Консультации для родителей
Консультации для родителей
Скачать:
Предварительный просмотр:
РЕБЕНОК И КНИГА
С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка. Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и многое другое), с яркими сильными характерами героев. Русские народные сказки («Морозко», «Сивкабурка», «Царевна - лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и др) открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их.
В старшем возрасте ребёнок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких подчас не было в их собственном опыте.
У ребёнка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приёму. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.
В старшем дошкольном возрасте возможности детей позволяют решать новые, более сложные задачи по формированию эстетического восприятия и понимания произведений художественной литературы:
- закрепить и развивать устойчивый интерес к книге, воспринимать любовь к художественному слову;
- знакомить с жанровыми особенностями некоторых видов литературных произведений (рассказ, сказка, басня, загадка, пословица, потешка и другие).
- развивать и воспитывать воссоздающие воображение;
- учить устанавливать многообразные связи в произведении, проникать в авторский замысел;
- помогать ребёнку, не только осмысливать поступки персонажей, но и их мысли, чувства; воспитывать умение видеть скрытые причины поступков;
- помогать ребёнку, осознавать его собственное эмоциональное отношение к героям произведений;
- обращать внимание детей на язык литературного произведения, авторские приёмы изображения.
Таким образом, в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, то есть ребёнок успешно формируется как читатель. Это обстоятельство заставляет педагогов тщательно продумывать вопросы, связанные с чтением книг детям дошкольного возраста и, прежде всего с отбором произведений детской литературы для каждого возрастного этапа.
Продуманный отбор книг для детского чтения определяется тем, что неизбежно влияет на литературное развитие ребёнка, формирование его литературного опыта на этапе дошкольного детства, на воспитание отношения к книге.
Предварительный просмотр:
«КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ДОМАШНИЙ ТЕАТР»
Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет тоже значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.
А.Макаренко
Конечно, всем родителям кажется, что их дети талантливы. Но ведь самое поразительное, что это действительно так. Просто надо уметь видеть это не для других. А для себя. вслушиваться в речь детей и не спешить поправлять. Ведь смешные словечки детей, зарождает в ребенке маленького артиста. И помочь в этом можем мы взрослые, вместе организуя театрализованные представления с обычными игрушками.
В каждом доме есть много игрушек, это зайчики, гномы, карлсоны с пропеллерам, которые уже наскучили детям. Но с помощью взрослых они могут ожить в разных ситуациях и ребенок, вы увидите, получит удовольствие, и игрушки превратятся в сказочных персонажей. Вот так для ребенка начнется театр – путешествие в удивительный мир.
Но чтобы игра не наскучила ребенку, можно приобрести или изготовить пальчиковые куклы – еж, лиса, волк, кошка, собака и др. и здесь уже будет развиваться детская фантазия. И важно, чтобы мама и папа были участниками представления.
Следующим этапом будет изготовление декораций и маленькой сцены, для этого понадобятся стульчики и старая портьера. Собственно говоря, ничего нового в этом не было, все эти находки давно известны, но надо их вспомнить и «пойти» за желанием ребенка. Читая ему сказки, показывая простые действия, постепенно привлекая ребенка к участию в спектаклях. Малыш будет не просто обозначать репликой ситуацию, но и немного режиссировать ее удивляя неожиданностью ходов и идей.
Было бы совсем не верно считать, что только благодаря дому ребенок может пристраститься к театру. В детский сад приезжают очень часто настоящие артисты. Игра артистов – профессионалов, учит детей и помогает пробовать свои силы. Можно сколько угодно говорить о том, что театр для детей должен быть именно театром и именно для детей.
Возможно это на столько просто, не раз убеждаешься, что в воспитании ребенка не надо торопить события. Все должно быть в меру, и чтение книг, игра на музыкальных инструментах, и рисование, и смешные слова, и тогда ребенок сам покажет свои умения и знания.
Уважаемые родители! Наш мир взрослых немного скучен из-за того, что оглядываемся, боимся, хоть и большие, а боимся; а вдруг кто увидит и не поймет, или будет смеяться. А ребенок не боится, а очень ждет вашего одобрения в своих поступках, инсценировках. Помните песенку про розового слона? Для нас с вами все слоны серые, а ребенок: «Я то ведь знаю, розовый он!»
Как важно вовремя понять ребенка, его детский мир фантазий, и сказочных превращений. Входя в этот мир, соприкасаясь с ним, не разрушайте его необдуманным словом или поступком. Ставшие нам, взрослым, привычные и единственно правильные стереотипы, не стремитесь навязывать детям.
Будьте готовы оказать своему ребенку всегда помощь в организации домашних театров, постановок не сковывая фантазию ребенка. Но важно помнить, что у маленьких «творцов» бывают спады и подъемы.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
(М. Горький)
Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок вырос умным и любознательным. Пока он ещё совсем мал, одним из немногих, на взгляд взрослых, занятием, развивающим малыша, является чтение книг.
Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.
Именно родители читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов.
Читать нужно вместе с ребенком: берите книгу, садитесь рядом и читайте.
Ещё несколько лет назад родители с трудом могли приобрести нужную книгу в магазине. Сейчас всё обстоит иначе: прилавки переполнены литературой для детей, и в этом изобилии достаточно трудно сориентироваться. Поэтому многие папы, мамы, бабушки и дедушки вынуждены решать вопрос о том, как выбрать книгу для ребёнка, чтобы она была и красивая, и полезная, и понравилась ему.
На что необходимо обратить внимание, покупая литературную новинку своему малышу?
Конечно же, книга должна соответствовать возрасту ребёнка, чтобы заинтересовать его. Желательно, чтобы сюжет её был простым, с чёткой последовательностью событий. Часто дети сами хотят «почитать» книгу: они её листают, без конца открывают и закрывают, а иногда даже пробуют на вкус. Поэтому, выбирая книжки для малышей, взрослые должны обратить внимание на то, прочные ли страницы и обложка. Книжки с объёмными, выдвигающимися частями картинки не подходят для маленьких детей и вряд ли прослужат долго, так как движения малыша ещё не скоординированы, а материал, из которого изготовлены подобные вкладыши, должен быть достаточно тонким, предназначенным для более деликатного обращения.
По формату книжки лучше выбирать небольшие, чтобы ребёнок сам мог справиться с переворачиванием страниц и был в состоянии переносить книгу с места на место.
С какими иллюстрациями следует покупать детям книжки:
с высоко -художественными, выполненные известными художниками, или с примитивными, доступными маленькому ребёнку. Некоторые родители стремятся с раннего возраста привить ребёнку интерес к искусству и выбирают книги с иллюстрациями известных художников. Другие, читая книги, главным образом стремятся расширить познания малыша и развить его речь. В этом случае книги выбираются по содержанию, а иллюстрациям уделяют не такое пристальное внимание. На наш взгляд, есть только одно пожелание родителям: иллюстрации должны быть понятны ребёнку, изображения должны быть похожи на реальные предметы.
Требования к иллюстрациям в произведениях для малышей:
ясность, простота и выразительность. Картинки в книге для маленьких по необходимости должны быть цветными. Ребёнку легче разобраться в цветном рисунке: цвет помогает узнать предмет и найти его на белом поле листа.
В библиотеке ребёнка хорошо иметь книги разных жанров: рассказы, авторские и народные сказки, стихи, потешки, считалочки.
Несколько слов о сказках и их воздействии на детские умы и сердца. При всей прелести и значимости этот жанр литературного произведения требует пристального внимания к нему. Отбирая сказки для детского чтения, взрослые должны подумать над тем, как волшебный сюжет может повлиять на ребёнка, какие чувства вызвать. Так, нельзя читать малышу на ночь произведения, будоражащие психику, воображение, эпизоды из которых вызывают ужас даже у взрослого: (про бабу ягу, кощея и т.д.) Очевидно, что подобные тексты вряд ли обеспечат вашему чаду спокойный сон, даже при условии, что зло в сказке всегда наказано.
Когда книга уже куплена, перед взрослыми встаёт вопрос: как познакомить с ней ребёнка, чтобы у него возник интерес к чтению? Так, один малыш может подолгу сидеть с мамой и внимательно слушать даже сложные для него истории, а другой вырывается и убегает, как только родители берут в руки книгу.
Причинами такого «прохладного» отношения к книгам являются:
1) причины кроются в выбранной книге: она может не соответствовать возрасту ребёнка, содержать недостаточно иллюстраций или иллюстраций непонятных малышу и т.д.;
2) причины, связанные с тем, кто озвучивает книжку: взрослые могут читать слишком быстро или медленно, очень долго или, например, невыразительно;
3) причины, связанные с самим ребёнком: он может быть уставшим, неважно себя чувствовать или хочет заняться чем-то другим в данный момент времени. Возможно, малыш планировал построить гараж или заняться ремонтом своего автопарка, а вы отвлекаете его настойчивыми призывами сесть и почитать.
Все перечисленные случаи, очевидно, и многие другие, могут вызвать не интерес к чтению, а только сопротивление вашего сына или дочери.
Этапы ознакомления с книгой:
Малышу сначала стоит показать книгу, полистать её, обратить внимание на некоторые картинки. Пусть он сам полистает страницы. Может быть до определённой поры это будет единственно приемлемый для него способ общения с книгой. Только тогда, когда ребёнок освоит эту операцию (или параллельно с её освоением), взрослый может привлекать внимание к той или иной картинке, называя, что на ней изображено и показывая её: «Вот зайчик. Зайчик». Если ребёнка заинтересует это, следует фиксировать его внимание уже на деталях изображения: «Зайчик. Смотри, какой хвостик маленький».
В том случае, если ребёнок уже получает удовольствие от подобно совместного «чтения», родители могут перейти к краткому пересказыванию текста книжки, называя и показывая при этом героев и предметы на картинках (если ребёнок уже говорит, попросите его повторить название картинки). Рассказ взрослого не должен быть чрезмерно длинным, содержащим сложные предложения и обороты речи.
В след за этим этапом знакомства с книгой возможен переход и к более сложным пересказам сюжета, и собственно к чтению, когда ребёнку прочитывается весь текст, написанный под картинкой. Важно следить за реакцией юного слушателя. Как только вы заметите признаки утомления, переключите малыша на другой вид деятельности, а к чтению можно будет вернуться позже. Тогда у вашего чада не сформируется негативного отношения к этому интересному и полезному занятию.
Многие родители недооценивают возможности литературных произведений. Книги помогают в решении проблем в поведении детей (детская агрессивность, замкнутость, нежелание идти в детский сад и т. д.) Через чтение книг дети познают мир, развивается у детей речь, мышление, память.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Первые книги ребенка»
Какая книга в детстве у вас была самой любимой? Конечно, сказка.
Может быть, не все помнят ее название, но, наверное, доброе, теплое, светлое впечатление осталось навсегда в вашей жизни. Очень важно,
какой будет первая книга вашего ребенка. Она, с одной стороны, вызовет у ребенка потребность общения с книгой, с другой – будет развивать художественный вкус, речь, словарный запас, умственные способности.
Ребенок знакомится с литературой в раннем возрасте, когда еще не может построить развернутый и связанный рассказ, придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного.
Как помочь ребенку?
Условие в детской литературе можно выделить два направления.
Первое – художественно-познавательная литература. Такие книги знакомят ребенка с явлениями живой и неживой природы, произведениями искусства, социальными явлениями, историей и географией. Художественно-познавательная литература является источником информации, развивает потребность обращаться именно к книге за нужными сведениями.
Первое прочтение литературного произведения, как правило, вызывает у ребенка только эмоциональное переживание, но постепенно он начинает анализировать содержание. Взрослый может спросить: «О ком этот рассказ? Что они делали?» Детям постарше задают вопросы, требующие понимания причин происходящих событий: «Почему так получилось? Как ты думаешь, что случится дальше? Почему?»
Очень важно, чтобы книга вызывала у ребенка стремление узнать еще больше. Если вы прочитали рассказ об осени, обсудите, как и что изменяется в природе, что происходит с птицами и животными в это время года. Лучше не давать готового ответа, а помочь найти его в книге. Нужно не только поддерживать, но и подпитывать первое естественное любопытство ребенка. Ему интересно абсолютно все. Кроме того, дороги минуты особой близости со взрослыми, совместные переживания.
Когда ребенок подрастет, можно использовать книгу как тему для беседы. Рассмотрите, например, атлас и расскажите, как и что на нем обозначено. Покажите карту звездного неба и поговорите о том, какие звезды можно увидеть над крышей вашего дома. Конечно, такие беседы потребуют от вас небольшой подготовки, но эти усилия окупятся интересом ребенка.
Второе направление художественной литературы –художественные произведения, которые малыш может понять, как бы прожив их.
Это происходит прежде всего в игре. Он разыгрывает историю с тремя поросятами, повизгивая от ужаса перед волком; пытается пересказать разговор волка и Красной Шапочки; выстраивает игрушечных зверей перед теремком.
В детском саду большое внимание уделяется знакомству с народным творчеством и самому любимому занятию детей – драматизации русских народных сказок. Можно и дома создать условия для самореализации ребенка.
Разные виды театров можно сделать своими руками: пальчиковый, деревянные ложки, настольный, би-ба-бо. Дети любят наряжаться. Это также способствует перевоплощению, развитию творческих способностей.
Предварительный просмотр:
Читаем книги вместе с детьми
Уважаемые родители, задумаемся над тем, что дает ребенку чтение? Хорошо развитая речь ребенка – это: один из показателей регулярного чтения; большой словарный запас; умение грамотно строить предложения; от чтения зависит выразительность, красота речи.
Пусть чтение станет для вас ритуалом. Чтение книги в одно определенное время успокаивает ребенка, пусть чтение сказки перед сном станет для вас традицией. Можно найти время для чтения и днем. Почитайте, например, книгу за завтраком или по возвращении из детского сада.
Выбирайте подходящую книгу. Читайте ребенку то, что подходит ему по возрасту. Покупая книгу для ребенка, лучше выбирать испытанную детскую классику. Обращайте также внимание на иллюстрации, дети любят яркие и реалистичные картинки.
Читайте с выражением. Во время чтения старайтесь подражать голосам персонажам, например, можно попищать как мышка из сказки «Рукавичка».
Читайте то, что ребенку интересно. Читайте те книги, которые наиболее ему интересны, например, об игре в мяч или о посещении зоопарка. Некоторые дети не любят читать потому, что родители выбирают сами, что они будут читать, а им это неинтересно. Сходите вместе с ребенком в магазин и дайте возможность ему самому выбрать то, что ему понравится.
Используйте аудиокниги. Сегодня очень много книг выпускается на дисках. Аудиокниги очень удобны, вы можете включить малышу сказку, пока занимаетесь своими делами.
Рассказывайте ребенку сказки. Рассказывайте истории из своего детства или историю где ваш ребенок – главный герой. Можно также создать самостоятельно книгу, сделав несколько забавных фотографий вашего малыша и вклеив их в альбом. Придумайте к ним интересную историю, запишите ее крупными буквами, а затем почитайте вместе.
Обращайте внимание на отдельные слова. Постоянно показывайте ребенку, что слова – это неотъемлемая часть повседневной жизни. Вы можете прикрепить на холодильник магниты с буквами или стикеры на полки, с изображением и названием того, что на них находится. Даже если малыш не может прочитать слово «кукла», то он может понять его значение по картинке.
Общайтесь с ребенком. В семьях, где родители активно общаются за столом, дети имеют более широкий словарный запас. Разговаривайте со своим ребенком как можно больше, употребляйте сложные конструкции в своей речи. Пусть ваш малыш задает вопросы, а вы давайте полные ответы.
Подайте личный пример. Обязательно читайте при ребенке сами. Если ребенок часто видит читающих книги родителей или обсуждающих прочитанное, то возможно никаких других стимулов ему и не потребуется.
Приучив ребенка к чтению, вы подарите ему целый мир приключений, знаний, путешествий, волнующих загадок и друзей.
Помогите своему ребенку стать богаче!
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
"Ребенок в мире творчества и творчество в жизни ребенка"
Мир ребенка – это сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет им, побуждая к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в каждом ребенке с рождения.
Как помочь ребенку раскрыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Что такое детская изобразительная деятельность? Как и почему она возникает, развивается? В чем ее смысл?
Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отображение ребенком окружающей действительности, то есть тех предметов и явлений, которые ребенка волнуют, удивляют, интересуют. Но ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к тому, что он изображает. Воспроизводя явления жизни, ребенок одновременно дает им оценку, объясняет их сущность и смысл, выражает свое понимание мира.
Изобразительная деятельность ребенка во всех ее проявлениях наиболее эффективное средство для формирования творческой личности. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает различные чувства: радуется созданному изображению или огорчается, если что-то не получается, стремится выполнить поставленную задачу и преодолеть трудности или пасует перед ними.
Ребенок приобретает знания о предметах и явлениях, об изобразительных средствах и художественных возможностях изобразительного искусства. Малыши осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать.
Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем смогут использовать в любой области своей деятельности.
Рисование тесно связано с развитием наглядно – действенного и наглядно – образного мышления, с выработкой навыков анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, обобщения и т.п. Работая над рисунком, дети учатся выделять внешние особенности предметов, главные и второстепенные детали, передавать пропорции, сопоставлять свой рисунок с натурой.
Создание образа невозможно без обобщения, целостного восприятия предметов. В процессе рисования ребенок представляет результат своей работы, учится рассуждать, делать выводы. Таким образом, развивается мышление, речь, обогащается словарный запас. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, а при рисовании по представлению – память.
Рисование способствует развитию зрительно – двигательной координации, совершенствуется мелкая моторика кисти и пальцев рук.
Работая над рисунком, находя удачные цветовые сочетания, добиваясь сходства изображаемого предмета, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, развивается воображение.
Занятия изобразительной продуктивной деятельностью очень важны при подготовке ребенка к школе. Дети учатся слушать и запоминать задание, выполнять его по определенному плану, укладываться в отведенное время, учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, регулировать наклон карандаша (кисти), силу нажима и темп движений; учатся оценивать свою работу, находить и исправлять ошибки, доводить начатое до конца.
Детское творчество – сложный и многогранный процесс, содержащий в себе множество аспектов, каждый из которых будет оказывать желаемое действие на развитие ребенка лишь при условии педагогически правильного его использования. Детское творчество можно рассматривать как самоценность и вместе с тем как своеобразный механизм реализации развивающих программ.
Ориентация педагогического процесса на формирование художественной культуры ребенка, на развитие его способностей, широкое приобщение детей к миру искусства, на реализацию потенциала каждого ребенка становится в современных условиях особенно значимой.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей: Роль книги в жизни дошкольника. Ребенок дошкольник – слушатель или читатель.
«Мама, почитай пожалуйста…» Выполнить просьбу малыша или настаивать на самостоятоятельном чтении? Специалисты утверждают: раннее обучение ребенка чтению – эксперимент очень рискованный.
Еще Л.С.Выготский отмечал, дошкольник учится по программе взрослого в меру того, насколько он ее принимает, насколько она становится его собственной программой обучения. При раннем обучении чтению ребенок, как правило, не понимает, зачем ему это надо. У него пока нет мотивации, нет потребности в самостоятельном чтении. Он часто проситвзрослых почитать ему – и не только для того, чтобы узнать о чем эта книга, но чтобы поговорить со взрослым, в том числе и о прочитанном. Совместное чтение дает ребенку толчок к интеллектуальному развитию – развивает речь, мышление, кругозор, формирует интерес к книге, знакомит с нравственными ценностями. Такова особенность дошкольного возраста - процесс познания, как правило, происходит опосредованно, через взрослого.
Слишком рано обучившись технике чтения, малыш может привыкнуть к механическому чтению. Смысл прочитанного ускользает от ребенка по нескольким причинам: недостаточное речевое развитие и потому незнание значения слов; пока еще слабое интеллектуальное развитие и, как следствие, неспособность к обобщению, непонимание причинно-следственных связей. Далеко не все дети спрашивают взрослых, что означает непонятное слово. Поэтому рекомендую родителям, не дожидаясь вопроса ребенка, объяснять ему новые непонятные слова и речевые обороты. Только тогда прочитанные книги будут развивать речь ребенка и пополнять словарный запас. По мере постепенного усложнения читаемых текстов (от простых коротких сказок к рассказам и повестям) ребенок начинает более пристально следить за приключениями книжных героев. Теперь уже, если ему что-то непонятно в тексте, он начинает проявлять инициативу, спрашивать сам, иначе для него разрушается канва событий.
Когда нужно учить технике чтения? Только тогда, когда ребенок уже хорошо владеет разговорной речью и свободно воспринимает на слух текст детских книг, соответствующих его возрасту. И, желательно, когда дошколенок проявляет потребность в чтении книг. Потребность эта просыпается постепенно, ее культивирует совместное с взрослым чтение. Малыш получает двойное удовольствие: от общения с взрослым в ходе их совместной деятельности чтения и от сюжета литературного произведения. Так, книга начинает ассоциироваться не только с источником новой информации, но и с положительными эмоциями. Стойкое отрицательное отношение к чтению и книге вообще может возникнуть в том случае, когда ребенка учат читать, а книг ему при этомпочти не читают. А такова, к сожалению, современная ситуация.
Итак, в дошкольном детстве важно не обучать детей технике чтения, а сформировать у них потребность в чтении книг. Тогда в младшем школьном возрасте ребенок достаточно легко и быстро овладеет умение читать.
И еще, в педагогике есть такой принцип – подобное вызывается подобным. Интерес, желание читать проявится у детей в том случае, если взрослые владеют техникой выразительного чтения. Сделать процесс чтения более увлекательным совсем не сложно. Взяв с полки книгу, не забудьте дать ей рекомендацию, предложите детям почитать по ролям, организуйте семейное чтение, по ходу чтения используйте элементы театрализации. Закрывая книгу, не забудьте поделиться своей трактовкой прочитанного.
Десять «почему» детям необходимо читать книжки.
- Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас, книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
- Чтение развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
- Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
- Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.
- Книги помогают ребенку познать самого себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
- Книги помогают детям понять других. Читая книги, написанные писателями других культур других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.
- Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.
- Книги – помощники родителей в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.
- Книги придают силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они приносят утешение и указывают выход из трудного положения.
- Чтение – самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие.
РОДИТЕЛИ ПОМНИТЕ: БУДУЩЕГО ЧИТАТЕЛЯ НЕОБХОДИМО ВОСПИТЫВАТЬ, КОГДА ОН ЕЩЕ ЯВЛЯЕТСЯ СЛУШАТЕЛЕМ.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Роль книги в развитии речи ребенка раннего возраста.
Исключительно важную роль в речевом и личностном развитии ребёнка играет детская литература. В русской и мировой литературе есть огромное количество сказок и стихов для маленьких детей. Эти произведения являются сокровищницей не только речи и языка, но и переживаний, смыслов, человеческого опыта, представлений и ценностей. Всё это должны «взять», т.е. присвоить и освоить наши дети.
В книге «Что и как читать Вашему ребёнку от года до десяти» И.И.Тимофеева пишет: «Родители любят своего малыша, покупают ему игрушки, лакомства, водят в гости и на прогулки. Но не все знают, что не меньше, а порой и больше ребёнок радуется, когда родители читают ему книжки. Книги расширяют кругозор детей, учат их мыслить, развивают речь, память, воображение, т.е. удовлетворяют потребность в развитии заложенную самой природой. Отсюда радость познания. Но есть и другая причина детской радости. Маленькие ребята жаждут общаться с родителями». Чтение книжки представляет для малыша целое действо, чудесный ритуал. Мама или бабушка, отложив свои дела и прекратив шумные игры малыша, усаживает его на руки и берёт в руки книгу. Сначала малыша привлекает эмоциональное взаимоотношение с мамой, которое формируется при чтении сказки. Потом сказка будит воображение ребёнка, дает образцы прекрасного и безобразного, доброго и злого. Через сказку дети начинают сочувствовать и сопереживать вымышленным героям, которые становятся знакомыми и близкими, а также они наслаждаются звучанием родного языка, открывая красоту и смысл слов. Поэтому маленьким детям обязательно нужно читать сказки – как можно больше. Но выбор сказки и конкретной книжки зависит от возраста ребёнка.
Первые книжки обязательно должны быть с картинками – желательно с большими, реалистичными и красивыми. Дети обожают рассматривать картинки, выискивают в них мельчайшие подробности, до бесконечности возвращаются к разглядыванию одних и тех же изображений. Картинки помогают малышу лучше представить содержание текста и понять его. На третьем году жизни ребёнок способен рассказывать содержание картинок. Вы, родители, показывая малышу книгу, которую ему неоднократно читали и содержание которой известно ребёнку, попросите его рассказать, что он видит на картинках. Но иногда ребёнок может испытывать трудности при описании сложного сюжета, помогите ему наводящими вопросами. Задавая ему вопросы, вы стимулируете речевое развитие.
Детям обязательно нужно читать стихи, потешки, прибаутки. В детских стихах главное художественная форма – красота звучания, игра рифмованных слов, музыкальность ритмического текста буквально завораживают ребёнка. Дети очень чувствительны к ритму и рифме.
Когда детям читают народные потешки, песенки, когда разучивают их с ними, то разумеется это прежде всего важно для ознакомления детей с художественным словом. Но вместе с тем это способствует усвоению правильного звукопроизношения. Многие из потешек и песенок наверно и создавались для того, чтобы дать малышу возможность «поиграть» звуками.
Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу –
Во серебряную.
Чики – чики, чикалочки,
Едет Ваня на палочке…
Окружающий нас мир постоянно меняется. Изменилась сама жизнь, природа, техника. Не изменились только сами люди и их тяга к новому, неопознанному. И хотя каналов информации стало намного больше, но одним из самых доступных по-прежнему остается печатный текст. Любовь к процессу чтения закладывается в раннем возрасте. А, как Вы – родители – её заложите в молодом открытом миру росточке жизни, а может быть даже «спровоцируете» зависит только от Вас.
Предварительный просмотр:
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ МАМЫ И ПАПЫ БУДУЮЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА
Нужно ли ребёнка готовить к школе? Как лучше всего это сделать? Как избежать школьных трудностей?
Если вашему ребёнку 6 лет, то самое время задуматься об этом. Как говорят психологи, главное не интеллектуальная готовность к школе. А психологическая.
Начинайте «забывать» о том, что ваш ребёнок маленький.
Давайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко; «Какой ты у нас большой, мы даже можем доверить тебе, помыть посуду» (вымыть пол, вытереть пыль, вынести ведро и т. д.)
Определите общие интересы.
Это могут быть как познавательные интересы (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные (обсуждение семейных проблем).
Приобщайте ребёнка к экономическим проблемам семьи.
Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, дайте ему деньги на хлеб и на мороженое, комментируя сумму на тот и на другой продукт) Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, ходите в магазин вместе.
НЕ ругайте, а тем более не оскорбляйте ребёнка в присутствии посторонних.
Уважайте чувства и мнения ребёнка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя или воспитателя, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему».
Научите ребёнка делиться своими проблемами.
Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.
Постоянно говорите с ребёнком.
Развитие речи – залог хорошей учёбы. Были в театре (цирке, кино) – пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребёнок чувствовал, что вам это действительно интересно.
Отвечайте на каждый вопрос ребёнка.
Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет.
Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребёнка.
Видеть мир глазами другого: основа для взаимопонимания.
Чаще хвалите, восхищайтесь вашим малышом.
На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно ещё несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте , что ваш ребёнок может всё, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой лаской и нежностью. А не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладкое.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Ребенок у экрана»
В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях как только ребенок начинает сидеть его усаживают перед экраном телевизора, который все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные , разговоры с отцом... экран становится главным воспитателем ребенка. Однако это, казалось бы, безопасное занятие может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка, но и для его психического развития. В настоящее время, когда подрастет первое поколение "«экранных детей"» эти последствия становятся все более очевидными.
Одно из них —отставание в развитии речи. Дети поздно начинают говорить , мало и плохо разговаривают , их речь бедна и примитивна. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом общении, когда малыш вступает в диалог. В последние годы отмечают у детей неспособность к самоуглублению , отсутствие заинтересованности делом. Появилось новое заболевание ~ дефицит концентрации. Это заболевание особенно ярко проявляется в процессе обучения и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью, рассеянностью. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция. Многим детям трудно воспринимать информацию на слух. Короткие предложения они не способны удержать в памяти, поэтому детям не интересно читать даже самые интересные книги.
Еще один факт, который отмечают педагоги и психологи - это резкое снижение фантазии. Детей ничего не интересует и не увлекает. Они предпочитают нажать кнопку телевизора и ждать новых, готовых развлечений.
Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания внутренней пустоты -детская жестокость и агрессивность. Подростки бьют и убивают друг друга, потому что теряют всякое чувство меры , потому что на душе пусто и хочется острых ощущений.
И всему виной телевизор, который поглощает внимание малыша, подменяя собой общение с взрослым. Детский возраст — период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, формирования личности. Наверстать упущенное в этом возрасте практически не возможно. 6-7 лет - зарождение фундаментальных способностей человека. Поменять фундамент, когда здание построено уже нельзя. Следовательно, ранний возраст является наиболее ответственным—он определяет дальнейшее развитие человека.
Полноценное человеческое развитие ребенка возможно только в интенсивном и непрерывном общении с близкими взрослыми. Никакие технические средства не способны заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей.
Передача родительских прав экрану имеет примерно то же влияние на ребенка , как и полное его игнорирование.
Анкета для родителей «Ребенок у экрана»
Уважаемые родители!
Вашему вниманию предлагаем анкету, при ее заполнении большая просьба отвечать по возможности подробно.
1. Какие чаще программы по телевизору смотрит Ваш ребенок?
2.Есть программы, которые смотрит ребенок без вашего согласия, или вы не совсем одобряете его выбор?
3.Какие программы вы бы хотели, чтоб смотрел ваш ребенок?
4.Вы смотрите телевизор:
- чаще всей семьей
- чаще ребенок один
- в зависимости от ситуации
5.Вы считает телевидение:
- это полезное время провождения;
- средство чем-то занять ребенка;
- избыточное средство информации;
- фактор повышенного стресса;
6.Сколько времени смотрит телевизор ваш ребенок в течение дня:
- до 30 мин.
- до 1.5 час.
- в выходные дни до 3 час.
- в выходные дни более 5 час.
Благодарим за сотрудничество!
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей: "Так ли важно рисование в жизни ребёнка?"
Мы до сих пор мало знаем и, скорее всего, недооцениваем возможности индивидуального контакта человека с искусством, его влияние на отдельную личность. А ведь когда-то искусство было тесно связано со всеми сторонами жизни человека.
Это слияние искусства со многими, в том числе с глубинными, сторонами жизнедеятельности человека ранних общественных формаций принято объяснять примитивным складом мышления людей древности.
Однако, скорее всего, были какие-то объективные биологические факторы, благодаря которым искусство сумело занять столь важное место в общественном и индивидуальном развитии человека.
Удивительное явление искусства - рисование в детстве. Каждый ребенок в определенный период жизни с упоением рисует грандиозные композиции. Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это проходит и навсегда. Верными рисованию остаются только художественно одаренные дети. Но с 2-3 лет и до подросткового возраста дети в своих рисунках обязательно проходят стадии «каракулей», «головоногов». Рисунки детей разных народов, но одного возраста удивительно схожи между собой, что говорит о биологической, внесоциональной природе детского рисования.
Зачем и почему дети рисуют? В начале жизни особенно важно развитие зрения и движения. Рисование на первых порах помогает координировать работу этих систем. Ребенок переходит от хаотического восприятия пространства к усвоению таких понятий, как вертикаль, горизонталь; отсюда и линейность первых детских рисунков. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего.
Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Взрослых удивляет то, что спустя продолжительное время ребенок всегда точно указывает, что и где именно изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек. Что касается смешных неправильностей в рисунках Рисунки эти строго отражают этапы развития зрительно - пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. Так, примерно до 6 лет дети не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сверху, и совершенно не поддаются в этом отношении какому-либо обучению. Суть в том, что дети, как иногда кажется окружающим, вовсе не безразличны к своему творчеству. И эта эстетическая значимость собственной изобразительной деятельности проявляется рано: детям нравятся свои рисунки больше, чем образец, с которого они рисовали.
Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По мнению многих ученых, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов.
Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во мнении: детское рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки, борода), отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».
Будучи на прямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире. Наконец, рисование – это важный информационный и коммуникативный канал.
Правильна ли правильная раскраска?
К сожалению, множество современных раскрасок составляется без учёта возрастных интересов и возможностей детей. Но их много и они разные, что впору заблудиться. Зачастую раскраски для самых маленьких перегружены деталями, усложнены до неузнаваемости и не очень привлекательны. Они не поддерживают интерес к рисованию и не дают толчок к самостоятельному творчеству.
Как же определить, насколько хороша раскраска и подходит ли она для вашего малыша?
Вот вам простой «тест», который поможет сделать правильный вывод.
- все изображения в раскраске крупные, без мелких деталей.
- широкая контурная линия(2-4мм) скроет естественные погрешности неумелой руки малыша.
- образы в раскраске конкретны и легко узнаваемы.
- изображения стилизованы настолько, что движения руки ребёнка легко повторяют силуэт.
- все картинки симпатичные, добрые, интересные.
- каждый рисунок ребёнок может дополнить по своему желанию.
- раскраски вызывают яркую эмоциональную реакцию и приглашают к рисованию.
Предварительный просмотр:
ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ НА УЛИЦАХ ГОРОДА
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
*У вас на руках ребёнок. Будьте осторожны: он закрывает Вам обзор улицы.
*Вы везёте ребёнка на санках. Будьте осторожны: санки могут опрокинуться, а ребёнок попасть на проезжую часть.
* Вы везёте ребёнка в машине. Ребёнка следует посадить сзади на специальное сидение, предназначенное для перевозки детей.
* Вы стоите с ребёнком на остановке в ожидании автобуса. Не приближайтесь к автобусу до полной его остановки: ребёнок может оступиться и попасть под колёса.
* Вы входите с ребёнком в автобус. Первым в салон входит ребёнок, затем взрослый, так, как оставлять детей без присмотра нельзя даже на секунду.
* Вы выходите из автобуса. Первым выходит взрослый, затем ребёнок, так, как он может оступиться и упасть со ступенек либо выбежать на дорогу.
* Вы переходите с ребёнком проезжую часть, где нет светофора. Переходите улицу по специальной разметке для пешеходов. Крепко держите ребёнка за руку.
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему : «Речевое развитие ребёнка»
Ход собрания
На мольберте красочно обозначена тема собрания. Воспитатели приветствуют родителей, приглашают в группу. Перед началом собрания родители знакомятся с выставкой литературы по развитию речи ребёнка. Группа оформлена пословицами и поговорками о речи и языке.
*Язык до Киева доведёт.
*В добрый час молвить, в худой промолчать.
*Мал язык, да всем телом владеет.
*Выстрелив, пулю не поймаешь, а слово сказав, не схватишь.
*Кто говорит, тот сеет.
*С тобою разговориться, что мёду напиться.
*Слово не стрела, а сердце сквозит.
*Без языка и колокол нем.
* Не пройми копьём, а пройми языком.
*Язык без костей работает на хозяина и на гостей
*Язык впереди ног бежит.
1. «Весёлые размышлялки - рассуждалки».
Воспитатель объявляет тему собрания и предлагает родителям посмотреть короткий видеофильм с рассуждениями детей о значении некоторых сложных для их понимания слов. Например :Конкуренция, компостировать, миссия, навострить, ностальгия, одушевленный, солнцепёк, полуфабрикат, столпотворение и др.
Интересные , юмористические рассуждения детей привлекут внимание родителей к теме собрания и активизируют их участие.
2.О развитии речи шестилетнего ребёнка.
Выступление воспитателя.
Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органически связано с умственным развитием человека. В развитии речи ребёнка наблюдаются определённые закономерности, которые выражаются, прежде всего в постепенности процесса. У детей шестилетнего возраста продолжается совершенствование всех сторон речи. Всё более правильным становится произношение звуков, более развёрнутыми – фразы, точнее высказывания. На шестом году жизни мышцы артикуляционного аппарата остаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте ещё только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков Р и Л, после чего дети начинают чётко и внятно произносить слова разной сложности.
Значительно увеличивается словарный запас ребёнка, его количественный и качественный состав. Дошкольник свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании ребёнок стремится точно подбирать слова, яснее выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. У детей складываются представления многозначности слов, они понимают и используют в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способны быстро подбирать синонимы, наиболее точно отражающие качества предмета.
Дети, ориентируясь на образец, способны воспроизводить стихи, с соблюдением интонационных средств выразительности: они часто правильно пользуются вопросительной, повествовательной интонациями, могут передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, негодование и др.
Ребёнок умет изменять темп речи с учётом содержания высказывания, чётко произносить слова, учитывая нормы литературного произведения.
Таким образом, к моменту поступления в школу ребёнок овладевает правильным произношением, чётко и ясно говорит, имеет определённый словарный запас, в основном грамматически правильную речь.
Строит различные по конструкции предложения, свободно пользуется монологической речью, способен рассказать содержание сказки, какого либо события. В норме, имея достаточно развитую, активную речь, ребёнок пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим был понятен смысл высказывания.
Развитая речь значительно облегчает вхождение ребёнка в новый коллектив (например, при поступлении в школу), сближение с незнакомыми детьми.
Не менее важно умение ясно излагать свои мысли и для самоутверждения в новом коллективе, ведь это залог хорошей успеваемости, что в свою очередь, даёт ощущение уверенности в себе, необходимое при общении со сверстниками.
Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка обязательно принесёт положительные результаты. Ведь уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи. Своевременно исправляя речевые ошибки, родители оказывают большую помощь своему ребёнку. Развитие речи ребёнка в детском саду ведётся по следующим направлениям:
*Воспитание звуковой культуры речи;
*Обогащение активного и пассивного словаря;
*Формирование грамматического строя речи;
*Развитие связной речи (диалогической, монологической).
Совместная работа с семьёй по этим направлениям ускорит полноценное речевое развитие ребёнка.
1. Речевые игры - помощницы
Логопед предлагает родителям варианты речевых игр. Объясняет, что такие игры помогают стимулировать развитие речи ребёнка, обогащают его словарь. Предлагает родителям вместе поиграть в эти игры.
Игра «Кто самый упрямый»
Логопед предлагает поиграть с ребёнком в упрямого мальчика или упрямую девочку. Такая игра поможет активизировать употребление антонимов в речи ребёнка и сделает дорогу в детский сад гораздо интереснее. Ребёнок вместе со взрослыми рассказывает стихотворение, называя противоположные по значению слова.
Прощальная игра
Скажу я слово « высоко», а ты ответишь… (низко)
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь… «близко»
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты …(храбрец)
Теперь «начало» я скажу, ответишь ты… (конец) Д.Чиарди
Далее можно продолжить играть, называя противоположные по значению:
*прилагательные: мокрый – сухой, добрый – злой, тупой – острый, светлый – тёмный, горячий – холодный, послушный – озорной, сильный – слабый, кривой – прямой;
*существительные: день – ночь, добро – зло, мальчик – девочка, богатство – бедность, жадность – щедрость;
*глаголы: бежать – стоять, смеяться – плакать, кричать – молчать, открывать – закрывать.
4. Развитие интонационной выразительности речи
воспитатель обращает внимание родителей на значение интонации в развитии речи ребёнка. Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностью детской речи. в большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по- разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям обращать внимание на выразительность, темп своей речи. Объясняйте ребёнку, что интонация помогает точно передать свои мысли и чувства, лучше понимать чувства и отношения к ним других людей.
Интонация включает в себя: - мелодику (повышение и понижение голоса в начале, середине и конце фразы);
- темп (ускорение и ли замедление скорости произнесения фраз;
- ритм (чередование ударных слогов);
- тембр (эмоциональную окраску голоса);
- логическое ударение (выделение наиболее важного по смыслу слова)
Воспитатель предлагает родителям посмотреть инсценировку отрывка из сказки «Волк и семеро козлят». Обращает их внимание на то, как дети, используя приёмы интонационной выразительности, говорят тонким голосом козлят, грубым голосом волка, мелодичным голосом козы.
2. Художественное слово в воспитании дошкольников
Выступление воспитателя
В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать свои мысли, эмоции переживания, объяснить собственную позицию. Речевое развитие не является обособленным процессом. Напротив , развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умения внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту – всё это способствует формированию и развитию речи. Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам в развитии речи ребёнка. Воспитатель предлагает ознакомиться с содержанием памятки.
Презентация проекта "Развитие речи средствами самостоятельного экспериментирования." Воспитатель: Попова С.Г
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Ребенок у экрана»
В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях как только ребенок начинает сидеть его усаживают перед экраном телевизора, который все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные , разговоры с отцом... экран становится главным воспитателем ребенка. Однако это, казалось бы, безопасное занятие может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка, но и для его психического развития. В настоящее время, когда подрастет первое поколение "«экранных детей"» эти последствия становятся все более очевидными.
Одно из них —отставание в развитии речи. Дети поздно начинают говорить , мало и плохо разговаривают , их речь бедна и примитивна. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом общении, когда малыш вступает в диалог. В последние годы отмечают у детей неспособность к самоуглублению , отсутствие заинтересованности делом. Появилось новое заболевание ~ дефицит концентрации. Это заболевание особенно ярко проявляется в процессе обучения и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью, рассеянностью. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция. Многим детям трудно воспринимать информацию на слух. Короткие предложения они не способны удержать в памяти, поэтому детям не интересно читать даже самые интересные книги.
Еще один факт, который отмечают педагоги и психологи - это резкое снижение фантазии. Детей ничего не интересует и не увлекает. Они предпочитают нажать кнопку телевизора и ждать новых, готовых развлечений.
Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания внутренней пустоты -детская жестокость и агрессивность. Подростки бьют и убивают друг друга, потому что теряют всякое чувство меры , потому что на душе пусто и хочется острых ощущений.
И всему виной телевизор, который поглощает внимание малыша, подменяя собой общение с взрослым. Детский возраст — период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, формирования личности. Наверстать упущенное в этом возрасте практически не возможно. 6-7 лет - зарождение фундаментальных способностей человека. Поменять фундамент, когда здание построено уже нельзя. Следовательно, ранний возраст является наиболее ответственным—он определяет дальнейшее развитие человека.
Полноценное человеческое развитие ребенка возможно только в интенсивном и непрерывном общении с близкими взрослыми. Никакие технические средства не способны заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей.
Передача родительских прав экрану имеет примерно то же влияние на ребенка , как и полное его игнорирование.
Анкета для родителей «Ребенок у экрана»
Уважаемые родители!
Вашему вниманию предлагаем анкету, при ее заполнении большая просьба отвечать по возможности подробно.
1. Какие чаще программы по телевизору смотрит Ваш ребенок?
2.Есть программы, которые смотрит ребенок без вашего согласия, или вы не совсем одобряете его выбор?
3.Какие программы вы бы хотели, чтоб смотрел ваш ребенок?
4.Вы смотрите телевизор:
- чаще всей семьей
- чаще ребенок один
- в зависимости от ситуации
5.Вы считает телевидение:
- это полезное время провождения;
- средство чем-то занять ребенка;
- избыточное средство информации;
- фактор повышенного стресса;
6.Сколько времени смотрит телевизор ваш ребенок в течение дня:
- до 30 мин.
- до 1.5 час.
- в выходные дни до 3 час.
- в выходные дни более 5 час.
Благодарим за сотрудничество!
Предварительный просмотр:
НАКАЗЫВАЯ, ПОДУМАЙ: «ЗАЧЕМ?»
При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.
Владимир Леви
- Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит. Однако наказывающий забывает подумать….
- Если есть сомнение наказывать или не наказывать, - НЕ наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно очень мягки, доверчивы и не решительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!
- За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу, а не по одному за каждый.
Наказание – не за счёт любви, чтобы не случилось, не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды.
- Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Некоторые взрослые наказывают ребёнка за проступки, обнаруженные спустя месяц или даже год.
- Наказан – прощён. Инцидент исчерпан. Страница перевёрнута, как ни в чём не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начать жизнь сначала!
- Без унижения. Чтобы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребёнком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребёнок считает, что мы не справедливы, наказание подействует только в обратную сторону.
- Ребёнок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения….
Предварительный просмотр:
Использование дидактических игр в
детском экспериментировании
(из опыта работы)
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, имеет познавательная деятельность, которая нами понимается, не только, как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограничении интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим, в нашем ДОУ практикуется детское экспериментирование, и не только практикуется , а является ведущим видом деятельности.
Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую
Экспериментирование и игровая деятельность являются ведущими на протяжении дошкольного детства.
Мы широко используем дидактическую игру и экспериментирование, их взаимосвязь в воспитательном и обучающем воздействии на детей.
Общим в дидактических играх и экспериментировании является направленность их содержания на ознакомление детей с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни. Общим является и направленность игр и экспериментирования на осуществление задач умственного воспитания: усвоение знаний, формирование способов умственной деятельности, познавательных интересов, способностей детей.
В ходе экспериментально –познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.
Дидактическая игра, как и экспериментальная деятельность, вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, способствует усвоению и закреплению знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей.
Дидактические игры составили, и представили в блоках:
Вода
Воздух
Почва. Песок и глина
Камни
Задачи этих игр позволяют научить детей:
- описывать признаки предметов
-узнавать предметы по заданным признакам
-определять различные и одинаковые свойства предметов
-сравнивать предметы между собой
-прививать навыки классификации предметов по разным качествам (форма, цвет, величина, функции в практической жизни)
-судить о противоположных явлениях
-ориентироваться в пространстве
-обобщать
-быть внимательным
-развивать память ребёнка
-развивать мелкую моторику рук
-давать определение тем или иным понятиям
-развивать находчивость и сообразительность.
Дидактические игры, закрепляющие опытническую деятельность, мы стараемся включать во все деятельностями (труд, занятия, прогулку, режимные моменты). Стараемся увлечь детей играми с готовым содержанием и правилами, ежедневно планируем проведение таких игр с отдельными детьми в целях развития памяти, внимания, самоконтроля, воображения. Игра рассматривается нами как способ обогащения знаний детей, расширение их кругозора, уточнение понятий, т.е., расширяя сферу игры, ребёнок расширяет и сферу своего мышления, в игре он открывает новые свойства вещей и явлений и получает о них более точные понятия.
Руководство дидактическими играми в старших группах требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения: обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация обстановки для игры, определение своей роли в игре.
Наши дети уже способны к достаточно глубокому анализу и синтезу: они могут выделить, как общие, так и индивидуальные признаки предметов и явлений, сравнивать объекты по различным признакам, делать обобщения и умозаключения.
Роль ведущего, часто поручается кому-либо из детей.
Вне занятий они самостоятельны в выборе дидактических игр, организации обстановки, подборе партнёров. Воспитатель в это время выступает в качестве советчика, справедливого судьи.
Изучая свойства воды, после экспериментирования, проводим игры: «Путешествие капельки», где закрепляются знания детей о состоянии воды в разное время года (по схемам), «Дождик», где развивается внимание, тактильные ощущения. «Капли»- упражнение в составлении рассказов.
В игре «Тонет - не тонет» закрепляем свойства воды ( прозрачность, от чего зависит плавучесть?)
«Где я взяла воду?»
Изучая тему «Воздух», закрепление этого блока проходит через такие игры, как: «Весёлый ветерок». Показывая силу ветра, воспитатель превращает детей в песчаные крупинки, воспитатель – ветер подул – песчинки разлетелись в разные стороны.
В игре «Если бы я был ветром..», закрепление знаний о свойствах воздуха, составление небольших рассказов. А так же игры: «Мыльные пузыри», (Кто надует больше, какой летит дальше, выше)» «Воздух – невидимка», «Чей шар больше» - закрепляют знания о воздухе.
«Волшебный веер», для этой игры дети сами изготавливали атрибуты.
В блоке. Почва. Песок и глина проводятся игры: « Что у нас под ногами» (с моделями земли, песка и глины, по сигналу дети подбегают к своему виду породы), в этой игре закрепляется понимание, что почва имеет разный состав.
В игре «Изображение песчинок, глины» у каждого ребёнка значки песок, глина, налетел ветер – песчинки передвигаются, а глина стоит на месте.
«Ширма ощущений», здесь дети определяют на ощупь почву: глину, песок, землю.
Игры «Если бы я был…», «Песок», «Живое – не живое», «Отгадай-ка»,
«Что из чего»
В блоке Камни: предлагаются игры: «Гора и камешки», «Найди свой камень», «Вспомни сказку», «Что исчезло», «Я положил в рюкзак», «Волшебная ширма», «Создаём музыкальные инструменты», «Каменный круг», «Что исчезло?», «Придумай камню имя», «История камня». «Спрятанный камень», Одна из любимых игр детей «Сад камней», на тарелочках с песком дети выкладывают узоры из камней, ракушек.
В играх «Рыбалка», « Что сделано из металла», «Всё наоборот», «Волшебные магниты», закрепляют знания о полезных ископаемых, магнитах.
Свойства материалов: Разная бумага. Разные ткани в играх «Сюрприз»,
«Подбери ткань для одежды», «Узнай материал», «Фантастические гипотезы», «Эксперты», «Узнай материал по звуку».
Направленность таких игр на развитие познавательных и творческих способностей делает их незаменимым средством интеллектуального развития детей.
Предварительный просмотр:
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ МАМЫ И ПАПЫ БУДУЮЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА
Нужно ли ребёнка готовить к школе? Как лучше всего это сделать? Как избежать школьных трудностей?
Если вашему ребёнку 6 лет, то самое время задуматься об этом. Как говорят психологи, главное не интеллектуальная готовность к школе. А психологическая.
Начинайте «забывать» о том, что ваш ребёнок маленький.
Давайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко; «Какой ты у нас большой, мы даже можем доверить тебе, помыть посуду» (вымыть пол, вытереть пыль, вынести ведро и т. д.)
Определите общие интересы.
Это могут быть как познавательные интересы (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные (обсуждение семейных проблем).
Приобщайте ребёнка к экономическим проблемам семьи.
Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, дайте ему деньги на хлеб и на мороженое, комментируя сумму на тот и на другой продукт) Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, ходите в магазин вместе.
НЕ ругайте, а тем более не оскорбляйте ребёнка в присутствии посторонних.
Уважайте чувства и мнения ребёнка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя или воспитателя, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему».
Научите ребёнка делиться своими проблемами.
Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.
Постоянно говорите с ребёнком.
Развитие речи – залог хорошей учёбы. Были в театре (цирке, кино) – пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребёнок чувствовал, что вам это действительно интересно.
Отвечайте на каждый вопрос ребёнка.
Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет.
Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребёнка.
Видеть мир глазами другого: основа для взаимопонимания.
Чаще хвалите, восхищайтесь вашим малышом.
На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно ещё несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте , что ваш ребёнок может всё, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой лаской и нежностью. А не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладкое.
Предварительный просмотр:
Конспект музыкального занятия
« Правила безопасного поведения на дороге»
Тема занятия: « Правила безопасного поведения на улице и на дороге»
Основные задачи:
- Активизировать и закрепить знания детей о правилах дорожного движения .
- Углубить знания о поведении пешехода на дороге.
- Развивать чувство ритма , музыкальность, эмоциональность, ритмическую пульсацию.
- Способствовать развитию координационных способностей, совершенствовать умение занимать свободное место в зале, закреплять навык перестроения в пространстве.
Воспитывать интерес к музыкально-ритмической деятельности.
- В игровой форме закрепить знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках.
- Углубить знания о правилах поведения на улице. Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения.
- Способствовать развитию осторожности, осмотрительности на дорогах, воспитывать внимание, сосредоточенность. Закреплять умение применять полученные знания в играх и повседневной жизни.
Инвентарь: Фитболы по количеству детей, картинки с изображением дорожных знаков , СД диски.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Под музыку А.Петрова дети входят в зал и строятся.
- Здравствуйте ребята! Меня зовут Наталья Юрьевна. Я рада с вами познакомиться, и хотела бы сегодня с вами поиграть и поговорить.
Все вы посещаете детский сад, и я хотела бы у вас спросить, кто из вас на чем приезжает в детский сад? Какой вид транспорта вам знаком?
Ответы детей : трамвай, автобус, машина
-Молодцы ребята! Все знаете, только, наверное, вы не догадываетесь, что все вы являетесь участниками дорожного движения.
– Как вы думаете, если у пешеходов и водителей транспортных средств будет беспорядочное движение, что произойдет? (Авария)
– А что помогает участникам дорожного движения не попасть в аварию? (Знание правил дорожного движения.)
-А вы знаете правила дорожного движения?
(ответы детей)
-Хорошо молодцы!
- Наше занятие посвящено правилам дорожного движения . Сегодня мы поговорим о том, как должны вести себя пешеходы на дорогах , что они должны знать.
- Я предлагаю вам прогуляться по улицам нашего района и посмотреть какие у нас есть помощники на дорогах.
- Ребята вы такие молодцы, все знаете и уж конечно мне расскажете как называется наш район и в каком городе мы с вами живем!
- На дороге мы будем очень внимательны, но по возможности смотрите на меня, чтоб быстрее запоминать движения.
Танцевальная композиция «Автомобили»
- Ребята , расскажите ,а вы любите рисовать? ( ответы детей ) а с помощью чего обычно рисуют картины? (ответы детей)
- Правильно , молодцы! А вы знаете что рисовать можно не только красками . В музыкальном мире тоже существуют картины только они необычные. Когда мы слушаем музыку, мы мысленно можем нарисовать себе картину в зависимости от настроения и характера музыкального произведения.
- Сегодня мы говорим с вами о дороге, о помощниках на дороге и я предлагаю вам послушать музыкальный отрывок, а после мы с вами обсудим .
Музыкальная композиция « Авария на дороге»
После прослушивания обсуждаем с ребятами характер музыкального отрывка.
- Когда-то давно люди ходили просто пешком, но это было медленно и неудобно. Вот они и сели сначала на лошадь, а потом в конные повозки, кареты. Те, кто ехал, торопились, а прохожие мешали им. Кучер покрикивал на прохожих и разгонял их кнутами.
-Вам знакомо это слово? «кнут» это плетеный ремень из кожи. А тот, кто не смог увернуться от кнута , попадал под копыта лошадей. Так начались дорожно-транспортные происшествия. Не понравилось это русским царям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу. Решили они издать указ, который и стали, потом считать первыми правилами дорожного движения.
А выручают нас из непростых ситуаций на дороге помощники
- Один из таких помощников вам точно знаком (загадываю загадку)
«Зебра»
По полоскам черно-белым
Человек шагает смело.
Знает: там, где он идет –
Пешеходный переход!
Молодцы, правильно угадали.
А сейчас я хочу загадать вам еще одну загадку:
С виду грозный и серьезный
Очень важный он сеньор.
С перекрестка, с перекрестка
Он глядит на всех в упор.
Все, что хочет он сказать
Нужно по глазам читать!
(ответ детей)
-Ребята, какие дорожные знаки вы знаете?
-Ответы детей
-Молодцы! А сейчас я буду показывать вам знаки и мы вместе с вами о них поговорим.
Показываю знаки:
- «кирпич» - въезд запрещен, « стрелка в красном круге»-поворот запрещен.
-«скользкая дорога», «железнодорожный переезд без шлагбаума», «опасный поворот»
- «подземный переход», «надземный переход»
После обсуждения знаков мы подводим итоги - знаки бываю:
- Запрещающие!
- Предупреждающие!
- Информирующие!
Важные знаки, дорожные знаки-
На страже порядка стоят.
Вы правила знайте и их соблюдайте,
А знаки помочь вам спешат!
На земле и очень много,
И трудна без них дорога.
Выходя в далекий путь,
Повторить их не забудь!
-Какие мы с вами молодцы! О правилах движения поговорили, со знаками познакомились, песню спели, а вы не засиделись?
-Давайте с вами немного потанцуем!
Танцевальная композиция «Правила дорожного движения».
- Мы вами пели и танцевали , а теперь , чтобы закрепить наши знания о правилах дорожного движения, я хочу с вами поиграть.
Если свет зажегся красный, значит двигаться опасно!
Желтый свет - предупрежденье, жди сигнала для движенья!
Свет зеленый говорит - пешеходам путь открыт!
Музыкальная игра « Автомобили»
Сегодня мы были с вами участниками дорожного движения. Мы вспомнили помощников для пешеходов, кто же это?
Ответы детей (светофор, зебра)
- На какой свет идем? (зеленый)
-На какой свет стоим? (красный)
- Так же мы узнали помощников для автомобилей и транспорта, это знаки
- ответы детей («скользкая дорога», «опасный поворот», «въезд запрещен» и т. д)
- Вот и закончилось наше занятие. Вы молодцы и я надеюсь , что после нашей прогулки вы будете внимательны и осторожны на дорогах!