Методическая копилка

Страничка содержит следующий материал: конспекты занятий, развлечений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл КОНСПЕКТ Занятие – экспериментирование Тема: «Нефть – наше богатство» подготовительная группа22.02 КБ
Файл Конспект занятия НОД в подготовительной группе Тема: «Зимняя экскурсия в парк»16.9 КБ
Файл Конспект занятия по экологии в подготовительной группе Тема: «День рождения Земли»17.53 КБ
Microsoft Office document icon Экскурсия в парк победы. (старший дошкольный возраст)42 КБ
Microsoft Office document icon ПЛАН - КОНСПЕКТ сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Пожар в лесу». ( с элементами театрализованной деятельности)40.5 КБ
Microsoft Office document icon Конспект сюжетно-ролевой игры “Путешествие на планету Роботов” в старшей группе.45.5 КБ
Файл Природоведческая экскурсия с детьми старшей группы Тема: «Весенний лес»19.56 КБ
Файл Природоведческая экскурсия в парк «Здравствуй, лето!»13.59 КБ
Microsoft Office document icon Конспект занятия для старших дошкольников «Весна – пробуждение природы»484 КБ
Microsoft Office document icon Конспект занятия по экологии «Жалобная книга природы»550.5 КБ
Файл Конспект сюжетно-ролевой игры. "Путешествие в Москву на самолете"16.99 КБ
Microsoft Office document icon Конспект занятия "Живая природа"40 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №48 «Золотой петушок»

КОНСПЕКТ

Занятие – экспериментирование

Тема: «Нефть – наше богатство»

подготовительная группа

Г. Нижневартовск

Программное содержание:

Познакомить детей со свойствами нефти (жидкость тёмного цвета с резким запахом; в воде не растворяется, а расплывется по поверхности воды, хорошо горит); основная функция нефти заключается в том, что из неё изготавливают топливо для различных средств передвижения.

Помочь детям понять, как загрязнение водоёмов и лесов нефтью влияет на водоплавающих птиц и зверей; помочь увидеть,  насколько сложно удалить нефтяную плёнку с поверхности воды.

Продолжать развивать мыслительную деятельность детей: рассуждать, делать предположения и выводы, отстаивать собственную точку зрения. Формировать у ребят потребность в бережном отношении к природным богатствам.

Оборудование:

-нефть в пробирках,

-стаканы с водой,

-пипетки,

-птичьи перья, кусочки меха,

-мыло и другие моющие средства,

-4 миски,

-бумажные и тканевые салфетки,

-пластиковые трубочки.

Предварительная работа:

1. Рассматривание слайдов, на  компьютере на которых показано, как горит нефть;

2. Знакомство с трудом нефтяников. Показ на карте, глобусе городов нашей страны, где добывают нефть;

3 Рассматривание картинок с изображением транспортных средств, в двигателях, которых используется топливо, полученное из нефти;

4. Игра « Найди и принеси» , в ходе, которой дети находят в группе и приносят на стол воспитателя изделия, полученные из нефти;

5. Рассматривание картин Х. Курмаева Триптих « Тревога»

Словарная работа: лаборатория,  пробирки, масляная, не растворяется, полезное ископаемое- нефть.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, я хочу вам рассказать сказку. Слушайте. Жили – были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед невод и вытащил…

Впрочем, вы эту сказку знаете. В стародавние времена поймал дед золотую рыбку. А если бы он закинул свой невод сегодня?

Пришёл бы невод обратно с одною тиною морскою, а ещё со ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пластиковыми пакетами и прочим мусором.

Закинул  бы второй раз, выловил бы рваный башмак и изношенную  «лысую» шину.

в третий раз, как полагается, попалась бы старику рыбка, да непростая, а золотая. И, известное дело, заговорила бы она человеческим голосом. Но вот чудо: не стала бы она просить: мол, отпусти меня, старче, в море. Лучше кинь меня в аквариум с чистою водою, отслужу тебе за это любую службу.

Не хочу, говорит, быть рыбкою нефтяною, а хочу остаться рыбкой золотою!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему рыбка не захотела в море вернуться? Ведь там её дом.

(высказывания  детей)

Воспитатель: А в нашем крае, где живут рыбы?

Дети: в озёрах, реках

Воспитатель: Знаете ли вы, чем знаменит наш край?

Дети: много ягод, грибов.

Воспитатель: а какое самое главное богатство нашей Югорской земли?

