. Какая ягода заменит лимон? (Клюква, в ней есть лимонная кислота.)
  11. Какие ядовитые растения вам известны? (Белена, волчье лыко, плоды ландыша, вороний глаз.)
  12. Как определить возраст спиленного дерева? (По количеству колец на стволе.)
  13. Какие звери летают? (Летучие мыши и белки-летяги.)
  14. Какие птицы прилетают к нам первыми весной? (Грачи.)
  15. Что означает красный цвет Красной книги? (Цвет тревоги.)

Концертный номер:

А. Зверев «КУ-КУ»

3 этап

«Лужайка-поиграйка»

Звучит аудиозапись лесных звуков:  шелест листвы, шум леса, пение птиц.

Старичок-Лесовичок:

        - Друзья, сейчас мы забрели на лесную лужайку. Мы с вами будем отдыхать. Но это не значит, что мы завалимся под дерево и будем спать. Нет, мы с вами будем наслаждаться этой красотой, красотой летнего леса. Помните загадку: весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает? Что это? (Лес.) Видите, лес полезен, необходим в каждую пору года. Но не только этим.

        Здоровый лесной воздух и зимой, и осенью, и весной необходим для человека. Он оказывает целительное действие на ваши растущие молодые организмы. Вот и сегодня мы с вами немного поиграем на свежем воздухе. Ваша задача вспомнить как можно больше игр с экологическим содержанием (название игр и правила), а потом 1- 2 игры мы проведем.

        Перечень игр:

«Биологический аукцион»

        Ведущий называет любую букву, ребята называют растения или животных на эту букву. Кто произнесет последнее слово, тот и победитель.

        «Ботаническая эстафета»

        Ведущий называет растение, а все последующие участники должны назвать растение на последнюю букву. Таким же образом проводится и «Зоологическая эстафета».

        «Отгадай задуманное»

        Ведущий задумывает название животного или растения. Чтобы отгадать, ребята могут задавать наводящие вопросы, на которые ведущий отвечает «да» или «нет».

        «Тонкое ухо»

        Участникам предлагается распознать звуки природы: шелест листвы, шум дождя, голоса птиц, животных и т.д.

        «Скажи шестое»

        Ведущий быстро называет пять деревьев (птиц, цветов, рыб и т.д.), а тот, к кому он обращается, должен назвать шестое. Быстрый и правильный ответ – играющий становится ведущим.

Концертный номер:

Русская народная песня «Во поле береза стояла» обр. В. Лаптева

4 этап

«Загадки леса»

Игра со зрителями

Старичок-Лесовичок:

        - Дорогие родители и гости, чтобы вы не скучали, пока наши ребята отдыхают на лесной лужайке, мы с вами поиграем. Сейчас у меня к вам будет много-много загадок:

  1. Летом гуляет, а зимой отдыхает. (Медведь.)
  2. Не елка, а колок, не кот, а мыши не боится. (Еж.)
  3. Кто ткет без станка и без рук? (Паук.)
  4. Зелена, а не луг, бела, а не  снег. (Береза.)
  5. Золотое решето, крупным бисером полно. (Подсолнух.)
  6. Течет, течет, а не вытечет; бежит, бежит, не выбежит. (Река.)
  7. Кто говорит на всех языках? (Эхо.)
  8. У кого усы длиннее ног? (У рака.)
  9. Был ребенок – не знал пеленок, стал стариком сто пеленок на нем. (Капуста.)
  10. Стоит Антошка на одной ножке, кто мимо ни пройдет, всяк ему поклон кладет. (Гриб.)
  11. Голубой глазок из земли глядит, а зимою он пеленой покрыт. (Озеро.)
  12. В золотой клубочек спрятался дубочек. (Желудь.)
  13. В лесу котелок кипит, кипит, а не выкипает. (Муравейник.)
  14. На всех лугах сестрички; золотой глазок, белые реснички. (Ромашки.)
  15. Стройный, быстрый, рога ветвисты. Пасется весь день, зовется …(Олень.)
  16. Крашеное коромысло через реку повисло. (Радуга.)
  17. Старик у ворот тепло уволок.

Сам не бежит и стоять не велит. (Мороз.)

  1. Среди двора стоит копна,

Спереди вилы, сзади – метла. (Корова.)

  1. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собаки лают, а достать не могут. (Месяц.)
  2. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? (Соловей.)

Концертный номер:

А. Зверев «Летним утром»

5 этап

«На лесной опушке»

Звучит аудиозапись лесных звуков:  шелест листвы, шум леса, пение птиц.

Старичок-Лесовичок:

        - Напоследок ребята, на этой лесной опушке мы поговорим с вами о пении и певцах. Назовите мне певчих птиц, каких вы знаете… (дети называют птиц.)

        Да, это такие прекрасные птицы, как дрозд, соловей, иволга, жаворонок. Маленькую зеленушку называют лесной канарейкой. А как красиво поют пеночка, малиновка, лесной конек, юла, чиж, скворец, чечевица и маленькая славная птичка – славка!

        А теперь мне бы хотелось узнать. Какие песни о природе, о ее охране, о животных и растениях и т.д. вы знаете?

Мы проведем аукцион песен о лесе. Вы должны пропеть как можно больше отрывков из разных песен, в которых говорится о деревьях, цветах, птицах т.д. Чем больше песен вы споете, тем выше балл. А победитель – тот, кто споет последнюю песню, - получит приз. (Призом могут быть аплодисменты зрителей.)

Концертный номер:

Русская народная песня «Под горою калина», обрабока А. Курченко

Рефлексия

Уважаемые родители, мы, педагоги, прекрасно понимаем, что вы доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся.  Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя.

Сегодня мне очень хотелось объединить Вас и Ваших детей одной общей целью. И это не просто стремление проявить себя самым активным, эрудированным и начитанным. Прежде всего – это возможность стать дружной и сплоченной командой, способной творить, понимать, помогать и поддерживать друг друга. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать природу, ценить чистый воздух, зеленый лес, прозрачные реки, цветущие луга и делать все возможное для того, чтобы они таковыми и оставались. Ведь каждому цивилизованному человеку необходимо знать законы, по которым живёт природа, уметь организовывать свой труд и отдых так, чтобы не нанести вреда природе, и иметь осознанное желание делать это. И прекрасно, если наши дети будут следовать этим законам все свою жизнь.

Перед началом  нашего мероприятия  вам раздали смайлики и фломастеры. Прошу Вас изобразить на каждом из смайликов то настроение, с которым вы уходите домой. Так же  свои впечатления о сегодняшнем мероприятии вы можете оставить в «Книге отзывов». Я благодарю всех присутствующих за активное участие. Желаю всем здоровья, счастья,  любви и взаимопонимания! До свидания!

Заключение

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой, терпением, использованием различных форм и методов работы.

Считаю, что ценность данного мероприятия заключается, прежде всего, в том, что оно способствует формированию позитивных детско-родительских отношений в процессе совместной деятельности, активизирует потребность семьи активно участвовать в охране окружающей среды, усиливает  эмоционально-нравственные, практически-деятельные взаимосвязи между детьми и родителями, укрепляет семейные ценности. Участие в коллективных творческих мероприятиях помогает раскрыть эмоциональный потенциал, как детей, так и их родителей, позволяет родителям заниматься творчеством вместе с детьми, создавать атмосферу радости от совместной деятельности, снижать дефицит общения в семье, перенимать у преподавателя приёмы обучения и воспитательного воздействия.

Анализируя опыт по организации взаимодействия с родителями, пришла к выводу, что после совместных внеклассных мероприятий у родителей повышается мотивация к участию в жизни  школы и класса, к взаимодействию с преподавателем в образовательной и воспитательной работе с детьми. Считаю, что подобные мероприятия должны быть обязательной частью образовательного процесса.  

Список нормативно-правовых документов

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3.
  2. Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ  (Редакция от 30.12.2015)
  3. Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года. (Приложение к распоряжению Правительства ХМАО-Югры от 19.02.2010 №91-рп).
  4. Концепция развития дополнительного образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округе - Югра. (Приказ Департамента образования и молодёжной политики Югры от 06.03.2014 №229).
  5. Концепция развития дополнительного образования детей. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, утверждающее Концепцию развития дополнительного образования детей).

