Мои Эссе

 Барбарина Ольга Александровна

Мои мысли, позиции, мнения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Барбарина Ольга Александровна,

воспитатель

МАДОУ ЦРР – детский сад

«Здоровый педагог – здоровый ребенок»

"Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".

В. Сухомлинский.


Здоровье - одна из главных жизненных ценностей человека, общества.  Без здоровья все другие ценности не в радость. И задача каждого из нас - сохранить здоровье на протяжении всей нашей жизни.

Еще основатели педагогической психологии в число приоритетных направлений самовоспитания относили укрепление здоровья. Здоровье педагога имеет самое прямое отношение к его работе, оно представляет и чисто профессиональную ценность.

Одним из первых акцентировал на  этом внимание основатель педагогической психологии России П. Ф. Каптерев:  «Прежде всего, нужно обратить внимание на развитие силы и укрепление свежести физического организма, - советовал он педагогам еще в 19 веке.- Это забота обуславливается не эгоизмом, а чисто нравственными стремлениями. Хилый физический организм — плохой слуга духовных стремлений, и человек со слабым здоровьем, вечно лечащийся, не может оказать существенной помощи своим ближним, ему, дай Господи, справиться со своими недугами. Поэтому физическое самообразование — есть самый первый и важный вид самообразования вообще...» 

Здоровье педагога  необходимо не только для его профессиональной деятельности, но и для здоровья детей, наших воспитанников. Здоровый педагог — здоровые дети.

В наши дни медицина достигла больших успехов. Специалисты утверждают: от здравоохранения здоровье человека зависит на 10%, от наследственности — на 20%, от экологии - на 20% и на 50% - от самого человека, его отношения к своему здоровью. Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны помочь получить нашим воспитанникам. По данным НИИ «Гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи», за последние десятилетия  состояние здоровья дошкольников  ухудшилось: снизилось количество абсолютно здоровых (с 23,2 до 15,1%) и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и хронические заболевания (с15,9 до 17,3%). По мнению врачей -75% всех болезней заложено в детские годы. Таким образом, можно сделать вывод, здоровье ребенка закладывается в детские годы, особенно важно его психическое здоровье. 

В энциклопедическом словаре медицинских терминов понятия «психическое здоровье» нет, есть просто слово «здоровье», и им обозначается состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Ученые выделяют два основных фактора, способствующих повышению неврозов у детей дошкольного и школьного возраста. Это психологическое состояние родителей и нервно-психическое состояние педагогов. Характер данного влияния зависит от многих причин: от особенностей, свойств и качеств личности, и т.д., которые тесно взаимосвязаны между собой, а также с эмоциональным состоянием педагога. Чему научатся дети, каким будет их эмоциональное состояние, зависит от нашего настроения, от нашего умения управлять собой, от нашей способности решать личностные проблемы. Таким образом, чтобы не оказывать пагубного влияния на детей, нужно в первую очередь разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, причинами, их вызывающими, найти выход из стрессовых ситуаций.

Важно, чтобы педагог сам занимался своим оздоровлением, повышением душевного благополучия, позитивным отношением к жизни, которое позволит  понять  значимость оздоровительных занятий для детей не только с позиции физического здоровья, но и раскрытия способностей ребенка, его успешности в жизни, радостного восприятия действительности.

А здоровая жизнь - это не просто когда горло не болит и спину не ломит, а умение стойко переносить любые нагрузки, неудачи, желание учиться, искать свое место в жизни.

Детский сад - это  целый мир, где весело, трудно, интересно и радостно!

Как писатель живёт в своих произведениях, как художник в картинах, так воспитатель - в мыслях, поступках и делах своих воспитанников. Сколько сил, труда, души, терпения вкладываешь в каждого из них, чтобы выросли из мальчишек и девчонок успешные талантливые люди. Именно от воспитателя зависит, что прорастёт и созреет из того зёрнышка, которое он когда-то посеял в душах детей. Для меня является важным создание в группе детского сада безопасной атмосферы, которая будет рождать  у детей чувство защищенности, доверия к миру; развивать  творчество, коммуникативные умения.

Так же особо важным условием является педагогическое общение, основанное на отношении к ребенку, как самоценности, сопричастности к нему, на духовной близости с детьми.

Любовь воспитателя к детям – это любовь не к избранным, а к каждому, к любому ребенку: покладистому и трудному, подвижному, медлительному, дерзкому и вежливому, застенчивому и бойкому. Нам, воспитателям, доверено самое дорогое – ДЕТИ!  

Когда я вхожу в группу, меня встречают разные по своим возможностям дети, и я не имею никакого морального права ставить перед каждым из них одну и ту же планку, потому что должна думать в первую очередь об их здоровье.
Здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребенка в детском саду должна способствовать решению этой задачи.
Нужно любить своих воспитанников такими, какие они есть. Самое главное - никогда не забывать, что жизнь пролетает, как сновидение, можно ничего не успеть сделать за короткое мгновение жизни. Каждый ребенок хочет быть успешным. Он к этому стремится, для него любая деятельность - это маленькая часть жизни.
Важную роль из основных направлений по формированию физического и психического здоровья ребенка  играет взаимодействие с родителями.  Они должны почувствовать во мне единомышленника, поверить в искренность моих чувств и поступков. 
Если мы хотим вырастить здоровое поколение, то мы должны решать эту проблему всем миром. Именно таких правил я придерживаюсь, и буду придерживаться в дальнейшей работе.

Миссия любого Педагога, близка по своему содержанию клятве Гиппократа. «Не навреди!» - произносят врачи, приступая впервые к своим обязанностям. И если работники здравоохранения отвечают за физическое здоровье пациентов, то Миссия Воспитателя, куда более сложная: педагоги ответственны за здоровье нравственное и духовное. Поэтому в повседневной деятельности, исходя из своих возможностей, я стараюсь принести максимум пользы для своих воспитанников.

Я убеждена, что только здоровые педагоги способны создать условия для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка; обеспечить эмоциональное благополучие детей, а также оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка.

Моя мечта - видеть своих воспитанников здоровыми, сильными духовно, физически и умственно, добрыми и честными. А для того чтобы эта мечта осуществилась, нужно учить ребят творить, творить самих себя: свое здоровье, свое мироощущение, свои победы; учить испытывать радость от самого процесса творчества, процесса познания; учить не только побеждать, но и проигрывать; не только радоваться удаче, но и достойно принимать поражения, анализировать причины, находить пути преодоления той или иной преграды, быть активными людьми  - учить быть счастливыми. 

Я стараюсь, чтобы каждый день приносил детям радость. 



Предварительный просмотр:

Барбарина О.А.

МАДОУ ЦРР- детский сад, воспитатель.

Эссе «Один день из жизни воспитателя…»

«Благодарна и трудна работа - ежедневно маму заменять.

Может просто стало нам привычным, но не видеть  этого нельзя,

что у воспитательниц обычно вечером усталые глаза».

Г. Литвак

Один день. Наша жизнь соткана из множества разных дней. Таких же и совсем других... День воспитателя проходит независимо от нашего настроения, нашего здоровья, капризов погоды, кризиса в стране. Ибо быть воспитателем – это быть в тонусе, быть мобильным, быть современным, быть готовым ко всему...

Воспитатели… Кто они? Ими становятся или рождаются? Это и педагогическое образование, или умение большого творчества, ласки, любви к детям….

Для меня каждый день начинается не с утра, а с полуночи, когда позади рабочий день, проблемы уходящего дня, когда закончены все домашние хлопоты и нужно, спланировать свою работу будущего дня. Набрасываю план необходимых дел на завтра, бегло анализирую все сделанное сегодня. И поражаюсь, как я смогла все преодолеть. Создать хорошее настроение себе, детям, коллегам – кому советом, кому шуткой, кому примером. Дел не мало, много дел: Маше косы заплетала, следила, чтоб Алеша ел. Все успела: пожурила, пожалела, поцеловала, накормила,  сказку перед сном прочла. А еще и проследила, чтобы детвора не скучала, не болела, не сбежала со двора. Сколько ж надо глаз и рук, чтобы уследить все? За своими сорванцами – золотыми леденцами. А еще решила ряд вопросов с администрацией детского сада по поводу конкурса детей; после работы оплатила кредит в банке. Не говорю уже о ежедневных мимолетных покупках продуктов в магазине. Забрала детей из детского сада, пообщалась с их  воспитателями, забежала вместе с ними в детскую библиотеку. Уделила вечером внимание членам семьи, приготовила ужин, позвонила своим родителям, усыпила семью, занялась исследовательской работой... Ну вот,  на сегодня я уже все закончила… да нет, надо приступить к созданию презентации группы для родительского собрания; не за горами неделя «Правила дорожного движения» – куча идей и ничего еще пока конкретного; поджимают сроки сдачи программы дополнительного образования, необходимо завершить и отправить контрольную работу по дистанционному обучению...

Тихонько  восхищаюсь собой «Ай да я!», и получаю удовольствие от всего сделанного мною. Радуюсь, что я не останавливаюсь на достигнутом, и для меня, как педагога, нет ничего невозможного, все преодолимо... И в этом мое развитие. Как бы ни хотела я упростить себе жизнь, понимаю, что  для моей  жизни категорически не подходит обычный день. Мой день - это экстрим. Для меня понятия «утро» и «экстрим» - однозначны. Лучшая иллюстрация к этому – утренние сборы в детский сад. И хотя все приготовлено с вечера (детская одежда на завтра на диване, рабочие конспекты занятий и какие-нибудь разработки собраны аккуратно в стопочку на столе), все-таки уложиться в определенное время со сборами детей в детский сад, с макияжем мамы и общением на ходу – непростая задача. Какого только творчества стоит пробудить сыновей и дочерей, да еще, чтобы Мы проснулись с настроением... вот и приходиться изощряться: «Потягушечки - порастушечки; какие большие проснулись, подросли за ночь; а где твой сон; ой, за ушко спрятался...» Вот так мы просыпаемся, одеваемся, заплетаемся и, играя, обучаемся. Завожу их в детский сад, наконец, дети  определены в группы. А мне нужно добежать в свой детский сад. И вот она – дорога на работу. Город в осенней утренней мгле; вдыхаю запах опавших кленовых листьев, как глоток энергии на весь день; мимолетно приветствую знакомых; несусь мысленно по этапам первого занятия. Так хочется попасть в осенний лес на мое грибное место, но совсем нет свободного времени. Ладно, оторвусь на пол денька от города и от семьи в выходной, рвану в лес с подругой. Мне это необходимо. Взлетаю на второй этаж своего детского сада, включаю в группе свет, сосредоточенно собираю все необходимое для занятия. На ходу – общаюсь  с коллегами. Скорее – сейчас придут мои «детки - конфетки». Каждый день я с нетерпением жду своих ребятишек. Их светлые, ясные, чистые глаза. Любопытные, верящие, добрые, оценивающие каждый мой взгляд, жест, шаг, поступок. И в этот миг я превращаюсь в волшебницу, которая открывает детям дверь в мир взрослых. Мне нравится отвечать на десятки и сотни детских «почему». Почему люди не летают, как птицы? Почему небо голубое, а трава зеленая? И так до бесконечности.

Рядом со мной дети. Дети разные: дерзкие, неугомонные, застенчивые и робкие, «молчуны» и «болтушки». Что я могу им дать? Прежде всего, любовь! И я люблю их такими, какие они есть. Передаю детям, закладываю в них те положительные душевные качества, которыми обладаю сама. А эти качества, на мой взгляд, развиваются через любовь к природе. Сухомлинский В.А. говорил, что «человек стал человеком потому, что увидел глубину синего неба, отражение солнца в прозрачных капельках росы…услышал шепот листьев и песню кузнечика… ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

Я стараюсь помочь ребенку увидеть и услышать эту красоту, научиться наслаждаться ею. Только тогда в сердце каждого малыша тоже расцветет красота. Я учу своих малышей не просто видеть эту красоту, но и сочувствовать, сопереживать, оказывать посильную помощь, Просто  учу не быть равнодушными. Ведь все большое начинается с малого: с не срубленной елочки, с не затоптанного цветка, с не разоренного гнезда.

Судьба… Для меня это профессия – педагог и хорошая мама для своих детей. Скажу ли я ей спасибо? Конечно, да! Спасибо за те минуты, когда удавалось пробудить лучшие чувства в детях, спасибо за те мгновения, когда вижу радостные, счастливые улыбки детей, хорошее настроение, с которым они приходят в детский сад, ко мне. Их радость–это моя радость. И так день за днем мы вместе идем по тропе знаний, на которой они учатся различать добро и зло, познавать себя и окружающий мир, и я беспрестанно учусь у них преданности, искренности, открытости, любви…

Признаюсь честно, что порой очень сильно устаю, но, тем не менее, приходя домой, с удовольствием думаю: «А усталость у меня приятная. Ведь сколько событий произошло за этот день! Череда занятий, развивающих игр, а вместе с ними масса впечатлений, положительных эмоций и теплоты общения с детьми. Детский сад никогда не надоест. Это самое творческое место на свете!». Работать здесь – сплошное удовольствие.

Вечер. Домашние хлопоты: стирка, глажка, уборка, приготовление ужина, консервирование... Да еще у  воспитателя есть свои дети. Воспитатель дома – это мама. А мама – это огромный мир! Мамы могут все! Спасибо моим детям, с рождением которых  я стала смотреть на мир по - другому. Я научилась успевать больше, ценить время, видеть прекрасное рядом с нами. Дети – это стимул к творчеству, к новым открытиям, к новым успехам. Дети меняют нашу жизнь. Они наполняют ее смыслом. Материнство дает мне новый стимул учиться, пробовать себя в чем-то новом. И я счастлива! Мое счастье умещается в детских ладошках. И в нем все вперемешку - и смех, и заботы, и улыбки детей, и тут же болезни, и просто капризы, и бессонные ночи. Когда все сделано по дому – наступает мое время. На лист выписываю свои дела на следующий день... Знаете, так много хочется сделать!.. Жизнь так многолика и многогранна. Так вот и я снова, день за днем вчитываюсь в методики, пособия, ... и погружаюсь в мир, над которым не властны никакие смутные времена... Позади еще один день жизни. И только мы сами можем сделать наш день интересным, насыщенным, полезным и запоминающимся!

И хочется закончить свое эссе строками стихотворения:

«…Я буду работать в кузнице,

Но не там, где железо и молот,

Возьму я себе в союзницы

Нежную, светлую молодость.

Предметы моей романтики

На солнышке ласково жмурятся,

Носят на маковке бантики.

Парами ходят по улице

Их беззащитных и маленьких,

Я в светлую жизнь поведу.

И будут завидовать многие

Воспитателю в детском саду!»



Предварительный просмотр:

Эссе на тему «Мое призвание - педагог»

Барбариной Ольги Александровны

                                                                                                                       Сердце отдаю детям!

(В.А.Сухомлинский)

Судьбой назначено мне было свыше

Вести кораблик детства за собой

Чтоб для моих девчонок и мальчишек

Я стать могла бы мамочкой второй

Когда впервые я встречаюсь с ними

В распахнутых испуганных глазах

Читаю я немой вопрос отныне

А хорошо ли будет вместе нам?

Как разглядеть талант за каждым мокрым носом?

Суметь и слёзы утереть и пожалеть,

Найти ответ на тысячу вопросов,

Спать уложить и поиграть успеть.

Жизнь подарила мне большое чудо —

Весёлых, непоседливых ребят –

А я для них прекрасной феей буду

И научу любить их детский сад.

В нашей стране так много людей с интересной и нужной профессией, без которых, наверно, остановилась бы жизнь. Это и врачи, лечащие нас от любых болезней не только таблетками, но и душой! Это водители автобусов, троллейбусов, машинисты поездов, без которых мы не смогли бы путешествовать. Это дворники, благодаря которым мы ходим по чистым улицам! Но в начале пути каждого человека, независимо от его профессии, обязательно встречается воспитатель! И, наверно, именно воспитатель делает врача - врачом, водителя - водителем, учителя – учителем …

Сколько я себя помню,  всегда любила детей и мечтала работать в школе. Считала, что среди множества различных профессий на Земле профессия педагога - самая интересная и привлекательная, ни на секунду не представляя, что смогу быть, к примеру, бухгалтером, юристом, врачом…  Но по воле судьбы я оказалась в детском саду. Теперь я твердо знаю: мое признание — дошкольники.  

«Много на свете хороших профессий, но знаю, моей не найти интересней» -

эта мысль присутствует со мной на протяжении 20 лет педагогической деятельности. Да, для меня «воспитатель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня быть воспитателем это и значит жить.   В наше непростое время остались работать с детьми только истинные педагоги, понимающие детскую  душу и которые сами в душе остались детьми.

Говорят: «Дети – цветы нашей жизни». Но, скорее, они – плод нашего нелегкого труда. Это мы понимаем уже потом, через годы. А сегодня я пытаюсь мостить дорогу в будущее своих любимых малышей, объясняю им простые, но удивительные вещи, рассказываю, как важно быть добрым и честным, любить себя и своих близких. Для меня лучшая награда – сияние детских глаз, их радостная улыбка и слова: «Я завтра приду, вы будете меня ждать?».

Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь.  Наверное, это и есть  моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда.   Я не работаю воспитателем, я - воспитатель. Мне нравится быть воспитателем. Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас.

         А что значит для меня, быть воспитателем?  Не возможность чему-то учить детей, а  каждый день общаться с ними, открывая для себя новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится рассуждать о мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о «своих детях». Сопереживать их успехам и неудачам. Нести за них  ответственность. Любить… 

Я нашла свою планету. Моим вторым домом стала планета под названием "Детский сад". Я могу назвать себя счастливым человеком, отдающим свои знания, свою энергию, свою любовь детям. Все хорошее, доброе, светлое, что во мне есть, я дарю им. А получаю гораздо больше - право на бесконечный рассвет своей души.
40 пар бездонных детских глаз каждый день приветствуют меня. Вот они смотрят на меня. Чего они ждут? Доброты? Тепла? Понимания? Дети обладают поразительной проницательностью, они сразу различают фальшь, ложь и лицемерие. Я читаю в их глазах мысли и чувства, улавливаю их настроения. Я заглядываю в их будущее. Я вижу в их рисунках движение души в сторону ДОБРА. Я хочу уберечь их души от мрака неверия и нелюбви.

Особенен и неповторим мир детства. Не каждому человеку выпадает радость ежедневно бывать в этом удивительном мире. И только мы, воспитатели, наделены этим.

Мне позволено судьбой, быть рядом с нашим будущим - с нашими детьми! Я могу назвать себя «Мамой» с большой буквы, ведь у меня больше сотни детей, и все они мои, все любимые мною, каждому из них я отдала частичку своей души, своего сердца! Кто-то из них уже женился или вышел замуж, кто-то только недавно начал ходить в детский сад – но все они для меня одинаково любимы, за каждого я переживаю, как мать. Думать о детях, заботиться о них, любить их – самое прекрасное  чувство. Я – счастливый человек!

У меня прекрасная миссия – дарить свою Любовь детям! И я с большим удовольствием воплощаю её в жизнь. Как говорил Л.Н.Толстой: «Любить - значит жить жизнью того, кого любишь». В этих словах, и заключается смысл того, зачем ты ежедневно идёшь к детям. 

        Мне очень близко восточное изречение: «Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит свет солнца, другое – прохладную тень.  Одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину. Одно произрастает на песчаной почве, а другое – на жирной, глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии».

И именно мне доверено Человечеством «сеять» разумное, доброе, вечное в маленькие души самых прекрасных сокровищ на Земле!

«Воспитатель, воспитатель – это слёзковытератель,
Одеватель, обуватель, умыватель иногда,
Он косичкозаплетатель, зимой снегоразгребатель,
Рисователь и игратель, но ругатель – никогда!»

 Я – Воспитатель!!! Я горжусь этим! Много профессий на свете, но эту профессию не выбирают, выбирает ОНА! Случайных людей здесь не может быть, они просто не смогут жить в этом состоянии.  Моё призвание – воспитателя звание!  И этим я счастлива!



Предварительный просмотр:

Барбарина Ольга Александровна

«Моя педагогическая философия»

«… Процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников – в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний».

Сухомлинский В.А.

Здравствуй, новый день! Что нового ты мне уготовил? Радость от встречи с моими воспитанниками, коллегами, друзьями? Радость от педагогических находок и открытий?

 С удовольствием и неспешно иду знакомой дорогой к моим детям… Мысленно приветствую всех людей, которых встречаю на своем пути. Радуюсь первому лучу солнца, голубому небу.

Вот я подхожу к детскому саду и чувствую, как внутренне преображаюсь. Оставляю все свои личные проблемы и заботы, мысленно настраиваюсь на хорошее расположение к каждому ребенку, которого сейчас встречу.

Вы спросите: «Откуда же  Вы берете силы, чтобы быть одновременно воспитателем и педагогом, артистом, врачом детских душ, мамой?».

Ответ, на мой взгляд, прост.

Главное – это любовь, любовь к жизни, к людям, а еще к тому, что ты делаешь. А делаем мы, педагоги, самое главное  дело на Земле – мы обучаем детей, учим не только знаниям, а еще и тому, чтобы они стали добрыми, открытыми, чуткими и порядочными.

А что значит, для меня быть воспитателем? Не возможность чему-то учить детей, воспитывая их каждый момент, а каждый день общаться с ними, открывая для себя новое. Меняются дети, меняюсь и я  вместе с ними. Мне нравиться рассуждать об окружающем мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение.  Для меня воспитатель не профессия, не общественное положение, не работа. Быть воспитателем для меня – это значит жить. Ведь воспитатель детского сада  мудрый спутник ребенка в его путешествии по стране Детства.

Говорят: «Дети – цветы нашей жизни». Но, скорее, они – плод нашего нелегкого труда. Это мы понимаем уже потом, через годы. А сегодня я пытаюсь мостить дорогу в будущее своих  малышей, объясняю им простые, но удивительные вещи, рассказываю, как важно быть добрым и честным, любить себя и своих близких. Для меня лучшая награда – сияние детских глаз, их радостная улыбка и слова: «Я завтра приду, вы будете меня ждать?» Каждое утро, приходя на работу, я вижу глаза своих детей.  В одних глазах я вижу  настороженность, в других – интерес, в третьих – надежду,  а в чьих-то - пока равнодушие. Какие они разные! У каждого своя идея, свой особый мир, который  нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. Чего они ждут? Доброты? Тепла? Понимания? Дети обладают поразительной проницательностью, они сразу различают фальшь, ложь и лицемерие. Я читаю в их глазах мысли и чувства, улавливаю их настроения. Я заглядываю в их будущее. Я вижу в их рисунках движение души в сторону добра. Я хочу уберечь их души от мрака неверия и нелюбви,  не только  сейчас на этой  маленькой планете «детский сад», но и в будущей   жизни. Педагоги, архитекторы,  ученые, какую профессию выберут мои воспитанники? Сейчас они просто дети. И каждый ребенок ждет внимания, тепла, любви. И для меня очень важно оправдать их ожидания и увидеть в каждом  важное, что сделает их будущее счастливым. Я всегда верю в возможности каждого ребёнка, в то доброе, что в нём заложено.

Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть  моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда. 

     Первая заповедь моей философии педагога – любовь, безмерная, всепрощающая к  моим милым, неповторимым детишкам. Годы работы в детском саду многому меня научили: принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к  ошибкам других, но требовательней к самой себе, а самое главное – бережнее относиться к детям. Я поняла, что надо учиться воспринимать лучшее, что в них есть, помогая им самим это лучшее в себе увидеть. Эти годы - годы радости и огорчения, победы и поражения, годы поисков, раздумий, открытий. Я счастлива, потому что отдаю малышам тепло своей души. Я счастлива, потому что вижу результаты своего труда. Что может быть трепетнее ощущения теплоты обнявших тебя малышей, биения их сердец в унисон с твоим сердцем!

Это я принадлежу им. А мне – их доверие. Я не имею права их обмануть, предать.

Вторая заповедь моей философии – не навреди! Я готова искать в маленьком человеке целый мир, загадочный и привлекательный, стремлюсь понять его. Но открыть в другом человеке личность можно, лишь обладая качествами, как уважение и терпение, я всегда стараюсь сохранить эти качества в себе и учу этому воспитанников. Главным критерием отношений у нас являются слова: «Уважая себя, с уважением относись к другим».     Все мои действия и поступки, направленные на детей, должны основываться на знаниях детской физиологии, психологи и  педагогики.

    Как часто, мы,  взрослые, не  добившись чего-то в жизни,  вкладываем свою мечту, в  светлую  головку малыша. Кто знает?  Возможно, наши мечты  так далеки от их собственных желаний и талантов. Нет детей неталантливых. И нет детей одинаковых. Они не могут и не должны быть похожи  друг на друга. И следующая моя  педагогическая заповедь – не подчинить своим желаниям путь ребенка, а дать возможность расцвести, как весеннему саду, его собственным  мечтам и призванию. Ребенок — чистый лист. И я должна запечатлеть самое важное и прекрасное, что создает мировоззрение и индивидуальность ребенка. И каждый раз я чувствую большую ответственность перед обществом. Ведь Детство – настоящая, яркая, самобытная, неповторимая часть жизни; от него зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

        Важная заповедь для меня – это всегда помнить о том, что воспитатель для ребенка в детском саду — главный человек, кладезь знаний и умений. И каждый раз, открывая перед детьми «книгу познания», я вписываю в нее новую страницу. Я не работаю воспитателем, я - воспитатель.  Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас. Я могу назвать себя счастливым человеком, отдающим свои знания, свою энергию, свою любовь детям. Всё хорошее, доброе, светлое, что есть во мне, я дарю и просто отдаю им, своим дошколятам. А взамен я получаю больше: их доверие, откровения, радость, маленькие тайны и хитрости, а самое главное любовь.  Дети – самая большая ценность на земле, это то, во имя кого мы живём.

       Помните древнюю мудрость Сократа? Все профессии  от людей и только три от Бога: Педагог, Судья, Врач. Эта мудрость лежит в самом сердце моей педагогической философии. Ведь я, как врач, для которого главный закон - «Не навреди!». Без приборов и инструментов наблюдаю за душевным, нравственным здоровьем детей, без микстур и уколов лечу ласковым словом, советом, улыбкой, вниманием. Я, как мудрый судья не властвую, но сглаживаю противоречия, взвешиваю добро и зло, поступки и действия, но не караю, а стараюсь предупредить.

     Эти заповеди – всегда в моем сердце. Они не дают мне расслабиться, потерять ориентир. Вот поэтому я считаю, что свою профессию я выбрала по велению сердца. Всё больше и больше убеждаюсь в правоте слов римского историка Саллюстия: «Каждый человек – творец своей судьбы» и я творю свою судьбу сама. Этим я счастлива и этим я живу каждый день.



Предварительный просмотр:

Эссе

Воспитание сердца…

Только  то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его  в его первую пору жизни.

Я.А. Коменский

Воспитание сердца невозможно без воспитания любви и уважения к старшему поколению — бабушкам и дедушкам.

Тихий зимний вечер. Ветерок слегка качает ветки деревьев. А с неба спускаются мягкие, пушистые снежинки. Они падают мне на варежку, и я рассматриваю, какие они разные, не похожи одна на другую. Совсем как дети в группе. Одни колкие, ершистые, как в мелких иголочках, а тронешь теплой нежной рукой, и иголочки тают – ребенок успокаивается; другие резные, кажется не разобрать узора, –  это самые интересные, те, что обо всем имеют собственное суждение. Какие же они разные? И как часто я думаю о них, об их будущем.

Когда-то, сидя за партой, я мечтала, что стану учителем … С того момента прошло очень много лет, многое изменилось, мой жизненный путь привел меня в детский сад – я воспитатель!

Вы знаете, очень часто от своих знакомых и не знакомых людей,  я слышу такие слова: «В этой профессии нет ничего сложного. Покормил, погулял, поиграл и ушел домой». А ведь каждый воспитатель не только кормит, гуляет и играет с детьми, но и дает детям знания, стараясь делать все возможное, чтобы уходя домой, они говорили и обсуждали с родителями то, новое и интересное о чем они сегодня узнали.

Делиться своими знаниями с теми, кому они нужны и кому не очень нужны не так уж и сложно. А вот воспитывать…

А как можно подготовить человека к жизни, не воспитывая его? Как воспитывать у внуков уважительное отношение к дедушкам и бабушкам? Над этим я стала задумываться… Спросите почему? Да потому что за большой занятостью родителей на работе в детский сад стали приходить и забирать внуков домой дедушки и бабушки, и приходится наблюдать, как эти внуки не слушаются их, требуют, чтобы они одевали их, проявляют недовольство, если не получают сладостей, могут высказать обидные слова в адрес своих бабушек и дедушек.

Уважение к седой старине – характерная черта русской национальной традиции. Современный ученый, профессор Санкт-Петербургского государственного университета В.В. Колесов отмечает, что: «Весь древнерусский период проходит под знаком благоговейного уважения к старому, старшему по положению и по возрасту…».

Передаваемый из поколения в поколение социальный опыт, постоянно обогащавшийся и развивающийся, имел огромное значение. В старину в семьях почитали, уважали старших, слушались их, не смели им перечить, не перебивали их и не капризничали. Родители, дедушки и бабушки учили детей и внуков всему, что умели сами, передавали им свой жизненный опыт. Семьи в старину были дружными, родственники всегда помогали друг другу. Еще я, застала то время, когда мы с братом обращались к нашей бабушке на «ВЫ». И это считалось нормой.

В чем же причина в настоящее время такого отношения внуков к пожилым родным для них людей? Помните, как Чехов говорил: «Если бы каждый человек на своем участке земли сделал бы все, что мог — как прекрасна стала бы наша земля». То же можно сказать и об отношении к старшему поколению: если бы каждый позаботился о своих родителях, бабушках, дедушках, о тех, кто на твоих глазах нуждается в помощи (поднять что-то, перевести через дорогу, донести тяжесть...), насколько лучше и радостнее бы стала жизнь старшего поколения! Им ведь немного надо – внимание! Позвонить, проведать. Поинтересоваться, все ли в порядке.

Давайте не будем забывать и о роли родителей в воспитании детей! Ведь мама и папа – главные воспитатели своих детей. Дети впитывают в себя ту модель поведения своих родителей, которую видят по отношению к старшим родственникам. Хорошо, если они видят, как родители заботятся, вежливо разговаривают, беспокоятся о родных. Наши дети перенимают нормы поведения и отношения к бабушкам, дедушкам, родителям и в целом к близким людям. А если …

Очевидно, что современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях, чем их ровесники 25-30 лет назад. Жизнь детей стала сопряжена с огромным риском и страхами родителей за их безопасность. Дети перестали гулять во дворе без сопровождения взрослых, самостоятельно; без участия взрослых решать конфликты во дворе, ходить в гости к друзьям.

То, что сегодня нам приходится поднимать проблему социализации, говорит о разобщённости современного социума, даже о неумении передать новому поколению накопленный опыт. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, отсутствие «дворовой» социализации,  изолированность ребёнка в семье – негативно отражаются на социализации современных детей. Таким образом, детский сад становится единственным местом, где дети могут без опасения проявлять свою инициативу и самостоятельность, а также взаимодействовать с разновозрастным детским коллективом в разнообразных видах деятельности, которые семья создавать не в состоянии.

В детском саду решающее воздействие на ребенка имеем мы –  воспитатели. Поэтому в своей педагогической жизни я руководствуюсь словами Василия Александровича Сухомлинского «…провожая любящим взглядом своего ребенка, мать верит в то, что педагог знает нечто такое, чего не знает она, мать. И мы, педагоги, должны знать то, что знает далеко не каждая мать, если мы настоящие учителя!»

Сейчас я понимаю, что Василий Александрович Сухомлинский видел далеко вперед. Все то, что он говорил, писал и применял на практике, отвечает современности, оно вокруг нас, в повседневной жизни.

В своей практике часто приходится наблюдать, когда дети испытывают радость от причиненной боли другим детям, людям, животным. Как многие из взрослых (родители) не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, проявить свое сочувствие и сострадание. Становятся дефицитными качествами личности: способность сопереживать, сочувствовать, умение радоваться за другого.

Учить человечности это самое сложное и невероятно трудное дело, но его делать надо. Отношение к бабушкам и дедушкам должно быть только сердечным. От того, как  относится ребенок к старшему поколению зависит, каким он станет человеком в этом мире. 

Так хочется, чтобы дети, с которыми ты проживаешь какую то часть своей и их жизни, радовались успехам своих товарищей, переживали вместе с другими какие-то неприятности, уважительно относились к старшему поколению, а утром придя в группу, просто спросили: «Как у Вас дела?» Что же нам сделать для того, чтобы наши дети были такими?

Да, безусловно, все мы разные, и ценности наши тоже различны, но есть те основные, духовные, человечные: любовь, дружба, семья, честность и порядочность, уважение к людям, к старшему поколению, терпение… И все эти ценности я стараюсь прививать «своим» детям путем собственного примера, поведения, путем беседы с ними о жизни известных, и просто людей, о жизни литературных героев, проигрывая разные ситуации, через которые дети осваивают нормы и правила общения со взрослыми и друг другом, принимают собственные решения на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора. Я вижу, как они меняются, но самое главное, что у них появляется ощущение собственной значимости.  

Особое внимание уделяю детско-родительским отношениям, где, благодаря методу проектирование, они тесно и увлеченно общаются друг с другом.

Именно социально-личностное развитие, целенаправленное, систематическое, помогает сформировать высокие нравственные личностные качества ребенка, которые являются одной из сторон социализации дошкольника.