Презентации к урокам русского языка и литературы

Бурцева Маргарита Николаевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

.

Слайд 2

Тема: «Имя существительное» Урок русского языка в 5 классе Повторение пройденного материала

Слайд 3

Игра «Повторяйка-ка» Я - имя существительное. Что вы знаете обо мне?

Слайд 4

обозначаю Я пре дм ет и отвечаю на вопросы: Кто? Что? Задание №1. Приведи свои примеры и запиши в 2 столбика Кто? Что?

Слайд 5

На какие группы можем поделить слова? На какие вопросы отвечают ? Что обозначают? . ? ?

Слайд 6

Задание№2 -Найди меня Берег,плывет,веселый,сад,растет, пчела, вишня,кричит,огород, звенит, прекрасный ,солнце,бежит, ненастный, роза, быстро, стоит, цветут,радостный,грустный, стол. Приведи свои примеры

Слайд 7

. Я бываю Одушевлённым:Кто? Неодушевленным:Что? Приведи с примеры

Слайд 8

Задание№ 2 -Разбей меня на 2 группы. Шкаф, ученик,парта, петух,книга,девочка, кот,пальто,лисица,сорока, капуста ,воробей. Приведи по 2 примера в каждый столбик. Найди и подчеркни одной чертой словарные слова

Слайд 9

Задание№4 Подумай и назови: страна-…., город-..., имя(свое)-…, кличка(животного)-…., река-…, село-… Какое правило повторили?

Слайд 10

Я бываю в единственном и множественном числе. Задание№5 Запиши имена существительные во множественном числе Чашка, полка, карандаш, журнал, дневник, стриж, пенал, цветок, малыш, крот, день, тетрадь, девочка. Найди в в словах знакомые орфограммы. Подчеркни их.

Слайд 11

Анатольева Э. В. Серёжа – круглый сирота . «Какая ты зазнайка , Люба,» - удивилась мама. Что ты за непоседа !

Слайд 12

Ура! Ура! Ура! Ура! Вчера я видел кенгура! Не кенгура, а кенгуру! А как кричать тогда: «Уру!»? Кричи «Ура!» про кенгуру. Которых видел я вчеру? Которых видел ты вчера. Ура! Ура! Ура! Ура! Ещё там были кенгурята. Про них-то как кричать: «Уря!» - да?

Слайд 13

Бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя, путь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Часть 2. Задание 4. Правописание приставок. (В 4).

Слайд 2

З С если корень начинается на глухой согласный если корень слова начинается на гласный или звонкий согласный Изменяемые приставки на з / с без-/бес-, воз-/вос- (вз-/вс-), из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рас, роз-/рос-, через/черес (чрез/чрес). Внимание на начало корня! раз-, из-, без-, воз-, вз-, низ-, через-, чрез- рас-, ис-, бес-, вос-, вс-, нис-, черес-, чрес- без /усый- бес /путье, вз /визгнуть – вс /крикнуть, воз /глас – вос /ход, из /бить – ис /пить, низ /вести – нис /послать, раз /гон – рас /пев, роз /дых – рос /черк, чрез /мерный – черес /полосица.

Слайд 3

Правописание гласной в приставках пре- и при- , как правило, зависит от их значения. Приставка пре- имеет значение: высокой степени качества или действия : пре неприятный (очень неприятный), пре успевать (иметь большой успех); близкое к значению приставки пере- : пре рвать ( пере рвать ). Приставка при- имеет значение: пространственной близости у прилагательных ( при дорожный трактир ) и прибавления, приближения, присоединения, привлечения у глаголов : при ставить лыжи к стене , при кормить рыбу , при гласить в гости ; совершения действия не в полном объеме или с ограничением во времени : при открыть (немного открыть), при пудрить нос , при прятать до лучших времен ; доведения действия до конца : при стрелить , при душить . Если значение приставки непонятно, следует обращаться к словарю (Приставка пре- ; Приставка при- ). ПРЕ- ПРИ- Правописание гласной в приставках пре- и при-

Слайд 5

При- Пре- Призреть (жалеть кого-либо) Презирать (не уважать) Прибывать (на вокзал) Пребывать (в неведении) Приступить (к делу, начать) Преступить (черту) - переступить черту, нарушить закон Приумножить (незначительно) Преумножить (многократно) -очень сильно умножить, преувеличить Приклонить (голову) Приклониться ( к земле – опереться) Преклонить (колена; преклонение перед подвигом) Преклоняться (относиться с уважением) Притворить (дверь – слегка закрыть) - неполное действие Претворить (воплотить, осуществить мечту в жизнь) Притвориться (спящим) - с целью ввести в заблуждение Претвориться (Мечта претворилась в жизнь.) - осуществиться Приуменьшать (незначительно) Преуменьшать (во много раз) Приходящий (повар) - являющийся когда-нибудь Преходящий (изменяемый, временный; непреходящие ценности, т.е. вечные) Придать (добавить, например, серьезности) Предать (подвести кого-либо) Прибывать (на вокзал) Пребывать (в неведении, в хорошем настроении) Приёмник (устройство для приема) Преемник (продолжатель дела) Придел (пристройка) Предел (граница) Звучат одинаково, но имеют разное значение Преемник (продолжатель дела) Цифровой эфирный приемник DVB-T2

Слайд 6

Неизменяемые приставки Изменяемые приставки Зависящие от ударения Зависящие от значения Неизменяемые приставки пишутся одинаково, независимо от произношения, их надо знать: пред-, пере-, за-, на-, над-, в-, во-, об-, обо-, под-, подо-, над-, надо-, с-, со-, от-, ото-, о-, до-, по-, под-, про-. Пример: в тащить, об тесать, под шутить, пред чувствовать, над пилить, с жечь. В словах: здравствуй, здесь, здание, здоровье. ни зги з стоит в начале слова и является частью корня Раз - без Рас - ударения Роз - под Рос - ударением Пре – приближается к значению пере- 2. = «очень» При - 1. Приближение, присоединение 2. = «около» 3. = «чуть – чуть» Правописание приставок. Сводная таблица Бес – без- Рас – раз- Вос – воз- Вс-вз- Ис – из- Чрес – чрез- Нис- низ- Пишется с, если корень начинается с глухого согласного. Пишется з, если корень начинается со звонкого согласного или гласной буквы Пример: Без водный – бес печный, воз буждение – вос питание, вз лететь – вс поминать, из ранить – ис пугать, низ ложить – нис ходить, раз делаться – рас ходиться, чрез вычайный – черес чур Пример: Раз валить – рас сыпать, раз лив – рас писание, рас сыпать - раз ыскать – Роз вальни - рос сыпь, Рос пись - роз ыск Пример: пре неприятный (очень неприятный), преуспевать (иметь большой успех); близкое к значению приставки пере- : пре рвать ( пере рвать ). Пример: при ставить лыжи к стене , при кормить рыбу , при гласить в гости при стрелить , при душить . В приставках раз- / роз- , рас- / рос- с чередующимися гласными о / а без ударения пишется " а " ( россыпи , но рассыпать ).

Слайд 8

Неизменяемые приставки пишутся одинаково, независимо от произношения, их надо знать: пред-, пере-, за-, на-, над-, в-, во-, об-, обо-, под-, подо-, над-, надо-, с-, со-, от-, ото-, о-, до-, по-, под-, про-. Примеры: втащить, обтесать, подшутить, предчувствовать, надпилить, сжечь. Правописание безударных гласных в постоянных приставках и предлогах Предлоги и приставки ( над , от , под , о , перед и т.п.) пишутся всегда единообразно. Исключение составляют приставки с чередующимися гласными . Правописание гласных в приставках раз-/роз-, рас-/рос- В приставках раз- / роз- , рас- / рос- с чередующимися гласными о / а без ударения пишется " а " ( россыпи , но рассыпать ). Правописание гласной в приставках пре- и при- Правописание гласной в приставках пре- и при- , как правило, зависит от их значения . Приставка пре- имеет значение : высокой степени качества или действия: пренеприятный (очень неприятный), преуспевать (иметь большой успех); близкое к значению приставки пере- : прервать ( перервать ). Приставка при- имеет значение : пространственной близости у прилагательных ( придорожный трактир ) и прибавления, приближения, присоединения, привлечения у глаголов : приставить лыжи к стене , прикормить рыбу , пригласить в гости ; совершения действия не в полном объеме или с ограничением во времени : приоткрыть (немного открыть), припудрить нос , припрятать до лучших времен ; доведения действия до конца : пристрелить , придушить . Если значение приставки непонятно, следует обращаться к словарю ( Приставка пре- ; Приставка при- ). Правописание беглой гласной на конце приставок и предлогов Беглой гласной на конце приставок и предлогов может быть только " о ": подо мной , разо йтись . Правописание приставки через- (черес-)/чрез- В приставке через- ( черес- )/ чрез- наблюдается чередование е / ноль звука: чрезмерно , чересполосица . Слова с этими приставками следует помнить, а в случае затруднений обращаться к словарю. Правописание приставок. Свод правил.

Слайд 9

Часть 2. Задание 4. Вариант 2 . Ответ: ниспадающих Выпишите из предложения слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется буква С, обозначающая глухой согласный звук, если после приставки следует глухой согласный»: Извилистые щели, все больше сужаясь, врезаются в литые стены хребта, и из невидимых глубин, как ворчание разъяренного зверя, доносится угрожающий рокот потоков, ниспадающих каскадами с бешеной высоты. (Г.Федосеев)

Слайд 10

Часть 2. Задание 4. Вариант 3. Ответ: раздавался, изредка Из предложений 1-3 выпишите слова, правописание приставки в которых зависит от последующего согласного 1) Наступила тишина, слышно было только, как фыркали и жевали лошади да похрапывали спящие. 2) Где-то плакал чибис и изредка раздавался писк бекасов, прилетавших поглядеть, не уехали ли непрошеные гости.

Слайд 11

Часть 2. Задание 4. Вариант 4. Ответ: приходит Из предложений № 1 - 2 выпишите слово с приставкой пре- ( при-). (1) Для вас все вороны, конечно, одинаковы, вы из них ни за что не отличите даже самца от самки, они же отлично знают вас, и всю вашу родню, и всех ваших гостей.(2) И когда приходит к вам в дом кто-нибудь такой, кого они никогда не видали, они начинают встревоженно каркать, желая предупредить о воз­можной для вас опасности, потому что по долгому опыту жизни знают, что всякий новый человек — это какое-нибудь беспокойство.

Слайд 12

Из предложений № 2 выпишите слово(-а) , в котором(-ых) правописание приставки зависит от звонкости-глухости согласного звука, обозначенного последующей буквой . Часть 2. Задание 4. Вариант 5. Ответ: раскопки различные (2) Раскопки и их изучение на территории нашей страны показывают, что во все времена на её огромной территории обитало множество разных народов с различными языками, религиями, культурами, антропологическим обликом.

Слайд 13

Из предложений № 4 – 5 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от звонкости-глухости согласного звука, обозначенного последующей буквой. Часть 2. Задание 4. Вариант 6. Ответ: бесконечно (4) Когда я хочу себе представить истинный интернационализм, я воображаю себя смотрящим на нашу Землю из мирового пространства. (5) Передо мной - крошечная планета, на которой мы все живем, бесконечно дорогая нам и такая одинокая среди галактик, отдаленных друг от друга миллионами световых лет!

Слайд 14

17)Пусть у вас будет время для озабо­ченных и печальных, для людей, которые встревожены и которые в беде. (18) Потому что это ваше время, столь необходимое для вас, может быть для кого-то спасением. (19) Потому что для кого-то время может означать выход, а для кого-то — будущее. Часть 2. Задание 4. Вариант 7. Ответ: встревожены Из предложений № 17 – 19 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от звонкости-глухости согласного звука, обозначенного последующей буквой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В стародавнее древнее … В шалашах без окон и дверей Жило-было лохматое … Первобытных людей-дикарей. Они не знали, для чего корове …, Как написать свою фамилию и …, Зачем на лошадь надевать седло и … – Необразованное было это … . Трудно было им жить в эти годы, Угнетало их … забот. И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер …, Что кислород всегда поддерживает … Над тем, как в булку превратить простое …, С утра до вечера они чесали …

Слайд 2

В стародавнее древнее время В шалашах без окон и дверей Жило-было лохматое племя Первобытных людей-дикарей. Они не знали, для чего корове вымя, Как написать свою фамилию и имя, Зачем на лошадь надевать седло и стремя – Необразованное было это … племя Трудно было им жить в эти годы, Угнетало их бремя забот . И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер знамя, Что кислород всегда поддерживает пламя Над тем, как в булку превратить простое семя, С утра до вечера они чесали темя


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Склонение существительных именительный львы кенгуру родительный львов кенгуру дательный львам кенгуру винительный львов кенгуру творительный львами кенгуру предложный о львах кенгуру

Слайд 3

Тема: «Несклоняемые имена существительные».

Слайд 4

Цель: ознакомиться с понятием «несклоняемые существительные».

Слайд 5

Несклоняемые существительные. Группы несклоняемых сущ. Примеры.

Слайд 6

Несклоняемые существительные. Группы несклоняемых сущ. Примеры. 1. Сущ. иноязычного происхождения с конечными гласными –о, -е, -у, -ю, -и . Фламинго, шимпанзе, какаду, меню, колибри.

Слайд 7

Вите Семченко понравился яркий колибри, а Яне Долгих – проворный кенгуру.

Слайд 8

Несклоняемые существительные. Группы несклоняемых сущ. Примеры. 1. Сущ. иноязычного происхождения с конечными гласными –о, -е, -у, -ю, -и . Фламинго, шимпанзе, какаду, меню, колибри. 2. Русские и украинские фамилии на – о ,–их (-ых) . Семченко, Долгих, Толстых.

Слайд 9

СМИ сотрудничают с ООН , чтобы привлечь всемирное внимание к биологическому разнообразию и необходимости защиты исчезающих видов диких животных и мест их обитания.

Слайд 10

Несклоняемые существительные. Группы несклоняемых сущ. Примеры. 1. Сущ. иноязычного происхождения с конечными гласными –о, -е, -у, -ю, -и . Фламинго, шимпанзе, какаду, меню, колибри. 2. Русские и украинские фамилии на – о ,–их (-ых) . Семченко, Долгих, Толстых. 3. Аббревиатуры звукового, буквенного, смешанного характера, оканчивающиеся на гласный , аббревиатуры с опорным словом среднего и женского рода. СМИ, МГУ, ЕГЭ, ООН.

Слайд 11

Несклоняемые существительные. Группы несклоняемых сущ. Примеры. 1. Сущ. иноязычного происхождения с конечными гласными –о, -е, -у, -ю, -и . Фламинго, шимпанзе, какаду, меню, колибри. 2. Русские и украинские фамилии на – о ,–их (-ых) . Семченко, Долгих, Толстых. 3. Аббревиатуры звукового, буквенного, смешанного характера, оканчивающиеся на гласный , аббревиатуры с опорным словом среднего и женского рода. СМИ, МГУ, ЕГЭ, ООН. 4. Иноязычные сущ., обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный. Знакомая мисс, писательница Войнич.

Слайд 12

Как-то рано поутру С другом сели мы в метру. И поехали в метре Фильм смотреть о кенгуре. Кенгуру в кафу зашёл, Занял там свободный стол И сидит за доминой С шимпанзой и какадой.

Слайд 13

Тест. 1.Выберите несклоняемые существительные. А) меню; Б) село; В) Баку; Г) Жюль Верн. 2.В каком слове нет и не может быть окончания. А) поле Б) горе В) кафе Г) ребро. 3. В каком предложении допущена ошибка. А) Дети с удовольствием читают романы Вальтера Скотта. Б) Друзья ждали Машу Гореленко в фойе. В) «Зенит» сыграл вничью с «Динамой».

Слайд 14

Тест. 1. А, Б. 2. В. 3. В.

Слайд 15

Домашнее задание. Найти в словаре 5 несклоняемых имён существительных. Составить 5 предложений с несклоняемыми существительными. На оценку: составить рассказ об охране окружающей среды, используя несклоняемые существительные.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1) Мама сказала кому-то в коридоре что тайное всегда становится явным. 2) Мама сказала кому-то в коридоре Тайное всегда становится явным.

Слайд 2

Тема урока: «Знаки препинания в предложениях с прямой речью»

Слайд 3

Как отличить от других предложений предложения с прямой речью? Что такое прямая речь? Как оформить на письме предложения с прямой речью?

Слайд 4

Если слова автора стоят перед прямой речью, то_______________ них ставится_______, прямая речь пишется с ______буквы (первое слово) и заключается в______. Графически это выгладит так: Он спросил: "Куда ты собрался? ", ______________ Он вскрикнул: "Никула не ходи! ", ________________ Он ответил: "Схожу-ка в магазин". _________________

Слайд 5

Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие , прямая речь пишется с большой буквы (первое слово) и заключается в кавычки . Графически это выгладит так: Он спросил: "Куда ты собрался? ", А: «П?» Он вскрикнул:"Никуда не ходи!", А: «П!» Он ответил:"Схожу-ка в магазин". А: «П».

Слайд 6

. Если прямая речь стоит перед словами автора, то _____________ прямой речью и словами автора ставится __________, слова автора пишутся с ___________________ буквы. Это графически выгладит следующим образом: "Куда ты собрался? " - спросил он._____________ , "Никула не ходи! " - вскрикнул он._____________ , "Схожу-ка в магазин", - ответил он. ________________

Слайд 7

. Если прямая речь стоит перед словами автора, то между прямой речью и словами автора ставится тире , слова автора пишутся с маленькой буквы. Это графически выгладит следующим образом: "Куда ты собрался? " - спросил он. «П?» - а. "Никула не ходи! " - вскрикнул он. «П?» - а. "Схожу-ка в магазин", - ответил он. «П,» - а .

Слайд 8

Князь спрашивает у пастуха: «Чьи это поля?»

Слайд 9

А: «П?»

Слайд 10

«Хозяйские», - отвечает пастух.

Слайд 11

«П», - а.

Слайд 12

«А кто хозяин?»- интересуется князь.

Слайд 13

«П?» - а.

Слайд 14

Пастух объясняет: «Местный помещик».

Слайд 15

А: «П».

Слайд 16

Мальчик робко проговорил «_____________» Девочка тихо спросила «__________» «_________» шепотом ответила мама. «_________» громко крикнул брат и отворил дверь. Бабушка взволнованно сказала «_____» «___________» уверенно произнес друг.

Слайд 17

Мальчик робко проговорил : «________» Девочка тихо спросила : «_________ ? » «_______ , » - шепотом ответила мама. «______ ! » - громко крикнул брат и отворил дверь. Бабушка взволнованно сказала : «___ ! » «_______ , ( ! )» - уверенно произнес друг.

Слайд 18

Прямая речь –это слова ________ , передаваемые без изменения. В предложениях с прямой речью различают слова автора и ________________. Прямая речь заключается в __________ и всегда пишется с __________ буквы.

Слайд 19

Прямая речь –это слова говорящего , передаваемые без изменения. В предложениях с прямой речью различают слова автора и прямую речь . Прямая речь заключается в кавычки и всегда пишется с большой буквы.