Методические разработки
Для эффективной работы с воспитанниками каждый педагог проявляет свое творчество. Для этого разрабатывает конспекты мероприятий, интересные учебно-методические пособия, картотеки дидактических игр и т.д. На этой страничке размещены мои методические разработки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по образовательной области «Художественное творчество»
в подготовительной к школе группе
Столбовой Светланы Николаевны,
инструктора по труду
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада «Чебурашка»
г. Когалым, 2014
Тема: «В мире народного декоративно – прикладного искусства»
Цель: закрепить умение создавать узоры по мотивам декоративно – прикладного искусства.
Программное содержание:
- Закреплять знания детей о декоративно – прикладном искусстве (гжель, хохлома, городец, дымка).
- Формировать умение выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства (гжель, хохлома, городец, дымка).
- Закреплять умение создавать узоры по мотивам декоративно – прикладного искусства.
- Упражнять в приёмах рисования кистью (всем ворсом, концом кисти, прикладыванием), совершенствовать плавные и слитные движения.
- Развивать чувство цвета при составлении узора из нескольких элементов.
- Развивать чувство композиции, воображение, декоративное творчество детей.
- Воспитывать интерес к декоративно – прикладному искусству.
Материал: деревянные куколки, гуашь, кисти: мягкая №2, щетинная №4; презентация на тему: «В мире декоративно – прикладного искусства»; предметы и игрушки декоративно – прикладного искусства (гжель, хохлома, дымка, городец); схемы для орнаментального хоровода.
Словарная работа: активизация словаря словами, обозначающими народные промыслы, элементы народных промыслов; подбор прилагательных к словам гжель, хохлома, дымка, городец.
Предварительная работа: знакомство с изделиями народных промыслов: Дымки, Хохломы, Гжели, Городец, рассматривание альбомов по декоративно-прикладному искусству, чтение книги Сурьяновой Н. «Синие цветы Гжели», В.Круприн «В Дымковской слободе», Е. Остеров «Краса ненаглядная», А.Рогов «Городецкие кони», лепка и расписывание предметов и игрушек по мотивам народных промыслов, дидактическая игра «Составь узор», разучивание стихотворений, частушек.
Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Методы и приёмы:
- наглядный: рассматривание предметов и игрушек декоративно – прикладного искусства (гжель, хохлома, городец, дымка); просмотр презентации «В мире декоративно – прикладного искусства»;
- словесный: беседа о народных промыслах, художественное слово – чтение стихотворений: «Деревенька Гжель»; «Есть в России уголок…»; «Стоит на Волге город древний…»; пословицы, поговорки;
- игровой: игра «Придумай узор»; танцевальные упражнения с куколками по схемам орнаментального хоровода.
- практический: самостоятельная деятельность детей – роспись деревянных куколок.
Предполагаемые результаты: имеют знания о народных промыслах; умеют создавать композиции на объемных фигурах по мотивам росписей народных промыслов, согласовывать движения орнаментального хоровода со схематическим изображением.
Ход образовательной деятельности:
(Организационный момент. Педагог приглашает детей в гости к сказке.)
Много сказок есть на свете
Всех их вам не перечесть.
Много сказок есть хороших,
Но и злые тоже есть.
Я хочу иную сказку рассказать вам всем, друзья,
Сказку – быль, а может, просто это выдумка моя.
В некотором царстве, в некотором государстве трава – мурава растёт, высокая да шелковистая. Терема стоят сказочные, слышится шум мельничных крыльев, да звон колоколов. Живёт здесь весёлый да умелый мастеровой народ.
А вот и плотник на все руки работник, всё умеет делать. Работает, как умеет, как мера да красота подсказывает. В доме всё его руками сработано посуда, полки да туеса, стол резной да лавки с прялкой.
Была у плотника жена.
- Чем она занималась? А чем обычно в сказках занимаются? Ткала да пряла, а какие кружева вязать умеет.
И были у них ребятишки весёлые да озорные. Любили они играть куколками, которые им отец из дерева вытачивал (показ куколки). Да вот беда не знает он что нужно сделать , чтобы они были красивыми да нарядными.
- Как вы думаете, чем мы можем помочь ему? А как разрисовать, какими узорами?
Давайте вместе с мастером отправимся в небольшое путешествие посмотреть мастерство других людей
Деревня в Подмосковье прославилась,
теперь
Известно всем в народе ее названье —
Гжель.
- Посмотрите, какую замечательную посуду здесь делают. Не смотрите, что только два цвета. Этими двумя цветами целый мир можно изобразить.
- Какие два цвета используются для росписи?
- Как называется эта роспись?
- Какие элементы росписи вы можете выделить? Ох, и правда хороша посуда в Гжели! Посмотреть на такое сине-белое чудо одно удовольствие. Какими словами можно сказать про роспись, она какая? (незабудковая, васильковая, бело – синяя, сказочная, небесная).
В деревне Семёново-
В русском краю,
Стояли избушки
Там в бытность свою...
Там сказка вплеталась
В ковши и дома.
Вот так зарождалась
У нас хохлома.
Посмотрите, какая здесь краса ненаглядная – деревянная миска – уточка с двенадцатью черпаками, ложки, чаши. Глаз отвести невозможно. Вся посуда огнём горит. Линии здесь плавные да большие, пространство между ними широкое.
-Найдите цвет, который символизирует огонь (красный); цвет, который символизирует свет, солнце, богатство (золотой); а теперь найдите цвет, на котором великолепно смотрятся все яркие цвета и он символизирует торжественность (черный).
- Как называется эта роспись?
-Какими элементами расписываются хохломские изделия?
-Как можно сказать про хохломскую роспись, какая она? (солнечная, золотистая, волшебная, красноликая, причудливая, ненаглядная).
Да… Не то дорого, что из чистого золота, а то дорого, что мастера доброго.
(Слышится музыка, песни и непрерывный заливистый свист.)
- Как вы думаете, как называется село, где слышится и свист, и песни, и музыка?
Кто хоть раз попал туда –
Не забудет никогда,
Вспомнит – улыбнётся.
Знаменита деревушка
Яркой, глиняной игрушкой.
Самой известной дымковской игрушкой была женская фигура – «Барышня водоноска» и «Девушка в кокошнике». Они носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, желтые кофты и малиновые кокошники, на шее были бусы. Наряды их были неповторимы а узоры просты, цвета яркие и сочные.
- Где расположен узор на дымковской игрушке?
- Назовите элемент узора, который обозначает солнце? (круг)
- Назовите элемент узора, который обозначает воду? (волнистая линия)
- Назовите материал, который используют для лепки игрушек? (глина)
- Назовите элемент узора, который обозначает дорогу? (прямая линия)
- Назовите элемент узора, который обозначает звёзды? (точка)
- Как же называется эта роспись?
Стоит на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славиться по всей России
Своей росписью, творец.
- Как же называется такая роспись?
Раньше были лишь прялочные донца, а теперь стулья и столы качалки, хлебницы и разделочные доски, шкафы и детские игрушки. О конях и говорить нечего, только тут они такие гордые да тонконогие. Цветы райские и птицы волшебные.
Можешь цвет найти любой:
Синий, желтый, голубой.
Нарисуем кистью ловко,
Для цветов два (подмалевка).
А затем наносим ловко
Тонкой кистью мы (тенёвку)
После замысел свой смелый,
Оживим мы краской (белой).
- Скажите, как называются эти дивные цветы в городецкой росписи?
- Мы рассмотрели много разных видов росписи, какие? А теперь я предлагаю вам используя элементы этих росписей, придумать свои узоры и расположить их на силуэтах сарафанов.
Игра «Придумай узор»
Практическая деятельность детей.
Делу время, а потехе час. Давайте и мы с вами к работе приступим. Внимательно посмотрите на куколок, какого цвета на них сарафаны и подумайте, какая же роспись подойдет (дети взяли куклы).
Покажите кукол, к которым подходит гжельская (хохломская, городецкая, дымковская) роспись. Почему? Приступайте к работе.
Анализ детских работ.
В заключении дети рассказывают о своей работе по плану:
- Название росписи;
- Какие элементы узора использовали;
- Как расположен узор.
В заключении дети выполняют танцевальные упражнения с куколками по схемам орнаментального хоровода.
Предварительный просмотр:
Конкурс рисунка «В гостях у сказки»
Цель конкурса – развитие художественных способностей дошкольников, выявление талантливых детей дошкольного возраста.
Задачи конкурса:
- развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства;
- создание условий для активизации изобразительной деятельности воспитанников, развития у них самостоятельности, инициативности;
- повышение профессионального уровня педагогов в направлении художественно-эстетического воспитания дошкольников;
- привлечение внимания общественности и родителей к детскому художественному творчеству, вопросам художественно – эстетического развития дошкольников.
Участники конкурса: воспитанники МБДОУ города Когалыма в возрасте от 5 до 7 лет.
Предварительная работа: написание сценария конкурса, подготовка атрибутов и материалов к конкурсу, чтение сказок, рассматривание иллюстраций.
Ход мероприятия:
Звучат фанфары.
- Исполнение песни «В мире красок».
2. Ведущий: Здравствуйте ребята и гости нашего конкурса. Сегодня мы с вами побываем в гостях у сказки. С самого раннего детства мы слышим сказки. Их нам читает мама, когда укладывает спать, рассказывает бабушка тихими зимними вечерами. Мы слушаем сказки в детском саду, а потом встречаемся с ними и в школе. Сказки сопровождают нас всю жизнь. Их любят не только дети, но и взрослые. Слушая и читая сказку, мы попадаем в волшебный мир, где происходят чудеса, где добро всегда побеждает зло. Мы постараемся вспомнить сказки и сказочных героев, нарисуем их, поиграем в игры, узнаем много нового и интересного, отдохнём вместе со сказкой, посмотрим сказку, побываем на выставке ваших рисунков. И так мы начинаем наш конкурс рисунка «В гостях у сказки».
3. А теперь пришла пора представить наших конкурсантов (представление в стихотворной форме с фотографиями)
4. Видео-презентация « Путешествие по сказкам» (используя словесное сопровождения)
5. Работа конкурсантов за столами
6. Физкультминутка «Красная шапочка», проводит ребенок подготовительной группы.
7. Вы так хорошо танцевали, что даже в сказочном лесу елки пустились в пляс.
Танец «Волшебные елочки».
8. Инсценировка сказки Репка» (приложение №1).
9. Словесные игры (резервный вариант):
«Телеграммы» (ведущий читает телеграммы, которые принёс почтальон Печкин, дети отгадывают автора телеграммы.) Объяснение детям в чем смысл заданий.
- Дорогие гости, помогите! Паука-злодея зарубите! (Муха-Цокотуха)
- Всё закончилось благополучно, только хвост остался в проруби. (Волк)
- Очень расстроена. Нечаянно разбила золотое яичко. (Мышка)
- Спасите! Нас съел Серый Волк! (Козлята)
- Помогите найти хрустальную туфельку. (Золушка)
- От дедушки ушёл, от бабушки ушёл, скоро буду у Вас! (Колобок)
- Спокойствие, только спокойствие. Я съел ещё одну баночку варенья. (Карлсон)
- Не садитесь на пенёк, не ешьте пирожок. (Машенька)
10. Просмотр мультфильма «Машины сказки»
11. Ну, вот и подошел, к концу наш конкурс, пришла пора огласить его результаты (награждение).
Ведущий:
Рисуйте, друзья!
Пусть радуга света
Так ярко сияет в ваших глазах.
Пусть в мире не будет черного цвета,
Хотя, и без черного тоже нельзя!
Рисуйте!
Пусть краски и кисти творят вместе с вами
Листву и озера, а в них камыши,
Цветы и поляны и ягоды тоже.
И не забывайте про карандаши!
12. Исполнение песни «Дружные сказки»
Ведущий:
Наш праздник окончен!
Так жаль расставаться!
Но время летит, словно птица, вперед.
Мы вас поздравляем.
Всегда улыбайтесь
И радуга счастья
Сама к вам придет!!!
Приложение
Сценарий инсценировки сказки «Репка»
Сказочник:
Есть в деревне поворот, рядом частный огород,
Двор и домик небольшой – здесь живет старик с семьей.
Были там и ты, и я – что же это за семья?
Чтобы вам не маяться, расскажем, кто-чем занимается.
(появляется дед)
Сказочник:
Дед - хозяин и работник, он столяр, он и плотник.
Чтоб семью свою кормить, вздумал репку посадить.
Быстро он берет лопатку и копает репке грядку.
Дед (копает):
У меня здоровье крепко - посажу сегодня репку.
Будет Бабке чем заняться, чем без дела прохлаждаться.
Да и Внучка будет знать, как работать, а не спать.
(дед уходит, появляется бабка)
Сказочник:
Бабке же не хочется стараться – огородом заниматься!
Любит Бабка поболтать, да под деревом поспать.
Бабка (жалуясь):
Ох, и жизнь моя плохая,
О другом совсем мечтаю:
(мечтательно)
Чтоб была в дому прислуга,
Чтоб была душа-подруга,
Чтоб наряды были модны.
(жалобно)
Никуда мои не годны!
Что имею – ерунда!
(вздыхает)
Мечтам не сбыться никогда!
(Бабка уходит, появляется Внучка)
Сказочник: А вот и Внучка-модница – совсем не огородница!
Внучка:
Чем работать в огороде, лучше съездить на природу.
Там на солнце загореть, чтоб зимою не болеть.
(Внучка уходит. Появляются Жучка с Кошкой.)
Сказочник:
Но это еще не вся семья.
Есть еще Жучка с Кошкой –
Поглядим на них немножко.
Жучка:
Я – Жучка, хвост колечком,
Лежу я под крылечком.
Люблю лежать на грядке,
Люблю играть я в прятки.
Кошка:
Мы с подружкою вдвоем
Очень весело живем.
Вот погреюсь под окошком –
И побегаем немножко.
(Жучка и Кошка лениво уходят).
Сказочник:
Все ленятся, кроме Деда,
Сидят да ждут скорей обеда.
А от этого – не спорьте,
Не прибавится здоровья.
(появляется Мышка)
Сказочник:
Вдруг выходит Мышка в спортивных штанишках.
Майка на теле, в лапках – гантели.
Мышка:
Раз и два, и три-четыре,
Лапки выше, лапки шире.
Хвост туда, и хвост сюда.
Буду стройной я всегда.
Носик вправо, носик влево,
Буду смелой и умелой.
Я от Кошки убегу,
Жучку вмиг перегоню.
Раз и два, и три-четыре.
Стану всех сильнее в мире.
(Мышка делает зарядку)
Сказочник:
Бегает, прыгает, лапками дрыгает.
Ежедневно для порядка мышка делает зарядку.
Вот и вечер наступает, до утра все замирает.
Что ж, мы утра подождем и опять сюда придем.
Действие второе:
(Дед озадаченно смотрит на репку)
Сказочник:
Занимается рассвет, на крылечке дома Дед.
Видит репку в огороде и себе не верит вроде.
Встал он возле репки, репка выше кепки.
За ночь вымахала репка, ох и сладка, ох и крепка.
(Дед тянет репку)
Пошел Дедка репку рвать,
Видит с ней не совладать.
Дед: Где ты, Бабка, покажись, хватит спать, скорей проснись!
(выходит, потягиваясь, бабка)
Бабка (зевая):
Что тебе не спится, Дед?
Что, уже пришел обед?
Ну, иду, иду. Сейчас…
(Видит репку, хватается за голову)
Ох, и репка удалась!
Сказочник: Бабка за Дедку, Дедка за репку! (дед и бабка тянут репку)Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Дед:
Как тянуть, с какого боку?!
Выйди, Внучка на подмогу!
(Выходит заспанная внучка)
Внучка:
С дискотеки я пришла,
Только спать я прилегла. (зевает)
Что сказать вы мне хотите?
Что случилось? Объясните.
Дед: Не осилить нам вдвоем, может справимся втроем?
(дед, бабка, внучка тянут репку)
Сказочник: Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Внучка:
Ломит спину, ноют ручки,
Нет! Не справиться без Жучки.
(выбегает Жучка)
Жучка:
Что за крик, а драки нет?
Что опять задумал Дед?
Ух! Вот это репка!
Засела в землю крепко!
(с энтузиазмом)
Вырвать репку нужно,
Так возьмемся дружно!
(Дед, Бабка, Внучка и Жучка тянут репку)
Внучка:
Бабка нам помочь не может,
Жучка, скажем прямо, тоже.
Где подмогу нам искать?
Видно, Кошку надо звать!
(выбегает Кошка)
Кошка:
Моя помощь здесь нужна?
Что же делать я должна?
А, тянуть из грядки репку,
Но здоровьем я не крепка.
Постараюсь как смогу.
Может быть, и помогу.
(Дед, Бабка, Внучка, Жучка и Кошка тянут репку)
Сказочник: Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку,
Дедка за репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Бабка: Мышку кликнуть бы во двор!
Кошка: Мышку звать, какой позор!
Дед:
Не пришлось бы Мышку звать, чтобы репку доставать,
Если б вы умнее были, за здоровьем бы следили.
Были б крепче и сильней, с репкой б справились скорей!
Вы любили отдыхать, очень долго утром спать.
Вы не поливали грядки, вы не делали зарядки!
Чтобы репку нам сорвать, надо точно Мышку звать!
(выбегает Мышка, прыгает к турнику)
Сказочник: Тут из норки Мышка прыг, ухватилась за турник.
Мышка:
Чем топтать без толку грядку,
Становитесь на зарядку,
Чтоб за дело браться, нужно сил набраться.
(звучит энергичная музыка, все делают зарядку)
Руки вверх, а лапки вниз, ну-ка, Бабка, наклонись.
Ну-ка, Внучка, успевай, да пониже приседай.
Жучка с Кошкой, не зевайте, да за ними поспевайте.
Вам теперь понятно, что нужна зарядка?
Внучка: Ох, какая легкость в теле, прям сейчас бы полетела.
Мышка: Встали, выдохнуть, вдохнуть, а теперь пора тянуть!
(музыка замолкает. Все тянут репку)
Сказочник: Мышка за Кошку, Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть на могут.
(все выстраиваются в очередь)
Внучка:
Вам понятно, что зарядка нужна не только для порядка?
Всем нужна и каждый день, но многим делать её лень.
Бабка: Нужно лень преодолеть, чтобы часто не болеть!
Сказочник:
Значит – всем нужна зарядка!
Вы нас поняли, ребятки?
Дед: Повторите нам тогда, для чего она нужна?
Внучка: Я добавлю: для здоровья, для успеха.
Бабка: Для улыбок и для смеха.
Жучка: Это для души бальзам.
Вместе: Спорт всегда поможет нам!
Дед: Будете всегда здоровы и для подвигов готовы.
Ведущий: Ребята, вы видели, как герои сказки занялись зарядкой, стали сильными и вытащили репку. Поэтому мы желаем вам:
Чтобы щёки румянцем горели,
Чтобы вы никогда не болели.
Чтобы было здоровье в порядке,
Утро всегда начинайте с зарядки.
И хотя у нас уже утро, но вы долго сидели без движения , поэтому предлагаем вам физкультминутку. А вести ее будет наша Мышка-спортсменка.
(звучит энергичная музыка, выходит Мышка, показывает упражнения, зрители повторяют)
Вы стоите на площадке, начинаете зарядку!
Руки вверх, подняли выше, опустили – четко дышим.
Раз, два, три, четыре, пять, повторяем все опять.
Упражнение второе: Руки вверх, ноги врозь,
Так давно уж повелось.
Три наклона сделай вниз, на четыре – поднимись.
Гибкость всем нужна на свете, будем наклоняться, дети!
Раз – направо, два – налево, все мы делаем умело.
Приседанья каждый день прогоняют сон и лень.
Приседай пониже – вырастишь повыше!
Раз, два, три, четыре - будешь сильным самым в мире.
В заключенье, в добрый час, пошагаем мы сейчас.
Раз, два, три, четыре, будем в дружбе жить и в мире.