Список литературы

  1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. – 223с.
  2. Воспитательная система класса: Теория и практика: Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. – 148 с.
  3. В помощь классному руководителю / сост. Л. А. Конькова, Н. Е. Луйгас. – Минск: Красико-Принт, 2007. – 176 с. – (Педагогическая мастерская).
  4. Гайнанова Л.Е.  Педагогика каникул. Методическое пособие в помощь    организаторам детских оздоровительно – образовательных лагерей/ Л.Е.  Гайнанова– Чита, ИПЦ ЧИПКРО, 2001. -123 с.
  5. Гликман И.З. Теория и методика воспитания/ И.З. Гликман. – М.:ВЛАДОС- ПРЕСС, 2002. – 176 с.
  6. Классные часы в 3 – 4-х классах / Н. Ф. Дик. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 320 с. – (Сердце отдаю детям).
  7. Мудрость воспитания. Книга для родителей. /Сост. Б.М. Бим-Бад., Э.Д. Днепров., Г.Б. Корнетов. - М.: Педагогика, 1987. - 288 с. - (Библиотека для родителей).
  8. Творческое лето. Сборник методических материалов./Сост. Н.С. Аверина.  - Москва, ГОУ ДОД ФЦТТУ, 2007. – 64 с.
  9. Тематические классные часы / авт.-сост. А. Р. Борисевич, В. Н. Пунчик. – Минск: Красико-Принт, 2008. – 128 с. – (Деятельность классного руководителя).
  10. Организация внешкольного досуга/Сост. В.П. Шашина. – Ростов н/Д, 2002. – 351 с.
  11. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе/ М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: Изд-во центр ВЛАДОС, 2000.
  12. Фришман И. И. Игры без проигравших./ И. И. Фришман - Н.Новгород, Изд: ООО «Педагогические технологии»,2003. – 90 с.



Предварительный просмотр:

Викторина «Знатоки природы родного края»

Цель: формирование бережного отношения к природе

Задачи:

- формирование экологической культуры, чувства ответственности;

- воспитание сознательного отношения к природе, умение вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами;

- развитие познавательных компетенций учащихся.

Ход викторины:

Здравствуйте дети! Сегодня мы проведем викторину «Знатоки природы» и узнаем лучших знатоков окружающего мира. Наш класс будет состоять из 2 команд.

Команда, которая быстрее поднимет руку, и правильно ответит на вопрос - получит 1 балл.  А ваши ответы будет оценивать наше жюри.

1. Сначала вам будут предложены вопросы из растительного мира. И так, начнем.

1. Трава от 99 болезней (зверобой, подорожник)

2. Самое сладкое дерево наших лесов (дуб, липа, ель)

3. Разноцветные грибы (подберезовики, сыроежки, лисички)

4. Какая ягода бывает черной, красной, белой (смородина, вишня, малина)

5. Дерево - символ нашей Родины (береза)

6. Название, какого растения говорит, где оно живет? (подорожник)

7. Из какого дерева делают спички (береза, ольха, осина)

8. У каких деревьев осенью листья красные (клен, береза, рябина)

9. У какого дерева иголки осенью желтеют и опадают (лиственница, ель)

 Молодцы! Вы справились с заданиями, а сейчас вопросы из животного мира:

1. Кто собирает грибы спиной? (ёж)

2. Кровожадный хищник наших лесов? (волк)

3. Кто спит вниз головой? (летучая мышь)

4. Животное лесов, похожее на кошку (рысь)

5. Какая птица считается самой умной, и почему? (орел, попугай, ворон)

6. Что является лучшим лакомством для лосей, оленей и косуль (трава, грибы, соль)

7. Какие из этих птиц являются перелетными (воробей, соловей, малиновка)

8. Какие из этих зверей на зиму ложатся в спячку (барсук, еж, медведь)

9. Как называется жилище бобра (хатка, норка)

Жюри подводит итог.

2. Следующий конкурс – «Аукцион песен». Каждая команда по очереди называет песню, где упоминается название животных, насекомых, птиц, или животные исполняли в мультфильмах. (В траве сидел кузнечик, песенка Крокодила Гены, песня кота Матроскина, песня крошки Енота, колыбельная для Умки и т.д.)

Жюри подводит итог.

3. А теперь литературный конкурс. Я буду называть вам литературных героев сказок, а вы должны назвать название сказок и их авторов.

1. Петушок на шесте (Пушкин «Сказка о золотом петушке»)

2. Утенок (Андерсен «Гадкий утенок»)

3. 11 лебедей (Андерсен «Дикие лебеди»)

4. Воробей – герой и таракан (Чуковский «Тараканище»)

А какие еще сказки с действующими героями птицами, животными и насекомыми вы помните? («Конек – горбунок», «Дюймовочка», «Вини – Пух», «Курочка – ряба», «Волк и семеро козлят).

Жюри подводит итог.

4. Конкурс иллюстраций. 2 участникам от каждой команды предлагается нарисовать эмблему на тему «Береги природу». Жюри оценивает по пятибалльной системе.

5. А пока художники работают, вам необходимо разгадать загадки про птиц. Команда, которая быстрее поднимет руку, и правильно ответит на вопрос - получит 1 балл.  

1. Не король, а в короне не гусар, а при шпорах,

На часы не взглядывает, а время знает (Петух)

2. Крылатый, горластый, красные ласты (Гусь)

3. Мать, отца не знаю, но часто называю,

Детей знать не буду – чужим сбуду (Кукушка)

4. Днем спит, ночью летает, прохожих пугает (Филин)

5. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет (Сорока)

6. Шапочка алая, желеточка нетканая, кафтанчик рябенький (Курица)

7. Это старый наш знакомый, он живет на крыше дома –

Длинноногий. Длинноносый, длинношеий, безголосый (Аист).

Художники заканчивают работу. Жюри подводит итоги.

6. И так, наш последний конкурс – Самый внимательный». Я буду называть деревья и кустарники, а вы запоминайте те из них, которые не растут в нашей местности.

Яблоня, груша, малина, ель, береза, ель, саксаул, облепиха, мимоза, вишня, лимон, апельсин, липа, верба, баобаб, мандарин.

А теперь каждая команда называет те деревья и кустарники, которые не растут в нашей местности. 1 команда вам слово. Ответ 2 команды. Конкурс оценивается по пятибалльной системе.

7. Ребята, молодцы! Мы с вами поделились со своими знаниями. Давайте подумаем, как сохранить нашу природу. Для этого я каждой команде по очереди задаю вопросы. Правильный ответ – 1 балл.

1. Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверей - искать укромное место.)

2. Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его? (Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле. Не трогать яйца руками. Не брать в руки птенцов.)

1. Как правильно разжечь костер в лесу? (Выбрать место подальше от деревьев, снять дерн и положить подальше от огня. Когда костер будет залит водой, необходимо убрать головни, уложить дерн на место и полить хорошенько водой.)

2. Вы всем классом выехали в лес. Там вы жгли костер, пекли картошку, ели шоколады, пили соки и варили суп из консервов. Прежде чем уйти домой, вы... Выберите 2 правильных ответа.

а) Сложили бумажки, бутылки и банки аккуратно под кустик.

б) Все бросили в костер.

в) Бумагу сожгли, а железные банки и стеклянные бутылки взяли домой.

г) Сложили все оставшиеся дрова в костер, чтобы не пропадали, и ушли.

д) Залили костер водой или засыпали землей.

е) Разбросали недогоревшие головешки по поляне.

Молодцы ребята, вы показала себя отличными знатоками природы. Но природу необходимо не только хорошо знать, но и любить, охранять.

Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с вами

Навеки родная земля.

На ней мы с вами родились,

Живем мы с вами на ней.

Так будем же люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Прошу жюри подвести итоги, и назвать победителей нашей викторины.

Вручение грамот победителям.