Календарно-тематическое планирование. 1 класс. Литературное чтение. Программа "Начальная школа 21 век"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению

            Начальное общее образование, 1 класс

             Количество часов - 132

Учитель  Черкасова Светлана Николаевна

 

 

Программа разработана на основе авторской программы С.В. Иванова,( Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI век», 2 – е изд.; дораб. и доп. – М. «Вентана- Граф»2013г.

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 Рабочая программа учебного предмета «  Литературное чтение » разработана  в соответствии с:

- Федеральным Законом « Об Образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012г;

- Федеральным Государственным общеобразовательным стандартом начального общего образования;

- образовательной программой НОО МБОУ Позднеевская СОШ;

- уставом МБОУ Позднеевская СОШ;

 -  авторской программой Л.А.Ефросининой ,( Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI век», 2 – е изд.; дораб. и доп. – М. «Вентана- Граф» 2013 г).

Основная цель уроков литературного чтения в начальной школе  -  помочь ребёнку стать читателем; подвести к осознанию мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Основными задачами  учебного предмета «Литературное чтение» являются:

- помочь ребенку стать читателем;

- подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова;

-  обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания текста;

- формирование навыка самостоятельного чтения;

- формирование литературоведческих понятий; расширение круга чтения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение»

 Учебный предмет «Литературное чтение. Обучение грамоте» является первым этапом в системе изучения литературного чтения в начальной школе.  В процессе обучения грамоте начинается реализация положений системно-деятельностного подхода — основы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

В процессе изучения литературного чтения у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к чтению, понимание того, что правильная устная речь является показателем общей культуры человека. На уроках литературного чтения ученики получают начальное представление о нормах и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Литературное чтение является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении  литературного чтения во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.    

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета литературное чтение в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, оно лежит в основе всех читательских умений, носит универсальны метапредметный характер.

 

 

Роль и место учебного предмета.  

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 33 недели. В учебном плане МБОУ Позднеевская СОШ на 2014-2015 уч.год на предмет литературное чтение отведено 4 часа в неделю, всего курс реализуется за 132 часа.
 В авторскую программу изменения не внесены.

     В I полугодии предмет «Литературное чтение» входит в курс обучение грамоте и обеспечивается учебником «Букварь», ч 1. Во II полугодии- учебниками « Букварь», ч. 2 и «Литературное чтение». Литературное чтение как самостоятельный предмет изучается со второго полугодия первого класса.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного предмета «Литературное чтение»

 

 

Раздел программы

Программное содержание

Характеристика деятельности учащихся

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух произведений фольклорных и авторских. Умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Чтение небольших произведений и понимание их содержания.

Понятия: писатель, автор произведения, заглавие, жанр, тема, герой

Чтение вслух и молча (про себя)

Чтение вслух слогов и целых слов в соответствии с индивидуальными возможностями; переход от слогового к плавному осмысленному чтению целыми словами.

Знакомство с правилами чтения (что — [што], чтобы — [штобы], -ого — -о[ва]).

Интонация конца предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки), интонация перечисления (по образцу).

Чтение молча (про себя) отрывков и небольших произведений.

Виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое

 

Работа с текстом

Текст и набор предложений.

Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

Структура текста: абзац, начало и концовка текста.

Чтение и выделение особенностей сказок, рассказов, стихотворений. Определение темы произведения.

Деление текста на части. Пересказ по готовому плану подробно, сжато.

Понятия: текст произведения, фамилия автора, заглавие, абзац, часть текста, тема (о чём произведение?), жанр (что это?)

Иллюстрация к тексту произведения: рассматривание и отбор отрывка или слов, соответствующих иллюстрации

Работа с текстом художественного произведения

Понимание заглавия, нравственного содержания, поступков героев. Пересказ содержания.

Выявление отношения автора к героям и их поступкам

Работа с текстом научно-популярного произведения

Знакомство (практическое) с научно-популярным произведением: наличие в тексте фактической информации о предмете или явлении

Библиографическая культура

Знакомство с книгой и её аппаратом: обложка, страницы обложки, иллюстрация, название книги (фамилия автора и заголовок), тема и жанр книги (если таковые обозначены).

Выбор книг по авторской принадлежности, жанру, теме

 

Говорение (культура речевого общения)

Диалог (понятие, поиск диалога в тексте, выразительное чтение диалога, инсценирование и чтение по ролям диалогов и полилогов героев произведений).

Монолог (понятие, поиск монолога в тексте, построение монолога (высказывания) о произведении или героях и их поступках (1–3 предложения))

Письмо (культура письменной речи)

Произведение как пример письменной речи.

Практическое знакомство с текстом-повествованием, текстом-описанием, текстом-рассуждением

 

Воспринимать на слух сказку, рассказ, стихотворение.

Различать на слух произведения разных жанров (стихотворение, рассказ, сказка).

Сравнивать произведения по теме, жанру, авторской принадлежности.

Группировать изученные произведения по теме и жанру, жанру и авторской принадлежности, по теме и авторской принадлежности.

Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему).

Сравнивать модели обложек

Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога).

Читать выразительно скороговорки, загадки, потешки, сказки и рассказы по образцу (выразительное чтение учителя).

Читать по ролям небольшие сказки, рассказы, шутки.

Осваивать умение читать молча (про себя) под руководством учителя

 

 

 

 

 

 

Отличать текст от набора предложений.

Определять абзацы и части текста.

Характеризовать текст с точки зрения структуры: абзацы, наличие диалога в тексте.

Сравнивать произведения разных тем и жанров.

Учиться пересказывать подробно и сжато по готовому плану

 

 

 

Соотносить иллюстрации с эпизодами произведения

Объяснять соответствие заглавия содержанию произведения.

Оценивать поступки героев произведений с нравственно-этической точки зрения.

Высказывать своё суждение о героях и их поступках.

«Вычитывать» из текста авторскую точку зрения, объяснять свою

 

 

 

Перечитывать текст и находить информацию о предметах, явлениях

Характеризовать книгу: называть книгу (фамилию автора и заглавие), рассматривать иллюстрацию на обложке.

Определять жанр и тему.

Сравнивать модели обложек книг.

Классифицировать книги по жанру, теме, авторской принадлежности

 

Находить в тексте произведения диалоги героев.

Инсценировать и читать по ролям произведения с диалогической речью.

Конструировать высказывание: (ответ) на вопрос о произведении и его содержании, о героях и их поступках.

Создавать небольшие рассказы или истории о героях изученных произведений

 

Высказывать своё отношение к литературному произведению (Что нравится? Почему?) и обосновывать его.

Находить в произведении описания героев, предметов или явлений

Круг чтения

Малые жанры фольклора. Народные сказки. Произведения писателей-классиков XIX–XX вв. Произведения отечественных детских писателей XX в. и современных детских писателей.

Виды детских книг: художественные и научно-популярные.

 

Основные жанры: стихотворение, рассказ, сказка.

Темы чтения: о Родине, о природе, о детях, о животных; юмористические произведения

Сравнивать произведения разных жанров.

Классифицировать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности

Сравнивать книги с художественными произведениями, с книгами с научно-популярными произведениями.

Определять жанры и темы книг (если таковые обозначены).

Классифицировать книги по темам и жанрам

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Понятия: произведение, жанр, тема, сказка (народная и литературная), рассказ, стихотворение, пословица, скороговорка, песня, песенка-закличка, загадка, потешка, комикс, литературный герой, фамилия автора, заголовок, абзац, диалог

Осваивать литературоведческие понятия: жанр, тема, произведение, текст, заглавие, фамилия автора.

Кратко характеризовать жанры (сказка, рассказ, стихотворение).

Использовать в речи литературоведческие понятия

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Чтение по ролям и инсценирование

Выбор роли и выразительное чтение произведения с передачей особенностей героя (речь, тон, мимика, жесты).

«Живые картины» к отдельным эпизодам произведения (устное словесное рисование отдельных картин из изученного произведения).

Пересказ от лица одного из героев произведения.

Рассуждение о героях изученного произведения.

 

 

Создание небольших историй о героях или с героями изученных произведений

 

Анализировать текст и распределять роли, читать выразительно роль выбранного героя (голос, мимика, жесты).

Моделировать «живые картины» к изучаемым произведениям.

Конструировать содержание описания картин к произведению или отдельным эпизодам.

Интерпретировать текст произведения: пересказ от лица одного из героев произведения.

Высказывать свою точку зрения о героях изученного произведения.

Создавать небольшие истории о героях или с героями изученных произведений

Чтение: работа с информацией

Представление об информации

и сбор информации

Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.

Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение несложных таблиц информацией о произведении и книге

 

 

Характеризовать произведение или книгу по информации, представленной в форме таблицы.

Находить необходимую информацию о предметах или явлениях в учебной, научно-популярной и справочной книге.

Заполнять таблицы, схемы, переводить табличную информацию в текстовую, делать выводы (суждение, аргументация, вывод)

 

Тематическое планирование.

 

Название темы

Количество часов

Вид контроля

Подготовительный период

13

Диагностическая работа

Основной период.

45

Диагностическая работа

Послебуквенный период

74

Комплексная контрольная работа

 

Всего 132 часа

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «литературное чтение»

Дата план.

Дата факт.

Общая тема.

№ урока

Тема урока.

мониторинг

02.09

 

Подготовительный период

 Цели: - формирование общих представлений о слове и предложении;

- действия звукового анализа;

- знакомство со схемой звукового состава слова.

1

Введение понятия «предложение».

 

03.09

 

2

Составление рассказа по сюжетной картинке. Отработка понятия «предложение».

 

04.09

 

3

Развитие восприятия художественного произведения. Стихотворения о Родине. Е.Серова «Мой дом»

 

 

05.09

 

4

Рассказ по сюжетной картинке. Произведения устного народного творчества.

 

09.09

 

5

Интонационное выделение звука в словах. Сказка «Репка».

 

 

10.09

 

6

Выделение  первого звука в словах. Д.Павлычко «Где всего прекрасней на земле?»

 

11.09

 

7

Развитие восприятия художественного произведения. Рассказы о Родине.

 

12.09

 

8

Звуковой анализ слова «мак».

 

16.09

 

9

Звуковой анализ слов «сыр», «нос»

Самостоятельная работа.

17.09

 

10

Рассказ по сюжетной картинке.

 

18.09

 

11

Развитие восприятия художественного произведения. Сказки о природе. В. Белов «Родничок»

 

19.09

 

12

Введение понятия «гласный звук. Обозначение гласного звука на схеме фишками красного цвета.

 

23.09

 

13

Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук».

 

Самостоятельная работа. Самопроверка.

24.09

 

Основной период.

 

Цели:

- знакомство с буквами;

- формирование навыка чтения, развития речи.

14

Знакомство с буквой А, а.

 

25.09

 

15

Развитие восприятия художественного произведения. Сказки о природе. М.Михайлов «Лесные хоромы»

 

26.09

 

16

Буква Я, я в начале слова (обозначение звуками [й]  и  [а])

 

30.09

 

17

Знакомство с буквой О, о.

 

  01.10

 

18

Знакомство с буквой Ё, ё.

 

 

 02.10

 

19

Развитие восприятия художественного произведения. Рассказы о детях. В. Железняков «История с азбукой»

 

03.10

 

20

Знакомство с буквой У, у.

 

07.10

 

21

Знакомство с буквой Ю, ю.

 

08.10

 

22

Буква Ю, ю в начале слова. (обозначение звуками [ й]  [у ]).

 

 

09.10

 

23

Развитие восприятия художественного произведения. Рассказы о детях. Л. Пантелев «Буква ТЫ»

 

10.10

 

24

Знакомство с буквой Е, е.

 

14.10

 

25

Буква Е,е в начале слова. (обозначение звуками й и э).

 

15.10

 

26

Знакомство с буквой Ы. С. Маршак «Усатый – полосатый»

 

16.10

 

27

Развитие восприятия художественного произведения. Сказки о животных. В.Сутеев «Дядя Миша»

 

 

17.10

 

 

28

Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков.

 

21.10

 

29

Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук.

 

22.10

 

30

Знакомство с буквой М, м.

 

23.10

 

31

Развитие восприятия художественного произведения. Литературные (авторские) сказки. Ш. Перро «Красная шапочка»

 

24.10

 

32

Знакомство с буквой Р, р.

 

28.10

 

33

Знакомство с буквой Л, л.

 

 06.11

 

34

Знакомство с буквой Й, й.

 

07.11

 

35

Развитие восприятия художественных произведений. Малые жанры фольклора.

 

11.11

 

36

Знакомство с буквой Г, г.

 

12.11

 

37

Знакомство с буквой К, к.

 

 

 

 

38

Сопоставление звуков г и к по звонкости – глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слов.

 

 

 

39

Развитие восприятия художественного произведения. Стихотворения о животных. А.Блок «Зайчик»

 

 

 

40

Знакомство с буквой С, с.

 

 

 

41

Сопоставление звуков з и с по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слов.

 

 

 

 

42

Знакомство с буквой Д, д.

 

 

 

43

Развитие восприятия художественного произведения. Рассказы для детей М.Пришвин «Лисичкин хлеб»

 

 

 

44

Сопоставление звуков д и т по звонкости-глухости.

 

 

 

45

Знакомство с буквой Б, б.

 

 

 

46

Знакомство с буквой П, п.

 

 

 

 

47

Развитие восприятия художественного произведения. Стихотворения о детях. Е.Благинина «Тюлюлюй»

 

 

 

48

Знакомство с буквой Ф, ф.

 

 

 

49

Знакомство с буквой Ж, ж.

 

 

 

50

Знакомство с буквой Ш,ш.

 

 

 

51

Развитие восприятия художественного произведения. Сказки С.Я.Маршака «Тихая сказка»

 

 

 

52

Знакомство с буквой Щ, щ.

 

 

 

53

Знакомство с буквой Х, х.

 

 

 

54

Знакомство с буквой Ц, ц.

 

 

 

55

Развитие восприятия художественного произведения. Сказки В.Сутеева «Ёлка».

 

 

 

56

Знакомство с разделительной функцией Ь.

 

 

 

57

Знакомство с особенностями Ъ.

 

 

 

58

Развитие восприятия художественного произведения. Сказки К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха»

 

 

 

Послебуквенный период.

 

Цели:

- формирование у младших школьников основных видов речевой деятельности (умение читать, слушать, говорить)

- формирование системы первоначальных знаний и умений по литературе;

- воспитание культуры речевого общения и развитие творческих способностей.

59

Алфавит. С.Я.Маршак «Ты эти буквы заучи…». В.Голявкин «Спрятался»

 

 

 

60

В.Сутеев «Три котёнка». А.Шибаев «Беспокойные соседки»

 

 

 

61

Е.Пермяк «Про нос и язык». Г.Остер «Меня нет дома»

 

 

 

62

Развитие восприятия художественного произведения. Стихотворения о родной природе. А.Блок «Снег да снег»

 

 

 

63

А.Шибаев «На зарядку становись!» «Познакомились»

 

 

 

64

Е.Чарушин «Как Никита играл в доктора».

 

 

 

65

Развитие восприятия художественного произведения. Рассказы о животных. Г.Скребицкий «Пушок»

 

 

 

66

Г.Цыферов «Маленький тигр». С.Чёрный «Кто?»

 

 

 

67

Г.Остер «Середина сосиски». Я.Аким «Жадина». Стихотворения о дружбе.

 

 

 

68

Э.Успенский «Если бы был я девчонкой. Украинская сказка «Рукавичка»

 

 

 

69

Развитие восприятия художественного произведения. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

 

 

 

 

70

Г.Остер «Спускаться легче»

 

 

 

71

В.Сутеев «Под грибом»

 

 

 

72

Развитие восприятия художественного произведения. Русская сказка «Кот, петух и лиса»

 

 

 

 

73

А.Шибаев «Что за шутки?» Г.Остер «Хорошо спрятанная котлета»

 

 

 

74

Б.Житков «Как меня называли», А.Кушнер «Большая новость»

 

 

 

75

Л.Пантелев «Как поросёнок говорить научился»

 

 

 

76

Развитие восприятия художественного произведения. Литературные сказки. Бр. Гримм «Заяц и ёж».

 

 

 

77

Е.Чарушин «Яшка»

 

 

 

78

А.Кушнер «Что я узнал».

 

 

 

79

Ю.Дмитриев «Медвежата. Г.Снегирёв «Медвежата»

 

 

 

80

Развитие восприятия художественного произведения. Рассказы о детях. Н.Носов «Фантазёры».

 

 

 

81

М.Карем «Растеряшка»

 

 

 

82

В.Драгунский «Заколдованная буква».

 

 

 

83

Н.Носов «Ступеньки»

 

 

 

84

Развитие восприятия художественного произведения. Произведения о детях. Е.Ильина «Шум и Шумок»

 

 

 

85

О.Дриз «Горячий привет»

 

 

 

86

Г.Остер «Привет Мартышке» (отрывок)

 

 

 

87

Е.Чарушин «Зайчата». Н.Сладков «Сорока и заяц», «Лиса и заяц»

 

 

 

88

Развитие восприятия художественного произведения. Стихи о родной природе. Мусса Гали «Земные краски»

 

 

 

89

Н.Носов «Затейники»

 

 

 

90

Г.Сапгир «Людоед и принцесса или Всё наоборот»

 

 

 

91

Дж. Родари «Про мышку, которая ела кошек»

 

 

 

92

Развитие восприятия художественного произведения. Контрольный урок. Проверь себя.

Проверочная работа. Диагностика.

 

 

93

А.Толстой «Ёж» (отрывок), В.Лунин «Волк ужасно разъярён…», Г.Цыферов «Зелёный заяц».

 

 

 

 

94

В.Драгунский «Он живой и светиться»

 

 

 

95

В.Драгунский «Он живой и светиться»

 

 

 

96

Русская сказка «Лиса и журавль». Н.Сладков «Лиса и мышь»

 

 

 

97

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» Русская сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

 

 

 

98

В.Сутеев «Кораблик». Кир Булычев «Скороговорка». В.Бианки «Лис и Мышонок»

 

 

 

99

Проверь себя (повторение и обобщение изученного)

Тестирование.

 

 

100

К.Ушинский «Играющие собаки». Л.Толстой «Косточка». И.Северянин «Её питомцы»

 

 

 

101

В.Осеева «Кто наказал его?», «Потерянный день». Е.Пермяк «Торопливый ножик»

 

 

 

102

В.Осеева «Три товарища», «Печенье». А.Барто «Я - лишний»

 

 

 

 

103

Я.Аким «Мама». Э. Успенский «Всё в порядке». Проверь себя.

 

 

 

104

Л. Толстой «Солнце и ветер». В.Бианки»Синичкин календарь».

 

 

 

105

Э.Мошковская «Лёд тронулся». И.Соколов-Микитов «Русский лес»

 

 

 

106

Загадки. РН песня «Берёзонька»С.Я.Маршак «Апрель»

 

 

 

107

М. Пришвин « Лесная капель»

 

 

 

 

108

И.Мазнин «Давайте дружить». Ю.Коваль «Бабочка».

 

 

 

109

Развитие восприятия художественного произведения. Е.Трутнева « Когда это бывает?».

 

 

 

110

С.Михалков «Аисты и лягушки». Е.Чарушин «Томкины сны».

 

 

 

111

И.Жуков «Нападение на зоопарк»

 

 

 

 

112

М.Пришвин «Норка и Жулька». Э.Шим «Глухарь»

 

 

 

113

Развитие восприятия художественного произведения. Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

 

 

 

114

М.Пляцковский «Добрая лошадь». В.Осеева «Кто хозяин?».

 

 

 

115

В.Осеева «Просто старушка». В.Голявкин «Прот то, для кого Вовка учится».

 

 

 

116

Е.Пермяк « Самое страшное» С.Востоков «Кто кого». И.Бутмин «Трус»

 

 

 

117

Е.Пермяк « «Бумажный змей». В.Берестов «Серёжа и гвозди».

 

 

 

118

Развитие восприятия художественного произведения. В.Чаплина «Мушка»

 

 

 

119

М.Пляцковский «Урок дружбы». В.Ордов «Как Малышу нашли маму»

 

 

 

120

А.Усачёв «Грамотная мышка» М.Яснов «В лесной библиотеке». В.Сутеев «Цыплёнок и Утёнок»

 

 

 

121

Развитие восприятия художественного произведения. С. Баруздин «Человечки»

 

 

 

122

С Прокофьева «Сказка о том, что надо дарить».

 

 

 

123

Д. Биссет «Дракон КОМОДО»

 

 

 

124

А. Барто «Жук». Н.Сладков «На одном бревне», «Томка и корова»

 

 

 

125

Развитие восприятия художественного произведения. Е.Ильина «Чик-чик ножницами».

 

 

 

126

И. Соколов-Микитов «Радуга». Е. Трутнева « Эхо»

 

 

 

127

И. Шевчук «Ленивое  эхо». К. Чуковский «Загадка». И. Соколов-Микитов «Май»

 

 

 

 

128

Развитие восприятия художественного произведения. Г.Х.Андерсен  «Стойкий оловянный солдатик»

 

 

 

129

Развитие восприятия художественного произведения. Г.Х.Андерсен  «Стойкий оловянный солдатик»

 

 

 

130

А.Плещеев «Травка зеленеет». Я. Тайц «Всё здесь». К.Чуковский «Радость»

 

 

 

131

И.Есеновский «Моя небольшая родина». Ю. Коринец «Волшебное письмо».

 

 

 

132

Р. Валеева «Здравствуй, лето».

Итоговая диагностика.