ТИКО - БУКВАРЕНОК

Лямина Светлана Сергеевна

Обучение детей к грамоте с применением ТИКО моделирования. 

Игры и упражнения с

 

 конструктором

 

 ТИКО

 

 «Азбука» в

 

 ПОДГОТОВКЕ

 

 ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

 

Конструктор – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи.

Он способствует творческой активности, формированию мышления, развитию мелкой моторики рук, а также выработке ловкости, умения управлять своими движениями, концентрации внимания.

Конструктор ТИКО  (Трансформируемый Игровой  Конструктор  Объемного моделирования) «Грамматика» - это уникальный инструмент, помогающий постичь все «премудрости» азов русского языка, выучить азбуку,обогатить словарный запас, развить интерес к слову, к речи, расширить знания и кругозор, научить ребёнка правильно читать, что несомненно, послужит хорошей базой для успешного обучения в школе.

В соответствии с ФГОС ДО коррекционная работа с дошкольниками должна учитывать особенности развития и специфических образовательных потребностей детей с нарушениями речи. Поэтому развитие речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Все ученые подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей с ОНР и оказывает большое влияние на развитие головного мозга.

Работая над развитием фонематического восприятия, я делаю упор на осознанный анализ и синтез звукового состава слова, т. к. звуковой анализ устной речи - это мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки, установление их количества и последовательности).

Согласитесь, довольно сложный процесс для дошкольника с речевыми нарушениями? Все мы знаем, что звуковой анализ и синтез вызывает затруднения у детей, и это проявляется при анализе диагностики первоклассников.

Новизна конструктора ТИКО «Грамматика» заключается в разработке игровых заданий для устранения пробелов фонетического, фонематического, грамматического строя речи, подготовки детей к овладению навыком чтения и письма, повышению мотивации ребёнка к обучению.

Использование игровых технологий помогает развитию у детей не только интереса к занятию, но и к формированию потребности изучать звуковую сторону речи.

В этом году в моей копилке игр появился конструктор ТИКО – ГРАММАТИКА, с помощью которого дети первого года обучения уже читают слоги и односложные слова, а будущие первоклассники в совершенстве владеют звуковым анализом,с легкостью подбирают слова к звуковым схемам, разгадывают и составляют кроссворды.

При знакомстве со звуками, дети определяют гласный или согласный, тем самым выбирая квадратик соответствующего цвета. Разработанные мной игры и упражнения помогают научить ребенка не только выделять звук в словах и определять его позицию, но и развивают речевое дыхание (пение звуковых дорожек). При использовании предметных картинок дети учатся определять звук и давать его характеристику, а к концу года ребенок может не только собирать слоги и слова, но и читать их.


 


 


 

«ТИКО - БУКВАРЕНОК»



 

Цель: Учить делить слова на слоги, выполнять звукобуквенный анализ слов. Развивать фонематический слух, умение соотносить звук с его графическим изображением(буквой).
Оборудование: Конструктор ТИКО «Азбука» .Красные квадраты, обозначающие гласные звуки, синие – твердые согласные звуки, зеленые – мягкие согласные звуки. Предметные картинки.
Возраст: с 5 лет.
Ход:1 вариант. Педагог предлагает детям картинку, которую они должны назвать. Затем это слово они делят на слоги, считают их и выкладывают первый слог или все слово.
2 вариант. Педагог выставляет картинку и предлагает детям выполнить звуковой анализ слова.
3 вариант. Дети самостоятельно выполняют звуковой анализ слова, по предлагаемой картинке педагогом. Затем обозначают каждый звук буквой.


 

«Волшебный мешочек»

Цель: запоминать буквы, учиться придумывать слово на заданную букву.
Оборудование: буквы из конструктора ТИКО, непрозрачный мешочек.
Возраст: с 4 лет.
Ход: В мешочек сложите квадраты с известными ребенку буквами. Предлагайте вынимать буквы по одной, придумывать слово, начинающееся на эту букву. Если ребенок, вынимая букву, ошибается в названии, исправьте его, а букву опустите обратно в мешочек. Когда ребенок снова достанет эту букву, он уже назовет ее правильно.
Можно положить в мешочек и новые для ребенка буквы, но их должно быть не более 1-3 за 1 игру.
После нескольких игр с волшебным мешочком для поддержания интереса к игре положите в мешочек несколько мелких предметов. Это могут быть: скрепка, колпачок от фломастера, пуговица, пробка от пластиковой бутылки, счетная палочка, цифра из набора, геометрическая фигурка и т. п.
Вариант:
Предложите ребенку придумывать слова, которые заканчиваются на букву из мешочка. Не используйте для этого задания буквы Б, Д, В, Г, Ж, 3, т. к. в конце слова они слышатся по другому (оглушаются). Можно придумывать слова, в которых есть выпавшая буква (независимо от ее места в слове).


 

«Магазин игрушек»

Цель: учиться определять первый звук в словах, находить соответствующую букву.
Возраст: с 4 лет.
Оборудование: 5-10 игрушек, буквы, на которые начинаются названия этих игрушек (из конструктора ТИКО).
Ход: Организуйте магазин. Разложите "на прилавке" разные игрушки: мячик, куклу, пирамидку, машинку и т. п. Продавец - это вы. Покупатель - ваш ребенок. Главное условие состоит в том, что товар можно купить, только правильно назвав первый звук слова и "заплатив" продавцу соответствующей буквой.
Поменяйтесь ролями: теперь вы - покупатель, а ребенок - продавец. Когда будете "покупать" игрушки, специально выбирайте неправильную букву. Продавец должен будет отказать вам в покупке и объяснить, почему он не может продать эту игрушку за предложенные вами "деньги".
Обратите внимание! Не нужно использовать для игры предметы, начинающиеся на буквы Е, Ё, Я, Ю.

Варианты:
Все дети любят играть "в магазин", но чтобы эта игра не наскучила, а также для запоминания большего количества букв, можно менять "профиль" магазина. Сегодня - это продуктовый магазин, а завтра - спортивный магазин. Продавайте посуду, овощи и фрукты, одежду и обувь, учебные принадлежности.
Очень удобно для этой игры использовать набор картинок. С помощью картинок вы сможете "продавать" не только те предметы, которые на самом деле выкладываются "продавцом" на воображаемый прилавок, но и "товары" гораздо большего размера, например: транспорт, мебель, деревья, цветы. Такие картинки пригодятся вам и для других игр.

 


«Логические цепочки»

Цель: запоминать буквы, тренировать внимание, развивать логическое мышление, автоматизировать звуки.
Возраст: с 5 лет.  
Оборудование: конструктор ТИКО «Азбука».
Ход: Сидя рядом с ребенком, выложите цепочку из букв: А-Т-А-Т-А. Попросите угадать, какая буква должна быть следующей. Добавьте ее. Предложите снова внимательно посмотреть на цепочку букв и назвать, какая буква должна теперь быть следующей. Добавьте ее. Продолжайте так по порядку отгадывать 3-5 последующих букв.
Это задание представляет собой логическую закономерность - правило чередования. Можно предлагать и другие виды чередования букв, например:
А-А-П-П-А-А-П-П
А-Л-Л-А-Л-Л-А
А-Л-А-П-А-Л-А-П и т.д.
Подобные цепочки сначала лучше составлять из букв, очевидно отличающихся друг от друга, например: Д и В, Ж и Т, С и Г, 3 и И. Позднее, когда ребенок научится видеть правила построения цепочек, можно составлять их из букв, близких по написанию и имеющих одинаковые элементы. Например: И и М, В и Ф, Ж и К, Е и Ш.
Если ребенок затрудняется в выполнении задания, помогите ему, произнеся вслух всю цепочку букв, утрированно произносите названия букв по-разному (тихо и громко, высоким и низким голосом).
Это упражнение полезно для развития аналитических навыков, умения находить закономерности, поэтому можете возвращаться к нему и на более поздних этапах обучения (когда ребенок читает слоги, слова, предложения).
hello_html_m413b1bda.jpg

 

 

«Дружилки»

Цель: запоминать буквы, учиться придумывать слова на буквы, развивать воображение, развивать речь.
Возраст: с 5 лет.
Оборудование: картинки с изображением разных животных, буквы из конструктора ТИКО.
Ход:Разложите картинки с животными на одном столе, а буквы на другом столе. Играйте по очереди. Сначала сами возьмите любую картинку животного и подружите его с определенной буквой. Например Слон дружит с буквой С, Жираф с буквой Ж. Затем придумайте, с какой буквой еще хотело бы дружить животное, на ней изображенное. Например: СЛОН хотел бы дружить с буквой X, потому что у него есть хобот, а КОШКА с буквой М, потому что ловит мышек. Найдите соответствующую букву, расскажите, почему животное хочет дружить с этой буквой.
Дайте возможность ребенку выбрать картинку из разложенных на столе. Если ребенок не может придумать букву к этой картинке, помогите ему: задайте вопрос-подсказку. Например: ребенок выбрал картинку с КРОЛИКОМ, спросите ребенка, что любит есть кролик (морковку - выбирает букву М).
Игра не только помогает запоминать буквы, но и расширяет кругозор ребенка.
hello_html_389332f0.jpg


 

«Угадай слово»

 

Цель: развитие умения проводить звуко-буквенный анализ, различать гласные и согласные буквы.

Возраст: с 5 лет.
Оборудование: конструктор ТИКО «Азбука».

Ход: Воспитатель ставит на наборное полотно согласные буквы и прочитывает их, например м-л-к- (молоко), с-п-г- (сапоги) и т.д., а дети отгадывают слово. Игра может идти индивидуально и по группам.

Для этой игры отбираются только слова, состоящие из двух-трех прямых открытых слогов. В конце игры воспитатель спрашивает, какие буквы (согласные или гласные) он выставил на наборное полотно и какие вставлены детьми.

 

«Живые буквы»

 

Цель: развитие умения определять последовательность звуков в слове, проводить звуко-буквенный анализ.

Возраст: с 5 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Азбука».

Ход: 1 вариант. Каждому ребенку по одной букве. Воспитатель называет слово. Дети строятся в шеренгу так, чтобы получилось слово из букв, которые они держат в правой руке.

2 вариант. Воспитатель дает карточки с буквами каждому ряду, не называя слова. Дети одного ряда должны самостоятельно составить слово из букв, построившись в шеренгу.


 

«Волшебники»

 

Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, умение соотносить фонетический облик слова с его значением; способность работать в команде.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Азбука».

Ход: Если детей несколько, нужно разделить их на команды. Каждая команда будет выполнять отдельное задание.

В начале игры взрослый говорит: «Давайте поиграем в волшебников. Сегодня мы будем заниматься превращением слов. Посмотрим, команда справится лучше».

1-е задание. Превратите одно слово в другое, убрав квадрат с лишней буквой:

1-й вариант: муха, беда, двор, шарф, лампа;

2-й вариант: крот, волк, смех, борщ, риск.

2-е задание. Измените одну букву так, чтобы получилось новое слово:

1-й вариант: рука (мука или река), кожура (конура), май (чай), жук (лук), белка (булка);

2-й вариант: нож (нос),сын (сон), лед (мед), дочка (бочка), салют (салат).

3-е задание. Из слова убежали все гласные. Попробуйте угадать, что это за слова, расставив гласные правильно:

1-й вариант: ш_к_л_д (шоколад), к_р_н_д_ш (карандаш);

2-й вариант:п_т_л_к (потолок), т_л_в_з_р (телевизор).

4-е задание. Составить слова из первых слогов указанных слов:

1-й вариант: город – ложка – варенье (голова), атаман – курица – лава (акула);

2-й вариант: солнце – батон – карандаш (собака), коробка – локоть – колбаса (колокол).

За каждое правильно обработанное слово в каждом задании команде дается призовое очко. Дополнительные 2 очка начисляются той команде, которая первой справится с заданием.


 

«Составь слово из слогов»

 

Цель: развивать навык звуко-буквенного анализа, фонематический слух.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование:Тико «Азбука»

Ход: Педагог предлагает ребенку 2 части конструктора Тико с буквами, одна часть обязательно должна обозначать гласный звук, другая согласный. Если берутся мягкие согласные, то к ним подбираются гласные буквы, обозначающие мягкость. (Я, Ю, И, Е, Ё). Задача ребенка собрать слог из двух букв и придумать на него слово. Например: АБрикос, МАйка, СОк, КИсель ,РИсунок и т.д.

 

 

« Превращение звука»

 

Цель: знакомить со звуками, развивать навык звуко-буквенного анализа, фонематический слух.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Педагог показывает и называет любой мягкий или твёрдый согласный. Дети в ответ подбирают, называют и показывают твёрдый (мягкий) вариант заданного звука.


 

«Найди свой домик»

 

Цель: знакомить с буквами, развивать навык звуко-буквенного анализа, фонематический слух.

Возраст: с 5 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Все дети получают по одной гласной букве, а два ребёнка берут фишки: один - синюю, второй – зелёную. Эти дети – ведущие. Дети – гласные буквы гуляют по кабинету, по сигналу логопеда они должны занять свое место в синем или зелёном домике.(в синем домике буквы А, О, У,Ы, Э; в зеленом- Я,И,Ю,Е,Ё)

Каждый ведущий проверяет буквы и пропускает в свой домик только те из них, которые пишутся после его согласного звука.

 

«Кто внимательный?»

 

Цель: знакомить с буквами, развивать навык звуко-буквенного анализа, фонематический слух.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Дети должны положить перед собой две фишки, обозначающие твердый и мягкий согласные звуки. Затем нужно положить после синей фишки те гласные буквы, которые пишутся после твёрдых согласных, а под ними, за зелёной фишкой, - те гласные буквы, которые пишутся после мягких согласных. Правильно выполненное задание выглядит так:

а, о, у, ы, э

я, ё, ю, и, е

Когда это задание выполнено, начинается игра. Дети закрывают глаза, а логопед в этот момент переставляет буквы из одного ряда в другой, меняет их местами, т.е. на место буквы «а» ставит «я» и т.д. Затем дети открывают глаза и должны угадать, что изменилось?


 

«Живые слоги»

 

Цель: работать со слогами, развивать фонематический слух, автоматизировать звуки.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Дети совместно с логопедом «собирают» слоги, в состав которых входят автоматизируемые в речи звуки, например, ЛА – ЛО – ЛУ…

Затем логопед предлагает детям представить, что звуки в слогах «живые», т.е. легко могут меняться местами.

Задание: детям необходимо «собрать» новые слоги, поменяв при этом звуки местами, например, АЛ – ОЛ – УЛ. После составления необходимо прочитать получившиеся слоги.

 

«Составляй – ка»

 

Цель: работать со слогами, развивать фонематический слух, автоматизировать звуки.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Логопед предлагает детям придумать и составить слоги с заданным звуком. Ребёнок составляет слоги, а затем их прочитывает. В данном упражнении рекомендуем предлагать автоматизируемые звуки (они индивидуальны у каждого ребёнка), например, РА – РО - РУ- РЫ …

 

 

«Придумай слово по модели»

 

Цель: работать со словами, развивать словарный запас, фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Дети должны придумать слова в соответствии с заданной моделью, например, синяя фишка – красная – синяя(слова: мак, рак, сок и т.д).

 

 

 

 

 

«Цепочка слов»

 

Цель: работать со словами, развивать словарный запас, фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: У логопеда собрано трёхзвуковое слово. Логопед предлагает детям поменять только одну букву в этом слове, можно одну букву прибавить или убрать, но всегда только одну букву, чтобы получилось новое слово.

Дети собирают новые слова по очереди. Например, дом-ком-том и т.д.

 

 

 

«Превращение слова»

Цель: работать со словом, развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Дети собирают слово БУЛКА и получают задание превратить его в слово БЕЛКА. Что изменилось? Как изменилась звуковая модель? Почему?

 

«Отгадай ребусы»

Цель: работать со словом, развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа.hello_html_m1690a6b0.gif

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Детям предлагают разгадать ребусы различной сложности. Ответ выложить из квадратов ТИКО конструктора.

hello_html_m611b5263.jpg

«Составь кроссворд»

Цель: работать со словом, развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Логопед подбирает кроссворд любой сложности. Дети составляют слова-отгадки, затем собирают все слова в кроссворд.


 


 


 

«Один – много»

Цель: работать со словом, развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, автоматизация звука «р», развивать грамматический строй речи, навык чтения.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Логопед предлагает детям слова, например, РАК, РУКА, РЫБА…Детям необходимо образовать форму множественного числа существительных, составить новые слова из букв, например, РАКИ, РУКИ, РЫБЫ…


 

«Подели слова на звуки»

Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, чтения, автоматизировать звуки.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Логопед предлагает детям слова на слух (можно и записать слова), например, РУКА. Детям необходимо составить звуковую схему данного слова (Р У К А), определить какой первый звук (Р), последний (А), назвать только гласные звуки (У, А), определить только согласные твёрдые звуки (Р, К), назвать ударный гласный звук (А), сосчитать количество слогов в слове (2).

«Собери слова из букв»

Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, чтения, автоматизировать звуки.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Перед каждым ребёнком лежать буквы в разнобой, например, О Т С Л. Ребёнку необходимо собрать буквы так, чтобы получилось слово, например, СТОЛ.

Можно использовать опорную картинку, чтобы ребенок быстрей собрал слово. hello_html_aaf20ff.jpg

hello_html_m6e17a7e2.jpg
 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

«Найди все слова в цепочке»

Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, чтения, автоматизировать звуки.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Перед детьми представлена длинная цепочка букв. Ребёнку нужно поделить эту цепочку на слова, выделяя каждое, например, СЫРОЗАЯЦИРКОТИР. Слова: СЫР, ЗАЯЦ, ЦИРК, КОТ, ТИР.

hello_html_56059354.jpg
 

« Угадай слово»

Цель: развивать навык звуко-буквенного анализа, чтения, автоматизировать звуки.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Логопед отстукивает ритмическую структуру слов, например, два раза, а ребёнок придумывает и выкладывает слово, состоящее из 2 слогов, например, МУХА.


 

« Придумай предложение»

Цель: учить составлять предложение с заданным словом,развивать навык чтения, автоматизировать звуки.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Логопед предлагает детям составить предложение с заданным словом, например, дети. Дошкольники придумывают и составляют из букв придуманное предложение, например, ДЕТИ ГУЛЯЮТ ВО ДВОРЕ.

« Расставь знаки в конце предложения»

Цель: развивать фонематический слух, различать интонацию, навык звуко-буквенного анализа, чтения.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход:Логопед читает предложения, интонационно их оформляя, ребёнок только подбирает и показывает знак (точку, вопросительный или восклицательный знак).

« Закончи предложение»

Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, чтения, автоматизировать звуки.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Педагог начинает читать предложения, но не договаривает последнее слово. Детям необходимо дополнить предложение и составить (записать) недостающее слово, например, В ЛЕСУ РАСТУТ … Прочитать предложение.


 

« Перепутанное предложение»

Цель: развивать фонематический слух, навык чтения, автоматизировать звуки.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Логопед сообщает детям о том, что все слова в предложении перепутались. Детям необходимо расставить их на свои места.

Дым, идёт, трубы, из.

Любит, медвежонок, мёд.

Прочитать предложение.

 

«Умный кубик»

Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, чтения, автоматизировать звуки.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: из деталей конструктора составлен кубик с буквами. Задача ребенка бросить кубик и придумать слово (существительное) на выпавшую букву. Затем задача усложняется – нужно придумать словосочетание из двух слов, чтобы оба эти слова были на выпавшую букву. Например: Мама Моет, Папа Пылесосит, Бабаушка Болеет, Кот Кусается и т.д.

Можно обговорить с ребенком условие называть слова-действия (глаголы) или слова-признаки (прилагательные) : Машина Маленькая, Кубик Квадратный, Панда Пушистая и т.д.

 

«Собери слово»hello_html_m45bb14c7.jpg

Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, чтения, автоматизировать звуки.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Перед ребенком рассыпаны слоги из конструктора Тико (КАР, НА, ТИ, ШИ, МА, НА). Задача ребенка собрать слова – картина, машина.

 

 

«Измени слово»hello_html_m40202d87.jpg

Цель: учиться определять первый

звук в словах, находить соответствующую букву.
Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: ребенку дается начальное слово, например:

дочка. Задача ребенка поменять первую букву,

чтобы получить новое слово.

 

 

 

 

«Прятки»

Цель: развивать зрительно-пространственное ориентирование на плоскостиhello_html_2c609d13.jpg

Ход: логопед выкладывает перед ребенком лист с таблицей (3*3 квадрата). Задача ребенка по инструкции логопеда выкладывать детали конструктора в нужную клетку. Например: положи зелены квадратик в правый верхний угол, синий квадратик в левый верхний угол, красный в центр и т.д.

Постепенно можно усложнять задания, разширяя размер игрового поля или создавая определенный рисунок из выкладываемых деталей – например - букву Аhello_html_32220f90.jpg

 

hello_html_11e09457.jpghello_html_m6df1d8b8.jpghello_html_17da45ac.jpg

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конструктор ТИКО «Грамматика» как средство подготовки детей к овладению навыком чтения

 

Дошкольное образование, являясь первой ступенью в развитии способностей детей, согласно ФГОС ДО,  охватывает и речевое развитие дошкольников, которое включает овладение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Исходя из этого, самым благоприятным периодом для развития интеллектуальных и творческих способностей человека является дошкольный возраст – от 3 до 7 лет. Именно в этом возрасте, согласно новым стандартам дошкольного образования, необходимо активно развивать конструктивную деятельность дошкольников.

Конструктор – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи. Он способствует творческой активности, формированию мышления, речи, мелких мышц рук, а так же выработке ловкости, умения управлять своими движениями, концентрации внимания. И, конечно, конструктивная деятельность имеет существенное значение для умственного развития. Благодаря ей дети узнают внешние свойства предметов (цвет, форма, размер), их физические качества (устойчивость, плотность, вес), учатся сравнивать и соединять части между собой, обогащают свои представления об окружающем мире, развивают речь и творческие способности.

Работая над совершенствованием конструктивной деятельности, параллельно тренируются тонкие движения пальцев рук, что, в свою очередь, опосредованно влияет на развитие детской речи.

Таким образом, речь, мышление и мелкая моторика тесно связаны между собой и играют большую роль в развитии ребёнка. Другими словами, речь ребёнка формируется правильно и своевременно, когда движения пальцев рук достаточно хорошо развиты.

ТИКО - это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения.  Всего 12 наборов: «Азбука», «Английский язык», «Арифметика» (Учимся считать; Сотня в квадрате), «Архимед», «Геометрия», «Грамматика», «Класс», «Малыш», «Фантазёр», «Школьник», «Шары». Выделяют следующие задачи ТИКО – конструирования:

- способствовать лучшему восприятию информации за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия;

- формировать навыки пространственного, логического и абстрактного мышления;

- улучшить моторику рук за счёт постоянной работы с деталями конструктора;

- развивать творческие способности;

- прививать художественный вкус и эстетическое восприятие за счёт яркости и многообразия решений.

Конструктор ТИКО «Грамматика» состоит из пластмассовых квадратов, на которых изображены буквы русского алфавита и знаки препинания. На красных квадратах - гласные звуки, на синих квадратах - твердые согласные звуки, на зеленых квадратах - мягкие согласные звуки, на белых квадратах - Ъ и Ь знаки, знаки препинания. Детали конструктора соединяются между собой с помощью шарнирных соединений (шарообразный выступ защелкивается в круглую выемку). Количество отдельных букв соответствует частоте их употребления в письменной речи.

Конструктор ТИКО «Грамматика» - это уникальный инструмент, помогающий обогатить словарный запас, развить интерес к слову, расширить знания и кругозор, научить ребёнка соединять звуки в слоги, что, несомненно, послужит хорошей базой для успешного обучения в школе.

В процессе занятий с конструктором ТИКО «Грамматика» задействуются сразу несколько каналов восприятия информации. Так, например, физическое соединение (сцепление) руками двух квадратов с буквами в одну «дорожку» может помочь некоторым детям перейти к слитному чтению не только слогов, но и слов, поскольку чтение - сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. 

Работа с конструктором ТИКО «Грамматика» проводится поэтапно:

1 этап: знакомство с конструктором, обучение правильному соединению деталей, цветовое обозначение звуков и букв.

2 этап: применение знаний о буквах и звуках в выполнении предложенных учителем – логопедом упражнений и игр.

3 этап: использование конструктора в свободной деятельности (в группе с воспитателями).

Вначале дети выполняют все упражнения совместно с логопедом, проговаривая каждый звук, слог, слово. Затем дошкольники переходят к самостоятельному выполнению заданий по мере становления правильного звукопроизношения, увеличения объема знаний о звуках и буквах, правилах слитного чтения слогов и слов.

Формы работы с конструктором ТИКО «Грамматика».

1. Характеристика звука.

Квадратик подбирается в соответствии с характеристикой звука:

- красный (гласный звук);

- синий (согласный твёрдый звук);

- зелёный (согласный мягкий звук).

2. Характеристика буквы.

Квадратик подбирается в соответствии с характеристикой буквы:

- красный (гласная буква);

- синий (согласная твёрдая буква);

- зелёный (согласная мягкая буква);

- белый (Ъ и Ь знаки).

3. Развитие фонематического слуха.

- Подобрать и показать соответствующий заданному логопедом звук;

- «превращение» мягкого звука в твёрдый и наоборот.

4. Формирование звуко – слоговой структуры слов.

- Послоговое составление слов (каждый слог в слове отделяем пробелом);

- составление слов заданной слоговой структуры (слово из 1-2-3 слогов);

- чтение слов по слогам.

5. Звуко – буквенный анализ и синтез слогов и слов.

- Деление слога на отдельные звуки;

- составление и проговаривание слогов с заданными звуками;

- деление слов на слоги и звуки с подробной характеристикой каждого звука;

- составление и проговаривание слов с заданным звуком, с заданным местом звука в слове (начало, середина, конец слова).

6. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах.

- Отраженное повторение за логопедом слогов, слов, наполненных автоматизируемым в речи звуком;

- составление и чтение слогов, слов с автоматизируемым звуком;

- самостоятельное использование «правильного» звука ребёнком во всех видах работ с конструктором.

7. Дифференциация смешиваемых звуков в слогах, словах.

- Различение акустически близких звуков путём проговаривания схожих по звучанию слогов, слов;

- составление и изменение слогов, слов со зрительной опорой.

8. Развитие мелкой моторики.

- Соединение деталей конструктора между собой различными способами;

- разъединение деталей после выполнения задания.

Конструктор ТИКО «Грамматика» позволит разнообразить занятия по изучению звуков и букв, превратить их в игру. В результате конструирования происходит увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение детей в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими отрабатываемого материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

 

Игры и упражнения с конструктором ТИКО «Грамматика»

 

«Раз ступенька, два ступенька»                                                

Цель: учить делить слова на слоги, выполнять звукобуквенный анализ слов. Развивать фонематический слух, умение соотносить звук с буквой.
1 вариант. Педагог предлагает детям картинку, которую они должны назвать. Затем это слово они делят на слоги, считают их и выкладывают первый слог или все слово.
2 вариант
. Педагог выставляет картинку и предлагает детям выполнить звуковой анализ слова.
3 вариант
. Дети самостоятельно выполняют звуковой анализ слова по предлагаемой картинке. Затем обозначают каждый звук буквой.

 

«Волшебный мешочек»

Цель: запоминать буквы, учиться придумывать слово на заданную букву.
В мешочек сложены квадраты с известными ребенку буквами. Предлагается вынимать буквы по одной,  придумывать слово, начинающееся на эту букву. Если ребенок, вынимая букву, ошибается в названии, исправить его, а букву опустить обратно в мешочек. Когда ребенок снова достанет эту букву, он уже назовет ее правильно.
Можно положить в мешочек и новые для ребенка буквы, но их должно быть не более 1-3 за 1 игру.

«Магазин игрушек»

Цель: учиться определять первый звук в словах, находить соответствующую букву.
Разложить «на прилавке» разные игрушки: мячик, куклу, пирамидку, машинку и т.п. Продавец – педагог, покупатель - ребенок. Главное условие состоит в том, что товар можно купить, только правильно назвав первый звук слова и «заплатив» продавцу соответствующей буквой.
Затем можно поменяться ролями: теперь педагог - покупатель, а ребенок - продавец. Когда будете «покупать» игрушки, специально выбирайте неправильную букву. Продавец должен будет отказать вам в покупке и объяснить, почему он не может продать эту игрушку за предложенные вами «деньги».
Чтобы эта игра не наскучила, а также для запоминания большего количества букв, можно менять «профиль» магазина. Сегодня - это продуктовый магазин, а завтра - спортивный. Очень удобно использовать набор картинок. С помощью картинок можно «продавать» не только те предметы, которые на самом деле выкладываются «продавцом» на воображаемый прилавок, но и «товары» гораздо большего размера, например: транспорт, мебель, деревья, цветы.

 

«Привези грузы»

Цель: учиться определять первый звук в словах, запоминать буквы.
На машинки с помощью скотча прикрепить буквы К, П, М. Это будут «марки» машин. Разложить перед ребенком игрушки. Предложить распределить грузы по машинкам. Чтобы выбрать, в какую машинку положить груз, нужно определить первый звук в названии игрушки и найти соответствующую букву на машинке. Машинки перевозят только те предметы, которые начинаются с буквы – «марки» машины.

«Логические цепочки»

Цель: запоминать буквы, тренировать внимание, развивать логическое мышление, автоматизировать звуки.
Сидя рядом с ребенком, выложить цепочку из букв: А-Т-А-Т-А. Попросить угадать, какая буква должна быть следующей. Добавить ее. Предложить снова внимательно посмотреть на цепочку букв и назвать, какая буква должна теперь быть следующей. Добавить  ее. Продолжать так по порядку отгадывать 3-5 последующих букв.
Можно предлагать и другие виды чередования букв, например:
А-А-П-П-А-А-П-П
А-Л-Л-А-Л-Л-А
А-Л-А-П-А-Л-А-П и т.д.
Подобные цепочки сначала лучше составлять из букв, очевидно отличающихся друг от друга, например: Д и В, Ж и Т, С и Г, 3 и  И. Позднее, когда ребенок научится видеть правила построения цепочек, можно составлять их из букв, близких по написанию и имеющих одинаковые элементы. Например: И и М, В и Ф, Ж и К, Е и Ш.
Если ребенок затрудняется в выполнении задания, нужно помочь ему, произнеся вслух всю цепочку букв, утрированно произносить названия букв по-разному (тихо и громко, высоким и низким голосом).

«Дружилки»

Цель: запоминать буквы, учиться придумывать слова на буквы, развивать воображение, развивать речь.
Разложить картинки с животными на одном столе, а буквы на другом столе. Играть по очереди. Сначала педагог берёт любую картинку и придумывает, с какой буквой хотело бы дружить животное, на ней изображенное. Например: СЛОН хотел бы дружить с буквой X, потому что у него есть хобот, а КОШКА с буквой М, потому что ловит мышек. Найти соответствующую букву, рассказать, почему животное хочет дружить с этой буквой.
Следующий ход ребенка. Дать ему возможность выбрать картинку из разложенных на столе. Если ребенок не может придумать букву к этой картинке, помочь ему: задать вопрос-подсказку. Например: ребенок выбрал картинку с КРОЛИКОМ, спросить ребенка, что любит есть кролик (морковку - выбирает букву М).

 

«Угадай слово»

 

Цель: развитие умения проводить звуко-буквенный анализ, различать гласные и согласные буквы.

Педагог ставит на наборное полотно согласные буквы и прочитывает их, например м-л-к- (молоко),  с-п-г- (сапоги) и т.д., а дети отгадывают слово. Игра может идти индивидуально и по группам.

Для этой игры отбираются только слова, состоящие из двух-трех прямых открытых слогов. В конце игры педагог спрашивает, какие буквы (согласные или гласные) он выставил на наборное полотно и какие вставлены детьми.

 

 

 

 

«Живые буквы»

 

Цель: развитие умения определять последовательность звуков в слове, проводить звуко-буквенный анализ.

1 вариант. Каждому ребенку даётся по одной букве. Педагог называет слово. Дети строятся в шеренгу так, чтобы получилось слово из букв, которые они держат в правой руке.

2 вариант. Педагог дает карточки с буквами каждому ряду, не называя слова. Дети одного ряда должны самостоятельно составить слово из букв, построившись в шеренгу.

 

«Волшебники»

 

Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, умение соотносить фонетический облик слова с его значением; способность работать в команде.

Если детей несколько, нужно разделить их на команды. Каждая команда будет выполнять отдельное задание.

В начале игры педагог говорит: «Давайте поиграем в волшебников. Сегодня мы будем заниматься превращением слов. Посмотрим, команда справится лучше».

1-е задание.  Превратите одно слово в другое, убрав квадрат с лишней буквой:

1-й вариант: муха, беда, двор, шарф, лампа;

2-й вариант: крот, волк, смех, борщ, риск.

2-е задание. Измените одну букву так, чтобы получилось новое слово:

1-й вариант: рука (мука или река), кожура (конура), май (чай), жук (лук), белка (булка);

2-й вариант: нож (нос), сын (сон), лед (мед), дочка (бочка), салют (салат).

3-е задание. Из слова убежали все гласные. Попробуйте угадать, что это за слова, расставив гласные правильно:

1-й вариант: ш_к_л_д (шоколад),  к_р_н_д_ш (карандаш);

2-й вариант: п_т_л_к  (потолок), т_л_в_з_р (телевизор).

4-е задание. Составить слова из первых слогов указанных слов:

1-й вариант: город – ложка – варенье (голова), атаман – курица – лава (акула);

2-й вариант: солнце – батон – карандаш (собака), коробка – локоть – колбаса (колокол).

 

 «Как тебя зовут?»

 

Цель:  знакомить со звуками, развивать навык звуко-буквенного анализа, фонематический слух.

На столе у ребёнка три схемы, в каждой из которых обозначен только первый звук фишкой красного, синего или зелёного цвета. Каждый дошкольник получает картинку с изображением любого животного. Задание: назвать картинку, выделяя первый звук, произнести этот звук отдельно, определить, какой этот звук, и решить, под какую схему нужно поставить картинку, и поднять свою схему.

 

«Забавный звук»

 

Цель: знакомить со звуками, развивать навык звуко-буквенного анализа, фонематический слух.

Ребёнку предлагается положить перед собой три фишки: красную, синюю и зелёную. Педагог называет звук, дети, услышав его, повторяют и определяют какой он, поднимают соответствующую фишку.

 

 

 

«Найди свой домик»

 

Цель: знакомить с буквами,  развивать навык звуко-буквенного анализа, фонематический слух.

Все дети получают по одной гласной букве, а два ребёнка берут фишки: один - синюю, второй – зелёную. Эти дети – ведущие. Дети – буквы гуляют по кабинету, по сигналу логопеда они должны занять свое место в синем или зелёном домике.

Каждый ведущий проверяет буквы и пропускает в свой домик только те из них, которые пишутся после его согласного звука.

 

 «Живые слоги»

 

Цель: работать со слогами,  развивать фонематический слух, автоматизировать звуки.

Дети совместно с логопедом «собирают» слоги, в состав которых входят автоматизируемые в речи звуки, например, ЛА – ЛО – ЛУ…

Затем логопед предлагает детям представить, что звуки в слогах «живые», т.е. легко могут меняться местами.

Задание: детям необходимо «собрать» новые слоги, поменяв при этом звуки местами, например, АЛ – ОЛ – УЛ. После составления необходимо прочитать получившиеся слоги.

 

 «Составляй – ка»

 

Цель: работать со слогами,  развивать фонематический слух, автоматизировать звуки.

Логопед предлагает детям придумать и составить слоги с заданным звуком. Ребёнок составляет слоги, а затем их прочитывает. В данном упражнении рекомендуем предлагать автоматизируемые звуки (они индивидуальны у каждого ребёнка), например, РА – РО – РУ - РЫ …

 

«Превращение слога»

 

Цель: работать со слогами,  развивать фонематический слух, дифференцировать звуки.

Логопед называет детям слоги, КА – КО – КУ…

Детям необходимо «превратить» заданный слог в противоположный по принципу твёрдости – мягкости, например, КЯ – КЁ – КЮ…

 

«Придумай слово по модели»

 

Цель: работать  со словами,  развивать словарный запас, фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа

Дети должны придумать слова в соответствии с заданной моделью, например, синяя фишка – красная – синяя (слова: мак, рак, сок и т.д.).

 

«Цепочка слов»

 

Цель: работать  со словами,  развивать словарный запас, фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа.

У логопеда собрано трёхзвуковое слово. Логопед предлагает детям поменять только одну букву в этом слове, можно одну букву прибавить или убрать, но всегда только одну букву, чтобы получилось новое слово.

Дети собирают новые слова по очереди. Например, дом-ком-том и т.д.

 

 

«Придумай слово»

 

Цель: работать со словом, развивать фонематический слух, автоматизировать звуки.

Логопед собирает, например, слог РА. Затем превращает слог РА в ГРА. Детям предлагается выкладывать любые слова с этим слогом. Кто выложит самые интересные слова - тот победит.

Дети выкладывают:  игра, грамота, программа, телеграмма, пограничник, грач и т.д.

 

 «Превращение слова»

 

Цель: работать со словом, развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа.

Дети собирают слово БУЛКА и получают задание превратить его в слово БЕЛКА. Что изменилось? Как изменилась звуковая модель? Почему?

 

«Заменяй – ка»

Цель: работать со словом, развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа.

Логопед называет слова, например, БАНКА. Предлагает детям заменить первый звук на звук «р» и назвать новое слово, собрать его из букв конструктора.  Получается – РАНКА.

 «Один – много»

Цель: работать со словом, развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, автоматизация звука «р», развивать грамматический строй речи, навык чтения.

Логопед предлагает детям слова, например, РАК, РУКА, РЫБА… Детям необходимо образовать форму множественного числа существительных, составить новые слова из букв, например, РАКИ, РУКИ, РЫБЫ…

«Собери слова из букв»

Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, чтения,  автоматизировать звуки.

Перед каждым ребёнком лежат буквы в разнобой, например, О Т С Л. Ребёнку необходимо собрать буквы так, чтобы получилось слово, например, СТОЛ.

« Допиши пропущенные слоги»

Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, чтения,  автоматизировать звуки.

На столе у ребёнка выложены слова, в которых пропущен один из звуков или слогов, например,  К…Т, БА…БАН. Ребёнок должен определить, какой слог потерялся, а затем «вставить» его на место пропуска, например, РА.

«Найди все слова в цепочке»

Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, чтения,  автоматизировать звуки.

Перед детьми представлена длинная цепочка букв. Ребёнку нужно поделить эту цепочку на слова, выделяя каждое, например, СЫРОЗАЯЦИРКОТИР. Слова: СЫР, ЗАЯЦ, ЦИРК, КОТ, ТИР.

 « Угадай слово»

Цель: развивать  навык звуко-буквенного анализа, чтения,  автоматизировать звуки.

Логопед отстукивает ритмическую структуру слов, например, два раза, а ребёнок придумывает и выкладывает слово, состоящее из 2 слогов, например, МУХА.



Предварительный просмотр:

Игры и упражнения с конструктором ТИКО «Азбука»

                                           «Раз ступенька, два ступенька»  
Цель: Учить делить слова на слоги, выполнять звукобуквенный анализ слов. Развивать фонематический слух, умение соотносить звук с его графическим изображением(буквой).
Оборудование: Конструктор ТИКО «Азбука» .Красные квадраты, обозначающие гласные звуки, синие – твердые согласные звуки, зеленые – мягкие согласные звуки. Предметные  картинки.
Возраст: с 5 лет.
Ход:1 вариант. Педагог предлагает детям картинку, которую они должны назвать. Затем это слово они делят на слоги, считают их и выкладывают первый слог или все слово.
2 вариант. Педагог выставляет картинку и предлагает детям выполнить звуковой анализ слова.
3 вариант. Дети самостоятельно выполняют звуковой анализ слова, по предлагаемой картинке педагогом. Затем обозначают каждый звук буквой.

                                               «Волшебный мешочек»
Цель: запоминать буквы, учиться придумывать слово на заданную букву.
Оборудование: буквы из          конструктора  ТИКО, непрозрачный мешочек.
Возраст: с 4 лет.
Ход: В мешочек сложите квадраты с известными ребенку буквами. Предлагайте вынимать буквы по одной,  придумывать слово, начинающееся на эту букву. Если ребенок, вынимая букву, ошибается в названии, исправьте его, а букву опустите обратно в мешочек. Когда ребенок снова достанет эту букву, он уже назовет ее правильно.
Можно положить в мешочек и новые для ребенка буквы, но их должно быть не более 1-3 за 1 игру.
После нескольких игр с волшебным мешочком для поддержания интереса к игре положите в мешочек несколько мелких предметов. Это могут быть: скрепка, колпачок от фломастера, пуговица, пробка от пластиковой бутылки, счетная палочка, цифра из набора, геометрическая фигурка и т. п.
Вариант:
Предложите ребенку придумывать слова, которые заканчиваются на букву из мешочка. Не используйте для этого задания буквы Б, Д, В, Г, Ж, 3, т. к. в конце слова они слышатся по-другому (оглушаются). Можно придумывать слова, в которых есть выпавшая буква (независимо от ее места в слове).

                                              «Магазин игрушек»
Цель: учиться определять первый звук в словах, находить соответствующую букву.
Возраст: с 4 лет.
Оборудование
: 5-10 игрушек, буквы, на которые начинаются названия этих игрушек (из конструктора ТИКО).
Ход: Организуйте  магазин. Разложите "на прилавке" разные игрушки: мячик, куклу, пирамидку, машинку и т. п. Продавец - это вы. Покупатель - ваш ребенок. Главное условие состоит в том, что товар можно купить, только правильно назвав первый звук слова и "заплатив" продавцу соответствующей буквой.
Поменяйтесь ролями: теперь вы - покупатель, а ребенок - продавец. Когда будете "покупать" игрушки, специально выбирайте неправильную букву. Продавец должен будет отказать вам в покупке и объяснить, почему он не может продать эту игрушку за предложенные вами "деньги".
Обратите внимание! Не нужно использовать для игры предметы, начинающиеся на буквы Е, Ё, Я, Ю.
Варианты:
Все дети любят играть "в магазин", но чтобы эта игра не наскучила, а также для запоминания большего количества букв, можно менять "профиль" магазина. Сегодня - это продуктовый магазин, а завтра - спортивный магазин. Продавайте посуду, овощи и фрукты, одежду и обувь, учебные принадлежности.
Очень удобно для этой игры использовать набор картинок. С помощью картинок вы сможете "продавать" не только те предметы, которые на самом деле выкладываются "продавцом" на воображаемый прилавок, но и "товары" гораздо большего размера, например,: транспорт, мебель, деревья, цветы. Такие картинки пригодятся вам и для других игр.


                                                         «Дружилки»
Цель: запоминать буквы, учиться придумывать слова на буквы, развивать воображение, развивать речь.
Возраст: с 5 лет.
Оборудование
: картинки с изображением разных животных, буквы из конструктора ТИКО.
Ход:Разложите картинки с животными на одном столе, а буквы на другом столе. Играйте по очереди. Сначала сами возьмите любую картинку животного и подружите его с определенной буквой. Например, Дельфин дружит с буквой Д, Пингвин с буквой П. Затем придумайте, с какой буквой еще хотело бы дружить животное, на ней изображенное. Например, Лев хотел бы дружить с буквой X, потому что у него есть хвост, а КОШКА с буквой М, потому что ловит мышек. Найдите соответствующую букву, расскажите, почему животное хочет дружить с этой буквой.
Дайте возможность ребенку выбрать картинку из разложенных на столе. Если ребенок не может придумать букву к этой картинке, помогите ему: задайте вопрос-подсказку. Например: ребенок выбрал картинку с БЕЛКОЙ, спросите ребенка, что любит есть белка (шишки - выбирает букву Ш).
Игра не только помогает запоминать буквы, но и расширяет кругозор ребенка.

                                                         «Угадай слово»

Цель: развитие умения проводить звукобуквенный анализ, различать гласные и согласные буквы.

Возраст: с 5 лет.
Оборудование
: конструктор ТИКО «Азбука».

Ход: Воспитатель ставит на наборное полотно согласные буквы и прочитывает их, например, м-л-к- (молоко), с-п-г- (сапоги) и т.д., а дети отгадывают слово. Игра может идти индивидуально и по группам.

Для этой игры отбираются только слова, состоящие из двух-трех прямых открытых слогов. В конце игры воспитатель спрашивает, какие буквы (согласные или гласные) он выставил на наборное полотно и какие вставлены детьми.

                                                   «Живые буквы»

Цель: развитие умения определять последовательность звуков в слове, проводить звукобуквенный анализ.

Возраст: с 5 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Азбука».

Ход: 1 вариант. Каждому  ребенку по одной букве. Воспитатель называет слово. Дети строятся в шеренгу так, чтобы получилось слово из букв, которые они держат в правой руке.

2 вариант. Воспитатель дает карточки с буквами каждому ряду, не называя слова. Дети одного ряда должны самостоятельно составить слово из букв, построившись в шеренгу.

                                                  «Волшебники»

 Цель: развивать фонематический слух, навык звукобуквенного анализа, умение соотносить фонетический облик слова с его значением; способность работать в команде.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Азбука».

Ход:  Если детей несколько, нужно разделить их на команды. Каждая команда будет выполнять отдельное задание.

В начале игры взрослый говорит: «Давайте поиграем в волшебников. Сегодня мы будем заниматься превращением слов. Посмотрим, команда справится лучше».

1-е задание. Превратите одно слово в другое, убрав квадрат с лишней буквой:

1-й вариант: муха, беда, двор, шарф, лампа;

2-й вариант: крот, волк, смех, борщ, риск.

2-е задание. Измените одну букву так, чтобы получилось новое слово:

1-й вариант: рука (мука или река), кожура (конура), май (чай), жук (лук), белка (булка);

2-й вариант: нож (нос),сын (сон), лед (мед), дочка (бочка), салют (салат).

3-е задание. Из слова убежали все гласные. Попробуйте угадать, что это за слова, расставив гласные правильно:

1-й вариант: ш_к_л_д (шоколад),  к_р_н_д_ш (карандаш);

2-й вариант:п_т_л_к  (потолок), т_л_в_з_р (телевизор).

4-е задание. Составить слова из первых слогов указанных слов:

1-й вариант: город – ложка – варенье (голова), атаман – курица – лава (акула);

2-й вариант: солнце – батон – карандаш (собака), коробка – локоть – колбаса (колокол).

За каждое правильно обработанное слово в каждом задании команде дается призовое очко. Дополнительные 2 очка начисляются той команде, которая первой справится с заданием.

                                      «Составь слово из слогов»

 Цель: развивать навык звукобуквенного анализа, фонематический слух.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование:Тико «Азбука»

Ход: Педагог предлагает ребенку 2 части конструктора Тико с буквами, одна часть обязательно должна обозначать гласный звук, другая согласный. Если берутся мягкие согласные, то к ним подбираются гласные буквы, обозначающие мягкость. (Я, Ю, И, Е, Ё). Задача ребенка собрать слог из двух букв и придумать на него слово. Например: АБрикос, МАйка, СОк, КИсель ,РИсунок  и т.д.

                                            «Превращение звука»

Цель: знакомить со звуками, развивать навык звукобуквенного анализа, фонематический слух.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Педагог показывает и называет любой мягкий или твёрдый согласный. Дети в ответ подбирают, называют и показывают твёрдый (мягкий) вариант заданного звука.

                                                     «Найди свой домик»

Цель: знакомить с буквами, развивать навык звукобуквенного анализа, фонематический слух.

Возраст: с 5 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Все дети получают по одной гласной букве, а два ребёнка берут фишки: один - синюю, второй – зелёную. Эти дети – ведущие. Дети – гласные буквы гуляют по кабинету, по сигналу логопеда они должны занять свое место в синем или зелёном домике. (в синем домике буквы А, О, У,Ы, Э; в зеленом- Я,И,Ю,Е,Ё)

Каждый ведущий проверяет буквы и пропускает в свой домик только те из них, которые пишутся после его согласного звука.

                                               «Кто внимательный?»

Цель: знакомить с буквами, развивать навык звука-буквенного анализа, фонематический слух.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Дети должны положить перед собой две фишки, обозначающие твердый и мягкий согласные звуки. Затем нужно положить после синей фишки те гласные буквы, которые пишутся после твёрдых согласных, а под ними, за зелёной фишкой, - те гласные буквы, которые пишутся после мягких согласных. Правильно выполненное задание выглядит так:

а, о, у, ы, э

я, ё, ю, и, е

Когда это задание выполнено, начинается игра. Дети закрывают глаза, а логопед в этот момент переставляет буквы из одного ряда в другой, меняет их местами, т.е. на место буквы «а» ставит «я» и т.д. Затем дети открывают глаза и должны угадать, что изменилось?

                                                   «Составляй – ка»

Цель: работать со слогами, развивать фонематический слух, автоматизировать звуки.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Логопед предлагает детям придумать и составить слоги с заданным звуком. Ребёнок составляет слоги, а затем их прочитывает. В данном упражнении рекомендуем предлагать автоматизируемые звуки (они индивидуальны у каждого ребёнка), например, РА – РО - РУ- РЫ …

                                            «Придумай слово по модели»

Цель: работать со словами, развивать словарный запас, фонематический слух, навык звукобуквенного анализа

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Дети должны придумать слова в соответствии с заданной моделью, например, синяя фишка – красная – синяя(слова: мак, рак, сок и т.д)

                                                     «Превращение слова»

Цель: работать со словом, развивать фонематический слух, навык звукобуквенного анализа.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Дети собирают слово БУЛКА и получают задание превратить его в слово БЕЛКА. Что изменилось? Как изменилась звуковая модель? Почему?

                                                       «Отгадай ребусы»

Цель: работать со словом, развивать фонематический слух, навык звукобуквенного анализа.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Детям предлагают разгадать ребусы различной сложности. Ответ выложить из квадратов ТИКО конструктора.

http://razumniki.ru/images/articles/kladovaya/rebus25.jpg

                                                   «Один – много»

Цель: работать со словом, развивать фонематический слух, навык звукобуквенного анализа, автоматизация звука «р», развивать грамматический строй речи, навык чтения.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Логопед предлагает детям слова, например, РАК, РУКА, РЫБА…Детям необходимо образовать форму множественного числа существительных, составить новые слова из букв, например, РАКИ, РУКИ, РЫБЫ…

                                                                     

                                               «Подели слова на звуки»

Цель: развивать фонематический слух, навык звукобуквенного анализа, чтения, автоматизировать звуки.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Логопед предлагает детям слова на слух (можно и записать слова), например, РУКА. Детям необходимо составить звуковую схему данного слова (Р У К А), определить какой первый звук (Р), последний (А), назвать только гласные звуки (У, А), определить только согласные твёрдые звуки (Р, К), назвать ударный гласный звук (А), сосчитать количество слогов в слове (2).

 

                                             «Найди все слова в цепочке»

Цель: развивать фонематический слух, навык звукобуквенного анализа, чтения, автоматизировать звуки.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Перед детьми представлена длинная цепочка букв. Ребёнку нужно поделить эту цепочку на слова, выделяя каждое, например, СЫРОЗАЯЦИРКОТИР. Слова: СЫР, ЗАЯЦ, ЦИРК, КОТ, ТИР.

                                                       «Угадай слово»

Цель: развивать навык звукобуквенного анализа, чтения, автоматизировать звуки.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Логопед отстукивает ритмическую структуру слов, например, два раза, а ребёнок придумывает и выкладывает слово, состоящее из 2 слогов, например, МУХА.

                                            «Придумай предложение»

Цель: учить составлять предложение с заданным словом, развивать навык чтения, автоматизировать звуки.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Логопед предлагает детям составить предложение с заданным словом, например, дети. Дошкольники придумывают и составляют из букв придуманное предложение, например, ДЕТИ ГУЛЯЮТ ВО ДВОРЕ.

                                        «Расставь знаки в конце предложения»

Цель: развивать фонематический слух, различать интонацию, навык звукобуквенного анализа, чтения.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход:Логопед читает предложения, интонационно их оформляя, ребёнок только подбирает и показывает знак (точку, вопросительный или восклицательный знак).

                                                  «Закончи предложение»

Цель: развивать фонематический слух, навык звука-буквенного анализа, чтения, автоматизировать звуки.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Педагог начинает читать предложения, но не договаривает последнее слово. Детям необходимо дополнить предложение и составить (записать) недостающее слово, например, В ЛЕСУ РАСТУТ … Прочитать предложение.

                                         «Перепутанное предложение»

Цель: развивать фонематический слух, навык  чтения,  автоматизировать звуки.

Возраст: с 6 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Логопед сообщает детям о том, что все слова в предложении перепутались. Детям необходимо расставить их на свои места.

Дым, идёт, трубы, из.

Любит, медвежонок, мёд.

Прочитать предложение.

                                                        «Умный кубик»

Цель: развивать фонематический слух, навык звукобуквенного анализа, чтения, автоматизировать звуки.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: из деталей конструктора составлен кубик с буквами. Задача ребенка бросить кубик и придумать слово (существительное) на выпавшую букву. Затем задача усложняется – нужно придумать словосочетание из двух слов, чтобы оба эти слова были на выпавшую букву. Например, Мама Моет, Папа Пылесосит, Бабушка Болеет, Кот Кусается и т.д.

Можно обговорить с ребенком условие называть слова-действия (глаголы) или слова-признаки (прилагательные) : Машина Маленькая, Кубик Квадратный, Панда Пушистая и т.д.

                                                   «Собери слово»

Цель: развивать фонематический слух, навык звукобуквенного анализа, чтения, автоматизировать звуки.

Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».

Ход: Перед ребенком рассыпаны слоги из конструктора Тико (КАР, НА, ТИ, ШИ, МА, НА). Задача ребенка собрать слова – картина,  машина.

                                                             «Прятки»

Цель: развивать зрительно-пространственное ориентирование на плоскости

Ход: логопед выкладывает перед ребенком лист с таблицей (3*3 квадрата). Задача ребенка по инструкции логопеда выкладывать детали конструктора в нужную клетку. Например, положи зелены квадратик в правый верхний угол, синий квадратик в левый верхний угол, красный в центр и т.д.

Постепенно можно усложнять задания, расширяя размер игрового поля или создавая определенный рисунок из выкладываемых деталей – например - букву А

Источник: https://infourok.ru/igry-s-tiko-konstruktorom-4193372.html 



Предварительный просмотр:

Картотека игр по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы с ТИКО

Игра 1. «Буквенный светофор»

Цель: упражнять дошкольников в подборе слов на заданную букву; развивать память, мышление, ловкость и быстроту реакций.

Материал: Тико – конструктор.

Ход игры. Выбирается водящий («светофор», он становится в центре площадки и вытаскивает любую букву с Тико.

Остальные дети называют слова на заданную водящим букву (слова не должны повторяться). Те дети, которые не нашли слов, пытаются пере-бежать на другую сторону, а «светофор» ловит их. Пойманный последним становится на место водящего.

Игра 2. «Магазин»

Цель: упражнять детей в подборе слов на заданный звук; развивать память, мышление, воображение, выразительность имитационных движений.

Материал: Тико – конструктор.

Ход игры. Дети становятся в круг, взявшись за руки. В его центре водящий («покупатель», он задаёт букву, на которую дети придумывают слова. Дети ведут хоровод со словами:

Покупатель говорит, например«Хочу купить предметы на букву Р». (показывает букву из Тико)

Дети говорят слова на заданный звук и изображают эти предметы с помощью мимики и жестов.

Игра 3. «Слова-друзья»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданный звук; развивать мыслительные операции.

Материалкартинки по паре на определённые звуки (лук — лось, рыба — рубашка, кот — коза, жук — журавль, сок — собака и т. д.). Тико – конструктор.

Ход игры. Дети берут на столе картинки, схожие по первому звуку. После чего воспитатель говорит, чтобы они нашли себе друга — того, у кого название картинки совпадает по начальному звуку. После этого кладут между картинками букву из ТИКО.

Игра 4. «Имена»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданный звук; развивать мыслительные операции.

Материал: Тико  - конструктор, картинки пердметов.

Ход игры. Воспитатель, достает картинку детям, предлагает им  достать ТИКО букву - первый звук предмета.

Игра 5. «Какое слово хотел написать художник?»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать мыслительные операции.

Материалкарточки с картинками, первый звук которых составляет букву нового слова. Тико – конструктор.

Ход игры. Воспитатель говорит, что приходил художник и написал слово, но оно необычное, т. к. состоит из картинок. Нам с вами это слово надо прочитать, для этого мы будем определять в каждой картинке первый звук, составляем из ТИКО все буквы, а потом прочтём.

Игра 6. «Как зовут детей?»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать мыслительные операции.

Материал: портреты или куклы мальчика и девочки. Карточки, в которых зашифрованы имена при помощи картинок так, что первый звук. Тико – конструктор.

картинки составляет букву нового слова.

Ход игры. Воспитатель говорит, что к нам на занятие пришли дети, и показывает кукол или портреты. Мы с вами не знаем, как их зовут. А чтобы это узнать, необходимо определить первый звук в каждой картинке. Составляют слова из ТИКО.

Игра 7. «Телевизор»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать мыслительные операции анализа и сравнения.

Материал: Тико – конструктор. Макет телевизора, в который вставляются различные изображения (размером формата А5 с надписями, например, МАК). Внизу под телевизором кармашки, куда вставляются карточки с картинкамикартинки, первый звук которых соответствует буквам в изображении телевизора и др.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям посмотреть телевизор и прочесть слово (например, МАК). После этого дети подходят к столу, берут перевёрнутые картинки и самостоятельно определяют первый звук в слове. Затем воспитатель предлагает вставить картинки, у которых первый звук соответствует букве в изображении на телевизоре. Собирают слова из ТИКО.

Игра 8. «Помоги художнику, собери слова из картинок»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать мыслительные операции.

Материалкарточки со словами, где под каждой буквой  из Тико кармашек, куда вставляются картинки, первый звук которых соответствует букве слова и др.

Ход игры. Воспитатель говорит, что приходил художник и не смог прочесть ни одного слова, т. к. они состоят из букв, а он умеет читать только по картинкам. Помогите художнику, возьмите по одной картинке и поставьте её под той буквой, с которой начинается слово.

Игра 9. «Мамина сумка»

Цель: упражнять детей в назывании слов на заданный звук; развивать мыслительные операции, память.

Материал: Тико – конструктор.

Ход игры. Воспитатель говорит, что мама пришла из магазина и принесла продукты, в названии которых есть звуки [м] и [м"] или какие-либо другие (вытаскивает их из коробки). Дети называют слова: масло, молоко, морковь, помидоры, сметана и др. В качестве подсказки можно использовать картинки.

Игра 10. «Сестрички»

Цель: упражнять детей в назывании слов на заданную букву, самостоятельно составлять рассказ; развивать мыслительные операции, память.

Материал: Тико – буквы, которые показывает воспитатель в процессе чтения рассказа.

Ход игры. Воспитатель читает рассказ: «Жили-были две сестрички. Их звали так: имя одной на А (показывает ТИКО буквой А, второй — на И. Как их могли звать? Дети придумывают (Аня, Арина, Алина, Алёна, Ира, Инна, Инесса и др.). Пошли они в лес за ягодами на Ч и 3 (черникой и земляникой) и за грибами на Б и П (боровиками, бабками; подосиновиками, польскими грибами.) Принесли маме, она сварила из грибов С (суп, а из ягод К и В (компот и варенье)».

Воспитатель предлагает детям самим придумать рассказ-задание с буквами для своих друзей.

Игра 11. «Кольца Луллия»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданную букву; развивать мыслительные операции.

Материал: кольца Луллия, состоящие из двух кругов, скреплённых посредине так, что они могут вращаться. На внутреннем (малом) круге прикреплены четыре разные буквы ТИКО; на внешнем (большом) круге — картинки, первый звук которых соответствует букве в малом круге (по 2—3 шт.)

Ход игры. Ребёнок берёт кольца Луллия и должен соотнести букву на малом круге с картинками, расположенными на внешнем круге.

Игра 12. «Четвёртый лишний»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; учить исключать из ряда схожих по определённому признаку предметов лишний; развивать мыслительные операции, память, внимание.

Материал: ряд картинок по 4 шт. в каждом, где только в трёх картинках первый звук слова совпадает. (Например, ЛЕВ, АИСТ, ЛИСТ, ЛЕЙКА). Тико – конструктор.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям посмотреть на ряд картинок, где в трёх картинках первый звук совпадает, а в четвёртой нет. Детям необходимо определить лишнюю картинку. Первый звук лишней картинки достает из ТИКО.

Игра 13. «Доскажи словечко»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции.

Материал: стихи, в которых не договаривается одно слово. Тико – конструктор.

Ход игры. Воспитатель читает стихи, где не договаривает слово, дети его отгадывают и выделяют первый звук в слове. Достают ТИКО букву.

Михаил играл в футбол

И забил в ворота… (гол).

У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из… (лейки).

Наша Таня громко плачет

Уронила в речку… (мячик).

Где обедал воробей

В зоопарке у… (зверей).

Шла коза по мостику

И виляла… (хвостиком).

Игра 14. «Загадки»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции.

Материал: загадки.

Ход игры. Воспитатель читает загадки, дети отгадывают и выделяют первый звук в слове.

Сидит дед, во сто шуб одет.

Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук.)

У кого глаза на рогах,

А дом на спине? (Улитка.)

Сам алый, сахарный.

Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз.)

Зимой — белый,

Летом — серый. (Заяц.)

Маленький шарик

Под лавкой шарит. (Мышь.)

Игра 15. «Мозаика»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; учить подбирать слова на заданный звук; развивать мыслительные операции.

Материал: мозаика, состоящая из четырёх частей так, что на каждой из них изображены предметы, начинающиеся на один и тот же звук, а на оборотной стороне буква и другие картинки. Тико – конструктор.

Ход игры. Воспитатель говорит, что Мишка потерял свой обед и его необходимо найти. Выбирайте только те картинки, у которых первый звук [м], [м"]. Дети соединяют в мозаику (МИШКА, МЁД, МОРОЖЕНОЕ, МОЛОКО). Мишка их благодарит и открывает секрет. Воспитатель переворачивает собранную мозаику, где изображена буква М. ( Буратино потерял друзей: БАБОЧКА, БАРАН, БЕЛКА; шмель — одежду: ШАПКА, ШАРФ, ШТАНЫ; волк — предметы: ВЕДРО, ВЕШАЛКА, ВЕЛОСИПЕД; собака — еду: СЫР, СОСИСКИ, САЛО и др.)

Игра 16. «Клад»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции.

Материалкартинка с изображением драгоценностей. Тико – конструктор.

Ход игры. Воспитатель заранее прячет картинку. Потом говорит, что в группу приходили пираты и спрятали клад в предмете или под ним, который начинается на букву К.Собирают слово из ТИКО. Дети ходят по группе и ищут предметы на заданный звук, спрашивая у воспитателя:

— Этот предмет кукла?

— Нет.

— Ковёр?

— Да.

Дети находят под ковром картинку с кладом и собирают из букв словою

Игра 17. «Где спрятались домашние животные?»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; учить подбирать слова на заданный звук; развивать мыслительные операции.

Материал: пары картинок, начинающиеся на один и тот же звук (КОТ — КУБИКИ, СВИНЬЯ — СВИТЕР, УТКА — УКРОП, ОСЛИК — ОБРУЧ, ПЕТУХ — ПИРОЖНОЕ и др.). Тико – конструктор.

Ход игры. Воспитатель говорит, что домашние животные решили пошутить: они спрятались за картинками, которые стоят на наборном полотне. Догадайтесь, куда спрятались звери? Вот подсказка: первый звук в названии предмета на картинке совпадает по звуку с животным, которое за ней прячется. Собирают слово из ТИКО.

Игра 18. «В путешествие»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; учить подбирать слова на заданный звук; развивать мыслительные операции.

Материал: два нарисованных чемодана, на которых стоят буква буквы ТИКО: на одном — С, на другом — Ш. Картинки с изображением одежды, в которых присутствуют данные буквы (шорты, штаны, шарф, шуба, рубашка, шапка, костюм, сапоги, свитер, носки, косынка, трусы).

Ход игры. Воспитатель говорит, что мальчики Саша и Шура отправляются в путешествие и просят нас помочь им собрать вещи. Саше в чемодан необходимо положить вещи, где есть звуки [с] и [с"], а Шуре, где есть звук [ш]. Дети берут со стола картинки, определяют, есть ли такой звук в слове, и раскладывают их по чемоданам.

Игра 19. «Лото»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове, подборе слов на заданную букву; развивать мыслительные операции, память.

Материал: мешок с пластмассовыми буквами ТИКО; карточка по типу лото, где на делениях размещены картинки предметов, начальный звук которых соответствует буквам в мешке.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям вытянуть по одной букве из мешка и положить её на карточку лото так, чтобы первый звук на картинке соответствовал букве.

Игра 20. «Я купила в магазине»

Цель: упражнять детей в выделении последнего звука в слове; учить подбирать слова на заданный звук; развивать мыслительные операции анализа и синтеза, память.

Материал: Тико – конструктор, микрофон.

Ход игры. Дети становятся в круг, воспитатель начинает игру с фразы  и достает ТИКО букву «Я купила в магазине АВТОБУС». Дети передают микрофон по кругу и называют слова на последний звук предшествующего слова. «Я купил (а) в магазине СУХАРЬ» и т. д.

Игра 21. «Теремок»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции, память, внимание, фонематический слух.

Материал: ТРИЗовский домик с кармашками, медальоны героев теремка (Мышь, Лягушка, Волк, Комар, Медведь) и карточки с изображением животных (муха, лиса, ворона). Тико – конструктор.

Ход игры. Выбираются герои теремка, им даются медальоны. Воспитатель, чтобы представить героев теремка, сам стучится в теремок«Тук-тук, кто в теремочке живёт, кто в невысоком живёт?» Герои ему отвечают: «Я — Мышка-норушка, Я — Лягушка-квакушка, Я — Зайчик-побегайчик, Я — Волчишко — серый бочишко, Я — Комар-пискун, Я — Медведь-баюн». Потом остальные дети берут картинки с изображением животных и просятся в теремок со словами«Тук-тук, теремок, это я, твой дружок, Лиса», показывая картинку героям теремка. Если первый звук в названиях совпадает, то герой приглашает: «Заходи в теремок, это Лягушка твой дружок"


Предварительный просмотр: