Уроки и презентации

Чуб Оксана Викторовна

Урок по географии "Биосфера" 5 класс

Презентация по окружающему миру, 3 класс "Возникновение письменности"

Презентация по окружающему миру, 3 класс "Планеты солнечной системы"

Классный час,  1-4 класс "Права сказочных героев"

Классный час "По страницам Конституции Российской Федерации", 9-11 класс

Презентация "Путешествие -игра "Правила дорожного движения", 5-8 класс

Конспект урока "Регионы России. Урал", 5 класс

Конспект урока по окружающему миру "Система пищеварения", 3 класс

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План - конспект урока географии в 5 классе

Автор – ЧУБ ОКСАНА ВИКТОРОВНА,

учитель начальных классов

Синеутесовского филиала МАОУ «Спасская СОШ» Томского района

Тема: Биосфера на Земле

Место урока.

Изучение темы «Биосфера на Земле» входит в раздел «Сферы Земли» по программе «География»  И.И. Баринова, А.А.Плешакова.  На изучение этого раздела отводится 4 урока. Урок «Биосфера на Земле»  проводится последним  в разделе.

УМК «Школа России». Учебник И.И. Баринова, А.А.Плешаков. Н.И.Сонин «География. Начальный курс, 5 класс» Москва. Дрофа 2012 год

Цель  урока: Создание условий для формирования знаний учащихся о единстве географической оболочки Земли.

Задачи:

Предметные:

Познакомиться с понятием «биосфера».  

Метапредметные:

Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

Регулятивные УУД – формулировать задание, определять его цель, планировать алгоритм его решения.

Коммуникативные УУД – сотрудничать в совместном решении задачи.

Познавательные УУД – отбирать необходимую информацию для решения задач.

Личностные УУД -  формирование личностного смысла учения.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в парах, фронтальная работа.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, ЭОР (Естественно-научный образовательный портал www.en.edu.ru; единая Интернет-колллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)www.school-collection.edu.ru).

Структура  и ход  урока:

1.Мобилизующий этап.   (Слайд 1)          

                                                                             

(Приветствие учащихся, настраивание на урок. Проверка  готовности к уроку – внимание, желание получить новые знания. ).

- Здравствуйте ребята. Готовы ли  вы сегодня совершить еще одно увлекательное путешествие в мир географии. Для успешного путешествия нам необходимо желание получить новые знания и сотрудничество в совместном решении задач.

2.Самоопределение учащихся. ( Слайд 2).

                                                                                           

- Рассмотрите рисунок на слайде, объясните, что на нем изображено. С какими составными географической оболочке земли мы знакомы.

(Ответы детей – литосфера, гидросфера, атмосфера).

- Кратко охарактеризуйте каждую сферу Земли. (Ответы детей).

- На слайде у нас с вами изображена еще одна сфера Земли. Как вы думаете, что мы будем изучать  сегодня на уроке.    

(Дети самостоятельно ставят цель урока. Цель - узнать, что такое биосфера). (Слайд 3).

3. Момент осознания учеником недостаточности имеющихся знаний.

Проблемные вопросы урока:

- Как вы думаете «Что такое биосфера?». (ответы детей).

- Сколько видов живых существ есть в биосфере? (ответы детей).

- Как влияет биосфера на другие сферы Земли? (ответы детей).

- Сегодня в течение урока мы попытаемся ответить на поставленные вопросы. А поможет нам в этом наш друг учебник.

4. Решение учебной задачи.

 

- Откройте учебник с. 125, прочитайте пункт 1.

- Согласны ли вы с этим высказыванием. Докажите. (ответы детей).

- Запишите пожалуйста в карточке - памятке, определение  биосферы.            (дети работают в карточке). (Слайд 4).

- Как вы думаете, где впервые зародилась жизнь.  (ответы детей).                                    

         - Обратимся к учебнику и подтвердим свои высказывания с. 125 пункт 2.

- Жизнь возникла на земле около 3,5 млрд. лет назад в воде. Шло время, постепенно живые организмы вышли на сушу и стали ее осваивать. Многие ученые изучали и изучают до сих пор биосферу.

(Слайд 5).

- Посмотрите на слайд и скажите, знаете ли вы,  кто изображен на этой фотографии. (ответы детей).

- Чтобы найти правильный ответ обратимся к учебнику с. 127 прочитайте 1 абзац.

Работа с учебником (ответы детей).

- Запишите в карточку-памятку имя ученого В. И.Вернадский.

- Прочитайте 2 абзац текста и ответьте на вопрос  какая главная идея его учения. 

Работа с учебником.  (ответы детей).

- Запишите кратко его основные идеи. (Слайд 6).

(Слайд 7).

- В настоящее время в биосфере обитает несколько миллионов видов живых существ. Бактерии, растения, животные, грибы.

 (Слайд 8).

 

- Бактерий – множество разновидностей, которые живут в разных географических оболочках – литосфере, гидросфере и атмосфере.  Это самые маленькие живые организмы планеты. В карточке нарисуйте бактерии обитающие в разных сферах Земли.

Работа в карточках.

(Слайд 9).

 

- Ответьте на вопрос «Почему растения называют «легкими» Земли?» (ответы детей).

- Какие виды растений вы знаете? (ответы детей).

- В карточке запишите, какие виды обитают в литосфере, гидросфере.

 Работа в карточках.

(Слайд 10).

 

- На планете Земля обитает много видов животных. На какие виды они распределяются? (ответы детей).

- Запишите названия животных, обитающих в разных сферах Земли.

Работа в карточках.

(Слайд 11).

 

- Самыми загадочными живыми существами ученые считают – грибы. Их даже выделили в особый  вид живых организмов.

- Скажите, пожалуйста, какие грибы встречаются в нашей местности.

Физминутка.

5. Закрепление знаний. (Слайд 12). 

На уроке мы с вами узнали, что живые организмы биосферы обитают и в литосфере и в гидросфере и в атмосфере. Верхняя граница биосферы около 20 км, а нижняя более 1 км.

- А сейчас мы с вами вернемся к нашей карточке географические оболочки Земли. Обсудите в парах как взаимодействуют между собой  оболочки Земли, как влияют они друг на друга.

        Обсуждение в парах.

        Ответы детей.

(Слайд 13) 

- Деятельность человека влияет на природу. Вырубка лесов, распашка земель, осушение болот, загрязнение воздуха и воды приводит к изменению условий жизни живых организмов, а порой и к их исчезновению.

- Поэтому люди должны очень бережно относиться к природе. (Слайд 14).

6. Итог урока.

        - А теперь вернемся к началу урока. Какие цели мы с вами ставили? (ответы детей).

        - Удалось ли нам решить поставленные задачи? (ответы детей).

7. Оценивание.  (Слайд 15).

        - В течение урока мы с вами отвечали и обсуждали вопросы, делали выводы. На столе у меня лежит зеленая шапочка ученого. Кто по вашему мнению заслужил сегодня на уроке звание – «Лучший знаток биосферы».

8. Домашнее задание.

- Прочитать учебник с. 125-127. Повторить по карточкам памяткам географические оболочки земли. Подготовить сообщение об одном из видов биосферы: бактерии, грибы, животные, растения.

- Спасибо за урок.

- А сейчас я вам предлагаю посмотреть на наших меньших братьев, таких удивительных и милых.

(Звучит музыка + фото животных в режиме «показ слайдов»).



Подписи к слайдам:

Муниципальное автономное образовательное учреждение«Спасская СОШ» Томского района
Урок окружающего мира, 3 класс«Возникновение письменности»Автор Чуб Оксана Викторовна

Возникновение письменности
История письменности
В далекие времена в пещерах жили разные животные.Первобытные люди стали выгонять животных из пещер, чтобы жить самим.На стенах пещер они увидели какие-то таинственные знаки.Оказалось это были царапины, которые сделали медведи, когда точили свои когти об стены.С этой легенды начинается история возникновения письменности.
Сигналы
Канадские индейцы разводили костры, дым которых был виден далеко.В Африке известия передавались от одного поселения к другому дробью большого барабана – тамтама.В Европе при приближении опасности на холмах зажигались сигнальные костры.
Рисуночное письмо вождя индейцев
Из мешка он вынул краски,Всех цветов он вынул краскиИ на гладкой на берестеМного сделал тайных знаков,Дивных и фигур и знаков;Все они изображалиНаши мысли, наши речи.
Письменные знаки разных народов
На чем и как писали?
Острой палочкой на бересте.Иглой на пальмовых ветках.На глиняных табличках.На дощечках, покрытых воском.На медных листах.
Папирус -
Растение - вдвое выше человека, растет в Африке по берегам рек и озер.Середину растения резали на полосы, укладывали их друг на друга, прижимали тяжестью, сушили на солнце.Получались листы, которые склеивали в длинный свиток. Так появились книги - свитки.
Пергамент -
Делали из кожи коз, телят, овец.Кожу чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась желтой или белой.Несколько пергаментных листов составляли книгу.Одну книгу писали многие месяцы, а иногда и годы…
Возникновение письменности на Руси!
988 год крещения Руси князем Владимиром.Письменность на Руси широко распространилась после принятия христианства.
Почему славянская азбука называется кириллицей?
После принятия христианства славяне стали использовать вместо своих простейших знаков латинские и греческие буквы.Но это было не удобно, т.к эти буквы не могли передать всех особенностей славянской речи.
Кирилл и Мефодий
Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий
В славянской азбуке, было 38 букв.
Летопись Древней Руси.
Летопись – запись о событиях по годам (летам).Монах Нестор – первый русский летописец.«Повесть временных лет» - история всех славян и соседних народов.
Летописи Древней Руси
Летопись писалась от руки, гусиным пером.Художник рисовал заглавные буквы и орнамент.Краски делались на яичном желтке с добавлением натуральных красителей.
Первые книги
В средние века книги писались от руки на листах пергамента, соединенных в тетради.Чтобы листы не коробились, тетради сшивались вместе и заключали в деревянные крышки, обтянутые кожей или материей.
Первые рукописные книги
Первые печатные книги
1445 год Иоганн Гутенберг – изобрел книгопечатный станок.
Первая печатная книга России
В XVI веке во времена Ивана Грозного, в России появляется первая печатная книга «Апостол»
1 марта 1564 год
Печатный станок Ивана Федорова