Дети: нефть, газ.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о нефти, её свойствах. Свойства нефти изучают в лабораториях. А вы, хотите стать лаборантами?  (дети и воспитатель одевают шапочки и белые халаты)

(открывается ширма, за которой столы с небольшим оборудованием)

Воспитатель: вот мы с вами и в лаборатории, перед началом нашей работы я хотела бы, чтобы вы вспомнили основные  правила:

Дети:- во время проведения опытов необходимо соблюдать тишину, чтобы ни кому не мешать;

-быть внимательным, т.к.  работаем с опасными материалами;

-осторожно обращаться с пробирками и содержимым в них.

Воспитатель: Возьмите пробирки с нефтью, рассмотрите её и определите консистенцию. Как  вы догадались, что нефть жидкая (переливается в пробирке)

-Теперь определим цвет нефти. Поверните пробирку на свет: прозрачная ли нефть? Какого она цвета?

Дети: нефть коричневого или чёрного цвета.

Воспитатель: интересно, имеет ли нефть запах?

Дети : нюхают  нефть в пробирках.

Воспитатель: что можно сказать о запахе?

Дети ; неприятный, резкий

Воспитатель: Как вы думаете, что произойдёт с бумажной салфеткой, если в неё капнуть нефть? (предположения детей)

Воспитатель: Давайте проверим. Возьмите пипетку, наберите в неё немного нефти и капните на салфетку. Что произошло?

Дети: нефть расплылась по салфетке.

Воспитатель: попробуйте нефть на ощупь. Каким свойством ещё она обладает?

Дети: маслянистая, жирная.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, растворится ли нефть в воде7 Например, как сахар и соль? ( предположение детей) давайте проверим на опыте: возьмите пробирку с нефтью и вылейте в стакан с водой. что произошло?

Дети: нефть не тонет и не растворяется в воде, а расплывается по ней плёнкой.

Воспитатель:  Как вы думаете, горит ли нефть?  (предположения)

Сейчас мы это проверим. Я возьму немного нефти,  налью её в баночку и попробую её поджечь (поджигает). что произошло с нефтью?

Дети: она хорошо горит.

Воспитатель:  что вы  сможете сейчас сказать о нефти?

Дети: это густая, маслянистая жидкость, тёмного цвета, с резким запахом, в воде не растворяется, хорошо горит).

Воспитатель: нефть – это богатство нашего края. Добыть нефть нелегко: она находится  глубоко  под землёй. Её выкачивают буровыми установками нефтяники.  Специальными машинами они бурят глубокие отверстия- скважины (показ работы нефтяников на интер доске), по которым нефть поднимается на поверхность земли. Поскольку нефть хорошо горит, из неё получают бензин и другое топливо, которое приводит в движение двигатели автомашин, самолётов, морских и речных судов, трактора.

Из нефти изготавливают пластилин, пластмассу, вазелин, и много других изделий.

Но иногда на нефтепроводах случаются аварии: рвутся трубы, и нефть заливает озёра, реки, леса, землю.

Воспитатель: Как вы думаете, что происходит в это время с обитателями природы?  (высказывания детей).

Воспитатель:  давайте на опыте проверим, хорошо ли будет животным жить на залитой нефтью территории?

Воспитатель: возьмите пробирку с нефтью и вылейте её в стакан с водой. а теперь представьте себе, что вместо стакана с водой – озеро. Найдите н столе перо, рассмотрите его, какое оно?

Дети: красивое, воздушнее, лёгкое

Воспитатель: подбросьте пёрышко и внимательно проследите за его плавным полётом.  Теперь обмакните перо в нефть – избыток нефти можно снять, прижав перо к краям банки, и ещё раз подбросьте вверх.

( Педагог обращает внимание детей на то, как оно быстро, «камнем» падает вниз.  Напоминает детям, что строение перьев позволяет птицам летать, «отталкивая» крыльями воздух вниз; сами же они  при этом поднимаются вверх. Когда водоплавающая птица (гусь, утка, чайка) садится на воду, покрытую нефтяной плёнкой, её перья загрязняются. они слипаются и теряют способность «отталкивать» воздух, а значит, птица не может взлететь и становится лёгкой добычей хищников.

Воспитатель: (предлагает детям отмыть запачканное нефтью перо, разрешает воспользоваться разнообразными моющими средствами.)

Отмылось ли перо? могут ли птицы в природе использовать моющие средства? Что произойдёт с птицами, попавшими в воду, загрязнённую нефтью?

Воспитатель: Ребята, возьмите кусочек меха и обмокните в нефть , давайте сделаем вывод, о том, что произойдёт с животными на загрязнённых нефтью территориях.

Воспитатель: (наливает в заранее подготовленный контейнер воду):

Это и будет наша речка. Добавим в неё немного нефти, чтобы на поверхности образовалась хорошо заметная плёнка – «нефть, попавшая в реку из танкера».

