Материалы для педагогов

Снурницына Ирина Валерьевна

Стиль педагогического общения

Рекомендации по работе с детьми с разными особенностями

Рекомендации учителям первоклассников

Сплочение классного коллектива

Рекомендации по работе с тревожными детьми

Памятка по профилактике эмоционального выгорания

Рекомендации педагогам на каждый день

Рекомендации  во время вспышки COVID-19

"7 приемов управления групповой динамикой" ( из вебинара Кузнецова Дениса Владимировича, спикера АСОУ)

"Страхи и помехи педагогов при дистанционном обучении. Приемы решений (Кузнецов Д.В.). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стиль педагогического общенияKaliningradcity.ru Новости Школьным учителям запретят мини-юбки

Стиль - это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива. Стиль общения педагога с детьми - это категория социальная и нравственная.

Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

1. Общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, на основе его отношения к педагогической деятельности в целом. Вместо односторонних воздействий педагога на учащихся - общая творческая деятельность воспитанников вместе с воспитателями и под их руководством. О таких учителях говорят: «За ним дети (ученики) буквально по пятам ходят!»

2. Общение на основе дружеского расположения. Это тоже продуктивный стиль педагогического общения. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Дружеское расположение - важнейший регулятор общения, а вместе с увлеченностью совместным делом может иметь и деловую направленность. Однако дружественность, как и любое эмоциональное настроение в процессе общения, должна иметь меру. Нельзя превращать ее в панибратские отношения с учащимися, что отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе.

3. Общение-дистанция. Это довольно распространенный стиль общения, которым пользуются как начинающие, так и опытные педагоги. Суть его в том, что во взаимоотношениях педагога и учащихся постоянно обеими сторонами ощущается дистанция во всех сферах общения, в обучении - со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании - со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Этот стиль не способствует созданию творческой атмосферы. Но это не означает, что дистанция вообще не должна существовать, она необходима в общей системе отношений ученика и педагога, в их совместном творческом процессе и диктуется логикой этого процесса, а не просто волей учителя.

4. Общение-устрашение. Это негативная форма общения. Чаще всего к ней прибегают начинающие учителя, что объясняется их неумением организовать продуктивную совместную деятельность с учениками. Такое общение разрушает творческую деятельность, представляет собой сугубо регламентирующую коммуникативную систему, ограничивающую творческий поиск детей.

5. Общение-заигрывание. Играет в работе с детьми не менее отрицательную роль, характерно для молодых учителей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет, что противоречит требованиям педагогической этики.

Как избежать ненужных конфликтов

Существует ряд правил:

  • не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком;
  • прежде чем сказать о неприятном, создайте благоприятную, доброжелательную атмосферу доверия;
  • попробуйте стать на место оппонента, посмотреть на проблему его глазами;
  • не скрывайте своего доброго отношения к человеку, выражайте одобрение его поступками;
  • заставьте себя молчать, когда задевают в мелкой ссоре;
  • умейте говорить спокойно и мягко, уверенно и доброжелательно;
  • признавайте достоинства окружающих во весь голос, и врагов станет меньше;
  • если вы чувствуете, что не правы, признайте это сразу.



Предварительный просмотр:

Рекомендации по работе с застенчивыми детьмиЗастенчивый ребенок: как проявляется и как побороть?

Помните, что этим детям свойственны страхи тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. В школьном возрасте—ипохондрия за своё здоровье и здоровье родных. Появляется навязчивость и чрезмерная мнительность. Им важно, как они выглядят в глазах других в неудобных, стыдливых ситуациях; они испытывают тяжелейший стресс, который долго переживают. Они склонны к суицидам.

Застенчивые дети очень внушаемы, поэтому:

  1. Не ставьте их в позицию неопределённости, неизвестности.
  2. Не включайтесь в игру их болезней, давайте им работу, когда они здоровы.
  3. Включайте их в общественные посильные дела.
  4. Хвалите их за самостоятельность.
  5. Стимулируйте их личную ответственность.
  6. Не создавайте напряжения во взаимоотношениях, не угрожайте.Отношения с застенчивым ребёнком должны быть ровные, открытые. Он должен понимать Ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относите к его поступку, а не к личности. Вы должны успокоить ребёнка.
  7. Если уровень притязаний ребёнка завышен, то помогите найти адекватный.
  8. Будьте осторожны с передачей стрессовой информации. Не допускайте, чтобы ребёнок выбегал из класса—это опасно. Сразу же следуйте за ним. Даже когда он расстроен, не выводите его из класса. Освободите на время его от работы—дайте ему время успокоиться.
  9. Позволяйте иногда отвечать ему с места или письменно.

Как правило, эти дети из семей с высокой моральной ответственностью. И для этих детей самое страшное—ошибиться или подвести кого-либо. Задача учителя научить детей спокойно относиться к ошибкам, иметь желание их исправить, находя при этом разные варианты решения проблемы.http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=cd0cc587beb6b0bae14509a1627033e8-126-144&n=21

Рекомендации по работе с агрессивными детьми

  1. Никогда не оскорбляйте их, в диалоге не используйте жаргонные и бранные слова—это не даст им права оскорблять Вас и не демонстрировать в поведении всё, на что они способны.
  2. Ведите общение на равных, но не впадайте в зависимость от них. Лучше несколько дистанцироваться от них.
  3. Не боритесь с ними в открытую, т.к. это усугубит отношения. Следует учитывать их особенности и бурные реакции.
  4. Останавливайте их спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.
  5. Обсуждайте их поведение только после их успокоения.
  6. Не отвергайте их, т.к. они очень мстительны.
  7. Выясните, как возникает агрессивное поведение и каково возможное решение.
  8. Наделите агрессивного ребёнка какой-либо ответственностью в школе.
  9.  Учитывайте, что перед сильными у агрессивного ребёнка появляются в поведении элементы раболепия, а перед слабыми агрессии.
  10. Не угрожайте и не шантажируйте агрессивного ребёнка, т.к. в какой-то момент это перестаёт действовать и Вы будете неубедительны и бессильны.
  11. Воинственность ребёнка можно успокоить своим спокойствием.
  12. Не разряжайте своё плохое настроение на таких детях.

Найдите повод похвалить их, особенно спустя некоторое время после наказания—дети убедятся, что претензии были не лично к ним, а к их поступкам.http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=5f1c52473035d121c6897018bede8863-112-144&n=21

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ С ИСТЕРИЧЕСКИМИ РЕАКЦИЯМИ

  1. Игнорируйте истерические реакции.
  2. Предупредите класс, чтобы он не обращал внимание на ребёнка в момент истерики.
  3. Хвалите позитивные поступки такого ребёнка.
  4. Не стремитесь угодить.
  5. Не обращайте постоянно внимание на его плохое настроение—ему этого и надо (подсознательно).
  6. Чаще давайте понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки.
  7. Займите такого ребёнка таким видом деятельности, чтобы он смог своим трудом выделиться среди сверстников, а не своим поведением, т.к. он жаждет признания.
  8. Если у ребёнка высокий уровень притязаний, определите круг доступных притязаний.
  9. Этот ребёнок требует много льгот для себя.
  10. Не попадайте под его влияние и не позволяйте манипулировать собой, т.к. он лжив и способен входить в доверие.
  11. Критикуйте поступки ребёнка, а не его личность, не делайте замечания постоянно—за несколько поступков—одно замечание/наказание.
  12. Позволяйте ему проявлять эмоции бурно, но не грубо, в рамках дозволенного.
  13. Усильте систему поощрений и наказаний (наказание неподвижностью)
  14. Если ребёнок осознал свой проступок, то с побеседуйте с ним. Беседа должна быть запоминающейся.
  15. Устраните влияние всепрощающих взрослых, требования должны быть едины.
  16. Ребёнок должен нести ответственность за помощь по дому, за выполнение уроков. Контроль не должен быть постоянным.
  17. Не позволять выполнять другое дело, пока не завершит первое.
  18. Чётко ориентировать ребёнка в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».
  19. Повышайте самооценку ребёнка, уверенность в себе.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕhttp://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=d220898f0f036ac5732dc353807b4125-79-144&n=21

С ЗАМКНУТЫМИ (АУТИЧНЫМИ) ДЕТЬМИ

Этих детей характеризует выраженный аутизм (уход в себя, боязнь мира). Они склонны к развитию логического мышления, но у них отсутствуют широкие познавательные интересы. У них нетипичные интересы: о строении мира, о потустороннем мире… Эти дети любят много читать, у них развита речь, но часто она формально. Негативные черты: эмоциональная холодность, эмоциональная тупость, не испытывает большой привязанности к родителям; не интересуется мнением других, безразличен к внешнему миру. Эти дети способны на странные поступки, у них притуплённое самосохранение. У этих детей нет друзей, они подчиняются другим, не смотрят в глаза.

В работе с такими детьми надо опираться на их сильные стороны. Морали на них не действуют вообще, ничего им не навязывать, самим приспособляться к ним.

  1. Не призывайте их к совести, не читайте морали.
  2. Учитывайте наличие страхов методом наблюдения, особенно анализом рисунков; определите тематику страхов, потом прорисуйте их: из страшного сделайте смешное. Страх у этих детей сопряжён с любопытством—помогите преодолеть эту проблему.
  3. Помогайте им в развитии речи, внимания, моторики, в формировании навыков ИЗО.
  4. Смягчите общий эмоциональный дискомфорт, тревожность.
  5. Стимулируйте психическую активность, направленную на взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
  6. Учитывайте их интерес к точным наукам.
  7. Учитывайте парадоксальность и непредсказуемость от мышления до чувств и поступков.
  8. Выделяйте его поведение, как отличное от других и в то же время дайте ему почувствовать принадлежность к классному коллективу.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ ДЕТЬМИhttp://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=bd4c7db8267b2883ab75efaa8c598331-61-144&n=21

  1. При опросе слабоуспевающим школьникам даётся примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.
  2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
  3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
  4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал.
  5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.

В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель должен чаще обращаться к ним с вопросами на понимание, привлекать их в качестве помощников, стимулировать вопросы учеников при затруднении в освоении нового материала.

В ходе самостоятельной работы слабоуспевающим даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности.

При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашнего задания, при необходимости предлагаются карточки консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения нового.

УДАЧИ!



Предварительный просмотр:

Рекомендации учителям 1-х классов по результатам проведенного психодиагностического обследования учащихся на уровень готовности к обучению.

Как показало обследование, многие ученики испытывают сложности относительно произвольной регуляции своей деятельности, удержания инструкции взрослого. Это может быть связано с невысоким уровнем произвольного внимания детей, которое, в свою очередь, является неотъемлемой составляющей успешного обучения школьников.

Вашему вниманию предлагаются упражнения для повышения концентрации, устойчивости, распределения внимания учеников на уроке.

Упражнение № 1

На словесном материале

Занятие проводится коллективно и включает в себя элемент соревнования. Детям предлагается по сигналу "Внимание!" фиксировать взглядом середину экрана и постараться прочесть предъявляемый на короткое время (не превышающее 0,5 сек) материал и записать его. При этом детям сообщается, что если они записали правильно больше 5 букв в двух самых длинных словах, то они выиграли (в процессе тренировок необходимый объем увеличивается), если меньше, то проиграли. Выигравшие получают какой-либо приз (например жетон - красный круг и т.п.).

Задание № 1.

Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв, например:

РБВЛ ЖКПРЧ

кптнсд дпв

БМДРКЛФ

стпцгвдк

МВПКШЛЧБХ

ктмц дзнтк

ШРВТБЧ

шгс мвхштсг

ЖГВПРМТК БРНЦДКСЧГ

Слова по порядку предъявляются либо на классной доске, либо с помощью слайдов.

Задание № 2.

Знакомые слова родного языка, содержащие от 4 до 16 букв, например:

Стол, чашка, машина, конфета, карандаш, телевизор, магнитофон, мотоциклист, командировка.

Ваза, плита, солнце, чернила, пистолет, спектакль, автомобиль, конструктор, велосипедист.

Всего 18 слайдов — два разных набора по 9.

Упражнение № 2.

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания

Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов.

Можно провести это упражнение в качестве соревнования. Кто правильно сосчитал, тот и выиграл. Выигравшие получают, например, красный кружок. Так как на занятии лучще играть несколько раз, подсчет выигрышей проводится в конце занятия и победители как-нибудь поощряются.

В процессе занятий количество предложений, используемых в тексте, увеличивается.

Упражнение № 3.

"Усиление концентрации слухового внимания"

Для этого очень удобно проводить арифметические диктанты, однако смысл его заключается в том, что каждое задание состоит из нескольких действий. Например, учитель сообщает:

"Сейчас я буду вам читать арифметические задачи. Вы должны решать их в уме. Получаемые вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений за -пишите только тогда, когда я скажу: "Пишите!"

Само содержание задач зависит от возраста детей, их подготовленности, а также от программного материала.

Приведем некоторые из них:

 "Даны два числа: 6 и З... Сложите первое число и второе... и от полученного числа отнимите 2... Затем отнимите еще 4... пишите!.." (ответ: 3)

"Даны два числа: 15 и 23... Первую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа... отними -те от полученного числа 2, а теперь прибавьте 7... Пи -шите!.." (ответ: 8)

Упражнение № 4.

Концентрация внимания и достаточно долгое удержание сосредоточенности достигается в играх-соревнованиях. Перед учащимися ставят цель внимательно рассмотреть предлагаемые предметы. В течение одной-двух минут показывают несколько из них (например, карандаши, запонки, ручки и др.). Затем их закрывают и предлагают ребятам подробно описать каждый предмет, его величину, цвет. Эту игру можно проводить с участием самих ребят, т.е. рассматривать непосредственно своих товарищей и отмечать, какие изменения произошли в их одежде, их расположении и т.д. Еще один вариант — предложив рассмотреть несколько предметов затем, после того как дети закроют глаза, убрать некоторые из них, поменять местами или, наоборот, добавить. Таким образом подобное упражнение открывает широкое поле для творческого воображения учителя.

Упражнение № 5.

Другим упражнением, направленным на развитие умения анализировать написанные слова, "видеть" буквы в них, а в результате сформировать внимательность, является игра, в основе своей имеющая тест "корректурная проба". Для нее берутся старые, пригодные лишь для макулатуры книги с крупным шрифтом. В течение 5 минут (только 5) детям предлагается вычеркнуть все встретившиеся буквы "а". При этом уславливается, что если ребята пропустят больше четырех букв, то они проиграли, 4 и меньше пропусков — выиграли. Выигравшие получают, например, зеленые фишки. Так как играть лучше каждый день, то подсчет выигрышей лучше вести раз в неделю, и победители чем-нибудь награждаются... Проверку заданий проводят сами ребята — сосед у соседа. Если они не заметят каких-то пропусков, хотя в этом возрасте дети более пристрастны к чужим работам, чем к своим, то это неважно, главное, что в течение нескольких минут ребенок будет находиться в состоянии сосредоточенности.

Затем игру можно усложнить. Например, вычеркивать ту букву, которая стоит в строчке первой

Следующий этап — одну букву в строчке вычеркивать, а другую подчеркивать.

Например, "е" — вычеркиваем, а букву "м" подчеркиваем:

Другой вариант: "Сначала одну букву подчеркиваем, а другую вычеркиваем, затем по команде: "Внимание!" работа идет наоборот — первую вычеркиваем, а вторую подчеркиваем".

Например, "1-я часть работы: "С" — подчеркиваем, "О" — вычеркиваем, по команде: "Внимание!" проводится черта и начинается 2-я часть работы: букву "С" теперь вычеркиваем, а букву "О" — подчеркиваем".

 Наряду с этим, необходимо развивать мелкую моторику учащихся:

  1. Различные виды конструирования;

2 . Упражнения с мозаикой;

3. Рисование;

4. Перевод картинок через копировальную бумагу (обведение контура);

5.Вырезание ножницами различных фигур;

6.Вязание, вышивание (преимущественно для девочек);

7.Доступная работа с инструментами (для мальчиков);

8.Перебирание крупы, гороха для приготовления пищи;

9.Перелистывание книжных страниц;

10.Лепка из пластилина, что особенно важно для развития силы пальцев рук.

11. Пальчиковая гимнастика

Дом

Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики -   "бутончик тюльпана") и т.д

12. «Графические упражнения». «Дорожки». На листе бумаги нарисованы «дорожки», у одного конца которых стоят машины, у другого дом. Машина должна «проехать» по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожки усложняется от первой к последней.

Инструкция: «Проведи линии по середине дорожки, не отрывая карандаш, и не съезжая с дорожки».

Материал: рисунок, на котором нарисованы «дорожки».

 «Дорисуй картинку». Детям предлагается дорисовать вторую половинку картинки так, чтобы она была похожа на первую.

«Клубочки- точки». Детям предлагалось обвести клубочки и другие рисунки по точкам, при этом необходимо напоминать ребенку чтобы не отрывал карандаша от бумаги. Соединить точки одной линией.

«Штриховка». Детям предлагали заштриховать фигурку прямыми линиями, не выходя за ее контуры. Использовали разные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, и т.д. 



Предварительный просмотр:

  1. Не делите класс на группировки («плохих» и «хороших»).
  2. Чаще посещайте всем классом культурные и увеселительные мероприятия (театры, кино, базы отдыха и т.д.).

Игры и упражнения, повышающие сплочённость класса

  1. «Ангел - хранитель»

Участвует весь класс (классный руководитель тоже может принимать участие в игре).  Фамилии участников пишутся на  отдельных бумажках и сворачиваются так, чтобы написанного  не было видно.  Каждый участник  вытягивает одну бумажку с фамилией (не своей), которую он не имеет право называть никому. Именно этому человеку, чья фамилия написана на бумажке, участник и будут являться Ангелом – хранителем, именно ему участник должен будет в течение заранее обговорённого времени посылать записки (хорошие), маленькие подарки (открытки, конфетки и т.д.), стараясь быть не узнанным. Игру рекомендуется проводить не меньше одного месяца. По истечении определённого срока, на вечере или классом часе необходимо рассказать, кто кому дарил «подарки». Данную игру можно приурочить к Новому году.

  1. «Сковорода»

Игра проводится аналогично «Ангелу – хранителю» с тем лишь исключением, что участвуют только учащиеся данного класса, которые должны анонимно писать друг на друга кляузы, которые передаются классному руководителю. Через определённое время классным руководителем выбирается главный «ябедник» класса, которому дарится переходящий Кубок Ябедника.

  1. «Почта»

Для этого потребуется почтовый ящик (можно самодельный) и график работы почтальона (или должность почтальона в классе), которые будут передавать послания, посылки, письма, телеграммы и т.д.



Предварительный просмотр:

Рекомендации классному руководителю

по работе с тревожным учеником.

  1. Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные занятия, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а, следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворенность собой.
  2. Повышать самооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успехе (“У тебя это получится”, “Ты это умеешь хорошо делать”). При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон.
  3. Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно, если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка (“Посмотри, сегодня ты меньше постарался, поэтому у тебя получилось хуже, чем в прошлый раз. Но я думаю, завтра ты сможешь сделать лучше”).
    Оптимистические прогнозы “на завтра” не дают ребенку повода считать себя безнадежным и способствуют повышению уверенности в себе.
  4. Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления. Не рекомендуется давать тревожным детям задания типа “кто первый”. Ситуация публичного выступления также является стрессовой, поэтому не следует настаивать на том, чтобы ребенок отвечал перед всей группой: его ответы можно выслушать индивидуально.
  5. Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Потому, предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстраивать пути его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, что потом и т.д.
  6. Развитие самостоятельности и уверенности тревожного ребенка.
    Такие дети очень зависимы от мнения значимых для них взрослых, и эта зависимость делает их крайне неуверенными, несамостоятельными. Они выполняют подробные распоряжения взрослых, но теряются и волнуются при предоставлении им права самостоятельного решения (“А вдруг я сделаю неправильно?”). Для преодоления неуверенности в себе и страха принятия самостоятельных решений необходимо давать таким детям жестко не регламентированные поручения, чаще предоставлять возможность творчества. Но ребенок должен при этом знать, что взрослые рядом и всегда придут на помощь. Детей следует учить находить выходы из создавшихся ситуаций.
  7.  Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
  8.  Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
  9.  Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
  10.  Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

Дата______________Педагог-психолог Снурницына И. В. ______________



Предварительный просмотр:

  

Игра «Поставь себя на место другого». Эта игра полезна всем: и детям, и взрослым, но предназначена, в основном, для ребенка с выраженными качествами лидера, который подавляет и обижает других детей. Сначала ему в эмоционально благоприятной обстановке задаются примерно такие вопросы: «После того, как ты сделал (сказал) это, что он (она) может чувствовать и как отреагировать?», «Представь, что не с ним (ней) так поступили, а с тобой. Что бы ты почувствовал и как отреагировал?». Затем, после беседы, разыграйте конкретную ситуацию, продуманную вами заранее, где вы неожиданно для ребенка выступите по отношению к нему в роли обидчика, типичной для вашего ребенка. Пусть даже вы поведете себя с ним несколько грубовато, чтобы он прочувствовал на себе, «прожил» это. После обсуждения все встанет на свои места. Старайтесь рассматривать самые разные ситуации. Очень важно, чтобы свои лидерские качества ребенок использовал с пользой для себя и не во вред окружающим.

_ Психологические игры-релаксации для учителей

За 3-5 минут, потраченных на психотехнические упражнения, учитель может снять усталость, стабилизироваться, почувствовать уверенность в себе. Как рабочий, который после трудового дня в горячем цеху принимает душ, так и учитель, выполняя в школе и после работы специальные психотехнические упражнения, прибегает к методу “психологического душа”, очищающего его психику.

Упражнение 1. “Внутренний луч”

Упражнение выполняется индивидуально; помогает снять утомление, обрести внутреннюю стабильность.......

Для того чтобы выполнять упражнение, надо принять удобную позу, сидя или стоя в зависимости от того, где оно будет выполняться (в учительской, на уроке, в транспорте).

Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, “охлаждаются” глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками.

Выполните упражнение несколько раз - сверху вниз.

Выполняя упражнение, вы получите удовольствие, даже наслаждение. Заканчивайте упражнение словами: “Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!”

Упражнение 2. “Пресс”

Игровое упражнение выполняется индивидуально. Нейтрализует и подавляет отрицательные эмоции гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Упражнение советуем делать перед работой в “трудном” классе, разговором с “трудным” учеником или его родителями, перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе. Упражнение лучше всего выполнить сразу же после того, как вы почувствуете психологическую напряженность. Если же по тем или иным причинам этот момент пропущен, то разбушевавшаяся эмоциональная “стихия” может все смести на своем пути, не дать возможности контролировать себя. В результате происходит то, что, мы видим так часто: “сбрасывается” отрицательно заряженная энергия на воспитанника или коллегу по работе. Наиболее часто “заземление” отрицательной энергии, к сожалению, происходит в семье учителя, где он ослабляет внутренний контроль после работы.

Суть упражнения состоит в следующем. Учитель представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающие отрицательные эмоции и связанное с ними внутреннее напряжение. Выполняя упражнение, важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательные отрицательные эмоции и энергию, которую она с собой несет.

Упражнение 3. “Мария Ивановна”

Упражнение развивает внутренние средства ролевой децентрации.

Выполняется индивидуально, в течение 10-15 минут. Представьте себе ваш неприятный разговор, например, с завучем. Условно назовем ее Марией Ивановной, позволившей себе неучтивый тон в разговоре с вами и несправедливые замечания. Закончился рабочий день и по дороге домой вы еще раз вспоминаете неприятную беседу, и чувство обиды захлестывает вас. Это вредно для вашей психики: на фоне психологической усталости после рабочего дня развивается психическое напряжение. Вы пытаетесь забыть обиду, но вам это не удается.

Попробуйте пойти от противного. Вместо того чтобы насильственным образом вычеркнуть Марию Ивановну из своей памяти, попытайтесь, наоборот, максимально приблизить ее. Попробуйте по дороге домой сыграть роль Марии Ивановны. Подражайте ее походке, манере себя вести, проигрывайте ее размышления, ее семейную ситуацию, наконец, ее отношение к разговору с вами. Через несколько минут такой игры вы почувствуете облегчение, спадет напряжение. Изменится ваше отношение к конфликту, к Марии Ивановне, вы увидите в ней много позитивного, того, что не замечали раньше. По сути дела, вы включитесь в ситуацию Марии Ивановны и сможете ее понять. Последствия такой игры обнаружат себя на другой день, когда вы придете на работу. Мария Ивановна с удивлением почувствует, что вы доброжелательны и спокойны, и сама, вероятно, станет стремиться уладить конфликт.

Упражнение 4. “Голова”

Профессия педагога относится не только к разряду стрессовых, это профессия управленческого труда. Учитель вынужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на учеников: в чем-то их сдерживать, подавлять их волю и активность, оценивать, контролировать. Такое интенсивное управление учебной ситуацией вызывает у учителя “стресс руководства” и, как следствие этого, при перенапряжении, различные физические недомогания. Одна из наиболее частых жалоб учителей - на головные боли, тяжесть в затылочной области головы.

Предлагается упражнение, помогающее снять неприятные соматические ощущения. Станьте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы

чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально сбросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы на голове, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

Упражнение 5. “Руки”

У вас последний урок. Класс занят решением задачи. В классе тишина и вы можете несколько минут уделить себе. Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости “вытекает” из кистей рук на землю, - вот она струиться от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так одну - две минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдитесь по классу. Порадуйтесь интересным вопросам, которые задают дети, постарайтесь, открыто и с полной готовностью идти им навстречу, отвечая обстоятельно и детально.

Упражнение снимает усталость, помогает установить психическое равновесие, баланс.

Упражнение 6. “Я - ребенок”

Многие опытные педагоги играют в игру “Я - ребенок”. Вот, например, как описывает свое состояние: “Мой метод: я вызываю в себе состояние детства, т.е. вызываю в себе то ощущение детской легкости, которое свойственно ребенку: сбрасываю с себя “все взрослое”, а главным образом, то внешнее взрослое, что присуще моей административной роли. Далее идет подбор форм обращения к детям, которые включают выбор интонаций, способа объяснения, манеры держаться, а главное - продумывание первых слов, так сказать, формулы обращения”.

Вспомните, какую игру в детстве вы больше всего любили. Вспомнили? Теперь подойдите к вашему ребенку или внуку и предложите ему поиграть в эту игру. Во время игры вы должны выполнять роль ребенка, держаться “на равных” с вашим партнером. Это дает ему возможность почувствовать себя лидером, вместе с вами обсуждать правила игры. А вы почувствуете свежесть, оригинальность, нестандартность детского мышления, богатство внутреннего мира ребенка. Вы, наверняка, станете ему ближе.

Адаптационные игры для учителей и педагогов

Каждый учитель может вспомнить сложный период в своей работе, связанный с профессиональной адаптацией в школе. Молодые учителя, пришедшие из педагогических вузов, привыкают к школе от 6 месяцев до 3 лет. Они привыкают к постоянному шуму на переменах, к интенсивным коммуникативным взаимодействиям. Но труднее всего им выработать в себе умение в течение 45 минут на уроке держать дисциплину в классе. Многие учителя жалуются на ощущение слабости и истощенности после уроков, на сложности в выработке готовности держать класс под контролем.

Нам приходилось наблюдать различные ситуации, в которые попадают молодые учителя.

Мы видели, как учительница металась по классу, как челнок. Там, где она стояла, дети затихали, но в это время начинали громко разговаривать в другом углу. Нетрудно представить, как устала эта учительница к концу урока.

Как облегчить и в то же время активизировать процесс профессиональной адаптации молодого учителя в школе? Прежде всего, надо помнить, что хорошим руководителем становится только тот, кто умеет хорошо управлять самим собой.Развивая эти качества, молодой учитель сможет быстрее и эффективнее пройти адаптационный период. Предлагаем несколько упражнений для развития внутренних средств саморегуляции.

Упражнение 1. “Фокусировка”

Упражнение выполняется за 10-15 минут до начала урока. Удобно расположитесь в кресле или на стуле. Отдавая самому себе команды, сосредоточьте свое внимание на том или ином участке тела и почувствуйте его теплоту. Например, по команде “Тело!” сосредоточьтесь на своем теле, по команде “Рука!” - на правой руке, “Кисть!” - на кисти правой руки, “Палец!” - на указательном пальце правой руки и, наконец, по команде “Кончик пальца!” - на кончике указательного пальца правой руки. Команды подавайте самому себе с интервалами 10-12 секунд (найдите при этом благоприятный для вас ритм).

Упражнение 2. “Дыхание”

Упражнение желательно выполнять перед началом урока. Устройтесь в кресле или на стуле. Расслабьтесь и закройте глаза. По своей команде постарайтесь отключить свое внимание от внешней ситуации и сосредоточьтесь на своем дыхании. При этом не старайтесь специально управлять своим дыханием: не нужно нарушать его естественный ритм. Упражнение выполняется в течение 5-10 минут.

Упражнение 3. “Психоэнергетический зонтик”

Упражнение проводится в первые минуты после начала урока, а также, при необходимости, периодически в течение всего урока.

Учитель встает перед классом, желательно в центре комнаты и, объясняя материал, старается представить, что он своей волей, своим сознанием устанавливает своеобразный “зонтик”, плотно накрывающий всех учеников. Цель самого учителя: уверено, крепко и стабильно держать ручку этого “зонтика” на протяжении всего урока.

Упражнение вырабатывает способность контролировать ситуацию в классе.

Упражнение 4. “Распределение внимания”

Важно также научиться распределять свое внимание в классе.

Упражнение выполняется в течение 15-20 минут, в домашней обстановке. Включите телевизор и раскройте незнакомую вам книгу (для начала лучше взять художественную или публицистическую). Попробуйте одновременно читать книгу и “краем глаза” смотреть и слушать телевизор. Последите за собой: через, сколько минут вы почувствуете себя утомленным? Если утомление наступило уже через 4-5 минут, значит, ваша способность к распределению внимания слабо развита. Затем попробуйте для себя на бумаге кратко воспроизвести то, что вы читали и восстановить виденное на телеэкране. По мере того, как часто вы будете выполнять упражнение, с каждым разом вы будете все лучше распределять свое внимание.

Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания 

( автор Н.Ладзина).

1) Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания.

2) Использование "тайм-аутов". Для обеспечения психического и физического

благополучия очень важны "тайм-ауты", т.е. отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо "убежать" от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.

3) Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к "выгоранию". Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь.

4) Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального сгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб. Вообще, сотрудничество даёт ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные, неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом, работающие в других системах, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы.

5) Избегание ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое карьерные устремления создают напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального сгорания.

6) Эмоциональное общение. Когда педагог анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность "выгорания" значительно снижается, или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы педагоги в сложных педагогических ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти для него разумное решение возникшей у него проблемы.

7) Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление синдрома эмоционального сгорания.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение Апрелевская средняя общеобразовательная школа №1

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮhttp://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=113944408-13-72&n=21

  • Умейте радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.
  • Не бойтесь признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будьте вместе с учениками в поиске.
  • Постарайтесь вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.
  • Не требуйте на уроке "идеальной дисциплины". Помните, урок – это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируйте в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую
  • Стремитесь к тому, чтобы ваши уроки не стали шаблонными, проведенными "по трафарету". Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.
  • Входите в класс с улыбкой. Несите детям добрую энергию и всегда помните, что "ученик - это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь".
  • Помните, двойка очень вредна и для формирования характера. Найдите возможным не увлекаться этой отметкой. Будьте в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.
  • Ученик всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умейте определить "планку" трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной.
  • Помните о том, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным.
  • Не воспитывайте слишком самонадеянных - их будут избегать; слишком скромных - их не будут уважать;

слишком болтливых - на них не будут обращать внимания;    слишком молчаливых - с ними не будут считаться;  

слишком суровых - от них отмахнутся;

  • Будьте всегда выдержаны, терпеливы, уравновешены. 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Семь приемов управления групповой динамикой.

  1. Разогрев.
  • «Неформальные вопросы».
  • «Радушное начало» («Как здорово, что все сегодня собрались» и т.д.).
  • «Юмор».
  • «Поздравления».
  • «Неформальные темы» (четко контролируя ситуацию, не уходя от темы урока).
  1. Информационный вброс - четкое понимание пользы (ответ на вопрос, зачем это надо знать/ уметь).
  2. Вопросы группе (участники в чате пишут ответы). Если группа не активна, то следующий пункт

  1. Выдергивание (вопросы конкретному участнику. Начинаем работать с активными участниками, постепенно переходя к малоактивным).

  1. «Номинации» (педагог может придумать номинации на занятии: «Самый активный», «Самый позитивный», «Самый скромный», «Самый остроумный»).

  1. «Позитивное подкрепление» (реплики учителя: «Отличная работа», «Очень взрослый ответ», «Оригинальное  решение»).

  1. «Активные каналы» (на что ученик в процессе онлайн-урока обращает большее внимание: слова – 10% , голос – 30%, поведение – 60% (например, позитивное выражение лица учителя)).

Что привлекает внимание обучающихся

Привлекает

Не привлекает

Доступно

Монотонно

«На их языке»

Много профессиональных терминов

Позитивно

Превосходство

Без воды

Не понятно зачем

Правило 6 минут (время активного внимания детей, затем нужен разогрев группы: см. приемы выше).

Стандартный сюжет



Предварительный просмотр:

Спикер АСОУ Кузнецов Денис Владимирович

Основные помехи и страхи:

  1. «Я не смогу» («Я никогда этого не делал», «У меня не получится», «Я до конца еще не разобрался со своим телефоном, а тут…»). Необходимо осознать, что это естественно.

Решение

«5 почему + 5 что» как только возникает эта помеха, сомнение дайте себе ответ ПОЧЕМУ Я СМОГУ  сделать (5 РАЗ) потому что … и ЧТО У МЕНЯ ЕСТЬ В АРСЕНАЛЕ (5 раз): 10 лет пед опыта

  1. «Ой, что со мной?» («Какой же у меня голос», «Какое у меня лицо» - внутренний критик просыпается, начинает сбиваться такт и т.д.)

Решение

Зеркальная практика (прорепетировать перед камерой)

  1. «Внутреннее сопротивление» («зачем нужно дистанционное обучение», «я не хочу разговаривать со стенкой», «не хочу быть звездой ю-туба»)

Решение

Самомотивация («Упражнение, в чем польза для меня» - 3 причины,  в чем польза для меня ( сижу дома, экономлю деньги и т.д.), с каждым днем прибавляйте по 2 причины и так до 21.

  1. «Технические неполадки» (вдруг что-то не пойдет, не загрузится)

Решение

Заранее проверить систему, составить для себя список альтернативных решений.

  1. «Страх оценки» (вдруг кто-то увидит, кто-то оценит)

Решение

«Я не золотой червонец, чтобы всем нравиться»

  1. «Им так неинтересно» («будут заниматься своими делами», «они в школе то не хотели учится»)

Решение (чтобы снять свою гиперответственность за все)

Причины вовлеченности ученика

Я могу повлиять?

Кто-то может повлиять

Контроль родителей

Дисциплина в семье

Содержание урока

Пример родителей

Мотивация ученика

Подача информации (голос, мимика,жесты)

Особенности ученика (темперамент, характер)

  1. «А в ответ тишина» (Что делать, почему все молчат?)

Решение

Осознайте особенности он-лайн формата (сделайте список: если молчат, еще не значит, что не слышат, что не интересно).