Подписи к слайдам:

Окружающий мир 4 классУчитель Чуб Оксана Викторовна
Солнце - звезда
Солнце - раскаленный огненный шар
Солнце
Солнце
От температуры звезды зависит ее цвет
Красные звезды – «холодные»Желтые – горячие (Солнце)Белые – температура около 10 000 градусовГолубые – около 30 000 градусов
Планеты Солнечной системы
На этой планете очень жарко днем и холодно ночью. Поверхность планеты покрыта кратерами.

Меркурий
Вопрос. Как она называется?
Вторая планета от Солнца, такая же по величине, как и Земля. Всегда окутана облаками и ядовитыми газами.

Венера
Вопрос.Как называется эта планета?
Как называется обитаемая планета Солнечной системы?
Земля
Как называется спутник планеты Земля?
Луна
Эту планету называют красной, потому что в ее почве содержится много окислившегося железа.

Марс
Самая большая планета Солнечной системы. В нем бы уместилось больше 1000 планет с размером Земля. Эта планета – сгусток газа, у которой нет почвы.

Юпитер
Эту планету окружают кольца, которые состоят из частиц льда и и камней.
Сатурн
Уран
Самая маленькая планета Солнечной системы. Эта планета в 4 раза меньше планеты Земля.

Нептун
Наиболее удаленная планета от Солнца. Она покрыта льдом. Температура на планете – 210 градусов.

Плутон
Плутон


Подписи к слайдам:

Мужчины и женщины имеют право вступать в брак и создавать семью
«Сказка о царе
Салтане
»
Каждый работающий имеет право на справедливое вознаграждение
«Репка»
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина
«Три богатыря»
Все люди рождены свободными
и равными в своих правах
«
Морозко
»
Каждый в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать местожительства
«Лягушка путешественница
»
Каждый имеет право на труд, свободный выбор работы
«Сказка о рыбаке и рыбке» «Сказка о царе
Салтане
»
Каждый
имеет право на благоприятную окружающую среду
«Под грибком»
Автор Чуб Оксана Викторовна
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Спасская СОШ» Томского района
Права и обязанности сказочных героев
Классный час 1-2 классы
Каждый
имеет
право на медицинскую помощь
«Доктор Айболит
»
Каждый имеет право на неприкосновенность жилища
«
Чипполино
»
Каждый имеет право на досуг
и участие в культурной жизни
«Белоснежка и семь гномов»
Никто
не должен содержаться
в рабстве или подневольном состоянии
«Буратино»
Никто не имеет право содержать человека в неволе
«
Чипполино
»
Каждый имеет право на отдых
«Белоснежка и семь гномов»
Каждый
имеет право
на личную
неприкосновенность,
жизнь
и свободу
«Красная шапочка»
Каждый имеет право на свободу мирных собраний
«Белоснежка и семь гномов»
Каждый имеет право
на образование
«Буратино»


Подписи к слайдам:

Ст. 15
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и применяется на всей территории РФ.
Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ
Глава 4.
Президент РФ
Ст. 80
Президент РФ является
главой государства и
является гарантом
Конституции РФ, прав
и свобод человека
и гражданина
Ст. 114
Правительство РФ:
Обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной, денежной политики, а т.ж. в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности..
Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод гражданина…

МЫ, МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ НАРОД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
соединенные общей судьбой на своей земле,
исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,
чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству,
стремясь обеспечить благополучие и процветание России,
исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями
ПРИНИМАЕМ
КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ст. 125
Конституционный Суд РФ
рассматривает жалобы
на нарушение конституционных прав и свобод гражданина.
Ст. 126
Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по
гражданским, уголовным, административным и иным
делам.
Ст. 127
Высший Арбитражный суд судебный орган по разрешению
экономических споров.
Ст. 11
Государственную власть
в Российской Федерации осуществляют
Президент,
Федеральное собрание,
Правительство РФ
Ст. 76
По предметам
ведения РФ
принимаются
Федеральные
законы, имеющие
действие на всей
Территории
России
Ст. 113
Председатель Правительства РФ в соответствии с
Конституцией РФ Федеральными законами и
указами Президента определяет
основные направления деятельности
Правительства РФ
Автор Чуб Оксана Викторовна
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Спасская СОШ» Томского района
По страницам
Конституции Российской Федерации
Классный час 9-11 классы
Глава 6.
Правительство РФ
Ст. 110
Исполнительную
власть РФ
осуществляет
Правительство РФ
Ст. 119
Судьями могут быть гражда
н
е РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы не менее 5 лет по профессии.
Ст. 120
Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и Федеральному закону
Ст. 7
Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека
Ст. 70
Государственные:

флаг,
герб
и гимн
символы России
Конституция
Российской Федерации – основной закон каждого
гражданина
страны
Ст. 2

Человек, его права и свободы являются
высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав
и свобод человека и гражданина –
обязанность государства
ст. 102
К ведению Совета Федерации относятся:
Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
Назначение выборов Президента РФ.
Назначение на должность судей Конституционного суда, Генерального прокурора РФ.
Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией РФ…
Ст. 105
Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов
Глава 9.
Конституционные поправки и пересмотр Конституции
Ст. 134
Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, законодательные органы субъектов РФ…
Ст. 135
При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей. Принявших участие в голосовании…
Глава 3
. Федеративное устройство
Ст. 67
Российская Федерация состоит из республик,
краев,
областей,
городов –
равноправных субъектов РФ
Глава 7.
Судебная власть
Ст. 118
Правосудие в РФ
осуществляется
только судом.
Судебная власть
осуществляется
посредством конституционного,
гражданского, административного и
уголовного судопроизводства
Глава 1
.
Основы Конституционного строя
Ст. 1
Российская Федерация

Демократическое Федеративное
правовое государство
с республиканской формой правления
Глава 2

Права и свободы человека и гражданина
Ст. 17
В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц
Ст. 23
Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени
Глава 5.
Федеральное собрание
Ст. 94
Федеральное собрание – является представительным и законодательным органом РФ
Ст. 95
Федеральное собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы
Глава 8.
Местное самоуправление
Ст. 131
Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях.
Ст. 132
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. Осуществляют охрану общественного порядка ……


Подписи к слайдам:

3.
 
Из истории Томска


1905 г., 1912 г., 1888 г., 1935 г., 1961 г., 1980 г,
14 ноября 1944 г., 1927 г., 1967 г., 1928 г.,
70-ые годы., 1949 г.
 
Томская Городская Дума удовлетворила заявление мещанки Раисы
Слосман
об устройстве дилижансов для перевозки пассажиров.
А
.
Пешеходам запрещается переходить улицу.
Пешеходы, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны закончить переход или остановиться на середине проезжей части или на "островке безопасности".
Этот сигнал соответствует желтому сигналу светофора…
5.
По улицам Томска!
10.



что такое

перекресток
?
2.
К каким видам дорожных знаков относятся данные дорожные знаки?
А
Б
В
Д
Е
Г
Пешеходам разрешается переходить проезжую часть.
Для пешеходов этот сигнал регулировщика равен зеленому сигналу светофора…
4
.
9
.
По улицам Томска!


Классный час - игра
Учитель начальных классов Чуб Оксана Викторовна
Дорожный
эрудит
По улицам Томска!
8
.
Дорожные знаки!
Регулировщик на дороге!
Какие виды перекрестков
Вы еще знаете?
1
.
СОБЕРИ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
Вставлять с пути.
Встретиться на тормозах.
Давать задний ход.
Идти палки в колеса.
Сесть по своей дороге.
Сбиться не в свои сани.
Спускать на узкой дорожке.
7
.
1905 г., 1912 г., 1888 г.,
1935 г., 1961 г., 1980 г,
14 ноября 1944 г., 1927 г., 1967 г., 1928 г.,
70-ые годы, 1949 г.
Открыто
троллейбусное движение в Томске.
Зарождение движения ЮИД
 
Установлен первый светофор
для пешеходов с ослабленным зрением и слепых
Д.
В
.
Г.
Логотипы автомобилей
11.

Г.

А.

Б
.

В.

Д.

Е.

Какой перекресток изображен на картинке
1905 г., 1912 г., 1888 г.,
1935 г., 1961 г., 1980 г,
14 ноября 1944 г., 1927 г., 1967 г., 1928 г.,
70-ые годы, 1949 г.
Создание в Томске отделения регулирования уличного движения (ОРУД)
 
Установлены первые 4 светофора в Томске
 
Б.
В
.
Пешеходам переходить улицу запрещается.
Движение всех транспортных средств запрещается.
6
.


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 классе

 по теме: «Регионы России. Урал».

В современных условиях для решения проблемы воспитания и развития личности недостаточно передать ученику готовые знания. Необходима самостоятельность и в обучении и воспитании. Для самостоятельного овладения знаниями следует сформировать способность к открытиям нового в известном, содействовать превращению этой способности учащихся в норму, в инструмент свершений во всех сферах человеческой деятельности. Данный урок отвечает требованиям ФГОС второго поколения.

 Место урока

Изучение темы «Регионы России. Урал» входит в раздел «Путешествие по России» по программе «Окружающий мир» А.А Плешакова. На изучение этого раздела отводится 7 уроков. Урок «Регионы России. Урал» проводится третьим в разделе.

 Цель урока

Сформировать представление о регионе России  - Урал.

 Задачи урока

Предметные:

Познакомить с географическим положением региона, климатическими условиями,  разнообразии животного и растительного мира Урала.

Метапредметные:

Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

РУУД – формулировать задание, определять его цель, планировать алгоритм его решения.

КУУД – сотрудничать в совместном решении задачи.

ПУУД – отбирать необходимую информацию для решения задач.

ЛУУД -  формирование личностного смысла учения.

Характеристика урока.

Методы обучения: подводящий диалог, проблемный, деятельностный.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Этапы урока:

  1. Организационный момент.  Вхождение в урок.
  2. Актуализация знаний (домик знаний).
  3. Создание проблемной ситуации (компетентностная задача).
  4. Постановка учебной цели  (составление плана действий).
  5. Решение учебной задачи (индивидуальная работа, работа в парах).
  6. Физкультминутка.
  7. Закрепление знаний (выступление ученых).
  8. Итог урока. Рефлексия.
  9. Творческое домашнее задание.

Оборудование: физическая карта России, контурная карта России, компетентностная задача, энциклопедии.

Структура урока  по теме: «Регионы России. Урал».

  1. Организационный момент. Вхождение в урок.

Учитель в очередной раз приглашает ребят совершить путешествие по России, для того, чтобы сделать новые открытия.

  1. Актуализация знаний. (домик знаний)

Во время этапа актуализации знаний учитель проводит опрос по домашнему заданию. Домик знаний служит для детей опорной схемой при опросе.

  1. Создание проблемной ситуации.(компетентностная задача).

На контурную карту России надо нарисовать регион Урал и записать на нем географические объекты, а так же решить компетентностную задачу.

  1. Постановка учебной цели. (составление плана действий)

Необходимо  изучит дополнительную информацию по данному региону. Составление плана действий для решения данной цели. (проговорить каждый этап плана).

  1. Решение учебной задачи.

        Чтение дополнительной информации по региону (индивидуальная работа). Решение компетентностной задачи (обсуждение в парах).

  1. Физкультминутка.

  1. Закрепление знаний. (выступление ученых).

        При закреплении знаний дети выбирают себе роль ученого и выступают перед детьми.

  1. Итог урока. Рефлексия.

        Цель урока успешно решена. Пути решения к цели.

  1. Творческое домашнее задание.

Выполнить задание 8. Нарисовать, как выглядит склон Уральских гор.

Учитель начальных классов Чуб Оксана Викторовна,

первая квалификационная категория .



Предварительный просмотр:

Региональный конкурс методических разработок  «Современный урок в начальной школе»

ФИО учителя Чуб Оксана Викторовна.

Район, школа Томский район,  Синеутесовский филиал МАОУ «Спасская СОШ» Томского района.

Класс 3 класс.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Тема:  «Организм человека. Пищеварительная система» .

Цель урока:  Формирование первоначального представления о питании и пищеварительной системе человека.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,
  • осознание ответственности ученика за общее благополучие своего здоровья.

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками и взаимодействие в учебной деятельности,
  • принимать и сохранять  заданную учебную цель,
  • учитывать,  выделенные учителем,  ориентиры действия в учебном материале,
  • формировать адекватную самооценку,

Познавательные УУД:

  • поиск и выделение необходимой информации и понимание прочитанного,
  • осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,
  • обобщать полученные знания,
  • осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:

  • слушать собеседника и умение договариваться,
  • контролировать действия партнёра,
  • эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.

Предметные:

  • формировать знания о пищеварительной системы, о механизме обработки пищи, о возможных заболеваниях органов пищеварения,
  • формировать представление о составе продуктов, о компонентах пищи и их значении для человека,
  • воспитывать разумное отношение к правильному питанию, чистоплотность, прививать гигиенические навыки по уходу за органами пищеварения.

Формы работы учащихся – индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа, выполнение тестовых заданий, взаимопроверка,  методы обучения - интерактивный,  деятельностный,  игровой,  здоровьесберегающий.

Необходимое техническое оборудование: ПК, проектор, средства доски  SMART Board, рабочая тетрадь на печатной основе,  карточки с заданиями, с тестами.

Использованная литература: учебник для 3 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова, рабочая тетрадь на печатной основе,  поурочный разработки к учебнику А.А, Плешаков – 3 класс, Интернет страница – Википендия - http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница, Единая Интернет-колллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)www.school-collection.edu.ru, презентация Microsoft PowerPoint «Наше питание. Органы пищеварения», (письмо от Незнайки, этикетки продуктов питания, карточки с заданиями, тесты)

Методическая разработка урока по окружающему миру, 3 класс, УМК «Школа России»

базовый учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир, 3 класс». Москва. «Просвещение», 2012 год

Этапы урока

Задача – результат

каждого этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД, формируемые на каждом этапе

Организацион-ный момент

Создание эмоционального фона урока.

Вводная беседа, настрой на доброжелательное общение друг с другом. 

Ребята, давайте улыбнемся друг другу, гостям. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Пусть вам помогут ваши сообразительность и те знания, которые вы уже приобрели.

Взаимопроверка готовности к уроку.

Включение учащихся в деятельность  на личностно-значимом уровне.

Проверка домашнего задания

Повторение изученного материала.

Проверка домашнего задания.

Мы начнем урок с приятного момента – каждый из вас сможет сам себя оценить, а заодно и проверить свои знания по предыдущим темам. И, конечно, унести в дневниках заслуженную отметку  за домашнее задание «5» . Выберите  нужный вариант ответа и запишите букву:

Индивидуальная работа,

тестовый опрос  учащихся,

оценивание результатов.

Приложение 2.

Осуществлять учебно-познавательный интерес  к обучению в школе.

3.

Актуализация знаний

Опора на знакомый материал для открытия новых знаний.  

Включение детей в обсуждение.

В настоящее время очень распространенными стали переломы костей у детей. Упал, запнулся – перелом, ударил нечаянно рукой о стену – перелом, поймал неудачно мяч на прогулке – опять перелом. Что же происходит? Как вы думаете,  что способствует созданию такой, весьма печальной,  современной ситуации? (Ответы детей).

Действительно, изменилась пища, правильнее сказать - поменялся рацион питания современных людей.

Дома вы должны были записать названия продуктов, которые употребляла ваша семья в течение недели. Давайте обсудим ваши записи. (Ответы детей).

Обсуждение о том, какие продукты их семья употребляла в течение недели.

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

4.

Целеполагание и мотивация на изучение нового материала

Принятие учебно-познавательной задачи. Готовность к активной деятельности.

О  некоторых  продуктах вы разошлись во мнении – одни считают их вкусными, а другим эти же продукты совсем не нравятся. Как говорится, «на вкус и цвет товарищей нет». Но, как, же понять, полезен продукт или нет? Куда девается пища, которую мы едим? (Постановка целей урока детьми).

Конечно же,  мы с вами будем сегодня говорить на уроке о питании и о системе пищеварения.

Постановка целей урока.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

5.

Открытие новых знаний

Работа

с мультимедийн-ой презентацией

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.

Рассказ о необходимости питания.

Презентация, слайды № 2-5

Все живые существа питаются. Растения питаются корнями - всасывают из почвы воду с растворенными солями. Животные питаются  растениями и другими животными. Человеку нужна пища – как бензин машине. Питательные вещества необходимые для поддержания жизни и работы организма. Может ли человек обходиться без пищи? Сколько времени? Расскажите о своих ощущениях, когда вы хотите кушать, что вы чувствуете?

(слайд 2,3) Правильно, когда человек не ест, он испытывает чувство голода, слабость, усталость. При длительном голодании человек слабеет, через 2-3 дня начнутся «голодные»  обмороки, а через 10-15 дней он умрет. Сколько раз в день должен есть человек? (4 раза: завтрак, обед, полдник, ужин). Какую пищу должен употреблять человек? (нужно употреблять разнообразную пищу).

Перед вами набор продуктов разделите их на 2 группы. (на пищу растительного и животного происхождения)

(слайд 4,5) Ребята, а теперь я предлагаю вам игру.  На доске расположены картинки с продуктами.  Вам нужно распределить их по корзинам. 1 группа в  корзину сложит продукты, которые можно назвать полезными, 2 группа – неполезные, вредные. 3 группа сложит вкусные продукты, которые вам нравятся.

Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Посмотрите, какой вывод можно сделать? (Ответы детей).

Но как, же понять, полез продукт или нет? Пользу продуктов определяют питательные вещества, которые содержать в них. Давайте узнаем, какие же это вещества и какую роль они играют.

Что такое белки и для чего они нужны, расскажет Саша.

Итак, мы с вами узнали об основных веществах, которые нужны для роста и развития нашего организма, они являются строительным материалом. Но ни один продукт не даст всех  питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья, для этого нам нужны разные питательные вещества, значит пища, которую мы употребляем, должна быть разнообразной.

Сейчас вам предстоит провести практическую работу, для того чтобы узнать в каких продуктах самое высокой содержание белков, жиров и углеводов.

У вас на столах есть упаковки различных продуктов. На них указано, какие питательные вещества и в каком количестве содержаться. Изучите эти этикетки, а результаты исследования занесите в таблицу.

Рассказ о питательных веществах в продуктах. (белки, жиры, углеводы, витамины)

Презентация, слайды № 6-9

Саша (слайд 6) Белки - вещества, как кирпичики для строительства дома, нужные для роста и развития организма. Ими богаты творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль. Человеку необходимо 100 грамм белков в сутки.

(Вероника). Что такое жиры? В каких продуктах они содержатся?

(слайд 7) Жиры - вещества, как крыша для нашего домика. Обеспечивают организм энергией. Но избыточное употребление жиров приводит к их отложению во внутренних органах. Жир затрудняет работу мыщц и это вредно. Поэтому их нужно меньше, чем кирпичиков. Жира содержать в сливочном и растительном масле, сметане, молоке и маслянистых растениях, кукурузы, подсолнечника.

(Максим). Что такое углеводы? И в каких продуктах они содержатся?

(слайд 8) Углеводы -  вещества и двери в нашем домике. Главные поставщики энергии. Мы их получаем в виде крахмала и сахара. Они помогают вырабатывать энергию. Содержатся в хлебе, крупах, картофеле, макаронах.

(слайд 9) (Ксюша). Что должно быть в продуктах, чтобы мы были здоровыми? (Витамины). Знаете ли вы, что означает слово «витамин»? Слово «витамин» придумал американский ученый Казимир Функ. Он выяснил, что вещество «амин», содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо человеку. Соединив латинское слово vita «жизнь» со словом «амин», получилось слово «витамин». Витамин – источник жизни. Витамины - содержаться в овощах, фруктах и ягодах.

Витамин С – это самый важный витамин, он помогает человеку бороться с различными болезнями. Содержится в лимонах, землянике, яблоках, капусте, луке.

Практическая работа.

Заполнение таблицы.

Анализ результатов таблицы.

Вывод, какие продукты богаты белками, жирами, углеводами.

Приложение 5.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Формировать представление о составе продуктов, о компонентах пищи и их значении для человека.

Поиск и выделение необходимой  информации.

6.

Физминутка зрительная

Снятие зрительного и эмоционального напряжения.

Проведение зрительной физминутки.

Эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.

7.

Создание проблемной ситуации

Возникновение и решение проблемной ситуации

Открытие электронной почты.

Чтение письма от Незнайки из больницы.

Ребята, сегодня нам на электронную почту пришло письмо от Незнайки. Он очень хотел попасть к нам на урок, но не смог. Давайте узнаем почему.

«Здравствуйте, друзья! Своё письмо я пишу из больницы. Что-то случилось с моим здоровьем.  Вроде бы ничего такого не делал. Встал к обеду, поел чипсов и кириешек, запил все газировкой. Бегал целый день по улице, а когда пришел поздно вечером домой плотно поел и лег спать. Проснулся в глазах звездочки, в животе колит. Надеюсь, скоро я буду здоров и буду как всегда с вами». Ваш Незнайка.

                Ребята, как вы думаете, почему Незнайка попал в больницу?

Давайте поможем составить памятку правильного питания  для Незнайки.

Практическая часть.

Работа в парах.

Составление памятки правильного питания.(Ответы детей).

Практическая часть (в парах). Выбрать нужное  и составить правила питания. Устно объяснить, почему надо делать так, а не иначе.

  1. Нужно стараться есть разнообразную пищу.
  2. Если хочешь - ешь пельмени хоть целый месяц.
  3. В твоем рационе должно быть как можно больше  булочек  и сладостей.
  4. Мучного и сладкого надо есть поменьше.
  5. Не надо есть много жареного, копченого, соленого, острого.
  6. Нужно стараться есть в одно и то же время.
  7. Жареная, копченая, соленая, острая пища может быть вкусной. Ешь её побольше.
  8. Кушать надо тогда, когда проголодался.
  9. Утром перед школой надо обязательно завтракать.
  10. Перед школой утром лучше поспи подольше. Ничего, что позавтракать не успел, зато выспался.
  11. Ужинать надо не позже, чем за 2 часа до сна.
  12. Перед сном покушай плотно.

Взаимодействовать со сверстниками в учебном процессе.

Контролировать действие партнера.

Строить речевое высказывание.

Воспитывать разумное отношение к правильному питанию, чистоплотность, прививать гигиенические навыки по уходу за органами пищеварения.

8.

Открытие нового знания

Работа с текстом учебника

Формирование умения обобщать и анализировать информацию

Сравнить наш организм можно со сложной машиной. Кожа – это обшивка, кости – каркас, мышцы – движущиеся части. Но никакая машина не может работать без бензина. Мы тоже должны «заправляться топливом», чтобы наши клетки не погибли. Чтобы получить из еды энергию, необходимо, чтобы пища, съеденная нами, была переварена. Давайте проследим путь пищи в нашем организме.

Рот - это «вход» в пищеварительную систему. В нём и начинается работа над пищей. Сейчас мы будем работать в группах. 1 группа читает информацию о «Значении зубов», 2 группа – «Значение слюнных желез», 3 группа – «Строение языка».

Работа с учебником в группах.

Представление  своей информации  учащимся класса.

Поиск и выделение необходимой информации.

Понимание прочитанного.

Умение слушать собеседника и договариваться.

9.

Физминутка двигательная

Снятие эмоционального напряжения.

Проведение двигательной физминутки.

Эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.

10.

Открытие новых знаний .

Просмотр  видеофильма  

Восприятие, осмысление и запоминание знаний в объекте изучения.

Просмотр  видеофильма  http://www.youtube.com/watch?v=LzPI2ovLxWY0

А что же дальше происходит с пищей. Сейчас мы с вами посмотрим видеофильм о работе пищеварительной системы человека. Если у вас возникнут вопросы их можно задать после окончания фильма.

Просмотр видеофильма.

Выполнение задания. 

Вставить слова в предложения.

Самые твёрдые детали нашего организма…       ……… (Зубы) 

То, что помогает нам чувствовать вкус продукта…… (Вкус)

То, чем мы проглатываем пищу…         …. (Глотка)

Мускулистая трубка, по которой проходит пища…….. (Пищевод)

Главный отдел пищеварительной системы………. (Желудок)

Следующий за ним отдел………. (Кишечник)

Поддержка учебно- познавательного интереса к новому учебному материалу.

Формировать знания о пищеварительной системы, о механизме обработки пищи.

11.

Проверка усвоения новых знаний.

Формирование целостной системы знаний по теме.

Ребята,  а теперь дайте еще раз вспомним, какой путь проходит пища в организме человека. Откройте тетради на стр. 62, задание 3. Укажите стрелками части пищеварительной системы. Взаимопроверка выполнения работы. Оценивание.

Выполнение тестовой работы. Вставить слова в предложения.

Указать органы пищеварительной системы.

Взаимопроверка.

Обобщать полученные знания.

Делать выводы и рассуждать

12.

Домашнее задание

Составление и оформление меню правильного питания и режима питания.

Установка на творческое выполнение задания. 

А сейчас мы посмотрим, как вы усвоили все то, о чем мы говорили на уроке.

Тот, кто решил, что о своем здоровье надо заботиться и питаться так, чтобы организм получал только пользу – прикрепите серьезного смайлика.

А тот, кто решил, что все, что хочется, то и полезно, а о здоровье можно подумать завтра – прикрепите смеющийся смайлик.

Молодцы! Я вижу, что вы все усвоили правила здорового питания. Я благодарю Вас за урок!

Запись задания.

Умение принимать учебное задание.

13.

Рефлексия

Анализ и оценка успешности достижения цели

Высказывание детей.

Самооценка уровня полученных знаний.

Формирование адекватной самооценки.


В современных условиях для решения проблемы воспитания и развития личности необходима самостоятельность и в обучении и воспитании. Для самостоятельного овладения знаниями следует сформировать способность к открытиям нового в известном. Урок приобретает поисковый характер.

На уроке формируются не только предметные знания, но и познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные УУД. Дети не только получают готовые знания, а сами учатся находить их в различном учебном материале.

Особенностью урока является чередование работы учащихся под непосредственным руководством учителя, работы с учителем и самостоятельной работой учащихся.        

Благодаря использованию ИКТ на протяжении всего урока удаётся сохранить не только интерес к изучаемому материалу, но и работоспособность учащихся. У детей развивается наглядно-образное мышление, интерес к систематизации.

        Урок - здоровьесберегающий, обучающий,  личностно-ориентированный, воспитывающий. Используя на уроке различные формы работы с детьми: индивидуальную, работу в парах, работу в группах, можно добиться условий для осуществления учебно-познавательного интереса  к обучению в школе.

Приложение 2. Тест домашнее задание

Зачем нужно знать свой организм?

         К) чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться;

        Л) чтобы умело использовать свои возможности;

        О) чтобы сохранять и укреплять своё здоровье. 

Как называется способность человека чувствовать    прикосновения, боль, тепло и холод?

        Т) осязанием;

        Ю) обонянием;

        П) вкусом.

Какую роль играет жир, который выделяет кожа?

        А) жир делает кожу крепкой и сильной;

        Л) жир делает кожу мягкой и упругой;

        М) жир делает кожу ловкой и стройной.

Какие предметы ухода за кожей указаны правильно?

        Е) зубная щетка, зубная паста, жевательная резинка;

        И) мочалка, мыло, полотенце, крем;

        В) мыло, зубная щетка, расчёска.

Какова роль скелета?

        Ч) скелет является опорой тела;

        У) скелет защищает внутренние органы от повреждений;

        Ж) сокращаясь и расслабляясь, скелет приводит в движение мышцы.

Назови орган, расположенный внутри черепа .

        Б) почки;

        Ф) селезенка;

        Н) головной мозг.

От чего зависит осанка человека?

       К) от связок и сухожилий;

       О) от скелета и мышц;

       М) от хрящей и костей.

Итак, подведем итог - те дети, которые по результатам теста получили слово «ОТЛИЧНО», могут смело нести заслуженную пятёрку домой.

Приложение 5

Записать количество белков, жиров и углеводов на этикетках.

Наименование продукта

белки

жиры

углеводы