Что будет, если аквариум с рыбками плотно закрыть полиэтиленовым пакетом?

Дети: рыбки погибнут.

Воспитатель: Верно, рыбки погибнут, так как полиэтиленовая плёнка не пропускает воздух, и рыбам нечем дышать.

А может ли нефтяная плёнка пропускать воздух? (предположения детей).

Воспитатель: проведём опыт ( воспитатель через соломинку продувает воздух в воду – и в тех местах, где нефть есть – она не выходит, образует пузыри, где её нет – свободно выходит.

Нефтяная плёнка не пропускает воздух, и поэтому гибнут рыбы и другие обитатели водоёмов.

Воспитатель: А сейчас с вами очистим воду от нефти, не сливая её через трубочку. (даёт  им возможность придумать собственные способы очистки воды пусть попробуют «вычерпать» нефть ложкой, слить её через край и т.п.)

Воспитатель: показывает, как можно это сделать: снимает прищепку с трубочки и сливает воду в подставленную банку. В тот момент, когда у отверстия появится нефтяной слой, быстро зажимает конец трубочки прищепкой. В результате в банке будет чистая вода, а нефть останется в контейнере. Можно ли так же  «слит»  речку?

Воспитатель: Если  даже вам удалось убрать нефть с поверхности воды, не прибегая к сливанию через трубочку, легко ли было это сделать? Сколько вы затратили  на это времени? А сколько понадобиться времени и сил, чтобы очистить реку, ведь она во много раз больше контейнера!

Смогут ли рыбы столько времени обходиться без воздуха?

Дети: делают выводы, что разливы нефти представляют серьёзную опасность для живой природы.

Воспитатель: Запасы нефти не бесконечны с каждым годом их становится меньше. поэтому необходимо бережное  отношение не только при добыче полезного ископаемого, но и  в его применении. Люди, которые добывают нефть, должны следить, чтобы нефть не разливалась на большие расстояния. Если случаются аварии, их последствия должны быстро устраняться. На местах загрязнённых нефтью ничего не растёт, а птицы, звери обходят их стороной. И называются эти места мёртвыми.

Воспитатель: Рабочий день заканчивается, нужно привести в порядок своё рабочее место. Что нового узнали сегодня о нефти?

 Нефть это хорошо или плохо?

Что понравилось в работе? Ч то было трудно?



Предварительный просмотр:

Конспект занятия НОД в подготовительной группе

Тема: «Зимняя экскурсия в парк»

Задачи: Уточнить представления детей о первых признаках зимы и о типичном состоянии природы зимой (Снег покрыл всю землю. Он лежит на ветках кустарников и деревьев. На снегу видны следы людей, животных. Деревья, за исключением хвойных, без листьев. Рдеет красная рябина.).

Обогатить эстетические впечатления детей. Учить видеть красоту зимнего парка, слышать тишину, ощущать покой и запах зимнего парка, воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа:

  • Ежедневные наблюдения за погодой;
  • Заучивание стихотворений;
  • Наблюдение за состоянием животных и растений;
  • Рисование животных и деревьев;
  • Прослушивание музыкальных произведений о зиме и осени.

Материал к экскурсии: Воспитатель вместе с детьми заранее вырезает снежинки, подготавливает кормушки и корм для птиц, берет с собой на экскурсии корзинки для природного материала.

Ход экскурсии

Воспитатель вместе с детьми выходит на улицу и загадывает загадку.

Воспитатель:

        Что за звездочки сквозные

        На пальто и на платке?

        Все сквозные, вырезные,

        А возьмешь – вода в руке.

Дети: Это снежинки.

Воспитатель: Расскажите, как вы догадались? (Выслушивает ответы детей и предлагает рассмотреть снежинки на варежках, рукавах курток и пальто).

Воспитатель: Встаньте лицом друг к другу и рассмотрите, одинаковые ли снежинки по форме (Поощряет высказывания детей).

Снежинки очень красивые. Русский писатель И.Тургенев называл их легкими звездочками пушистого снега. (Прошу детей прочитать отрывок из стихотворения К.Бальмонта «Снежинка»).

        Светло-пушистая снежинка белая,

        Какая чистая, какая смелая.

        Дорогой бурною легко проносится        

        Не ввысь лазурную, -

        На землю просится…

А теперь я предлагаю пойти в парк и посмотреть, что там изменилось с тех пор, как мы были там в последний раз.

По дороге воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Разведчики», чтобы заметить, что изменилось в природе. Побеждает, увидевший большее количество изменений.

У входа в парк воспитатель останавливается и осматривается, чтобы полюбоваться красотой зимней природы.

