Для вас, педагоги

Васина  Светлана  Вячеславовна

На  данной  страничке  я  публикую  консультации  для  педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_dialoga.docx36.16 КБ
Файл semya_i_dou.docx23.69 КБ
Файл kreativnost.docx24.23 КБ
Файл metodika_konstruirovaniya.docx21.89 КБ
Файл igry_v_period_adaptatsii.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  для  воспитателей.

Тема: «Культура  диалога  и  искусство  беседы»

Консультацию  подготовила: воспитатель  1 категории  Васина  Светлана  Вячеславовна

МБДОУ д\с №8  комбинированного  вида  «Русалочка»

г.Кстово  Нижегородская  область

Содержание

Введение

1)Диалог (определение,  виды  диалога,  категории  реплик  в  диалоге,  условия,  необходимые  для  осуществления  диалога).

2)Культура  ведения  диалога.

а)Общие  правила.

б)Правила  для  говорящего.

в)Правило  для  слушающего.

3)Искусство  беседы.

4)Библиография.

Введение.

К началу пятидесятых годов у языковедов разных стран, в том числе и России, появился огромный интерес, связанный с теорией диалога. Этот вопрос прорабатывается на основе богатого материала, который использовали основоположники теории: Бахтина, Якубинский и Виноградова. Понятие «диалог» от древнегреческого означает течение идей между участниками дискуссии («берегами»). Функция диалога и его призвание помогать более спокойному восприятию, понятному осмыслению, а также развитию всех идей, высказанных собеседниками.

Сегодняшний современный мир полемичен и очень противоречив, даже намного больше, чем раньше. Будущее всего человечества зависит от организации плодотворного, эффективного и перспективного диалога в самых разных областях социума: это наука и политика, партии и нации, народ и власть, верующие и атеисты, отцы и дети. Как логическая форма творческого мышления, диалог в наше время приобрел особую актуальность в виде средства интенсификации прогресса. Хороший и грамотный диалог является во многом образцом демократии и гражданского общества.

Но сама проблема культуры и развития диалога стоит очень остро. Мы это можем видеть на политических баталиях, собраниях, митингах и дискуссиях. Можно утверждать с полной уверенностью, что резкость и запальчивость некоторых выступлений, как правило, не имеют ни взвешенности, ни глубины ни убедительности доводов. В них нет элементарной последовательности и выдержанности в рассуждениях, не соблюдаются обычные этические нормы. Культура диалога - это предмет постоянного изучения. Чтобы иметь квалифицированное суждение недостаточно превосходства или авторитета в плане социального статуса, образовательного уровня или служебного положения. Здесь понадобится такие факторы, как наличие эрудиции, навыков доказательных рассуждений, умения не только слушать, но и быть услышанным, знаний отечественной и традиций мировой культуры.

Диалог.

Диалог есть совместная и разделенная последовательностью реплик речь нескольких людей, в результате которой принимается общее решение. В ходе диалога люди обмениваются репликами-высказываниями, которые частично воспроизводят и повторяют друг друга и, главное, располагаются в последовательном порядке так, что каждое последующее высказывание основывается на содержании предыдущего и в свою очередь привносит некоторое новое содержание.

Если диалогическая речь создается путем обмена репликами, исходящими из различных источников, то монолог представляет собой завершенное высказывание, исходящее из одного источника. Поэтому можно сказать, что в диалогическую речь входят отдельные монологи как развернутые и завершенные по смыслу реплики.

Посредством речи организуется совместная деятельность людей, составляющих общество, и виды этой деятельности соответствуют основным формам диалогической речи, которая тем самым подразделяется с точки зрения цели на:

  1. общий диалог, назначение которого состоит в сопровождении речью совместной жизнедеятельности;
  2. информационный диалог, назначение которого состоит в получении и сообщении новой информации;
  3. диалектический диалог, назначение которого состоит в систематизации полученной информации и в построении картины реальности;
  4. обучающий диалог, назначение которого состоит в формировании знаний, умений и навыков, необходимых для деятельности;
  5. соревновательный диалог, назначение которого состоит в распределении людей по их компетентности и пригодности к деятельности;
  6. совещательный диалог, назначение которого состоит в принятии решения;
  7. игровой диалог, назначение которого состоит в выработке форм выражения мысли в их отношении к типовым действиям и в согласовании действий с высказываниями, — общая и конкретная тренировка;
  8. командный (управляющий) диалог, назначение которого в непосредственном управлении действиями.

Перечисленные виды диалога образуют круговорот речи, поскольку они обеспечивают этапы речемыслительной деятельности — последовательное решение типовых задач и переход от решенных задач к последующим. Тем самым в ходе диалога происходит воспроизведение коллективных действий, накопление опыта и знаний в обществе и выработка приемов мышления и выражения мысли в ее различных аспектах.

В диалогической речи различаются повествовательные, вопросительные и побудительные реплики.

Вопросы  в  диалоге бывают общими и частными.

Общим (или ли-вопросом) называется такой вопрос, на который можно ответить да/нет, то есть создать утвердительное или отрицательное высказывание, которое называется экзистенциальным суждением: нечто есть, существует.

Частные вопросы подразделяются на что-вопросы, какой-вопросы, как-вопросы, почему-вопросы. 

  • Ответом на вопрос что? (кто?) является указание действием или словом (Иван есть вот это), то есть называние вещи (это есть Иван), или определение, если смысл имени недостаточно ясен: Иван есть человек с седой бородой; птица есть крылатое пернатое существо.
  • Ответом на вопрос какой? является словесное изображение, характеристика предмета мысли, или описание: Иван таков-то u таков-то.
  • Ответом на вопрос каким образом (нечто произошло или происходит)? является сообщение о конкретном действии: это произошло так-то u так-то, или повествование.
  • Ответом на вопрос почему? является установление причинно-следственной связи между событиями: это имеет место, потому что то является его причиной, или рассуждение.

Побудительные реплики развертываются в композиционно-речевую форму побуждения, просьбы.

 Есть несколько необходимых условий в осуществлении диалога, их четыре:

1) Должно быть не менее двух лиц, которые участвуют в коммуникативном обмене.
2) Эти лица должны находиться в так называемом «центрированном взаимодействии», (их внимание должно быть сосредоточенным друг на друге).
3) Наличие системы символов, как посредников в коммуникативном обмене.
4) Роли слушающего и говорящего должны быть переходными (от одного из участников другому).

Вывод:

Диалогическая речь обеспечивает возможность культуры как накопления и систематизации социально значимого опыта людей.

Не существует языков, в которых не было бы диалогической речи и необходимой для создания диалога восклицательных, повествовательных, вопросительных и побудительных предложений. 

Общение людей непрерывно, и все человечество соединяется непрекращающейся цепью диалога. Диалогическое общение является основой общества, история которого и состоит из слов и действий; все отношения между людьми опосредованы словом. , диалог является логико-коммуникативным процессом взаимодействия между людьми, с помощью выражения их смысловых позиций. Это является своего рода воплощением языка в специфических или конкретных средствах. При процессе обмена мнением, участники самого диалога только приобретают, не теряя ничего. Это является существенным различием между обменом товарами и идеями. Насколько содержательным является диалог, настолько богаче творчески могут стать его участники. Таким образом, развивая свои творческие возможности и благодаря их усилиям, в наш мир вносится некая мера оригинальности, причем каждой стороной сохраняется и приумножается интеллектуальный и духовный багаж. Диалог можно назвать самой дешевой и оперативной формой обмена информацией.

