Дистанционное обучение. Русский язык.

Кодема Марина Алексеевна

06.094.2020 г. Русский язык.

Тема урока: «Тестирование по теме «Глагол»»

Выполнить тест.

 

2 вариант

1. Найдите глаголы 2-го спряжения:

А. Стиха…т, трон…тся, напиш…шь

Б. Вскоч…т, держ…те, ненавид…шь

В. Слыш…м, пригон…т, вид…те

Г. Говор…т, серд…тся, смотр…те

2. Укажите слова с гласной И в окончании:

А. Верт…тся, гон…шься, ненавид…шь

Б. Извива…тся, грохоч…т, гре…шься

В.Гоня…шь, застрян…т, напиш…т

Г. Присяд…шь, расскаж…шь, бор…тся

3.Найдите верное утверждение:

А.Готовишь – наст.вр, несов.в., 3л, ед.ч.

Б.Приготовишь- буд.вр., сов.в.,2л, ед.ч.

В.Приготовил – прош.вр., несов.в, м.р.

Г. Готовлю – наст.вр., несов.в., 1 л., ед.ч.

4. Определите наклонение глаголов: написал бы, перефразируйте, выполняю.

А. условное, повелительное, изъявительное

Б. изъявительное, условное, повелительное

В. повелительное, условное, изъявительное

Г. изъявительное, повелительное, условное

5. Выберите вариант с переходным глаголом:

А. Улыбнулся девушке

Б. Выполнил задание

В. Гордился учениками

Г. Рассказал о достижениях

6. Выберите вариант с суффиксом –ЕВА-:

А. Рад…вать, проб…вать

Б. заво…вать, гор…вать

В. побесед…вать, расслед…вать

Г. чувств…вать, завид…вать

7. Найдите ряд, в котором во всех причастиях пишется суффикс –ЮЩ-.
А. круж..щийся в танце, стро…щийся дом
Б. дремл…щий кот, готов…щийся к зиме
В.прогоня..щий сумрак, бре…щий бороду
Г. плещ…щиеся волны, кол…щие волны

8. Укажите строку, в которой на месте пропусков пишутся две буквы Н.
А. растеря…ый мальчик, ледя…ая горка.
Б. некоше…ый луг, традицио…ое чаепитие
В. стари…ый шкаф, выглаже…ое мамой
Г. нехоже…ая тропинка, стекля…ая фигурка.

9. В каком варианте ответа указаны все случаи написания одной буквы Н в предложении?
Даже в освеще(1)ом номере гостиницы были видны следы бури: деревя(2)ая рама вдавле(3)а внутрь, а шерстя(4)ая занавеска висела клочьями.
А. 1,2 Б. 1,2.3 В. 1,2,4 Г. 3,4

10. Найдите пример раздельного написания НЕ:
А. (не)доумевающий взгляд
Б. (не)заслуженный упрек В. (не)проверенные учителем Г. (не)отправленное письмо

11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Женщина замолчала (1) прислушиваясь к звукам песни (2) и (3) подождав несколько секунд (4) заговорила опять.
А. 1,3,4 Б. 1,2,3 В. 1,2,3,4 Г. 1,2,4

12. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Обгоняя нас (1) бежали (2) шурша по аллее (3) высохшие за лето (4) листья клёна.
А. 1,2,3 Б. 2,3 В. 1,4 Г. 1,2,3,4

13. В каком ряду перечислены только суффиксы действительных причастий?
А. –ущ, -ем, -т-, -нн-. Б. –ющ, -ш-, -ящ-, вш.
В. –ащ-, -ом-, -ем-, -нн-. Г. –им-, -т-, -нн-, -енн-.

14. Выберите деепричастие совершенного вида

А. воркуя      Б. держа В. замахнувшись Г.сияя

15. Укажите группу наречий с суффиксом А:

А. Направ…, занов…, вправ…

Б. Докрасн…, снов…, издавн…

В. Запрост…, надолг…, засветл…

Г. Изредк…, влев…, начист…

16. Укажите правильный ответ: выделенное слово

На радостях он очень разговорился.

А. Обстоятельство В. Определение

Б. Дополнение Г. Подлежащее

17. ВЫШЕ – это степень сравнения:

А. Простая превосходная

Б. Составная превосходная

В.Простая сравнительная

Г.Составная сравнительная

18.В предложении К вечеру в доме стало душно слово ДУШНО - это:

А. Определение, выраженное прилагательным

Б. Обстоятельство, выраженное наречием

В. Подлежащее

Г. Часть сказуемого, выраженная словом категории состояния

19. Укажите наречия, которые пишутся через дефис:

А. (по)дружески, (в)третьих, (кое)как

Б. (на)лету, (в)верх, (за)светло

В. (ни)когда, (со)слепу, (на)зло

Г. (на)отмашь, (в)скачь, (по)одиночке

20. НЕ со всеми наречиями пишется раздельно в ряду:

А. Отнюдь (не)весело, (не)искренне, (не)уклюже

Б. (Не)годующе, (не)аккуратно, (не)лепо

В. Совсем (не)интересно; (не)громко, а тихо

Г. (Не)внимательно, (не)брежно, вовсе (не)плохо

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

06.094.2020 г. Русский язык.

Тема урока: «Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий».

Причастие как морфологическое явление трактуется в лингвистике неоднозначно. В одних лингвистических описаниях причастие считается самостоятельной частью речи, в других — особой формой глагола. В предлагаемом нами описании мы исходим из точки зрения на причастие как на особую форму глагола.

 

Причастие — это особая форма глагола со следующими признаками:

1. Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? что делающий?, что делавший?, что сделавший?.

2. Обладает морфологическими признаками глагола и прилагательного.

 

К признакам глагола относятся:

  • вид ( совершенный - СВ и несовершенный -НСВ),
  • возвратность,
  • время (настоящее и прошедшее).
  • залог (действительный и страдательный).

 

К признакам прилагательного относятся:

  • род,
  • число,
  • падеж (у полных причастий),
  • полнота / краткость (только у страдательных причастий).

 

3. Причастия согласуются с существительными подобно прилагательным и в предложении бывают теми же членами, что и прилагательные, то есть определением и именной частью составного именного сказуемого (краткие причастия — только частью сказуемого).

Зависимость количества причастных форм от переходности и вида глагола

Глагол может иметь от одной до четырех причастных форм, что зависит от его переходности и вида.

 

Переходные глаголы могут иметь формы действительных и страдательных причастий, непереходные глаголы имеют только формы действительных причастий.

 

Глаголы совершенного вида имеют только причастия прошедшего времени, глаголы несовершенного вида могут иметь причастия и настоящего, и прошедшего времени. Таким образом,

– переходные глаголы несовершенного вида имеют все 4 причастия (читающий, читавший, читаемый, читанный),

– непереходные глаголы несовершенного вида имеют 2 причастия — действительные настоящего и прошедшего времени (спящий, спавший),

– переходные глаголы совершенного вида также имеют 2 причастия — действительное и страдательное прошедшего времени (прочитавший, прочитанный).

– непереходные глаголы совершенного вида имеют только 1 причастную форму — действительное причастие прошедшего времени (проспавший).

 

Действительные причастия

Действительные причастия обозначают признак предмета, который сам производит действие: мальчик, читающий книгу.

 

Действительные причастия настоящего времени образуются от переходных и непереходных глаголов НСВ от основы настоящего времени с помощью суффиксов:

-ущ-(-ющ-) для глаголов I спряжениябег-ущ-ий, бега-ющ-ий,

-ащ-(-ящ-) для глаголов II спряжениялеж-ащ-ий, сто-ящ-ий.

 

Действительные причастия прошедшего времени образуются от переходных и непереходных глаголов НСВ и СВ от основы прошедшего времени с помощью суффиксов:

-вш- для глаголов с основой, заканчивающейся на гласныйчита-вш-ий,

- для глаголов с основой на согласныйнес-ш-ий.

 

Глаголы могут образовывать действительные причастия прошедшего времени от другой основы:

- некоторые глаголы на -сти (вести, обрести) образуют рассматриваемые причастия от основы настоящего/простого будущего времени (а не от основы прошедшего времени): обретший (основа будущего времени обрет-ут, основа прошедшего — обре-ла), ведший;

- глаголы идти и увянуть образуют эти причастия от особой основы, не равной никаким другим: шед-ш-ий, увяд-ш-ий.

 

У некоторых глаголов могут образовываться два причастия от разных основ: одно от основы прошедшего времени высохший и другое от основы инфинитива высохнувший, причем выбор суффикса осуществляется в соответствии с приведенным правилом.

 

Страдательные причастия

Страдательные причастия обозначают признак того предмета, на который направлено действие: книга, читаемая мальчиком.

 

Страдательные причастия настоящего времени образуются от переходных глаголов НСВ, от основы настоящего времени с помощью суффикса:

-ем- (иногда -ом) для глаголов I спряжениячита-ем-ый, вед-ом-ый,

-им- для глаголов II спряженияхран-им-ый.

 

Страдательные причастия могут образовываться от единичных непереходных глаголов: руководимый и управляемый образованы от непереходных глаголов руководить и управлять (значение объекта при этих глаголах выражается существительным в форме не В. п., а Т. п.: руководить, управлять заводом).

 

Не имеют страдательных причастий настоящего времени глаголы бить, писать, шить, мести и другие.

 

Страдательное причастие настоящего времени у глагола давать образуется от особой основы (даваj-ем-ый).

 

Глагол двигать имеет в настоящем времени два страдательных причастия: двигаемый и движимый.

 

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от переходных глаголов НСВ и СВ (причастия от глаголов НСВ немногочисленны) от основы прошедшего времени с помощью суффиксов:

-н(н)- от глаголов на -ать, -ять и -етьпрочита-нн-ый,

-ен(н)- от основ на согласный и -итьунес-енн-ый, построенный,

-т- от основ на -нуть, -оть, -ереть и от односложных глаголов и производных от них: замкну-т-ый, коло-т-ый, запер-т-ый, би-т-ый, разби-т-ый.

 

Не образуются страдательные причастия прошедшего времени у глаголов полюбитьискатьбрать.

 

У некоторых глаголов на -сти, -сть страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы настоящего/будущего времени: приведенныйобретенныйспряденныйукраденный.

 

Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени могут быть также образованы присоединением постфикса -ся к форме действительного залога: хорошо прода-ющ-ие-ся (=продава-ем-ые) / продава-вш-ие-ся книги.

 

Страдательные причастия имеют полную и краткую формы: написанное мною письмо — письмо написано мною. Краткие причастия обладают теми же грамматическими свойствами, что и краткие прилагательные, т. е. не изменяются по падежам и выступают в предложении преимущественно в функции именной части сказуемого.

 



Предварительный просмотр:

Тест по теме «Деепричастие»

1 вариант

A1. Деепричастие отвечает на вопросы

1) Что делал? Что сделал?
2) Что делая? Что сделав?
3) Каков предмет?
4) Что делающий? Что сделавший?

А2. Укажите, признаки какой части речи имеет деепричастие

1) глагола и прилагательного
2) наречия и прилагательного
3) глагола и наречия
4) существительного

А3. Какого грамматического признака нет у деепричастия?

1) вид
2) возвратность
3) неизменяемость
4) время

А4. Укажите предложение, в котором есть деепричастие совершенного вида

1) Находясь в лесу, слушайте пение птиц.
2) Рассказав всю эту историю, Пашка стер пот со лба.
3) Придя домой, я тут же сел за уроки.
4) Он рассказывал все это улыбаясь.

А5. Укажите неверное утверждение.

В предложении: Мама сидела, откинувшись на спинку стула.

1) откинувшись — деепричастие
2) деепричастие 
откинувшись образовано от глагола откинуться
3) деепричастие совершенного вида
4) деепричастие в предложении является сказуемым

А6. Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые

Луна (1) осветив все село (2) вдруг исчезла.
Насупив брови (3) Саша начал отвечать.