Воспитатель: Давайте помолчим, тихо постоим и послушаем тишину парка… Читаю строчки из стихотворения поэта Н.Рыленкова:

        «Первый снег опушил у деревьев ресницы

        И в лесу, и в полях – тишина, тишина…»

Нравится ли вам здесь? А что именно вам нравится? Как вы думаете, здесь красиво? Расскажите, что вы видите и слышите (Ответы детей).

И действительно, парк очень красив: ели стоят будто былинные богатыри, ветки под тяжестью снега опустились вниз, они все занесены снегом и зелени почти не видно. Парк будто уснул. Все притихло.

А что вы можете сказать про березки, как их украсила зима?

Дети: Березки надели наряды из кружев.

Воспитатель: Как вы думаете, холодно деревьям зимой? Нет, почки у деревьев закупорены и не пропускают холода. И все промежутки в почечных чешуйках залиты клейким веществом.

Скажите, какое у вас сегодня настроение? Почему оно такое? (Ответы детей).

Воспитатель: Послушайте, ребята, какое удивительное стихотворение о первом снеге написал поэт Суриков:

        Белый снег пушистый

        В воздухе кружится

        И на землю тихо

        Падает, ложится.

Представьте себе, что вы снежинки, кружитесь и тихо опускаетесь на землю (Дети изображают, как снежинки опускаются на землю).

Воспитатель: Давайте посмотрим, какой сегодня снег. Возьмите его в руки, подуйте (Пушистый снег разлетается). Понюхайте воздух, какой он? Что еще можно сказать о снеге? (Сверкающий, свежий, чистый, белый, с голубыми тенями от деревьев и т.д.).

А теперь посмотрите на небо, какое оно? (Ответы детей). Давайте еще послушаем звуки нашего парка. Что слышите?

Дети: Чирикают воробьи, попискивает большая синица на кустах рябины, нахохлившись сидят снегири.

Воспитатель: Что здесь делают снегири? (Ответы детей). Посмотрите, они похожи на красные яблочки. А как хороша красавица рябина на фоне белого снега! Послушайте, какие красивые строки я знаю:

        Рассыпались рябиновые грозди

        На белый снег рубиновым ковром…

                                                     (О. Брейтшпрехер)

Хорошо ли воробьям и синицам зимой в лесу? Чем они кормятся? Хватает ли им еды? Посмотрите, как они себя ведут.

Дети: они сидят, нахохлились, перелетают с места на место в поисках корма.

Воспитатель: Мы с вами принесли им угощенье. (Воспитатель вместе с детьми выбирает место и вешает кормушки с зернами и кусочками сала. Затем все наблюдают за поведением птиц).

Воспитатель: Как ведут себя птицы? Посмотрите, кто-то посмелее, кто-то робко топчется в сторонке (Воспитатель беседует с детьми о том, что заботиться о птицах зимой нужно постоянно. Напоминает детям ранее заученные строки):

        Воробушки игривые,

        Как детки сиротливые

        Прижались у окна.

        А во дворе метелица

        Ковром шелковым стелется,

        Да больно холодна…

                                (С.Есенин)

Игры со снегом. Воспитатель организует подвижную игру. Игра «Угадай по следу, кто здесь был». Дети собирают на снегу шишки, хвоинки ели, сосны.

Перед тем как вернуться в детский сад, воспитатель предлагает детям выбрать, какой уголок парка они нарисуют, рассказать о нем, запомнить, как он выглядит, если возможно, набросать эскизы.

        



Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по экологии в подготовительной группе

Тема: «День рождения Земли»

Программное содержание: Расширять знания детей об экосистеме «Земля». Учить видеть противоречивость окружающего мира. Уточнить представления детей о разном назначении земли в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном…..

Расширять представление детей об охране природы.

. Продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать. Дополнять и исправлять ошибки.

Воспитывать желание сохранять чистоту окружающей среды.

Ход занятия.

Вос-ль: Ребята, послушайте загадку « ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица, но знают все: и млад и стар, что она огромный шар.» (земля). А в народе говорят так ещё; «Никого не родила, а все матушкой зовут». 22 апреля – день рождения земли.

Звучит музыка «Я люблю свою землю»

Вос – ль: У меня на ладони дышит тёплый, влажный комок земли. Земля… Это истинное чудо. То единственное, что превыше всего. Земля - мать всех поколений, колыбель человечества. Земля даёт нам духовные и физические силы. Земля обувает и одевает нас, кормит и поит, защищает в трудные минуты.

Вос-ль: Ребята, как мы называем нашу землю?

Дети: Земля – матушка, земля – кормилица, поём ей песни, слагаем стихи.

Вос-ль: У поэта А. Кулешова есть замечательные слова:

«Одна земля вскормила нас с тобою и принесла нам солнечные сны.

