Отзывы о педагогической деятельности
Предварительный просмотр:
«ХАТЛЭН» – ЗНАЧИТ «СОЛНЕЧНЫЙ»
(тропинка к созиданию…)
Инновационная программа воспитательно-познавательного профиля эколого-этнографической тематики разработана в пятой школе города Когалыма Ханты-Мансийского автономного округа–Югры (МБОУ «СОШ № 5» - муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5»). Конструктивная особенность новшества – ознакомление юных горожан с основами древней культуры ханты – коренного народа северного Югорского края.
В соответствии с этой программой в августе 2013 года в школе № 5 впервые в Когалыме был организован эколого-этнографический лагерь отдыха дневного пребывания детей и подростков (получивший название «Хатлэн», что в переводе с хантыйского значит «Солнечный»). А уже в ноябре, в Москве, на VIII международном конкурсе образовательных проектов «Диалог – путь к пониманию по вопросам интеграции мигрантов и представителей этнических меньшинств», Элеонора Алинуровна Гумерова – учитель пятой когалымской школы, автор инновации, а потому и, естественно, начальник лагеря «Хатлэн» – за свою научно-практическую разработку была удостоена почетного звания лауреата.
Интерес государства к данной сфере профессиональной деятельности понятен: охвативший мировую экономику процесс глобализации, к сожалению, негативно воздействует на многие аспекты социальной жизни. Более конкретное пояснение сложившейся ситуации дал наш президент в своем Послании Федеральному собранию: «…Важнейшая тема, которая требует откровенного разговора в обществе – это межэтнические отношения. Здесь фокусируются многие наши проблемы, многие трудности социально-экономического и территориального развития, …и, конечно же, провалы в образовательной и культурной политике…». И в том же документе Владимир Владимирович сформулировал современный программный ответ на главный российский вопрос – что делать? «Мы вместе должны… защитить межнациональный мир, а значит единство нашего общества, единство и целостность Российского государства».
А поскольку, как гласит народная мудрость, большая дорога начинается с маленькой тропинки, то и тут начинать надо с малого, то есть с педагогики. А в педагогике – с отвечающих запросам времени воспитательно-познавательных программ, в частности – с отражающих способности и возможности человека.
Но актуальные воспитательно-познавательные программы эколого-этнографической тематики (реально приемлемые для применения в конкретных условиях бюджетных общеобразовательных учреждений) представляют собой перспективный, но, увы, только лишь формирующийся сегмент современной педагогики, и потому пока немногочисленны. Вот почему так важны те, простые на первый взгляд, но в действительности универсальные, научно-практические изыскания и нововведения, что сумела создать и решилась предложить на суд педагогического сообщества страны учитель одной из школ маленького западносибирского городка Элеонора Алинуровна Гумерова.
Хотя фактически история этого профессионального успеха (личностного и коллективного) началась значительно раньше.
Не принято в наши дни акцентировать внимание на национальной принадлежности граждан. Да и графа «национальность» в сегодняшних паспортах отсутствует. Но Элеонора – одна из тех, кто верит: не знать своего исторического и этнического родства, превращаться в усредненных, однотипных человеческих существ – недопустимо и даже преступно. Ведь та агрессия, что с ужасающей периодичностью вспыхивает по всему миру между не похожими друг на друга людьми, опирается не только на жажду наживы, но и, прежде всего, на невоспитанность и невежество, жестокость и пренебрежение культурно-историческим наследием и социальной репутацией своего собственного народа. И напротив, благополучие в обществе – как в больших дружных семьях (любой этнической принадлежности) – строится на чистосердечном общении и взаимовыгодной помощи разных народов друг другу. Значит, на рубеже бурного и неспокойного третьего тысячелетия целесообразно ориентироваться на укрепление социальной толерантности и деловой успешности. И самый первый шаг в этом направлении для педагога – совершенствование методов воспитания и обучения школьников и формирование у детей уважения и осознанного интереса к изучению многонациональной культуры и уникальной истории нашей общей Родины. Автор Алла Рыжкова.
…Своими предками Элеонора гордится. По происхождению она – из древнего рода сибирских татар. Земляки чтили ее родных за добрососедство, надежность, трудолюбие. Дедушка, знатный охотник, и по-русски-то говорил плохо, но трудился прекрасно: добывал для государства пушнину, ловил рыбу, собирал дикоросы, хорошо знал лекарственные травы, мастер был – «золотые руки». А когда на Советский Союз напали фашисты – не смог в мирном, благополучном Тобольске «отсиживаться», хотя «бронь» ему с начала войны на законных основаниях предоставили. Вот и ушел в 1942-ом на фронт. Сражался как стрелок, фактически как снайпер – на самых страшных рубежах, с которых и отступать-то дальше было невозможно. С победой дошел до Кенигсберга, с наградами и ранами вернулся домой; только детям и внукам про войну рассказывать не хотел. И потому информацию о его достойном фронтовом прошлом по крупицам, долго и упорно, собирала его дочь, родная тетя маленькой тогда Эли – директор сельской школы.
Родители Элеоноры начинали свой трудовой путь на Севере в качестве молодых специалистов нефтегазового производства. Но папу всегда привлекала еще и профессия егеря; и потому, по примеру дедушки, он много времени посвящал природе. И так же, как и его отец, очень дорожил общением и дружбой с охотниками- и рыболовами-ханты: их жизненный опыт в суровом Югорском краю незаменим для геологов, нефтяников, строителей и прочих приезжих – представителей «чужих» национальных культур… Автор Алла Рыжкова.
Возможно, чтоб передать дочурке свой интерес к миру природы и приучить к ответственности за себя и других, папа принес ей из тайги (с разрешения мамы, конечно) необычный для нас, горожан, но понятный кочевым народам лесотундры подарок – одинокого крошечного волчонка, чудом спасшегося от браконьеров. Позже тот, уже выросший, волк и на охоту с папой Эли ходил, и с маленькой хозяйкой на правах домашнего зверя играл. Автор Алла Рыжкова.
Когда же в гости к отцу приходили знакомые ханты, девочка восхищенно рассматривала их своеобразно-красивую, собственноручного изготовления, национальную одежду, технология создания которой испытана веками. И очень старалась самостоятельно повторить – зарисовать или вышить – уникальные орнаменты из яркого бисера, какими хантыйские женщины и девочки по традиции и в наши дни украшают свои цветастые платья, малицы и кисы (национальные шубы и сапоги из шкур оленей). Родители увлечение ребенка одобряли. А понимание искусства, трудолюбие и творческие способности в их семье передавались «по наследству», можно сказать – на генетическом уровне.
Дело в том, что из поколения в поколение все ее родственники-мужчины были прекрасными мастерами и художниками, хотя даже специального образования никто из них не имел. Пока женщины с дочками «властвовали» на кухнях, представители сильного пола в свободное время занимались резьбой по кости, столярными или плотницкими работами: ремонтом жилья, изготовлением простой, но удобной мебели и необходимой в быту домашней утвари. Качеством и красотой отличались созданные ими кухонные доски и ларцы для продуктов, шкатулки и рамочки для фотографий, табуреты и диваны. А костяные и деревянные рукоятки и футляры для ножей (украшенные камушками из «пожертвованной» женами бижутерии) вообще напоминали музейные экспонаты. Если же было необходимо, то родственники Элеоноры помогали своим землякам и советом, и делом, совсем не вспоминая о придуманных человечеством условностях: например, одному из них даже в реставрации старых христианских церковных строений участвовать довелось.
Вот только давно повзрослевшая Элеонора комментирует семейное творчество и свою причастность к нему как явление обыденное:
– Да в Тобольске – все косторезы и мастера…» – с едва заметной улыбкой бесхитростно поясняет она.
Кстати, также достаточно скромно характеризует Элеонора Алинуровна и свою роль в деловой жизни школы: Автор Алла Рыжкова.
– Коллектив у нас увлеченный, «с искоркой», молодежь к нам после ВУЗов идет, а условия для профессионального творчества создаются, вот люди и стараются, ищут свои «тропинки» в профессию. А я просто – одна из многих…
Понятно, о себе верит: такая судьба человеку досталась. Судьба первой в своем роду художника-женщины, выпускницы художественно-графического факультета Тобольского пединститута, школьного учителя рисования (хотя был у нее шанс сделать более выгодную материально карьеру в торговле), мамы двух дочерей и супруги, и обычного современного человека, увлеченного любимой работой. Автор Алла Рыжкова.
Но нельзя отрицать: родные – простые, совсем небогатые люди, даже не накопив (в советское-то время!) для потомков наследства, оставили ей гораздо больше, чем просто «тропинку» к призванию и профессии. Вся история подобных российских семей и ее семьи, в частности, убеждает: можно, и не покидая родные края, не отрекаясь от традиционной религии своего рода, не заключая межнациональных браков, корректно объединить в своей жизни – на основе уважения, доброжелательного изучения и взаимопомощи – культуры очень разных народов. В ее случае – культуру родную татарскую, русскую – как символ огромного русскоговорящего государства, и хантыйскую – биологически чужую, но духовно – интересную и понятную с детства. Ну а та воспитательно-познавательная программа эколого-этнографической тематики как основа детского летнего лагеря, с упоминания о которой и начат этот материал – лишь один из закономерных результатов подобного национально-профессионального содружества.
– Можно сказать, что в своем деле Элеонора Алинуровна – настоящий подвижник. Не просто разрабатывает новые идеи – актуальные и содержательные, но и старается добросовестно реализовать их на практике. Детям с ней интересно,– раскрывает «служебную тайну» Павел Иосифович Заремский – директор школы № 5 города Когалыма, учитель и директор высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования, депутат городской Думы и папа трех собственных подрастающих детей (то есть человек, понимающий истинное значение каждой воспитательной программы). – Вот и «Хатлэн» вовсе не первая творческая победа Элеоноры Алинуровны. Примечательно, что программа этого лагеря в принципе долгосрочна, приемлема и к периодическому усложнению эколого-этнографической составляющей (для старшеклассников), и к обновлению иным этническим материалом (для ознакомления с культурой других народностей). Подобных программ в «чужих» методических «копилках» мы не нашли…
… Хорошие отзывы о «Хатлэне» оставили и посещавшие лагерь дети (ученики пятой и других школ города), и их родители, и педагоги, что трудились в нем в качестве воспитателей. Например, пятикласснику Егору, шестиклассницам Кате и Лене, восьмикласснице Тане, семикласснице Алине и их друзьям замечательно-интересными показались преображение школы в хантыйское стойбище, «медвежьи шкуры с налетевшими на них листьями», «водоемы с водорослями и рыбками» (вместо привычных стендов со стенгазетами) и «финансовая» система лагеря («деньги -хатлэны» дети зарабатывали победами в конкурсах и добрыми делами, а впоследствии, тут же, в лагере, «покупали» на них красивые игрушки, сувениры и необходимые учебные принадлежности).
Педагог Валентина Владимировна Божко (учитель математики пятой школы и воспитатель летнего лагеря) в своих выводах однозначна:
– Что современные городские дети знают о коренных народах мира, стремящихся сохранять традиции предков? Этнографии в школьной программе уделяется очень мало внимания. Но нашим ребятам все-таки повезло: в условиях «Хатлэна» они (как и в любом другом лагере – отдыхая, общаясь, занимаясь спортом и творчеством) одновременно в игровой форме изучали основы хантыйской истории, культуры, быта. Это важно, потому что дети смогли понять: опыт народа ханты очень полезен всем нам, «приезжим», в суровых условиях Крайнего Севера и потому достоин сохранения и заинтересованного изучения. Хочется верить, что такая эколого-этнографическая программа окажется жизнеспособной и будет приемлема и в условиях пришкольного лагеря, и на тематических семинарах…
* * *
Думаю, нет необходимости рассказывать здесь и о конкретных особенностях программы «Хатлэн». Это тема другого разговора. Но нельзя не признать, что подобные эколого-этнографические разработки – это один из множества своеобразных педагогических «алгоритмов». И главная цель таких «алгоритмов» – решение на школьном уровне проблемы межнационального общения – самого первого действия большой и серьезной социальной задачи XXI-го века.
Алла Рыжкова.