Методическая разработка "Серия уроков в рамках одной темы: Живой организм" для 5 -7 классов

Толсторожих Светлана Валентиновна

план -конспект уроков в 5, 6 и 7 классе в рамках одной темы "Живой организм"

Данная разработка серии уроков позволит в 5 классе  раскрыть свойства характеризующие живой организм в сравнении с неживыми объектами, в 6 классе мы продолжаем говорить о многообразии организмов, их классификации и в 7 классе рассматриваем целостность живых организмов как биологических систем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_serii_urokov_zhivoy_organizm.docx51.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хохольский лицей»

Хохольского муниципального района Воронежской области

Тема методической разработки.

«Серия уроков в рамках одной темы»

«Живой организм»

5-7 классы

разработала:

Толсторожих Светлана Валентиновна,

учитель биологии ВКК

МБОУ «Хохольский лицей»

2022-2023 уч. год

Конспект первого урока

Тема: «Понятие об организме». 5 класс

Тип: комбинированный

Цели урока: познакомить учащихся с понятием живой организм, изучить отличительные признаки живого от неживого

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: учащиеся расширят знания о многообразии живой природы,

Метапредметные: умение работать с различными источниками информации, работать в группах, эффективно взаимодействовать со сверстниками,

Личностные: формирование познавательного интереса к изучению биологии, представления о многообразии живых организмов планеты и понимания необходимости их классификации для удобства изучения.

Методы и формы работы учащихся: индивидуальные, групповые

Оборудование: схема «Царства живой природы», карточки с проверочной работой, оценочные листы.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Мотивация. Постановка проблемы.

   1)  Учитель. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…. Нет-нет, не царь с царицей… Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас… Ребята, как вы думаете, о каких царствах идет речь?

Актуализация пройденного материала. Верно. Это четыре царства живой природы. Живые организмы в природе распределены по царствам.

На доске записывается схема. Царства живой природы. Объявляется задание для индивидуальной работы. С помощью учебника обучающиеся самостоятельно ее заполняют.

Царства живой природы

      Растения             Животные             Грибы             Бактерии           Вирусы

Таким образом. Царство-большая группа, объединяющая организмы с общими признаками.

3. Изучение нового материала.

Ребята, начнем изучение новой темы с разгадки ребуса (ОРГАНИЗМ)

                                      ,,               ,                                                                ,,                

 C:\Users\Home\Desktop\3.jpgC:\Users\Home\Desktop\2.jpgC:\Users\Home\Desktop\1.png

                                         

                                     Г

Организм-это тело живой природы, биологическая система, обладающая рядом характерных черт: клеточное строение, обмен веществ и энергии, рост, развитие, размножение и т. д.

Открываем тетрадь, записываем дату и тему урока в тетрадь. Записываем термин организм. Предлагаю учащимся, используя полученные знания из окружающего мира записать небольшую схему:

«Многообразие организмов»

                       Одноклеточные                     Многоклеточные

                              примеры                               примеры  

 

Далее обучающихся распределяют по группам для самостоятельной работы. Озвучивается задание для индивидуальной работы. -Пользуясь учебником, составьте схему «Отличие живого от неживого»

Начинается работа в группах: одна группа ищет признаки живой природы, а другая, признаки неживой природы. Каждая группа заполняет на доске свою половинку таблицы

Признаки живой природы

Признаки неживой природы

1

1

2

2

Вывод: только живым организмам характерны признаки: рост, развитие, обмен веществ, раздражимость, размножение…

4.  Физкультминутка.

Потягушки

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Повторим теперь на «бис»!

5.  Закрепление изученного материала. Обучающимся предлагается распределить организмы в соответствии с принадлежностью к царствам живой природы.

Организмы            

Царства

А)азотобактерии

1) Бактерии

Б) берёза

 2) Грибы

В) лось

 3) Растения

Г) дельфин

 4) Животные

Д) паук

Е) одуванчик

Ж) опёнок

З) подберёзовик

И) сосна

К)цианобактерии

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Ответить на вопросы: -Что нового узнали на уроке?

-Мне было интересно ?….

-Мне было трудно…?…

-Я научился ?….

-У меня настроение…?.

6.  ДЗ. Параграф 9 (читать, пересказывать)

 Конспект второго урока

Тема: «Общие признаки и уровни организации растительного организма».

6 класс

Тип: комбинированный

Цели урока: помочь учащимся понять, что растение – это целостный организм

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: показать значимость понятия целостный организм,

через взаимодействия органов растений;

Метапредметные: закреплять нормы и правила поведения в природе, воспитывая бережное отношение к растениям;

Личностные: обогатить личный опыт учащихся примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой;

 Методы и формы работы учащихся: беседа, рассказ учителя, экологические знаки, тестирование учащихся.

Оборудование: презентация

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

    1) Учитель. Давайте посмотрим на обложку учебника. Как называется наш учебник? Живой организм. Вот с этого мы и начнем.

- Действительно, мир живых существ нашей планеты очень разнообразен. Чтобы убедиться в этом, достаточно выглянуть в окно, пройтись по парку, лугу, лесу, а возможно даже совершить путешествия в далекие страны. Присмотритесь, прислушайтесь, и перед вами откроется удивительный мир живых существ. Все они очень разные по размерам, окраске, поведению и многим другим признакам.

Вопросы: Почему же такие разные по форме, размерам, поведению, значению в природе организмы можно назвать живыми? 

-Давайте вспомним и назовем свойства живой материи. 

Итак, живые организмы имеют сходное клеточное строение. Им свойственны все основные признаки живого. Организмы питаются, дышат, двигаются, размножаются, растут и развиваются, обладают раздражимостью. Между ними и окружающей средой постоянно происходит обмен веществ и энергии.

  3.  Изучение нового материала.

Обладая всеми признаками живых организмов, растения и животные могут отличаться друг от друга. Чем, например, отличается амеба и слон? Да, они существуют на разных уровнях организации.

- Что такое уровни организации живой материи?  Так называется тема нашего урока. Открываем тетрадь, записываем дату и тему урока в тетрадь

Организм – любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов, функционирующая как единое целое (записывают в тетрадь)

А теперь перейдём к рассмотрению растений на более сложном эволюционном уровне.

Строение растительного организма.

- Давайте вспомним, как устроен растительный организм? (Растительный организм состоит из следующих органов: корневая система, стебель, листья, цветок, плод с семенами.) Слайды презентации

- Я вам буду показывать составные части растительного организма на слайде, а вы будете их называть

Таким образом, растительный организм – это система взаимосвязанных органов.

Ребята, я предлагаю вам принять участие в небольшой познавательной постановке.  (У доски органы растения: стебель, лист, корень, цветок, плод. Ученики получают цветные карточки с их изображением.

Слова автора говорит учитель. Между органами растения идет спор. Стебель говорит: «Я такой важный, такой крепкий, удерживаю такую большую тяжесть, выношу листья, цветки, плоды к свету, к теплу, к солнцу». Лист утверждает: «А мы тоже бываем очень большими. Например, у монстеры (показывает комнатное растение) только листовая пластинка достигает больше метра длиной. Кроме того, я синтезирую органические вещества для всех органов, да и другие роли выполняю». А мы, - говорит корень, - даже у маленьких растений бываем очень большими. Вон у свеклы, где тебя, стебель, и не сыщешь, я достигаю двух метров в длину и «хожу по воду». «Нет ничего лучше и полезнее меня, - говорит цветок, - ведь только из меня образуется плод, а он нужен всем!» А плод говорит: «А я ……., Ая …..».
Словом тоже стал утверждать своё превосходство.

4. Физкультминутка

Ребята, вы очень внимательно послушали эту историю, а теперь я предлагаю вам решить задачу

5. Закрепление. Задача. Функции органов растения.

- Каждому термину, указанному в левой колонке, подберите соответствующее ему определение, приведённое в правой колонке. Соедините их линиями простым карандашом. Слайд презентации

термины

определения

1. корень

2. стебель

3. лист

4. цветок

5. орган

А – один из органов растения, занимающий боковое положение и выполняющий функции фотосинтеза, газообмена и испарения.

Б – осевая часть побега, которая несёт на себе листья, почки и цветки.

В – осевой вегетативный орган растения, выполняющий функцию почвенного питания и закрепляющий растение в почве.

Г – орган размножения цветкового растения, из которого образуется плод с семенами.

Д – часть организма, выполняющая определённые функции и имеющая определённое строение, форму и расположение в организме.

Проверьте правильность выполнения задания. Слайд

Ответы:1 – В   2 – Б    3 – А    4 – Г   5 – Д

Итак, ребята, вы сами помогли мне сделать выводы: Слайд

Растение – это целостный организм, а это значит:

  1. Строение и функции листа, стебля, корня взаимосвязаны, а развитие растений шло по пути приспособления органов к выполнению определённых функций.
  2. Все органы связаны между собой. Жизнедеятельность одного органа находится в прямой зависимости от жизнедеятельности других органов, т. е. организм живёт как единое целое. Поэтому повреждение какой – либо части организма может привести растение к гибели.
  3. А нормальное функционирование всех органов растения позволяет осуществлению обмена в-в и энергии, необходимых для процессов жизнедеятельности, способствующих нормальному росту и развитию растения.

Предлагаю их прочитать ещё раз и запомнить.

Молодцы, ребята, вы очень хорошо потрудились на уроке. Большое спасибо Вике, Ксюше, Саше, Вике, Лене, а также всем ребятам, которые проявили на уроке наибольшую активность. Оценки за работу.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Ответить на вопросы:

-Что нового узнали на уроке?

-Мне было интересно…?.

-Мне было трудно…?…

-Я научился…?.

-У меня настроение?….

7. ДЗ. Параграф 2 (читать, пересказывать)  Задание: На примере любого комнатного растения докажите, что это целостный организм, единая система.

Конспект третьего урока

Тема: «Многообразие организмов и их классификация». 7 класс

Тип: комбинированный

Цель урока: формирование представления о многообразии живых организмов и уровнях организации жизни, познакомить с научной системой их классификации.

Задачи: продолжить формирование знаний о многообразии живых организмов; знакомство с историей классификации организмов.

 Планируемые образовательные результаты:

Предметные: показать значимость растений в жизни человека;

Метапредметные: формировать представления учащихся о влиянии деятельности человека на уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений; закреплять нормы и правила поведения в природе, воспитывая бережное отношение к растениям;

Личностные: обогатить личный опыт учащихся примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой;

 Методы и формы работы учащихся: индивидуальная, групповая

Оборудование: учебник, таксономические знаки классификации растений;

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Мотивация. Постановка проблемы

       По приблизительным подсчетам ученых, на земном шаре обитает свыше 2,5 млн видов организмов. Из них грибов насчитывают примерно 100 тыс. видов. Неизвестных науке организмов еще больше от 3 млн до 7 млн. Как же разобраться в этом многообразии?

Актуализация имеющихся базовых знаний материала.

1. Назовите признаки, отличающие живые организмы от неживой природы. (Клеточное строение, рост и развитие, движение, питание, обмен веществ, размножение и т. д.)

2. Перечислите уровни организации живой природы. (Молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.)

 

3. Как были открыты законы развития живых организмов? (С развитием эволюционного учения и благодаря работам Ч. Дарвина.) Давайте вспомним из 5 класса, какая наука позволяет нам разобраться в многообразии живого мира? (Систематика)

 

 3. Изучение нового материала. Сообщение темы, цели урока.  

Систематика. История становления науки, значение работ К. Линнея.

          По мере накопления знаний о разнообразии животного мира, потребность в их классификации становилась все более настоятельной. Еще в древности греческий натуралист Аристотель (384–322 гг. до н. э.) составил знаменитую «Историю животных», где не только описал сотни форм, но даже предвосхитил некоторые представления об их борьбе за существование: «Войну друг с другом ведут животные, которые населяют одни и те же места и добывают средства к жизни из одного и того же источника». Позднее его соотечественник и ученик Теофраст (370–285 гг. до н. э.) описывал разнообразие растений. Но только в XVIII в. шведский врач и ботаник Карл Линней (1707–1778) создал стройную систему классификации животных и растений, основанную на их внешнем сходстве (например, растения он разделял на классы по числу тычинок в цветке). До сих пор сохранилось непременное требование этой системы – бинарная (двойная) номенклатура, когда научное название каждого вида обязательно состоит из двух латинских слов, напоминающих фамилию и имя каждого человека: родового (всегда пишется с большой буквы) и собственно видового названия (пишется с маленькой буквы). 

Основные систематические единицы (презентация):

 Вид

 Род

 Семейство

 Отряд (для животных) Порядок(для растений)

 Класс

 Тип (для животных) или Отдел (для растений)

 Царство

        Любой живой организм обязательно относится к каждому подразделению этой иерархии. Но основных систематических единиц часто не хватает для полной характеристики родственных связей, сходства и различия отдельных групп живых организмов, поэтому в систематике нередко используют промежуточные (дополнительные) подразделения (надвид, подсемейство, надотряд, подкласс, подтип, подцарство и т. п.).

 

Приведенный в учебнике пример систематики семейства Собачьих можно дополнить анализом классификации еще каких-либо известных животных.  Предлагаю, определить систематическое положение белки) презентация

4. Физкультминутка

 Потягушки

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Повторим теперь на «бис»!

5. Закрепление. Изучите систематические группы царства Растения и царства Животные и ответьте на вопросы: 

1. Выберите из предложенного списка таксоны (систематические группы), относящиеся к систематике царства Животные.

Семейство, царство, вид, порядок, класс, отряд, отдел. 

2. Расположите систематические таксоны в порядке возрастания:

Семейство, царство, вид, тип, класс, отряд. 

3. Заполните таблицу, используя предложенные слова:
А -
Покрытосеменные (Цветковые), 
Б -
Ромашка аптечная, 
В -
Растения, 
Г -
Ромашки. 

Царство

Отдел

Род

Вид

Вывод: Наука, изучающая разнообразие живых организмов и их классификацию называется _________.

Наименьшей систематической единицей называется___________, наибольшей - _____________.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Ответить на вопросы:

-Что нового узнали на уроке?

-Мне было интересно ?….

-Мне было трудно ?……

-Я научился…?.

-У меня настроение…?.

7. ДЗ. Параграф 1,