Мы как подарок унесём с собою её пригорки, пашни, валуны.

Тот ранний луч, который жадно ловим, - лишь малый отблеск  праздничной красы лесов, колосьев золотоголовых, родных садов и луговой росы.

Вскормила и вспоила нас с тобою одна и та же щедрая земля. Давай же в песне унесём с тобою её пригорки, чащи и поля.»

Вос-ль: За свою долгую историю у человека не было  более верного союзника, защитника и друга, чем его земля. Скажите, как вы думаете, с чего начинается земля?

Дети: С поля.

Вос-ль: Почему?

Дети: Потому что поле даёт нам хлеб.

Вос-ль: правильно, и поэтому на Руси крестьянин из покон веков одухотворял поле, относился к нему как к живому существу. Соблюдая библейскую заповедь: «Не причиняй вреда ни земле, ни морю, ни дереву».

Вос-ль: Поле - живое. Оно дышит – вот прикрою рукою, не пущу воздух, оно и задохнётся. Отсюда и уважение к земле: не топтать её, не катать без надобности колесом. Выходя в поле сеять хлеб, крестьянин обувал широкие «зимние» лапти: «Чтобы не давить землю – живая она, тяжесть чувствует, а в лаптях то ей мягче, легче»

И поле платило за это своему пахарю – труженику щедрым урожаем, богатым вкусным хлебом.

Вос-ль: Наша Земля – это горы, реки, леса, моря, люди, животные.

Земля – это наш общий большой дом, в котором человек – хозяин. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым.

Вос-ль: Для чего же человеку нужна земля?

Дети: Она кормит человека, одевает , обувает, дает всё необходимое для жизни.

Вос-ль: Давайте поиграем в игру «Ромашка» победит тот, кто правильно укажет, из чего изготовлены необходимые человеку продукты и вещи. (На доске вокруг жёлтой серединки

прикреплены белые лепестки ромашки, на обратной стороне которых изображены тетрадь, хлеб, бутылка с молоком, пачка чая, бочка мёда, свитер, бутылка с подсолнечным маслом. Воспитатель по очереди открывает лепестки и задаёт вопросы: «Что это? Из чего сделано?» Ребёнок, давший наибольшее количество полных ответов, награждается открыткой с изображением пейзажа родной земли.

Вос ль: Часто люди поступают с землёй жестоко, забыв, что она живая. Человек буквально  калечит землю – топит, сверлит, роет, т. е. наносит ей раны физические (показ плаката дымящие трубы фабрик и заводов, плотины, затопившие плодородные земли, одетая

в асфальт земля).

Игра: «Хорошо – плохо».

Чтение стихотворения ребёнком «Приложи  своё ухо к планете! Ты услышишь, как стонет она. Мать – земля ещё только в расцвете, а изранена вся и больна.

Вос-ль: вращает глобус, показывает какие районы испытывают особое бедствие. Аральское море погибло, болотной тиной затягиваются земли Полесья, мелеет Каспий, оскудела  рыбой Волга. По берегам  Рыбинского водохранилища стоит мёртвый лес. Острый кислородный голод поразил многие страны Европы. А в Южной Америке безжалостно вырубаются тысячи гектаров леса.

«Природа наша терпит, терпит, терпит…

Но сколько может вынести обид,

И вот однажды, вы  уже поверьте,

Она нам очень сильно отомстит»

Игра «Запрещающие знаки»

Вос-ль: Посмотрите, как красива наша Земля, особенно весной, когда вся природа оживает.(показ иллюстраций цветущей Земли). Давайте будем беречь красоту земли. Чтение стихотворения «Цветы».



Предварительный просмотр:

Экскурсия в парк победы.

(старший дошкольный возраст)

Цели и задачи: познакомить детей с отдельными страницами истории г. Абакана, людях, оставивших след в памяти народа; стимулировать интерес к изучению родного города, стремление к сохранению его красоты, памятных мест; вызвать чувство гордости за защитников Родины, благодарности им; закрепить правила поведения в общественных местах.

Подготовительная работа:

Детям показывают парк Победы на картине. Проводится беседа. Следует провести и словарную работу. Лучше делать это постепенно, используя 3 – 4 слова, понятия за один раз (аллея, огонь вечной славы героям, памятник). Последовательность знакомства со словами соответствует порядку продвижения группы по парку. Он может быть следующим:

1. Аллея;

2. Огонь вечной славы героям;

3. Памятник Воинской Славы.

Ход:

Историческая справка.

Парк Победы находится в центре города Абакана. Вся территория ансамбля покрыта бетонными плитами. Фигуры русского воина и воина-хакаса, высота которых составляет 5 м, выполнены из бронзы. Пьедестал под скульптурами и плита вечного огня - из гранита. Общая высота памятника составляет около 12 м. Протяженность всего ансамбля более 100 м, ширина около 40 м. В композиции пьедестала памятника использована форма, кургана (его прототипом стал Большой Салбыкский курган), традиция которого в Хакасии уходит в глубину веков.

Первая остановка на аллее.

Аллея символизирует собой вводную часть памятника Воинской Славы - это "торжественные подходы, обрамленные стройными елями, с цветниками и мемориальными плитами, на которых начертаны даты Великой Отечественной войны. Они эмоционально настраивают зрителя на торжественный, суровый лад".

С правой стороны памятника расположены 10 памятных колонн с пятнадцатью именами Полных Кавалеров Ордена Славы и тридцатью двумя именами Героев Советского Союза Хакасии и заканчивается аллея колонной с именем первого героя России Игоря Ахпашева.

Вторая остановка у огня вечной славы героям.

Справка для педагога.

 Огонь вечной славы героям – это символ великой скорби, символ негасимой любви и благодарной памяти Родины о бессмертном подвиге ее сыновей и дочерей, павших в годы войны и отстоявших свою страну. Огонь вечной славы героям был зажжен 15 мая 1974 года. Его обрамляет бронзовая звезда. Вокруг звезды на граните начертаны слова: "Бессмертен Ваш подвиг, бессмертна слава о Вас"

Рассказ для группы.

А теперь мы с вами подошли к такому месту, возле которого нельзя громко разговаривать и смеяться. Здесь можно только стоять, думать, возлагать цветы и, если говорить, то очень тихо. Как вы думаете, как это место называется? (Вечный огонь). По-другому огонь вечной славы героям можно назвать Вечный огонь, потому, что этот огонь не гаснет никогда.

Ребята, теперь постоим немного молча. У кого цветы, можно их возложить.

Третья остановка у памятника Воинской славы.

Справка для педагога.

С 15 мая 1974 года в парке Победы началась установка Памятника воинам, погибшим в боях Великой Отечественной войны.

Авторами его были московские скульпторы Ю.Г. Паммер, М.Л. Сковородин (известные также как создатели памятника Ленину на Первомайской площади) и архитектор Н.А. Ковальчук. Композиция ансамбля состоит из трех частей. Первая - подходы к памятнику, обрамленные газонами и цветниками. Вторая - огонь вечной славы героев. И третья - скульптурная композиция, состоящая из фигур русского воина и воина-хакаса. В скульптуре отражена идея совместной борьбы русского и хакасского народов против фашистской Германии. Русский и хакас вместе, бок о бок устремляются в атаку. "Пафос борьбы, неукротимое стремление победить - ее основная тема. Но есть еще одна - тема дружбы русского и хакасского народов, плечом к плечу защищавших Родину".

В композиции пьедестала использована форма кургана, символичного для хакасов.

У героев композиции есть прообразы - реальные люди, фронтовики, герои. Прототипом русского воина стал поэт, младший лейтенант Георгий Кузьмич СУВОРОВ, а хакасского - Герой Советского Союза Михаил Иванович ЧЕБОДАЕВ.

Георгий Кузьмич - уроженец села Краснотуранского, до войны учительствовал в с.Бондарево. Писал стихи, пьесы, собирал местный фольклор. С конца 1941 года он защищал Ленинград. Был ранен, эвакуирован в Сибирь, но в 1942 году вновь вернулся на фронт. Его талант поэта, прозаика проявился во время журналистской работы в дивизионной газете "За Родину" в 1943 году. За семь месяцев он опубликовал на страницах "дивизионки" десятки стихов и очерков. В том же году появляется несколько подборок стихов Г.Суворова в журналах "Звезда" и "Ленинград". Но Суворов погиб 13 февраля 1944 года при переправе через Нарову. Ему было двадцать пять. Он был командиром взвода, гвардейцем. Посмертно его приняли в члены Союза писателей.

Михаил Иванович родился в 1922 году в улусе Усть-Кандырла Аскизского района. Закончил курсы учителей начальных классов, преподавал. В начале войны 19-летний Миша Чебодаев стал бойцом 955 полка 309 стрелковой дивизии, сформированной в Хакасии в декабре 1941 года. Он был разведчиком и связистом, уже в первых боях показал себя храбрым солдатом. 25 февраля 1945 года М.И.Чебодаев был смертельно ранен. Его похоронили в городе Скуодасе Литовской ССР. За героизм, проявленный при форсировании Днепра, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1954 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением Ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" посмертно.

Рассказ для группы.

Это памятник воздвигнут в память о войне, которая шла четыре года с 1941 по 1945год. Тогда наша страна воевала с фашистами. Они пришли на нашу Родину из Германии.

Воевала не только армия, но и все население защищало свой город. Памятник войнам погибшим в боях Великой Отечественной Войны, у которого мы находимся, отражает идею совместной борьбы русского и хакасского народов против фашистской Германии. Русский и хакас вместе, бок о бок устремляются в атаку.

У героев композиции есть прообразы - реальные люди, фронтовики, герои. Прототипом русского воина стал поэт, Георгий Кузьмич СУВОРОВ, а хакасского - Герой Советского Союза Михаил Иванович ЧЕБОДАЕВ.

Памятник не является просто украшением города, он вызывает горечь своим смыслом, преклонение перед подвигом людей, боровшихся за сегодняшнюю жизнь. Людей разных национальностей, объединенных одной великой идеей.

Дети внимательно рассматривают памятник. После прогулки ребята вспоминают, где были, что видели; выбирают темы, объекты для рисунков и аппликаций. Этими работами оформляется выставка, посвященная 9 мая.

Список использованных источников:

  1. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности / Под ред. А.А. Остапца, Г.Н. Абросимовой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 176 с.
  2. Материалы сайта http://www.abakan-gazeta.ru/


Предварительный просмотр:

ПЛАН - КОНСПЕКТ

сюжетно-ролевой игры  в старшей группе

«Пожар в лесу».

( с элементами театрализованной деятельности)

Цель:

1.На примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине людей, способствовать развитию у детей умения развивать сюжет игры, на основе знаний, полученных при восприятии окружающего  и из литературных произведений.

2.Расширять и закреплять знания детей о труде

пожарного, спасателя, врача.

3.Активизировать словарь детей словами: пожарный

рукав, ствол, огнетушитель, спасатели, МЧС, Служба спасения,

рация, диспетчер, дежурный и т.д.

 4.Продолжать учить применять в играх предметы-

заместители.

 5.Развивать у детей воображение, прививать такие

качества, как смелость, ловкость, решительность, отвественность.

6.Формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил поведения в природе.

Материал и оборудование:

Макеты деревьев и ёлки, макеты машин (пожарной и скорой),

рули, огнетушители, пожарные рукава, рации, бинокль, сотовый телефон, носилки, атрибуты для больницы, костюмы для зверей спортивное оборудование (скамейка, верёвка, 2 дуги).

                          Ход игры.

1. В отдельной части помещения с помощью макетов  деревьев  оформлена  опушка леса, на которой   звери ( дети   в костюмах лисы, зайца, волка, медведя)  изображают жизнь животных в лесу (медведь рычит, лиса ищет добычу, заяц скачет и т.д.)

2. Вдруг звучит тревожная музыка, вбегают девочки в костюмах искорок,  изображая пламя огня

                               (исполняется танец « Искорки».)

Звери в панике в лесу, прячутся за деревьями, беспокоятся.

Лиса: Спасайтесь все! У нас в лесу пожар!

Волк: Пожар! Пожар! Всё в дыму! Горят деревья!

Лиса: Что нам делать Мишка?

Медведь: Берите вёдра и бегите к реке заливайте водой огонь.

                 А мы будем засыпать землёй.

(звери стараются потушить пожар, но не получается.)

3.Появляется Сорока (летает, тревожно машет крыльями)

Внимание! Внимание! Вижу дым в лесу. Вижу огонь в лесу. Опасность! Опасность!  Мальчики собирали в лесу грибы, а потом    взяли спички  и  разожгли  костёр. Подул ветер и огонь пополз по сухой траве. Они испугались и  убежали из леса. А пламя продолжает разгораться!

В опасности жители леса. Помогите! Спасите! Кошмар-р-р!

4.Вбегает девочка-Весточка.

Я слышала, что в лесу пожар. Надо сообщить в Службу спасения.

(достаёт сотовый телефон и набирает 0:1)

Д.-В: Алло! Алло!

Диспетчер: Диспетчер Службы спасения слушает.

Д.В: Беда! В лесу пожар!  В опасности лесные зверята! Помогите! Беда!

Диспетчер: Успокойтесь. Назовите адрес.

Д.В: Наш адрес: Сосновый лес. Большая поляна.  Вас встретит Сорока. Скорее, пожалуйста! Выезжайте!

Диспетчер: Вызов принят.

5.Ученье пожарного расчёта и звена спасателей.

(  команда спасателей проводят учебную тренировку преодолевают  полосу препятствий.)

-ползанье по скамейке;

- пролезание  под дугу;

- ходьба по канату приставным шагом, руки в стороны;

- пролезание  под  дугу.      (ученье прерывает сигнал с диспетчерской.)

