Методические разработки

Столбова Светлана Николаевна

Для эффективной работы с воспитанниками каждый педагог проявляет свое творчество. Для этого разрабатывает конспекты мероприятий, интересные учебно-методические пособия, картотеки дидактических игр и т.д. На этой страничке размещены мои методические разработки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по образовательной области «Художественное творчество»

в подготовительной к школе группе

Столбовой Светланы Николаевны,

инструктора по труду

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детского сада «Чебурашка»

г. Когалым, 2014

Тема: «В мире народного декоративно – прикладного искусства»

Цель: закрепить умение создавать узоры по мотивам декоративно – прикладного искусства.

Программное содержание: 

  • Закреплять знания детей о декоративно – прикладном искусстве (гжель, хохлома, городец, дымка).
  • Формировать умение выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства (гжель, хохлома, городец, дымка).  
  • Закреплять умение создавать узоры по мотивам декоративно – прикладного искусства.
  • Упражнять в приёмах рисования кистью (всем ворсом, концом кисти, прикладыванием), совершенствовать плавные и слитные движения.
  • Развивать чувство цвета при составлении узора из нескольких элементов.
  • Развивать чувство композиции, воображение, декоративное творчество детей.
  • Воспитывать интерес к декоративно – прикладному искусству.

Материал: деревянные куколки, гуашь, кисти: мягкая №2, щетинная №4; презентация на тему: «В мире декоративно – прикладного искусства»; предметы и игрушки декоративно – прикладного искусства (гжель, хохлома, дымка, городец); схемы для орнаментального хоровода.

Словарная работа: активизация словаря словами, обозначающими народные промыслы, элементы народных промыслов; подбор прилагательных к словам гжель, хохлома, дымка, городец.

Предварительная работа: знакомство с изделиями народных промыслов: Дымки, Хохломы, Гжели, Городец, рассматривание альбомов  по декоративно-прикладному искусству, чтение книги Сурьяновой Н. «Синие цветы Гжели», В.Круприн «В Дымковской слободе», Е. Остеров «Краса ненаглядная»,  А.Рогов «Городецкие кони», лепка и расписывание предметов  и игрушек по мотивам народных промыслов, дидактическая игра «Составь узор», разучивание стихотворений, частушек.

Интеграция областей:  «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Методы и приёмы:

  • наглядный: рассматривание предметов и игрушек декоративно – прикладного искусства (гжель, хохлома, городец, дымка); просмотр презентации «В мире декоративно – прикладного искусства»;
  • словесный: беседа о народных промыслах, художественное слово – чтение стихотворений: «Деревенька Гжель»; «Есть в России уголок…»; «Стоит на Волге город древний…»; пословицы, поговорки;
  • игровой: игра «Придумай узор»; танцевальные упражнения с куколками по схемам орнаментального хоровода.
  • практический: самостоятельная деятельность детей – роспись деревянных куколок.

Предполагаемые результаты: имеют знания о народных промыслах; умеют создавать  композиции на объемных фигурах по мотивам росписей народных промыслов, согласовывать движения орнаментального хоровода со схематическим изображением.

Ход образовательной деятельности:

(Организационный момент. Педагог приглашает детей в гости к сказке.)

Много сказок есть на свете

Всех их вам не перечесть.

Много сказок есть хороших,

Но и злые  тоже есть.

Я хочу иную сказку рассказать вам всем, друзья,

Сказку – быль, а может, просто это выдумка моя.

В некотором царстве, в некотором государстве трава – мурава растёт, высокая да шелковистая. Терема стоят сказочные, слышится шум мельничных крыльев, да звон колоколов. Живёт здесь весёлый да умелый мастеровой народ.

А вот и плотник на все руки работник, всё умеет делать. Работает, как умеет, как мера да красота подсказывает. В доме всё его руками сработано посуда, полки да туеса, стол резной да лавки с прялкой.

Была у плотника жена.

- Чем она занималась? А чем обычно в сказках занимаются? Ткала да пряла, а какие кружева вязать умеет.

        И были у них ребятишки весёлые да озорные. Любили они играть куколками, которые им отец из дерева вытачивал (показ куколки). Да вот беда не знает он что нужно  сделать , чтобы они были красивыми да нарядными.

- Как вы думаете, чем мы можем помочь ему? А как разрисовать, какими узорами?

Давайте вместе с мастером отправимся в небольшое путешествие посмотреть мастерство других людей

        

Деревня в Подмосковье прославилась,

теперь

Известно всем в народе ее названье —

Гжель.

- Посмотрите,  какую замечательную  посуду здесь делают. Не смотрите, что только два цвета. Этими двумя цветами целый мир можно изобразить.

- Какие два цвета используются для росписи?

- Как называется эта роспись?

- Какие элементы росписи вы можете выделить? Ох, и правда хороша посуда в Гжели! Посмотреть на такое сине-белое чудо одно удовольствие. Какими словами можно сказать про роспись, она какая? (незабудковая, васильковая, бело – синяя, сказочная, небесная).

В деревне Семёново-

В русском краю,

Стояли избушки

Там в бытность свою...

Там сказка вплеталась

В ковши и дома.

Вот так зарождалась

У нас хохлома.

Посмотрите, какая здесь краса ненаглядная – деревянная миска – уточка с двенадцатью черпаками, ложки, чаши.  Глаз отвести невозможно. Вся посуда  огнём горит. Линии здесь плавные да большие, пространство между ними широкое.

-Найдите цвет, который  символизирует огонь (красный); цвет, который символизирует свет, солнце, богатство (золотой); а теперь найдите цвет, на котором великолепно смотрятся все яркие цвета и он символизирует торжественность (черный).

- Как называется эта роспись?

-Какими элементами расписываются хохломские изделия?

-Как можно сказать про хохломскую роспись, какая она? (солнечная, золотистая, волшебная, красноликая, причудливая, ненаглядная).

Да… Не то дорого, что из чистого золота, а то дорого, что мастера доброго.

(Слышится музыка, песни и непрерывный заливистый свист.)

- Как вы думаете, как называется село, где слышится и свист, и песни, и музыка?

Кто хоть раз попал туда –

Не забудет никогда,

Вспомнит – улыбнётся.

Знаменита деревушка

Яркой, глиняной игрушкой.

Самой известной дымковской игрушкой была женская фигура – «Барышня водоноска» и «Девушка в кокошнике». Они носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, желтые кофты и малиновые кокошники, на шее были бусы. Наряды их были неповторимы а узоры просты, цвета яркие и сочные.

  • Где расположен узор на дымковской игрушке?
  • Назовите элемент узора, который обозначает солнце? (круг)
  • Назовите элемент узора, который обозначает воду? (волнистая линия)
  • Назовите материал, который используют для лепки игрушек? (глина)
  • Назовите элемент узора, который обозначает дорогу? (прямая линия)
  • Назовите элемент узора, который обозначает звёзды? (точка) 
  • Как же называется эта роспись?

Стоит на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славиться по всей России

Своей росписью, творец.

- Как же называется такая роспись?

Раньше были лишь  прялочные донца, а теперь стулья и столы качалки, хлебницы и разделочные доски, шкафы и детские игрушки. О конях и говорить нечего, только тут они такие гордые да тонконогие. Цветы райские и птицы волшебные.

Можешь цвет найти любой:
Синий, желтый, голубой.
Нарисуем кистью ловко,
Для цветов два  (подмалевка).

А затем наносим ловко

Тонкой кистью мы  (тенёвку)

После замысел свой смелый,
Оживим мы краской (белой).


- Скажите, как называются эти дивные цветы в городецкой росписи?


- Мы рассмотрели много разных видов росписи, какие? А теперь я предлагаю вам используя элементы этих росписей, придумать свои узоры и расположить их на силуэтах сарафанов.

Игра «Придумай узор»

Практическая деятельность детей.

Делу время, а потехе час. Давайте и мы с вами к работе приступим. Внимательно посмотрите на куколок, какого цвета на них сарафаны и подумайте, какая же роспись подойдет (дети взяли куклы).

Покажите кукол, к которым подходит гжельская (хохломская, городецкая, дымковская)  роспись. Почему? Приступайте к работе.

Анализ детских работ.

В заключении дети рассказывают о своей работе по плану:

  • Название росписи;
  • Какие элементы узора использовали;
  • Как расположен узор.

В заключении  дети выполняют танцевальные упражнения с куколками по схемам орнаментального хоровода.



Предварительный просмотр:

Конкурс рисунка «В гостях у сказки»

Цель конкурса – развитие художественных  способностей дошкольников, выявление талантливых детей дошкольного возраста.

Задачи конкурса:

  • развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства;
  • создание условий для активизации изобразительной деятельности воспитанников, развития у них  самостоятельности, инициативности;
  • повышение профессионального уровня педагогов в направлении художественно-эстетического воспитания дошкольников;
  • привлечение внимания общественности и родителей к детскому художественному творчеству, вопросам художественно – эстетического развития дошкольников.

Участники конкурса: воспитанники МБДОУ города  Когалыма в возрасте от 5 до 7 лет.

Предварительная работа: написание сценария конкурса, подготовка атрибутов и материалов к конкурсу, чтение сказок, рассматривание иллюстраций.

Ход мероприятия:

Звучат фанфары.

  1. Исполнение песни «В мире красок».

2. Ведущий: Здравствуйте ребята и гости нашего конкурса. Сегодня мы с вами побываем в гостях у сказки. С самого раннего детства мы слышим сказки. Их нам читает мама, когда укладывает спать, рассказывает бабушка тихими зимними вечерами. Мы слушаем сказки в детском саду, а потом встречаемся с ними и в школе. Сказки сопровождают нас всю жизнь. Их любят не только дети, но и взрослые. Слушая и читая сказку, мы попадаем в волшебный мир, где происходят чудеса, где добро всегда побеждает зло. Мы постараемся вспомнить сказки и сказочных героев, нарисуем их, поиграем в игры, узнаем много нового и интересного, отдохнём вместе со сказкой, посмотрим сказку, побываем на выставке ваших рисунков. И так мы начинаем наш конкурс рисунка «В гостях у сказки».

3. А теперь пришла пора представить наших конкурсантов (представление в стихотворной форме с фотографиями)

4. Видео-презентация « Путешествие по сказкам» (используя словесное сопровождения)

5. Работа конкурсантов за столами

6. Физкультминутка «Красная шапочка», проводит ребенок подготовительной группы.

7. Вы так хорошо танцевали, что даже в сказочном лесу елки пустились в пляс.

Танец «Волшебные елочки».

8. Инсценировка сказки Репка» (приложение №1).

9. Словесные игры (резервный вариант): 

«Телеграммы» (ведущий читает телеграммы, которые принёс почтальон Печкин, дети отгадывают автора телеграммы.) Объяснение детям в чем смысл заданий.

  • Дорогие гости, помогите! Паука-злодея зарубите! (Муха-Цокотуха)
  • Всё закончилось благополучно, только хвост остался в проруби. (Волк)
  • Очень расстроена. Нечаянно разбила золотое яичко. (Мышка)
  • Спасите! Нас съел Серый Волк! (Козлята)
  • Помогите найти хрустальную туфельку. (Золушка)
  • От дедушки ушёл, от бабушки ушёл, скоро буду у Вас! (Колобок)
  • Спокойствие, только спокойствие. Я съел ещё одну баночку варенья. (Карлсон)
  • Не садитесь на пенёк, не ешьте пирожок. (Машенька)

10. Просмотр мультфильма «Машины сказки»

11. Ну, вот и подошел, к концу наш конкурс, пришла пора огласить его результаты (награждение).

Ведущий:

Рисуйте, друзья!
Пусть радуга света
Так ярко сияет в ваших глазах.
Пусть в мире не будет черного цвета,
Хотя, и без черного тоже нельзя!
Рисуйте!
Пусть краски и кисти творят вместе с вами
Листву и озера, а в них камыши,
Цветы и поляны и ягоды тоже.
И не забывайте про карандаши!

12. Исполнение песни «Дружные сказки» 

Ведущий:

Наш праздник окончен!
Так жаль расставаться!
Но время летит, словно птица, вперед.
Мы вас поздравляем.
Всегда улыбайтесь
И радуга счастья
Сама к вам придет!!!

Приложение

Сценарий инсценировки сказки «Репка»

Сказочник:

Есть в деревне поворот, рядом частный огород,
Двор и домик небольшой – здесь живет старик с семьей.
Были там и ты, и я – что же это за семья?
Чтобы вам не маяться, расскажем, кто-чем занимается.

(появляется дед)

Сказочник:

Дед - хозяин и работник, он столяр, он и плотник.
Чтоб семью свою кормить, вздумал репку посадить.
Быстро он берет лопатку и копает репке грядку.

Дед (копает):

У меня здоровье крепко - посажу сегодня репку.
Будет Бабке чем заняться, чем без дела прохлаждаться.
Да и Внучка будет знать, как работать, а не спать.

(дед уходит, появляется бабка)

Сказочник:

Бабке же не хочется стараться – огородом заниматься!
Любит Бабка поболтать, да под деревом поспать.

Бабка (жалуясь):

Ох, и жизнь моя плохая,
О другом совсем мечтаю:

(мечтательно)

Чтоб была в дому прислуга,
Чтоб была душа-подруга,
Чтоб наряды были модны.

(жалобно)

Никуда мои не годны!
Что имею – ерунда!

(вздыхает)

Мечтам не сбыться никогда!

(Бабка уходит, появляется Внучка)

Сказочник: А вот и Внучка-модница – совсем не огородница!

Внучка:

Чем работать в огороде, лучше съездить на природу.
Там на солнце загореть, чтоб зимою не болеть.

(Внучка уходит. Появляются Жучка с Кошкой.)

Сказочник:

Но это еще не вся семья.
Есть еще Жучка с Кошкой –
Поглядим на них немножко.

Жучка:

Я – Жучка, хвост колечком,
Лежу я под крылечком.
Люблю лежать на грядке,
Люблю играть я в прятки.

Кошка:

Мы с подружкою вдвоем
Очень весело живем.
Вот погреюсь под окошком –
И побегаем немножко.

(Жучка и Кошка лениво уходят).

Сказочник:

Все ленятся, кроме Деда,
Сидят да ждут скорей обеда.
А от этого – не спорьте,
Не прибавится здоровья.

(появляется Мышка)

Сказочник:

Вдруг выходит Мышка в спортивных штанишках.
Майка на теле, в лапках – гантели.

Мышка:

Раз и два, и три-четыре,
Лапки выше, лапки шире.
Хвост туда, и хвост сюда.
Буду стройной я всегда.
Носик вправо, носик влево,
Буду смелой и умелой.
Я от Кошки убегу,
Жучку вмиг перегоню.
Раз и два, и три-четыре.
Стану всех сильнее в мире.

(Мышка делает зарядку)

Сказочник:

Бегает, прыгает, лапками дрыгает.
Ежедневно для порядка мышка делает зарядку.
Вот и вечер наступает, до утра все замирает.
Что ж, мы утра подождем и опять сюда придем.

Действие второе:

(Дед озадаченно смотрит на репку)

Сказочник:

Занимается рассвет, на крылечке дома Дед.
Видит репку в огороде и себе не верит вроде.
Встал он возле репки, репка выше кепки.
За ночь вымахала репка, ох и сладка, ох и крепка.

(Дед тянет репку)

Пошел Дедка репку рвать,
Видит с ней не совладать.
Дед: Где ты, Бабка, покажись, хватит спать, скорей проснись!

(выходит, потягиваясь, бабка)

Бабка (зевая):

Что тебе не спится, Дед?
Что, уже пришел обед?
Ну, иду, иду. Сейчас…

(Видит репку, хватается за голову)

Ох, и репка удалась!

Сказочник: Бабка за Дедку, Дедка за репку! (дед и бабка тянут репку)Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Дед:

Как тянуть, с какого боку?!
Выйди, Внучка на подмогу!

(Выходит заспанная внучка)

Внучка:

С дискотеки я пришла,
Только спать я прилегла. (зевает)
Что сказать вы мне хотите?
Что случилось? Объясните.

Дед: Не осилить нам вдвоем, может справимся втроем?