1) 1, 2, 3
2) 1, 3
3) 2, 3
4) 1, 2

А7. Укажите пример со слитным написанием

1) (не)годуя
2) (не)задумываясь
3) (не)говоря
4) (не)дыша

А8. Укажите неверное утверждение

1) деепричастия не изменяются
2) деепричастие в предложении являются обстоятельством
3) деепричастный оборот выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова
4) деепричастие может иметь при себе зависимые слова

Прочитайте текст и выполните задания B1-B3.

(1)Осенью шумно бывает в кедровом лесу. (2)Накапливая жир, бродят по лесу медведи. (3)Бурундуки, делая запасы на зиму, суетятся от зари до зари. (4)Даже хищники, россомаха и соболь, лакомятся кедровыми орехами. (5)Выискивая чужие запасы, они шарят по кедровнику, оставляя на зеленом мху отпечатки своих лапок.
(По Г. Федосееву)

B1. Выпишите номер предложения, в котором два деепричастных оборота.

В2. Напишите вид деепричастия из предложения 2.

В3. Подчеркните в предложении 3 деепричастный оборот как член предложения.

C1. Письменно расскажите о деепричастии как части речи.

2 вариант

A1. Укажите неверное суждение

1) деепричастие в предложении бывает обстоятельством
2) деепричастие отвечает на вопросы 
что делая? что сделав?
3) деепричастие может быть только настоящего времени
4) деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом

А2. Укажите неверное суждение

1) деепричастие совмещает признаки глагола и прилагательного
2) деепричастие не имеет времени
3) деепричастие совмещает признаки глагола и наречия
4) деепричастие бывает совершенного и несовершенного вида

А3. Какой грамматический признак есть у деепричастия?

1) наклонение
2) спряжение
3) неизменяемость
4) время

А4. Укажите предложение, в котором есть деепричастие совершенного вида.

1) Важно расхаживая по двору, гусь клевал зерна.
2) Он все говорил и говорил, раздражаясь все больше и больше.
3) Посмотрев по сторонам, я пошла дальше.
4) Собираясь в поход, не забудьте взять компас.

А5. Укажите ошибку.

В предложении Река, выйдя из берегов, затопила всю окрестность.

1) выйдя — деепричастие
2) деепричастие 
выйдя образовано от глагола выйти
3) совершенного вида
4) деепричастие в предложении является определением

А6. Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые.

Солнце (1) поднявшись высоко (2) согрело землю. Засучив рукава (3) бабушка стала мыть пол.

1) 1, 2, 3
2) 1, 3
3) 2, 3
4) 1, 2

А7. Укажите вариант ответа с раздельным написанием.

А. (не)годуя
Б. (не)доумевая
В. (не)говоря
Г. (не)сказав

1) А, Г
2) Б, В
3) В, Г
4) Б, Г

А8. Укажите неверное суждение

1) будучи — деепричастие
2) 
сбегая — деепричастие несовершенного вида
3) 
-а(-я), -в, -вши, -ши — суффиксы деепричастий совершенного вида
4) 
сбежав — деепричастие несовершенного вида

Прочитайте текст и выполните задания B1-B3.

(1)Однажды нам пришлось наблюдать, как кедровка шелушила шишку и прятала орехи. (2)Она пролетела с шишкой в клюве, затем уселась на камень и, не обращая на нас внимания, стала ловко отрывать шелуху, глотая орех за орехом. (3)Покончив с шишкой, кедровка сделала несколько прыжков, удивлённо посмотрела на нас и, выплюнув несколько орехов, неумело прикрыла их мхом.
(По Г. Федосееву)

B1. Напишите номер(-а) предложения(-й), в котором есть два деепричастных оборота.

В2. Подчеркните в предложении 3 деепричастный оборот как член предложения.

В3. Выпишите деепричастие(-я) совершенного вида.

C1. Расскажите о деепричастии как части речи.



Предварительный просмотр:

ТЕКСТ ИЗЛОЖЕНИЯ

ДРУЖБА КАК ЦЕННОСТЬ

В доме человеческого счастья дружба сооружает стены, а любовь создает купол. В этих словах Козьмы Пруткова образно определена роль дружбы в людских отношениях. В первобытном обществе дружба , как правило, связывалась с символическим родством- кровной дружбой, побратимством, братством по оружию. Права и обязанности друзей должны были отвечать традициям. Позднее дружба скорее сблизилась с товариществом, которое базируется на общности интересов. Дружба облагораживает жизнь, ее уважали и возвеличивали мыслители с давних времен. В оценке Аристотеля, дружба необходима в жизни. Никто , по его мнению, не желает жить без друзей, даже если он имеет все блага мира. Истинны слова древнегреческого философа Плутарха: «Дружба добавляет утешения и очарования светлым сторонам жизни и уменьшает страдания.» Некоторые люди даже убеждены в том, что быть хорошим человеком и другом почти одно и то же. Сейчас, когда ритм жизни приобретает бешеный темп, когда нет времени для общения, а телевидение заменяет человеческие отношения, разве не актуальны вопросы глубоких, преданных, дружеских отношений? Разве подчас не заменяются эти отношения поверхностно приятельскими, которые основаны на общности дел и отдыха? Несомненно, время вносит свои коррективы, но такие понятия, как дружба, любовь, всегда останутся наивысшими ценностями. Они есть тайным процессом, который невозможно запрограммировать. Эти высокие чувства наполняют жизнь радостью общения, взаимопонимания, эмоционально обогащают человека. Развитие дружбы предполагает соблюдения неписаного «кодекса», который утверждает необходимость взаимопонимания, открытости, искренности, преданности, доверия. Нарушение этих неписаных правил приводит или к прекращению дружбы, или к поверхностным приятельским отношениям, или даже к противоположному чувству-враждебности.(226 слов)

Напиши изложение текста, дополни его собственными размышлениями, дав ответ на вопрос: «Веришь ли ты в дружбу? Что ты больше всего ценишь в друзьях? Каким надо быть человеком, чтобы сохранить дружбу на всю жизнь?» Приведи примеры из литературы, жизни, иллюстрирующие настоящие дружеские отношения между людьми и наоборот отношения, переросшие из дружбы в предательство. Сделай вывод.



