Самообразование
Тема самообразования "Ознакомление с окружающим через метод экпериментирования"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прежде, чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать В. Сухомлинский
Целью работы является создание системы по ознакомлению дошкольников с окружающей действительностью посредством использования метода экспериментирования.
Данная работа направлена на развитие поисково – познавательной деятельности детей от 3 до 7 лет и предлагает решение следующих задач: - формирование у детей диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; - расширение перспектив развития поисково – познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; - развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей); - поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности
- Сделать подборку и анализ литературы по данной теме. - Определить педагогические условия для экспериментирования. - Изучить методики формирования знаний, умений, навыков о явлениях окружающей действительности в процессе экспериментирования. Оценить эффективность использования предложенной системы работы. Задачи воспитателя:
Теоретическую платформу составили работы: Подъяковой Н.Н ., Николаевой С.Н., Рыжовой Н.А., Гончаровой Е.В., Колчановой , Р.Н.
Главная дидактическая задача: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.
Моделирование ситуаций по опытам:
Связь с предыдущими занятиями: Проведение опытов с воздухом: «Воздух невидим и прозрачен» «Задуй мяч в ворота» и т.д. 2. Знакомство с художественной литературой: «Кто живет в воде?» «Живая неживая природа » 3. Экскурсии в природу
Закрепляла и активизировала полученные знания через разнообразные виды деятельности.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самоанализ занятия по теме: «Где же пятый океан?» Воспитатель Анисимова Надежда Евгеньевна
Главная дидактическая задача: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.
Связь с предыдущими занятиями: 1.Знакомство по видиоматериалам с океаном и его обитателями. Проведение опытов с воздухом: «Воздух невидим и прозрачен» «Как увидеть воздух» «Задуй мяч в ворота» и т.д. 2. Знакомство с художественной литературой: «Кто живет в воде?» «Живая неживая природа» 3. Работа экологического кружка «Экотоша». 4. Экскурсии в природу по экологической тропе.
Совместно с родителями дети посетили краеведческий музей, проводили совместные наблюдения в природе.
Моделирование ситуаций по опытам:
Все программные задачи (образовательная, воспитательная) решались на занятии. Программные задачи соответствуют возрасту и уровню развития детей. Дети самостоятельно решали проблемные ситуации и делали выводы.
Учебная задача фиксировалась в словесной, знакомой в виде рисунка, в виде предметов форме. На занятии преобладали все виды заданий (продуктивные, поисковые, творческие, репродуктивные)
Использовался индивидуально-дифференцированный подход от степени сложности заданий и индивидуальные способности ребенка
Также на занятии использовались специальные задания (самоконтроль, роль ведущего, стихи, пословицы)
Закрепляла и активизировала полученные знания через разнообразные виды деятельности.
Динамика результатов усвоение детьми программного материала в разделе экология в 2008 году – 87%; 2009 году -93 %; 2010 году- 96,7 %; 2011 году- 98,2 %. В разделе программы «Природный мир», по результатам мониторинга, в 2008-2009 учебном году усвоение детьми программного материала составило 79%; в 2009-2010 учебном году 84,6%; 2010-2011 – 95,8%.
На занятии дети не испытывали трудности. Использовалась подвижная игра. Программные задачи успешно выполнены
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 80 «Светлячок»
самообразование по теме:
«Эксперимент как метод ознакомления детей дошкольного возраста с окружающей действительностью».
Воспитатель: Анисимова Н.Е.
г. Нижневартовск
Прежде, чем давать знания,
надо научить думать,
воспринимать, наблюдать
В. Сухомлинский
Тема
«Эксперимент как метод ознакомления детей дошкольного возраста с окружающей действительностью».
Целью работы является создание системы по ознакомлению дошкольников с окружающей действительностью посредством использования метода экспериментирования.
Данная работа направлена на развитие поисково – познавательной деятельности детей от 3 до 7 лет и предлагает решение следующих задач:
- формирование у детей диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
- расширение перспектив развития поисково – познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Задачи воспитателя:
- Сделать подборку и анализ литературы по данной теме.
- Определить педагогические условия для экспериментирования.
- Изучить методики формирования знаний, умений, навыков о явлениях окружающей действительности в процессе экспериментирования.
- Оценить эффективность использования предложенной системы работы.
Объект исследования - педагогические условия, способствующие формированию умений проводить экспериментирование.
Гипотеза - использование метода экспериментирования дает более качественные результаты в развитии представлений об окружающем мире дошкольников.
Теоретическую платформу составили работы: Подъяковой Н.Н., Николаевой С.Н., Рыжовой Н.А., Гончаровой Е.В., Колчановой, Р.Н.
Программа «Детство» внедрила экспериментально – исследовательскую деятельность в практику работы с дошкольниками, тем самым обусловила актуальность и выбора моей темы по самообразованию. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных способах изучаемого объекта, о его взаимодействиях с другими объектами, со средой обитания. В процессе экспериментов идет обогащение памяти ребенка, активируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнений, классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулируют развитие речи. Нельзя не отметить положительного влияния эксперимента на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Вопросы экспериментирования в программе «Детство» проходят через такие разделы, как «В игре ребенок развивается, познает мир, общается», «Первые шаги в математику», где в творческих играх практикуется игра – экспериментирование с разными материалами (водой, льдом, песком, магнитами, стеклом, бумагой), «Ребенок открывает мир природы», где дети учатся анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, проводя опыты. Свою работу по самообразованию я начала с подборки литературы. Из региональных программ проработала и использую в работе программу «Северянка» под редакцией Р.Н. Колчановой. Содержание программы систематизировано с учетом нашего региона, возрастных особенностей детей, где каждый момент прописан через деятельность детского эксперимента. В работах Р.Н. Колчановой, Е.В. Гончаровой материал во многом переплетается с С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, но приближен к практической деятельности нашего региона. В моей работе хорошим помощником является опыт этих авторов.
Следующим этапом моей работы было создание предметно – игровой среды, сделала подборку дидактических игр. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности администрацией д. сада выделено помещение и оборудование для «Детской научной лаборатории». Я собрала весь материал для проведения экспериментально – исследовательской деятельности, куда может привести детей любой воспитатель д. сада. Оборудуя в группе уголок экспериментатора, я постаралась внести в его содержание знакомые предметы. Природный материал: коллекции камней, шишек, ракушек, семян, гербарий; разные виды бумаги: обычная, картон, копировальная и т.д.; утилизированный материал: гайки, шурупы, скрепки, болты и т.д.; приборы – помощники: магниты, увеличительные стекла, песочные часы, весы; медицинские материалы: пипетки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши, колбы; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, свечи, сыпучие предметы и т.д. В результате организации уголка экспериментирования у детей появился интерес к исследовательской деятельности. Далее я разработала несколько занятий, а также сделала подборку занятий с использованием методов экспериментирования для данного возраста. В своей работе с родителями я провела консультации на темы: «Домашняя лаборатория», «Оздоровление воздуха с помощью растений». Родители посещали «Дни открытых дверей», приняли активное участие в осенней ярмарке. Регулярно участвуют вместе с детьми в международных, всероссийских, городских конкурсах.
Список используемой литературы
1.Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в д. саду» М. 2003г.
2.Гончарова Е.В. «Технология экологического образования детей средней группы» ДОУ Екатеринбург 2002 г.
3.Манасеина М.М. «О воспитании ума» М. 1990 г.
4.Рыжова П.А. «Экологическое образование в детском саду» М 2001 г. «Игра – экспериментирование» - метод. Пособие «Дошкольная педагогика – 2003 г. «Лаборатория природы» - дошкольное воспитание № 7 2004 г.
5.Кондратьева Н.Н. «Мы» - Программа экологического образования детей Санкт – Петербург «Детство – пресс» 2001 г.
6. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» - методические рекомендации под общей редакцией Л.Н. Прохоровой7.Колчанова Р.Н. «Северянка» - Программа экологического воспитания детей дошкольного возраста в условиях крайнего севера – Екатеринбург 2001 г. –методические рекомендации к Программе экологического воспитания.
8.Николаева С.Н «Методика экологического воспитания в детском саду» - Академия 1990 г. ; «Юный эколог» - Москва 2001 г..
9.Дыбина О.В. «Неизведанное рядом».
10.Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию»
11. Подъяков А.Н. «Исследовательское поведение»
12.Куликовская И.Э. «Детское экспериментирование».