Доклады и выступления
Доклады и выступления
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сталася помилка в Google Документах. Оновіть сторінку або повторіть спробу за кілька хвилин.
Більше про редактори Google Документів можна дізнатися в нашому довідковому центрі.
Вибачте за незручності.
- Команда служби "Документи Google"
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ
Инновационное обеспечение программы образования направлено на совершенствование практической базы обучения, воспитание и развитие студентов, достижение положительных результатов практической деятельности на основе современных концептуальных подходов к образованию, внедрение эффективных технологий.
Эффективным средством развития и саморазвития интеллектуальной сферы личности является, как доказывает педагогический опыт, учебное и исследовательское творчество сокурсников.
Допускается, что задача формирования субъекта познавательной деятельности требует включения в учебно-методический комплекс преподавателя мониторинга обученности и развития личности студента. Это может быть личная карта (портфолио) выполнения различных видов творческой деятельности за весь период изучения предмета и ее оценки, результативности. Такой мониторинг, с одной стороны, позволяет контролировать процесс результативности обучения, с другой стороны, своевременно менять методы педагогического воздействия с целью формирования творческих качеств личности студента.
Обобщая сказанное выше, можно сделать вывод о том, что субъектом познавательной деятельности студент выступает в том случае, если он способен самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним учебных задач, чему в немалой степени способствует спланированный творческий поиск.
Опыт показывает, что формирование творческого потенциала личности студентов через вовлечение в исследовательскую работу поможет выпускнику быть более самостоятельным, успешно взаимодействовать с коллегами по работе, быть психологически готовым к изменению вида и характера профессиональной деятельности в новых экономических условиях. Формирование навыков самостоятельности способствует обеспечению достаточной конкурентоспособности выпускника в современных экономических условиях.
Проблемно-исследовательская работа студентов является одной из важнейших форм учебного процесса. Студенческие клубы и кружки, студенческие конференции, - всё это позволяет студенту начать полноценную исследовательскую работу, найти единомышленников по ней, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований. Так или иначе, исследовательской работой занимаются все студенты ссузов. Написание рефератов, курсовых, дипломных работ невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых исследований. Но более глубокая исследовательская работа, заниматься которой студента не обязывает учебный план, охватывает лишь некоторых. Студент, занимающийся исследовательской работой, отвечает только за себя; только от него самого зависят тема исследований, сроки выполнения работы, а так же, что немаловажно, и будет ли выполнена работа вообще. Затрачивая своё личное время, студент развивает такие важные для будущего исследователя качества, как творческое мышление, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения. Со стороны преподавателя необходимы доброе внимание и поддержка, без которых студент, особенно на младших курсах, не захочет (да и просто не сможет) заниматься “скучной наукой”, какой кажется почти любая дисциплина на начальных стадиях её освоения. Уже в трудах Ломоносова мы встречаем слова о необходимости поощрения молодых студентов, изъявивших желание заниматься собственными исследованиями во внеаудиторные часы.
Основным способом подачи учебного материала было и остаётся информирование. Преподаватель с помощью лекций, собеседований и других обычных способов доносит до студентов приобретённые им знания, а студенты заучивают их. Такой способ был бы идеален ещё в начале века, но сегодня, когда наука развивается очень быстро, знания, приобретённые таким способом, являются малоценными, так как они быстро теряют свою актуальность. Следует оговориться, что речь идёт в первую очередь об общественных науках, таких как политэкономия и экономическая теория, хотя и в точных науках знания даже годичной давности могут оказаться устаревшими. В наше время устоявшиеся догмы часто становятся лишь забавным курьёзом далёкого прошлого, и главным является не столько заучивание огромного массива информации, чтобы использовать его потом всю оставшуюся жизнь, сколько умение работать с этим массивом, выбирать из него необходимые знания, уметь их сгруппировать и обобщить. Поэтому уже давно большинство преподавателей склоняется к мысли, что их целью является не заставить студентов запомнить лекцию, а потом рассказать её на практическом занятии или экзамене и использовать при работе по специальности, а научить их учиться, чтобы в течение всей жизни они обновляли собственный запас знаний.
Но проблема состоит в том, что многие студенты по целому ряду причин не могут подходить к учебному процессу творчески. И может случиться такая ситуация, что несколько студентов будут изучать дополнительную литературу, работать с документами и источниками, а основная масса продолжит учиться по старому способу. Если же сосредоточить внимание на основной массе, то наиболее активные студенты могут постепенно прекратить свои изыскания присоединиться к большинству. Эту сложную проблему легко разрешить посредством организации научного кружка по выбранному предмету. Преподаватель решает две задачи: он даёт возможность одарённым студентам проявить себя, так как кружок не ограничивает своих членов в выборе темы исследования, а с другой стороны он не боится уделить побольше внимания основной массе учащихся, что в свою очередь может выделить в коллективе новые таланты, которые так же станут членами научного кружка. В идеале, при большом желании и опыте со стороны преподавателя, членами кружка может стать практически вся группа.
Дисциплины социально-экономического цикла (в том числе управленческие) открывают безграничный простор для молодых исследователей. Управление и экономика настолько тесно переплетены со всеми сторонами жизни, что можно найти тему для работы каждому студенту, к какой бы отрасли знаний не относились его интересы. Если это точные науки, то его скорее всего, заинтересует математическое моделирование экономических процессов; студента-историка заинтересуют эволюция экономических учений и концепций, а так же их практическое применение в разные периоды истории; даже студент-ветеринар, возможно, будет заинтересован разработкой бизнес-плана частной ветеринарной лечебницы. А если вспомнить о таких интересных темах, как изучение и анализ банковской деятельности, прогнозирование результатов решений правительства, функционирование фондового рынка, который в последнее время развивается очень активно, то, на мой взгляд, трудно найти студента, который не заинтересовался бы этими вопросами и не посетил заседания кружка или лаборатории хотя бы один раз.
В список возможных тем исследований, кроме “интересных” вопросов можно включить и менее увлекательные на первый взгляд, но зато результаты которых могут быть применимы в практической деятельности. Это вопросы о ценообразовании на рынках ресурсов, государственная политика протекционизма, налогообложение в условиях переходной экономики, теория потребительского поведения, расходная и доходная статьи государственного бюджета, сельское хозяйство и новые отношения собственности и так далее. Список можно продолжать до бесконечности, потому что каждый новый день несёт массу новых задач, требующих решений, как от государства, так и от каждого гражданина в частности. Так, начав с частной проблемы активизации учебного процесса в ССУЗе, мы пришли к глобальному вопросу подготовки нового поколения людей, умеющих мыслить самостоятельно, принимать нестандартные решения в нестандартной ситуации, отвечать за свои действия, - всему тому, что необходимо в условиях демократического строя, к построению которого мы медленно, но приближаемся. Научная работа с раннего возраста поможет воспитать людей действительно интеллигентных и образованных, а важное достоинство этих качеств в том, что людей, обладающих ими, никогда не бывает слишком много.
Клуб «Лидер», «Специалист», Центр маркетинговых исследований рынка являются общественными организациями, созданными с целью развития творческих, исследовательских способностей студентов. Клубы действуют на общественных началах. Они не является юридическим лицом.
Клубы организуют свою деятельность в соответствии с Положением о клубе и Уставом техникума, ведут своё делопроизводство.
Деятельность клубов направлена на развитие студентов
- мотивации к участию решения задач творческого характера;
- аналитических способностей;
- коммуникационных навыков и умений;
- собственного стиля проведения исследований;
- навыков необходимых в работе по специальности;
- инициативы;
- творческого мышления.
Задачами клубов являются формирование и совершенствование профессиональных навыков.
Клубы привлекают студентов разных специальностей к участию в творческих конкурсах, научно-практических конференциях.
Прием в клубы осуществляется на добровольных началах. К приёму в клуб приглашаются студенты и педагоги, предлагающие оригинальные и нестандартные решения, разработки и исследования.
Непосредственное управление деятельностью клубов осуществляют Совет клуба и его Президент. Президент клуба избирается общим собранием членов клуба. Президент клуба и общее собрание клуба в пределах полномочий, определенных Положением о клубе, выбирают объекты исследования и анализируют их результаты.
К членам клуба относятся преподаватели дисциплин "Маркетинга", "Менеджмента", "Товароведения", "Организации и технологии коммерческой деятельности".
Члены клубов имеют право:
а) выдвигать свои творческие идеи;
б) участвовать в выборе лучших идей студентов;
в) получать необходимые организационные, учебно-технические обеспечение своей профессиональной деятельности, бесплатно пользоваться компьютерной техникой;
г) выбирать методы и средства творческого поиска, обеспечивающие маркетинговые разработки.
Члены клуба обязаны: соблюдать Устав техникума, правила внутреннего распорядка, строго следовать профессиональной этике, качественно выполнять возложенные на них функциональные обязанности.
3а успехи в научной, исследовательской, творческой, воспитательной и другой деятельности членам клуба устанавливаются различные формы морального и материального поощрения.
Клуб могут выполнять работы и оказывать услуги предприятиям, организациям и гражданам на основе договоров.
Ежегодно проводятся конференции подведения итогов практики по профилю специальности и стажировки.