Дистанционное обучение. Литература.

Кодема Марина Алексеевна
Литература. Сочинение по творчеству М. Булгакова (по роману "Мастер и Маргарита"). Темы на выбор: 1.Вечные проблемы в романе "Мастер и Маргарита".2. Тема творчества в романе "Мастер и Маргарита".4. Роль фантастики в романе "Мастер и Маргарита".6. Смысл названия романа "Мастер и Маргарита".7. Роль библейского сюжета в романе "Мастер и Маргарита". ... 11. Время и пространство в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита". 12. Тема личной ответственности и личного выбора человека в романе "Мастер и Маргарита". 13. Добро и зло в романе "Мастер и Маргарита". 14. Проблема нравственного выбора в романе "Мастер и Маргарита".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литература. Сочинение по творчеству М.А. Булгакова                                                                             (по роману "Мастер и Маргарита")

Темы на выбор: 1.Вечные проблемы в романе "Мастер и Маргарита".2. Тема творчества в романе "Мастер и Маргарита".4. Роль фантастики в романе "Мастер и Маргарита".6. Смысл названия романа "Мастер и Маргарита".7. Роль библейского сюжета в романе "Мастер и Маргарита". ... 11. Время и пространство в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита". 12. Тема личной ответственности и личного выбора человека в романе "Мастер и Маргарита". 13. Добро и зло в романе "Мастер и Маргарита". 14. Проблема нравственного выбора в романе "Мастер и Маргарита".


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Женские образы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»

Слайд 2

Четыре подпорки есть у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре – одна важнее другой… Валентин Распутин.

Слайд 4

Ильинична как воплощение материнства Сильная, мудрая Ильинична постоянно хлопочет, волнуется и заботится обо всех домочадцах, пытается всячески оградить их от неприятностей, невзгод, от необдуманных поступков; встаёт между неудержимым в гневе мужем и самолюбивыми, темпераментными сыновьями, за что получает удары от мужа, который, чувствуя преимущество жены во всём, таким образом, утверждается. В последних главах Шолохов раскрывает трагедию матери, потерявшей мужа, сына, многих родных и близких. «Она жила, надломленная страданием, постаревшая, жалкая. Много пришлось испытать ей горя, пожалуй, даже слишком много...» Эта строчка передает сострадание и любовь, которые испытывает автор к своей героине. М.А. Шолохов в своем романе создал очень запоминающийся образ матери Григория Мелихова - Ильиничны. Старая женщина, неугомонная и хлопотливая, вечно занятая бесконечными домашними заботами, казалась незаметной, и в происходящих событиях мало принимала участия. Даже ее портретной характеристики нет в первых главах книги, а есть только некоторые детали, по которым можно судить, что эта женщина многое пережила на своем веку: «сплошь опутанная паутиной морщин, дородная женщина», «узловатые и тяжелые руки», «шаркает старчески дряблыми босыми ногами». И только в последних частях «Тихого Дона» раскрывается богатый внутренний мир Ильиничны.

Слайд 5

Наталья – это верная, покорная жена Григория. Драма ее изображена Шолоховым с волнующей глубиной. Наталья трудолюбива, добра и красива. Она очень любит Григория. Она полюбила Григория сразу, с первого взгляда. Отец ее, Мирон Коршунов, не хотел выдавать дочь из первого в хуторе куреня в небогатую семью Мелеховых, « турков ». Однако Наталья упорно настаивала на своем: «Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду». И никакие уговоры не могли повлиять на нее. Прекрасное и нравственное в образе Натальи

Слайд 6

Но действительность жестоко растоптала чувство Натальи. Григорий сам сказал ей: «Не люблю я тебя, Наташка, ты не гневайся...» Наталья попыталась вступить в борьбу за свое счастье, но не выдержала ее. Молча, затаенно она переживает свое горе, надеясь, что Григорий рано или поздно вернется к ней. Прощает ему все, ждет его. Все хуторские сплетни и пересуды вызывают на ее сердце тупую, ноющую боль, но и это она сносит терпеливо. Любовь ее смиренно-страдальческая. И в итоге Наталья решает покончить жизнь самоубийством и только чудом выживает, изуродовав себя на всю жизнь . НАТАЛЬЯ

Слайд 7

После выздоровления она сделает попытку вернуть Григория, выпросить Аксинью «отдать» ей мужа. Но Аксинья только глумится над ней, а из колыбели «...глянули на нее с лица ребенка угрюмовато – черные глаза Григория». Но были и счастливые, но короткие периоды, когда Мелехов возвращался к Наталье и жил с ней, она никогда и ни в чем не упрекала его, боясь чем-нибудь нарушить его покой. Наиболее обаятельные черты Натальи - целомудренность, чистота, стыдливость и робость. Так, например, для нее характерна сдержанная улыбка. Когда Григорий, приехавший в дом Коршуновых сватать Наталью, взглянул на нее, он увидел, как на ее «упругой щеке дрожала от смущения и сдержанной улыбки неглубокая розовая ямка». Иначе улыбается Наталья своей несмелой улыбкой много лет спустя, пережив тяжелую душевную драму. НАТАЛЬЯ

Слайд 8

В образе Натальи одна из наиболее обаятельных черт – материнство. Всю свою любовь, всю силу нерастраченной женской ласки она перенесла на своих детей, в заботах о них забывала свои обиды и горести. В те же недолгие дни, когда Григорий был рядом с ней, не переставая страдать, чувствовала себя все же счастливой. Наталью больно ранят отношения Григория с Аксиньей, связь с другими женщинами. Она не хотела прощать человеку, которому отдала все. Измены его были оскорбительны для нее, матери его детей. Наталья восставала против этих измен всем своим существом. Гордая и оскорбленная Наталья не захотела родить от Григория, нарушившего верность. Она человек глубоко верующий, богобоязненый. И чтобы решиться сперва на попытку самоубийства, а потом на убийство не родившегося еще ребенка, она должна была переступить через столь важные для нее христианские заповеди. Только сильнейшее чувство любви и ревности подвигли Наталью на такие поступки. Горе свое она переживает в себе, не выплескивая его наружу. После аборта, сделанного неумелой повитухой, она умирает.

