Логопедический журнал "Мой помощник-логопед"

Проскурнева Екатерина Васильевна

Логопедический журнал выпускается в ДОУ один раз в два месяца. Каждый выпуск посвящен определенной теме.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 34 «РОДНИЧОК» С. КОСУЛИНО 

«МОЙ ПОМОЩНИК-ЛОГОПЕД»

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

для родителей и педагогов

ВЫПУСК №3

Сегодня в номере:

  1. Что такое связная речь?
  2. Стадии формирования связной речи в дошкольном возрасте
  3. Диалог и монолог
  4. 8 классических способов развития связной речи
  5. Говорят дети

Что такое связная речь?

«Ребенок не может рассказать, как прошел день в садике. Только отвечает на вопросы, все приходится вытягивать по одной фразе».

«Когда ждать от ребенка связной речи? И ждать ли ее от дошкольника, может еще рано? И что это вообще такое – «связная речь»?

Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира. Она имеет прямое отношение к сознательным формам психической и произвольной деятельности. Речь ребенка формируется с первых дней под влиянием речи взрослых и в значительной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, и от воспитания и обучения.

Связная речь – это высшая форма речи и мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.

К сожалению, практика показывает, что большинство поступающих в школу детей не владеют навыками связной речи в достаточном объёме. На сегодняшний день ребёнок – дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Какие?

• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

• Употребление нелитературных слов и выражений.

• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

• Неспособность выстроить монолог: например, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

• Отсутствие умения обосновать свои утверждения.

• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

• Плохая дикция.

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера, недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на физическое и умственное развитие. У таких детей крайне низкая работоспособность.

В арсенале современной педагогической практики существует множество методов и приемов развития связной речи дошкольников. Многие из этих методов могут позаимствовать и родители, ведь это они в первую очередь самые главные и важные учителя и воспитатели для своих детей!


Стадии формирования связной речи в дошкольном возрасте

Формирование речи – не только связной, но и ситуативной — у ребенка продвигается поэтапно. Особенности речевого развития дошкольников обусловлены доминирующим типом мышления.

В 3-4 года у ребенка развивается наглядно действенное мышление, и его речевая практика прочно привязана к конкретным предметам и ситуациям. Младший дошкольник уже говорит, но простыми словосочетаниями с использованием неопределенных форм местоимений и наречий (тот, там).

Связная речь впервые появляется в общении с взрослыми и сверстниками. Важным условием ее формирования является ориентирование на слушателя и стремление говорить так, чтобы слушатель понимал.

Каким бы малым ни был дошкольник, перед ним стоит задача приобретения навыков понятно излагать суть того, что его волнует, интересует, беспокоит. Только так сможет реализоваться коммуникативная функция речи.

Признаки связности появляются благодаря наполнению активного словаря, начальному освоению грамматического строя устной речи. Формируются навыки произвольного использования слов. На смену отрывочным высказываниям приходят более развернутые предложения.

Наступает период, когда можно выделить две формы связной речи у дошкольников:

  • Диалог
  • Монолог 

К 5-ти годам ребенок начинает составлять сложные предложения, которые звучат, как набор простых. Например, пятилетняя Катя восторженно описывает только что увиденное: «Утенок прыгнул в воду, потом он поплыл, и мама-утка повела всех утят к берегу».

В этом возрасте дошкольник хорошо описывает наглядные ситуации. Он использует правильное построение предложений и старается представить полную картину того, что он видел или о чем слышал. При этом дошкольник может «потерять» подлежащее или сказуемое, но его речь понятна в данном контексте. Поэтому такая речь называется связной контекстной.

Шестилетний ребенок в соответствии с нормами речевого развития должен активно использовать развернутые высказывания, применять языковые средства, сравнение, эпитеты. С чем большинство детей успешно справляется. Их разговоры пестрят придуманными историями.

Леня говорит: «Смотри, я прыгаю, как зайчик. Это у меня день рождения, ко мне пришли в гости лесные жители и принесли мне много вкусной сладкой морковочки. А я буду угощать своих гостей тем, что они любят».

Связная речь детей старшего дошкольного возраста опирается на образное мышление. Они представляют образы и описывают их характеристики, или вспоминают события и рассказывают подробности. Старшие дошкольники используют самую сложную форму связной речи – объяснительную. Характерными особенностями выступают логическое объединение всех частей сообщения и отражение причинно-следственных связей.


