Методическая разработка урока биологии "Влияние человека на живую природу" (5 класс)
-план-конспект урока по теме "Влияние человека на живую природу"
Данная разработка предназначена для проведения урока в 5 классе,
УМК В.В. Пасечник. Биология. 5 класс. Линейный курс
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хохольский лицей»
Хохольского муниципального района Воронежской области
Тема методической разработки урока по теме:
«Влияние человека на живую природу»
5 класс
разработала:
Толсторожих Светлана Валентиновна,
учитель биологии ВКК
МБОУ «Хохольский лицей»
2023-2024 уч. год
Конспект урока
Тема урока: «Влияние человека на живую природу»
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: познакомить учащихся с взаимодействием человека и природы, развитием экологического мышления.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: понимание взаимодействия человека и развитие экологического мышления,
Метапредметные: развитие умения анализировать информацию и делать
Выводы,
Личностные: формирование уважительного и бережного отношения к
окружающей среде.
Методы и формы работы учащихся: беседа, иллюстрации и графики,
анализ текстов и видеоматериалов, форма-индивидуальная, групповая.
Оборудование: компьютер, проектор и экран для показа презентации, учебник и дополнительные материалы.
Ход урока.
1. Организационный момент
Учитель. Ребята, добрый день!
Прошу всех вас присесть за свои парты и подготовиться к началу урока. Проведём перекличку, чтобы понять все ли присутствуют? Дежурные учащиеся, пожалуйста, проверьте готовность проекционного экрана для
использования на уроке. Прошу также отключить мобильные телефоны на время урока.
2. Актуализация знаний.
Учитель. Чтобы начать наше занятие, давайте вспомним то, о чем мы говорили на предыдущем уроке. Напомните мне, какая тема была у нас в прошлый раз? Правильно, мы говорили о природных зонах Земли и их обитателях.
- Вспомните, что такое природная зона?
- Кто может назвать природные зоны Земли?
- Давайте подумаем вместе: по каким признакам вы их отличаете?
(Ответы учеников)
Вступительное слово учителя
Ребята, сегодня мы начинаем увлекательное путешествие в мир взаимодействия человека и природы. Тема нашего сегодняшнего урока — это «Влияние человека на живую природу». Мы будем исследовать, как человек влияет на окружающую среду, и как в свою очередь природа влияет на человека и его жизнедеятельность.
Это очень важная тема, ведь наше будущее зависит от того, как мы умеем обращаться с окружающей нас средой. Мы поговорим о том, какие последствия может иметь неосторожное отношение к природе, и как можно сделать наше взаимодействие с ней более гармоничным.
Южнокорейский экологический активист Ли Мин Хо, в 1987 голу говорил: «Природа не принадлежит нам, мы принадлежим ей. Именно в этом осознании кроется ключ к сохранению нашего общего дома.»
Для нас с вами открывается уникальная возможность лучше понять, как мы
вписываемся в природный мир и как можем сохранить его для будущих поколений. Поэтому давайте сосредоточимся и вместе погрузимся в эту увлекательную тему.
3. Основная часть.
1. Понятие природы и ее роли. Наши первые шаги на уроке будут направлены на понимание того, что представляет собой природа и какую роль она играет в жизни человека и общества в целом.
Определение. Природа — это всё то, что нас окружает и не создано человеком. (запись в тетрадь). Это леса, реки, океаны, горы, небо, солнце, звезды, животные, растения и многое другое. Она дарит нам воздух, которым мы дышим, воду, которую мы пьем, и продукты, которые мы едим. Она удивляет нас своей красотой и разнообразием. Однако, природа не ограничивается только живыми существами и природными объектами — она также включает в себя неживую среду, такую как атмосфера, почва, климат и т.д.
2. Значимость природы для человека и общества трудно переоценить.
Во-первых, природа является источником жизни, предоставляя нам воздух для
дыхания, пищу для питания, воду для питья и многое другое. Она также обеспечивает ресурсы, которые используются в производстве и промышленности, такие как древесина, нефть, минералы и т.д. Без природы человеческая жизнь была бы невозможна. (демонстрация презентации)
Во-вторых, окружающая среда оказывает огромное влияние на культуру и образ жизни человека. Она вдохновляет художников, писателей, музыкантов и других творческих личностей. Отношение к природе также формирует культурные ценности и традиции народов и народностей по всему миру. (демонстрация презентации) Однако она также способна преподносить вызовы и вызывать опасность для человека. Природные бедствия, такие как землетрясения, цунами, ураганы, наводнения и засухи, могут нанести серьезный ущерб жизни и имуществу человека. Они напоминают нам о том, что биосфера является силой, которую мы должны уважать и с которой мы должны научиться сосуществовать.
Чтобы проиллюстрировать влияние окружающего мира на жизнь человека, мы
рассмотрим несколько примеров воздействия природных явлений на нашу
повседневную жизнь. Например, изменение климата может привести к увеличению частоты и силы наводнений и засух, что затрагивает сельское хозяйство, водоснабжение и жизнь городских общин. Лесные пожары, вызванные высокими температурами и сухой погодой, могут уничтожить большие площади лесов и угрожать жизням и домам людей. Такие природные явления, как вулканические извержения или торнадо, также могут оказать значительное воздействие на окружающую среду и общество в целом.
В заключение, понимание биосферы и ее роли в жизни человека и общества помогает нам лучше понять наше место в мире и осознать нашу ответственность за сохранение и уважительное отношение к окружающей среде. (демонстрация презентации).
3. Взаимосвязь человека, общества и окружающей среды
Иллюстративное фото (презентация)
Взаимосвязь человека, общества и природы – это важное понятие, которое помогает нам понять, как происходит взаимодействие между ними.
Исторический контекст позволяет нам понять, как взаимодействие человека и
окружающей среды менялось со временем. В древности люди зависели от природы, чтобы выжить. Они охотились на животных, собирали плоды и корни, жили в пещерах или на деревьях. Природа была как бы их домом и источником всего необходимого для жизни. Однако с развитием общества и технологий отношения между человеком и окружающей средой изменились.
Современное человечество стало все более зависимым от технологий и
промышленности. Мы используем природные ресурсы, такие как леса, воды,
минералы, для производства товаров и энергии. Это приводит к изменению
окружающей среды: вырубке лесов, загрязнению воды и воздуха, уменьшению
биоразнообразия. Экология страдает от деятельности человека, а это, в свою очередь, влияет на самого человека.
Например,
- загрязнение воды может привести к отравлению людей и животных,
- вырубка лесов уменьшает количество кислорода в воздухе,
- изменение климата вызывает чрезвычайные погодные явления, такие как ураганы и наводнения.
Понимание взаимосвязи между человеком, обществом и биосферой помогает нам принимать более осознанные решения и действия. Мы можем стремиться к
устойчивому развитию, при котором мы удовлетворяем наши потребности, не нанося вреда природе. Это может включать в себя эффективное использование ресурсов, охрану природных экосистем и переход к возобновляемым источникам энергии.
4. Понятие экологическое мышление
Экологическое мышление — это способность видеть взаимосвязь между
своими действиями и состоянием окружающей среды, а также учитывать
экологические аспекты при принятии решений. Это не просто знание о природе, но и готовность к ответственному поведению в отношении окружающей среды.
Важно понимать, что каждый из нас имеет свою роль в сохранении окружающей среды. Мы можем начать с мелочей: экономить воду и электроэнергию, сортировать мусор, экономно использовать бумагу. Но также важно поддерживать инициативы по охране природы, участвовать в экологических мероприятиях и общественных акциях.
Экологическое мышление и ответственное отношение к природе — это не только ключ к устойчивому развитию общества, но и залог здорового будущего для всех нас.
4. Физкультминутка
Закрепление изученного материала.
Ребята, предлагаю в группах выполнить небольшие творческие работы и представить их классу:
- 1 группа (конверт с заданием) Я ХОЧУ ЖИТЬ НА ЭТОЙ ПЛАНЕТЕ (Модель земли- цветущая, полная жизни и энергии Земля)
- 2 группа (конверт с заданием) Я НЕ ХОЧУ ЖИТЬ НА ТАКОЙ ПЛАНЕТЕ (Модель Земли-заполоненная и задымленная заводами, среди мусора и вырубленных лесов, безжизненная и серая Земля)
- 3 группа (конверт с заданием). Составляет пословицы о Земле (составляют целые пословицы из предложенных частей.
Выступления от группы.
Учитель. Молодцы, ребята!
Таким образом: сегодня мы провели познавательный урок. Помните, что
каждый из нас играет важную роль в сохранении нашей планеты для будущих
поколений. Не забывайте о значимости окружающей среды в нашей жизни и о том, что мы можем внести свой вклад в сохранение ее красоты и богатства. Пусть наши действия будут наполнены заботой и любовью к природе!
Подведение итогов. Оценка за урок выставляется каждому учащемуся, принимающему участие в работе.
5. Рефлексия
Учитель. Ребята, я приглашаю каждого из вас поделиться своими мыслями и идеями
- Пожалуйста, подумайте о том, как вы оцениваете свое понимание темы
нашего урока?
-Что вы можете сделать для того, чтобы быть более ответственным в отношении природы?
- Какие действия или привычки в вашей повседневной жизни могут помочь сохранить природные ресурсы и защитить окружающую среду?
6. ДЗ Пар .26, учащимся предлагается подготовить небольшой рассказ о том, как они в своей повседневной жизни могут влиять на состояние окружающей среды (по желанию)
