Обобщение педагогического опыта

Столбова Светлана Николаевна

Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире.

Целостность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношению к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.

Являясь одной из самых актуальных, проблема развития творческих способностей детей, привлекает внимание ученых различных областей. Это связано с вопросами проектирования гибких моделей образовательного процесса, разработкой вариативных форм и методов обучения и воспитания, отвечающих образовательным потребностям и возрастным возможностям личности.

Моя работа в данном направлении заключается в том, что она ориентирована на развитие художественно – творческих способностей детей, опираясь на их возрастные особенности, особенности их восприятия цвета, формы, объема и при этом реализуется, отталкиваясь от интересов к возможностям каждого ребенка, реализации его, себя как творческой личности.

Главная идея состоит в том, чтобы заинтересовать детей художественной деятельностью, пробудить интерес к созданию интересных работ, вкладывая в них свои замыслы и фантазии.

Исходя из этого, определилась тема моего педагогического опыта: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с жанром живописи - портрет с использованием принципа стилизации». Цель – развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н.К.Рерих в своем очерке «Врата в будущее»: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно, искусство имеет много ветвей, но корень один. Искусство для всех. Каждый чувствует истину красоты». Платон говорил, что: «…от красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей мы перейдем к красивой жизни, от красивой жизни – к АБСОЛЮТНОЙ КРАСОТЕ».

Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.

Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.

Одной из задач дошкольного образовании является формирование у детей дошкольного возраста представлений об изобразительном искусстве.

Искусство всегда занимало место в социуме. Ребенок с самых ранних лет приобщался к нему: вначале в семье, а затем круг его контактов расширялся, и, следовательно, увеличивался объем восприятия эстетических объектов.

Искусство побуждает у детей дошкольного возраста эмоционально творческое начало. Ознакомление с жанровой живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования у них ценностных ориентаций.

Рассматривая портреты, дошкольники постигают особенности движения тела человека, соразмерность его частей. Эти знания дети переносят в собственную изобразительную деятельность. Живопись раскрывает перед ребенком красоту человека. Познание духовного мира людей через жанровую живопись позволяет формировать у детей дошкольного возраста нравственно - эстетическую восприимчивость, чуткость.

Частью изобразительного искусства является и декоративно - прикладное искусство. Это род пластических искусств, произведения которого формируют окружающую человека материальную среду, вносят в нее эстетические образные начала, призванные украшать, облагораживать, преобразовывать ее.

Декоративно - прикладное искусство имеет свой язык выразительных средств, язык образный, яркий, самобытный. Произведения искусства несут в себе красоту не только форм, линий, объемов, пластики, но и гармонию цвета, красок.

Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит видеть прекрасное в интерьере детского сада, дома и в других общественных местах.

Изделия, созданные народными умельцами, отражает любовь к родному краю, умение видеть окружающую красоту и переносить ее в художественное произведение.

Народное искусство всегда образно, красочно, доступно детскому восприятию и является хорошим средством воспитания творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Проблема раннего приобщения дошкольников к искусству рассматривалась в работах Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной. Работа, проводимая современными исследователями, в частности, т.С.Комаровой, в этом направлении показывает, насколько благотворно влияние произведений на развитие фантазии детей, на активизацию их творческой деятельности.

Актуальность программы. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире.

Целостность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношению к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.

Являясь одной из самых актуальных, проблема развития творческих способностей детей, привлекает внимание ученых различных областей. Это связано с вопросами проектирования гибких моделей образовательного процесса, разработкой вариативных форм и методов обучения и воспитания, отвечающих образовательным потребностям и возрастным возможностям личности.

Степень новизны данной программы заключается в том, что она ориентирована на развитие художественно – творческих способностей детей, опираясь на их возрастные особенности, особенности их восприятия цвета, формы, объема и при этом реализуется, отталкиваясь от интересов к возможностям каждого ребенка, реализации его, себя как творческой личности.

Главная идея в разработке данной программы состоит в том, чтобы заинтересовать детей художественной деятельностью, пробудить интерес к созданию интересных работ, вкладывая в них свои замыслы и фантазии.

Исходя из этого, определилась тема программы: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с жанром живописи - портрет с использованием принципа стилизации».

Цель программы – развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • формировать знания детей о портрете, его особенностях, умении его реального изображения;
  • познакомить детей с народным декоративно - прикладным искусством Хохломы, Дымково, Каргаполья;
  • формировать у детей умение изображать портрет в декоративном стиле, применяя принцип стилизации;
  • развивать чувство формы, пропорции;
  • развивать технические навыки и умения работы всей кистью и концом кисти;
  • развивать воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • воспитывать интерес к декоративно – прикладному искусству;
  • воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире.
  • воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативу.
  • воспитывать интерес к изобразительному искусству.

Содержательно – целевая линия программы:

Материал представлен определенными этапами работы, отражающими деятельностный характер и субъективную сущность художественного развития: «Восприятие портретного искусства», «Эстетическое восприятие портретной живописи и скульптуры», «Художественное восприятие человека».

Для каждого этапа разработаны серии занятий, направленных на решение задач по созданию эмоционально - выразительного образа в портретном рисунке через интеграцию: познание, искусство, творчество.

Такое построение программы предусматривает:

  1. Создание условий для работы:
  • материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного искусства, предметами декоративно – прикладного искусства;
  • материалы и оборудования необходимые для детской изобразительной деятельности.
  1. Организацию работы:
  • программа предполагает проведение двух занятий в неделю. Общее количество занятий в год – 72.
  • педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).
  1. Анализ уровня развития умений детей:
  • сентябрь - выяснить первоначальные знания и умения детей в изобразительной деятельности;
  • апрель - определить уровень полученных знаний и умений детей в результате реализации программы.

Методы деятельности:

  • словесные - художественное слово, рассматривание альбомов, иллюстраций, репродукций, произведений искусства, беседы о художниках и их картинах, о правилах выполнения детьми портретов объяснение материала, показ, рассказ воспитателя;
  • игровые – дидактические  и настольные игры;
  • продуктивные - мини-выставки творческих работ.

Ожидаемые результаты:

  • проявление интереса к искусству;
  • приобретение знаний, умений и навыков в области портретной живописи и декоративно – прикладного искусства;
  • развитие творческого мышления, индивидуальности, самостоятельности.

Этапы:

I этап – подготовительный (2006-2007 учебный год)

  1. Подбор программно – методического материала по данному направлению работы.
  2. Формулирование целей с учетом требований государственных стандартов.
  3. Определение задач, решение которых предполагается при реализации всей программы.
  4. Прогнозирование результатов, которые должны быть достигнуты по завершению реализации программы.
  5. Распределение содержания учебного материала по годам обучения.
  6. Определение методик или технологий обучения.
  7. Разработка содержания и формы проведения первоначального и итогового анализа способностей детей.

II этап – основной (2007-2009 учебные годы)

  1. Составление перспективного планирования реализации содержания программного материала.
  2. Применение методов работы в реализации задач программы.

III этап – заключительный (2009-2010 учебный год)

  1. Обследование уровня развития художественно – эстетических способностей дошкольников.
  2. Подведение итогов работы.

Практическая значимость состоит в разработке системы работы по ознакомлению детей с хохломской росписью и с жанром живописи портрет с использованием принципа стилизации.

Глава I. Теоретическое обоснование программы

1.1. Влияние окружающего мира на художественное творчество старших дошкольников

В.А. Сухомлинский писал: «В период детства мышления, мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира. Эмоциональная насыщенность восприятия - это духовный заряд детского творчества».

Определение детского творчества одной из первых дала Е.А. Флерина: «Детское изобразительное творчество мы понимаем, как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отражении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его связи с накопленным опытом и отношением к окружающему».

Исследователи детского изобразительного творчества Е.И. Игнатьев, В.С. Мухина, Н.П. Сакулина показали глубокую зависимость развития детского изобразительного творчества от того, что ребенок наблюдает и как организовано это наблюдение. На этой основе развивается воображение, обогащается разнообразие впечатлений.

Анализ работ философов, психологов, педагогов, искусствоведов, посвященных вопросам творчества, возникновение и развитие замысла, воображения у детей, роли педагогического влияния, обучения в развитии этих процессов позволили обнаружить, что обязательными признаками творчества является преобразование предметов, новизна, оригинальность, полученные в процессе работы.

В. Лоунфельд и У. Ламберд, определяя детское творчество, выделяют такие характеризующие его черты, как гибкость мысли, идей, способность оперировать новыми идеями, видеть вещи в новом значении. В таком смысле про явление творчества можно увидеть в дошкольном возрасте.

В своем исследовании В.Т. Золотников указывает, что художественное творчество характеризует неразрывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов, оно является специфической духовно - практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт - про изведение искусства. Чем богаче и разнообразнее познавательная деятельность ребенка, тем богаче и разнообразнее могут быть создаваемые им изображения.

Таким образом, творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Изобразительная деятельность только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развивается эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками.

1.2. Особенности восприятия произведений искусства детьми старшего дошкольного возраста

Искусство побуждает у детей эмоционально творческое начало. Вопрос

об использовании искусства в детском саду неоднократно поднимался Т.С. Комаровой, Е.В. Лебедевой, Т.Н. Дороновой, Н.Б. Халезовой, Р.М. Чумичевой и другими.

«Основой эстетической реакции являются вызываемые искусством эффекты, переживаемые нами со всей реальностью и силой, но находящие в себе разряд в той деятельности фантазии, которой требует от нас всякий раз восприятие искусства», - так определил восприятие искусства советский психолог Л.С. Выгодский.

Восприятие искусства, как педагогическая проблема решается в процессе подготовки зрителя к общению с произведениями искусства, обучения пониманию жанра, стиля, изобразительно выразительных средств и представлению, домысливанию, «довоображению» воображаемого образа, которое ведет к осмысливанию себя, своей жизни, к изменению неблагоприятных обстоятельств, к созидательной творческой деятельности.

Восприятие дошкольника осмысленно, целенаправленно, анализирующее. В нем выделяют произвольные действия - наблюдение рассматривание поиск. Дошкольники активно относятся к воспринятому объекту. В процессе развития художественного восприятия зарождается оценка воспринятого, но она еще примитивна («Как красиво!») Восприятие будет глубоким, если он научится видеть элементарные средства выразительности.

Полноценное эстетическое восприятие портрета, как жанра живописи детьми старшего дошкольного возраста зависит от отбора произведений. То, о чем расскажет художник на полотне и с чем впервые соприкоснется дошкольник, что откроется перед его взором, чему удивится и чем восхитится он - все это станет основой формирования эстетического вкуса, устойчивого интереса к живописи, как источнику познания мира.

Анализируя особенности восприятия детьми произведений народного творчества, Н.П. Сакулина отмечает: «Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, ре5збы, вышивки, понятно искусство игрушечника. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру, это очень помогает педагогу детского сада в формировании художественного вкуса детей и в руководстве их изобразительным творчеством».

Использование предметов декоративно-прикладного искусства способствует эстетическому восприятию цвета, формированию художественного вкуса. Цвет сильно воздействует на эмоциональное состояние детей: рассматривание предметов, украшенных теплым тоном золотой хохломы, вызывает восхищение, восторг.

Таким образом, при разработке педагогических условий ознакомления детей с жанром живописи - портрет и хохломской росписью были учтены психолого - педагогические исследования особенностей восприятия детьми жанровой живописи и предметов декоративно - прикладного искусства.

Глава II. Педагогические подходы к проблеме ознакомления старших дошкольников с искусством Хохломы

Использованию в работе с детьми дошкольного возраста декоративно прикладного искусства посвящены исследования Е.Г. Ковальской, Ю.В. Максимова, Р.Н. Смирновой и других. В данных работах определены принципы отбора произведений декоративно - прикладного искусства для детей и условия, необходимые для данной работы.

Создание предметно - развивающей среды в дошкольном учреждении с помощью образов народного декоративно - прикладного искусства способствует развитию эмоциональной сферы ребенка, формирует умение замечать красивое в окружающей обстановке, радуют глаз игрой красочных узоров, приобщают дошкольников к активному художественно - прикладному труду. Воспитывает у детей чувство уважения к истокам народной культуры, развивает детское творчество, художественный вкус.

Искусство золотой Хохломы находит свое отражение в работах ученых и включено в программу развития и образования дошкольников. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой предусматривает начинать знакомство с хохломской росписью в старшей группе, где детям рассказывается об истории Хохломы, фоне, цветах, используемых в росписи. В подготовительной группе происходит закрепление имеющихся у детей знаний, даются новые сведения, новые формы для зарисовки. Дети знакомятся с разновидностями письма. Большое значение уделяется технике детальной прорисовки некоторых элементов.

Исходя из задач по ознакомлению детей с хохломской росписью, Т.С.Комарова делит их на четыре этапа:

1 этап - ознакомление с хохломской росписью, ее особенностями. Овладение простейшими элементами;

2 этап - работа с элементами хохломской росписи;

3 этап - знакомство с «растительно - травным» орнаментом;

4 этап - роспись деревянной разделочной доски.

Одной из увлекательных форм ознакомления детей с произведениями декоративно-прикладного искусства является метод творческих заданий, которые позволяют сочетать процесс восприятия народных образов детьми и участие их в декоративно - прикладном творчестве. Такие задания вызывают у детей определенные ассоциации, творчески настраивают детей на выполнение той или иной темы.

В основу творческих заданий берется принцип постепенности, связанный с решением детьми различных по сложности живописных, композиционных задач, в освоении ими технических приемов. К освоению нового задания надо приступать тогда, когда дети свободно и осознанно справляются с предыдущим.

        Таким образом, обучение хохломской росписи доступно детям старшего дошкольного возраста.

Глава III. Методика ознакомления детей с портретной живописью и включение искусства Хохломы в педагогический процесс дошкольного учреждения

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

  • «Развитие речи» - использование на занятиях художественного слова, развитие монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей.
  • «Ознакомление с окружающим» - расширение кругозора в процессе рассматривания картин художников, различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа).
  • «Развитие музыкальных способностей» - использование на занятиях музыки помогает воспринимать портрет, может быть фоном для рассказа педагога и детей об изображенном человеке, что придает речи интонационную окраску и вызывает эмоции детей, музыка помогает установить связь между живописным и музыкальным образом.

Для реализации данной программы я наметила следующие направления в работе:

  • Работа с детьми.

Цель:  Побудить детей к творческому рисованию. Провести комплекс занятий, включающий в себя прогулки на природе, ее эстетическое осмысление; ввести литературный материал, музыкальный репертуар, произведения изобразительного  искусства.

Приобщение детей к искусству осуществляется в разных формах:

  • Работа с педагогами

В процессе приобщения дошкольников к живописи немаловажную роль играют знания педагогов. От его знаний, эмоциональной отзывчивости на произведения искусства во многом зависит интерес детей к живописи их вхождение в мир искусства, понимание его сути. Исходя из этого, определилась цель работы с педагогами: дать воспитателям практические советы и рекомендации по формированию творческих способностей у детей.

Для этого были организованы для педагогов следующие мероприятия:

  • Работа с родителями

Для достижения результатов по данной программе большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Необходимо их  заинтересованное участие в процессе ознакомления дошкольников с народным творчеством и жанровой живописью. При этом используются как традиционные формы работы (консультации, анкетирование, организация совместных досугов), так и нетрадиционные (мастер класс, просмотр открытых занятий, участие в выставках, конкурсах). В условиях семьи детей знакомят с изобразительным искусством в основном посредством репродукции картин, книжных иллюстраций. Но это бывает эпизодически (по результатам анкетирования родителей), в основном, когда ребенок обращается к родителям с вопросом. Родители не учитывает особенности жанра, психических особенностей ребенка, не знают методики ознакомления дошкольника с живописью. Поэтому, цель работы с родителями по данному направлению:   помочь организовать творческую деятельность детей. Для этого были использованы следующие формы работы:

  • Работа с музеем

Систематическое посещение музея с ребенком позволяет приобщить малыша к искусству, научить его видеть красоту окружающего мира, создать доброжелательные и доверительные отношения между ребенком и взрослым.

Для этого совместно с научными сотрудниками МУ «Музея изобразительных искусств» был разработан следующий план мероприятий:



Предварительный просмотр:

  1. Методы и приемы ознакомления детей с портретной живописи.

Работа над созданием эмоционально - выразительного образа в портретном рисунке проводилась поэтапно, через интеграцию: познание, искусство, творчество.

I этап.

Цель: подвести детей к восприятию портретного искусства.

Задачи: учить детей понимать язык эмоции;

  • развивать внимание и наблюдательность;
  • воспитывать чуткое отношение к окружающим людям, обогащая социальный опыт детей.

Повседневное общение со сверстниками и взрослыми создавало условие для подготовки детей к восприятию портрета. Для расширения представлений об эмоциональном состоянии человека и его внешних проявлений детям предлагались следующие задания:

  • посмотрите внимательно друг на друга и расскажите, какое настроение у товарища, почему вы так решили;
  • найдите портрет похожий на себя или кого - то другого;
  • найдите портрет, который не нравится;
  • подбери схему изображения настроения на лице человека.

Для того чтобы расширить знания детей о внешних проявлениях эмоций, им предлагались следующие дидактические игры: «Театр настроений», «Зоопарк настроений», «Веселые портреты». Дети узнавали, что сдвинутые брови, сжатые губы обозначают проявление недовольства, гнева; опущенные веки, поперечные морщины на лбу - скорбь, что при заливистом смехе глаза становятся уже и вокруг них появляются морщинки.

Таким образом, обращалось внимание на половые, возрастные, семейные особенности. Особое внимание уделялось характеру и эмоциональному состоянию человека. Дети научились наблюдать за окружающими людьми, понимать «язык эмоций», владеть образной выразительной речью, что повысило интерес к миру людей и подготовило их к восприятию портрета.

II этап.

Цель: обогатить чувственный опыт детей через эстетическое восприятие портретной живописи и скульптуры.

Задачи:

  • уточнить знания детей о жанре живописи портрет, его видах и особенностях;
  • учить детей понимать «язык изобразительного искусства»;
  • формировать умение давать эмоционально - личностную оценку.

Для реализации данного этапа составлен перспективный план по ознакомлению детей 5-7 лет с произведениями портретной живописи и скульптуры, включающий разные формы работы (занятия, посещение музея изобразительных искусств, экскурсии к монументальной скульптуре), разработаны конспекты занятий.  

При первой встрече с портретной живописью было проведено занятие беседа на тему: «Страна живопись». Целью этой беседы было вызвать у дошкольников эмоциональный отклик и устойчивый интерес к этому жанру, а также дать понятие, что такое портрет и для чего его создают художники. На занятии были использованы репродукции картин из учебно-наглядного пособия Т.Н. Дороновой «Дошкольникам об искусстве».

Детям показывался портрет, который предстояло рассмотреть и объяснялось, что это репродукция, т.е. фотография портрет. Таким образом, я подвела дошкольников к выводу, что портрет, написанный рукой художника один, а его копии находятся в разных музеях. Затем объясняла, что в каждом портрете художника скрыта тайна, которую люди отгадывают, если внимательно вглядываются в изображение. Рассматривая портрет А.С.Пушкина, который написали русские художники В.А. Тропинин и О.А. Кипренский, детям было рассказано о художниках его рисовавших и о самом А.С.Пушкине. Небольшой историко-художественный экскурс приоткрыл детям тайну портретного искусства и выделил основную мысль: «Настоящий художник заботится не только о внешнем сходстве, он всегда старается передать характер человека».

Детям предлагалось задание:

- отгадать «тайну» своих товарищей (О чем тебе рассказали глаза твоей подруги Оли?).

На начальных этапах это задание вызвало затруднение.

После первой встречи портреты находились в группе, чтобы дети могли их лучше рассмотреть, составить свое представление.

Все беседы о портретной живописи строились на основе трех групп вопросов, разработанных Р.М. Чумичевой:

  1. Вопросы, раскрывающие содержание картины: «Кто изображен?», «Что вы можете рассказать о нем?», «Что вам рассказали эти предметы (фон) о человеке?». Использовались также вопросы, выходящие за рамки содержания картины: «О чем думает мальчик?», «Что будет делать?» все это глубоко раскрывало эмоциональное состояние изображенного человека, развивало фантазию.
  2. Вопросы, позволяющие поднять настроение, чувство изображенного человека: «Почему художник изобразил его именно таким?», «О чем говорят глаза?».
  3. Вопросы, позволяющие определить выразительные средства, используемые художником (колорит, композиция, фон), например, почему одна часть лица на портрете темная, а другая светлая, или почему художник изобразил человека в такой позе.

В ходе бесед широко использовались сравнения, прием акцентирования деталей, метод оживления эмоций, прием вхождения в картину, метод музыкального сопровождения и игровые приемы.

III этап.

Цель: развивать художественное восприятие человека.

Задачи:

  • сформировать знания детей о портрете, его особенностях, умении его реального изображения;
  • развивать способность понимать и осознанно использовать средства выразительности в собственной изобразительной деятельности;
  • формировать самостоятельность в решении образа.

Определив задачи третьего этапа, мною был составлен перспективный план, где были включены занятия по художественной деятельности, которых охватывали такие виды рисования, как:

  • отражение в зеркале;
  • рисование с фотографии;
  • рисование по памяти;
  • рисование по представлению.

В ходе работы было выявлено, что дети затруднялись в изображении человека, поэтому старались избегать изображать этот образ в самостоятельной деятельности. Рисуя лицо, я учила детей соблюдать необходимые пропорции и правильно различать части лица, используя деление его на 3 части.

Освоив рисование лица, дети приступали к изображению во весь рост сначала статично, затем в движении. Эта задача очень сложная для детей и чтобы облегчить ее, в своей работе я использовала куклы - трансформеры.

Дошкольников знакомила и историческим жанром. На занятии «Портрет защитника Отечества» рассказывалось о том, что русский художник              П.Д. Корин создал композицию из трех отдельных полотен, связанных одной общей темой «Александр Невский». Это образ великого воителя Древней Руси, где художник показал его нерасторжимую связь с народом, с русской землей. Вниманию детей предлагался батальный жанр, как разновидность исторического жанра. С детьми рассматривались картины А.А. Дайнеки «Оборона Севастополя», «Оборона Петрограда», В.Н.Васнецова «Три богатыря». После ознакомления с историческим жанром дошкольники передавали в своих рисунках образ защитника Отечества.

Через приобщение детей к произведениям искусства, в которых главным является образ женщины - матери, помогает воспитывать чувство любви к матери, увидеть черты прекрасного в близких людях. С детьми было проведено занятие на тему: «Женский образ в живописи», где использовались следующие репродукции картин: А.А. Дайнеко «Мать», И.Н.Крамской «Неизвестная», И.Б.Репин «На солнце», Н.И. Репиной «Портрет дочери художника» и другие. Детям предлагалось дома внимательно посмотреть на лицо мамы и рассказать на следующий день о своих впечатлениях, после чего они предавали ее образ в рисунке.

В работе с детьми были отобраны сказки и стихи, где главным персонажем является человек К.Чуковский «Доктор Айболит», Г.Х.Андерсен «Дюймовочка», Ш.Перро «Красная шапочка», «Золушка» и другие. Литературный образ вызывал у них работу мысли, воображения.

Для активного восприятия художественного образа в группах оформлялась выставка, на которой были представлены репродукции картин В.М.Васнецова «Аленушка», «Кощей Бессмертный», «Баба Яга», «Иван царевич на ковре самолете», «Царевна лягушка».

При рассматривании иллюстраций, главной задачей было научить детей понимать их содержание, затем выделять средство выразительности, используемое художником при создании образа. Продумывалась последовательность постановки вопросов. В одном случае обращалось внимание на цветовое решение, в другом на приемы передачи характерных предметов, в третьем на композиционное решение. Детям задавались вопросы, которые были нацелены на создание выразительного образа: «Как ты расположишь Дюймовочку?», «Какие бы движения Русалочки ты хотел передать?».

На основе имеющихся представлений о реальных предметах, дети рисовали сказочных героев Красную шапочку, Муху - Цокотуху, Русалочку, Карлсона и других, что способствовало развитию творческого воображения. Дети рисовали с предварительным наброском, которым отмечали основные части, а затем уточняли детали. Использование наброска заставляло детей внимательно анализировать, выделять главное, согласовывать детали, планировать свою работу.

Прежде чем знакомить детей с растительным и геометрическим орнаментами, им предлагались следующие задания:

  • нарисуй портрет осени, используя растения, овощи и фрукты;
  • передай образ человека - дождя, используя форму «капельки»;
  • изобрази настроение овощей и фруктов, грибов и придумай для них наряд;
  • создай образ человека из осенних листьев - аппликация;
  • используя геометрические фигуры (круг и овал), придумай образ человека в движении (Приложение 2)

На занятиях параллельно с изобразительными задачами решались и технические задачи, у детей закреплялись навыки свободного владения кистью, используя разные приемы.

Повседневное общение со сверстниками и взрослыми создавало условие для подготовки детей к восприятию портрета. Для расширения представлений об эмоциональном состоянии человека и его внешних проявлений детям предлагались следующие задания:

  • посмотрите внимательно друг на друга и расскажите, какое настроение у товарища, почему вы так решили;
  • найдите портрет похожий на себя или кого - то другого;
  • найдите портрет, который не нравится;
  •  подбери схему изображения настроения на лице человека.

С детьми проводились дидактические игры: «Театр настроений», «Чего в портрете не хватает», «Зоопарк настроений», «Составь портрет сказочного героя», «Веселые портреты» (Приложение 3). Дети узнавали, что сдвинутые брови, сжатые губы обозначают проявление недовольства, гнева; опущенные веки, поперечные морщины на лбу - скорбь, что при заливистом смехе глаза становятся уже и вокруг них появляются морщинки.

Для закрепления сформировавшихся навыков по работе с портретом была изготовлена «Коллекция дидактических игр» (Приложение 4), цель которых:

- Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- развивать чувство формы;

- развивать умение видеть, различать и называть цвета и их оттенки;

- закрепить умение составлять композиции по собственному замыслу и по заданному сюжету (праздничный, с фруктами, цветами, посудой, овощами, грибами);

- закрепить знания детей о разнообразных проявлениях настроений: грусть, тоска, печаль, гнев, удивление, радость и др.

В дидактическое пособие входят овощи, фрукты, грибы, садовые и полевые цветы.

Варианты игровых заданий и игровых действий с данным пособием:

  1. Составь натюрморт  с использованием посуды, овощей, грибов, фруктов.
  2. Найди по форме.
  3. Найди такого же цвета.
  4. Цветики – разноцветики:

- составь букеты, используя цвета радуги;

- собери цветы холодной и теплой цветовой гаммы;

- составь букет из контрастных цветов;

- составь разноцветный букет;

- собери цветы определенного цвета и найди его оттенки;

- разложи цветы от светлого оттенка к темному и наоборот;

     5. Придумай настроение, используя овощи, фрукты, грибы.

     6. Отгадай загадку и найди отгадку.

Таким образом, дошкольники научились понимать душевный мир другого человека, отношение друг к другу, стали доброжелательнее. У детей повысился интерес к этому жанру живописи, расширились представления об эмоциональном состоянии человека, его внешних проявлениях. В результате проделанной работы дети стали свободно рисовать образ человека, соблюдать необходимые пропорции, как статично, так и в движении.

3.2. Специфика включения произведений декоративно-прикладного искусства в работу с дошкольниками

Работа по ознакомлению детей 6- 7 лет с декоративно прикладным искусством проводилась на материале произведений художественных промыслов Хохломы, Каргаполья, Дымки.

В процессе работы решались следующие задачи:

  • обогащение представлений детей о предметах Хохломы, Дымково и Каргаполья, их особенностями и назначении в жизни людей;
  • формирование обобщенных представлений об орнаменте Хохломы, Дымково и Каргаполья, выразительных возможностях и принципах построения;
  • совершенствование техники рисования, характерных элементов хохломской росписи.

В ходе работы был использован наглядный материал:

  • А.А. Грибовская «Декоративно-прикладное искусство - детям» - альбом с методическими рекомендациями;
  • Л.В. Орлова «Хохломская роспись» - альбом с методическими рекомендациями;
  • подлинные образы Хохломы, Дымково и Каргаполья;
  • таблицы с показом принципов построения узора в круге, квадрате, на полосе;
  • листы с творческими заданиями для упражнения в технике рисования хохломских элементов;
  • альбомы для раскрашивания;
  • дидактические игры, направленные на развитие творческих способностей, на принятие пространственных отношений между элементами, соблюдая ритм, симметрию, закрепление принципов построения узора.

Поставленные задачи решались в процессе занятий декоративным рисованием, где использовался репродуктивный метод. Основной прием демонстрация способов рисования элементов росписи. Пояснения создавали условия для активного усвоения детьми способов действия. Дидактический образец не использовался. Элементы росписи выбирались в процессе рассматривания предметов или репродукций. Детям давались новые элементы и формы для зарисовки: ложка, чаша, лепесток.

Для работы с детьми 6-7 лет мною был разработан перспективный план занятий, который предусматривал одно занятие по обогащению и расширению знаний о хохломской росписи, четыре занятия по декоративному рисованию гуашью по мотивам этой росписи и развлечение на тему: «Путешествие в город мастеров».

Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством осуществлялось в процессе игр, бесед, посещения музея, оформлялись выставки в изостудии, для каждого занятия отбирались произведения и методика ознакомления с игрушками Дымково, Каргаполья, хохломской посудой.

Готовясь к проведению занятий, мною продумывалась предварительная работа: о чем рассказать или прочитать детям, какой наглядный материал можно использовать и в какой части занятия его лучше применить.

На первом занятии «Знакомство с искусством - Золотая Хохлома», использовались материалы книг Каменевой «Золотые ложки» и Н. Бедника «Хохлома», детям были показаны изделия, рассказано о манере работы хохломских мастеров. Дети увидели, как в яркой росписи хохломских мастеров оживают леса и луга. Узнали, что узор из ягод, травинок и цветов называется «растительный» орнамент, что «травка» является обязательной частью узора, но может выступать как самостоятельный тип росписи. Обращалось внимание на композицию и колорит хохломских узоров, что основой узора является изогнутая веточка «криуль», которая по - разному располагается на предметах. На спинке стульчика - посередине; на сиденье - заполняет середину, закругляясь то вправо, то влево; на ложках - по кругу. Подчеркивалось, что для хохломских узоров характерно использование трех цветов: красного, черного, золотого, в окраску небольших изделий иногда вводится темно - зеленый. Так я подвела детей к выводу, что изделия, украшенные хохломской росписью, приносят в дом красоту и радость.

На занятии дети учились составлять узор на полосе желтого цвета, где рисовали ведущую линию посередине, украшая травкой. При анализе рисунков дети рассказывали, как расположили узор и какие элементы использовали. Также обращалось внимание на умение изображать изогнутую веточку коном кисти, передавая подвижность «травки» и заполняя узором весь лист.

На втором занятии, тема которого была «Хохломская ложка», большое внимание уделялось технике детальной прорисовки. Дети учились держать кисть вертикально - большой палец с одной стороны, средний и безымянный с другой, что помогало вращению кисти, передаче точности линий, располагать изогнутую веточку по кругу.

Познакомив детей с такими элементами, как «травка», «усики», «осочка», «капелька», я предложила детям более сложную работу - составление «криулей» по принципу с горки на горку. С этой целью было проведено занятие на тему: «Узор для чаши». Внимание детей обращалось на то, что «травинки» не должны соприкасаться с ведущей линией, а «завитки» располагаются рядом с «травинками».

На следующем занятии я знакомила детей с зооморфными элементами: птицами, рыбами. Детей учила видеть знакомые образы птиц, рыб, трав, цветов, ягод, объясняла принципы построения узора.

Тема «Перецветы Хохломы» - явилась итоговым занятием. В своей работе дети использовали все полученные знания на занятиях. Красный цвет лепестка заставил детей задуматься, какого цвета рисовать ягоды, цветы. Уточнили, что на красном фоне хорошо смотрятся черные ягоды: смородина и черноплодная рябина.

На занятиях обращалось внимание на основные элементы художественного языка (декоративность, изобразительность, специфическое отношение к цвету, линии, форме, композиции, элементам узора). Рассматривая стилизованность и символику декоративных изображений, у детей формировались эстетические представления о декоре как о способе украшения предметов и как о многовековом художественном опыте, выражающем эстетику и жизненные символы народов. Дети учились подражать манерам и стилю народной росписи.

Технике рисования элементов отводилось два занятия. Дети создавали обобщенный, упрощенный декоративный образ, осваивая элементы узора данного вида искусства.

Для совершенствования навыков использовались такие упражнения как:

- «кустики», состоящие из травинок;

- «кустики» с капельками.

При прорисовке цветов и ягод останавливались на последовательности:

- ромашка в виде капелек;

- крыжовник в виде дуг, идущих навстречу друг к другу;

- листок с «капельками» или отдельными дугами.

Эта работа проходила в вечернее время, индивидуально.

Для решения такой задачи как формирование обобщенных представлений

о Хохломе, ее назначении, выразительных возможностях, принципах построения узора, в работе с детьми использовались художественно- дидактические игры:

- «Кто лучше украсит?»;

- «Закончи рисунок»;

- «Придумай узор для ...»;

- «Сделай их красивыми»;

- «Красивые композиции».

Детям предлагались таблицы элементов росписи, пользуясь которыми они самостоятельно осуществляли отбор главных и дополнительных элементов связок и создавали узор. Данный прием способствовал развитию фантазии и творчества. Эта работа проводилась во вторую половину дня и по желанию детей.

Было проведено развлечение, которое обобщало всю проделанную работу с детьми. Оно предусматривало разные формы: песни, танцы, игры на музыкальных инструментах, загадывание и отгадывание загадок, чтение стихов.

На примере дымковских и каргопольских игрушек я познакомила детей с геометрическим орнаментом. Дети внимательно рассматривали подлинные предметы народного декоративно прикладного искусства. Осуждая украшающие их орнаменты, я рассказывала им, что это на просто крестики, ромбики, волнистые линии и кружочки, эти рисунки полны значения и глубокого смысла. Волнистая линия символизирует воду, круг - знак солнца, квадрат или ромб - символ земли, пашни, треугольник - изображает горы, а крест был оберегом, противодействующий темным и злым силам, прямые линии обозначали дороги, а дымковская барышня символизирует женщину мать. Украшая этими элементами свои игрушки, люди надеялись, что принесет им счастье, здоровье, урожай, спасет от злых сил.

        После         рассматривания         элементов,         которые         составляют основу

геометрического орнамента, дети создавали образ мужчины или женщины, используя ахроматические цвета.

Дошкольники постепенно знакомились с реалистическими принципами изображения и с процессом стилизации, что дает возможность научиться сочинять и придумывать собственные картины и композиции. Работа строилась по принципу усложняющейся цепочки понятий: образ – сюжет – жанр, необходимой для целостного знакомства с основами стилизации образа в трех стилях (народный, классический, современный).  Дети учились задумывать общий сюжет для коллективных работ по предложенным вариантам, напоминая им, что в полученной картине соединяются образы одного стиля.

На следующем этапе дети отражали сюжет в индивидуальной работе. Сформированные навыки дети по составлению сюжетов из образов в дальнейшем получает свое расширение в жанровом решении – портрете.

Итогом всей моей работы стало проведение занятия на тему: «Мир картин», в котором у детей закрепились знания о жанре живописи - портрет и народного декоративно-прикладного искусства Хохломы. Детям было предложено задание создать выставку портретов. Вместе с детьми выбрали стиль – хохломская роспись, закрепили технику  исполнения элементов хохломской росписи. Затем дети самостоятельно выполняли работу, а по окончании была оформлена выставка на тему: «Портрет как мы его представляем».  

Как результат реализации данной программы были организованны выставки детских работ и проанализирован уровень знаний и умений по ознакомлению с портретом и декоративно-прикладному искусству.

Таким образом, педагогическая работа строилась так, чтобы обеспечить достаточно эмоциональную, познавательную, практическую насыщенность детей знаниями, нравственно-эстетическими ориентациями, подводящими детей к восприятию декоративно - прикладного искусства.

В течение работы отмечены значительные изменения в качестве и глубине знаний. Недостаточное развитие ручной умелости на предыдущих этапах оказывало влияние на результат. Навыки и умения восприятия складывались быстрее, чем навыки и умения изображения.

Заключение

Изучение психолого-педагогической литературы помогло увидеть значение и необходимость использования портретной живописи и хохломской росписи в педагогическом процессе дошкольных учреждений. С портретной живописью и декоративно-прикладным искусством детей знакомили на познавательных занятиях, были организованы посещения музея изобразительных искусств и развлечения. Полученные знания дети применяли в самостоятельной деятельности.

Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. В процессе работы, моей основной задачей стало – подвести ребёнка к самостоятельному поиску и выбору способов и средств выразительного воплощения в рисунке своего замысла, своих чувств и переживаний при помощи разнообразных художественных материалов. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунков.

В результате проделанной работы у детей были заложены основы формирования уважения и интереса к труду народных умельцев, художников портретистов. Расширились представления и знания о видах письма, развилось чувство цвета, эстетическое восприятие. Дети придумывали различные варианты композиций, как наиболее важные компоненты хохломского узора.

Работа по ознакомлению с жанром живописи - портрет в детском саду показала, что дошкольники проявляют интерес к портретам людей, понимают переданное художником настроение по мимике лица, жестам. У детей расширился словарный запас. Созданная эмоциональная атмосфера в группе, на занятиях, способствовало установлению положительных взаимоотношений между педагогом и детьми.



Предварительный просмотр:

Перспективное планирование работы

по ознакомлению детей 5-6 лет с жанром живописи – портрет,

с использованием принципа стилизации

Тема

Задачи

Содержание работы

Занятие  (лепка)

Тема: «Дети на прогулке зимой» 

Занятие (лепка)

Тема: «Пограничник с собакой» 

Занятие (рисование)

Тема: «Настроение овощей и фруктов» 

Занятие (рисование)

Тема: «Папин портрет» 

Занятие (рисование)

Тема: «Портрет моей мамы»

Занятие (рисование)

Тема: «Веселые клоуны» 

Занятие (рисование)

Тема: «Забавные рожицы»

Занятие (рисование)

Тема: «Дети делают зарядку»

Занятие (аппликация)

Тема: «Карамелевые человечки»

1.Продолжать формировать знания детей о жанре изобразительного искусства – портрете, его особенностях.

2.Учить отражать настроение

3.Формировать умение в изображении портрета

4.Продолжать знакомить детей со скульптурой

5.Формировать самостоятельность в решении образа

Дидактические игры:

- «Какое выражение лица бывает у людей»;

- «Палочные человечки»;

- «Весело – грустно»;

- «Зоопарк настроений»

Художественное слово

Педагогические эскизы

Рассматривание репродукций картин

Перспективный план работы с детьми 6-7 лет

по ознакомлению с жанром живописи – портрет,

с использованием принципа стилизации

Тема

Задачи

Содержание работы

Занятие (беседа)

Тема: «Страна живопись»

Занятие (экскурсия)

Тема: «К памятнику Шмидта»

Занятие (рисование)

Тема: «Моя семья»

Занятие (лепка)

Тема: «Дружина из пластилина»

Занятие (аппликация)

Тема: «Лимонные человечки»

Занятие (рисование)

Тема: «Женский образ в живописи»

Рисование – портрет моей мамы

Занятие (рисование)

Тема: «Портрет защитника Отечества»

Занятие (лепка)

Тема: « Покорители космоса»

Занятие (рисование)

Тема: «Мой любимый вид спорта»

Занятие (рисование)

Тема: «Мой любимый сказочный герой»

Занятие (рисование)

Тема: «Истории на грядках»

Занятие (рисование)

Тема: « Сказочная птица»

Занятие (рисование)

Тема: «Я рисую портрет Осени»

Занятие (рисование)

Тема: « Кап и капелька»

Занятие

Тема: «В лесном царстве, в грибном государстве»

1.Сформировать знания детей о портрете, его

особенностях, умении его реального изображения.

2.Закрепить представления детей о скульптуре

3.Продолжать учить детей передавать настроение

4.Формировать самостоятельность в решении образа.

Дидактические игры:

- «Чего два»;

- «Веселые портреты»;

- «Чего в портрете не хватает»;

- «Узнай по профилю»;

- «Составь портрет сказочного героя»;

- «Составь портрет из элементов хохломской, дымковской, городецкой росписи»

Педагогические образцы.

Художественное слово.

Рассматривание репродукций.

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам

Беседа о правилах выполнения

детьми портретов. В ходе работы помощь советом, как лучше расположить образ на листе, подумать, каким образом отразить настроение.

Занятия по знакомству с народным декоративно – прикладным искусством и декоративному рисованию с детьми 6-7 лет

Тема

Задачи

Содержание работы

Занятие

Знакомство детей с геометрическим орнаментом

Занятие

Тема: «Знакомство с искусством – Хохлома»

Занятие

Тема: «Узор для чаши»

Занятие  

Тема: «Хохломская чаша»

Занятие

Тема: «Волшебный мир

птиц и рыб»

 Занятие

Тема: «Перецветы Хохломы»

Занятие

Тема: «В гостях у народных мастеров»

Занятие

Тема: «Мир картин»

Учить отражать настроение.

Знакомство с    искусством – игрушка Дымкова и Каргополья, хохломская роспись.

Сформировать умение детей в изображении портрета в декоративном стиле, применяя принцип стилизации.

Формировать умение применять навыки декоративного рисования в изображении портрета.

Воспитывать желание самостоятельно выполнять работу.

Художественное слово.

 Дидактические игры:

Составь узор;

Вятское лото;

Русский сувенир;

Чудо - узоры;

Народные промыслы.

Рассматривание

подлинных предметов

с хохломской росписью,

дымковских игрушек

и каргопольских.

 Закрепить знания

детей о декоративном

стиле, правилах построения узора   и   способах    его

изображения.

 Самостоятельная работа детей.

Советы и помощь педагога.

Список используемой литературы

  1. Белоусова Е., Прохорова Н Использование народного декоративно прикладного искусства в работе с детьми / / Дошкольное воспитание 9, 1983.
  2. Бересенева Л. Золотые россыпи России / / Дошкольное воспитание 2, 2002.
  3. Богуславекая Дымковская игрушка - Киров, 1990.
  4. Возвращение к истокам. Народное искусство и творчество / под редакцией Шпикаловой ТЯ., Покровской Г.А. - М., 2000.
  5. Грибовекая А.А. Воспитание творческой активности у детей 4-7 лет средствами декоративно - прикладного искусства - М., 1991.
  6. Грибовекая А.А. Декоративно - прикладное искусство - детям - альбом с методическими рекомендациями - М., 2000.
  7. Горунович Е.Б. Содержание и методика обучения детей 5-6 летнего возраста декоративной деятельности и ручному художественному труду Минск, 1999.
  8. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности - М., Просвещение, 1995.
  9. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве - учебно - наглядное пособие для детей старшего дошкольного возраста - М., Просвещение, 1999.
  10. Доронова Т.Н. Развитие детей от 3-5 лет - С-Пб., 2003.
  11. Елизарова Е., Кузьмина Т, Федоренко Н. Декоративно - прикладное искусство - детям / / Дошкольное воспитание 3, 1997.
  12. Курочкина Н.А. Пути развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к русскому декоративно - прикладному искусству - С-Пб., Детство - Пресс, 2000.
  13. Курочкина Н.А. Знакомим детей с портретной живописью - М., 2003
  14. Косминская В.Б., Халезова Н.Б., основы изобразительного творчества и методика руководства изобразительной деятельностью - М., 1998
  15. Комарова Т.С., Размыслова А.В. веет в детском изобразительном творчестве - М., 2002
  16. Комарова Т.С. О взаимосвязи искусства в эстетическом воспитании детей / / Дошкольное воспитание N25, 1995
  17. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования - М., АО Столетие, 1994
  18. Королева Т., Дмитриева В. Учим детей декоративному рисованию// Ребенок в детском саду N23, 2002
  19. Максимов Ю.В. Роль народного декоративно - прикладного искусства в художественном развитии детей 5-7 лет - М., 1970
  20. Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, начальных классов, руководителей художественных студий /под редакцией Комаровой т'С., М., «Российское педагогическое общество», 1997
  21. Орлова Л.В. Как рождаются хохломские узоры в детском творчестве // Начальная школа N2 1, 1996
  22. Орлова Л.В. Как рождаются хохломские узоры в детском саду// Начальная школа N23, 1994
  23. Орлова Л.В. Хохломская роспись альбом с методическими рекомендациями - М., 2002
  24. Пантелеева Л.В., Пантелеев г.Н., Максимов Ю.В. Декоративно-прикладное искусство - детям - М., Просвещение, 1976
  25. Пантелеева Л.В Искусство золотой Хохломы // Дошкольное воспитание N28, 1989
  26. Программа «Из детства - в отрочество» - М., 1999
  27. Рондели Л.Д. Народное декоративно - прикладное искусство - М., 1984
  28. Уткин П., Королева Н. Народные художественные промыслы - М., Высшая школа, 1992
  29. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду - М., 1972
  30. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста М., Учпедгиз, 1956
  31. Критерии оценки детских работ по декоративному рисованию. Елизавета Брониславовна Горунович


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение 9

Критерии оценки работы детей с портретом

Цвет

Симметрия

Ритм

Композиция

Высокий уровень

Умеют подбирать цвет с учетом гармоничного сочетания элементов узора между собой и с цветом фона. Могут изменять цветовую гамму.

Каждый элемент узора располагают симметрично по отношению один к другому. Соблюдают зеркальную симметрию при нанесении узора на каждую из сторон украшаемой поверхности.

Располагают элементы на равном расстоянии один от другого, через определенные интервалы.

Учитывают зависимость расположения элементов узора от формата и формы украшаемой поверхности. Знают основные правила декора.

Используют различные композиционные построения.

Средний уровень

Владеют цветом, но используют тот цвет, который видят на образце.

Частичное нарушение симметричного построения (небольшие отклонения).

Частичное нарушение ритмической последовательности внесение декоративных элементов на украшаемую поверхность

Видят и понимают зависимость расположение узора от формата и формы украшаемой поверхности (при рассматривании образцов), в своих работах нарушают эту зависимость. Прослеживается неумение заполнять поверхность: редкий и мелкий узор на формате.

Низкий уровень

Не умеют сочетать элементы узора по цвету друг с другом и     с     фоном     украшаемой поверхности.

Не соблюдается

Не придерживаются ритмической последовательности в расположении элементов.

Нарушают    все    основные    правила декора.

Критерии оценки работы детей с декоративно-прикладным искусством

                                 Уровень

Критерии развития

Высокий

Без затруднений отвечает на вопросы, почему понравилась картина, высказывает личные ассоциации, яркая речь, мимика

Средний

Объясняет, почему понравилась картина, какие ассоциации, настроение вызвала картина, но не проявляет особого желания поделиться впечатлением, мимика и речь эмоционально не окрашены

Низкий

Выбор понравившейся картины  не мотивирует или ограничивается определениями – красивая, яркая, веселая и т.д.

 

                           

Уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста знаний и умений о портретной живописи

2011 – 2012 учебный год

Уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста знаний и умений по декоративному рисованию

2012 – 2013 учебный год


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: