Патриотическое воспитание
17 ноября 2014 года на базе нашей школы проводился семинар для старших вожатых «Разнообразие форм работы по патриотическому воспитанию».
О работе школы в данном направлении выступила заместитель директора по воспитательной работе Диденко Елена Гейнриховна.
Слайд 1.
Слайд 2.
«Если человек не любит смотреть хотя бы изредка на старые фотографии своих
родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит,
у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране».
Академик Д.С. Лихачев
Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику, физическое развитие учащихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, должной трудовой, физической, военно-профессиональной готовности к безупречному несению государственной службы. Так что же такое патриотизм?
Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач воспитания.
Слайд 3
Воспитательная работа в нашей школе строится на основе Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы " и «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования», в соответствии с комплексным планом по подготовке юношей к военной службе, планом основных мероприятий школы по военно-патриотическому воспитанию учащихся
В школе разработана программа по патриотическому воспитанию на 2012-2015 учебный год и план основных мероприятий школы по военно-патриотическому воспитанию учащихся.
Слайд 4.
Целью по гражданско-патриотического воспитания учащихся в школе является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
Задачи:
· Приобщение детей к глубинному традиционному наследию, нравственному и эстетическому богатству традиционной культуры;
· формирование осознанного патриотического чувства на основе понимания духовных ценностей;
· распространение среди учащихся гражданских ценностей;
· повышение правовой и политической культуры;
· формирование культурно-социальных ценностей;
· воспитание любви и уважения к Отечеству, к малой Родине, предкам, семье;
· воспитание гуманности и человечности;
· формирование толерантности (контингент учащихся многонациональный и многоконфессиональный);
· расширение мотивации изучения обществознания и истории;
· привитие навыков исследовательской работы;
Создание условий для проявления творческих способностей
Слайд 5
Каковы же направления этой сложной и ответственной работы?
Современные информационные ресурсы позволяют вести работу по патриотическому воспитанию молодежи в самых различных направлениях:
Ò Духовно – нравственное, которое способствует развитию и воспитанию высоконравственной, любознательной, творческой, трудолюбивой личности, знающей историю и традиции своей страны, ведущей здоровый образ жизни.
приобщенная к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Культурно-историческое воспитание, которое формирует в детях чувство любви к своей малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждение чувства гордости за свой народ.
Ò Гражданско – правовое воспитание, которое базируется на сложившейся правовой базе, регулирующей отношения между государством и молодежью, которая призвана обеспечить на практике молодым людям все необходимые права.
Ò Военно-патриотическое воспитание – это составная часть патриотического воспитания, ориентированная на формирование у школьников глубоко патриотического сознания, идей служения Отечеству и его вооруженной защите, воспитание чувства гордости за русское оружие, уважение к военной истории, стремления к военной службе, сохранению и приумножению славных воинских традиций, ориентировано на пропаганду военных профессий, знаменательных исторических дат, воспитание гордости за деяния героических предков.
Ò Спортивно-патриотическое воспитание, которое формирует физически и духовно развитую личность, готовую к выполнению конституционного долга, морально стойкой, способной реализовать творческий потенциал, обладающей высоким уровнем гражданственности и патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству
Cлайд 6.
Для успешной реализации программы по патриотическому воспитанию учащихся в школе созданы следующие условия:
Ò в школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;
Ò функционирует система дополнительного образования;
Ò разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;
Ò развивается музейная работа;
Ò развивается школьное ученическое самоуправление;
Ò используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания.
Слайд 7
Село — это открытый социум, в котором все друг друга знают, знают, как и чем живет семья. Будни и праздники, общие проблемы объединяют односельчан, следовательно, ощущение единства, любовь к «малой» Родине сохраняется. Сельская школа — это не только общеобразовательное учреждение, это источник жизни и культуры в малом социуме, имеющий тесную связь с каждой семьей, способствующий сохранению традиций и исторической памяти. В работу по данному направлению вовлечены различные организации и учреждения:
дом детского творчества;
Ò детская музыкальная школа;
Ò МКОУ ДОД №15;
Ò детская юношеская спортивная школа;
Ò сельская библиотека;
Ò МКУК «КДЦ» села Владимировки;
Ò Районный историко- краеведческий музей;
Ò Владимировская администрация сельского совета.
Слайд 8
В нашей школе обучается 244 учащихся, 16 классных коллективов.
Мы стараемся использовать различные формы работы с учащимися: кружковая, экскурсионная, исследовательская, смотры, конкурсы, выставки и т.д. Внеклассные занятия могут быть массовыми, групповыми, индивидуальными.
Традиционными стали в нашей школе:
¨ Традиционные: | ¨ Инновационные: |
¨ классные часы ¨ круглые столы ¨ уроки мужества ¨ устные журналы ¨ встречи с ветеранами и детьми войны, тружениками тыла, участниками боевых действий ¨ конкурсы стихов, сочинений ¨ концерты для ветеранов, жителей села ¨ спортивные соревнования ¨ тематические Дни здоровья ¨ выставки декоративно- прикладного творчества ¨ изучение родословной ¨ акции ¨ экскурсия в школьный краеведческий музей ¨ экскурсии в музеи района ¨ фотовыставки | ¨ Исследовательские ¨ проекты «Дети войны» ¨ вахта Памяти |
Слайд 9
Тематические классные часы.
Огромная роль в воспитание гражданственности и патриотизма у школьников лежит на плечах классных руководителей, которые взаимодействуя с различными учреждениями, знакомят учащихся с символикой России, проводят тематические классные часы, уроки мужества, организуют встречи с ветеранами и военнослужащими.
Классные часы проводятся в форме
устного журнала: «Конституция – основной закон нашей страны» «Символика России и Ставропольского края» «90-летие Левокумского района», «Народы нашего края» и др. Стали традиционными мероприятия посвященные Дню конституции, Дню России, Дню согласия и примирения:
тематические классные часы (« Конституция ООН о правах ребенка », «Александр Невский – личность нации» классные часы, посвященные 70-летию Курской битвы«Никто не забыт, ничто не забыто»..
Беседа с использованием презентации «Бесконечно сердцу дорога Курская Великая дуга»
Информационный час с использованием презентации «Битва на Курской дуге и форсирование Днепра» Выставка рисунков «Навечно в памяти народной».
Викторина «Ратные страницы истории Отечества» Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», посвященная 70-летию Курской битвы
дискуссия «Борьба с терроризмом – забота общая»;
урок мужества «Память о Беслане» и др.
Организовано проведение Единого классного часа «С днём рожденья, район родной!», посвященного 90 – летию образования Левокумского района среди 1-11 классах .
На таких классных часах дети учатся рассуждать, дискутировать, нести ответственность перед обществом и самим собой, с уважением относиться к людям другой национальности.
Большинство мероприятий проводится с использованием компьютерных технологий, что только улучшает восприятие информации.
Слайд 10.
Проведение экскурсий по школьному музею и посещение музеев района
Центром патриотического воспитания в нашей школе является школьный краеведческий музей, созданный в 2008 году, который пополняется экспонатами и материалами, силами ребят, педагогов и жителей нашего села. Здесь проводятся уроки истории, встречи с ветеранами войны, уроки мужества. Практически все учащиеся школы посетили музей, где прослушали цикл экскурсий и бесед о ветеранах войны, которые жили и живут в селе, о героях Левокумской земли, о ветеранах педагогического труда и др. Экскурсия в школьный музей «Ими гордится село» ( об односельчанах Почетных граждан Левокумского района) 5-11 классы и др.
Устный журнал «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд»
(с приглашением односельчан, награжденных орденом Трудового Красного знамени) 5-6 кл.
Урок мужества « Ты же выжил, солдат!» ( встреча с ветеранами Великой Отечественной войны Спиваковым И.Л., Запорожцевым В.Я.) 9-11 кл.
Соместно с МКУК «КДЦ» проведены заседания клуба «Молодая семья»: «Родительский дом», Урок памяти «Моя судьба в судьбе России», посвященный Чиркову И.Н.
Слайд 11.
Через «Музейные уроки» не прерывается связь поколений, и учащиеся знакомятся с судьбами героев родной земли. Активистами музея являются учащиеся детского объединения «Память». Постоянно ведется учеба актива музея, в ходе которой рассматривается: как работать с источниками, как проходит краеведческая работа, как провести встречу, как оформить результаты поиска, как вести документацию музея, как работать с фондами музея, как составить экскурсию и т.д. Это способствует не только патриотическому воспитанию, но и профориентации учащихся, которые осваивают навыки музееведения, научно-исследовательской работы.
С целью воспитания любви к Родине, к своему селу, духовного возрождения личности, развития коллективизма в школе действует детская организация «Мы – будущее новой России». В составе детской организации действуют детские движения: «Звездочки» (2-3 кл), «Пионеры» (4-6 кл.), «Юные патриоты Отечества» (7 кл), «Юность планеты» (8-11 кл).
Слайд 12
Деятельность детской организации «Мы – будущее новой России» находится в тесном взаимодействии со школьным музеем. Отрядами детской организации под руководством классных руководителей проводится работа по выполнению поисковых заданий.
Слайд 13.
Через исследовательскую работу по изучению прошлого своего края, района, села, своей семьи идет осознание ребенком себя частью страны, способностью повлиять на ее развитие. Результаты исследований оформлены в виде стендов, выставок, сочинений учащихся, презентаций . Создан банк мультимедийных презентаций:
«Летопись моей школы»,
«Наши учителя»,
«История УПБ Владимировской школы»
Продолжается работа по обновлению уголка «Обычаи, традиции и быт народов Ставрополья», работа по сбору экспонатов.
На базе школы совместно с районным «Историко - краеведческим музеем им. В.Р. Ясинова» были организованы экскурсии и лекции «Подвиг величаевских молодогвардейцев», «Директор школы, историк, и журналист, и фронтовик…» о В.Р. Ясинове, в которых приняли участие учащиеся 3-11 классов (238 человек).
Помимо школьного музея организованы экскурсии в «Историко- краеведческий музей им. В.Р. Ясинова»( 6 кл) , экскурсии в музей Величаевских молодогвардейцев, музей казаков- некрасовцев п.Новокумский.
Слайд 14.
Ò Работа Совета старшеклассников по патриотическому воспитанию
На сегодняшний день в школе действует система ученического самоуправления.
(Структура ученического самоуправления)
Слайд 15.
Организованы выборы Президента детской организации. Продолжается работа волонтерского отряда, который является активным участником всех акций.
Слайд 16.
Традиционно проводится День самоуправления, где учащиеся выступают в роли взрослых. Министерством информации и печати организован выпуск школьной газеты «Даешь молодежь», где освещаются все проведенные в школе мероприятия, в том числе и по патриотическому воспитанию.
Слайд 17.
Ежегодно организуется проведение торжественного сбора детской организации, на котором 4- классников принимают в пионеры.
Одна из основных задач сегодня в совершенствовании и развитии ученического самоуправления - включить как можно большее количество учащихся в ученическое самоуправление по организации собственной жизни, прививать самостоятельность в любой деятельности.
Слайд 18.
Ò Изучение истории своей семьи, семейных традиций , народных традиций и обычаев.
Научить патриотизму невозможно, но создать условия для его формирования мы можем и обязаны. В школе 1 сентября 2012 года проведены «Уроки семьи и семейных ценностей», в рамках которых обсуждены вопросы взаимоотношения детей и их родителей, приоритет семейных ценностей.
Организована исследовательская работа по изучению родословной своей семьи, малой родины. Исследовательские работы представляем на Осенних и весенних ребровских краеведческих чтениях.
В школьном краеведческом музее проведено общешкольное мероприятие «Толерантность-дорога к миру»,на котором учащиеся рассказывали о своей семьи, семейных традициях и обычаях.
Наиболее эффективной в формировании сотруднических отношений между школой и родителями является методика коллективной творческой деятельности. Используя ее, родители привлекаются к проведению классных, общешкольных и районных мероприятий.
На сегодня, стали традиционными мероприятия, проводимые совместно с родителями: «Папа, мама, я – спортивная семья», классные часы, посвящённые Дню матери, Дню защитника Отечества, и т.д
Слайд 19.
Большое значение уделяется развитию дополнительного образования.
Особое место в гражданско-патриотическом воспитании занимает дополнительное образование. В нашей школе работают 15 детских объединений по различным направлениям, три из которых военно-патриотической направленности: детское объединение «Память», «Юный спасатель», «Меткий стрелок».
Формы работы разнообразны: лекции, презентации, экскурсии, игры, соревнования, эстафеты по военно- прикладному искусству.
На занятиях в детских объединениях военно-патриотической направленности подростки приобретают нравственные, морально-психологические и физические качества, такие как дисциплинированность, инициативность, чувство товарищества, дружбы, упорство, взаимовыручка, мужество, смелость, выносливость, ловкость, сила, воля к победе, доброта, вежливость, самостоятельность, самообладание, а также специальные профессиональные знания, навыки и умения, необходимые будущему защитнику Отечества.
Слайд 20.
Проведение общешкольных мероприятий.
Особо важным в патриотическом воспитании школьников является проведение общешкольных мероприятий. Наиболее интересные формы проведения общешкольных мероприятий:
- Коллективные творческие дела;
- Акции;
- Круглый стол;
- Литературно-музыкальные, историко-литературные композиции;
- Турнир;
- Военизированные эстафеты.
Месячник «Оборонно-массовой и спортивной работы» в ОУ, посвященный Дню Защитников Отечества призван формировать эмоционально-волевые качества гражданина - патриота России, повышать уровень физической подготовки подростков, воспитывать стремление к сохранению и преумножению военного, исторического и культурного наследия.
Слайд 21.
С учащимися 8-10 классов организована Встреча «Афганистан в моей судьбе» с воином – интернационалистом Ильясовым Магомедкаримом Газимагомедовичем, а также встреча с военнослужащими Российской Армии. Проведение данных мероприятий в настоящее время актуально, так как они направлены на повышение авторитета Вооруженных сил, защитников Отечества, ветеранов войны и военной службы.
Слайд 22.
Ежегодно к 23 февраля в школе проводятся спортивные соревнования, конкурсы, военизированные эстафеты, соревнования по стрельбе из пневматической винтовки и полоса препятствий («А ну-ка, мальчики», «А ну-ка, парни», «Весёлые старты»). Традиционно проводится турнир «Воинская доблесть», в котором включает в себя проведение военно-спортивных соревнований. Мы сегодня представим вашему вниманию данное мероприятие.
Было организована совместная игровая программа «Спортивные состязания», посвященная Дню защитника Отечества для учащихся 1 класса и воспитанников детского сада (38 человек). В школе организован был конкурс чтецов, посвящённый Дню защитника Отечества «В огне войны».
Особое место в школе занимают мероприятия по гражданской обороне: День защиты детей (проходят по станциям «Этап «Противогазы», «Ориентирование», «Лекарственные растения», «Юный пожарный» и т.д. . Готовят это мероприятие с большим удовольствием и желанием непосредственно учащиеся. Вашему вниманию представляем видеоотрывок.
Слайд 23.
Кроме месячников в школе традиционно проводятся календарные и православные праздники.
Слайд 24.
Такие, как:
- день учителя
-День пожилого человека
- Новый год,
- масленица
- День защитника Отечества
- к 8 марта
- осенний бал.
Слайд 25.
В проведении этих праздников активно участвуют сами дети, пишут сценарии, готовят костюмы.
Все коллективные творческие дела завершаются подведением итогов.
Награждаем победителей школьными грамотами, информирование через стенды о победах учащихся.
Слайд 26.
Патриотов государства не воспитаешь, если они не будут любить свою семью. А значит нужно также воспитывать любовь к ближнему: к маме, папе, бабушке, дедушке, сестрёнке, братишке. Надо учить уважать окружающих их людей, товарищей, одноклассников, учить не предавать друзей, близких им людей, воспитывать “чувство локтя”. Этому способствуют утренники, музыкально-литературные композиции, посвящённые значимым событиям в нашей стране: День единения России, День матери, День семьи и верности.
Здесь дети не только узнают много нового для себя, но и учатся дружить, не подводить семью, своих товарищей и учителей, взаимовыручке.
Слайд 27.
Традиционным стало проведение конкурса «Владимировские звездочки»,в котором помимо раскрытия певческих талантов, воспитывается любовь к Отечеству, малой родине через песни и стихи патриотической направленности.
Слайд 28.
9 мая стало традиционным проведение смотра- конкурса строя и военно-патриотической песни, которые с нетерпением ждут все жители села.
Слайд 29
Школьники принимают активное участие в сельских концертах, посвященных 9 мая, Дню села, 8 марта.
Слайд 30.Акции
Показателем эффективности патриотического воспитания является формирование и развитие у школьников социальной активности, которая проявляется в социальных и гражданских акциях: проведение акций по уборке памятников и захоронений, «Здоровый образ жизни – наша гражданская позиция», «Спорт вместо наркотиков», «Школа против наркотиков и СПИДа», «Знамя Победы»,встреч с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках, возложение венков к памятнику погибшим воинам, участие в районного этапа Всероссийской гражданско-патриотической акции « Я – гражданин России» и т.д.
Слайд 31.
Это лишь часть мероприятий, в которых ученики нашей школы принимают участие.
Слайд 32.
С целью воспитания патриотических чувств, пополнения знаний о героической Победе советского народа в Великой Отечественной войне учащиеся принимали участие в акции «Знамя Победы». Был организован открытый урок по теме " Знамя Победы". Учащиеся во время урока отвечали на поставленные вопросы, читали стихи, сочинения, просмотрели видео - фильмы. В конце урока дети приняли участие в изготовлении Знамени Победы своими руками.
Слайд 33.
Организовано в школе волонтерское движение, направленное на оказание помощи ветеранам войны и труда, инвалидам, пожилым людям, всем, кто в ней нуждается. В школе проводятся акция «Милосердие».
Слайд 34.
Организована акция «Добрые дела – юбилею района» среди учащихся 1-11 классов. В результате акции посажены кустарники и деревья, оформлены цветочные клумбы, организована уборка школьной территории.
Слайд 35.
Приняли участие в акции «Герой Победы моей России», в рамках которой организована уборка мемориала односельчанам погибших в годы Великой Отечественной войны
Слайд 36, 37
Ученики являются активными участниками районной акции «Вахта Памяти»: слет часовых постов.
Волонтёрами школы проведены массовые акции ко Дню матери (в рамках акции: конкурс рисунков «А моя мама лучше!», конкурс писем для матери), совместно с социальной службой села акция ко Дню пожилого человека - с вручением листовок, помогали пенсионерам села в преддверии христианского праздника Святой Пасхи.
Слайд 38.
Участие в краевых и районных мероприятиях
В рамках гражданского и патриотического воспитания ежегодно школа участвует в районных и краевых мероприятиях таких как: «Воинская доблесть», общефизическая подготовка, «Зарница», «Спартакиада», «Школа безопасности»(2 место), соревнования по волейболу, футболу, стритболу и др, где занимаем призовые места.
Слайды 39-44
Слайд 45.
Дети становятся победителями и получают грамоты за активное участие в районных и краевых конкурсах.
Слайд 46. Наши достижения.
Итогом нашей работы служат достижения наших учащихся.
Наименование конкурса | Результат |
Краевая акция «Не расстанусь с комсомолом» (95-летию ВЛКСМ) | 1 место |
Краевой исследовательский конкурс «Моя родословная» | 3 место |
Краевой конкурс, посвященный 20-летию Конституции РФ. | Участие |
Краевой конкурс «Шаг в будущее» | Участие
|
Краевой конкурс, посвященный 20-летию Конституции РФ «имею право» | Участие |
Краевой конкурс «Товарищ верь!» | Участие
|
Краевой конкурс «Живет среди нас Герой» Конкурс эссе «Наш -земляк герой» | Участие |
Краевой творческий конкурс «Земля в наследство» | Участие |
Краевой конкурс «Товарищ верь!», номинация «Публицистика», тема «Истории связующая нить» | Участие |
Всероссийский конкурс, посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова | Участие |
Краевой конкурс творческих работ «Спасибо за мир!» к годовщине Великой Победы. Номинация «Рисунок» для учащихся 1-4 классов. |
Участие |
Краевой конкурс «На 45-ой параллели» | Участие |
Районный конкурс Левокумского КЦСОН «Письмо пожилому человеку» | 1 место |
Благодатная лоза | 1 место 1 место 1 место 2 место 3 место |
Районная игра КВН среди учащихся общеобразовательных учреждений Левокумского муниципального района Ставропольского края «Даешь молодежь!» | 2 место |
Пятый межрегиональный детский фотоконкурс «Прояви себя» | участие |
Краевая олимпиада, посвященная 70-летию битвы под Москвой | 1 место 1 место |
Районный конкурс Управления ЗАГС СК «Папа, мама, я – вместе навсегда» | 1 место
1 место |
Краевой конкурс «Моя малая родина» | участие |
Конкурс рисунков «При солнышке тепло, при матери добро» | 2 место |
Конкурс стихов « |
|
районном конкурсе декоративно - прикладного творчества «Гордиться славой российского солдата не только можно, но и должно», посвященного Дню защитника Отечества | 1 место |
Районный КВН «Даёшь, молодёжь!» | 3 место |
Краевой исследовательский конкурс «Моя родословная» | 3 место |
Районные военно-спортивные соревнования «Воинская доблесть» | 2 место |
Районная военно-спортивной игра «Зарница». | 2 место |
«Школа безопасности | 2 место |
Слайд 47.
Важнейшая задача сегодняшнего дня – не возрождать патриотизм, а продолжать патриотическое воспитание, ещё более активизировать эту работу, привлекая не только педагогов, наших ветеранов, но и всю общественность. Так как патриотизм – это очень серьёзно. Это для многих и многих честных людей всё: и смысл жизни, и наследие детям. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: “Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!” И мы в этом направлении очень стараемся и прилагаем много усилий.