Предварительный просмотр:

Типы односоставных предложений.

Упражнение 1. Выделите грамматические основы предложений. Определите типы односоставных предложений.

1. При первом рассвете выходим по одному в разные стороны в ельник за белками (Пришвин). 2. Собирают клюкву поздней осенью (Пришвин). 3. По такой лыжне без лыж полверсты не пройдёшь (Пришвин). 4. В Обломовке верили всему: и оборотням, и мертвецам (Гончаров). 5. В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле (Тургенев). 6. Нигде не найдёшь в лесу жизни более обильной и страстной, как возле старого пня (Пришвин). 7. Другого сторожа на место Антипича не назначили (Пришвин). 8. Темнело быстро, по-осеннему (Паустовский). 9. В лесах было холодно (Паустовский). 10. Документов при нём не найдено (Лавренев). 11. В комнате свечи нет (Гоголь). 12. Снег и чайки (Симонов). 13. Под рокотанье вешних гроз не зеленеть побегам (Дудин). 14. Весь день мне пришлось идти по заросшим луговым дорогам (Паустовский). 15. Никогда не исчезнуть из моей памяти этому мрачному утру (Федосеев). 16. Кому не приходилось спать на бережку шумного ручейка! (Федосеев). 17. В мезонине уже натоплено (Паустовский). 18. Вообще там денег тратить не любили (Гончаров). 19. Только давай выйдем как можно пораньше! (Пришвин). 20. Дни поздней осени бранят обыкновенно (Пушкин). 21. Звон отбиваемых кос (Паустовский). 22. На следующий день судьи не стало (Короленко). 23. Вот опальный домик (Пушкин). 24. В такой чащобе нет ни одной тропинки (Пришвин). 25. Ему коня подводят (Пушкин). 26. Хорошо быть в такую ночь на пустой дороге (Паустовский). 27. Никого из этих мальчиков нет теперь на белом свете (Трифонов).

Ответ

1. Выходим (определённо-личное). 2. Собирают (по форме – неопределённо-личное; по значению – обобщённо-личное). 3. Не пройдёшь (по форме – определённо-личное; по значению – обобщённо-личное). 4. Верили (неопределённо-личное). 5. Выгоняют(неопределённо-личное). 6. Не найдёшь (по форме – определённо-личное; по значению – обобщённо-личное). 7. Не назначили(неопределённо-личное). 8. Темнело (безличное). 9. Было холодно (безличное). 10. Не найдено (безличное). 11. Нет (безличное). 12.Снег и чайки (назывное). 13. Не зеленеть (инфинитивное). 14. Пришлось идти (безличное). 15. Не исчезнуть (инфинитивное). 16. Не приходилось спать (безличное). 17. Натоплено (безличное). 18. Не любили тратить (неопределённо-личное). 19. Давай выйдем(определённо-личное). 20. Бранят (неопределённо-личное). 21. Звон (назывное). 22. Не стало (безличное). 23. Домик (назывное). 24.Нет (безличное). 25. Подводят (неопределённо-личное). 26. Хорошо быть (безличное). 27. Нет (безличное).

Упражнение 2. Выделите грамматические основы предложений. Определите типы предложений (односоставные или двусоставные).

1. Удивительно голое место. Только несколько минных воронок. Ни одного окопа. «Будут спрашивать, – говорю Васину, – отдувайся за двоих!» Выскакиваю из окопа и бегу. Ветер кидается мне навстречу. Трудно дышать. Впереди – воронка. Только бы добежать до неё! И тут словно плетью хлестнули по земле. Обстрел. Не надо было шевелиться. (Бакланов)

2. Знойно. Мухи. В поварне стучат ножами. Сквозь марево видны бесконечные купола Москвы. Поближе – иглы немецкой кирхи. (А.Н. Толстой)

Ответ

  1. Удивительно голое место (односоставное назывное предложение). Только несколько минных воронок (односоставное назывное предложение). Ни одного окопа (неполное предложение с опущенным сказуемым нет; односоставное безличное предложение). «Будут спрашивать (односоставное неопределённо-личное предложение), – говорю Васину (односоставное определённо-личное предложение), – отдувайся за двоих! (односоставное определённо-личное предложение)». Выскакиваю из окопа и бегу(односоставное определённо-личное предложение). Ветер кидается мне навстречу (двусоставное предложение). Трудно дышать(односоставное безличное предложение). Впереди – воронка (двусоставное неполное предложение с опущенным сказуемым:находится). Только бы добежать до неё (односоставное инфинитивное предложение)! И тут словно плетью хлестнули по земле (односоставное неопределённо-личное предложение). Обстрел (односоставное назывное предложение). Не надо было шевелиться (односоставное безличное предложение).
  2. Знойно (односоставное безличное предложение). Мухи (односоставное назывное предложение). В поварне стучат ножами (односоставное неопределённо-личное предложение). Сквозь марево видны бесконечные купола Москвы (двусоставное предложение). Поближе – иглы немецкой кирхи (двусоставное неполное предложение с опущенным сказуемым: видны).

Упражнение 3. Выделите грамматические основы предложений. Определите типы предложений (односоставные или двусоставные).

Темнеет. В глубине сада – костер. Крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев. Шурша по сухой листве, как слепой, доберёшься до шалаша. Тут немного светлее.

– Это вы, барчук? – тихо окликает кто-то из темноты.

– Это я. Не спите ещё, Николай? А где у вас ружьё?

– Возьмите возле ящика.

Вскинешь кверху тяжёлую, как лом, одностволку и с маху выстрелишь.

– Постращайте, постращайте, барчук! – скажет мещанин. – Опять всю дулю на валу отрясли...

А чёрное небо чертят огнистыми полосами падающие звёзды. Как холодно, росисто! Как хорошо жить на свете! (Бунин)

Ответ

Темнеет (односоставное безличное предложение). В глубине сада – костёр (двусоставное неполное предложение с опущенным сказуемым: виден). Крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев (односоставное безличное предложение). Шурша по сухой листве, как слепой, доберёшься до шалаша (односоставное предложение; по форме – определённо-личное, по значению – обобщённо-личное). Тут немного светлее (односоставное безличное предложение).

– Это вы, барчук (двусоставное предложение)? – тихо окликает кто-то из темноты (двусоставное предложение).

– Это я (двусоставное предложение). Не спите ещё, Николай (односоставное определённо-личное предложение)? А где у вас ружьё(двусоставное неполное предложение с опущенным сказуемым находится / лежит)?

– Возьмите возле ящика (односоставное определённо-личное предложение).

Вскинешь кверху тяжёлую, как лом, одностволку и с маху выстрелишь (односоставное предложение: по форме – определённо-личное, по значению – обобщённо-личное).

– Постращайте, постращайте, барчук (односоставное определённо-личное предложение)! – скажет мещанин (двусоставное предложение). – Опять всю дулю на валу отрясли (односоставное неопределённо-личное предложение)...

А чёрное небо чертят огнистыми полосами падающие звёзды (двусоставное предложение). Как холодно, росисто (односоставное безличное предложение)! Как хорошо жить на свете (односоставное безличное предложение)!



Предварительный просмотр:

Текст изложения

Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом. Трудно переоценить ее значение в истории.

Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность ее характера, когда за общее дело — на фронте, в промышленности и сельском хозяйстве, в партизанском тылу, — боролись все, от мала до велика. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, не все были героями, но все отдавали себя, свое мастерство, опыт и труд во имя грядущей победы, которая обошлась нам очень дорогой ценой.

Колоссальное напряжение всех физических и духовных сил народа, огромные материальные затраты, двадцать миллионов человеческих жизней — вот плата нашего народа за его самую трудную и замечательную в веках победу. Солдатской же платой, личным взносом бойца во имя грядущего часто оказывалась его собственная жизнь, расстаться с которой было очень нелегко, но, как нередко случалось, иного выхода не было. И миллионы молодых, да и постарше людей — мужчин, парней, женщин — приняли смерть, ясно сознавая, что, как бы ни была дорога для них жизнь, судьба Родины и человечества несравненно дороже.

Да, солдат погибал просто и безропотно, честно и до конца исполняя свой долг. Но мы обязаны помнить, не забыть в смене лет их имена и их дело, поведать потомкам о смысле их жизни и особенно — их безвременной смерти. Давно известно, сколь обманчива и несовершенна человеческая память, безжалостно размываемая временем, по крупицам уносящим в забвение сначала второстепенное, менее значительное и яркое, а затем и существенное. Не зафиксированная в документах, не осмысленная искусством история и исторический опыт людей очень быстро вытесняются из памяти вереницей текущих дел и событий и навсегда утрачиваются из духовной сокровищницы народа.

Погибшие не напомнят, но мы-то, живые, понимаем, как нам нужно знать о них по возможности больше. У каждого из них была малая их родина, были родители, были их, пусть мало значащие ныне для нас, дела на заводе, в колхозе, связанные с ними малые и большие заботы. Вспомнить погибших — долг всех живущих, потому что эту нашу жизнь они, павшие, оплатили своей.

(По В. Быкову)

Задание:

Как вы понимаете смысл высказывания В. Быкова: «Вспомнить о них – долг всех живущих, потому что эту жизнь они, павшие, оплатили своей».



Предварительный просмотр:

ТЕКСТ ИЗЛОЖЕНИЯ


Сострадание — активный помощник. Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? Постороннему, каким они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны.

Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?

С самого детства воспитывать прежде всего самого себя так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде.

Сочувствие — великая человеческая способность и потребность, благо и долг. Людям, такой способностью наделенным или тревожно ощутившим в себе недостаток ее, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живется труднее, чем бесчувственным, беспокойнее. Но их совесть чиста. У них, как правило, вырастают хорошие дети. Их, как правило, уважают окружающие. Но даже если правило это нарушится, и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.

На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. Он нередко появляется в своем отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. Он умеет вселить в них надежду и бодрость. Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается не готовым к ней. Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. Эгоизм, черствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя слепым страхом, одиночеством, запоздалым раскаянием. I

Одно из самых важных человеческих чувств - сочувствие. И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. Содействием. К тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа, если ее настроить на волну высокой человечности.

(По С. Львову)

Задание:

Как вы понимаете смысл высказывания С. Львова: «Одно из самых важных человеческих чувств – сочувствие».



Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Задания по морфологии

Вариант 1

Определите, к каким частям речи принадлежат выделенные слова:

1 Голос из дальнего , голос из прошлого из-за спины обнимает меня.

2 Окна дома не затемнены, семьи возвратились из Сибири.

3 Весной легко расставаться – весной и счастливых тянет вдаль.

4 Я спешу туда ж – а там уже весь город.

5 Дядина дача была в десяти верстах от этой станции.

6 Ярче солнце, сильнее пахнут поля, о бильнее дожди и выше трава.

7 Мне грустно потому , что весело тебе.(?)

8 В жизни нужны знания, опыт и трудолюбие.

9 Они погибли ради жизни на земле.

10 И впился комар как раз тётке в правый глаз

11.Вот нехотя с ума свела.

12 Архитектура переулков Арбата обладала подлинным обаянием, несмотря на отсутствие

порядка, а может быть, именно благодаря отсутствию строгих правил.

13 Выпишите из предложения все местоимения. Но вскоре этот роман пойдёт вглубь и

вширь, заполнится людьми, событиями, светом, красками и начнёт литься свободно и ровно,

подгоняемый воображением, требуя от писателя всё новых жертв, требуя, чтобы писатель

отдавал ему драгоценные запасы образов и слов.

14 Выпишите все предлоги. Только не подумайте, что эта «беспрецедентная рекламная

кампания» направлена на раскрутку высокоградусных напитков. Всё гораздо возвышеннее:

«новый формат периодики покоряет Россию»! Теперь благодаря некоему российскому

издательству любой обладатель 15 рублей запросто окунётся в мир чувств, спектр которых

15 Выпишите все частицы. Неужели читателю, любящему живую книгу, остаётся

утешаться нетленной классикой? К счастью, нет. Поразительная закономерность. Живая

книга каким-то чудом пробивается к читателю. И диктат рынка ей не слишком большая

16 А10 . Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПРЕОБРАЗОВАНА

Вся другая информация (звуки, изображения) для обработки на компьютере должна быть

преобразована в числовую форму

а) действительное причастие б) страдательное причастие

в) краткое прилагательное г) деепричастие совершенного вида

17 Какой частью речи является слово благодаря (предложение 13)? (IЗ)Благодаря своей

вечности вопросы эти имели такое большое значение для нас и будут его иметь для всех

последующих поколений.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Вариант 2

Задания по морфологии

Определите, к каким частям речи принадлежат выделенные слова:

1.Я должен признаться, что виноват перед тобой.

2 От души нам жаль этого человека.

3 Но тихо. День ещё далёк , и люди спят кругом .

4 Василиса Егоровна сделала ему несколько замечаний касательно хозяйства.

5 Насчёт главного предмета Чичиков выразился очень осторожно.

6 Литвинов не бросал бомбы, но эффект от его речи был таким , как если бы он настоящей

бомбой сокрушил зал.

7 С тех пор как к нам приехала фрейлен, она завела новую моду.

8 Раз уж на то пошло, слушайте.

9 Ждём, ведь это первый вечер.

10 И чего ты привязался?

11 Архитектура переулков Арбата обладала подлинным обаянием, несмотря на отсутствие

порядка, а может быть, именно благодаря отсутствию строгих правил.

12 Братья молча постояли.

13.Выпишите все указательные местоимения. Все знают, что часовая стрелка на

циферблате движется, но увидеть, как она движется, нельзя. То же происходит и с языком.

Он изменяется. Но мы не чувствуем, как это происходит. Сейчас в нашей истории наступил

такой момент, когда мы видим, как меняется русский язык.

14 Выпишите все частицы. Неужели читателю, любящему живую книгу, остаётся

утешаться нетленной классикой? К счастью, нет. Поразительная закономерность. Живая

книга каким-то чудом пробивается к читателю. И диктат рынка ей не слишком большая

15 Выпишите все предлоги. Инвалид, по-собачьи преданно перехватив её взгляд, будто

подтвердил: «Вот как я её люблю!» Потом они препирались насчёт нижнего места, и дама

снисходительно уступила: - Ну, хорошо, хорошо! - Поцеловала усталого спутника, мужа, как

выяснилось потом, пожелала ему спокойной ночи и стала устраиваться на нижнем месте.

16 . А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова БУДТО.

Она будто пробудилась от долгого сна.

А) Наречие Б) союз В) частица

17 Выпишите двойной союз. Роль филологии именно связующая, а поэтому и особенно

важная. По самой своей сути филология антиформалистична, ибо всегда учит правильно

понимать смысл текста, будь то исторический источник или художественный памятник.

Она требует глубоких знаний не только по истории языков, но и знаний реалий той или иной



Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Задания по морфологии

Вариант 1

Определите, к каким частям речи принадлежат выделенные слова:

1 Голос из дальнего , голос из прошлого из-за спины обнимает меня.

2 Окна дома не затемнены, семьи возвратились из Сибири.

3 Весной легко расставаться – весной и счастливых тянет вдаль.

4 Я спешу туда ж – а там уже весь город.

5 Дядина дача была в десяти верстах от этой станции.

6 Ярче солнце, сильнее пахнут поля, обильнее дожди и выше трава.

7 Мне грустно потому , что весело тебе.(?)

8 В жизни нужны знания, опыт и трудолюбие.

9 Они погибли ради жизни на земле.

10 И впился комар как раз тётке в правый глаз

11.Вот нехотя с ума свела.

12 Архитектура переулков Арбата обладала подлинным обаянием, несмотря на отсутствие

порядка, а может быть, именно благодаря отсутствию строгих правил.

13 Выпишите из предложения все местоимения. Но вскоре этот роман пойдёт вглубь и

вширь, заполнится людьми, событиями, светом, красками и начнёт литься свободно и ровно,

подгоняемый воображением, требуя от писателя всё новых жертв, требуя, чтобы писатель

отдавал ему драгоценные запасы образов и слов.

14 Выпишите все предлоги. Только не подумайте, что эта «беспрецедентная рекламная

кампания» направлена на раскрутку высокоградусных напитков. Всё гораздо возвышеннее:

«новый формат периодики покоряет Россию»! Теперь благодаря некоему российскому

издательству любой обладатель 15 рублей запросто окунётся в мир чувств, спектр которых

15 Выпишите все частицы. Неужели читателю, любящему живую книгу, остаётся

утешаться нетленной классикой? К счастью, нет. Поразительная закономерность. Живая

книга каким-то чудом пробивается к читателю. И диктат рынка ей не слишком большая

16 А10 . Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПРЕОБРАЗОВАНА

Вся другая информация (звуки, изображения) для обработки на компьютере должна быть

преобразована в числовую форму

а) действительное причастие б) страдательное причастие

в) краткое прилагательное г) деепричастие совершенного вида

17 Какой частью речи является слово благодаря (предложение 13)? (IЗ)Благодаря своей

вечности вопросы эти имели такое большое значение для нас и будут его иметь для всех

последующих поколений.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Вариант 2

Задания по морфологии

Определите, к каким частям речи принадлежат выделенные слова:

1.Я должен признаться, что виноват перед тобой.

2 От души нам жаль этого человека.

3 Но тихо. День ещё далёк , и люди спят кругом .

4 Василиса Егоровна сделала ему несколько замечаний касательно хозяйства.

5 Насчёт главного предмета Чичиков выразился очень осторожно.

6 Литвинов не бросал бомбы, но эффект от его речи был таким , как если бы он настоящей

бомбой сокрушил зал.

7 С тех пор как к нам приехала фрейлен, она завела новую моду.

8 Раз уж на то пошло, слушайте.

9 Ждём, ведь это первый вечер.

10 И чего ты привязался?

11 Архитектура переулков Арбата обладала подлинным обаянием, несмотря на отсутствие

порядка, а может быть, именно благодаря отсутствию строгих правил.

12 Братья молча постояли.

13.Выпишите все указательные местоимения. Все знают, что часовая стрелка на

циферблате движется, но увидеть, как она движется, нельзя. То же происходит и с языком.

Он изменяется. Но мы не чувствуем, как это происходит. Сейчас в нашей истории наступил

такой момент, когда мы видим, как меняется русский язык.

14 Выпишите все частицы. Неужели читателю, любящему живую книгу, остаётся

утешаться нетленной классикой? К счастью, нет. Поразительная закономерность. Живая

книга каким-то чудом пробивается к читателю. И диктат рынка ей не слишком большая

15 Выпишите все предлоги. Инвалид, по-собачьи преданно перехватив её взгляд, будто

подтвердил: «Вот как я её люблю!» Потом они препирались насчёт нижнего места, и дама

снисходительно уступила: - Ну, хорошо, хорошо! - Поцеловала усталого спутника, мужа, как

выяснилось потом, пожелала ему спокойной ночи и стала устраиваться на нижнем месте.

16 . А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова БУДТО.

Она будто пробудилась от долгого сна.

А) Наречие Б) союз В) частица

17 Выпишите двойной союз. Роль филологии именно связующая, а поэтому и особенно

важная. По самой своей сути филология антиформалистична, ибо всегда учит правильно

понимать смысл текста, будь то исторический источник или художественный памятник.

Она требует глубоких знаний не только по истории языков, но и знаний реалий той или иной



Предварительный просмотр:

Контрольный тест по теме «Лексикология и фразеология»

А 1. Лексика – это

1) раздел науки о языке, изучающий значение слова.

2) раздел науки о языке, изучающий слово как часть речи

3) раздел науки о языке, изучающий правописание слов

4) раздел науки о языке, изучающий образования слов

А 2. В каком словаре можно узнать значение слова?

1) в орфоэпическом словаре

2) в орфографическом словаре

3) в толковом словаре

4) в словообразовательном словаре

А 3. Какое выражение является верным?

1) К общеупотребительным словам относят ту лексику, которая знакома не всем людям, говорящим на данном языке.

2) К общеупотребительным словам относятся слова, известные большинству людей и употребляемые всеми.

3) К общеупотребительным словам относят лексику, связанную с особенностями работы той или иной специальности.

4) К общеупотребительным словам относят лексику, которая образовалась непосредственно в русском языке в разные периоды ее развития.

А 4. Найдите соответствия

1. Диалектизмы

А. Ланиты, перс, чело

2. Профессионализмы

Б. Спонсор, плейер, сериал

3. Историзмы

В. Гомеопатия, генезис, синтез

4. Архаизмы

Г. Вау, фан, комильфо

5. Неологизмы

Д. Буряк, кочет, векша

6. Жаргонизмы

Е. Поручик, кафтан, лакей

7. Экзотизмы

Ж. Нештяк, стукач, чувак

8. Варваризмы

З. Паста, пончо, сиеста

А 5. Найдите многозначное слово.

1) Адресат

2) Брюки

3) Гребень

4) Торт

А 6. Найдите омонимы

1) девичья коса – Куршская коса

2) гаечный ключ - газовый ключ

3) бархатный голос – бархатное платье

4) косметический крем – крем для рук

А 7. В каком варианте ответа используются антонимы?

А) День был августовский, знойный, томительно-скучный (А. П. Чехов).

Б) Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно.( М.Ю. Лермонтов)

В) Не было бы счастья, да несчастье помогло. (А.Н. Островский)

Г) Даже любовь Софьи, первая, нежная и розовая любовь, не удерживала его. (И. А. Гончаров)

1) АБ

2) БВ

3) АВ

4) ВГ

А 8. В каком предложении используются контекстные синонимы?

1) Уважение – это состояние, необходимое человеку при взаимодействии с окружающим миром и людьми.

2) Уважение проявляется в том, что я своим вниманием стараюсь охватить другого человека, чтобы понять его, ощутить в нем Божественное и взаимодействовать с ним адекватно.

3) Здесь необходимо проявить чуткость и внимательность, искренность и твердость.

4) Если таких людей будет много, то всё изменится вокруг: и наш город, и правительство, и страна.

А 9 . В каком предложении вместо слова ЗЕМЛЯНОЙ нужно употребить ЗЕМЛИСТЫЙ?

1) Оборонявшиеся соорудили ЗЕМЛЯНОЙ вал, чтобы противник не смог прорваться в крепость.

2) У больного был ЗЕМЛЯНОЙ цвет лица.

3) ЗЕМЛЯНЫЕ гряды покрылись первыми робкими всодами.

4) Этот ЗЕМЛЯНОЙ холм, по преданию, был насыпан воинами Чингисхана.

А 10. Найдите соответствия

А.Биться как рыба об лед

1.бесследно

Б. Как в воду канул

2. неожиданно

В. Как пить дать

3. напрасно

Г. Как снег на голову

4. точно

А 11. В каком предложении не нарушены лексические нормы, связанные со скрытой тавтологией

1) Студенты подарили ветерану памятный сувенир.

2) На предприятии много свободных вакансий.

3) Все небо было залито багровым светом.

4) Многие юноши являются патриотами своей Родины.

А 12. Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность

1) В свободное от занятий время студенты занимаются в кружках.

2) Проливной дождь превратил маленький ручей в бурлящий поток.

3) Этот забавный случай произошел пять лет тому назад.

4) Молодой архитектор разработал проект суперсовременной гостиницы.

А 13. Какой фразеологический оборот употреблен неверно ?

1) Цветухин не спускал глаз с Лизы.

2) После приезда Ольги жизнь стала у нас бить другим ключом.

3) Мы одержали победу в этом состязании.

4) Русские спортсмены приняли участие в олимпиаде.

А 14.Найдите предложения, в которых используется метонимия

А) Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь. (М. Исаковский)

Б) Листва берез висит, не шелохнувшись. (К. Паустовский)

В) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С.Пушкин)

Г) Перед нами высокие горы, поросшие редким лесом. (В.К.Арсеньев)

1) АГ

2) БГ

3) АВ

4) БВ

А 15. В предложении «Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать» ( Э. Рязанов) выделенное словосочетание является:

1) синекдохой

2) метафорой

3) оксюмороном

4) метонимией

Прочитайте текст и выполните задания В1-В5,С1

ПУТЯМИ ДОБРОТЫ

1)Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он невольно дает себе оценку.2) По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке - низкой или высокой.

3)Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. 4)Он ставит себе цель, достойную человека.

5)Только такая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. 6)Да, радость! 7)Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть? 8)Не тому помочь? 9)Но много ли людей не нуждаются в помощи?

10)Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. 11)Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.

12)Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть. 13)Надо иметь и принципы в жизни. 14)Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспоминать.

15)Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.

16)Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже… 17)Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку - лучше, чем врать.

18)Обманывая, человек, прежде всего, обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали.

19)Жизнь - прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым, творить просто добрую атмосферу вокруг себя. 20) Человек может принести с собой атмосферу подозрительности, какого-то тягостного молчания, а может внести сразу радость, свет. 21)Вот это и есть творчество.

(По Д.С.Лихачеву)

В 1. Определите тему и идею текста.

В 2. В предложениях 1-3 найдите антонимы. Выпишите их.

В 3.Среди предложений 19-21 найдите такое, где использовано противопоставление.

В 4. Среди предложений 5-11 найдите такие, которые содержат анафору.

В 5.Среди предложений 12-14 найдите предложение с лексическим повтором.

С 1. Напишите небольшое сочинение-рассуждение по прочитанному тексту, отвечая на следующий вопрос:

- Какие цели можно считать высокими?



Предварительный просмотр:

Морфемика и словообразование.

Вариант №1

1. В каком ряду все слова родственные?

1) родные, сородичи, род;

2) дразнить, дрожь, задрожал;

3) тихо, затишье, утешиться;

4) летний, полет, летчик.

2. В каком ряду во всех словах есть окончание?

1) тайком, бережком, творогом;

2) домишко, окно, четверо;

3) боа, чиста, черта;

4) ближе, раздумье, кафе.

3. В каком ряду все слова не имеют окончания?

1) дар, номер, навытяжку;

2) дрожь, здесь, четверо;

3) издалека, вновь, уж;

4) напрокат, цилиндр, вблизи.

4. В каком слове выделяются два окончания?

1) овощехранилище;

2) кого-нибудь;

3) шестьдесят;

4) платье-костюм.

5. В каком слове нет окончания?

1) плашмя;

2) сказала;

3) нашего;

4) вожатому.

6. В каком ряду во всех словах есть два корня?

1) самокат, кашевар, самолет, небезызвестный;

2) птицефабрика, нефтепровод, обезглавленный, пылесос;

3) мышеловка, пребогатый, сталевар, мореходка;

4) вездеход, водопад, древнерусский, домосед.

7. В каком ряду во всех словах выделяется приставка над-?

1) Надумала, надарить, надписать;

2) надводное, надгрызть, надземный;

3) надежный, надламывать, надкусанный;

4) надвинуть, надпись, надругаться.

8. В каком ряду во всех словах выделяется приставка под-?

1) Подворотня, неподготовленный, наподдал;

2) подготовить, подвинуться, неподкупный;

3) неподсудный, подливать, подарок;

4) переподготовить, подследственный, подбежали.

9. Какое из слов не является однокоренным?

1) потолковать;

2) толковый;

3) столковаться;

4) столетний.

10. В каком слове есть суффикс -чик-?

1) Пончик;

2) гостинчик;

3) перчик;

4) блинчик.

11. Укажите слово, которое образовано приставочным способом.

1) подлец

2) прибыть

3) книжка

4) временной

12. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочкевар — варить — ... — заварка?

1) вареный

2) переваренный

3) приварка

4) заварить

Морфемика и словообразование.

Вариант № 2

1. В каком ряду во всех словах выделяется приставка НАД -?

1) надпись, надуманный, надоедать

2) надрез, надомница, надувной

3) надломленный, надкусить, надсечка

4) надрубка, надрываться, надежность

 2. В каком ряду во всех словах выделяется приставка ЗА -?

1) заглохший, залежь, законный

2) загородный, задушевность, закатиться

3) заземленный, замшевый, заикаться

4) заквасить, занозить, закадычный

 3. Какое из слов не является однокоренным?

1) жевать

2) переживать

3) заживлять

4) животворный

4. В каком слове нет окончания?

1) заснул

2) ловкий

3) колибри

4) рисуешь

 5. Укажите способ образования слова мороженое (сущ.)

1) суффиксальный

2) сложение основ слов с соединительной гласной о

3) переход слова из одной части речи в другую

4) приставочно-суффиксальный

6. В каком ряду все слова не имеют окончания?

1) метро, номер, тут

2) накипь, кофе, четверо

3) короче, став, меню

4) фойе, самосвал, казино

 7. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом

1) пришкольный

2) зарница

3) товарищество

4) небольшой

 8. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочкебелый — белеть — ... — побелевший?

1) побелеть

2) набело

3) беляк

4) беленький

 9. В каком слове нет приставки?

1) погоня

2) подкова

3) посвист

4) подошва

 10. В каком ряду во всех словах есть только один корень?

1) перещеголять, недосказанный, перекрытие, приборостроение

2) служительница, выразительный, укрощение, сыроварня

3) напрыгался, окрыленный, пересказанный, уложенный

4) обогревать, беспредметный, отреставрировать, сбербанк

11. В каком слове есть окончание -о-?

1) засветло

2) налево

3) сильно

4) перо

12.Укажите слово, образованное способом сложения

1) МВД

2) странный

3) столовая (ложка)

4) разбиться

Ключ к тесту

1 вариант

1

2

3

4

1

4

2

4

4

4

2

4

2 вариант

3

2

1

3

3

3

1

1

4

3

4

1