Жанна Арамовна Арзуманова
Классный руководитель 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Русский язык ."Части речи." | 52.23 КБ |
Работа над словарными словами | 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
4 класс
УМК « Школа России»
Русский язык
Технологическая карта
Тема | Части речи. Повторение (3 часа) | ||
Цели | Актуализировать знание о частях речи и словах-омонимах. Актуализировать умение определять часть речи по морфологическим признакам. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | ||
Основное содержание темы | Актуализация знаний о словах-омонимах, частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) и морфологических признаках. Актуализация умений определять: - имя существительное (число, род, одушевлённое, неодушевлённое); - имя прилагательное (род, число); - глагол (время, число, род, инфинитив) Составление словосочетаний и предложение со словами-омонимами. | ||
Термины и понятия | Время, глагол, имя прилагательное, имя существительное, инфинитив, морфологические признаки, несовершенный вид, одноимённые части речи, род, слова-омонимы, совершенный вид, части речи. | ||
Планируемый результат | |||
Личностные умения Проявлять: - интерес к изучению темы; - эмоционально-ценностное отношение к проблеме Кати и Даши; - желание составлять текст, используя слова-омонимы; - осознание успешности при изучении темы. | Метапредметные умения Познавательные умения: - определять часть речи и обосновывать своё мнение; - определять морфологические признаки части речи и обосновывать свое мнение; - определять слова-омонимы и обосновывать свое мнение; - использовать приобретенные знания при составлении и оформлении текста, с использованием омонимов. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - соотносить учебные действия с известным алгоритмом; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога; - согласовывать позиции с партнером и находить общее решение; - адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Предметные умения - Формулировать вопрос к каждой части речи. - Определять части речи по ее признакам. - Обозначать морфологические признаки каждой части речи. - Образовывать неопределенную форму глагола. - Составлять и писать предложения со словами-омонимами. | |
Организация образовательного пространства | |||
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы | |
Литературное чтение Тема – С.Есенин. Стихи. Тема – А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» (отрывок). Развитие речи Тема – «Составление словосочетаний и предложений, используя слова-омонимы». | Информационный материал Учебник «Русский язык» 4 кл. ч.1, Развитие речи, 4 кл. Демонстрационный материал Электронная презентация Интерактивный материал Карточки с учебными заданиями | Фронтальная. • индивидуальная – • парная - • групповая - | |
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ | |||
I этап. Самоопределение к деятельности | |||
Цели деятельности | Ситуативное задание | Планируемый результат | |
- Мотивировать учащихся к изучению темы. - Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме Кати и Даши. | Перед уроком Катя и Даша увидели на доске запись: попугай – попугай стекло – стекло больной – больной Катя сказала, что учительница записала по два одинаковых слова, а Даша возразила и пояснила, что эти слова имеют разное значение. Ребята, кто из девочек прав? Почему запись на доске вызвала у девочек разногласия? Учащиеся предлагают разные версии, но дискуссия показывает, что им не хватает определённых знаний, умений для представления и обоснования суждения. Есть ли у вас желание приобрести эти знания, чтобы разрешить спор Кати и Даши? | Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы. - проявлять желание помочь девочкам. | |
П этап. Учебно-познавательная деятельность | |||
Цели деятельности | Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) | Планируемый результат | |
Блок А. Части речи | |||
Цели: • Актуализировать знания: - о частях речи, о словах-омонимах. • Актуализировать умения: - рассказывать алгоритм определения части речи; - формулировать вопрос к слову; - определять части речи, омонимы, обосновывать своё мнение; - строить предложения со словами, имеющими разные значения; - выполнять учебное задание, используя алгоритм; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Задание 1 (З) Назовите значение слова « попугай». Назовите значение выражения «части речи». Задание 2 (П) с взаимопроверкой Можно ли утверждать, что в выражении «попугай друга» слово «попугай» являются прилагательным? Обоснуйте своё мнение. Задание 3 (У) Поставьте к каждому словосочетанию: «попугай друга», «попугай меня» вопрос и определите его значение. Составьте с каждым словосочетанием предложение.
Алгоритм определения части речи Для того чтобы определить часть речи, надо:
– если слово обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?, то это имя существительное; - если слово обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?, то это имя прилагательное; - если слово обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что делает? что делают, то это глагол. Например: - слово « корм» обозначает предмет, отвечает на вопрос что? значит, это имя существительное; - слово «кормовой» обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? значит, это имя прилагательное; - слово «кормить» обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делать? значит, это глагол. Задание 4 (З) Расскажите алгоритм определения части речи. Назовите значение слова «омонимы». Задание 5 (П) с взаимопроверкой Можно ли утверждать, что в предложении «Белое покрывало всю землю покрывало» слово «покрывало» является глаголом? Обоснуйте своё мнение. Задание 6 (П) с взаимопроверкой Прочитайте предложения и определите часть речи каждого омонима: «Посадила мама в печь пироги с капустой печь». | Диагностические задания 1) Продолжите ряд одноимённой частью речи - книга, …, …, (бегемот, гроза, революция) - красивый, …, …,(зеленый, добрый, ласковый) - сверкает, ...., …,(молчит, болеет, бежит) 2) Укажите части речи каждого слова в предложении. Старое ведро дало течь, и вода стала течь. Познавательные умения: - определять части речи и обосновывать своё мнение; - определять омонимы и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание, используя алгоритм; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные умения: - выполнять задание в рамках учебного диалога. - адекватно использовать речевые средства для представления результата. Предметные умения: - рассказывать алгоритм определения части речи; - формулировать вопрос к слову; - строить предложения со словами, имеющими разные значения. | |
Блок Б. Имя существительное | |||
Цели: • Актуализировать знания об имени существительном. • Актуализировать умения: - определять имена существительные и обосновывать свое мнение; - определять постоянный признак имени существительного и обосновывать свое мнение; - рассказывать об имени существительном и его признаках; - выделять морфологические признаки имени существительного; - составлять различные варианты имен существительных, используя одни и те же буквы; - составлять и писать предложения, используя предложенные слова; - обозначать морфологические признаки имени существительного; - писать слова с изученными орфограммами; - составлять и написать фразу-конструкт об имени существительном; - выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить коррективы; - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины: имя существительное, одушевлённое (неодушевлённое), единственного или множественного числа, женский род, мужской род, средний род. | Задание 1 (З) Укажите имена существительные в предложенных словах. Облако, зелёный, зелень, доброта, добрый, позеленел, прыгать, бег, вечер, сметана, свет, любить, ненависть. Расскажите о существительном и его признаках. Задание 2 (П) с взаимопроверкой Можно ли утверждать, что слова «прыжок» и «прыгать» являются именами существительными? Обоснуйте своё мнение. Задание 3 (У) Допишите по два–три имени существительных в каждую группу. Определите постоянный признак имени существительного, который присутствует в каждой группе слов, и обозначьте его графически. Люди: девочка, … Явления природы: дождь, … Состояние человека: радость, … События: каникулы, … Задание 4 (У) Прочитайте слова, и составьте из букв каждого слова новое, сохранив все буквы: весна, валик, лето, атлас, сосна, кулак (весна – навес, валик – вилка, лето – тело, атлас – салат, сосна – насос, кулак – кукла). Весна -…… Навес - …. Определите постоянный признак, по которому различаются данные слова, обозначьте его графически. Задание 5 (У) Составьте и напишите предложения, используя слова: «тёплый, ласкает, деревьев, верхушки, ветер». Обозначьте морфологические признаки имени существительного (род, число, одуш.,. неодуш.). | Диагностические задания 1.Составьте и напишите фразу-конструкт: Часть речи, которая отвечает на вопросы ………………, и обозначает …………, - это имя существительное. На вопрос «кто?» отвечают …............................. имена существительные, а на вопрос что? ………………………….... Например: кто? ………………, что? ……………….. . Имена существительные бывают…………………..рода. Например: ……..род - ……………………., ……..род - ……………………., ……..род - …………………….. Имена существительные изменяются по ……………… . Например: ……..число - …………………, …….число - ………………… . 2. Прочитайте фрагмент стихотворения и выполните морфологический разбор, выделенного существительного. Царь Салтан дивится чуду: «Коли жив я только буду, Чудный остров навещу И у князя погощу». А.С.Пушкин Познавательные умения: - определять имена существительные и обосновывать свое мнение; - определять постоянный признак имени существительного и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: - выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку. Коммуникативные умения: - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины. - Предметные умения: - рассказывать об имени существительном и его признаках; - выделять морфологические признаки имени существительного; - составлять различные варианты имен существительных, используя одни и те же буквы; - составлять и писать предложения, используя предложенные слова; - обозначать морфологические признаки имени существительного; - писать слова с изученными орфограммами; - составлять и написать фразу-конструкт об имени существительном. | |
Блок В. Имя прилагательное | |||
Цели: • Актуализировать знания об имени прилагательном. • Актуализировать умения: - определять имена прилагательные и обосновывать свое мнение; - рассказывать об имени прилагательном и его признаках; - выделять морфологические признаки имени прилагательного; - составлять и писать предложения, используя имена прилагательные; - обозначать морфологические признаки имени прилагательного; - писать слова с изученными орфограммами; - составлять и написать фразу-конструкт об имени прилагательном; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога. | Задание 1 (З) Прочитайте слова и назовите имена прилагательные. «Сказка, гриб, скользкий, гладкий, гладить, белизна, белый, светлый, светлячок, молчун, молчаливый». Расскажите об имени прилагательном и его признаках. Задание 2 (П) Можно ли к словам «короткий, крепкий, ранний, санаторий» поставить один и тот же вопрос? Обоснуйте своё мнение. Задание 3 (У) с взаимопроверкой Определите признак, благодаря которому различаются имена прилагательные в тексте стихотворения и обозначьте его, используя сокращенную форму (ж.р., м.р, с.р..). Солнце синее пылает. Лебедь синий вдаль плывёт. Чайка синяя взлетает, В синеву небес зовёт. Выделите графически окончания имен прилагательных. Задание 4 (У) Прочитайте текст и определите прилагательное, которые необходимо вписать в каждое предложение. Впишите прилагательные, используя слова для справок, поставив их в нужную форму. Определите род и число имен прилагательных. Прошло …лето. Наступила…осень. По небу плывут… тучи. Дует… ветер. Закружились в воздухе…. листочки. Покраснела… осина. … и … листья клена устилают землю. Красив….ковер! Слова для справок: жаркий, дождливый, тяжёлый, холодный, разноцветный, домашняя, красный, жёлтый, вкусное, осенний. | Диагностические задания: 1. Составьте и напишите фразу-конструкт: Имя прилагательное - это часть ………………, которая отвечает на ……………….. и обозначает …………………. . Имя прилагательное всегда связаны с именем ……………., потому что…………………… . Имя прилагательное изменяется по ………… и ………………………. . Имена прилагательные делают нашу речь……………….. . . 2. Составьте словосочетания «прил. + сущ.» из слов каждого столбика. Напишите их и укажите признаки имен прилагательных. Яркое озеро Глубокое солнце Желторотые забавы Пушистые птенцы Зимние усы
Познавательные умения: - определять имена прилагательные и обосновывать свое мнение. - Регулятивные умения: - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. - Коммуникативные умения: - формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога. - Предметные умения: - рассказывать об имени прилагательном и его признаках; - выделять морфологические признаки имени прилагательного; - составлять и писать предложения, используя имена прилагательные; - обозначать морфологические признаки имени прилагательного; - писать слова с изученными орфограммами; - составлять и написать фразу-конструкт об имени прилагательном. | |
Блок Г. Глагол | |||
Цели: • Актуализировать знания о глаголе. • Актуализировать умения: - определять глаголы среди других частей речи и обосновывать свое мнение; - рассказывать о глаголе и его признаках; Формулировать вопросы к глаголам; - выделять морфологические признаки глагола; - группировать глаголы по ведущему признаку; - составлять и писать предложения, используя имена прилагательные; - обозначать морфологические признаки имени прилагательного; - писать: • глаголы в разных временных формах; • слова с изученными орфограммами; - составлять и написать фразу-конструкт о глаголе. - выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить коррективы; - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины: глагол единственного или множественного числа, настоящее время, прошедшее время, будущее время, совершенный и несовершенный вид; - адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Задание 1 (З) Прочитайте слова, и назовите глаголы: прыжок, прыгать, белизна, белить, ходьба, ходить, сон, спать, любить, цвести, улыбчивый. Расскажите о глаголе и его признаках. Задание 2 (П)) с взаимопроверкой Можно ли к словам «стук» и « стучать» поставить один и тот же вопрос? Обоснуй свое мнение. Задание 3 (У) Прочитайте стихотворение, спишите его текст, и выделите графически глаголы. Выпишите глаголы и укажите морфологические признаки. Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Задание 4 (У) Определите признак, по которому можно распределить слова на группы. Вредить, лететь, повстречать, хвалить трещать, построить, зарядить, хлопотать, завязать, обновить. Напишите глаголы в два столбика. | Диагностические задания 1. Составьте и напишите фразу-конструкт: Глагол – это часть………., которая отвечает на ………… и обозначает………………… . Глаголы изменяются по …….и ……………. Глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» имеют …………. . 2. От каждого глагола образуйте глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени. Читать - …. Погулять - Познавательные умения: - определять глаголы среди других частей речи и обосновывать свое мнение. - Регулятивные умения: - выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить коррективы. Коммуникативные умения: - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины: глагол единственного или множественного числа, настоящее время, прошедшее время, будущее время, совершенный и несовершенный вид - адекватно использовать речевые средства для представления результата. Предметные умения: - рассказывать о глаголе и его признаках; Формулировать вопросы к глаголам; - выделять морфологические признаки глагола; - группировать глаголы по ведущему признаку; - составлять и писать предложения, используя имена прилагательные; - обозначать морфологические признаки имени прилагательного; - писать: • глаголы в разных временных формах; • слова с изученными орфограммами; - составлять и написать фразу-конструкт о глаголе. | |
Блок К. Диагностика качества освоения темы | |||
Цели - установить степень усвоения темы, а именно: - определять части речи; - определять морфологические признаки частей речи; - образовывать неопределенную форму глаголов; - писать слова с известными орфограммами; - выполнять задания в соответствии с целью; – проверять написание текст, вносить исправления. | Контрольное задание Диктант На лесной полянке Лесную полянку укрыл пушистый снежок. Но полянка живет. В уютной квартире под корой спрятались от стужи букашки. В норке между корнями лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спят лягушки. Рядом в куче хвороста заснул их враг – ёжик. Тихо и пусто на полянке. Только дятел сидит на сосенке и таскает из шишки вкусные семена. Иной раз пробежит по полянке лисица или беляк. Грамматические задания:
| Регулятивные умения: - выполнять задания в соответствии с целью; – проверять написание текста, вносить исправления. Предметные умения: - определять части речи; - определять морфологические признаки частей речи. - образовывать; неопределенную форму глаголов; - писать слова с известными орфограммами. | |
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность | |||
Цели деятельности | Варианты заданий | Планируемый результат деятельности | |
Цели: • Стимулировать интерес и желание составлять текст, используя слова-омонимы. • Научить: - ориентироваться в разных вариантах выполнения задания; - использовать приобретенные знания для выполнения задания; - планировать свое действие в соответствии с учебным заданием; - составлять и писать текст со словами-омонимами; - адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. | Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:
- планирование деятельности; - выполнение задания; - представление результатов деятельности. Информативный вариант 1. Определите, кто в споре оказался прав: Катя или Даша и обоснуйте свое мнение, используя данные предложения: ______ ребёнок плохо спал. __________ был на приёме у врача. Чтоб не лез _______, ты его__________. Стало тепло и с крыши все ___________. Плотник поменял разбитое __________. Слова для справок: пила, попугай, стих, стекло, ели, больной. 2. Укажите часть речи каждого вписанного в предложение слова. Импровизационный вариант 1. Определите, кто в споре оказался прав: Катя или Даша и обоснуйте свое мнение, составив по два предложения со словами «больной», «попугай», «стекло», которые являются разными частями речи. 2. Укажите часть речи каждого из этих слов «больной», «попугай», «стекло» в предложениях. Эвристический вариант 1. Определите, кто в споре оказался прав: Катя или Даша и обоснуйте свое мнение. Для этого составьте рассказ, в котором используйте омонимы «больной», «попугай», «стекло». 2. Укажите часть речи каждого омонима. * Больной ребёнок плохо спал. Больной был на приёме у врача. Чтоб не лез попугай, ты его попугай. Стало тепло и с крыши все стекло. Плотник поменял разбитое стекло. | Личностные умения: - проявлять интерес и желание составлять текст, используя слова-омонимы. Уметь использовать, приобретенные знания и умения в практической деятельности Познавательные умения: - выбирать вариант выполнения задания; - использовать приобретенные знания для составления текста. Регулятивное умение: - выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативное умение: - адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. Предметное умение: - составлять и писать текст со словами-омонимами. | |
IV этап. Рефлексивная деятельность | |||
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка ученика | Результат деятельности | |
Научить школьников: - соотносить полученный результат с поставленной целью; - оценивать результат учебной деятельности. | I. Задание на самоанализ. Закончите предложения: 1. Мне важно, правильно использовать слова-омонимы при составлении предложений с разными частями речи, потому что…….. 2. Чтобы написать предложения с омонимами, надо…….. II. Задание на самооценку. Закончите предложения: Я (очень, не очень) доволен(льна) собой, потому что (смог(ла), не смог(ла)) написать текст самостоятельно. | Личностные умения: - оценивать результат учебной деятельности. Регулятивные умения: - соотносить полученный результат с поставленной целью. | |
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка учителя | Результат деятельности | |
- Соотнести полученный результат с поставленной целью; - Оценить результат своей деятельности. | Цели темы: Актуализировать знание о частях речи и словах-омонимах. Актуализировать умение определять часть речи по морфологическим признакам. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Ключевые умения темы Личностные умения: - проявлять желание составлять текст, используя слова-омонимы. Познавательные умения: - использовать приобретенные знания при составлении и оформлении текста, с использованием омонимов. Регулятивные умения: - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения: - составлять и писать предложения со словами-омонимами. | *Заполняется учителем по окончании изучения темы |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мнемоника (с греческого – искусство запоминания) - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Чтобы лучше переваривать знания, их следует поглощать с аппетитом. А.Франс
Мы должны пересмотреть вопрос о роли мнемотехники. В большинстве случаев ее роль явно недооценивается. Необходимо найти адекватное применение этому несомненно могучему педагогическому средству. А. Н. Леонтьев, известный психолог
Требования к ассоциативному образу а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Ассоциативная связь может быть по цвету, форме, действию, материалу, количеству,… б) Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове. Но учитель не должен навязывать ученику свои ассоциации, так как ценность данного приёма в наличии у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.
Успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий: - установка на запоминание : ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить; - заинтересованность: легче запоминается то, что интересно; - яркость восприятия : лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции; - образность запечатления : запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.
«Запоминалочки» при работе со словарными словами 1) прием «пароль – отзыв»: а) словарное слово и найденная к нему фонетическая ассоциа- ция, подобранная по схожести звучания и имеющая в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове; б) «в словарном слове спряталось другое слово»: нахождение в графическом облике лексемы с непроверяемым «ошибкоопасным на- писанием другого слова, существующего в русском языке, и придумы- вание ассоциативной связи между ними; в) словарное слово и аббревиатура, в составе которой употреб- ляется часть исходной лексемы, находящаяся под ударением; г) словарное слово и вариант его звучания на английском/французском языке, когда непроверяемая гласная русского аналога в иноязычном варианте отчетливо произносится, попадая под ударение;
д) словарные слова, которые «любят счет и в которых подряд идут три буквы И / три буквы Е / три буквы А; 2) мнемонические рифмовки – специально составленные поэти- ческие тексты, построенные по законам ритма и рифмы, помогающие школьникам освоить правописание трудных словарных слов и слов- исключений из орфографических правил; 3) сказочные истории, сюжет которых вызывает у школьников определенные ассоциации и помогает запомнить написание соответст- вующего словарного слова; 4) заучивание словарных слов – исключений из орфографических правил – путем включения их в связный рассказ, сопровождаемый схематично-рисуночной мнемоникой; 5) углубление в этимологию словарного слова с целью установления ассоциативных связей и повышения правильности, а также прочности запоминания учащимися непроверяемых написаний.
Рифмизация: В трудном слове РАССЧИТАТЬ Будем мы две СС писать. А РАСЧЕТЛИВЫЙ, РАСЧЕТ Одна буква С сойдет. КАК БУДТО пишем мы в два слова И дефиса никакого! ВСЛЕДСТВИЕ –«из-за» –ясно вполне: Слитно напишем, конечная Е. Взгляни скорей на ГОРИЗОНТ: Там между ГОР увидишь ЗОНТ!
РОСТОВЩИК в РОСТОВЕ жил, РОСТИСЛАВОМ звали. Он РОСТОК себе купил Где-то на базаре. Слова-исключения пишем с О, Их запомнить нам легко! Только ОТРАСЛЬ одна Не может жить без буквы А! ЦЫГАНЕНОК крикнул: «ЦЫЦ! – И ЦЫПЛЯТА пали ниц. На ЦЫПОЧКИ все встали И «ЦЫГАНОЧКУ» сплясали. ПЬЕСА, ДРАМА, ЭПОПЕЯ, ГУМАНИЗМ и ГАЛЕРЕЯ, БЕШЕНО и ФОЛИАНТ, ТРУЖЕНИК и ДИЛЕТАНТ! Я открою вам секрет: Здесь удвоенных букв нет!
Технология «пароль – отзыв» Учащиеся ищут, какая лексема «спряталась в словарном слове, и, опираясь на ассоциативное мышление, придумывают ту сюжетную историю, которая могла бы объединять эти два слова. Так, при знакомстве со словарным словом ГАЛЕРЕЯ следует обратить внимание учащихся на то, какое женское имя можно увидеть и прочитать в нем; затем спросить, девушка с каким именем работает в этом заведении; кому мы передаем привет, приходя в галерею; после этого сделать вывод: в женском имени ГАЛЯ пишется одна буква Л, поэтому и в слове ГАЛЕРЕЯ, в котором оно «спряталось», при написании используется то же самое количество букв Л.
По принципу «в словарном слове «спряталось» слово-подсказка» можно запомнить правописание следующих трудных в орфографическом отношении лексем: СТИПЕНДИЯ (бывает разного типа: повышенная, президентская и т.д.); 2) ЖОКЕЙ (можно прочитать английское слово «ОК!» («Все в порядке!») и запомнить правописание исходной лексемы посредством следующего варианта рифмовки: Вот английский жокей! У него все о’кей ! 3) ФИОЛЕТОВЫЙ (в этом словарном слове «спрятались» сразу и ФАМИЛИЯ, и ИМЯ, и ОТЧЕСТВО человека, а сокращенно ФИО); 4) МУЧЕНИК (УЧЕНИК – вечный МУЧЕНИК, так много в школе ему всего задают каждый день по разным предметам);
Надоело людям, жившим в каменном веке, есть сырое мясо. Решили они его сварить и задумались: с чего начать? Оказалось, что нужно добыть огонь, собрать сухой хворост, изобрести посуду и т. д. То есть перед ВАРКОЙ еды необходимо произвести множество действий пред в А рительных. ОДЕТЬ и НАДЕТЬ . Запомним: о девать На дежду – на девать о дежду . Ровесник – нет т = ровно весен (зим, лет); сверстник – есть т – с версту.
5) Словарные слова, в которых «спрятались» женские имена ЕВА, СТЕЛЛА, ИННА, ВЕРКА и ГАЛА: ПРОДЛ ЕВА ТЬ, ЗАТМ ЕВА ТЬ, ЗАСТР ЕВА ТЬ, СТЕЛЛА Ж, ПОДЛ ИННА Я (ПОДЛИННЫЙ), ИСТ ИННА Я (ИСТИННЫЙ), С ВЕРКА ТЬ (= сверкает в новом платье ВЕРКА), ГАЛА КТИКА ; 6) ПРОДЛЕВАТЬ ( когда человеку ПРОД ЛЕВ АЮТ больничный, он в итоге становится здоров, как ЛЕВ); 7) УЧАСТВОВАТЬ (быть ЧАСТЬЮ (частичкой) какого-либо мероприятия); 8) ПРЕ ДВА РИТЕЛЬНЫЙ ( в этом слове можно увидеть оценку двоечника – ДВА); 9) МИЛЛИОН ( в этом слове, если быть очень внимательным , можно «прочитать» вопрос : «МИЛ ЛИ ОН?»).
Прием поиска фонетических ассоциаций К слову ВИНЕГРЕТ по схожести звучания можно подобрать фонетическую ассоциацию в виде мнемофразы «вИна не грЕют» и по- яснить ее появление следующим образом: винегрет – холодная закуска, поэтому, как и все вина, винегрет не греют, не подогревают, когда подают на стол. «Опали листья в садике» – это предложение облегчает запомина- ние словарного слова ПАЛИСАДНИК, а следующая рифмовка позво- ляет усвоить написание слова ТРУЩОБА: Живя в ТРУЩ ОБЕ , Глядите в ОБА! ИСКАЗИТЬ = это когда кто-то СКАЖЕТ неправду; ГАРНИР = может пахнуть ГАРЬЮ, если повар отвлекся, и тогда все подгорело.
Прием дробления словарного слова на значимые части 1) В- ОК-ЗАЛ = ОКоло ЗАЛа ожидания есть здание; все, что прилегает к этому залу ожидания, называется вокзалом; 2) ПЕС- СИ-МИ-СТ = даже музыкальный пес не развеселит такого человека: ПЁС + нота СИ + нота МИ; 3) ИНТ -ЕЛ-ЛИ- ГЕНТ = ЕЛ ЛИ ИНТЕЛЛИГЕНТ? 4) ДИВИЗИЯ – комдив = командир дивизии; 5) СЕКРЕТАРЬ – генсек = генеральный секретарь; 6) БАТАРЕЯ, БАТАЛЬОН – комбат = командир батареи/ коман дир батареи; 4) РЕЖИССЕР – пом реж = помощник режиссера; 5) КОМАНДИР – глав ком = главный командующий; 6) ГАРАЖ – зав гар = заведующий гаражом.
Прием сопоставления: как эта лексема звучит на одном из иностранных языков. Нередко непроверяемая гласная русского аналога в иноязычном варианте произносится отчетливо, так как находится под ударением: ПЕРИФЕРИЯ = ПЕРИ – ФЕРИ (фр.); 2) ДЕЛИКАТЕС = ДЕЛИШЕС (англ.); 3) МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ = МЕТАЛЛ (англ.); 4) ПОРТРЕТ = ПОРТРИТ (англ.)
Словарные слова, которые «любят» счет. ПРЕНЕБРЕГАТЬ – три гласных буквы Е подряд; 2) ПРИМИТИВНЫЙ – три гласных буквы И подряд; 3) БАРАБАН, КАРНАВАЛ, КАРАНДАШ – три гласных буквы А подряд; 4) ДИСЦИПЛИНА - три И 5) МОЛОКО - три О. Включение словарных слов в связный рассказ. Слышишь ШОРОХ? Это ОБЖОРА в куртке с КАПЮШОНОМ с аппетитом ест КРЫЖОВНИК.
1) Слово ПАЛАТКА. Присматриваясь к нему, учащиеся замечают, что в этом слове все гласные - А. Эта буква по своему виду напоминает палатку. 2) Иней похож на снег; в слове СНЕГ единственная гласная - Е ; поэтому легко запомнить, что в слове ИНЕЙ пишется Е, как в слове СНЕГ.
Приём обращения к истории слова 1) СПАРТАКИАДА (не от слова СПОРТ, а от названия древнего государства СПАРТА , где возникли подобного рода соревнования); 2) СПАСИБО (возникло на основе древнерусского выражения« Спаси тебя БОГ !»); 3) БЛАГОСЛОВИТЬ (сказать БЛАГОЕ СЛОВО ); 4) ПОДЛИННЫЙ (раньше при допросе, добиваясь истины, подсудимых били длинником – длинным кнутом; слова, сказанные человеком под длинником, стали называть ПОДЛИННЫМИ ); 5) АКВАЛАНГ (буквально означает «водное легкое» и имеет в своем составе латинский корень АКВА – вода).
Литература Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. - М.: Просвещение, 1966 Валеева Н.А. «Приёмы мнемотехники на уроках русского языка» http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/100-priemymnemotehniki 3. МОСКОВСКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ 2011 Сборник научно-методических материалов конференции. МИОО, Москва 2011 Субботин Д.И. Методика работы над словарными словами с использованием приёмов мнемотехники на уроках русского языка в средней школе. 4. М. Гафитулин и Т. Попова "Слово о словарном слове"// Начальная школа. - 1997. - № 1.