(дед, бабка, внучка тянут репку)

Сказочник: Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Внучка:

Ломит спину, ноют ручки,
Нет! Не справиться без Жучки.

(выбегает Жучка)

Жучка:

Что за крик, а драки нет?
Что опять задумал Дед?
Ух! Вот это репка!
Засела в землю крепко!

(с энтузиазмом)

Вырвать репку нужно,
Так возьмемся дружно!

(Дед, Бабка, Внучка и Жучка тянут репку)

Внучка:

Бабка нам помочь не может,
Жучка, скажем прямо, тоже.
Где подмогу нам искать?
Видно, Кошку надо звать!

(выбегает Кошка)

Кошка:

Моя помощь здесь нужна?
Что же делать я должна?
А, тянуть из грядки репку,
Но здоровьем я не крепка.
Постараюсь как смогу.
Может быть, и помогу.

(Дед, Бабка, Внучка, Жучка и Кошка тянут репку)

Сказочник: Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку,
Дедка за репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Бабка: Мышку кликнуть бы во двор!

Кошка: Мышку звать, какой позор!

Дед:

Не пришлось бы Мышку звать, чтобы репку доставать,
Если б вы умнее были, за здоровьем бы следили.
Были б крепче и сильней, с репкой б справились скорей!
Вы любили отдыхать, очень долго утром спать.
Вы не поливали грядки, вы не делали зарядки!
Чтобы репку нам сорвать, надо точно Мышку звать!

(выбегает Мышка, прыгает к турнику)

Сказочник: Тут из норки Мышка прыг, ухватилась за турник.

Мышка:

Чем топтать без толку грядку,
Становитесь на зарядку,
Чтоб за дело браться, нужно сил набраться.

(звучит энергичная музыка, все делают зарядку)

Руки вверх, а лапки вниз, ну-ка, Бабка, наклонись.
Ну-ка, Внучка, успевай, да пониже приседай.
Жучка с Кошкой, не зевайте, да за ними поспевайте.
Вам теперь понятно, что нужна зарядка?

Внучка: Ох, какая легкость в теле, прям сейчас бы полетела.

Мышка: Встали, выдохнуть, вдохнуть, а теперь пора тянуть!

(музыка замолкает. Все тянут репку)

Сказочник: Мышка за Кошку, Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть на могут.

(все выстраиваются в очередь)

Внучка:

Вам понятно, что зарядка нужна не только для порядка?
Всем нужна и каждый день, но многим делать её лень.

Бабка: Нужно лень преодолеть, чтобы часто не болеть!

Сказочник:

Значит – всем нужна зарядка!
Вы нас поняли, ребятки?

Дед: Повторите нам тогда, для чего она нужна?

Внучка: Я добавлю: для здоровья, для успеха.

Бабка: Для улыбок и для смеха.

Жучка: Это для души бальзам.

Вместе: Спорт всегда поможет нам!

Дед: Будете всегда здоровы и для подвигов готовы.

Ведущий: Ребята, вы видели, как герои сказки занялись зарядкой, стали сильными и вытащили репку. Поэтому мы желаем вам:

Чтобы щёки румянцем горели,
Чтобы вы никогда не болели.
Чтобы было здоровье в порядке,
Утро всегда начинайте с зарядки.

И хотя у нас уже утро, но вы долго сидели без движения , поэтому предлагаем вам физкультминутку. А вести ее будет наша Мышка-спортсменка.

(звучит энергичная музыка, выходит Мышка, показывает упражнения, зрители повторяют)

Вы стоите на площадке, начинаете зарядку!
Руки вверх, подняли выше, опустили – четко дышим.
Раз, два, три, четыре, пять, повторяем все опять.
Упражнение второе: Руки вверх, ноги врозь,
Так давно уж повелось.
Три наклона сделай вниз, на четыре – поднимись.
Гибкость всем нужна на свете, будем наклоняться, дети!
Раз – направо, два – налево, все мы делаем умело.
Приседанья каждый день прогоняют сон и лень.
Приседай пониже – вырастишь повыше!
Раз, два, три, четыре - будешь сильным самым в мире.
В заключенье, в добрый час, пошагаем мы сейчас.
Раз, два, три, четыре, будем в дружбе жить и в мире.