Отзывы о педагогической деятельности

Гумерова Элеонора Алинуровна

Статьи, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

 «ХАТЛЭН» – ЗНАЧИТ «СОЛНЕЧНЫЙ»

                                (тропинка  к созиданию…)

       Инновационная программа воспитательно-познавательного профиля  эколого-этнографической тематики  разработана  в пятой школе города Когалыма Ханты-Мансийского автономного округа–Югры  (МБОУ «СОШ № 5» - муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5»). Конструктивная особенность  новшества – ознакомление юных горожан с основами древней культуры  ханты – коренного народа северного  Югорского края.  

       В соответствии с этой  программой в августе 2013 года в  школе № 5 впервые в  Когалыме  был организован эколого-этнографический лагерь отдыха дневного пребывания детей и подростков (получивший название  «Хатлэн», что в переводе с хантыйского значит «Солнечный»).  А уже в ноябре, в Москве,  на VIII международном конкурсе образовательных проектов «Диалог – путь к пониманию по вопросам интеграции  мигрантов и представителей этнических меньшинств», Элеонора Алинуровна Гумерова – учитель  пятой когалымской школы, автор инновации, а потому  и, естественно,  начальник  лагеря «Хатлэн» – за свою научно-практическую  разработку  была  удостоена почетного звания лауреата.  

        Интерес  государства  к данной сфере профессиональной деятельности понятен: охвативший мировую экономику процесс  глобализации, к сожалению, негативно воздействует на многие  аспекты социальной  жизни. Более конкретное пояснение сложившейся ситуации  дал  наш президент в своем Послании  Федеральному собранию: «…Важнейшая тема, которая требует откровенного разговора в обществе – это межэтнические отношения. Здесь фокусируются многие наши проблемы, многие трудности социально-экономического и территориального развития, …и, конечно же, провалы в образовательной и культурной политике…».  И в том же документе Владимир Владимирович сформулировал современный программный ответ на  главный российский вопрос – что делать? «Мы вместе должны… защитить межнациональный мир, а значит единство нашего общества, единство и целостность Российского государства».   

       А поскольку, как гласит народная мудрость,  большая дорога   начинается с маленькой тропинки, то и тут начинать надо с малого, то есть с педагогики. А в педагогике – с отвечающих запросам времени воспитательно-познавательных программ, в частности – с отражающих способности и возможности человека.

      Но  актуальные воспитательно-познавательные программы эколого-этнографической тематики (реально приемлемые для применения в конкретных условиях бюджетных общеобразовательных учреждений) представляют собой перспективный, но, увы,  только лишь формирующийся сегмент  современной педагогики, и потому пока немногочисленны. Вот почему так важны те, простые на первый взгляд, но в действительности универсальные,  научно-практические изыскания и нововведения,  что сумела создать и решилась предложить на суд педагогического сообщества страны  учитель  одной из школ  маленького западносибирского городка Элеонора Алинуровна Гумерова.   

      Хотя  фактически  история  этого  профессионального успеха  (личностного и коллективного) началась значительно раньше.

      Не принято в наши дни акцентировать внимание на национальной принадлежности граждан. Да и графа «национальность» в сегодняшних  паспортах отсутствует. Но  Элеонора – одна из тех, кто верит: не знать своего исторического и этнического родства, превращаться в  усредненных, однотипных человеческих существ – недопустимо и даже преступно. Ведь та агрессия, что с ужасающей периодичностью вспыхивает  по всему миру между не похожими друг на друга людьми, опирается не только на жажду наживы, но и, прежде всего,  на невоспитанность  и невежество, жестокость и пренебрежение культурно-историческим наследием и социальной репутацией своего собственного народа. И напротив, благополучие в обществе – как в больших дружных семьях (любой этнической принадлежности) – строится на чистосердечном общении и взаимовыгодной помощи разных народов друг другу. Значит, на рубеже бурного и неспокойного третьего тысячелетия целесообразно ориентироваться на укрепление социальной толерантности и деловой успешности. И самый первый шаг в этом направлении для педагога – совершенствование методов воспитания и обучения школьников  и формирование у детей уважения и осознанного  интереса к изучению многонациональной культуры и уникальной истории нашей общей Родины. Автор Алла Рыжкова. 

   …Своими предками Элеонора  гордится. По происхождению она –  из древнего  рода сибирских татар. Земляки чтили ее родных за добрососедство, надежность, трудолюбие. Дедушка, знатный охотник, и по-русски-то говорил плохо, но трудился прекрасно: добывал  для государства пушнину, ловил рыбу, собирал дикоросы, хорошо  знал  лекарственные травы, мастер был – «золотые руки».  А когда на Советский Союз напали фашисты – не смог в мирном, благополучном Тобольске «отсиживаться», хотя «бронь» ему с начала войны на законных основаниях предоставили.  Вот и ушел в 1942-ом  на фронт. Сражался как стрелок, фактически как снайпер – на самых страшных рубежах, с которых  и отступать-то дальше было невозможно. С победой дошел до Кенигсберга, с наградами и ранами вернулся домой; только детям и внукам про войну рассказывать  не хотел. И потому информацию  о его достойном фронтовом прошлом  по крупицам, долго и  упорно, собирала его дочь, родная тетя маленькой тогда Эли – директор сельской школы.

     Родители Элеоноры начинали свой трудовой путь на Севере  в качестве молодых специалистов нефтегазового производства. Но  папу всегда привлекала еще и профессия егеря;  и потому, по примеру дедушки,  он много времени посвящал  природе. И так же, как и его отец, очень дорожил общением и дружбой  с охотниками-  и рыболовами-ханты: их жизненный опыт в суровом Югорском краю незаменим для геологов, нефтяников, строителей  и  прочих приезжих – представителей  «чужих» национальных культур… Автор Алла Рыжкова.

       Возможно, чтоб передать дочурке свой интерес к миру природы и приучить к ответственности за себя и других, папа принес ей из тайги (с разрешения мамы, конечно) необычный для нас, горожан, но понятный кочевым народам лесотундры подарок – одинокого крошечного волчонка, чудом спасшегося  от браконьеров. Позже тот, уже выросший, волк и на охоту с папой Эли ходил, и с маленькой хозяйкой на правах домашнего зверя играл. Автор Алла Рыжкова.

      Когда же в гости к отцу приходили  знакомые  ханты, девочка восхищенно рассматривала их своеобразно-красивую,  собственноручного изготовления, национальную одежду, технология создания которой испытана веками.  И очень старалась самостоятельно повторить – зарисовать или вышить – уникальные орнаменты из яркого бисера, какими хантыйские женщины и девочки по традиции и в наши дни украшают свои цветастые платья, малицы и кисы (национальные шубы и сапоги из шкур оленей). Родители увлечение ребенка одобряли. А понимание искусства, трудолюбие и творческие способности в их семье передавались «по наследству», можно сказать – на генетическом уровне.  

      Дело в том, что из поколения в поколение все ее родственники-мужчины  были прекрасными  мастерами и художниками, хотя даже специального образования никто из них не имел.  Пока женщины с дочками «властвовали» на кухнях, представители сильного пола в свободное время занимались резьбой по кости, столярными или плотницкими работами: ремонтом жилья, изготовлением простой, но удобной мебели и необходимой в быту домашней утвари.  Качеством и красотой отличались созданные  ими кухонные доски и ларцы для продуктов, шкатулки  и рамочки для фотографий, табуреты и диваны. А костяные и деревянные рукоятки и футляры для ножей (украшенные камушками из «пожертвованной» женами бижутерии) вообще напоминали музейные экспонаты. Если же  было необходимо, то родственники  Элеоноры  помогали своим землякам и советом, и делом, совсем не вспоминая о придуманных человечеством условностях: например, одному из них даже в реставрации старых христианских церковных строений участвовать довелось.

       Вот только давно повзрослевшая Элеонора комментирует семейное творчество и свою причастность к нему как явление обыденное:

   – Да в Тобольске – все косторезы и мастера…» – с едва заметной улыбкой бесхитростно поясняет она.  

      Кстати, также достаточно скромно характеризует Элеонора Алинуровна и свою роль в деловой жизни школы: Автор Алла Рыжкова.

  –  Коллектив у нас увлеченный,  «с искоркой», молодежь к нам после ВУЗов  идет, а условия  для профессионального творчества создаются,  вот люди  и стараются, ищут свои «тропинки» в профессию. А я просто – одна из многих…

     Понятно, о себе верит: такая судьба человеку досталась.  Судьба первой в своем роду художника-женщины, выпускницы художественно-графического факультета Тобольского пединститута,  школьного учителя рисования (хотя был у нее шанс сделать более выгодную материально карьеру в торговле), мамы двух дочерей и супруги,  и обычного современного человека, увлеченного любимой работой. Автор Алла Рыжкова.

      Но нельзя отрицать: родные – простые, совсем небогатые люди, даже не накопив (в советское-то время!) для потомков наследства,  оставили ей гораздо больше, чем просто «тропинку» к призванию и профессии. Вся история подобных российских семей и ее семьи, в частности, убеждает: можно, и не покидая родные края, не отрекаясь от традиционной религии своего рода, не заключая межнациональных браков, корректно объединить в своей жизни – на основе уважения, доброжелательного изучения и взаимопомощи – культуры очень разных народов. В ее случае – культуру родную татарскую, русскую – как символ огромного  русскоговорящего государства, и хантыйскую – биологически чужую, но духовно – интересную и понятную с детства. Ну а та воспитательно-познавательная программа эколого-этнографической тематики как основа детского летнего лагеря, с упоминания о которой и начат этот материал – лишь один из закономерных результатов подобного национально-профессионального содружества.

  – Можно сказать, что в своем деле Элеонора Алинуровна  – настоящий подвижник. Не просто разрабатывает новые идеи – актуальные и содержательные, но и старается добросовестно реализовать их на практике. Детям с ней интересно,– раскрывает «служебную тайну» Павел Иосифович Заремский –  директор школы № 5 города Когалыма, учитель и директор высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования, депутат городской Думы и папа трех собственных подрастающих детей (то есть человек, понимающий истинное значение каждой воспитательной программы). – Вот и «Хатлэн» вовсе не первая творческая победа Элеоноры Алинуровны. Примечательно, что программа этого лагеря в принципе долгосрочна, приемлема и к периодическому усложнению эколого-этнографической составляющей (для старшеклассников), и к обновлению иным этническим материалом (для ознакомления с культурой других народностей). Подобных программ в «чужих» методических «копилках»  мы не нашли…

…  Хорошие отзывы о «Хатлэне» оставили и посещавшие лагерь дети (ученики пятой и других школ города), и их родители, и педагоги, что трудились в нем в качестве воспитателей. Например, пятикласснику Егору, шестиклассницам Кате и Лене, восьмикласснице Тане, семикласснице Алине и их друзьям  замечательно-интересными показались преображение школы в хантыйское стойбище, «медвежьи шкуры с налетевшими на них листьями», «водоемы с водорослями и рыбками»  (вместо привычных стендов со стенгазетами)  и «финансовая» система лагеря («деньги -хатлэны» дети зарабатывали победами в конкурсах и добрыми делами, а впоследствии, тут же, в лагере,  «покупали» на них красивые игрушки, сувениры и необходимые учебные принадлежности).

     Педагог Валентина Владимировна Божко (учитель математики пятой школы и воспитатель летнего лагеря) в своих выводах однозначна:

– Что современные городские дети знают о коренных народах мира, стремящихся сохранять традиции предков? Этнографии в школьной  программе уделяется очень мало внимания. Но нашим ребятам все-таки повезло: в условиях «Хатлэна» они (как и в любом другом лагере – отдыхая, общаясь, занимаясь спортом и творчеством) одновременно в игровой форме изучали основы хантыйской истории, культуры, быта.  Это важно, потому что дети  смогли понять: опыт народа ханты очень полезен всем нам,  «приезжим»,  в суровых условиях Крайнего Севера и потому достоин сохранения и заинтересованного изучения.  Хочется верить, что такая эколого-этнографическая  программа окажется  жизнеспособной и будет приемлема и в условиях пришкольного лагеря, и на тематических семинарах…

               * * *

      Думаю, нет необходимости рассказывать здесь и о конкретных особенностях программы «Хатлэн».  Это тема другого разговора. Но нельзя не признать, что подобные эколого-этнографические разработки – это один из множества своеобразных педагогических «алгоритмов». И главная цель таких «алгоритмов» – решение на школьном  уровне проблемы межнационального общения – самого первого действия  большой и серьезной социальной  задачи XXI-го века.

                                                                 Алла Рыжкова.