Слайд 9

Дарья Мелехова упоминается уже в первой главе романа. Но ее образ Шолохов показывает абсолютно по-другому. В манере Дарьи играть своими бровями, щурить глаза и во всем ее облике улавливается что-то порочное. Порочность эта связана и с нелюбовью Дарьи к труду. Пантелей Прокофьевич говорит о ней: «... с ленцой баба, спорченная... румянится да брови чернит...». Постепенно черты Дарьи вырисовываются более отчетливо. В потрепанном наброске, сделанным Шолоховым, за легкостью красивых движений ощущается житейская цепкость, ловкость этой женщины. Трагедия в жизни Дарьи

Слайд 10

Шолохов постепенно раскрывает ее характер и делает это по мере развития сюжета. Война по-особому повлияла на эту женщину: почувствовав, что можно не приспосабливаться к старым порядкам, укладу, она безудержно отдается своим новым увлечениям. «Смерть Петра словно подхлестнула ее, и, чуть оправившись от перенесенного горя, она стала еще жаднее к жизни, еще внимательнее к своей наружности». «...Совсем не та стала Дарья... Все чаще она противоречила свекру, на Ильиничну и внимания не обращала, безо всякой видимой причины злилась на всех, от покоса отделалась нездоровьем и держала себя так, как будто доживала она в мелеховском доме последние дни...» Для раскрытия образа старшей снохи Мелеховых Шолохов использует множество деталей, они определяются ее характером. Дарья – щеголиха, поэтому огромную роль играют здесь детали одежды. Мы видели разбитную Дарью «принаряженной», «нарядной», «одетой богато и видно», «разнаряженной, словно на праздник». Рисуя ее портрет, Шолохов на протяжении, романа упоминает все новые и новые детали дарьиной одежды: малиновую шерстяную юбку, бледно-голубую юбку с расшивным подолом, добротную и новую шерстяную юбку. Дарья у Шолохова ещё и постоянно прихорашивается. Так, например, она «раз пять переодевалась, примеряя к какой кофточке больше всего идет полосатая георгиевская ленточка...» Детали одежды и такие детали, как черные дуги бровей, значительны для раскрытия характера Дарьи, которую Пантелей Прокофьевич назвал «заразей липучей».

Слайд 11

Дуняша как воплощение трагических судеб молодого поколения. С младшей из Мелеховых — Дуняшей — автор знакомит нас, когда она была еще длинноруким, большеглазым подростком с тонкими косичками. Подрастая, Дуняша превращается в чернобровую, стройную и гордую казачку со строптивым и настойчивым мелеховским характером. Полюбив Мишку Кошевого, она не желает думать ни о ком больше, несмотря на угрозы отца, матери и брата. Все трагедии с домочадцами разыгрываются у нее на глазах. Смерть брата, Дарьи, Натальи, отца, матери, племянницы очень близко принимает Дуняша к сердцу. Но, несмотря на все потери, ей нужно жить дальше. И Дуняша становится главным человеком в разоренном доме Мелеховых.

Слайд 12

Аксинья – это тип настоящей русской женщины, умеющей по -настоящему любить, подчинившей любви всю свою жизнь. Аксинья была необыкновенно красива. Вот как описывает ее Шолохов: «…Ветер трепал на Аксинье юбку, перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки. На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка, розовая рубаха, заправленная в юбку, не морщинясь, охватывала круглую спину и налитые плечи…» Так же у Аксиньи была красивая и гордая походка, даже ведра с водой она носила по-особому очень величаво и грациозно . – тип настоящей русской женщины АКСИНЬЯ

Слайд 13

Автор ничего не утаивает из жизни Аксиньи: ни то, что ее, шестнадцатилетнюю, изнасиловал пьяный отец, ни того, что потом бил муж. Молодость ее была поругана надругательством отца и истязаниями мужа. Любовь для героини – это своеобразный выход из беспросветного прошлого, вот почему она вся отдается своему чувству: «…Не лазоревым алым цветом, а собачьей преданностью, дурнопьяном придорожным цветет поздняя бабья любовь.

Слайд 14

Отдавшись любви , она готова ради Григория пожертвовать всем. Это ведь она первая уговаривает своего любимого: «Гриша, родимый, давай уйдем. Милый мой! Кинем все, уйдем. И мужа и все кину, лишь бы ты был… на шахты уйдем, далеко. Кохать тебя буду, жалеть». Она выносит бессердечный отказ Григория покинуть с ней хутор, побои мужа, насмешки, позор, но решает отнять его «…у счастливой, ни горя, ни радости не ведавшей Натальи Коршуновой…» Причем она уверена в правильности и нравственности своего решения. Позднее она скажет Наталье: «Ты первая отняла у меня Гришку! Ты, а не я… Ты знала, что он жил со мной, зачем замуж шла?» Аксинья чувственно и страстно любит Григория. Отношения между ними описываются очень сурово: «Он упорно, бугаиной настойчивостью ее обхаживал. И это-то упорство и было страшно Аксинье». Сближение их описано так : «Рывком кинул ее Григорий на руки – так кидает волк к себе на хребтину зарезанную овцу». Аксинья была своенравна и безоглядна в своей страсти. Она так любила Григория, что готова на все, даже на убийство мужа.

Слайд 15

Вернувшемуся из лагеря мужу со страхом и тоской прямо и открыто говорит: «Не таюсь – грех на мне. Бей, Степан!»

Слайд 16

Шолохов не один раз говорит о своей героине, что она - гордая. У нее «гордое лицо», презирая сплетни, она «гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову». Аксинья не гордится своей яркой, волнующей красотой, гордость ее проявляется в отстаивании своего человеческого достоинства. Оно определяет правдивость, искренность и прямоту Аксиньи. Через всю жизнь Аксинья пронесла любовь к Григорию. На ее долю много выпало тяжелого, страшного и постыдного. Потеряв ребенка, по-прежнему любя Григория, она отдается Листницкому, а потом ненавидит его. («Не подходи, проклятый!»)

Слайд 17

А К С И Н Ь Я Аксинья доказала всей своей жизнью любовь и верность Григорию: «И о чем бы ни думала, что бы ни делала, всегда неизменно, неотрывно в думках своих была около Григория, - говорит писатель об Аксинье, - Так ходит по кругу в Чигире слепая лошадь, вращая вокруг оси поливальное колесо...» Ничего в мире не хотела видеть Аксинья, кроме своего любимого, из-за него жила всегда в страшном напряжении и волнении, никогда не задумываясь над тем, на чьей стороне он воевал. По-первому его зову могла расстаться с чем и кем угодно, лишь бы быть рядом с ним. И в последний раз, когда он ночью пришел за ней, она без колебаний и даже с радостью собралась и пошла, сама не зная куда.

Слайд 18

Но и эта, последняя, попытка Аксиньи наконец-то обрести счастье обернулась для нее гибелью. Вдали от хутора нашла она свое пристанище.

Слайд 19

Наталья Мелехова и Аксинья Астахова – главные женские образы романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». И та и другая очень любят Григория Мелехова. Прочитав роман, становится ясно, что эти два образа переплетены между собой благодаря Григорию. Какими разными, на первый взгляд, кажутся нам эти женщины: у каждой свой характер, своя судьба.

Слайд 20

Судьбы Аксиньи и Натальи зависимы одна от другой. Получается так, что если счастлива одна, то несчастна другая. М. Шолохов изобразил как бы любовный треугольник, который существовал во все времена.

Слайд 21

Аксинья и Наталья ушли из жизни, наказав тем самым вершину своего любовного треугольника, оставив Григория на перепутье дорог.

Слайд 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Образы простых женщин-казачек в романе «Тихий Дон» нарисованы М. Шолоховым с потрясающим мастерством. Их судьбы не могут не волновать читателя: заражаешься их юмором, смеешься над их колоритными шутками, радуешься их счастью, грустишь вместе с ними, плачешь, когда так нелепо и бессмысленно обрывается их жизнь, в которой, к сожалению, было больше трудностей, горестей, потерь, чем радости и счас­тья. Все женщины, которые прошли через жизнь Григория Мелехова: мать - Ильинична, Дуняша, Дарья, Наталья и Аксинья - все они оставили след в его судьбе. Григорий каждую любил по-своему. Ильинична научила его жить, она его мать. Дуняша, его сестра, она только начинает свой жизненный путь, и Григорий ей помогает. Но именно на Дуняшиных руках оставшийся дом и дети Григория. И на ее долю выпадают трудные годы разорения казачьей жизни. Дарья - просто тот человек, который живет в одном доме с Григорием, и он учит ее уму-разуму. Наталья любит Григория всем сердцем, родила ему детей, а самое главное сына, казака. Аксинья наполняет жизнь Григория своей страстной любовью.

Слайд 23

Может быть, Михаил Шолохов с горечью поведал о судьбах женщин. Но попробуйте изобразить лучше — не выйдет! Действительность только тогда реальна, если она правдива, а иначе это не действительность, а лишь пародия на нее.



Предварительный просмотр:

Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков

Крупное историческое событие неизбежно порождает отклик в искусстве. Трагические испытания поколений военной поры ярко отразились в литературе этого периода. Специфика многих художественных произведений, написанных в годы Великой Отечественной войны, заключается в том, что они носят рельефно выраженный агитационный пафос, содержат призыв к освободительной борьбе, воспевают героику народного сопротивления, уверенность в том, что фашизм можно и нужно победить. Литература последующих лет о войне выглядит более вдумчивой, философичной и — более правдивой. Объективное художественное отражение военных событий, связанных с началом войны, с причинами длительных отступлений, с анализом действий руководства страны появилось значительно позже. Еще позже правдивое слово о человеке на войне, о героизме и трусости, скажут ее рядовые участники, не помышлявшие стать писателями — авторы фронтового поколения.

В лирике военных лет доминирует патриотический пафос, стремление развенчать агрессора и отразить подъем народного духа в борьбе за свободу отчизны. Уже именитые авторы оперативно откликнулись на злободневные вызовы эпохи. А. Ахматова во время эвакуации в Ташкенте публикует сборник «Избранное» (1943). Автор ощущает гражданскую гордость за то, что в тяжелые для отчизны годы была вместе с народом. Широкую известность получило стихотворение А. Ахматовой «Мужество» (1942). Поэт призывает найти опору в лучших памятниках отечественной культуры. Обращение к «великому русскому слову» напоминает о древнерусской литературе с ее призывом к борьбе за свободу, к объединению перед лицом великой опасности. «Мужество» — своеобразное поэтическое воззвание:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Гневным разоблачением вражеских зверств в годы войны явились стихи и поэмы М. Алигер и П. Антокольского.

Многие поэты фронтовой поры — О. Берггольц, С. Гудзенко, Ю. Друнина, П. Коган, М. Кульчицкий, М. Луконин, А. Межиров, С. Орлов, Д. Самойлов, Б. Слуцкий, Н. Старшинов, Б. Окуджава и другие — встретили начало войны совсем молодыми. В грозные годы произошло их становление, они окрепли в творческом даровании, научились говорить от имени фронтового поколения. Поэтическую летопись военных лет начали создавать их более старшие коллеги.

Александр Трифонович Твардовский (1910 – 1971)

А.Т. Твардовский – известный русский поэт, тонкий мастер художественного слова, автор критических исследований, редактор журнала «Новый мир», общественный деятель, лауреат государственных премий. Родился в крестьянской семье, в Смоленской губернии. С четырнадцатилетнего возраста он начал публиковать заметки и стихотворения о повседневных нуждах сельчан в районных газетах, учился в Смоленском педагогическом институте, затем закончил МИФЛИ. Писательскую известность автору принесла поэма о крестьянской жизни «Страна Муравия» (1936). Выходят книги «Стихи» (1937),

«Дорога» (1938), «Сельская хроника» (1939) «Загорье» (1941). В послевоенные годы Твардовский пишет яркие поэмы о послевоенной России — «Дом у дороги» (1946), «Теркин на том свете» (1963). В поэме «По праву памяти» (1966—1969, опубл. 1987) поэт осмысливает сталинскую эпоху, с горечью пишет о политических преступлениях, поднимает тему ответственности поэта перед обществом.

Одно из самых известных стихотворений А. Твардовского «Я убит подо Ржевом» (1945—1946). Оно написано от лица убитого бойца и обращено к оставшимся в живых, которым он завещает быть достойными сыновьями отчизны и воплотить мечты тех, благодаря которым Родине удалось сохранить свободу и независимость:

Я убит подо Ржевом,

В безымянном болоте,

В пятой роте,

На левом,

При жестоком налете.

Я не слышал разрыва,

Я не видел той вспышки, —

Точно в пропасть с обрыва —

И ни дна, ни покрышки.

Художественный стиль А. Твардовского отличается афористичностью, емкостью, лаконизмом. Его поэтические рассуждения о «второй войне на веку» глубоко философичны.

Поэма «Василий Теркин» (1941 — 1945) — центральное произведение Твардовского о войне. Двадцать девять глав создавались все фронтовые годы. Характерен подзаголовок-обобщение: «Книга про бойца». Здесь создан обаятельный характер рядового солдата, человека-патриота, на которого можно положиться и в труде, и бою, душевного, не унывающего, искусного рассказчика, умеющего своим оптимизмом облегчать тяготы военных испытаний.

После небольшого душевного вступления «От автора» — впрочем, вся поэма написана с подкупающей душевностью — следует глава «На привале». Она, как и многие другие главы, лишена батальных сцен. Дело в том, что Твардовского интересует прежде всего не ход военных действий, а жизнь человека на войне, его проблемы и переживания, его умения побороть страх, найти выход из безвыходных, казалось бы, положений. Война в поэме — это и возможность испытания порядочности, благородства, ответственности за других людей (родных, близких, соотечественников), за будущее. В эпоху консолидации народных сил эти качества становятся необходимыми для каждого бойца.

Константин Михайлович Симонов (1915 – 1979)

К.М.Симонов – поэт, писатель, журналист. Родился в Петербурге, после окончания семи классов поступил в ФЗУ, работал токарем на заводе. В 1938 году окончил Литературный институт имени М.Горького.

В 1941 году окончил курсы военных корреспондентов. За годы войны работал корреспондентом газеты «Красная звезда», написал книгу очерков «От Черного до Баренцева моря», роман-трилогию «Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето»,  стихотворения «Ты помнишь, Алёша, …», «Жди меня…», «Родина» и многое другое.  Участвовал в обороне Одессы, в боях под Могилёвом, В 1942 году ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 году — звание подполковника.

В январе 1942 года в газете «Правда» было напечатано стихотворение К.Симонова «Жди меня», которое поэт посвятил своей любимой женщине, актрисе Валентине Серовой.  Многие солдаты на фронте, как молитву, как заклинание, повторяли строчки этого стихотворения.

В начале войны, в 1941 году, когда советские войска отступали, было написано стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..». Стихотворение было посвящено фронтовому товарищу, тоже поэту-фронтовику Алексею Суркову.

Лирический герой  в лирике К.Симонова - любящий Родину, готовый пожертвовать жизнью во имя спасения Родины. Лирический герой гордится своей Родиной.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.

Константин Симонов.  

  Жди меня.

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

1941

Константин Симонов

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою

Дорожной тоской от села до села,

Со вдовьей слезою и с песнею женскою

Впервые война на проселках свела.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,

По мертвому плачущий девичий крик,

Седая старуха в салопчике плисовом,

Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?

Но, горе поняв своим бабьим чутьем,

Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,

Покуда идите, мы вас подождем.

"Мы вас подождем!"- говорили нам пажити.

"Мы вас подождем!"- говорили леса.

Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,

Что следом за мной их идут голоса.

По русским обычаям, только пожарища

На русской земле раскидав позади,

На наших глазах умирали товарищи,

По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.

1941

Константин Симонов                

Родина

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину - такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть... Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

1941

Михаил Васильевич Исаковский (1900 — 1973)

Исаковский — видный деятель культуры, который внес важный вклад в развитие русской песенной традиции XX в. Его произведения нередко воспринимаются как произведения устного народного творчества. Труд М. Исаковского заслуженно отмечен многими государственными наградами. Поэт родился в многодетной крестьянской семье, учился в Смоленской и Ельнинской гимназиях. Юношей он опубликовал первое стихотворение «Просьба солдата» (1914). В 1921 г. появляются сборники «По ступеням времени», «Взлеты», книга лозунгов «Борьба с голодом. Боевые лозунги дня» (1921). Сборник «Провода в соломе» (1927), название которого символизирует обобщенный образ деревни того времени, получил одобрение М. Горького. Поэтические сборники «Провинция» (1930), «Мастера земли» (1931), «Избранные стихи» (1931) посвящены тяжелым годам коллективизации, с большим трудом проходившей в деревне.

Военное творчество М. Исаковского носит песенную направленность. Сначала Россию, а затем и весь мир облетела его и музыканта М. Блантера песня «Катюша» (1938). Эта песня стала гимном женщине трудной судьбы, духовно не сломленной. В годы войны она воспринималась как победный гимн, выражала стремление к мирной созидательной жизни. Образ русской женщины у поэта был навеян образом его матери.

Стихотворение «В лесу прифронтовом» (1942) посвящено картинам мирной довоенной жизни, о которой вспоминают бойцы на привале. Тот же композитор создал музыку к стихотворению, так родилась еще одна, можно сказать, народная песня. М. Исаковский мастер создания романтического пейзажа: «С берез, неслышен, невесом, / Слетает желтый лист...» По мелодичности это стихотворение-песня напоминает фрагменты цикла «Времена года» П. И. Чайковского. Связанные с темой света инверсии и метафоры создают мелодичный узор поэтических строф: «Очей любимых свет...», «Пусть свет и радость прежних встреч / Нам светят в трудный час...» В песенной версии произведения мелодия вальсирует. Романтический танец служит своеобразной мысленной дорогой желанного возвращения к мирной жизни: «Под этот вальс ловили мы / Очей любимых свет, / Под этот вальс грустили мы, / Когда подруги нет...»

Юлия Друнина (1924 – 1991)      

                                                                       

 Юля училась в московской школе, в 11 лет начала писать стихи.                        

В начале войны в 17-летнем возрасте Юлия записалась в добровольную санитарную дружину. Окончила курсы медсестер и была направлена на строительство оборонительных сооружений под Можайском. Попала в окружение и 13 суток пробиралась к своим по тылам противника с группой пехотинцев.                          

В 1942 году поступила в Школу младших авиационных специалистов, но по прибытии на фронт получила назначение в стрелковый полк.  В 1943 году Друнина была тяжело ранена - осколок снаряда вошёл в шею.  Не подозревая о серьёзности ранения, она просто замотала шею бинтами и продолжала спасать раненых.                                            

     В госпитале, в 1943 году, она написала свое первое стихотворение о войне, которое вошло во все сборники военной поэзии:

Я только раз видала рукопашный.                                                                                  

Раз  - наяву. И сотни раз – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

     После излечения Друнина была признана инвалидом, но она вновь добивается возвращения на фронт.  

    Она попала в артиллерийский полк.  В одном из боёв была контужена и признана негодной к военной службе. За боевые отличия была награждена орденом Красной звезды и медалью «За отвагу».

Лирическая героиня в стихах Ю. Друниной – юная, мужественная, любящая Родину. Она верная подруга. О том поколении говорили: «Юность, опалённая войной».

Нет, это горят не хаты — 
То юность моя в огне... 

Идут по войне девчата, 
Похожие на парней.

Юлия Друнина.  

***

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,

От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,

Потому что имя ближе, чем «Россия»,

Не могла сыскать.

* * * 
Целовались. 
Плакали 
И пели. 
Шли в штыки. 
И прямо на бегу 
Девочка в заштопанной шинели 
Разбросала руки на снегу. 

Мама! 
Мама! 
Я дошла до цели... 
Но в степи, на волжском берегу, 
Девочка в заштопанной шинели 
Разбросала руки на снегу.

* * * 
Качается рожь несжатая. 
Шагают бойцы по ней. 
Шагаем и мы — девчата, 
Похожие на парней. 

Нет, это горят не хаты — 
То юность моя в огне... 

Идут по войне девчата, 
Похожие на парней.

 ТЫ ДОЛЖНА! 
Побледнев, 
Стиснув зубы до хруста, 
От родного окопа, 
Одна, 
Ты должна оторваться, 
И бруствер 
Проскочить под обстрелом 
Должна. 
Ты должна. 
Хоть вернешься едва ли, 
Хоть "Не смей!" 
Повторяет комбат. 
Даже танки 
(Они же из стали!) 
В трех шагах от окопа 
Горят. 
Ты должна. 
Ведь нельзя притворяться 
Перед собой, 
Что не слышишь в ночи, 
Как почти безнадежно 
"Сестрица!" 
Кто-то там, 
Под обстрелом, кричит... 

Семён Петрович Гудзенко (1922 – 1953)

Семён Гудзенко родился в Киеве в еврейской семье, после окончания школы поступил в МИФЛИ (Московский институт философии, литературы и истории).                                                                            Слайд 10.                                                                                   

В 1941 году Семён Гудзенко добровольцем ушёл на фронт с третьего курса института. Рядовым бойцом отряда лыжников участвовал в боях под Москвой, партизанил в тылу врага. Зимой 1942 года был тяжело ранен в живот осколком мины. После госпиталя до конца войны служил во фронтовых редакциях. Первую книгу стихов издал в 1944 году.  

 В стихах С. Гудзенко мы видим лирического героя честным, правдивым, смелым. Он настоящий фронтовой друг.  

Когда на смерть идут — поют,

а перед этим

        можно плакать.

Ведь самый страшный час в бою —

час ожидания атаки.

                                                                                                                     

Семён Гудзенко

ПЕРЕД  АТАКОЙ

Когда на смерть идут — поют,

а перед этим

        можно плакать.

Ведь самый страшный час в бою —

час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг

и почернел от пыли минной.

Разрыв —

       и умирает друг.

И значит — смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед,

За мной одним

         идет охота.

Будь проклят

          сорок первый год —

ты, вмерзшая в снега пехота.

Мне кажется, что я магнит,

что я притягиваю мины.

Разрыв —

        и лейтенант хрипит.

И смерть опять проходит мимо.

Но мы уже

       не в силах ждать.

И нас ведет через траншеи

окоченевшая вражда,

штыком дырявящая шеи.

Бой был короткий.

                А потом

глушили водку ледяную,

и выковыривал ножом

из-под ногтей

         я кровь чужую.

1942

Семён Гудзенко
* * *

Прожили двадцать лет.

Но за год войны

мы видели кровь

         и видели смерть -

просто,

     как видят сны.

Я все это в памяти сберегу:

и первую смерть на войне,

и первую ночь,

         когда на снегу

мы спали спина к спине.

Я сына

   верно дружить научу,-

и пусть

    не придется ему воевать,

он будет с другом

            плечо к плечу,

как мы,

   по земле шагать.

Он будет знать:

         последний сухарь

делится на двоих.

...Московская осень,

          смоленский январь.

Нет многих уже в живых.

Ветром походов,

         ветром весны

снова апрель налился.

Стали на время

        большой войны

мужественней сердца,

руки крепче,

        весомей слова.

И многое стало ясней.

...А ты

    по-прежнему не права -

я все-таки стал нежней.

Май 1942

Давид Самойлов (1920 – 1990)

Родился в Москве. Также как Семён Гудзенко учился в МИФЛИ и тоже ушёл добровольцем на фронт. Был тяжело ранен, после госпиталя вновь возвращается на фронт. Участвовал в боях на Волховском фронте, затем на 1-ом Белорусском  фронте. 

В стихах Д. Самойлова лирический герой молодой, «худой, весёлый и задорный».

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые...

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

 

 Д. Самойлов

СОРОКОВЫЕ

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку...

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звездочка не уставная,

А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,

Худой, веселый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю,

И пайку надвое ломаю,

И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало -

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые...

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

1961

                                                                                   

Ольга Фёдоровна Берггольц (1910 – 1975)

Родилась в Петербурге, окончила филологический факультет Ленинградского университета. Первый муж был расстрелян в период сталинских репрессий. Сама Ольга Берггольц была арестована в 1937 году, 171 день провела в тюрьме, в 1938 году была полностью реабилитирована. Во время войны пережила все 900 дней и ночей блокады Ленинграда, вела передачи на радио, призывая земляков к мужеству. Именно в блокадном Ленинграде создала лучшие свои произведения: «Ленинградскую поэму», «Февральский дневник», многие стихотворения.  

В военной поэзии О.Берггольц мы видим лирическую героиню  мужественной, сильной духом, любящей Родину, готовой прийти на помощь другим людям.

...Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна...

Ольга Берггольц

Август 1941 года. Немцы неистово рвутся к Ленинграду. Ленинградцы строят баррикады на улицах, готовясь, если понадобится, к уличным боям.
* * *
...Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна...

Кронштадтский злой, неукротимый ветер
в мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
ночная стража встала у ворот.

Над Ленинградом - смертная угроза...
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады -
мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом,
и дети нам патроны поднесут,
и надо всеми нами зацветут
старинные знамена Петрограда.

Руками сжав обугленное сердце,
такое обещание даю
я, горожанка, мать красноармейца,
погибшего под Стрельною в бою:

Мы будем драться с беззаветной силой,
мы одолеем бешеных зверей,
мы победим, клянусь тебе, Россия,
от имени российских матерей.

Ольга Берггольц

Разговор с соседкой

Пятое  декабря  1941  года. Идет четвертый месяц блокады.  До пятого декабря воздушные  тревоги  длились по десять-двенадцать  часов. Ленинградцы получали от 125 до 250 граммов хлеба.

Дарья Власьевна, соседка по квартире,

сядем, побеседуем вдвоем.

Знаешь, будем говорить о мире,

о желанном мире, о своем.

Вот мы прожили почти полгода,

полтораста суток длится бой.

Тяжелы страдания народа —

наши, Дарья Власьевна, с тобой.

О, ночное воющее небо,

дрожь земли, обвал невдалеке,

бедный ленинградский ломтик хлеба —

он почти не весит на руке...

Для того чтоб жить в кольце блокады,

ежедневно смертный слышать свист —

сколько силы нам, соседка, надо,

сколько ненависти и любви...

Столько, что минутами в смятенье

ты сама себя не узнаешь:

— Вынесу ли? Хватит ли терпенья?

— Вынесешь. Дотерпишь. Доживешь.

Дарья Власьевна, еще немного,

день придет — над нашей головой

пролетит последняя тревога

и последний прозвучит отбой.

И какой далекой, давней-давней

нам с тобой покажется война

в миг, когда толкнем рукою ставни,

сдернем шторы черные с окна.

Пусть жилище светится и дышит,

полнится покоем и весной...

Плачьте тише, смейтесь тише, тише,

будем наслаждаться тишиной.

Будем свежий хлеб ломать руками,

темно-золотистый и ржаной.

Медленными, крупными глотками

будем пить румяное вино.

А тебе — да ведь тебе ж поставят

памятник на площади большой.

Нержавеющей, бессмертной сталью

облик твой запечатлят простой.

Вот такой же: исхудавшей, смелой,

в наскоро повязанном платке,

вот такой, когда под артобстрелом

ты идешь с кошелкою в руке.

Дарья Власьевна, твоею силой

будет вся земля обновлена.

Этой силе имя есть — Россия.

Стой же и мужайся, как она!

5 декабря 1941

Муса Джалиль (1906 – 1944)

Муса Джалиль (тат. Муса Җәлил, полное имя — Муса Мустафович Залилов родился в деревне Мустафино Оренбургской губерния (ныне Шарлыкский районОренбургская область) Советский татарский поэт и журналист, военный корреспондент. Герой Советского Союза(1956), Лауреат Ленинской премии (посмертно, 1957). Член ВКП(б) с 1929 года.

Трагична судьба Мусы Джалиля. Будучи тяжело раненым, он попал в плен. В концлагере Джалиль создал подпольную антифашистскую организацию, члены которой распространяли листовки, вели пропаганду среди заключённых, устраивали их побеги. Патриота выдал предатель. Джалиль был переведён в берлинскую тюрьму Моабит и приговорён к смертной казни. Но поэт продолжал бороться, думая не о себе – о Родине:

Мой друг, ведь наша жизнь  она лишь искра

Всей жизни Родины  страна побед.

Пусть мы погаснем  от бесстрашной смерти

В Отчизне нашей ярче вспыхнет свет.

        Поэт был казнён на гильотине 25 августа 1944 года в военной тюрьме Плётцензее в Берлине за участие в подпольной организации, но его тетрадь была сохранена участником антифашистского сопротивления бельгийцем Андре Тиммермансом, который сидел в одной камере с Джалилем в Моабитской тюрьме. В их последнюю встречу Муса сказал, что его и группу его товарищей-татар скоро казнят, и отдал тетрадь Тиммермансу, попросив передать ее на родину. После окончания войны и выхода из тюрьмы Андре Тиммерманс отнес тетрадь в советское посольство. Позднее тетрадь попала в руки популярному поэту Константину Симонову, который организовал перевод стихов Джалиля на русский язык.  Впоследствии они были изданы под названием «Моабитские тетради». В 1956 году Мусе Залилову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Муса Мустафиевич в 1957 году первым среди поэтов стал лауреатом Ленинской премии.  

Муса Джалиль

Знаю, в песне есть твоей, джигит,
Пламя и любовь к родной стране.
Но боец не песней знаменит:
Что, скажи, ты сделал на войне?

Встал ли ты за родину свою
В час, когда пылал великий бой?
Смелых узнают всегда в бою,
В горе проверяется герой.

Бой отваги требует, джигит,
В бой с надеждою идет, кто храбр.
С мужеством свобода, что гранит,
Кто не знает мужества — тот раб.

Не спастись мольбою, если враг
Нас возьмет в железный плен оков.
Но не быть оковам на руках,
Саблей поражающих врагов.

Если жизнь проходит без следа,
В низости, в неволе, что за честь?
Лишь в свободе жизни красота!
Лишь в отважном сердце вечность есть!

Если кровь твоя за родину лилась,
Ты в народе не умрешь, джигит.
Кровь предателя струится в грязь,
Кровь отважного в сердцах горит.

Умирая, не умрет герой —
Мужество останется в веках.
Имя прославляй свое борьбой,
Чтоб оно не молкло на устах.

Муса Джалиль

Другу

Друг, не горюй, что рано мы уходим.
Кто жизнь свою, скажи, купил навек?
Ведь годы ограничены той жизнью,
Которую избрал сам человек.

Не время меж рождением и смертью
Одно определяет жизни срок,—
Быть может, наша кровь, что здесь прольется,
Прекрасного бессмертия исток.

Дал клятву я: жизнь посвятить народу,
Стране своей — отчизне всех отчизн.
Для этого, хотя бы жил столетья,
Ты разве бы свою не отдал жизнь?!

Как долгой ночью солнечного света,
Так жду в застенке с родины вестей.
Какая сила — даже на чужбине —
Дыханье слышать родины своей!

Чем, шкуру сохранив, забыть о чести,
О, пусть я лучше стану мертвецом!
Какая ж это жизнь, когда отчизна,
Как Каину, плюет тебе в лицо!

Такого «счастья» мне совсем не надо.
Уж лучше гибель — нет обиды тут!
Не стану чужаком в краю родимом,
Где даже мне воды не подадут.

Мой друг, ведь наша жизнь — она лишь искра
Всей жизни родины, страны побед.
Пусть мы погаснем — от бесстрашной смерти
В отчизне нашей ярче вспыхнет свет.

И этой смертью подтвердим мы верность,
О смелости узнает вся страна.
Не этими ли чувствами большими,
О друг мой, наша молодость сильна?!

И если молодости ствол подрубят,
В народе корни не исчезнут ввек.
И скажут юные:
— Вот так, отважно,
Смерть должен встретить каждый человек!

Юрий Баранов (1922 – 1942)

Юрий Баранов родился в 1922 году в городе Буе Костромскойобласти. Его отец был главным технологом Буйского химического завода. Юра успешно окончил школу, поступил в Ярославский педагогический институт на географическое отделение. Он любил рыбалку, мечтал о путешествиях и писал стихи. То, что происходило в мире, не могло оставить Юрия Баранова равнодушным. Фашистская Германия уже развязала войну в Европе. Он внимательно слушал радио, читал газеты, и делал для себя выводы… Он предвидит  близкую войну, он догадывается, что победа достанется большой кровью. Все чаще и чаще сжимается сердце: война близка и нет никаких иллюзий насчет собственного будущего.                                                                                                                        

А вот запись из дневника Юрия Баранова от 22 июня 1941 года:

«Неизбежное свершилось. Война объявлена. Только что выступал по радио Молотов. Молотов сказал правду: «Наше дело правое. Победа будет за нами!»

События развертывались стремительно. У Юрия не стало хватать времени на записи.

   Из последних писем  Юрия Баранова другу, тоже Юрию:

«13 августа 1941 года. Юрка! Я  учусь в пехотном училище во Владимире. Долго нас здесь не задержат – на фронте нужны командиры. А ты понимаешь, что это значит?»

Последнее письмо Юрия Баранова было от 24 декабря 1941 года. А затем бодрая, жизнерадостная открытка, которая извещала о том, что он стал лейтенантом…

 Долго никто не знал, куда он был направлен, но потом выяснилось, что Юрий Баранов погиб в 1942 году под Новгородом. В последний  свой день он с отделением был в разведке. Больше о последних днях Юрия Баранова ничего не известно.

Лирический герой в стихах Юрия Баранова - юный, влюблённый,  любящий Родину и свой родной край.

Будет враг разбит и рассеян,

Но какой жестокой ценой!

Долго будет плакать Россия,

Вспоминая великий бой.

Все мы, все погибнем в сражении.

А годов через сорок пять

Наше светлое поколение

Будут с гордостью вспоминать.

Юрий Баранов

 Голубой разлив.

Ой, какие светлые дали!

Ой, какой голубой разлив!

Только я сегодня печален

И поэтому молчалив.

Жизнь, которой мы так гордились,

Не лежит на нашем пути.

Видно, мы не за тем родились,

Чтобы счастье своё найти…

Скоро мир, что широк и розов,

Превратится в кромешный ад.

Скоро крылья чужих бомбовозов

Голубое небо затмят.

Озарённые солнцем славы,

Закалённые в дни войны,

Легионы чужой державы

Перейдут рубежи страны.

Где-то первый залп всколыхнётся,

Где-то вспыхнет первый пожар,

Кто-то первый в землю уткнётся,

 Кто-то примет первый удар…

Позабудьте сказки и были

И не тешьте себя мечтой,-

Войны, все, которые были,

Перед этой будут ничто…

…..

Будет враг разбит и рассеян,

Но какой жестокой ценой!

Долго будет плакать Россия,

Вспоминая великий бой.

Все мы, все погибнем в сражение.

А годов через сорок пять

Наше светлое поколение

Будут с гордостью вспоминать.

Но - прекрасно всё понимая,

Но – готовый идти на рать,

В этот солнечный вечер мая

Я совсем не хочу умирать.

Вот поэтому я печален,

Вот поэтому я молчалив.

Ой, какие светлые дали!

Ой, какой голубой разлив!



Предварительный просмотр:

                                       

Тема: Поэма «Реквием».  Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы в поэме «Реквием». Своеобразие лирики Ахматовой.

Анне Андреевне Ахматовой пришлось многое пережить. Страшные годы, изменившие всю страну, не могли не отразиться и на ее судьбе. Поэма “Реквием” явилась свидетельством всего, с чем пришлось столкнуться поэтессе.
Внутренний мир поэта настолько удивителен и тонок, что абсолютно все переживания в той или иной степени оказывают на него свое влияние. Настоящий поэт не может оставить без внимания ни одной детали или явления окружающей жизни. Все находит свое отражение в стихах: и хорошее, и трагическое. Поэма “Реквием” заставляет читателя еще раз задуматься о судьбе гениальной поэтессы, которой пришлось столкнуться с ужасающей катастрофой.
Эпиграфом к поэме стали строки, являющиеся, в сущности, признанием в сопричастности ко всем бедствиям родной страны. Ахматова честно признается, что вся ее жизнь была тесно связана с судьбой родной страны, даже в самые страшные периоды:

Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл 

Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью,
был.


Эти строки написаны уже намного позже, чем сама поэма Они датированы 1961 г. Уже ретроспективно, вспоминая события прошедших лет, Анна Андреевна заново осознает те явления, которые провели черту в жизни многих людей, отделяя нормальную, счастливую жизнь и страшную, бесчеловечную действительность.
Поэма “Реквием” достаточно коротка, но сколь сильное действие она оказывает на читателя! Это произведение невозможно читать равнодушно, горе и боль человека, с которым произошли страшные события, заставляют точно представить себе весь трагизм ситуации.
В нескольких строчках, названных “Вместо предисловия”, Анна Андреевна рассказывает о том, что предшествовало написанию поэмы. Годы ежовщины по сути своей были геноцидом против собственного народа. Бесконечные тюремные очереди, в которых стояли родственники и близкие люди заключенных, стали своеобразным символом того времени. Тюрьма вошла в жизнь самых достойнейших людей, сделала невозможным даже саму надежду на счастье.
Поэма “Реквием” состоит из нескольких частей. Каждая часть несет свою эмоционально-смысловую нагрузку. Например, “Посвящение” — это описание чувств и переживаний людей, которые все свое время проводят в тюремных очередях. Поэтесса говорит о “смертельной тоске”, о безысходности, об отсутствии даже малейшей надежды на изменение сложившейся ситуации. Вся жизнь людей теперь зависела от приговора, который будет вынесен близкому человеку. Этот приговор навсегда отделяет семью осужденного от нормальных людей. Ахматова находит удивительные образные средства, чтобы передать состояние свое и других:

Для 
кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат 
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылых скрежет
Да шаги тяжелые солдат.


“Ветер свежий”, “закат” — все это выступает своеобразным олицетворением счастья, свободы, которые отныне недоступны томящимся в тюремных очередях и тем, кто находится за решеткой:


Приговор... И сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отделена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо навзничь опрокинут,
Но идет... Шатается... Одна.


Анне Ахматовой пришлось пережить арест и расстрел мужа, арест сына. Как прискорбно, что талантливейшему человеку пришлось столкнуться со всеми тяготами чудовищного тоталитарного режима Великая страна Россия допустила над собой такое издевательство, почему? Все строчки произведения Ахматовой содержат в себе этот вопрос. И при чтении поэмы читателю становится все тяжелее и тяжелее при мысли о трагических судьбах невинных людей.


Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад,
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки,
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусъ.


Россия раздавлена, уничтожена. Поэтесса от всего сердца жалеет родную страну, которая совершенно беззащитна, скорбит о ней. Как смириться с тем, что случилось? Какие слова найти? В душе человека может твориться что-то страшное, и нет никакого спасения от этого.


Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,

У 
божницы свеча оплыла.

В этих строчках уместилось огромное человеческое горе. Шла “как на выносе” — это напоминание о похоронах. Гроб выносят из дома, за ним идут близкие родственники. Плачущие дети, оплывшая свеча — все эти детали являются своеобразным дополнением к нарисованной картине.
Арест близкого человека заставляет окружающих лишиться сна и спокойствия, размышляя о горестной судьбе:


Тихо льется тихий 
Дон,
Желтый месяц смотрит в дом,
Входит в шапке набекрень.
Видит желтый месяц тень.
Эта женщина больна,
Эта женщина одна.
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.


Страдания поэтессы достигли апогея, в результате она практически ничего не замечает вокруг. Муж расстрелян, а сын в тюрьме, трагедия случилась с самыми близкими и родными людьми. Вся жизнь стала похожа на бесконечно кошмарный сон. И именно поэтому рождаются строки:


Нет, это не я, это кто-то другой страдает.
Я бы так не могла, а то, что случилось,
Пусть черные сукна покроют,
И пусть унесут фонари...
Ночь.


Действительно, разве может человек вынести все, что выпало на долю поэтессы? Да и сотой доли всех испытаний оказалось бы достаточно, чтобы лишиться разума и умереть от горя. Но она жива. И как контраст появляется воспоминание о юности, в которой Анна Андреевна была весела, легка и беспечна.
Расставание с сыном, боль и тревога за него иссушают материнское сердце. Невозможно даже представить себе всю трагедию человека, с которым случились столь страшные испытания. Казалось бы, всему есть предел. И именно поэтому нужно “убить” свою память, чтобы она не мешала, не давила тяжелым камнем на грудь:

У 
меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.


Все пережитое Ахматовой отнимает у нее самое естественное человеческое желание — желание жить. Теперь уже утрачен тот смысл, который поддерживает человека в самые тяжелые периоды жизни. И поэтому поэтесса обращается к смерти, зовет ее, надеется на ее скорый приход. Смерть предстает как освобождение от страданий. Однако смерть не приходит, зато приходит безумие. Человек не может выдержать того, что выпало на его долю. А безумие оказывается спасением, теперь уже можно не думать о реальной действительности, столь жестокой и бесчеловечной:

Уже безумие крылом
Души накрыло половину,
И поит огненным вином,
И манит в черную долину.


Финальные строки поэмы символизирует прощание с реальным миром.
Поэтесса понимает, что безумие отнимет у нее все, что было так дорого доселе. Но именно это в данной ситуации оказывается лучшим выходом, символизирует собой спасение, освобождение от всего, что так мучит и тяготит.



Предварительный просмотр:

Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой.

 

Князь Андрей Болконский

Мечты и идеалы

Ищет свой Тулон; хочет всенародной славы и признания; его кумир - Наполеон.

Ради достижения своей цели

готов принести в жертву

«...Отец, жена, сестра - самые дорогие мне люди... я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми». «Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно».

 

Лучшие минуты жизни

Что меняется в герое

Небо под Аустерлицем

Начинает понимать ничтожность «мелкого тщеславия» Наполеона в сравнении с тем «высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял».

Вывод: Князь осознал великую истину - жизнь есть абсолютная ценность. Ощутил свою связь с бесконечностью: «Ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего».

Открытие

богатства мирной жизни

Вернувшись из французского плена, Болконский узнает о смерти жены. В его памяти навсегда останется «мертвое укоризненное лицо» маленькой княгини. С этого момента князь Андрей будет мучиться мыслями о пренебрежении, с которым относился к жене, поймет и осознает ценность семейного счастья, радости обыденной жизни среди родных людей: отец, сестра, сын Николенька.

Вывод: Князь раскаивается в своих честолюбивых мечтаниях, в его душе поднимаются естественные потребности любви и добра.

Встреча с Пьером в Богучарове

«Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась, хотя во внешности та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Пьер «заражает» князя Андрея своей верой в людей, в жизнь не только земную, а и вечную, в Бога.

Вывод: Князь Андрей принимает некоторые из убеждений Пьера, которые оказывают на Болконского благотворное влияние. Теперь уже князь может себе признаться: «Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: "Господи, помилуй меня"».

Встреча

с Наташей Ростовой в Отрадном

Возвращается к «живой жизни», начинает ощущать радость общения с большим миром, людьми. В этом состоянии князь Андрей спешит войти в близкие ему сферы государственной деятельности, сходится со Сперанским.

Эмоциональность Наташи, ее искренность и восторг дают толчок к душевному возрождению князя.

Любовь к Наташе Ростовой

Меняет свое отношение к Сперанскому, которого уже начал почитать за кумира, замечает в себе пренебрежение к делу, которым так раньше интересовался: «Разве это может сделать меня счастливее и лучше?».

Князь становится счастливее и лучше от того чувства, которое пробуждает в его душе Наташа Ростова

Участие в войне 1812 года

В армии князь становится заботливым и внимательным командиром. Он отказывается от предложения служить в штабе армии, его не волнуют мечты о личной славе. Солдаты называют его «наш князь».

Во время Бородинского сражения Болконский исполняет свой долг, им движет не желание личной славы, а чувство чести офицера, ненависть к врагу, разорившему его родную землю, его Лысые Горы.

Прощение Анатоля Курагина

Увидев, как ампутируют ногу Анатолю Курагину, князь испытал искреннее сочувствие к боли и страданиям этого человека: «Распустился ... цветок любви весной, свободной, независимой от этой жизни...»

Возрождение любви к Наташе Ростовой

После тяжелого ранения переживает страстное желание жить. Именно в эти минуты возвращается к нему любовь к Наташе Ростовой. Но это уже другое чувство: «...он в первый раз представил себе ее душу. В первый раз понял всю жестокость разрыва с ней».

Смерть Андрея Болконского

«Чем больше он в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после своей раны, вдумывался в новое, открытое начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Все, всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило - никого не любить, значило - не жить этою земною жизнью».

Судьба Андрея Болконского - это путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенству. Приобщение к чувству вечной любви возродило в князе Андрее силу духа, и он совершил самое трудное, по Толстому, дело - умер спокойно и достойно.

 

Граф Пьер Безухов

Совершаемые ошибки

Состояние героя

Дружба с Анатолем Курагиным и Долоховым

Добродушный, доверчивый, наивный и горячий, Пьер позволяет втянуть себя в приключения, которые не столь безобидны, как могут показаться на первый взгляд.

Женитьба на Элен

Оказывается бессилен противостоять коварству и лживости князя Василия, который женит его на своей дочери по расчету. Осознав совершенную ошибку, во всем случившемся Пьер винит только себя.

Дуэль с Долоховым

Переломное событие в жизни Пьера. Заставила Пьера задуматься и понять, что он живет по чужим правилам, вынужден обманывать самого себя. После дуэли Пьер стремится повернуть свою жизнь в иное нравственное русло.

Масонство

Не сразу Пьер понял, что в масонстве присутствует то же лицемерие, карьеризм, увлечение внешними атрибутами обрядов, что и в светских салонах.

Пьер перечеркивает свое прошлое, но он еще не знает, каким будет его будущее. Период отрицания прошлого, тоски и недоумения перед противоречиями жизни.

«Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть? Для чего жить и что такое я...» - вот вопросы, перед которыми вновь оказывается герой.

 

Поиски идеала, стремление разобраться в себе и определить цель жизни

Что происходит с Пьером, как он меняется

Масонство

Дает возможность обрести на некоторое время согласие с миром и собой, а навсегда - знание важности вечных вопросов бытия. В масонстве Пьера привлекает идея необходимости нравственного «очищения» мира и человека, потребность человека в личном совершенствовании. К Пьеру приходит вера в Бога как в существо «вечное и бесконечное во всех своих свойствах, всемогущее и непостижимое».

Участие в Бородинском сражении

Пробуждает в герое желание участвовать в жизни, быть полезным обществу и стране. В герое рождается чувство родственной связи с каждым, кто носит в себе «скрытую теплоту патриотизма». Ощущение счастья от единства с людьми в общей беде, в ожидании времени изгнания врага. Пьер решает для себя в этот момент, что самое главное сейчас «солдатом быть, просто солдатом! Войти в общую жизнь всем существом».

Идея убить Наполеона

Это смелое, хотя и немного нелепое решение стать убийцей Наполеона приходит к Пьеру под влиянием тех новых чувств, которые он испытал на Бородинском поле.

Наташа Ростова

Особенности характера героини

Как проявляются

Полнота жизни, поэтичность натуры, обостренная чуткость, внимательность

Искренность, естественность в обращении с родными; восторг при виде красоты окружающего мира, умение бессознательно передать ощущение красоты другим; чувство эмпатии, которое проявляется в умении понять состояние других людей и прийти им на помощь (пример с Соней, матушкой, братом, Денисовым и т. п.).

Народные, национальные черты в характере Наташи

Танец Наташи во время охоты, особая манера петь, решение Наташи отдать подводы раненым во время отступления из Москвы.

Ошибки, цена испытаний

Испытание разлукой с князем Андреем Наташа не выдерживает. Ей необходимо любить и она верит в чистоту и искренность чувств Анатоля Курагина. Когда обман раскроется, Наташа будет долго болеть - ценой этой ошибки могла стать даже жизнь героини.

Наташа - воплощение любви

Любовь преображает Наташу. Ее взрослая любовь к князю Андрею меняет не только ее внешность, но и вносит изменения в характер. Все существо героини не может находиться в состоянии покоя, невлюбленности. Сила любви Наташи способна преображать души других людей. Такому воздействию подвергается князь Андрей, которого Наташа возвращает к жизни, помогает понять свое истинное назначение. Любовь Наташи к Пьеру дает герою возможность разобраться в себе и понять смысл жизни. Своим детям Наташа подарит радость познания материнской любви.

На примере своей героини Толстой раскрывают одну из своих заветных идей: любовь действительная ведет к истине, чувственная страсть, принятая за любовь, ведет к неправде.