Диалог и монолог

Овладение языком реализуется через две основные речевые формы: диалогическую и монологическую.

Диалогическая речь в развитии ребенка первична. Детский словарь состоит из небольшого количества слов, а предложения имеют простейшую структуру. Дошкольник учится выражать просьбу тому, с кем у него протекает совместная деятельность, учится отвечать на вопросы, задавать их и воспринимать ответы.

На первых порах для многих детей и простое обращение кажется непосильным. Взрослый демонстрирует ребенку образец, как обратиться с просьбой к сверстнику, а потом побуждает его повторить. Чтобы вовлечь дошкольника в диалог, взрослый задает ему вопросы, просит рассказать о повседневных событиях (где был, что видел и пр.). Благодаря репликам собеседника у маленького рассказчика складывается связное описание. 

С взрослением ребенка диалоги становятся более длительными и логически связанными. Разговаривая с дошкольником, взрослый расспрашивает у него о впечатлениях, о качествах предметов или явлений, тренирует умение давать развернутые ответы, соблюдать последовательность реплик. Подобную практику старшие дошкольники применяют в общении со сверстниками.

Монологическая речь представляет собой более объемное и длительное высказывание, нежели реплика диалога. Монолог подчинен логике, развернуто выражает мысль или мнение одного человека. Он может приобретать вид рассказа о каких-то событиях. Может описывать явления или предметы. Часто звучит как рассуждение или убеждение.

Значимость монологической речи для дошкольника заключается в том, что ребенок учится придерживаться выбранной темы и логично выстраивать свое высказывание. В монологе присутствует «связность мыслей», которая обеспечивает связность речи.

Дошкольники начинают использовать монолог, как только увлекаются игрой. Девочкам нравится назидательно выговаривать своим куклам, воображая воспитательные моменты. Мальчики могут длительно играться с машинкой и при этом озвучивать свои действия, беседовать с воображаемыми попутчиками, инспекторами дорожного движения и пр. Такие простейшие монологи способствуют формированию связной речи.


8 классических способов развития связной речи

1. Следить за своей собственной речью. Используйте распространенные предложения. Используйте слова-связки. Во время общения вы даете ребенку множество речевых моделей, которые он заимствует, и чаще всего трехлетка, который говорит полными красивыми фразами обычно умеет это делать, потому что именно так обращается к нему взрослый:

- Мама, тебе случайно не попадались на глаза мои карандаши?

- Кстати, не могла бы ты приготовить мне макароны с сыром?

Трехлетка не придумывает эти фразы, он берет готовые модели у взрослых.

2. Сочинять истории – устно, с ребенком или его игрушками в главной роли. Брать ребенка в соавторы (ребенок заканчивает предложения, отвечает на ваши вопросы, подсказывает, куда пошли герои и что нашли в сундуке). Можно сочинять истории после просмотра мультика: например, после серии «Доктора Плюшевой» сочинить еще 2 истории про ее пациентов. Это очень здорово: ребенок видит, как можно придумывать сюжеты, взяв за основу уже знакомую историю.

3. Составлять рассказ по серии картинок. Сначала взрослый показывает пример, раз за разом повторяя одни и те же слова-связки, потом по картинкам рассказывает ребенок, а взрослый «связывает картинки» словами-связками:

Картинка 1. Ребенок говорит.

Взрослый кладет Картинку 2 со словами: «А потом…» или «И вдруг…» С этим мостиком ребенку намного легче продолжить повествование.

 

4. Пересказывать прочитанные художественные произведения.   На первом этапе взрослый рисует простые картинки на каждый шаг сюжета, и ребенок пересказывает с опорой на эти пиктограммы.

5. Сочинять графические истории. Вы ложитесь с ребенком на диван, и начинаете рисовать историю, параллельно рассказывая: «Жил-был зайчик, посадил он у себя в огороде морковку…» Рисуете зайчика, морковку и двигаетесь дальше, зарисовывая каждый шаг сюжета. В конце можете попросить ребенка по картинкам вспомнить всю историю. Помогаете, вместе проходите по сюжету.

6. Играть в настольный театр по прочитанной книге. Мастерите героев (я ищу картинки в интернете или делаю копии страниц книги), наклеиваете на картон, делаете элементарные декорации и проигрываете весь сюжет.

