Областной конкурс "Педагог года - 2015"

Мазуркевич Елена Владимировна

Методический семинар "Развитие критического мышления обучающихся посредством информационно-коммуникационных технологий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.pptx2.8 МБ
Файл seminar.docx49.6 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие критического мышления обучающихся посредством информационно-коммуникационных технологий Мазуркевич Елена Владимировна, учитель английского языка МАОУ «Лицей ЭБ» г. Магадан Областной конкурс «Педагог года - 2015» Методический семинар

Слайд 2

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни…Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Д.А. Медведев Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" 04 февраля 2010 г .

Слайд 3

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя Э. Хаббард Развитие критического мышления обучающихся посредством информационно-коммуникационных технологий информационно-коммуникационные технологии технологии развития критического мышления

Слайд 4

Актуальность данной темы обусловлена внедрением инноваций в образовательное пространство. Ведущая педагогическая идея моего опыта: повышение интереса к предмету и положительная динамика качества знаний обучающихся ; создание в классе атмосферы открытости и ответственного сотрудничества; использование системы эффективных методик, которые способствуют развитию самостоятельности.

Слайд 5

Цель: развитие критического мышления обучающихся посредством информационно – коммуникационных технологий (ИКТ). О сновные задачи : повышение эффективности и качества обучения по предмету; реализация индивидуализации и дифференциации процесса обучения; обеспечение визуализации учебной информации; активизация познавательной деятельности учащихся; формирование адекватной оценки учащимися результатов их учебной деятельности; развитие творческого мышления; развитие навыков исследовательской деятельности; формирование информационной культуры, умения осуществлять обработку информации; развитие интеллектуальных качеств личности обучаемого.

Слайд 6

Описание системы работы «Скажи мне - я забуду, Покажи мне - я запомню, Вовлеки меня - я пойму» https://cloud.mail.ru/public/07823f1b14ce/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F.docx Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чем-то разобраться, то здесь речь идет о критическом мышлении .

Слайд 7

На первом уровне образования «Ассоциации » «Оживи картинку » « Да нетка » «Логические цепочки » «Загадка» https://cloud.mail.ru/public/a035e83fab4f/Hello%2C%20boys%20and%20girls!.ppt https://cloud.mail.ru/public/68c673a9b211/2%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%8148%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA.pptx https://cloud.mail.ru/public/30c98f9403d7/2%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%207%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA.pptx https://cloud.mail.ru/public/c51a364e55c5/2%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%2013%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA.ppt мультимедийные учебные программы

Слайд 8

На первом уровне образования Дети должны научиться: • самостоятельно рассуждать, делать выводы , сопоставлять , сравнивать, анализировать ; • находить частное и общее; • устанавливать простые закономерности .

Слайд 9

На втором уровне образования « Идеал» «Концептуальное колесо » «Рассыпанный текст » https://cloud.mail.ru/public/aced093f1b60/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80.docx https://cloud.mail.ru/public/7b93453f2fde/%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8.docx https://cloud.mail.ru/public/990af848c72f/%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B0.docx https://cloud.mail.ru/public/f751a628f687/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BE.docx

Слайд 10

На втором уровне образования Учащиеся должны научиться: • выделять причинно-следственные связи; • осознавать многозначность позиций и точек зрения , альтернативность принимаемых решений ; • быть ответственными за собственный выбор и результат своей деятельности.

Слайд 11

На третьем уровне образования https://cloud.mail.ru/public/ad79f1ccb180/%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%B0%D0%BB.docx Работа с Интернетом дает широкие возможности для самообразования и совершенствует навыки анализа, отбора информации, и критического ее осмысления. Продуктивными стратегиями для старшеклассников являются «Пресс конференция», «Ажурная пила », «Я - звезда», «Экспертиза». Это этап конструирования собственного образовательного маршрута. https://cloud.mail.ru/public/b300a028a9a8/%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D0%B0.docx https://cloud.mail.ru/public/0321fc9727cf/%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%20%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%B5%20%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%8B.docx https://cloud.mail.ru/public/a00c89346f43/%D0%AF%20-%20%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%B0.docx

Слайд 12

На третьем уровне образования Обучающиеся должны научиться: • строить логические умозаключения; • создавать согласованные между собой логические модели ; • принимать обоснованные решения, касающиеся того, отклонить какое-либо суждение , согласиться с ним или временно отложить его рассмотрение.

Слайд 13

Результаты деятельности Вовлеченность

Слайд 14

Результаты деятельности Мотивация

Слайд 15

Учебный год 2011/2012 2012/2013 2013/2014 % качества 68,7 71,5 74,5 % обученности 65 67,8 69 Начальная школа Среднее и старшее звено: Учебный год 2011/2012 2012/2013 2013/2014 % качества 60,6% 68,2% 74,5% % обученности 63,1 % 65 % 65,8 % Результаты деятельности

Слайд 16

Проведенное мной анкетирование, показывает следующее: • 80 % учащихся отмечают, что уроки с применением ИКТ и ТРКМ интереснее; • 55% считают, что ИКТ и ТРКМ помогает лучше усвоить материал; • 62% опрошенных привлекает возможность проявить творчество в подготовке мультимедийных презентаций; Результаты деятельности

Слайд 17

Таким образом, одновременное применение двух технологий позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся, а значит, является эффективным методом развития мыслительной деятельности. Вывод



Предварительный просмотр:

Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным развиваться
дальше без помощи учителя

Э. Хаббард

Ни для кого не секрет, что сегодняшние выпускники, окончившие школу хорошо и отлично, не всегда бывают успешными в жизни. Чтобы помочь адаптироваться детям в жизни, помочь им стать успешными, учителю сегодня необходимо не просто давать детям готовые знания, а учить их самих находить эти знания, а самое главное - применять их на практике.

Как отметил Д.А. Медведев: «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни…Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире»

А для этого, конечно же, необходимо осваивать новые технологии. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Моя тема самообразование «Применение информационных технологий на уроках английского языка». Еще вчера учитель использующий компьютер на уроке был новатором, сегодня это обыденное дело. Как сказала героиня книги Л.Кэрола Алиса: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» Человек не стоит на месте он постоянно находится в поисках чего-то нового. Одна из новых технологий, которая привлекла мое внимание – это технология развития критического мышления (ТРКМ). Главное достоинство данной технологии - она помогает ломать стереотипы и находить верные, иногда, казалось бы, невероятные пути решения проблем, и не только в учебе, обеспечивает переход от совместной учебно-познавательной к самостоятельной деятельности.

         Погружаясь в ТРКМ я задумалась, возможно ли соединить эти две технологии воедино? И я решила попробовать…

Актуальность данной темы обусловлена внедрением инноваций в образовательное пространство.

Ведущая педагогическая идея  моего опыта:

  • повышение интереса к предмету и  положительная динамика качества  

знаний обучающихся;

  • создание в классе атмосферы открытости и ответственного сотрудничества;
  • использование системы эффективных методик, которые способствуют развитию самостоятельности.

Цель: развитие критического мышления обучающихся посредством информационно – коммуникационных технологий (ИКТ).

Исходя из цели основными задачами  я считаю:

  • повышение эффективности и качества обучения по предмету;
  • реализация индивидуализации и дифференциации процесса обучения;
  • обеспечение визуализации учебной информации;
  • активизация познавательной деятельности учащихся;
  • формирование адекватной оценки учащимися результатов их учебной деятельности;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие навыков исследовательской деятельности;
  • формирование информационной культуры, умения осуществлять обработку информации;
  • развитие интеллектуальных качеств личности обучаемого.

Описание системы работы

Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чем-то разобраться, то здесь речь идет о критическом мышлении.

«Скажи мне - я забуду,

Покажи мне - я запомню,

Вовлеки меня - я пойму»

На каждом уровне образования согласно ФГОС у обучающихся должны быть сформированы определенные универсальные учебные действия.

На первом уровне образования (1-4 класс) использование тематических презентаций Power Point, мультимедийных  учебных программ, помогает заложить основы нового стиля мышления, создать условия для развития способности к самообразованию. Этому способствуют такие стратегии критического мышления как «Кластер», «Ассоциации», «Оживи картинку», «Да нетка», «Логические цепочки», «Загадка» и др. Дети должны научиться:

  • самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать;
  • находить частное и общее;
  • устанавливать простые закономерности.

На втором уровне образования (5-9 класс) происходит совершенствование мыслительных навыков. С помощью современных компьютерных технологий применение стратегий критического мышления делает урок более насыщенным и интересным. Например, стратегии «Концептуальное колесо», «Рассыпанный текст», «Идеал» для IT-поколения выглядят привлекательнее, чем на листе бумаги. Учащиеся должны научиться:

  • выделять причинно-следственные связи;
  • осознавать многозначность позиций и точек зрения, альтернативность принимаемых решений;
  • быть ответственными за собственный выбор и результат своей деятельности.

На третьем уровне образования (10-11 класс), когда навыки критического мышления у обучающихся уже достаточно сформированы, использование информационных технологий выходит на новый уровень. Работа с Интернетом дает широкие возможности для самообразования и совершенствует навыки анализа, отбора информации, и критического ее осмысления. Продуктивными стратегиями для старшеклассников являются «Пресс конференция», «Ажурная пила», «Я - звезда», «Экспертиза». Это этап конструирования собственного образовательного маршрута. Обучающиеся должны научиться:

  • строить логические умозаключения;
  • создавать согласованные между собой логические модели;
  • принимать обоснованные решения, касающиеся того, отклонить какое-либо суждение, согласиться с ним или временно отложить его рассмотрение.

На этом этапе создаются условия для сознательного выбора деятельности, реальное использование и обогащение собственного опыта.

Результаты деятельности

Совместно с педагогом психологом на протяжении трех лет в одном из классов проводились исследования по результативности использования ИКТ и ТРКМ на уроках английского языка.

Результаты:

  1. Положительная динамика

Вовлеченность

Мотивация

Высокий уровень

от 29% до 48%

от 18% до 32%

Средний уровень

от 71% до 52%

от 78% до 64%

  1. Уровень тревожности снизился от 33% (4 уч.) до 8% (1 уч.). Как определил педагог-психолог, данный ученик имеет низкую физиологическую стрессоустойчивость.
  2. Сравнительный анализ качества обученности показывает положительную динамику.
  3. Проведенное мной анкетирование, показывает следующее:

•        80 % учащихся отмечают, что уроки с применением ИКТ и ТРКМ интереснее;  

•        55% считают, что ИКТ и ТРКМ помогает лучше усвоить материал;

•        62% опрошенных привлекает возможность проявить творчество в подготовке мультимедийных презентаций;

Таким образом, одновременное применение двух технологий позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся, а значит, является эффективным методом развития мыслительной деятельности.