Воспитательный проект

Пакшаева Татьяна Петровна

ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ КРАЕВЕДЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ Старо-Семенкинский филиал МБОУ СОШ с. Ст. Маклауш Клявлинского р-на

В условиях введения ФГОС одним из важнейших приоритетов обновления содержания исторического и обществоведческого образования является формирование личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий школьников. В связи с этим возникает необходимость модернизация и развития гражданского и патриотического воспитания.

При формировании личности ребенка необходимо воспитывать в нем гражданскую, правовую, политическую культуру, поэтому для нас – педагогов – очевидна необходимость постоянной, каждодневной работы по формированию поликультурной образовательной среды, основанной на взаимотерпимости, взаимоуважении и согласии. Весьма значительный потенциал воспитания будущего гражданина страны, открытого ко всему иному и новому, терпимого к другим культурным традициям, способного к взаимодействию и диалогу, содержится в интеграции общественных дисциплин: предметов федерального и регионального компонентов.

Региональный компонент учебного плана нашей Старо –Семенкинской школы Клявлинского района включает учебные курсы граждановедения, исторического краеведения, «Основы религиозной и светской этики». Для реализации регионального компонента на основе интеграции была разработана программа «Моя малая родина» для учащихся 5-9-х классов. Она предполагает взаимосвязь таких понятий как «гражданское образование», «историческое краеведческое образование» и «патриотическое воспитание». Программа нацелена на формирование системы ценностей и установок поведения подростка, совершенствование регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальные учебные действия, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Темы гражданского образования, включенные в программу, формируют уважение к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Интегрированный характер курсов граждановедения и краеведения позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, об основных областях общественной жизни. На таких занятиях подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника, потребителя и т.д.). Интеграционная составляющая разработанной программы отражается в образовательных технологиях, используемых на уроках: совместная поисково-исследовательская деятельность учащихся, моделирование исторической ситуации, технология дискуссий, дебатов, «погружение» в историческую эпоху, ролевые игры и др. Использование интерактивных форм организации занятий создают в школьной среде атмосферу сотрудничества, которая позволяет сформировать целый коплекс УУД, имеющих не только учебное, но и социальное значение: взаимопомощь, терпимость к другим мнениям и позициям, умение вырабатывать совместное решение, поиск компромиссов, стремление к диалогу, открытость и др. Эти универсальные учебные действия, крайне важные для решения учебных задач, оказывают положительное влияние на воспитание, характер ученика, его личностные качества, ценностные представления об окружающем мире. Воспитание гражданского отношения к себе мы организуем через уроки-тренинги, диспуты, беседы, посещение музеев; вечера вопросов и ответов, встречи с интересными людьми. Следуя завещанию Д.С.Лихачёва, воспитание гражданственности мы связываем с наличием у детей преданной, бескорыстной и щедрой любви к родителям и родственникам и умением проявлять эту любовь во внимании и заботе, так называемого «чувства нравственной оседлости».

Воспитание родственных чувств, долга перед родителями, уважения к людям, заботы о младших и престарелых являются составляющими разработанной нами программы. Помощь школьникам в подготовке к выполнению названных ролей мы начинаем со знакомства с семьей воспитуемого, с составления вместе с ним социального паспорта семьи, его родословной, генеалогического дерева. Мы осознаем, что воспитательный потенциал содержания гражданского и краеведческого образования, реализуемый в учебном процессе, при всей своей значимости все же недостаточен для формирования социально-активной, компетентной личности. Существенным фактором гражданского становления подрастающего поколения является его активная социализация. Работа по гражданско-патриотическому образованию и воспитанию осуществляется и через проведение социального проектирования в рамках урочной и внеурочной деятельности . Чтобы развивать у ребят личностные и коммуникативные УУД, мы «включаем» школьников в окружающий мир во всем его многообразии, интегрируем усилия окружающего социума. На протяжении многих лет отлажена система взаимодействия с учреждениями нашего села и района: Домом детского творчества, Домом культуры, библиотекой, сельской администрацией. Воспитание гражданского отношения к окружающим людям формируется в совместной деятельности с родителями по созданию вокруг школы и на улицах села удобную среду обитания. Традиционными стали акции по благоустройству села и школы, праздники труда. Ежегодно в мае в честь Дня Победы в селе проводится Вахта памяти. Ее программа включает встречи-конференции с ветеранами Великой Отечественной войны, вечера чествования ветеранов, музейные уроки, операции «Забота», «Память». Воспитанию гражданского отношения к Отечеству способствует непосредственное активное участие школьников в деятельности школьной музейной комнаты, экспозиции которой посвящены истории села. Важное значение имеют предметы регионального компонента– граждановедения, исторического краеведения, Религии России, в формировании межэтнического, межконфессионального диалога, прочного межнационального мира на локальном, местном уровнях.

Клявлинский район –многонациональный: традиционно совместно здесь проживают русские, татары, чуваши, мордва, поэтому интеграционный потенциал программы «Моя малая родина» регионального компонента создает благоприятные условия и содержит значительные возможности для межэтнического взаимопонимания юных жителей села. Интеграционные функции находят отчетливое выражение в целях краеведческого образования. Историческое краеведение – дисциплина мировоззренческая. Закладывая фундамент исторических знаний, она прямо или опосредованно формирует в подрастающем поколении общероссийские ценности – патриотизм, державность, коллективистские начала. Через события-символы, через исторических героев в сознании школьников складывается целостный образ Отечества в его исторической ретроспективе, формируется общенациональная идентичность, которая не противоречит идентичности этнорегиональной. Школьник, осваивая определенную сумму знаний об Отечестве, его национальном, конфессиональном составе, учится воспринимать многомерное поликультурное пространство как объективную данность, уважительно, толерантно относится к носителям разных культур и традиций, учится понимать, что в этом национальном, культурном, конфессиональном многообразии – уникальность и неповторимость России.

Этот опыт крайне полезен сверстникам разных национальностей, вероисповедания, культурных традиций. Он благоприятно влияет на атмосферу в классе с различным этноконфессиональным составом. В творческих работах наших учащихся (например, «Откуда пошел мой род», «Я и моя деревня», «Моя деревня через 50 лет», «Не позволяй душе ленится», «Рождение моей семьи») раскрывается их собственный опыт самовоспитания патриота своей «малой родины», носителя этнических и общероссийских ценностей, гражданина России, который с малых лет живет бок о бок с представителями разных народностей, впитывает ценности и символы своего этноса, уважительно относится к нормам, традициям других народностей. Через систему такого воспитания (класс, школа, село) формируются невидимые нити каждодневного взаимодействия между детьми разных этнонациональных групп.

Таким образом, интеграционный подход в преподавании предметов регионального компонента краеведения и граждановедения выполняет весьма важную роль в процессе развития универсальных учебных действий обучающихся и становления личности: - обеспечивает единое историческое и обществоведческое знаниевое пространство; - способствуют складыванию в сознании ребят целостного образа Отечества; - формируют в подрастающем поколении общероссийские ценности; - закладывают черты поликультурной толерантной личности; - формирует положительный социальный опыт и нравственный потенциал учащихся; - укрепляют поликультурную образовательную среду, основанную на взаимотерпимости, взаимоуважении и согласии.

Библиографический список

1. ФГОС. Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования. М., 2011

2. Вяземский Е. Е. , Стрелова О. Ю. Национально-региональный компонент исторического образования. Пособие для учителя, М., Просвещение, 2008

3.Вяземский Е. Е. Итоговая конференция по проекту Совета Европы // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2007. — № 2.

4.Козленко С. И. Региональный компонент обществознания: Вопросы теории и методики преподавания. — М., 2006. — С. 26.

5.Суслова Г.П. Концепция краеведческого образования в Челябинской области http://do.gendocs.ru/docs/index-179963.html