Воспитательный проект

Пакшаева Татьяна Петровна

ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, и формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных национальными культурами российской цивилизации.

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям. В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, а именно в "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России" определяется, что: "Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России".

Основными принципами духовно-нравственного развития и воспитания являются: Воспитание на традициях. Принцип сотрудничества. Личностно-ориентированный подход. Принцип сохранения исторической памяти. Национальные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания. Образовательное пространство многих регионов Самарской области, в частности Клявлинского района, функционирует в полиэтнической среде и характеризуется многонациональным составом учащихся. На территории нашего края на протяжении веков совместно проживают татары, чуваши, мордва, русские. В таких условиях необходимо обращение к духовному богатству различных культур, национальным традициям, которые, несмотря на имеющиеся отличия, имеют единую нравственную основу. Каждый ребенок должен стать человеком, знающим свои корни, любящим свой родной край. В дальнейшем силой этой любви определится мера их способности трудиться, защищать свою Родину. Такой личностью может быть только человек с чувством национального достоинства, опирающийся на национальные идеалы. Именно народные традиции и обычаи выступают в роли регуляции повеления и деятельности взрослых и детей в семье и обществе, формируют основы нравственных качеств, способствуют возрождению новых духовных ценностей, обогащают культурное наследие народа. В тоже время толерантность - высший показатель нравственности как индивида, так и общества в целом; это залог политически стабильного и морально легитимного общественного устройства. Именно поэтому, сегодня придается особое значение воспитанию поликультурной личности. Духовные традиции любого народа имеют чрезвычайно важное значение, обнажая истоки, корни соответствующей цивилизации, ее наследие. В апреле 2007 г. в Послании к Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России В.В. Путин подчеркнул, «…что духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. … Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом экономических и политических отношений»[1]. Вследствие этого одним из приоритетных направлений государственной политики РФ неизменно должно являться сохранение и развитие национальных культурных традиций, которые гарантируют преемственность общечеловеческого и культурного прогресса, формируют чувство укорененности в своей отчизне, патриотизма и ответственности за нее, заботы о своем «доме».

Приоритетами национальной политики Российской Федерации, являются, с одной стороны, обеспечение «единства федерального культурного и образовательного пространства», а с другой - «защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства». К приоритетам такой политики принадлежат: - удовлетворение этнокультурных и языковых образовательных потребностей народов России в сопряжении с сохранением единства федерального культурного, образовательного и духовного пространства; - консолидация многонационального народа России в единую политическую нацию, формирование общероссийского гражданского сознания в сочетании с этнической самоидентификацией; - признание необходимости расширения масштабов межкультурного взаимодействия народов России, формирования у обучающихся коммуникабельности и толерантности, исключающих национализм, сепаратизм и ксенофобию.

Реализация заявленных целей в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования осуществляется через компонентную модель организации содержания образования, включающую федеральный, региональный компоненты и компонент образовательного учреждения, использующего общеобразовательные программы с этнокультурным региональным компонентом.[5] Весьма значительный потенциал воспитания будущего гражданина страны, открытого ко всему иному и новому, терпимого к другим культурным традициям, способного к взаимодействию и диалогу, содержится в интеграции общественных дисциплин: предметов федерального и национально -регионального компонентов.

Региональный компонент учебного плана нашей Старо –Семенкинской школы Клявлинского района включает учебные курсы граждановедения, исторического краеведения, «Основы религиозной и светской этики». Для реализации регионального компонента на основе интеграции мною была разработана программа «Я и моя малая родина» для учащихся 5-9-х классов. Она предполагает взаимосвязь таких понятий как «гражданское образование», «историческое краеведческое образование» и «духовно-нравственное воспитание». Историческое краеведение – дисциплина мировоззренческая. Закладывая фундамент исторических знаний, она прямо или опосредованно формирует в подрастающем поколении общероссийские ценности – патриотизм, державность, коллективистские начала. Через события-символы, через исторических героев в сознании школьников складывается целостный образ Отечества в его исторической ретроспективе, формируется общенациональная идентичность, которая не противоречит идентичности этнорегиональной. Школьник, осваивая определенную сумму знаний об Отечестве, его национальном, конфессиональном составе, учится воспринимать многомерное поликультурное пространство как объективную данность, уважительно, толерантно относится к носителям разных культур и традиций, учится понимать, что в этом национальном, культурном, конфессиональном многообразии – уникальность и неповторимость России.

На второй ступени образования продолжается формирование системы ценностей и установок поведения подростка. Интегрированный характер курсов граждановедения и краеведения позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, национальных традициях. На таких занятиях подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, и т.д.). Следуя завещанию Д.С.Лихачёва, воспитание гражданственности мы связываем с наличием у детей преданной, бескорыстной и щедрой любви к родителям и родственникам и умением проявлять эту любовь во внимании и заботе, так называемого «чувства нравственной оседлости».

Воспитание родственных чувств, долга перед родителями, уважения к людям, заботы о младших и престарелых являются составляющими разработанной нами программы. Помощь школьникам в подготовке к выполнению названных ролей мы начинаем со знакомства с семьей воспитуемого, с составления вместе с ним социального паспорта семьи, его родословной, генеалогического дерева. Интеграционная составляющая разработанной программы отражается в образовательных технологиях, используемых на уроках: совместная поисково-исследовательская деятельность учащихся, моделирование жизненных ситуаций, технология дискуссий, дебатов, ролевые игры и др. Использование интерактивных форм организации занятий создают в школьной среде атмосферу сотрудничества, которая позволяет сформировать целый комплекс нравственных ценностей, имеющих социальное значение: взаимопомощь, терпимость к другим мнениям и позициям, умение вырабатывать совместное решение, поиск компромиссов, стремление к диалогу, открытость и др. Возрождение России, сохранение духовно-нравственной целостности российского народа, - органично связаны с возрождением села, сохранением высоких духовно-нравственных ценностей в ориентациях всех групп, составляющих сельское население и особенно молодежи, от деятельности которой зависит настоящее и будущее духовной культуры, характер социально-экономических преобразований на селе. Деятельность сельских педагогов должна, на наш взгляд, создавать условия для духовного возрождения. В поиске путей обновления содержания воспитательного процесса я пришла к решению делать главный акцент в работе на знакомство учащихся с традиционными культурами народов проживающих в нашем селе, районе. Этнические традиции, этнонациональные ценности в целом являются важным фактором сохранения духовно-нравственных устоев сельского населения в целом и сельской молодежи в частности, а также фактором, препятствующим проникновению в моральное сознание сельской молодежи худших образцов западной культуры, утилитарных, прагматических ценностей.

Большую роль в этом играют народные праздничные традиции. Анкетирование учащихся нашей школы показало, что подростки высоко оценивают значение празднично-обрядовых традиций в своей жизнедеятельности. 64% опрошенных твердо убеждены, что молодой человек должен беречь традиции своего народа, 78 % считают, что оторванность от традиционных ценностей оскудняет духовную культуру молодого человека, 81% ощущают потребность приобщения к ценностям праздничной культуры своего народа. Данная потребность побуждает школьников к активному участию в организации народных праздников, которые ежегодно проводятся в нашем селе . Системообразующим видом деятельности, способствующим освоению традиций и ценностей национальных народных культур, является познавательная коллективная деятельность в рамках социального проектирования. В творческих работах наших учащихся (например, «Откуда пошел мой род», «Я и моя деревня», «Моя деревня через 50 лет», «Не позволяй душе ленится», «Рождение моей семьи») раскрывается их собственный опыт самовоспитания патриота своей «малой родины», носителя этнических и общероссийских ценностей, гражданина России, который с малых лет живет бок о бок с представителями разных народностей, впитывает ценности и символы своего этноса, уважительно относится к нормам, традициям других народностей. Через систему такого воспитания (класс, школа, село) формируются невидимые нити каждодневного взаимодействия между детьми разных этнонациональных групп. Мы, педагоги, «раздвигаем» стены школы, «включаем» школьников в окружающий мир во всем его многообразии, интегрируем усилия всего окружающего социума. На протяжении многих лет в нашей школе отлажена система взаимодействия с учреждениями села и района: Домом детского творчества, Домом культуры, библиотекой, сельской администрацией. Воспитание толерантного отношения к окружающим людям формируется в совместной деятельности с родителями по созданию вокруг школы и на улицах села удобную среду обитания. Традиционными стали акции по благоустройству села и школы, праздники труда. Ежегодно в мае в честь Дня Победы в селе проводится Вахта памяти. Ее программа включает встречи-конференции с ветеранами Великой Отечественной войны, вечера чествования ветеранов- представителей всех национальностей нашего края, музейные уроки, операции «Забота», «Долг», «Память». Воспитанию гражданского отношения к Отечеству, уважению к национальным традициям способствует непосредственное активное участие школьников в деятельности школьной музейной комнаты. Экспозиции музея посвящены истории жизни и быта народов нашего края, трудовым и боевым подвигам наших земляков – людей разных национальностей. Инициативная группа музея систематически проводит экскурсии для учащихся и жителей села. Поисковая деятельность учащихся позволяет постоянно пополнять фонды музея. Материалы, собранные в ходе исследовательской работы, учащиеся представляют на районных, окружных и международных конференциях. 

Важное значение играют предметы регионального компонента в формировании межэтнического, межконфессионального диалога, прочного межнационального мира на локальном, местном уровнях. Школьник, осваивая определенную сумму знаний об Отечестве, его национальном, конфессиональном составе, учится воспринимать многомерное поликультурное пространство как объективную данность, уважительно, толерантно относится к носителям разных культур и традиций, учится понимать, что в этом национальном, культурном, конфессиональном многообразии – уникальность и неповторимость России.

Этот опыт крайне полезен сверстникам разных национальностей, вероисповедания, культурных традиций. Он благоприятно влияет на атмосферу в классе с различным этноконфессиональным составом. Таким образом, интеграционный подход в преподавании предметов регионального компонента -краеведения и граждановедения - выполняет весьма важную роль в процессе становления духовно- развитой личности: - способствуют складыванию в сознании ребят целостного образа Отечества; - формируют в подрастающем поколении общероссийские и национальные ценности; - закладывают черты поликультурной толерантной личности; - формирует положительный социальный опыт и нравственный потенциал учащихся; - укрепляют поликультурную образовательную среду, основанную на взаимотерпимости, взаимоуважении и согласии.

Использованная литература

1. Андреев С. М. Основные направления государственной политики РФ в области сохранения культурно-нравственных ценностей и укрепления единства российского народа. Методические материалы. Омск , 2008.-с.10-12.

2. Бояк Т.Н. О понятиях: «ценности», «ценностные ориентации»/Т.Н.Бояк //Вестник Бурятского госуниверситета. Серия 5: Философия, социология. Вып.12.-Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2006.-с.73-81.

3. Вяземский Е. Е. , Стрелова О. Ю. Национально-региональный компонент исторического образования. Пособие для учителя. М., Просвещение, 2008.-с.8-11.

4. Вяземский Е. Е. Итоговая конференция по проекту Совета Европы // Преподавание истории и обществознания в школе. М.,2007. — № 2.-с.23-24.

5. Козленко С. И. Региональный компонент обществознания: Вопросы теории и методики преподавания. М., 2006. — С. 2

6. ФГОС. Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования. М., 2011.-с.89-93.