 Культура ведения диалога

Вся наша сознательная жизнь протекает в речевом общении. Когда мы не спим и не смотрим телевизор, мы разговариваем с близкими, с друзьями и знакомыми, с коллегами по работе, с соседями и прохожими на улице. Наконец, мы иногда думаем, а думать значит разговаривать с очень умным и интересным человеком – с самим собой. Правда, многие еще бродят по Интернету, но там тоже разговаривают с прохожими, только обычно в письменной форме.

Между тем разговаривать мы не умеем, потому что нас этому никто не учит, – в школе нас учат грамматике и литературе. Грамматика и литература, безусловно, нужны, в особенности человеку, который умеет разговаривать. Школьная грамматика учит нас правильно говорить и писать, но умение говорить и умение разговаривать – разные вещи. Умение говорить, если мы не умеем разговаривать, иной раз даже вредит нам, или если мы говорим слишком много, или если не скажем то, что нужно сказать, или если скажем то, что говорить не следует. 

Что же значит уметь разговаривать? Умение разговаривать есть умение находить и выражать словом взаимоприемлемые решения при столкновении целей и интересов. Правильно сказать означает организовать и гармонизировать посредством слова собственную жизнь и жизнь своих ближних: соблюдать собственные интересы, не нарушая по возможности интересов другого человека, достигать собственных целей, не прибегая к насилию, и, что очень важно, уметь не обрывать общение – строить разговор таким образом, чтобы он имел продолжение.

Общие  правила. 

Слушающий должен внимательно выслушать говорящего;
Высказываться можно только по очереди;
Высказывания должны быть уместными, лаконичными, выразительными;
Сообщение должно содержать новую информацию для слушателя и способствовать тем самым росту знаний, расширению кругозора;
Обсуждение проблемы должно привести к её решению, либо к определённому выводу;
В начале диалога должны быть определены цели, задачи, предмет дискуссии и сформулирована проблема (противоречие), которую необходимо решить;
В ходе диалога уточняются необходимые термины и понятия;
При завершении диалога необходимо обобщить полученные знания, чётко сформулировать найденные решения проблемы.

Диалог – обмен однородными высказываниями в рамках определенной темы и определенного состава участников, каждый из которых попеременно является создателем и получателем сообщения. 

Диалог состоит из реплик, и грамматика учит нас, что эти реплики бывают трех видов – вопросы, сообщения и побуждения. На вопрос можно ответить сообщением и иногда уточняющим вопросом, но не побуждением; на сообщение – сообщением, вопросом или побуждением; на побуждение – сообщением или вопросом, но не побуждением. Подумайте сами, что получится, если нарушить это простое правило. 

Речь здесь идет не о психологии, а об организации речевых отношений в обществе, о правилах ведения речи. Например, когда кто-то позвонил в вашу дверь, вы спрашиваете: «Кто там?» – а вам в ответ: «Откройте дверь!» – не открывайте, а если у вас есть дети, научите их этому простому правилу. Психология скажет о реакции человека на речевой стимул: о том, что у вас возникнет побуждение открыть дверь, которому не следует поддаваться. Риторика скажет о правиле речевого общения: если на ваш вопрос отвечают побуждением, разумно прервать речевой контакт.

Правила ведения диалога выработались в глубокой древности, они выражены в пословицах, причем пословицы всех народов, если рассмотреть их с этой точки зрения, дадут примерно одинаковый материал. Эти правила были систематически изложены и обоснованы профессором Ю.В. Рождественским (Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1999). Они разделяются на общие правила, правила для слушающего и правила для говорящего: в диалоге говорящие и слушающие меняются местами, а общие правила нацелены на объединение участников диалога и на продолжение общения между ними.

В диалоге положение слушающего более благоприятно, чем положение говорящего. 

Пословицы единогласно утверждают, что слово – серебро, а молчание – золото, и что неслучайно у человека один рот и два уха. Внимательный анализ речи собеседника дает возможность обдумать ее содержание и построить целесообразный ответ.

Человек, готовый к речи, прерывает любое дело или собственную речь, чтобы выслушать обращенное к нему сообщение. 

Это правило вежливости и безопасности одновременно. Наша невнимательность и невежливость по отношению к другим зачастую приводит к непоправимым последствиям: нам сообщают об опасности и необходимости немедленного решения, а мы пропускаем сказанное мимо ушей. Наш ближний взывает о помощи, а мы отворачиваемся от него. Воспитывайте в детях внимание к речи.

Но тот, кто обращается с речью, несет ответственность за актуальность, значимость, уместность сообщения. 

Известна сказка о мальчике, который всех пугал волком, когда же волк действительно появился, никто мальчику не поверил. Если обращенная речь бессодержательна или не вызывает ответной мысли у слушающего, диалог может быть прерван, а дело может не состояться, за что ответственность несет говорящий.

Правила для говорящего.

Говорящий должен тщательно отсеивать сообщаемую информацию: имеет преимущество тот, кто владеет информацией.

Один умный человек сказал: «Когда я говорю то, что я говорю, я думаю то, что я думаю». Во-первых, слово, как известно, не воробей, поэтому сказанное не воротишь и оно станет фактом. Во-вторых, «в чем проврался, с тем и простился», – ложь создает проблемы, а информацию, которую вы сообщаете, следует предварительно взвешивать, потому что случайно сказанное вами может привести к неожиданным последствиям. Известна китайская история про точку в глазу дракона. Жил-был великий художник, у которого был ученик. Раз художник поручил ученику нарисовать дракона. Ученик прекрасно нарисовал дракона, но в рисунке чего-то не хватало. Он попросил учителя поправить рисунок. Учитель внимательно посмотрел на дракона, взял кисть и только поставил точку в глаз дракона, как дракон ожил и полетел. Вот такой точкой в глазу дракона может оказаться случайно сообщенная информация.

Последствия каждого высказывания должны быть обдуманы.

Обычно наша речь представляет собой реакцию на некий стимул. В этом отношении мы мало отличаемся от животных – псу наступили на хвост, и он визжит, человеку сказали что-то неприятное, и он немедленно реагирует возмущенными словами. Разумная речь целесообразна. Высказывание должно быть результатом замысла, а не психологической реакцией на обстоятельства. Перед тем как начать говорить, следует спросить себя: «Что мне нужно от этого человека? Что и как мне следует сказать, чтобы получить нужный результат?» Поэтому всякое наше высказывание должно учитывать цель, собеседника, обстоятельства, речевую ситуацию:

• речь должна быть вежливой – помимо того, что быть вежливым просто хорошо и приятно, вежливость речи существенно повышает значимость и авторитет высказываний. В нашем общении, особенно деловом, столкновение целей и интересов дело обычное, нарушение правил вежливости, нелюбезность создает не просто дополнительные препятствия для положительного решения наших проблем, но – сами эти проблемы;

• сообщение должно быть уместным – в доме повешенного не говорят о веревке;

• содержание и смысл высказывания определяются тоном, которым оно произнесено, – интонация несет больше информации, чем слова, потому что выражает истолкование говорящим содержания сказанного;

• сообщение не должно быть противоречивым – последовательность является важнейшей характеристикой личности и реальности намерения говорящего, пословица предупреждает: «В огороде бузина, а в Киеве дядька»;

• сообщение должно содержать новую информацию – смысл диалога в том, что его участники знают и могут сообщить разное об одном и том же предмете речи, поэтому он и называется диа-лог: «диа-» значит по-гречески «через» и «раз-» как «раз-личное», «логос» значит одновременно «слово, мысль и высказывание»;

• сообщение не должно быть многословным – долгую речь трудно запомнить и на нее трудно ответить, чем длиннее речь, тем больше вероятность допустить перечисленные выше ошибки, долгая речь компрометирует говорящего, потому что слушающий тоже человек и тоже хотел бы высказаться.

Правила для слушающего

Слушающему полезно знать, что не каждый его собеседник имеет достаточно добросовестные намерения, достаточно разумен, чтобы сообщить нечто полезное, достаточно компетентен в обсуждаемом вопросе, достаточно этичен и достаточно умеет выражать свои мысли.

Слушающему следует сопоставить сообщение говорящего с сообщениями на ту же тему, полученными от разных лиц. Это дает основание для оценки достоверности и новизны содержания речи.

 Слушающий должен выделить истинные и ложные, правдоподобные и неправдоподобные высказывания. Он делает это на основе предшествующего шага анализа речи. Если двое сообщают противоречивые сведения об одном и том же, то, по крайней мере, один из них говорит неправду. Если вам сообщают нечто, что вы считаете неправдоподобным, то у вас есть основание усомниться в истинности сказанного и в этичности сказавшего. В этичности, потому что этика речи возбраняет сообщать как достоверную информацию, которую слушающий может считать неправдоподобной.

Слушающий должен выделить приемлемые и неприемлемые для него высказывания. Лиса, как известно, знает сто сказок, и все про курицу, а всякий кулик хвалит свое болото. По речи можно определить намерения и интересы говорящего, и всегда полезно помнить, что эти интересы и намерения могут не совпадать с вашими. Поэтому, когда вы анализируете речь, старайтесь, чтобы ваш собеседник говорил дольше и полнее. Чем дольше он будет говорить, тем чаще в его речи будут повторяться слова и обороты, которые могут свидетельствовать о его намерении. Их-то и нужно слушать.

Сопоставив высказывания различных лиц на ту же тему, разделив истинные и ложные, приемлемые и неприемлемые сообщения, слушающий отделяет интересы говорящего от содержания его высказывания.

Слушающий оценивает высказывание и интерес говорящего применительно к ситуации речи и на этом основании отделяет интересы говорящего от его намерений, так как интересы могут не совпадать с намерениями.

Выделив интересы и намерения говорящего, слушающий сопоставляет данное высказывание с другими высказываниями того же лица и определяет искренность, то есть добросовестность намерений говорящего.

С должным вниманием слушающий относится к суждениям говорящего о других лицах и о том, что они говорят: если ваш собеседник не в состоянии хранить секреты других, то он не в состоянии хранить и ваши секреты; если он недоброжелательно относится к другим, то, очевидно, он недоброжелательно относится и к вам.

Не меньшее внимание слушающий уделяет логическим и содержательным ошибкам говорящего: по этим ошибкам оценивается разум собеседника как способность понимания и суждения.

Ошибки в содержании речи слушающий связывает с отношением говорящего к собственным высказываниям (модальностью речи): говорящий может быть скромным, смиренным человеком, но может шутить, испытывать слушающего, намеренно вводить его в заблуждение относительно своих умственных способностей или информированности.

Из содержания речи собеседника следует отобрать положительную информацию, которая будет основой ответного суждения. 

Это правило самое важное по двум причинам. 

Первое. Все изложенное выше предполагает известное недоверие и критическое отношение к собеседнику. Однако установление в высказываниях негативного содержания означает выделение позитивного, что и является целью общения и основанием для продолжения диалога. Когда обнаружится это позитивное содержание, появится основание для ответа, который принципиально должен быть направлен на согласие. Но соглашаться следует в том, что соответствует вашим намерениям. При этом во всяком диалоге важна инициатива – поворот содержания разговора в желательную для вас сторону. Диалог всегда состязание, и выигрывает не тот, кто больше или красивее говорит, а тот, кто лучше умеет направить тему обсуждения в нужное русло.

Второе. Приведенные рекомендации основаны на пословицах. Пословицы отражают древний страт (пласт) духовной культуры, связанный в основном с язычеством и родовой этикой, когда собственные польза и безопасность рассматриваются как высшая ценность. Однако пословицы почему-то сохраняются в христианской культуре в относительно неизменном виде. Из этого, очевидно, следует, что они предписывают трезвость и осмотрительность в речи и в оценке собеседника, что никому не вредит.

Вывод: все эти правила вполне банальны, и в сущности, каждый взрослый человек их знает. Однако одно дело знать, другое дело видеть их как целое, и вовсе третье дело – следовать им. Но кто из нас не совершает ошибки? Следовать этим правилам труднее всего. В спокойных и благоприятных ситуациях ошибки кажутся не опасными, хотя это не совсем верно, но в ситуациях дискуссии, полемики и даже простого спора они приобретают значимость категорического условия.

Искусство беседы.

Любая беседа — это обмен мыслями и, вопреки мнению некоторых, она не предназначена для демонстрации остроумия или красноречия. Умение вести беседу искусство, хотя и своеобразное.

В искусстве разговора нужно постоянно упражняться, уметь ориентироваться в темах разговора, приноравливаться к собеседнику, и, только, после долгого опыта можно видеть свой успех в этом. Конечно, идеального собеседника, скорее всего, не существует. Но всегда есть к чему стремиться — умение слушать и чувство меры — никогда не подведут вас.

К юношам или девушкам после 18 лет следует обращаться на «вы». Знакомому можно предложить перейти на «ты» только в том случае, если уверены, что он в этом заинтересован так же, как и вы. Подобная форма обращения не терпит навязывания. Осторожно с «брудершафтом»! Бывает, что, выпив с кем-либо на «брудершафт» во время веселого застолья, мы убеждаемся потом, что в повседневной жизни это не привилось. Не стоит настаивать. От нежелательного «брудершафта» лучше сразу же вежливо отказаться.

Хороший тон требует, чтоб мы избегали таких разговоров, которые неприятны собеседнику или которые приводят его в уныние. Чтобы стать разговорным ассом, прежде всего, необходимо усвоить несколько правил: в разговоре нужно избегать крикливого «Я»; учитывать заинтересованность других и скрывать собственную личность.

Говорить с кем-либо на незнакомом остальному обществу языке весьма неприлично. Следует проявить любезность и деликатность в том случае, если в ваш разговор вмешался третий оппонент, а тема разговора сугубо интимна.

Важно также управлять своим голосом (можно прибегнуть к помощи специалиста), потому как он вполне может выдать ваше самочувствие, настроение, мысли, которые вам хотелось бы скрыть. В состоянии стресса говорить еще тяжелее, мешает учащенное прерывистое дыхание, дрожь в голосе, поэтому также важно управлять своим дыханием (но ни в коем случае не пытаться усилить звучание повышением голоса, напряжения горла, и уж точно не стоит прибегать к яростной жестикуляции). Речь должна быть не слишком громка, иначе вы можете поставить себя в неловкое положение.

Искусство беседы.

 Задумайтесь, быстро ли вы говорите? Если да, то насколько четко? Четко? Хорошо, а умеете ли вы правильно расставлять паузы в разговоре? Зачем нужны паузы? Все очень просто — паузы — это знак воспитанности. Паузы должны быть достаточно продолжительными, чтобы ваши собеседники могли вдуматься в сказанное. Если ваша речь медленна, и вы не делаете пауз в разговоре, вы рискуете утомить своего собеседника. Каждое слово в разговоре должно быть отчетливо и понятно собеседнику.

В обществе говорят обо всем, но не углубляются в вопросы, не разбирают какой-нибудь предмет всесторонне, а рассуждают кратко, но не поверхностно. Не следует показывать вида, что разговор вам скучен или утомляет вас, или что вы бы хотели беседовать с другими, не нужно смотреть в другую сторону во время разговора или смотреть на часы, руки должны быть в спокойном состоянии, не допустимо вертеть предметы.

Для общества нет ничего лучше, чем хорошая тема для разговора. Выбирайте такие темы для разговора, которые вашему собеседнику ближе и интересней. Если общество вам не знакомо, то с чужими людьми не следует начинать разговор о присутствующих, а лучше наблюдать и ориентироваться во взаимоотношениях их между собою.

Круг обсуждаемых проблем может быть широк, но все же лучше вести разговор на темы, где вы «как рыба в воде» — но это не значит, что следует утомлять собеседников жалобами на свое здоровье. Для того чтобы разговор получился действительно интересным, содержательным и привлек внимание, надо призвать на помощь всю вашу изобретательность и чувство юмора.

Не преувеличивайте и не превозносите свою деятельность, свои исследования, свои владения, не хвастайтесь своим кругом знакомств — такие фразы дают рассказчику право на получение свидетельства о скудоумии.

Помните, что в любом обществе ваше поведение должно быть естественным. Притворство — враг всякой увлекательной беседы. Чтобы, общаясь с незнакомыми людьми, чувствовать себя легко и непринужденно, чтобы без усилия завязать беседу и свободно вести ее (а не просто поддакивать), необходима определенная подготовка.

О чем разговаривать с человеком малознакомым, когда взаимное молчание становится неудобным? Правильно — о погоде! Это тема, интересует в той или иной степени каждого, она безопасна и бесконфликтна. Неинтересная? Это верно. Но совсем не обязательно сразу заговаривать о чем-то серьезном. Это может показаться претенциозным.

В беседе лучше не касаться проблем личного характера, не склонять к этому партнера, не рассказывать доверительно о себе. Когда тема погоды будет исчерпана, можно поговорить, например, о телевидении, газетных новостях, спорте. В конце концов, обязательно найдется вопрос, способный увлечь обоих собеседников. Следует осторожно употреблять различные вариации слов из молодежного сленга.

Умейте слушать! Умеете? А как? Молчите, смотря на собеседника «пустыми глазами», в которых отражаются собственные заботы. Это совсем не то! Следует смотреть на собеседника заинтересованно и время от времени вставлять какие-либо замечания, которые будут свидетельством того, что вы понимаете, о чем идет речь. В то время, когда кто-нибудь говорит с вами, некрасиво рыться в сумке, обшаривать собственные карманы, поглядывать на телевизор, ловить свой небесной красоты образ в зеркале напротив. Если рассказ вы уже один раз слышали, лучше сразу заметить: «Знаю, слышал», чем потом в нетерпении прерывать на полуслове. Вежливый человек редко прерывает чужой рассказ, даже если слышал его добрую сотню раз.

Библиография.

  1. Берков В., Яскевич Я. Культура диалога. Минск, 2002.
  2. Граудина Л. К., Кочеткова Г. И. Русская риторика. М., 2001.
  3. Дускаева Л. Р., Протопопова О. В. Русский язык и культура речи. Пермь, 2003.
  4. Зарецкая Е. Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. М., 1999.
  5. Леммерман Х. Уроки риторики и дебатов. М., 2002.
  6. Михальская А. К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике. М., 1996.
  7. Хазагеров Г.  Г. Политическая риторика. М., 2002.
  8. А.Моруа «Искусство  беседы»



Предварительный просмотр:

Консультация  для  педагогов.

Современные подходы к взаимодействию ДОО и семьи

 

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

На современном этапе семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.

Важной составляющей диалогических отношений является конгруэнтность – способность общающихся искренне выражать испытываемые ими чувства. При этом реализуется принцип позитивного безусловного принятия другого человека.

Взаимодействие предполагает также безоценочный стиль отношений. Недопустимость анализа личности родителя по степени его педагогической «грамотности-неграмотности», «активности-пассивности», «готовности-неготовности» к сотрудничеству.

Конфиденциальность (секретность, доверительность) предполагает:

       готовность педагога терпимо относиться к тому, что члены семьи воспитанников по разным причинам могут скрыть от него существенную информацию;

        предотвращение от приватных связей с членами семьи.

К новым подходам к взаимодействию относится также учет личного опыта родителей.

Актуальной сегодня является ориентация в содержании общения на проблемы, влияющие на развитие детей, учет запросов и пожеланий родителей в знаниях. Что в хорошем смысле слова означает, что педагог «идет на поводу» у родителей.

Так же это доверительность отношений между педагогами и родителями, личная заинтересованность, эмансипация последних, которая предполагает освобождение от старых взглядов, появление рефлексивного отношения к своей деятельности. Реализация этого принципа подразумевает отказ от критики собеседника, умение заинтересовать его, нацелить на анализ собственной воспитательной деятельности.

Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.

Вовлечение родителей в педагогический процесс учреждения называется «открытость детского сада внутрь». Сотрудничество ДОУ с социальными институтами, его открытость влияниям микросоциума, т. е. «открытость детского сада наружу», также является сегодня одним из направлений деятельности дошкольного учреждения.

К новым принципам взаимодействия относится вариативность содержания, форм и методов образования родителей. Современный родитель нуждается в изучении как новых тем, так и старых в новом звучании.

Сегодня и всегда содержание взаимодействия педагогов и родителей определяется целями и задачами воспитания подрастающего поколения, стоящими перед обществом, приоритетностью общественного или семейного воспитания.

В течение ряда лет практика сотрудничества общественного и семейного основная задача которых – сообщить знания, сформировать представления, убеждения, проконтролировать, исправить, и даже перевоспитать их. Педагогам было проще строить работу с родителями с целью сообщения знаний, используя разнообразные формы просвещения, без учета обратной связи. При этом сами родители порой сетовали на то, что знания им даются «слишком общие» и «не касаются именно их ребенка».

Однако наряду с сообщением знаний важно формировать родителей как педагогов. Поскольку взаимодействие на современном этапе не ограничивается педагогическим просвещением, мы уточняем и расширяем понятие «взаимодействие» такой характеристикой, как способность родителей к рефлексии.

Задача формирования у родителей одного из компонентов педагогической рефлексии – умения самокритично оценить себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, встать на место воспитуемого, посмотреть на ситуацию его глазами. Это особенно актуально для молодых отца и матери, поскольку у них только начинает складывать родительская позиция. От сформированности этого умения зависит характер взаимоотношений родителей и ребенка, успех их дальнейшей воспитательной деятельности.

Сформированные у родителей стремление понять ребенка, умение творчески применять полученные педагогические знания будут способствовать появлению взаимопонимания между ними, эмоционально-положительного, осознанного, нравственно-мотивированного отношения ребенка к требованиям взрослого.

К новым подходам взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи относится формирование родительской компетентности, которая предполагает интегрирование разных аспектов личного родительского опыта:

когнитивного;

эмоционального;

сенсорного;

коммуникативного;

рефлексивного и др.

 

Компетентность включает в себя не только когнитивный компонент, но и эмоциональный, и поведенческий, то есть умение применять полученные знания на практике, сформированность педагогической рефлексии. Качество родительской компетентности будет обнаруживаться в способности взрослого находить в любой ситуации общения точный и искренний совместный язык контакта с ребенком, включающий многообразие вербального и невербального поведения субъектов общения, что позволит взрослому оставаться во взаимосвязи с ребенком. Когда выбор реагирования на поведение дошкольника осознан родителями, он становится свободным от привычных стереотипных реакций и «автоматизмов» поведения.

И, конечно же, содержанием взаимодействия являются все вопросы воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.

Таким образом, в настоящее время существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОУ и родителей, многие из которых, не являясь по сути новыми, приобретают сегодня новое звучание и актуальность.

 

 

Формы взаимодействия ДОУ с родителями

 

Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями реализуется посредством разных форм. Выделяют традиционные и нетрадиционные формы. Традиционные формы существуют не одно десятилетие и делятся на следующие группы:

коллективные – родительские собрания (проводятся как групповые 3–4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года), групповые консультации, конференции;

индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;

наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.

Классификация нетрадиционных форм. К ним относятся четыре группы:

информационно-аналитические;

досуговые;

познавательные;

наглядно-информационные формы.

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет педагоги узнают особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как называть ребенка. Сюда относятся также опрос, тесты, анкетирование, «Почтовый ящик», информационные корзины, куда родители могут помещать волнующие их вопросы.

Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения.

К досуговым формам относятся различные праздники, например, «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Праздник урожая», «Спортивный праздник с родителями», «Дог-шоу», организация «Семейных театров» с участием членов семьи и др.

На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни, читают стихи, приносят свои коллекции, предметы быта, награды и др.

Также проводятся игры «Устами младенца», «Ярмарка», конкурсы «Украсим елку», «Сладкий час», дефиле для детей из бросового материала и др. Родители вместе с детьми выполняют творческие задания «Юный мастер», «Хорошая хозяйка».

Положительным является организация совместной деятельности родителей и дошкольников, например, «Любимые кулинарные рецепты моей семьи», «Театральные фестивали», «Творческие мастерские», выставки «Радость созидания» и др.

Суть познавательных форм – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям. Педагоги творчески подходят к их организации и проведению, опираясь часто на популярные телепередачи. Сюда относятся «КВН», «Педагогическое поле чудес», «Театральная пятница», «Педагогический случай», «Что, где когда?», «Круглый стол», «Ток-шоу», «Телефон доверия», «Викторины», и др. Для формирования у родителей навыков и умений воспитания ребенка также проводятся тренинги, практикумы, дискуссии.

О нетрадиционном проведении родительских собраний мы говорим в том случае, если педагог относится к родителям как к партнерам по общению, учитывает их опыт воспитания, потребности в знаниях, использует методы активизации.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:

информационно-ознакомительная;

информационно-просветительская.

Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.

Задача информационно-ознакомительной формы – ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ. Например, это Дни открытых дверей. Примечательно, что сегодня для тех родителей, которые не смогли посетить детский сад, можно предложить записи на диске; просмотр видеороликов, выставки детских работ. Сюда же относятся совместные выставки детских рисунков и фотографий на тему «Моя семья на отдыхе», «Поделки из природного материала», изготовленные руками взрослых и детей. Совместно с родителями оформляются коллажи при помощи современных технологий. Практикуется переписка с родителями при помощи электронной почты, обмен фотографиями. Активно используются возможности фотошопа, фотографии демонстрируются на электронных носителях. К изготовлению слайд-шоу активно подключаются родители.

Задачи информационно-просветительской формы близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. К ним относятся: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

Стенды, выполненные с применением современных технологий, также можно отнести в данную группу. Специфика этих форм заключается в том, что общение педагога с родителями здесь не прямое, а опосредованное.

Одной из форм, проверенных временем, является подключение родителей к жизни ДОУ, организация их совместной деятельности с детьми. Так, родители разных профессий (швея, водитель, врач, библиотекарь, художник и т. д.) приходят в гости к дошкольникам. Проводят с ними беседы. Например, папа пожарный, или папа милиционер, мама врач знакомит воспитанников с особенностями своей профессии. Они принимают участие в разных занятиях с детьми, снимают мероприятия на камеру, предоставляют транспорт и др.

Также родители привлекаются к субботникам, участвуют в озеленении территории ДОУ, возят дошкольников на представления, экскурсии в выходные дни, совместно посещают музеи.

Предложенную классификацию можно дополнить формами, направленными на формирование родительской позиции:

рисование на тему: «Какая я мама?»;

формулировка своей концепции воспитания;

анализ собственных педагогических находок, неудач;

обмен опытом в кругу единомышленников;

создание книги о своем ребенке с его автопортретом на обложке.

В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, площадей, делают зарисовки, фотографии и др. Затем представляют свои работы на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.

Сейчас участники педагогического процесса активно используют мультимедиа, Интернет.

Применяемые методы активизации предполагают возникновение интереса к предлагаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении. Методы активизации, или активные методы, уменьшают давление шаблонов и стереотипов.

В качестве примера методов активизации родителей в процессе взаимодействия можно назвать:

вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом;

постановка дискуссионных вопросов;

предложение для обсуждения двух различных точек зрения;

приведение примеров.



Предварительный просмотр:

Развитие креативного потенциала дошкольников посредством театрализованной деятельности

 

Актуальность темы: Одна из главных задач воспитания в дошкольном учреждении - развитие креативной личности, способной взглянуть на проблему нестандартно, отличающейся любознательностью, инициативностью, способной найти индивидуальное решение вопросов, высказывать оригинальные гипотезы и идеи. Одним из эффективных средств развития креативной личности, воображения, дивергентного мышления является театрализованная деятельность.

Данный вид деятельности обуславливает особое взаимодействие педагогов и детей на базе свободной творческой атмосферы, поощрения детской инициативы и любознательности, свободы выражения своего мнения, стремления к самовыражению и оригинальности. Театрализованная деятельность способствует укреплению дружеских отношений между детьми.

Грамотно организованная театрализованная деятельность способствует развитию в детях творчества, оригинальности мышления, образной памяти, умения находить свое собственное решение, умения отстаивать свою точку зрения, импровизировать, способности к выразительному движению, целеустремленности, способности доводить начатое дело до конца, умения продолжать работу, несмотря на сложности и неудачи, умения решать творческие задачи.

Волшебство театра позволяет детям научиться преодолевать стереотипы мышления, разные комплексы и побудить их индивидуальные творческие способности: танцевальные, актерские, музыкальные, живописные, поэтические и т.д.

Для развития креативного мышления дошкольников посредством театрализованной деятельности в ДОУ необходимо решать ряд задач:

  • Создавать необходимые условия для осознания воспитанниками своей одаренности, индивидуальности;
  • Способствовать раскрытию творческих способностей и развитию креативности каждого ребенка;
  • Формировать ситуации успешности для каждого ребенка;
  • Развивать в детях самооценку и уверенность в своих способностях;
  • Формировать в детях устойчивое отношение к творчеству.

Принципы работы над развитием креативных способностей детей:

  • Организация взаимодействия воспитателя с детьми на базе сотворчества и сотрудничества;
  • Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;
  • Индивидуальный подход и вера педагога в креативный потенциал каждого ребенка;
  • Уважение мнения ребенка, его личной позиции;
  • Активная игровая деятельность дошкольников.

Начинать развивать творческие способности детей посредством театрализованной деятельности рекомендуется с организации специальных игр с детьми, направленных на развитие воображения, интонации, мимики, пантомимики и артикуляции. Это мини-игры, которые могут быть использованы согласно комплексно-тематическому плану работы во время проведения занятий по ознакомлению с окружающим миром, художественной литературой, экологией; во время проведения оргмоментов, физкультминуток, т.е. во всех формах педагогического процесса.

Творческие игры упражнения

Игры-имитации

- Имитация действий, эмоций людей, сказочных персонажей, животных, особенностей поведения. Например, храбрый петушок, неуклюжий медведь, грустный зайчик, хитрая лиса, радостный медвежонок. Дети в процессе изображения разных персонажей учатся азам перевоплощения.

Творческие игровые ситуации

"Веселая рыбалка", "День рождения у мишки", "Играют зайки на лужайке и вдруг появляется волк, который хочет поймать их всех", "Цирк зверей".

Игры-импровизации под музыку ("Снежинки медленно падают или кружатся в снежном вихре", "Разноцветные бабочки порхают с цветка на цветок"). Дети с радостью создают образы согласно темпу и настроению музыки.

Этюды-импровизации

"Надо съесть кашу, которая не нравится", "ученый-изобретатель машины времени", "инопланетянин в детском саду" и т.д.

Театральные этюды по изображению сказочных персонажей

Мини-постановки по текстам авторских стихов, потешек.

В процессе организации таких игр-упражнений нужно обращать внимание на применение жестикуляции, мимики, движений и средств выразительности: темп, ритм речи, особенности голоса, которые помогают передавать многообразие оттенков чувств (радость, обиду, удивление). Детям помогают перевоплотиться в образ элементы костюмов, декораций, которые они выбирают сами для своих игр. Каждый ребенок проявляет характер героя по-своему, выражая свою индивидуальность и творческие способности. Когда ребенок говорит от имени определенного лица, то он быстрее раскрепощается, общается с партнером по этюду или игре. Даже самый пассивный ребенок после исполнения даже незначительной роли начинает проявлять активность, у него возникает радость творчества.

Инсценировка фрагментов песен и художественных произведений

Следующий этап развития творческих способностей личности - нужно переходить к инсценировке фрагментов авторских и русских народных сказок ("Теремок", "Колобок", "Как цыпленок голос искал" и т.п.).

Нужно проигрывать фрагменты сказок с разными детьми, чтобы развивать их разносторонне в процессе театрализованной игры. Такая игра раскрывает индивидуальность каждого ребенка. Благодаря обмену ролями дети начинают осваивать новые роли, подбирая самостоятельно способы выразительности, которые свойственны определенному образу, его эмоций, черт характера и переживаний.

Дети на этом этапе начинают ярче проявлять свое творчество в музыкальных композициях. Здесь задача усложнена проигрыванием роли без слов, являющихся мощным выразительным средством, но зато он может проявлять свои способности движениями, опираясь на музыку.

Инсценировка детских песен

"Лев и брадобрей", "Три поросенка", "Лягушки" и т.д. Движениями и пластикой тела дети передают эмоциональный окрас песен.

В результате применения подобных игр дети приобретают большую уверенность, а их движения - гибкость, выразительность и подвижность.

Творческие способности детей развиваются также благодаря их участию в подборе необходимых костюмов для героев, атрибутов для игры. А иногда дети участвуют и в изготовлении атрибутов, костюмов и расстановке декораций.

Дети самостоятельно разыгрывают небольшие сценки и представления, используя пальчиковый театр, театр на ложках, настольный театр и т.д.

Чтобы театрализованные игры были эффективны для развития творчества детей, нужно правильно организовать предметно-развивающую среду: костюмы, детали которых могут применяться для разных персонажей, т.е. такие костюмы, которые можно использовать в разных вариантах;

Театральные ширмы и разные атрибуты для игр по разным сюжетам, декорации, наличие разных видов театров и материалов к нему; наличие творческих мастерских в группе, где дети могут готовить все необходимое для своих творческих игр, осуществлять свое видение оформления инсценировки или спектакля.

Развитие творческих способностей детей в ходе постановки спектакля

Условия:

  • Свободный выбор деятельности, методов осуществления личного замысла;
  • Формирование атмосферы эмоционального комфорта личности для ребенка;
  • Обогащение предметно-развивающей среды, ее насыщенность, разнообразие;
  • Создание воспитателем положительной мотивации, поддержка творческих начинаний дошкольника, отсутствие критики.

Дети при подготовке к показу спектакля получают возможность попробовать сыграть любой образ, который им понравился. Каждый ребенок по-своему отображает особенности характера героя, а обращая на это внимание, дети перенимают друг у друга мимику, жестикуляцию, ритм и темп речи, которые максимально выражают образ героя.

В спектакле должны играть все дети из группы. Сначала эта роль будет незначительной, маленький, но она доставит ребенку невероятную радость от участия в коллективном творчестве и будет способствовать обогащать личный опыт ребенка, поможет самым робким и стеснительным детям преодолеть неуверенность в себе и робость.

Дети с удовольствием обсуждают, выбирают и изготавливают декорации для спектакля, элементы костюмов; рисуют и придумывают афишу спектакля, разрабатывают пригласительные билеты.

Театр, будучи синтезом разных видов искусства: литературы, музыки, живописи, танца, предоставляет детям возможность проявить личные творческие способности в разных областях.

Самореализация творческих способностей, самовыражения личности

  • Импровизация в процессе инсценировки, театрализованной игры.
  • Сочинение сказки на базе сюжетов, произведений.
  • Введение новых персонажей в существующую сказку, создание новых проблемных персонажей.
  • Заимствование героев из одной сказки в другой.
  • Придумывание продолжения сказки или изменение ее концовки.
  • Постановка придуманной сказки.
  • Самостоятельное изготовление декораций, кукол для театра на базе личного замысла.

Проектная деятельность детей по теме театра - коллективные и индивидуальные исследовательско-творческие проекты

Формирование ситуации для поиска, свободы и раскованности, которая стимулирует фантазию детей, позволяет импровизировать. В процессе таких игр уместны любые самостоятельно выдвинутые идеи, нестандартные предложения и решения.

Дети могут изменить начало или концовку известной сказки, мультфильма, придумать совершенно новые события, в которых оказывается герой, придумать и добавить новых персонажей.

В результате таких действий возникает совершенно новый сценарий, образ, возникают новые возможности роли.

Сказки, придуманные детьми, могут лечь в основу игр-спектаклей, участвуя в которых дети будут играть особенно эмоционально и непосредственно.

Результат - формирование креативных качеств личности и креативного мышления:

  • Отсутствие стереотипов в мышлении - оригинальные, новые, нестандартные идеи, которые не совпадают с общими принятыми стандартами и нормами;
  • Способность создавать большое разнообразие замыслов;
  • Творческое воссоздающее воображение;
  • Способность ассоциировать неоднородные понятия;
  • Мобилизация генерации идей;
  • Творческое воображение;
  • Совершенствование изначального замысла в ходе детализации;
  • Умение использовать известные предметы по-новому, действовать с ними по-новому.

Итак, эффективность методики театрализованной деятельности для развития креативности личности ребенка, доказана на практике. Дети в группах, где внедряется данная методика, показывают более высокий уровень развития творческих способностей. Они чаще принимают нестандартные решения, владеют ситуацией новизны, отличаются самостоятельностью в своих суждениях, упорством и инициативностью.

 

Список литературы:

  1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Волшебный праздник / Сост. М. Дергачева/. - М.: РОСМЭН, 2000.
  3. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
  4. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.
  6. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.



Предварительный просмотр:

 «Методика конструирования

в Iмладшей группе детского сада»

 

 

Конструирование имеет большое значение для личности ребенка, его творческих способностей, воображения, мышления, формирования пространственных представлений. На занятиях в детском саду закладываются основы для развития технического творчества в школе.

Успешное решение этих задач возможно при условии, что конструктивная деятельность детей будет организована с учетом их возрастных способностей.

В данной группе проводится 1 занятие в неделю по конструированию из строительного материала. Занятия проводятся по подгруппам.

Основной прием обучения – анализ образца воспитателя и подробный показ способов конструирования, сопровождаемый объяснениями. Важное значение имеют игровые приемы, которые помогают заинтересовать детей данным видом деятельности.

В задачи педагога входит развитие мыслительной активности детей. Для этого как можно чаще надо предлагать ребенку подумать, вспомнить, сличить свои постройку с образцом. Это помогает научить малыша действовать осознанно, развивает навыки самоконтроля.

В каждом занятии должны присутствовать элементы новизны, усложнения заданий. Например, в начала можно предложить малышам построить башенку из 4-х кубиков и украсить ее флажком того же цвета. В процессе конструирования педагог помогает воспитанникам советами, показом действий.

На следующем занятии перед детьми ставится задача построить 2 башенки разного цвета и высоты и украсить их такими же призмами (3 кубика и 1 призма, 4 кубика и 1 призма).

На третьем занятии можно научить детей строить 2 нарядные башенки по образцу, предложенному воспитателем: одну – из кирпичиков, другую – из кубиков разного цвета, а затем предложить украсить их флажком по своему выбору.

Знакомя воспитанников с образцом, педагог обращает их внимание на красивое сочетание деталей по цвету, на различия в постройках по высоте.

На занятиях детей продолжают учить выкладыванию дорожек. Опираясь на имеющийся у детей опыт, можно предложить малышам вначале выложить узкие дорожки, затем широкие одноцветные и подобрать к ним машинки тех же цветов.

Можно провести занятия за сдвинутыми столами («Давайте все вместе построим широкую дорожку из кирпичиков разного цвета, а потом узкую из этих же кирпичиков», - предлагает педагог). В конце занятия целесообразно показать малышам новый способ конструирования широкой дорожки, когда к одной узкой дорожке одного ребенка пристраивают такую же («Посмотрите: была у Катюши узкая дорожка, а теперь стала широкая!»).

Часть занятий отводится конструированию мебели. На Iцелесообразно повторить с детьми приемы конструирования стола и стульев. Воспитатель предлагает малышам подумать, какие детали для этого нужны.

На IIзанятии дети учатся строить узкую и широкую кроватки. Перед занятием педагог организует рассматривание кукольной кроватки, помогает малышам вспомнить названия ее частей. По окончании конструирования постройки обыгрываются. Игрушки (мишки, зайки) воспитатель подбирает по размеру кроваток.

Необходимо продолжать обучение детей конструированию заборчиков. Детали располагают по горизонтали, по-разному комбинируя кирпичики, их сочетания по цвету. В этой группе количество кирпичиков может быть на 2-4 штуки большей, чем в предыдущей.

Таким образом, детей учат строить заборчики из кубиков и кирпичиков одновременно. На первых порах педагог может давать указания к выполнению действий: «Сначала поставьте красный кубик, возле него положите желтый кирпичик. Теперь опять возьмите красный кубик, а затем желтый кирпичик, и так поставьте все кубики и кирпичики, которые находятся перед вами».

Формированию конструктивных умений и навыков способствует игра «Построй такой же». Дети сидят за сдвинутыми столами, перед каждым – набор геометрических фигур. «Угадайте, что я сейчас построю?». Педагог строит кресло, спрашивает из каких деталей оно состоит, предлагает детям сконструировать такие же для своих матрешек. Затем строит диванчик, кроватку. В конце занятия дети играют с постройками.

В течение года воспитатель на прогулках организует с детьми наблюдения за автомашинами, рассматривает с ними новые игрушечные автомашины. На занятиях по конструированию он предлагает малышам построить автобус и грузовик путем накладывания кубиков на пластины: дает образцы построек.

В задачи педагога входит обучение детей делать несложные перекрытия (скамеечка высокая и низкая). Можно провести занятие по постройке узких и широких ворот для автомашин разного размера (по образцу воспитателя). На следующем занятии дети будут конструировать празднично украшенные ворота с заборчиком. Здесь же малыши знакомятся с деталями разной формы и с вариантами их расположения на плоскости. В процессе занятия педагог должен постоянно проявлять внимание к каждому ребенку (помогать, советовать, подбадривать). Анализ детских работ можно провести в игровой форме («Поехала моя машин в Алениным воротцам. Какие красивые у нее воротца, как ровно стоят кирпичики).

Затем можно переходить к обучению малышей конструированию домиков из кирпичиков. На Iзанятии дается задание построить домик из 4 вертикально стоящих кирпичиков (перекрытие делается из 2 призм). Для обыгрывания детям предлагаются игрушки разного цвета («Матрешки и котики приехали в гости к Сашиной матрешке, рассматривают его домик»,- воспитатель обращает внимание на то, что стены у домика желтого цвета, прочные ровные и куклам в них живется хорошо»).

Далее дети строят такой же домик, но с окошком. Воспитатель показывает как сделать окошко, дает образец постройки, оказывает помощь тем, кто затрудняется в выполнении задания.

Необходимо воспитывать у малышей умение играть с постройками, подсказывая им возможные действия («Все петушки спрятались в домиках. Теперь все выглянули в окошко, вышли из домика, поклевали зернышки, взлетели на кубик, на крышу...).

Если дети овладели простейшими способами конструирования перекрытий, нужно переходить к постройке разнообразных лесенок. В повседневной жизни следует обращать внимание малышей, что лестницы состоят из ступеней, на второй этаж ведет более узкая лестница, у которой ступенек много.

На Iзанятии дети овладевают умениями строить лесенку из 6 кубиков одного цвета. Воспитатель рассматривает с ними образец, выделяет детали, подчеркивает, что для лестницы, у которой много ступенек, требуется много кубиков. Затем каждый ребенок вместе с педагогом (по его показу) выполняет постройку. Когда все постройки будут готовы, они обыгрываются: малыши водят по ступенькам куколок. Воспитатель побуждает малышей к игре словами: «Пошли куколки вверх... Теперь вниз», произнося слова «вверх» и «вниз» протяжно. Потом можно предложить детям играть и произносить эти слова в соответствии с движениями игрушек.

Затем можно научить детей строить широкую лесенку из 6 кирпичиков, предложив для обыгрывания построек другие игрушки (По ступенькам прыгают белые зайчики, черные котики»). После этого детям дается задание на конструирование горки. До занятия воспитатель строит горку на своем столе (к 3-хстепенчатой лесенке из кубиков приставляет призму). При анализе постройки он показывает только незнакомый детям конструктивный элемент – приставление призмы. Прежде, чем малыши приступят к конструированию, воспитатель предлагает им подумать, с чего следует начинать постройку. Здесь ребенку предоставляется возможность активно действовать с постройкой и игрушкой (куколки поднимаются по ступенькам а потом съезжают с горки).

На следующем этапе дети строят горку с лесенкой и длинным скатом. Как и на предыдущем занятии, воспитатель заранее готовит образец постройки, проводит анализ образца, показывает приемы конструирования ската.

От занятия к занятию систематически и последовательно задания усложняются, дети получают новые конструктивные навыки. Их знания и умения закрепляются в играх. Воспитатель в присутствии детей сооружает различные постройки, побуждая их принять участие в этой деятельности («Оля! Давай строить вместе! Что ты хочешь построить?). Одним малышам он советует построить скамеечку, чтобы усадить кукол, другим – автомобиль для зайки.

Хорошим примером является приобщение старших детей к строительству построек для малышей из разных видов строительного материала.

В ходе игр детей со строительным материалом, нужно поддерживать между ними добрые отношения: учить не мешать друг другу, делиться игрушками, отзываться на просьбу сверстника.

Обходимо также воспитывать у детей бережное отношение к игрушкам, развивать привычку убирать их на место.

                                              

                                 ПРИМЕРНОЕ    ПЛАНИРОВАНИЕ         

                                    по конструированию в Iмл .гр.

 

Сентябрь                                                                 Октябрь      

I- «Построим домик для петушка»;                     I- Дорожка;

II- «Построим домик для зайчиков»;                  II -Узкая длинная дорожка;             

III - «Башня»;                                                         III-Широкая красная дорожка;

IV- «Красная башня» (закрепление).                  IV– Дрожка (закрепление).

 

Ноябрь                                                                        Декабрь

I -«Стульчик для петушка»;                                  I - «Машина»;

II-«Стол и стул ( жёлтого цвета);                        II -  «Автобус»;

III -«Зелёный стол и 2 жёлтых стула;                III - «Грузовик»;

IV - «Стол и синее кресло».                                 IV - «Поезд» (коллективно).

 

Январь                                                                   Февраль

I - «Заборчик»;                                                     I - «Домик»;

II - «Забор» (из кирпичиков, стоящих               II - «Сложный домик» ( на 2

на короткой узкой грани);                                   лежащих на узкой грани кир-

III - «Заборчик» ( по образцу                            пичика положить 2 призмы);

Воспитателя );                                                      III - «Домик» (по образцу);

IV - «Заборчик» ( закрепление);                         IV - «Будка для собаки».

 

Март                                                                                 Апрель

I - «Скамеечка для матрёшки»;                           I -«Лесенка» (из 3 кубиков или

II - «Большая и маленькая скамеечки»;              кирпичиков);

III -  «Ворота с забором (работа по                     II -«Лесенка» (из 6 кубиков,6

                                                                                      кирпичиков );

образцу);                                                                III -«Горка» (из 6 кубиков и 1

IV - «Маленькая скамейка»,«Ворота»                призмы );

(закрепление).                                                       IV - «Горка» ( закрепление).

 

 Май

I - Кроватка;

II - Диван;

III - Закрепление постройки мебели;

IV - Итоговое занятие. Коллективная

постройка мебели для кукол из больших кубиков и кирпичиков.



Предварительный просмотр:

Консультация  для  педагогов

Игры с детьми раннего возраста в период адаптации (младшая группа)

В возрасте 2 -3 лет многие дети начинают посещать детский сад. Первые дни – одни из самых волнующих в жизни каждой семьи. Уютная группа и красивые игрушки не в силах заменить отсутствие близкого человека – мамы. Ребёнок ещё не может долгое время сам себя занимать: не умеет играть с той или иной игрушкой, нет навыков общения со сверстниками и с незнакомыми взрослыми. Поэтому главная задача педагога на данном этапе – создать условия для лёгкой адаптации детей в ДОУ. В этом помогут совместные игры. Для них не требуется особенных атрибутов, а только желание педагога.

«Будем знакомы»

К детям приходит котёнок (мишка, зайчик). Его озвучивает воспитатель.

Котёнок: «Меня зовут Пушок. А тебя, наверное, Аня?. Так, попробую отгадать, ты – Саша».

Если вы знаете, что дети общительные - их имена можно «перепутать», чтобы дать им возможность вас поправить. Имена застенчивых детей лучше называть правильно, чтобы их не смущать.

«Меня зовут… »

Дети должны встать в круг. Воспитатель держит игрушку в руках.

Воспитатель: «Меня зовут… » Потом передает игрушку ребёнку и предлагает назвать своё имя, тот передаёт следующему и т. д.

«Кто сегодня пришёл? »

Котёнок «забывает» имена детей: «Кто к нам пришёл? Я забыл, пришёл ли Дима?. » Дети должны показать на того ребёнка, чьё имя было названо. Когда малыш найден, все хором повторяют за котёнком: «Это… (называют имя) ».

«Назови имя»

Дети встают в круг. Воспитатель подходит к одному из детей, кладёт ему руку на плечо и спрашивает: «Как зовут эту красавицу? » Дети хором должны назвать имя. Воспитатель обязательно повторяет имена всех детей.

«Мы любим»

Воспитатель и дети встают в круг и берутся за руки и хором говорят о каждом малыше. Например: «Мы любим – любим… (называют имя, мы любим – любим… (называют имя другого ребёнка) ".

Вместо фразы «любим – любим» можно говорить в следующий раз «мы рады – рады».

«Мячик, катись! »

Воспитатель и дети садятся в круг на пол. Воспитатель катит мяч одному из детей со словами: «Лови, (имя ребёнка) ». Малыш ловит мяч и катит его кому-нибудь из детей со словами: «Лови, (имя ребёнка) ». Вместо слова «лови» можно говорить «на», «оп».

«Передай»

Воспитатель с котёнком в руках и дети встают в круг.

Воспитатель: «Котёнок, подойди к Мише». Подходит к ребёнку и отдаёт игрушку. Ребёнок выбирает, кому бы он хотел передать котёнка. Ребёнок: «Котик, подойди к Оле». И так далее.

«Поздоровайся! »

Дети встают в круг. Воспитатель идет по кругу и с каждым здоровается за руку. Потом дети по очереди проходят по кругу и здороваются со всеми за руку.

«Курочка и цыплятки»

Дети – «цыплята», ходят свободно по групповой комнате. Воспитатель – «курочка» (лучше надеть импровизированную накидку «крылья») произносит слова:

Куд-куда? Куд-куда?

Ну-ка, ну-ка, все сюда!

Ну-ка, к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло?

"Цыплята" бегут к "курочке" и прячутся под "крыльями". Ни один "цыплёнок" (ребёнок) не должен остаться в стороне.

«В одной лодке»

На ковре (это «вода») воспитатель раскладывает маленький коврик – это «лодка». Детям надо всем уместиться на «лодке». Если коврик большой – они могут сидеть, если маленький - стоять. Воспитатель хлопает в ладоши, дети «прыгают в воду» и «плавают» (ходят, бегают по комнате), по следующему хлопку все должны забраться в «лодку».

«В гости»

На полу разложить домики – обручи. Их должно быть в два раза меньше, чем детей. В каждый «домик» заселяется ребёнок (например, тот, кто вытащит красный кружочек). Воспитатель предлагает каждому «хозяину» пригласить к себе гостей (из тех, кто вытащил жёлтый кружочек). Для этого надо подойти к ребёнку, взять его за руку и привести к себе «домой».

Каждый должен попробовать себя в роли «хозяина» и «гостя». Далее можно «погулять» парами и вернуться в «дом» вместе.

«Делаем, как… »

Все встают в круг. Воспитатель выполняет произвольные действия: хлопает в ладоши, топает ногами, прыгает и т. д. Дети повторяют. Затем воспитатель приглашает самого смелого в центр круга и говорит: «Делаем, как … (называет имя). Воспитатель помогает ребёнку придумывать движения.

«Зоопарк»

Дети сидят на стульях, у каждого в руках картинка или игрушка с изображением животных (кот, собака, гусь, корова, коза). Воспитатель подходит к ребёнку, дотрагивается до него. Малыш громко «говорит» от имени своего животного («мяу», «га», «му») .

Также с детьми можно использовать элементы соревнования: кто быстрее сядет на стульчик, выше подпрыгнет, тише прошепчет и т. д. И конечно традиционные игры: «Паровозик», «Солнышко и дождик» и другие.