7. Готовить описание по мнемосхеме. Вы наверняка встречали что-то подобное в логопедических пособиях для дошкольников: что это – какого цвета – какой формы – из чего сделано и т.д.

 

 

Наверное, лучше делать их самостоятельно, ориентируясь на уровень развития речи ребенка и постепенно усложняя. Потому что большую схему с самого начала ребенок точно не потянет. Постепенно можно будет перейти к играм, в которых ребенок должен описать предмет, не называя его, а остальные игроки должны предмет угадать.

Мнемосхемы очень удобно использовать и при обучении детей пересказу текста.

8. Вспоминать, что вы делали в течение дня, куда ходили, что купили, кого встретили. Утром предлагать ребенку угадать, что вы будете делать сегодня. Вечером предлагать придумать себе интересный сон.

Есть еще множество игр и разных способов, которые помогают отработать основные навыки. Чем вы занимались или занимаетесь с ребенком? Что для вас было самым эффективным?

Говорят дети

«Дети — непревзойденные мастера слова!»

цитаты  из книги К. Чуковского «От двух до пяти»

  • Милая детская речь! Никогда не устану ей радоваться. С большим удовольствием подслушал я такой диалог:

- Мне сам папа сказал...

- Мне сама мама сказала...

- Но ведь папа самее мамы... Папа гораздо самее.

Было приятно узнавать от детей, что у лысого голова босиком, что от мятных лепешек во рту сквознячок, что женщина-дворник - дворняжка.

И весело мне было услышать, как трехлетняя спящая девочка внезапно пробормотала во сне:

- Мама, закрой мою заднюю ногу!

И очень забавляли меня такие, например, детские речения и возгласы, подслушанные в разное время:

- Папа, смотри, как твои брюки нахмурились!

- Ой, мама, какие у тебя толстопузые ноги!

- Наша бабуля зарезала зимою гусей, чтоб они не простудились.

- Мама, как мне жалко лошадок, что они не могут в носу ковырять.

  • Дедушка признался, что не умеет пеленать новорожденных.

- А как же ты пеленал бабушку, когда она была маленькая?

  • Девочке четырех с половиною лет прочли "Сказку о рыбаке и рыбке".

- Вот глупый старик, - возмутилась она, - просил у рыбки то новый дом, то новое корыто. Попросил бы сразу новую старуху.

  • - Жил-был пастух, его звали Макар. И была у него дочь Макарона.

- Ой, мама, какая прелестная гадость!

- Ну, Нюра, довольно, не плачь!

- Я плачу не тебе, а тете Симе.

- Вы и шишку польете?

- Да.

- Чтобы выросли шишенята?

Окончание "ята" мы, взрослые, присваиваем только живым существам: ягнята, поросята и проч. Но так как для детей и неживое живо, они пользуются этим окончанием чаще, чем мы, и от них всегда можно слышать:

- Папа, смотри, какие вагонята хорошенькие!

Сережа двух с половиною лет впервые увидел костер, прыщущий яркими искрами, захлопал в ладоши и крикнул:

- Огонь и огонята! Огонь и огонята!

Увидел картину с изображением Мадонны:

- Мадонна с мадонёнком.

- Ой, дедуля, киска чихнула!

- Почему же ты, Леночка, не сказала кошке: на здоровье?

- А кто мне скажет спасибо?

  • Философия искусства:

- Я так много пою, что комната делается большая, красивая...

- В Анапе жарко, как сесть на примус.

- Ты же видишь: я вся босая!

- Я встану так рано, что еще поздно будет.

- Не туши огонь, а то спать не видать!

  • - Послушай, папа, фантазительный рассказ: жила-была лошадь, ее звали лягавая... Но потом ее переназвали, потому что она никого не лягала...

Рисует цветы, а вокруг три десятка точек.

- Что это? Мухи?

- Нет, запах от цветов.

- Обо что ты оцарапался?

- Об кошку.

Ночью будит усталую мать:

- Мама, мама, если добрый лев встретит знакомую жирафу, он ее съест или нет?

- Какой ты страшный спун! Чтобы сейчас было встато!

Лялечку побрызгали духами:

Я вся такая пахлая,

Я вся такая духлая.

И вертится у зеркала.

- Я, мамочка, красавлюсь!

- Когда же вы со мной поиграете? Папа с работы - и сейчас же за книгу. А мама - барыня какая! - сразу стирать начала.


Предварительный просмотр: