Самообследование МБДОУ "Детский сад с. Калинин"за 2019-2020 год

Самообследование МБДОУ "Детский сад с. Калинин" за 2019-2020 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhenie_po_samoobsledovaniyu.docx53.34 КБ
Файл samoobsledovanie.docx145.14 КБ

Предварительный просмотр:

Положение

о порядке подготовки и организации проведения самообследования  МБДОУ «Детский сад с. Калинин Перелюбского муниципального района Саратовской области»

1.Общие положения

1.1.Настоящее Положение о порядке проведения самообследования в ДОУ (детском саду) разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 6 марта 2019 г; Порядком проведения самообследования образовательной организацией, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ № 462 от 14 июня 2013г с изменениями на 14 декабря 2017г.; Постановления Правительства Российской Федерации №662 от 5 августа 2013 г. «Об осуществлении мониторинга системы образования»; Уставом дошкольного образовательного учреждения.
1.2. Настоящее
Положение о порядке проведения самообследования ДОУ устанавливает порядок подготовки, планирования, организации и проведения самообследования в детском саду, определяет ответственность и прядок обобщения результатов самообследования, проводимого в дошкольном образовательном учреждении.
1.3. Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и открытости информации о деятельности дошкольного образовательного учреждения, а также подготовка отчета о результатах самообследования.
1.4. Учреждением в порядке, установленном Положением о самообследовании в ДОУ, определяются и устанавливаются сроки и форма проведения самообследования, а также состав лиц, привлекаемых для его проведения в дошкольном образовательном учреждении.

1.4. Самообследование проводится дошкольным образовательным учреждением ежегодно.

1.5. Процедура самообследования включает в себя следующие этапы:

- планирование и подготовку работ по самообследованию дошкольного образовательного учреждения;

- организацию и проведение самообследования в дошкольном образовательном учреждении;

- обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета;

- рассмотрение отчета органами коллегиального управления дошкольного образовательного учреждения, к компетенции которого относится решение данного вопроса.

1.6.Сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения, определяются дошкольным образовательным учреждением в порядке, установленном настоящим Положением.

1.7.Результаты самообследования Учреждения оформляются в виде отчета, включающего аналитическую часть и результата анализа показателей деятельности Учреждения, подлежащей самообследованию по состоянию на 20 апреля текущего года.

1.8.Размещение отчета на официальном сайте Учреждения в сети «Интернет», и направление ею Учредителю осуществляется не позднее 20 апреля текущего года, отчет подписывается руководителем Учреждения и заверяется печатью.

2.Планирование и подготовка работ по самообследованию дошкольного образовательного учреждения

2.1. Руководитель дошкольного образовательного учреждения издает приказ о порядке, сроках проведения самообследования и составе комиссии по проведению самообследования (далее Комиссии).

2.2.Председателем Комиссии является руководитель дошкольного образовательного учреждения.

2.3.Для проведения самообследования в состав Комиссии включаются:

- представители коллегиальных органов управления Учреждением;

- при необходимости представители иных органов и организаций.

2.4. При  подготовке к проведению самообследования председатель Комиссии проводит организационное подготовительное совещание с членами Комиссии, на котором:

-  рассматривается и утверждается план проведения самообследования;

- за каждым членом Комиссии закрепляется направление работы дошкольного образовательного учреждения, подлежащее изучению и оценке в процессе самообследования;

- уточняются вопросы, подлежащие изучению и оценке в ходе самообследования;

- председателем Комиссии, или уполномоченным им лицом, даётся развёрнутая информация о нормативно-правовой базе, используемой в ходе самообследования, о месте(ах) и времени предоставления членам Комиссии необходимых документов и материалов для проведения самообследования, о контактных лицах;

- определяются сроки предварительного и окончательного рассмотрения на Комиссии результатов самоообследования.

2.5. Председатель Комиссии на организационном подготовительном совещании определяет:

- порядок взаимодействия между членами Комиссии и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения в ходе самообследования;

- ответственное лицо из числа членов Комиссии, которое будет обеспечивать координацию работы  по направлениям самообследования, способствующее оперативному решению  вопросов, возникающих у членов Комиссии при проведении самообследования;

- ответственное лицо за свод и оформление результатов самообследования дошкольного образовательного учреждения в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности учреждения, подлежащего самообследованию.

2.6. В план проведения самообследования в обязательном порядке включается:

2.6.1. Проведение оценки:

- организации образовательной деятельности,

- системы управления дошкольного образовательного учреждения,

- содержания и качества подготовки воспитанников,

- организации учебного процесса,

- качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы,

- функционирования внутренней системы оценки качества образования;

- медицинского обеспечения дошкольного образовательного учреждения, системы охраны здоровья воспитанников;  

- организации питания;

2.6.2.Анализ показателей деятельности дошкольного образовательного учреждения, подлежащего самообследованию, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

 

3.Организация и проведение самообследования в дошкольном образовательном учреждении

3.1. Организация самообследования в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в соответствии с планом по его проведению, принимаемом решением Комиссии.

3.2.При проведении самообследования даётся развёрнутая характеристика и оценка  включённых в план самообследования направлений и вопросов.

3.3. При проведении оценки и организации образовательной деятельности:

3.3.1. Даётся общая характеристика дошкольного образовательного учреждения:

-  полное наименование дошкольного образовательного учреждения, адрес, год ввода в эксплуатацию, с какого года находится на балансе Учредителя, режим работы образовательного учреждения;

- мощность дошкольного образовательного учреждения: плановая/фактическая;

- комплектование групп: количество групп, в них воспитанников; порядок приёма и отчисления воспитанников, комплектования  групп (книга движения воспитанников);

3.3.2. Представляется информация о наличии правоустанавливающих документов:

- лицензия на право ведения образовательной деятельности (соблюдение сроков действия и контрольных нормативов);

- свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;

- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

- Устав дошкольного образовательного учреждения;

- локальные акты, определённые Уставом дошкольного образовательного учреждения (соответствие перечня и содержания Уставу учреждения и законодательству РФ, полнота, целесообразность);

- свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления муниципальным имуществом;

-  свидетельство о государственной регистрации права безвозмездного пользования на земельный участок;

 - наличие санитарно-эпидемиологического заключения на образовательную деятельность.

3.3.3.Представляется информация о документации дошкольного образовательного учреждения:

- наличие основных федеральных, региональных и муниципальных  нормативно-правовых актов, регламентирующих работу дошкольного образовательного учреждения;

- договоры дошкольного образовательного учреждения с родителями (законными представителями);

- личные дела воспитанников, Книги движения воспитанников, учёта будущих воспитанников дошкольного образовательного учреждения;

- Программа развития дошкольного образовательного учреждения;

- образовательные программы;

- учебный план дошкольного образовательного учреждения;

- календарный учебный график;

- годовой план работы дошкольного образовательного учреждения;

- рабочие программы (планы воспитательно-образовательной работы) педагогов дошкольного образовательного учреждения (их соответствие основной образовательной программе);

- планы работы кружков;

- расписание непосредственной образовательной деятельности, режим дня;

- отчёты по итогам деятельности дошкольного образовательного учреждения за прошедшие годы;

-  акты готовности дошкольного образовательного учреждения к новому учебному году;

- номенклатура дел дошкольного образовательного учреждения;

- журнал учета проверок должностными лицами органов государственного контроля;

- документы, регламентирующие предоставление платных услуг, их соответствие установленным требованиям (если таковые оказываются в Учреждении);

3.3.4.Представляется информация о документации дошкольного образовательного учреждения, касающейся трудовых отношений:

- книга учёта трудовых книжек работников, личные дела работников;

- приказы по личному составу, книга регистрации приказов по личному составу;

- трудовые договоры с работниками и дополнительные соглашения к трудовым договорам;

- коллективный договор (в т.ч. приложения к коллективному договору);

- правила внутреннего трудового распорядка;

- штатное расписание дошкольного образовательного учреждения (соответствие штата работников установленным требованиям, структура и штатная численность в соответствии с Уставом);

- должностные инструкции работников;

- журналы проведения инструктажа.

3.4. При проведении оценки системы управления дошкольного образовательного учреждения:

3.4.1.Даётся характеристика и оценка следующих вопросов:

- характеристика сложившейся в дошкольном образовательном учреждении системы управления;

- перечень структурных подразделений дошкольного образовательного учреждения, оценка соответствия имеющейся структуры установленным законодательством об образовании компетенциям образовательной  организации, а также уставным целям, задачам, и функциям дошкольного образовательного учреждения;

- органы управления (персональные, коллегиальные), которыми представлена управленческая система дошкольного образовательного учреждения;

- режим управления дошкольным образовательным учреждением (в режиме функционирования, в режиме развития, опережающее управление, проектное управление и т.п.);

- содержание протоколов органов коллегиального управления образовательного учреждения, административно-групповых совещаний при заведующем дошкольным образовательным учреждением;

- планирование и анализ учебно-воспитательной работы;

- состояние педагогического анализа: анализ выполнения образовательной программы  дошкольного образовательного учреждения, рабочих программ педагогов (планов воспитательно-образовательной работы), рекомендации и их реализация;

- каковы приоритеты развития системы управления дошкольного образовательного учреждения;

- полнота и качество приказов руководителя дошкольного образовательного учреждения по основной деятельности, по личному составу;

- порядок разработки и принятия локальных нормативных актов, касающихся прав и интересов участников образовательных отношений (наличие таковых, частота обновления, принятие новых);

 3.4.2. Даётся оценка результативности и эффективности действующей в учреждении системы управления, а именно:

- как организована система контроля со стороны руководства дошкольного образовательного учреждения и насколько она эффективна; является ли система контроля понятной всем участникам образовательных отношений;

- как организована система взаимодействия с организациями-партнерами (наличие договоров об аренде, сотрудничестве, о взаимодействии, об оказании услуг и т.д.) для обеспечения образовательной деятельности;

- какие инновационные методы и технологии управления применяются  в дошкольном образовательном учреждении;

-  использование современных информационно-коммуникативных технологий в управлении дошкольным образовательным учреждением;

- оценивается  эффективность влияния системы управления на повышение качества образования;

3.4.3. Даётся оценка обеспечению координации деятельности педагогической и медицинской служб дошкольного образовательного учреждения; оценивается состояние коррекционной работы в группах компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения;

3.4.4. Даётся оценка наличия, качество и оценка полноты реализации плана работы с неблагополучными семьями; социальный паспорт дошкольного образовательного учреждения, в т.ч. количество воспитанников из социально незащищённых семей;

3.4.5. Даётся оценка организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения:

- организация информирования родителей (законных представителей) воспитанников о правах и обязанностях воспитанников, о правах, обязанностях и ответственности родителей (законных представителей) в сфере образования;

- наличие, качество и реализация планов работы и протоколов Управляющего совета, педагогического совета, родительского комитета групп; общих и групповых родительских собраний, родительского всеобуча (лектории, беседы и др. формы);

- обеспечение доступности для родителей локальных нормативных актов и иных нормативных документов;

- содержание и организация работы сайта дошкольного образовательного учреждения;

3.4.6. Даётся оценка организации работы по предоставлению льгот (наличие нормативной базы; количество льготников; соблюдение законодательных норм).

3.5. При проведении оценки содержания и качества подготовки воспитанников:

3.5.1. Анализируются и оцениваются:

- Программа развития дошкольного образовательного учреждения;

- образовательные программы; характеристика, структура образовательных программ: аналитическое обоснование программ, основные концептуальные подходы и приоритеты, цели и задачи; принципы построения образовательного процесса; прогнозируемый педагогический результат; анализ реализации образовательных программ;

- механизмы определения списка методической литературы, пособий, материалов в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебной и методической литературы, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе;

3.5.2. Анализируется и оценивается состояние воспитательной работы, в том числе:

- характеристика демографической и социально-экономической тенденции развития территории;

- анализ качественного, социального состава родителей, характеристика семей (социальный паспорт общеобразовательного учреждения);

- даётся характеристика системы воспитательной работы дошкольного образовательного учреждения (является ли воспитательная работа системой, а не формальным набором мероприятий; какие из направлений воспитательной работы реализуются в учреждении; наличие специфичных именно для данного дошкольного образовательного учреждения, форм воспитательной работы);

- мероприятия, направленные на повышение эффективности воспитательного процесса, проводимые дошкольным образовательным учреждением совместно с учреждениями культуры;

- создание развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении: наличие игровых уголков и уголков природы в соответствии с требованиями программ дошкольного образования;

- обеспеченность игрушками, дидактическим материалом;

- наличие специализированно оборудованных помещений (изостудия, экологическая комната и д. р.);

- наличие и соответствие требованиям СанПиН музыкального и спортивного зала, спортивной площадки, групповых участков: физкультурной площадки; огорода; цветника; зелёных насаждений; состояние групповых площадок, веранд, теневых навесов и игрового оборудования;

- результативность системы воспитательной работы;

3.5.3. Анализируется и оценивается состояние дополнительного образования (если таковое осуществляется в Учреждении), в том числе:

- программы дополнительного образования;

- наличие необходимых условий, материально-технического, программно-методического, кадрового обеспечения для реализации программ дополнительного образования;

- направленность реализуемых программ дополнительного образования детей;

- охват воспитанников дополнительным образованием;

- анализ эффективности реализации программ дополнительного образования;

3.5.4. Проводится анализ  работы по изучению мнения участников образовательных отношений о деятельности дошкольного образовательного учреждения, в том числе:

- изучение мнения участников образовательных отношений об образовательном учреждении, указать источник знаний о них;

- анализ запросов потребителей образовательных услуг, пожеланий родителей (законных представителей) воспитанников, других заинтересованных лиц;

- анализ используемых методов (анкетирование, собеседование, тестирование, другие) для сбора информации о мнениях участников образовательных отношений, периодичность использования таких методов;

- применение для получения обратной связи таких форм как форум на сайте образовательного учреждения, интервьюирование, «Телефон доверия», «горячая линия», «День открытых дверей» и другие); анализ полученных таким образом сведений о качестве подготовки и уровне развития воспитанников, условиях обучения и т.д.;

- меры, которые были предприняты по результатам опросов участников образовательных отношений и оценка эффективности подобных мер.

3.5.5. Проводится анализ  и даётся оценка качеству подготовки воспитанников, в том числе:

- число воспитанников, для которых учебный план является слишком сложным полностью или частично (необходимо указать с чем конкретно не справляются воспитанники);

-наличие Положения о системе мониторинга результатов освоения образовательных программ дошкольного образования;

- соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников федеральным государственным требованиям (требованиям ФГТ);

- достижения воспитанников по сравнению с их первоначальным уровнем;

- достижение целевых ориентиров дошкольного образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта;

- результаты мониторинга промежуточной и итоговой оценки уровня развития воспитанников.

3.6. При проведении оценки организации учебного процесса анализируются и оцениваются:

 -  учебный план Учреждения, его структура, характеристика; выполнение;

- анализ нагрузки  воспитанников;

- календарный учебный график Учреждения;

- расписание непосредственной образовательной деятельности;

- анализ форм работы с воспитанниками, имеющими особые образовательные потребности;

- соблюдение принципа преемственности обучения в возрастных группах;

- деятельность по формированию положительной мотивации обучения, развитию познавательной активности и интересов воспитанников;

- создание максимально благоприятных условий для развития способностей, учёт возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей воспитанников.

3.7. При проведении оценки качества кадрового обеспечения анализируется и оценивается:

- профессиональный уровень кадров: количество педагогических работников, имеющих высшее (среднее специальное) образование, без педагогического образования; количество педагогических работников с высшей, первой квалификационной категорией, не имеющих квалификационной категории; стаж работы (до 5 лет, 10 лет, 15 лет, свыше 15 лет, от 50 до 55 лет, старше 55 лет); своевременность прохождения повышения квалификации;

- количество педагогических работников, обучающихся в ВУЗах, имеющих учёную степень, учёное звание, государственные и отраслевые награды;

- доля педагогических работников (%), работающих на штатной основе;

- доля педагогических работников, имеющих базовое специальное  (дошкольное) образование;

- движение кадров за последние пять лет;

-возрастной состав;

-работа с молодыми специалистами (наличие нормативных и отчетных документов);

-творческие достижения педагогов;

- система работы по повышению квалификации и переподготовке педагогических работников и ее результативность; формы повышения профессионального мастерства;

- укомплектованность общеобразовательного учреждения кадрами;

- потребность в кадрах (сумма вакансий, планируемой убыли работников и количества планируемого увеличения штатов);

- порядок установления заработной платы работников дошкольного образовательного учреждения, в т. ч. надбавок к должностным окладам, порядка и размеров, стимулирующих выплат; заработная плата педагогических работников с учётом стимулирующей части оплаты труда (min-max);

- состояние документации по аттестации педагогических работников: нормативные документы, копии документов о присвоении категории; записи в трудовых книжках.

3.8. При проведении оценки качества учебно-методического обеспечения анализируется и оценивается:

- система методической работы дошкольного образовательного учреждения (даётся её характеристика);

- оценивается соответствие содержания методической работы задачам, стоящим перед дошкольным образовательным учреждением, в том числе в образовательной программе;

- вопросы методической работы, которые ставятся и рассматриваются руководством дошкольного образовательного учреждения, педагогическим советом, в других структурных подразделениях;

- наличие методического совета и документов, регламентирующих его деятельность (положение, перспективные и годовые планы работы, анализ их выполнения);

- формы организации методической работы;

- содержание экспериментальной и инновационной деятельности (протоколы заседаний, решения экспертного совета) документация, связанная с этим направлением работы;

- влияние осуществляемой методической работы на качество образования, рост методического мастерства педагогических работников;

- работа по обобщению и распространению передового опыта;

- наличие в дошкольном образовательном учреждении публикаций методического характера, материалов с обобщением опыта работы лучших педагогических работников (указать конкретно);

-  использование и совершенствование образовательных технологий, в т. ч. дистанционных (оказание практической помощи педагогическим работникам по внедрению новых технологий и методик в учебный процесс);

- количество педагогических работников дошкольного образовательного учреждения, разработавших авторские программы, утверждённые на федеральном и региональном уровнях.

3.9. При проведении оценки качества библиотечно-информационного обеспечения анализируется и оценивается:

- обеспеченность учебно-методической и художественной литературой;

- общее количество единиц хранения фонда библиотеки;

- обеспечено ли дошкольное образовательное учреждение современной информационной базой (локальная сеть, выход в Интернет, электронная почта, электронный каталог, медиатека, электронные учебники и т.д.);

- востребованность библиотечного фонда и информационной базы;

- наличие сайта дошкольного образовательного учреждения (соответствие установленным требованиям, порядок работы с сайтом), количественные характеристики посещаемости, форум;

- обеспечение открытости и доступности информации о деятельности дошкольного образовательного учреждения для заинтересованных лиц (наличие информации в СМИ, на сайте образовательного учреждения, информационные стенды (уголки), выставки, презентации и т.д.);

3.10. При проведении оценки качества материально-технической базы анализируется и оценивается:

3.10.1. Состояние и использование материально-технической базы, в том числе:

- уровень социально-психологической комфортности образовательной среды;

- соответствие лицензионному нормативу по площади на одного обучающегося;

- площади, используемых для образовательного процесса (даётся их характеристика);

- сведения о наличии зданий и помещений для организации образовательной деятельности; состоянии и назначение зданий и помещений, их площадь;

- сведения о количестве и структуре технических средств обучения и т.д;

- сведения об обеспеченности мебелью, инвентарём, посудой;

- данные о проведении ремонтных работ в дошкольном образовательном учреждении (сколько запланировано и освоено бюджетных (внебюджетных) средств);

- сведения об основных позитивных и негативных характеристиках в материально-техническом оснащении образовательного процесса;

- меры по обеспечению развития материально-технической базы;

-  мероприятия по улучшение условий труда и быта педагогов.

3.10.2.Соблюдение в общеобразовательном учреждении мер противопожарной и антитеррористической безопасности, в том числе:

- наличие автоматической пожарной сигнализации, средств пожаротушения, тревожной кнопки, камер слежения, договоров на обслуживание с соответствующими организациями;- акты о состоянии пожарной безопасности;

- проведение учебно-тренировочных мероприятий по вопросам безопасности.

3.10.3. Состояние территории дошкольного образовательного учреждения, в том числе:

- состояние ограждения и освещение участка;

- наличие и состояние необходимых знаков дорожного движения при подъезде к дошкольному образовательному учреждению;- оборудование хозяйственной площадки, состояние мусоросборника.

3.11. При оценке качества медицинского обеспечения дошкольного образовательного учреждения, системы охраны здоровья воспитанников анализируется и оценивается:

- медицинское обслуживание, условия для оздоровительной работы (наличие в образовательном учреждении лицензированного медицинского кабинета; договор с территориальным лечебно-профилактическим учреждением о порядке медицинского обслуживания воспитанников и сотрудников);

- наличие медицинского кабинета, соответствие его СанПиН;

- регулярность прохождения сотрудниками дошкольного образовательного учреждения медицинских осмотров;

- анализ заболеваемости воспитанников;

- сведения о случаях травматизма, пищевых отравлений среди воспитанников;

- выполнение предписаний надзорных органов;

- соблюдение санитарно-гигиенического режима (состояние помещений, режим проветривания, температурный режим, водоснабжение и т.д.);

- защита воспитанников от перегрузок, работа по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников (какими нормативными и методическими документами руководствуется дошкольное образовательное учреждение в работе по данному направлению);

- сбалансированность расписания с точки зрения соблюдения санитарных норм организации образовательной деятельности с детьми, обеспечивающих смену характера деятельности воспитанников;

- соотношение учебной нагрузки программ дополнительного образования (если таковое практикуется);

- использование здоровьесберегающих технологий, отслеживание их эффективности (показать результативность, в т.ч. динамику состояния здоровья);

- система работы по воспитанию здорового образа жизни;- динамика распределения  воспитанников по группам здоровья;

- понимание и соблюдение воспитанниками здорового образа жизни (наличие мероприятий, программ, обеспечивающих формирование у воспитанников навыков здорового образа жизни, работа по гигиеническому воспитанию);

- состояние службы психолого-педагогического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении;

- мероприятия по предупреждению нервно-эмоциональных и физических перегрузок у воспитанников.

 3.12. При оценке качества организации питания  анализируется и оценивается:

- наличие собственного пищеблока;

- работа администрации по контролю за качеством приготовления пищи;

- договоры с различными организациями о порядке обеспечения питанием воспитанников и сотрудников (с кем, на какой срок, реквизиты правомочных документов);

- качество питания: калорийность, сбалансированность (соотношение белков/жиров/углеводов), соблюдение норм питания; разнообразие ассортимента продуктов; витаминизация, объём порций, наличие контрольного блюда; хранение проб (48 часовое); объём порций; использование йодированной соли; соблюдение питьевого режима;

- наличие необходимой документации: приказы по организации питания, наличие графика получения питания, накопительная ведомость, журналы бракеража сырой и готовой продукции; 10-ти дневное меню, картотека блюд; таблицы: запрещённых продуктов, норм питания; список обучающихся, имеющих пищевую аллергию;

- создание условий соблюдения правил техники безопасности на пищеблоке;

- выполнение предписаний надзорных органов. 

3.13. При проведении оценки функционирования внутренней системы оценки качества образования:

3.13.1.Осуществляется сбор и анализ информации о дошкольном образовании в соответствии с Перечнем, утверждённым постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;

3.13.2. Анализируется и оценивается:

- наличие документов, регламентирующих функционирование внутренней системы оценки качества образования;

- наличие ответственного лица – представителя руководства дошкольного образовательного учреждения, ответственного за организацию функционирования внутренней системы оценки качества образования (приказ о назначении, регламент его работы – положение, порядок);

- план работы дошкольного образовательного учреждения по обеспечению функционирования внутренней системы оценки качества образования и его выполнение;

- информированность участников образовательных отношений о функционировании внутренней системы оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении;

- проводимые мероприятия внутреннего контроля в рамках функционирования внутренней системы оценки качества образования;

- проводимые корректирующие и предупреждающие действия в рамках функционирования внутренней системы оценки качества образования.

3.14. Анализ показателей деятельности дошкольного образовательного учреждения, подлежащего самообследованию, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Данный анализ выполняется по форме и в соответствии с требованиями установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. 

4.Обобщение полученных результатов и формирование отчета

4.1. Информация, полученная в результате сбора сведений в соответствии с утверждённым планом самообследования, членами Комиссии  передаётся лицу, ответственному за свод и оформление результатов самообследования дошкольного образовательного учреждения, не позднее чем за три дня до предварительного рассмотрения на Комиссии результатов самообследования.

4.2. Лицо ответственное, за свод и оформление результатов самообследования дошкольного образовательного учреждения, обобщает полученные данные и оформляет их в виде отчёта, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности учреждения, подлежащего самообследованию  (далее Отчёт).

4.3. Председатель Комиссии проводит заседание Комиссии, на котором происходит предварительное рассмотрение Отчёта: уточняются отдельные вопросы, высказываются мнения о необходимости сбора дополнительной информации, обсуждаются выводы и предложения по итогам самообследования.

4.4. С учётом поступивших от членов Комиссии предложений, рекомендаций и замечаний по Отчёту председатель Комиссии назначает срок для окончательного рассмотрения Отчёта.

4.5. После окончательного рассмотрения результатов самообследования итоговая форма Отчёта направляется на рассмотрение органа коллективного управления дошкольного образовательного учреждения, к компетенции которого относится решение данного вопроса.

5. Ответственность

5.1. Руководителя дошкольного образовательного учреждения, руководители структурных подразделений,  педагогические работники несут ответственность за выполнение данного Положения в соответствии требованиями законодательства.

5.2. Ответственным лицом за организацию работы по данному Положению является руководитель дошкольного образовательного учреждения или уполномоченное им лицо.



Предварительный просмотр:

Отчет о самообследовании

МБДОУ «Детский сад с. Калинин Перелюбского

муниципального района Саратовской области»

за 2019-2020 учебный год

На основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013года № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организации» с целью определения эффективности образовательной деятельности дошкольного учреждения за 2019-2020 учебный год, выявления возникших проблем в работе, а также для определения дальнейших перспектив развития была проведена процедура самообследования ДОУ.

                   I. Общая характеристика образовательного учреждения.

Полное наименование учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Калинин Перелюбского муниципального района Саратовской области».

Адрес: Саратовская область, Перелюбский район, с. Калинин, ул. Октябрьская, д.5.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Калинин» введено в эксплуатацию в 1968 году

МБДОУ «Детский сад с. Калинин» находится на балансе Учредителя с 26 мая 2011 года. Постановление о передаче имущества в оперативное управление №293.

Режим работы детского сада:
5-дневная рабочая неделя с выходными днями (суббота, воскресенье).
Группы с 9  часовым пребыванием детей работают с 8.00 до 17.00

В ДОУ воспитываются дети в возрасте от 1,5  до 7 лет.
Количество воспитанников: 17
Количество групп: 1 разновозрастная группа,  из них:

По социальному положению
Дети из малообеспеченных семей: 14
Дети из неполных семей: 1
Дети с ограниченными возможностями здоровья - 0
Дети из многодетных семей: 8
Дети из неблагополучных семей - 0
Дети под опекой – 1

Плановая мощность – 40 человек. Фактическая посещаемость – 17 человек.

Порядок приема и отчисления происходит на основании «Положения о порядке приема и отчисления воспитанников из ДОУ»

Лицензия на образовательную деятельность: серия 64Л01 № 0002979
регистрационный № 3214 от 18.01.2017 г.

Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц - №1026401861430 от 20 марта 2012 года

Свидетельство о постановке на учет в налогом органе – серия 64 №003104871 от 02.10.2001 г. Свидетельство о государственной аккредитации: серия АА 183088 от 31 октября 2007 года, №415.


Работа детского сада осуществляется в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской федерации», учредительными документами и внутренними локальными актами ДОУ,
*Санитарно-эпидемиологическими  требованиями  к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», утвержденного постановлением главного санитарного врача Российской федерации от 25 мая 2013 года №26. :

- Санитарно-эпидемиологическое заключение № 64.04.10.000.М000015.09.14 от 05.09.2014 г.
* Постановлением Правительства РФ от 27.10.2011г.№ 2562;
*Уставом МБДОУ №328 от 15.09.2015 года.

Свидетельство о государственной регистрации права  на земельный участок

– серия 64-АГ №205702 от 27.12.2012 года.

Свидетельство о государственной регистрации права  на нежилое здание детского сада

- серия 64 –АГ 3764969 от 25.01.2013 г.

*Конвенцией ООН о правах ребёнка.
а так же следующими нормативно-правовыми и локальными документами;
* договором между родителями ( законными представителями) и дошкольным учреждением.

Программой развития МБДОУ «Детский сад с. Калинин» на 2015-2019 г.г.

Также работа МБДОУ «Детский сад с. Калинин» осуществляется  в соответствии со следующими документами:

- Календарный учебный график на 2019-2020г.г.;

- Годовой план работы на 2019-2020 год;

- Рабочие программы педагогов (планы воспитательно-образовательной работы) в соответствии

с основной образовательной программой;

- Расписание непосредственно-образовательной деятельности;

- Отчеты (анализ) по итогам деятельности ДОУ;

- Акты готовности ДОУ к новому учебному году;

- Номенклатура дел детского сада;

- Журнал учета проверок должностными лицами органов государственного контроля;

В МБДОУ «Детский сад с. Калинин»  в наличии имеется документация, касающаяся трудовых отношений:

- книга учета трудовых книжек работников;

- личные дела работников;

- приказы по личному составу, книга регистрации  приказов по личному составу;

- трудовые договоры с работниками и дополнительные соглашения к трудовым договорам;

- коллективный договор;

- правила внутреннего трудового распорядка;

- штатное расписание ДОУ;

- должностные инструкции в соответствии с Профессиональными стандартами;

- журналы проведения инструктажа.

 Вывод: ДОУ функционирует в соответствии с нормативными документами в сфере образования Российской Федерации.


II. Структура управления образовательным учреждением.

1. Формы и структура управления
1.1. Структурно - функциональная модель управления ДОУ
Управление ДОУ осуществляется в соответствии с законом РФ «Об образовании» на основе принципов единоначалия и самоуправления. Руководство деятельностью коллектива осуществляется заведующим ДОУ, который назначается на должность и освобождается от должности Учредителем. Заведующий осуществляет непосредственное руководство детским садом и несет ответственность за деятельность учреждения.
Формами самоуправления детским садом являются:
- Общее собрание трудового коллектива ДОУ;
- Педагогический Совет ДОУ;
Общее собрание трудового коллектива ДОУ содействует созданию оптимальных условий и форм организации образовательного процесса, содействует эффективности финансово – экономической деятельности ДОУ, стимулирования труда работников ДОУ.
Общее собрание ДОУ осуществляет полномочия трудового коллектива, обсуждает проект коллективного договора, рассматривает и обсуждает программу развития ДОУ, рассматривает и обсуждает проект годового плана работы ДОУ, обсуждает вопросы состояния трудовой дисциплины в ДОУ и мероприятия по ее укреплению, рассматривает вопросы охраны и безопасности условий труда работников, охраны труда воспитанников в ДОУ, рассматривает и принимает Устав ДОУ, обсуждает дополнения, и изменения, вносимые в Устав ДОУ.
Педагогический совет ДОУ осуществляет управление педагогической деятельностью ДОУ,  определяет направления образовательной деятельности ДОУ, отбирает и утверждает программы для использования в ДОУ, рассматривает проект годового плана работы ДОУ, заслушивает отчеты заведующего о создании условий для реализации образовательной программы в ДОУ, обсуждает вопросы содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования образовательной деятельности, рассматривает вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров, организует выявление, обобщение, распространение, внедрение педагогического опыта среди педагогических работников ДОУ.
Таким образом, в ДОУ реализуется возможность участия в управлении детским садом всех участников образовательного процесса. Заведующий детским садом занимает место координатора стратегических направлений. В детском саду функционирует Первичная профсоюзная организация.
Вывод: В ДОУ создана структура управления в соответствии с целями и содержанием работы учреждения

III. Программы, реализуемые в ДОУ

Обучение и воспитание детей дошкольного возраста в детском саду осуществляется Образовательной программой ДОУ, которая  разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Учебно-методические комплексы:

-Л.И. Пензулаева Физическая культура в детском саду. Для детей.  ФГОС.

 -Оздоровительная работа в детском саду с ФГОС.;

-Помораева И.А «Формирование элементарных математических представлений». Для занятий с детьми. ФГОС  

-Дыбина О.В.Ознакомление с предметным и социальным окружением.  

-Гербова В.В. «Занятия по развитию речи».

- Хрестоматия для чтения для детей 3-7 лет.

-Вераксы Н.Е. «Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. ФГОС;

-Программа экологического воспитания в детском саду «Юный эколог» - автор

С. Н. Николаева.  

В течение 2019-2020 учебного года в разрезе воспитательно-образовательного

процесса в ДОУ был поставлен и реализован ряд задач:

1. Создавать организационно – методические условия для реализации ФГОС, повышать уровень педагогической компетентности педагогов посредством освоения и внедрения Федеральных Государственных стандартов к структуре воспитательно- образовательного  процесса ДОУ.

2. Продолжать внедрять в практику работы ДОУ современные технологии обучения здоровому образу жизни, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей путем развития здоровьесберегающих навыков и умений.

   3. Совершенствовать совместную работу детского сада и семьи

       по нравственному воспитанию.

   4. Воспитывать гражданско-патриотические чувства у детей

        через приобщение к истории и культуре родного края.

IY. Анализ кадрового обеспечения.

Цель: изучение и оценка обеспеченности учреждения трудовыми резервами; определение и изучение показателей профессионального, квалификационного уровня кадров, выявление резервов повышения эффективности трудовой отдачи.

Детский сад обеспечен кадрами в соответствии со штатным расписанием.

Процент общей обеспеченности кадрами: 100 %

Выводы: дошкольное учреждение обеспечено кадрами на 100 %

Группировка  педагогов по стажу работы. Таблица № 1.

По стажу работы

От 5 до 10 лет

От 10 до 20 лет

От 20 и выше

-

3

Таким образом, в основном коллектив состоит из педагогов, имеющих большой педагогический опыт.

Группировка по уровню образования. Таблица № 2.

По уровню образования

Высшее

Среднее специальное

1

2

Выводы: среди педагогических кадров

 высшее педагогическое образование  имеют 40 %.

 Среднее специальное образование имеют 60 % педагогов.

По сравнению с прошлым годом соотношение  не изменилось.

Группировка по уровню квалификации. Таблица № 3.

По уровню квалификации

Соответствие занимаемой должности

Первая квалификационная категория

Высшая квалификационная категория

Без категории

1

2

0

0

Выводы: всего аттестовано 100 % педагогов. Из них имеют первую  категорию

 60 % (2 чел.), соответствие занимаемой должности 40 % (1 чел.).

В 2019 году успешно прошли аттестацию на 1 категорию 2 педагога:

Бисембеева М.А. и Алтынхузина С.Р.

Заведующий ДОУ Артыкова А.Г. прошла курсы повышения квалификации

 по дополнительной профессиональной программе «Эффективное управление  

 дошкольной образовательной  организацией в условиях модернизации

дошкольного образования»  в г. Саратов СОИРО– 2018 год.

Педагоги Бисембеева М.А., Алтынхузина С.Р. – курсы повышения квалификации

в ЧОУ ДПО «УЦ РЕСУРС» по дополнительной профессиональной программе

«Деятельностный подход к воспитательно- образовательному процессу в условиях

реализации ФГОС дошкольного образования».

Младший воспитатель Бишева М.М прошла курсы переподготовки в

ЧОУ ДПО «УЦ РЕСУРС» по программе «Младший воспитатель» - 2018 г.

         Таким образом, существует тенденция к повышению уровня

 профессионального мастерства педагогов и обслуживающего персонала.

Y. Охрана жизни и здоровья детей.

1.За 2019 -2020 учебный год в ДОУ не выявлено

 случаев детского травматизма.

2. Заболеваемость детей.

Таблица № 1.

Анализ уровня заболеваемости по группам заболеваний.

Основные заболевания

2019 г.

2020 г.

ОРЗ, ОРВИ и другие простудные заболевания

22

21

Тонзилит

1

-

Фарингит

2

-

Другие заболевания

Ринит

Трахеит

Бронхит

Ларингит

17

3

20

1

Вывод:

наиболее распространенная группа заболеваний – ОРЗ, ОРВИ и другие простудные заболевания. Чаще всего болеют дети   в зимний период (декабрь – февраль). По сравнению с прошлым учебным годом снизилось количество простудных заболеваний – на 6 случаев. Таким образом, наблюдается тенденция к снижению заболеваемости.

.

Показатели состояния здоровья воспитанников. Таблица №3

Группы здоровья

Количество детей по группам здоровья

2018- 2019уч.г

25

2019 -2020 уч.г.

17

 I группа

14

14

II группа

2

2

III группа

1

1

Вывод: По сравнению с прошлым годом количество детей с 1-ой группой здоровья увеличилось на 2,5% (на 1 чел.); число детей  подготовительной  группы здоровья уменьшилось на 2 % (2 чел.).

Прослеживается положительная динамика в состоянии здоровья детей.   Педагогический коллектив прикладывает все усилия, чтобы формировать у детей ценностное отношение к своему здоровью: использование современных технологий обучения здоровому образу жизни, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей путем развития здоровьесберегающих навыков и умений.

 . Оздоровительная работа осуществлялась по следующим направлениям:

  • Соблюдение режима дня
  • Учет гигиенических требований
  • ходьба и бег по «дорожкам здоровья»
  • Утренняя гимнастика (в теплое время года на улице)
  • Воздушно-оздоровительная гимнастика после сна
  • Отработка двигательного режима в группах и на прогулке
  • Закаливающие мероприятия.

Здоровье и движение – два взаимосвязанных компонента жизни. Организация двигательного режима направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.

Также в ДОУ в течение дня проводятся разнообразные виды двигательной деятельности: свободная двигательная деятельность в помещении и на прогулке, подвижные, спортивные игры и упражнения, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, спортивные развлечения – активная форма отдыха детей, игровой массаж.

В ДОУ обязательным является включение в воспитательно-образовательный процесс различных технологий оздоровления и профилактики. Это:

  • двигательные паузы;
  • проведение дней здоровья, физкультурных досугов;
  • привлечение родителей  по вопросам охраны и укрепления здоровья детей;
  • санитарно-просветительская работа с персоналом МБДОУ.

 При организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду особое внимание уделяется валеологическому воспитанию детей. Педагоги в системе работают над привитием детям стойких культурно-гигиенических навыков, обучают уходу за своим телом, навыкам оказания первой медицинской помощи, знакомят со строением человеческого тела, рассказывают о «полезном и вредном» для нашего организма. Привитие бережного отношения к своему организму способствует становлению ценностей ЗОЖ, помогая овладеть необходимыми гигиеническими навыками

С целью снижения заболеваемости большое внимание уделяется

организации адаптационного периода для детей, вновь поступивших в

дошкольное учреждение. Для них устанавливается щадящий режим. Родители

 в первые дни пребывания ребенка в детском саду имеют возможность быть с

ребенком в группе, на площадке. В результате проводимых мероприятий

адаптация проходит легче.

Основные физкультурно- оздоровительные мероприятия.

Мероприятия.

Цели

  1. Музыкально - спортивное развлечение «Со спортом дружим осенью» с использованием следующих атрибутов: скакалка, мячи, обручи, ленты.

Содействовать физическому развитию детей, развивать внимание, ловкость, быстроту.

  1. «Сохрани здоровье сам!»

Мероприятие провели с медицинской сестрой Каленовой С.И.

  1. Продолжать укреплять здоровье дошкольников, выявлять спортивные интересы, склонности и способности воспитанников.
  2. Приобщать детей к ценностям здорового образа жизни.
  3. Способствовать легкой адаптации детей к школе.
  1. Спортивный праздник

          « Мама, папа, я – спортивная семья!

           Эстафеты, подвижные игры, дидактические игры.

  1. Способствовать укреплению здоровья детей, сплоченности семьи.
  2. Развивать у детей силу, ловкость, быстроту, внимание.
  1. Неделя здоровья «Со спортом дружим мы весной»:

Игры с мячом, со скакалками, велогонки, совместный пробег коллектива ДОУ и родителей.

  1. Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, прививать навыки здорового образа жизни.
  2. Воспитывать чувство коллективизма и здорового соперничества.
  1. Традиционные мероприятия: «А у нас велокросс»,
  2. Беседы, мероприятия: «Уходи ты, Грипп, от нас, напугаем мы сейчас!»
  1. Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, прививать навыки здорового образа жизни.

Прививать навыки здорового образа жизни, гигиены.

Вывод: все мероприятия, проводимые в ДОУ, по физическому развитию и оздоровительно-профилактической работе направлены на сохранение и укрепление здоровья детей, повышение их двигательной активности и формирования здорового образа жизни.

 Благодаря комплексу профилактических и физкультурно- оздоровительных мероприятий наблюдается положительная динамика показателей по состоянию заболеваемости в целом, по уровню физического развития.

YI. Качество питания.

Питание детей в детском саду организовано в соответствии с рекомендованным «Сборником рецептур блюд и кулинарных изделий для питания детей в дошкольных организациях»
В меню представлено большое разнообразие блюд, повтор которых в течение 10 дней исключен. В рационе широко используются блюда с повышенной пищевой и биологической ценностью, что позволяет скорректировать пищевую ценность рациона по содержанию микронутриентов и сформировать у детей привычку употреблять такие продукты.
В соответствии с меню в детском саду организовано 4 приема пищи:
Меню разработано таким образом, чтобы на эти 4 приема пищи приходилось основное количество продуктов с высокой пищевой и биологической ценностью.
В детском саду имеется вся необходимая документация по питанию, которая ведется по форме и заполняется своевременно. Технология приготовления блюд строго соблюдается.
На информационном стенде для родителей ежедневно вывешивается меню. В ДОУ сформирована эффективная система контроля организации питания детей. Контроль качества питания, закладкой продуктов, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, правильностью хранения и соблюдением сроков реализации продуктов питания осуществляет  медицинская сестра детского сада и комиссия по питанию.
Вывод: Дети в ДОУ обеспечены полноценным сбалансированным питанием. Правильно организованное питание в значительной мере гарантирует нормальный рост и развитие детского организма и создает оптимальное условие для нервно-психического и умственного развития ребенка.


YII. Обеспечение безопасности образовательного учреждения.

 Меры по инженерно-технической защите объекта

Здание оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) третьего типа системой программно-аппаратного комплекса «Стрелец-Мониторинг», эвакуационные выходы  оборудованы световыми оповещателями “Выход” “ИВЭПР 12-2-2” (4шт). Техническое обслуживание проводится вместе с обслуживанием АПС. автоматическая пожарная сигнализация

     В здании установлена автоматическая установка пожарной сигнализации на основе прибора «Гранит-16». Система пожарной сигнализации включает в себя дымовые пожарные извещатели ИП212-41М -16 шт. и ручные пожарные извещатели ИПР-ЗСУ- 4 шт. расположены на каждом этаже  у  входа, которые  включаются в приемно-контрольный прибор «Гранит-16», расположенный на 1 этаже возле кабинета заведующего.

 В здании установлена автоматическая пожарная сигнализация «Стрелец- мониторинг», заключен договор на монтаж и пуско-наладку объектового оборудования системы раннего обнаружения пожаров сопряженного с ПАК «Стрелец-Мониторинг» для передачи сигнала по выделенному радиоканалу на пульт «подразделения пожарной охраны (01)».

Система пожарной сигнализации обеспечивает дублирование сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия дежурного персонала.

Места расположения первичных средств пожаротушения:

На первом этаже у главного входа возле двери, в котельной, пищеблоке, на втором этаже в коридоре размещены огнетушители ОП-4(3) -АВСЕ в количестве - 4 штук;3 шт. -дата выпуска июль 2018года, 1 огнетушитель перезаряжен 21.08.2019 г..  Огнетушители пронумерованы белой краской на корпусе.                                

Эвакуационные пути свободны для эвакуации людей, сгораемые материалы на путях отсутствуют, двери эвакуационных выходов имеют возможность отпирания изнутри без ключа. Двери открываются наружу по ходу движения, турникеты отсутствуют.

         Планы эвакуации расположены на каждом этаже.

Таким образом, здание детского сада оборудовано современной пожарно-охранной сигнализацией и тревожной кнопкой, что позволяет оперативно вызвать наряд охраны в случае чрезвычайной ситуации. Обеспечение условий безопасности в ДОУ выполняется согласно локальным нормативно-правовым документам.
Территория по всему периметру ограждена металлическим забором.
Прогулочные площадки в удовлетворительном санитарном состоянии и содержании.
Состояние хозяйственной площадки удовлетворительное; мусор из контейнера вывозится 1 раз в неделю.
С детьми проводятся беседы, занятия по ОБЖ, развлечения по соблюдению правил безопасности на дорогах. Проводится вводный инструктаж с вновь прибывшими сотрудниками, противопожарный инструктаж и инструктаж по электробезопасности. Ежедневно ответственными лицами осуществляется контроль с целью своевременного устранения причин, несущих угрозу жизни и здоровью воспитанников и работников.
Вывод: В ДОУ соблюдаются правила по охране труда, и обеспечивается безопасность жизнедеятельности воспитанников и сотрудников.

YII. Работа с  кадрами  и организационно- педагогическая работа

В ДОУ  созданы организационно – методические условия для реализации ФГОС, для повышения уровня педагогической компетентности педагогов посредством освоения и внедрения Федеральных Государственных стандартов к структуре воспитательно- образовательного  процесса ДОУ.

Особое внимание  уделяется решению задачи повышения профессионального мастерства и компетенции педагогов ДОУ. Это обусловлено современными требованиями к организации образовательного процесса. Были использованы  различные формы организации повышения профессионального мастерства педагогов в ДОУ:

  • взаимопосещения занятий;
  • адресная помощь;
  • педагогические часы
  • районные семинары;
  • активное  участие педагогов в открытых занятиях, семинарах, практикумах на различных уровнях;
  • участие воспитанников в конкурсах различного уровня

1.Взаимопосещения занятий

В рамках детского сада педагогами были проведены открытые занятия.

Особенно интересными были следующие мероприятия:

1.Представление опыта работы в младшей группе по плану самообразования «Дидактические игры в детском саду»

1.«Сюжетно- ролевые игры  в старшей разновозрастной группе».

Взаимопосещения  занятий  позволяют воспитателям повышать свое профессиональное мастерство, профессиональные навыки, выявлять положительные  и отрицательные моменты,  помогают  преодолевать трудности в воспитании и обучении.

  1. Участие в конкурсах.

Воспитатель младшей группы Алтынхузина С.Р  принимала участие в муниципальном  конкурсе:

По формированию центров развития развивающей предметно-пространственной среды.

Номинация «Лучший центр развития мелкой моторики» - 2 –место;

Муниципальный конкурс «Лучший проект в дошкольных образовательных организациях» - Победитель.

Воспитатель старшей разновозрастной  группы Бисембеева М. А.  принимала участие в муниципальном  конкурсе:

По формированию центров развития равивающей предметно-пространственной среды.

Номинация «Лучший уголок экспериментирования» - 1 –место;

Муниципальный конкурс «Лучший проект в дошкольных образовательных организациях» - Победитель.

3. Работа методического объединения ДОУ.

Методическим объединением ДОУ руководит воспитатель с большим опытом работы Бисембеева М.А.

В 2019 – 2020 учебном году было проведено 4 педагогических совета, 2 из которых- совместно с учителями начальных классов по преемственности между начальной школой и дошкольным образованием.

  • установочный, аналитико-планирующий — «Готовность ДОУ к новому учебному году»;
  • итогово-организационный «Итоги воспитательно-образовательной работы ДОУ за 2018-2019 учебный год».

Педагогический совет «Формирование культуры речи детей в процессе учебной деятельности», консультация: «Что такое речевое развитие?» способствовали формированию знаний воспитателей о правильном и эффективном педагогическом воздействии на развитие речи ребёнка

Был проведён педсовет на тему: «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности» с целью систематизирования знания педагогов по различным видам познавательно-исследовательской деятельности  детей и определения путей совершенствования работы в данном направлении.

Итогом данного  педсовета стало решение продолжать работу над осгащением мини-лаборатории в старшей группе для реализации познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования.

4.  Преемственность между начальной школой и дошкольным образованием.

В рамках преемственности  между начальной школой и дошкольным образованием были проведены такие интересные мероприятия:

  • Ознакомительная экскурсия в школу «Рабочее место ученика»;
  • Выставка рисунков: «Школа, в которой я буду учиться»;
  • Экскурсии в школьную библиотеку, школьный музей;
  • Посещения занятий учителями и воспитателями;
  1. Совместные мероприятия: «Спортивный праздник

          « Мама, папа, я – спортивная семья!

           Эстафеты, подвижные игры, дидактические игры.

  •   участие воспитанников детского сада в празднике «Последний звонок», акция «Начальная школа – детскому саду» - кормушки для птиц.

5.Участие педагогов в районных семинарах:

  • Выступление на муниципальном семинаре – практикуме Бисембеевой М.А.

           Презентация: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного

           возраста через опытную деятельность»;

  • Выступление  воспитателя Алтынхузиной С.Р. в муниципальной

            научно-практической конференции: «Творчество педагога- успешность и

            желание к познанию у дошкольников»

Наряду с традиционными методами и приемами  в своей работе педагоги  применяют и современные образовательные технологии:

  • Технология проектной деятельности:

  1. Исследовательско-творческий проект «Вода и ее свойства и значение для человека и живых существ»». Срок – 1 неделя. воспитатель Алтынхузина С.Р.

          Цель проекта: ознакомление младших дошкольников  со свойствами воды  в жизни живых существ, формировать понятие о простейших связях между явлениями  в природе и человека.

Задача: развитие познавательных способностей детей,  формирование представлений о значении воды в жизни человека.

  1. Проект: «С чего начинается Родина?!» - воспитатели Бисембеева М.А. и Алтынхузина С.Р.

Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице, на которой ребенок живет, о родном селе, о своей стране.

            В ходе реализации данного проекта  был показан детям видеоролик «Отмените войну», была совершена экскурсия в местный музей боевой и трудовой славы, организованы игры, эстафеты. В заключение воспитанники возложили цветы к Памятнику неизвестного солдата в парке.

  1. Проект «Лук от семи недуг» - воспитатель Бисембеева М.А.

          Цель: формирование первоначальных экологических представлений  у детей посредством создания мини- огорода, дать представление о полезных свойствах лука и его применении.

  1. Проект опытно-экспериментальной деятельности «Кока-кола: вред или польза?».

           Цель6 исследование вредного влияния Кока-колы на органим человека.

  В нашем детском саду, как и во многих других дошкольных учреждениях в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей: русские, башкиры, казахи, кумыки, украинцы, чеченцы. Это позволяет назвать наше учреждение многонациональным. Поэтому для нашего педагогического коллектива важно не только формирование у дошкольников чувства гордости за свое национальное “Я”, но и воспитание толерантности: ознакомление их с культурными традициями  разных народов, воспитание благожелательного отношения к людям других национальностей, чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре  народов, живущих рядом с нами.

 И под девизом: «Толерантность - дорога к миру» в нашем учреждении  каждый год проходят дни национальной культуры.

6. Повышение квалификации педагогов.

По уровню повышения квалификации

   2013 год

2014 год

 2018-2019

Руководитель

Артыкова А.Г.

Диплом о профессиональной переподготовке

 ЧОУ ДПО

«МУЦОТиПБ»

 г. Балаково

По программе:

«Менеджер (по отраслям) инновационный менеджмент в дошкольном образовании»

Удостоверение №3166

ГАОУ ДПО

«Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

 по дополнительной профессиональной программе «Психолого- педагогическое и методическое сопровождение  федерального государственного стандарта дошкольного образования»

Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

 по дополнительной профессиональной программе: «Эффективное управление   дошкольной образовательной  организацией в условиях модернизации

дошкольного образования» - 2018 год

 

Алтынхузина С.Р.

Удостоверение №3156

ГАОУ ДПО

«Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» по дополнительной профессиональной программе «Психолого- педагогическое и методическое сопровождение  федерального государственного стандарта дошкольного образования»

ЧОУ ДПО «УЦ РЕСУРС» по дополнительной профессиональной программе

«Деятельностный подход к воспитательно- образовательному процессу в условиях

реализации ФГОС дошкольного образования» -2019 год

Бисембеева М.А.

1.Удостоверение №3170

ГАОУ ДПО

«Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

 по дополнительной профессиональной программе «Психолого- педагогическое и методическое сопровождение  федерального государственного стандарта дошкольного

 образования»

2.Диплом о профессиональной переподготовке №331

ЧОУ ДПО

«МУЦОТиПБ»

 г. Балаково

по дополнительной профессиональной программе

 «Воспитатель. Педагогика и психология, Воспитательная работа».

ЧОУ ДПО «УЦ РЕСУРС» по дополнительной профессиональной программе

«Деятельностный подход к воспитательно- образовательному процессу в условиях

реализации ФГОС дошкольного образования» -2019 год

Вывод: по сравнению с 2018 годом количество педагогов, прошедших повышение квалификации выросло на 100%.

В ДОУ созданы кадровые условия, обеспечивающие развитие образовательной

инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. Повышение квалификации педагогов осуществляется в соответствии с перспективным планом и запросами педагогов. Для осуществления образовательной работы подобраны соответствующие кадры. В ДОУ проводится систематическая работа по выявлению положительного опыта работы педагогов с детьми по разным направлениям деятельности. Изучается и внедряется опыт коллег района

  1. Работа педагогов по самообразованию.

     Развитие личности педагога непрерывно связано с его стремлением  к самостоятельному обогащению своих знаний. Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать их, овладевать прогрессивными  педагогическими технологиями  воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития.

     В период между обучением на курсах необходимо заниматься самообразованием, которое расширяет и углубляет  знания, полученные на курсах, способствует осмыслению опыта на более высоком теоретическом уровне.

    У каждого педагога ДОУ  имеется индивидуальный план  по самообразованию:

  • Алтынхузина С.Р. - воспитатель младшей (разновозрастной) группы:

«Развитие мелкой моторики рук».

Цель: развитие эмоциональной устойчивости и связной речи ребенка.

          Задачи: подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказок.

  • Бисембеева М.А. - воспитатель старшей (разновозрастной) группы:

«Роль экологического воспитания в развитии нравственности детей

        старшего дошкольного возраста»

Цель: активизировать знания детей о природе, воспитывать гуманное

          отношение к животному и растительному миру»

        Работа по самообразованию проведена педагогами на высоком уровне.

        Собран достаточный материал – приложение.

  1. Кружковая работа

 В течение всего учебного года в ДОУ работали  кружки по следующим направлениям:

  • «Умелые ручки» - руководитель Бисемеебева М.А.

Цель: создание благоприятных условий  для развития у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей. Помочь ребенку ощутить себя мастером и творцом.  Развитие интеллектуальной сферы: мышления, внимания, памяти, восприятия.

  • «Веселый карандашик» - руководитель Алтынхузина С.Р.

Цель: учить детей правильно держать карандаш, рисовать карандашами, цветными мелками.

Проводить лини вертикальные, горизонтальные и замыкать их формы (круглые, прямоугольные) развивать мелкую моторику рук.

Планы работ по кружкам составлены грамотно. Есть «Положение по кружковой работе», пояснительная записка, список воспитанников, посещающих кружки, обозначены цели, задачи. Работа ведется в системе.

YIII. Взаимодействие с родителями

Предметом особой заботы коллектива детского сада является

сотрудничество с родителями. Вся работа осуществляется в контакте с семьей, с учетом запроса родителей и широкой просветительной пропаганды, с целью улучшения общения между детьми и родителями, понимания ими психологических особенностей ребенка. Регулярно проводится анкетирование.

   Педагоги используют различные способы вовлечения родителей в воспитательный и образовательный процесс:

  • Посещение семьи;
  • Педагогические беседы;
  • Консультации;
  • Наглядная пропаганда;
  • Родительские собрания;
  • Совместное проведение праздников, развлечений;
  • День открытых дверей;
  • Участие в десантах по благоустройству территории детского сада;
  • Совместное творчество и др.

В начале учебного года в каждой  группе проходят собрания, на которых родителей знакомят с задачами воспитания и обучения детей на данный учебный год, что позволяет довести до родительского сведения все аспекты работы ДОУ с детьми.

Педагоги дошкольного учреждения стараются строить работу так, чтобы заинтересовать родителей воспитательно-образовательным процессом, сделать их полноправными участниками. Родители участвуют в конкурсах, выставках, праздниках, развлечениях:

  • Конкурс «Бал цветов»;
  • Конкурс «Овощные фантазии»;
  • Праздник «Масленица»;
  • Праздник «У самовара»

Пропаганда педагогических знаний ведется через систему наглядной

агитации. В группах оформлены «Уголки для родителей», где помещаются консультативные материалы по всем разделам программы. Оформлены специальные «Уголки здоровья», где родители могут получить всю интересующую информацию

 В течение года заведующей, медицинским работником,  воспитателями проводились индивидуальные консультации с родителями.

Воспитатели при составлении календарного планирования указывают темы индивидуальных и групповых консультаций с родителями, тематику наглядной информации, работу с родительским активом.

Целенаправленно ведется работа с родителями подготовительной к школе группы:

  • Консультации: «Как готовить ребенка к предстоящему обучению ребенка в школе»; «Первый раз – в первый класс»;
  •  Проводятся индивидуальные беседы воспитателями детского сада.
  • Круглый стол «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников»

Дети охотно посещают детский сад, что подтверждает анкетирование

родителей, которые высоко оценивают качество работы с детьми. Этому способствовало привлечение родителей к совместному участию в праздниках «День пожилого человека», «День матери», «День защиты детей».

Следует отметить улучшение и активизацию взаимодействия родителей и воспитателей по созданию развивающей среды в группах.

Вывод:

За последнее время заметно вырос авторитет ДОУ среди родителей. По

данным анкетирования 90% родителей считают, что получают достаточно широкую информацию о воспитании и обучении детей, организации питания.

IX. Анализ результатов выполнения программы

Анализ результатов освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования в МБДОУ «Детский сад с. Калинин»

в 2018-2019 и 2019- 2020 учебных годах

Мониторинг проводился по следующим областям:

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие


Преобладает положительный результат по изучению образовательной области « Речевое развитие». Повышен показатель « ООП освоен» на 7%, понижен показатель « ООП освоен не в полной мере» на 1%, « ООП не освоен» снижен до 6%

Образовательная область «Развитие речи» По развитию связной речи и творческого воображения можно видеть положительную динамику в уровне развития не только творческого воображения и связной речи, но и в образности речи, интересе детей к непосредственно образовательной деятельности, художественной литературе, русскому фольклору. У детей значительно активизировался словарный запас и в обыденной жизни, речь стала яркой, эмоциональной, дети используют в речи пословицы и поговорки. Следует отметить, что у некоторых детей есть нарушения в речи.

Рекомендации: приобщать детей к культуре чтения художественной литературы, поощрять детское словотворчество; необходимо больше внимания уделять просветительской работе с родителями воспитанников по вопросам речевого развития.

     

Высокие показатели отмечаются в освоении воспитанниками образовательной области «Познавательное развитие». Дети отражают окружающую действительность в разных видах деятельности и, прежде всего в игре. Повышен показатель « ООП освоен» на 9%, повышен  показатель « ООП освоен не в полной мере» на 2 %, « ООП не освоен» снижен до 11%

 Образовательная область. «Познавательное развитие» 

 Анализ мониторинга показал, по ФЭМП, по сенсорному развитию, и по формированию целостной картины мира, мира природы и расширению кругозора, одинаковый уровень развития. Имеют представления о себе, о составе семьи, родственных отношениях, о государстве и принадлежности к нему, о мире. Знают герб, флаг, гимн России, столицу. Имеют представление о родном крае, о его достопримечательностях. Устанавливают элементарные причинно-следственные связи. Умеют работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Но большинство детей имеют средний уровень знаний из-за плохой организации, у некоторых воспитанников при самостоятельной деятельности поведения во время занятий, дети часто отвлекаются, спорят, часто не могут заниматься совместной деятельностью.

Рекомендации: Продолжать работу в данном направлении. Развивать у детей интерес к самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами, ставить опыты). Дать родителям рекомендации по формированию целостной картины мира.

Высокие показатели отмечаются в освоении воспитанниками образовательной области «Познавательное развитие». Дети отражают окружающую действительность в разных видах деятельности и, прежде всего в игре. Повышен показатель « ООП освоен» на 11%, понижен показатель « ООП освоен не в полной мере» на 3%, « ООП не освоен» снижен до 8%

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».

Дети знакомы с моральными нормами и правилами поведения. Проявляют интерес к разнообразному содержанию сюжетно – ролевых игр, осваивают умения принимать игровую роль. У детей сформировалось положительное отношение к труду взрослых, появилось желание принимать участие в посильном труде, умении преодолевать небольшие трудности. Сформированы навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице; сформированы элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. Следует отметить, что у некоторых детей недостаточная сформированность коммуникативных компетенций и плохая организация самостоятельной деятельности.

Рекомендации: в режимных моментах чаще планировать сюжетно – ролевые игры, создавать условия для них, пополнять центр ролевых игр необходимыми для развития сюжета игрушками, атрибутами. Индивидуальная работа с воспитанниками по безопасности поведения.

По итогам оценки усвоения материала по образовательной области «Физическое развитие» дети показали положительный результат освоения программного материала. Повышен показатель « ООП освоен» на 8%, понижен показатель « ООП освоен не в полной мере» на 3%, « ООП не освоен» снижен до 5%.

Образовательная область «Физическое развитие».

 Реализация ОО находится на достаточно высоком уровне. Этому способствует соблюдение режима двигательной активности в течение дня, проведение утренней гимнастики, НОД по физическому развитию, планируемая индивидуальная работа по развитию движений, использование здоровье - сберегающих технологий в режиме дня.

Рекомендации: продолжить работу и летом в данном направлении, планировать НОД по физическому развитию, соблюдать двигательный режим, проводить закаливающие мероприятия, планировать беседы с детьми по формированию знаний о ЗОЖ.

Наблюдается положительный результат по изучению образовательной области

 « Художественно-эстетическое развитие». Повышен показатель « ООП освоен» на 6%, понижен показатель « ООП освоен не в полной мере» на 1%, « ООП не освоен» снижен до 5%

Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие».

Дети, активно включаются в работу, могут планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения, умеют работать коллективно, анализируют образец постройки. Дети с удовольствием по рисунку создают постройки. Они умеют пользоваться шаблоном.

Проявляют стремление к постоянному общению с книгой, испытывают явное удовольствие при слушании литературных произведений.

В рисовании имеют элементарные технические навыки: правильно держат карандаш, кисть и свободно пользуются ими. Изображают предметы и создают несложные сюжетные композиции, изображения по мотивам народных игрушек. Создают небольшие сюжетные композиции, но допускают ошибки при передаче пропорции, позы и движения фигур.

В лепке дети лепят предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы.

Большинство детей различают такие особенности музыкального искусства, как выразительность и изобразительность, выделяют с небольшой помощью взрослого музыкальный образ, дают ему характеристику. У многих зафиксирован сдвиг в формировании элементарных вокально-хоровых навыков, чувство ритма, звукообразование, дыхание; навыков игры на детских музыкальных инструментах – чувство ансамбля, такта.

Рекомендации: шире использовать нетрадиционные техники; создавать на занятиях проблемные ситуации, активизирующие творческое воображение детей («дорисуй», «придумай сам», «закончи»); пополнить центры творчества разнообразным художественным материалом, принадлежностями для художественной деятельности (кисти, гуашь, акварель, пластилин, бумага разной окраски и фактуры, трафареты, раскраски и др.)

Вывод:

Сравнительный анализ результатов мониторинга показывает рост усвоения детьми программного материала, то есть прослеживается положительная динамика развития ребенка по всем образовательным областям. Таким образом, образовательная деятельность реализуется на достаточном уровне.

2018-2019

2019-2020

Речевое развитие

56

Речевое развитие

63

Познавательное развитие

61

Познавательное развитие

70

Социально-коммуникативное развитие»

61

Социально-коммуникативное развитие»

72

Физическое развитие

73

Физическое развитие

81

Художественно-эстетическое развитие

78

Художественно-эстетическое развитие

84

ИТОГО

65.8

74,6

Выводы

По итогам проведения мониторинга можно заключить, что:

1. Следует продолжать работу по освоению и реализации современных педагогических технологий, направленных на развитие детей.

2. Необходимо больше внимания уделять просветительской работе с родителями воспитанников.  Очевиден положительный результат проделанной работы,  знания детей прочные, они способны применять их в повседневной деятельности.

                 Диагностическая карта  усвоения программы    

              воспитанниками подготовительной к школе  группы на 2018-2019 уч.г.

Вывод:    Результаты  мониторинга выявили, что уровень развития детей соответствует  их возрасту по основным показателям подготовки детей к школе: развитая речь, восприятие, память, воображение, наглядно-образное мышление. Посредством различных занятий проделана большая работа  по развитию у детей волевых качества личности, умению общаться с окружающими людьми, быть доброжелательным с другими детьми, взрослыми,  в том числе педагогами, умению управлять своим телом, хорошо двигаться и ориентироваться в  пространстве, развитию мелкой моторики рук, а также координацию движения. Дети были вовлечены в непосредственно образовательную деятельность, направленную на реализацию познавательно-речевого, социально - личностного, художественно-эстетического, физического направлений развития; физкультурно-оздоровительного, эстетического цикла; детские виды деятельности. В ходе этого дети научились понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу.  По результатам работы, можно сделать вывод, что у детей повысилась самооценка, стремление к активной деятельности. Они эмоционально отзывчивы, любознательны, способны решать

X. Социальная активность и партнерство ДОУ
Дошкольное учреждение осуществляет активное социальное партнерство с различными учреждениями:
ФАП  (фельдерско-акушерский пункт) - (вакцинация, лечение и профилактика заболеваний)
Школа – экскурсии, совместные мероприятия по преемственности.
Дом культуры – совместные праздники.
Сельская  библиотека – (литературные викторины, экскурсии, тематические занятия)


XI Финансовое обеспечение функционирования и развития ДОУ
Финансово-хозяйственная деятельность учреждения осуществлялась в соответствии со сметой доходов и расходов на 2019-2020 г.г.

Продукты питания  (областной и местный бюджет)– ст. 340.
XII. Основные нерешённые проблемы:
- ремонт  теневых навесов;
- приобретение детской мебели;
- замена ограждения.
XIII. Основные направления ближайшего развития ДОУ
Совершенствование материально-технической базы учреждения, оснащение развивающей среды;
Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС;
Расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения.
В соответствии с приоритетами образовательной политики России, исходя из анализа работы за предыдущий год и образовательных потребностей населения, детский сад определяет на следующий учебный год задачи по укреплению здоровья воспитанников, по совершенствованию физического воспитания, подготовке к школе, развитию коммуникативных навыков, экологическому воспитанию дошкольников.

XIY. Заключение.

В ДОУ созданы кадровые условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. Повышение квалификации педагогов осуществляется в соответствии с перспективным планом и запросами педагогов. Для осуществления образовательной работы подобраны соответствующие кадры. В ДОУ проводится систематическая работа по выявлению положительного опыта работы педагогов с детьми по разным направлениям деятельности.

Педагогический коллектив активно изучал и внедрял новые формы работы, рекомендуемые ФГОС.

Изучается и внедряется опыт коллег района.  

  Развивающая среда в  помещениях детского сада создана с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия между взрослыми и детьми, с учетом основополагающих принципов построения развивающей среды. Дети имеют свободный доступ к игрушкам и игровому оборудованию, удовлетворяется потребность каждого ребенка в движении: есть   физкультурный зал, совмещенный с актовым залом, где имеются уголки с необходимым оборудованием для развития движений. Не в полной мере, но в группах имеется  настольно-печатный материал, разнообразные дидактические и развивающие игры.

Особенно разнообразная, богатая среда создана в старшей группе под  руководством воспитателя Бисембеевой М.А. (отмечается единство стиля в оформлении, рациональность размещения центров детской деятельности, разнообразие и функциональность оборудования, творческий подход педагога к оформлению и содержанию материалов для детской деятельности и работы с родителями).

В методическом кабинете собрана картотека различных игр.

 Годовые задачи реализованы.

По результатам работы за год перед коллективом дошкольного учреждения определены следующие задачи на 2019-2020 учебный год:

  • В следующем учебном году задачу сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей по – прежнему считать первостепенной. Добиться снижения заболеваемости за счет интеграции образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье». Содержание физкультурно – оздоровительных мероприятий, закаливающих мероприятий, профилактики заболеваний и оздоровления дошкольников выстраивать последовательно, подбирать методы, формы и приемы, соответствующие возрастным особенностям

через нетрадиционные формы работы.

Совершенствовать совместную работу детского сада и семьи

   по патриотическому  воспитанию.

  • Создать условия для совершенствования профессиональных знаний и

умений педагогического коллектива ДОУ при построении воспитательно-образовательного процесса на основе комплексно-тематического планирования с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

В целях совершенствования и развития материально-технических и медико-социальных условий в ДОУ необходимо:

  • Обогащать предметную среду разнообразным, многофункциональным оборудованием для различных видов детской деятельности, в том числе – игровой.
  • Совершенствовать оформление наглядной информации для родителей в групповых помещениях и коридорах ДОУ с учетом приоритетного направления (речевого) и инновационной деятельности.