Диспетчер: (по рации объявляет.)  Внимание! Вызываю дежурного пожарного  расчёта, сообщите место нахождения.

Дежурный: Дежурный на связи. Пожарная команда проводит

                      ученье.

Диспетчер: Срочно приостановить ученье, команде - построиться

                      Вызываю звено спасателей и бригаду   скорой помощи на построение  (диспетчер выходит на построение.)

Дежурный: Команда,  стройся!

Диспетчер: Принят срочный вызов. Задача пожарного

                     расчёта быстро добраться до места, потушить

                     пожар в сосновом лесу. Звену спасателей спасти

                      лесных жителей, а бригаде скорой помощи

                     оказать необходимую  помощь. Задачи ясны?

Команда: Да.

Дежурный: По машинам. Поехали.

6.Помощь и спасения лесных жителей.

На пути появляется Сорока, показывая дорогу.

Пожарный: Вижу дым, огонь! А вот и Сорока показывает нам                     дорогу.

Водители: Приехали.

Дежурный: Развернуть пожарный рукав, направить ствол на

                    очаг пламени, открыть кран и т.д.

Диспетчер: Диспетчер на связи. Вызываю дежурного.

                    Доложить обстановку.

Дежурный: Дежурный на связи. Пожар тушим. Огонь    уменьшается.

Диспетчер: Помощь нужна?

Дежурный:  Нет. Справимся своими силами.

(спасатели  эвакуируют  зверей к машине скорой помощи, медперсонал готовит медикаменты и оказывает помощь)

7. После, как пожар потушен, звери,  которых вылечили. возвращаются в лес

 Дежурный: Отбой. Пожар потушен. Свернуть пожарные рукава. Навести порядок.

Дежурный: По машинам!  (идут к машинам и говорят речёвку.)

-Раз, два, три, четыре!

Эй, команда.  стройся в ряд

Мы всегда спешим на помощь

Потому что мы - отряд.

Мы спасателей - отряд!

Юные друзья пожарных

И про нас все говорят

Замечательные парни!

           (садятся по машинам.)

Водители:  Поехали.    ( во время пути поют песню.)

1.Я стану пожарным

   Отважным пожарным,

  И буду спасать я людей без огня

   В машине с сигналом

   Примчусь на пожар я

   На помощь зовите и ждите меня.

2.Огонь будет жарким

   Огонь будет сильным

   Пусть в облаке дыма

   Нам трудно дышать

   Но сделаем всё для победы

   Над ним мы

   Сумеем не струсить и пламя сдержать!

Водители: Приехали.

Дежурный: Команда стройся.

Диспетчер: Доложить обстановку.

Дежурный: Задание выполнено. Пожар потушен.

Звеньевой: Лесные жители спасены.

Врач: Оказана медицинская помощь.

Диспетчер: Молодцы! Объявляю команде спасения   благодарность за смелость, проявленную при  пожаре и спасении лесных жителей.

     (награждение медалями.)

Воспитатель: Понравилась вам игра? В кого мы играли?

    -Какой номер телефона нужно набрать в случае пожара?

   -Какое главное правило надо помнить?

Дети: «Сам с огнём не играй, и другим не позволяй !»



Предварительный просмотр:

Конспект сюжетно-ролевой игры “Путешествие  на планету Роботов” в старшей группе.

Задачи:

  • Побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания о планетах солнечной системы, о космических кораблях………
  • Использовать игру для формирования разнообразных интересов и способностей детей.
  • Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направляя внимание на качество исполняемых ролей, их социальную значимость.
  • Продолжать развивать самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре.
  • Продолжать работу по обогащению обществоведческого словаря детей.
  • Воспитывать доброжелательность между детьми, умение учитывать желания товарищей.
  • Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей.
  • Развивать глазомер детей, способствовать снятию зрительного утомления с глаз.

Атрибуты: пульт управления, карта полёта, наушники. Для исполнения роли повара (“тубы с провизией”), роли врача (походная аптечка, витамины), учёным – пробирки, кисточки, лупа; журналистам – фотоаппарат, видеокамера, блокноты с ручкой; астронавту – скафандр, шланг; спасателям – лазерные пистолеты; звукозаписи пуска ракеты, пения птиц

Активизация словаря:  космос, космонавт, ракета, космический корабль, скафандр, планета, астероиды, комета и др.

Другое оснащение игры: мягкие модули для строительства космического корабля, крупный конструктор «Лего», компьютер, проектор и экран для показа слайдов по ходу игры.

Ход игры:

Воспитатель:  

- Ребята,  Какое сейчас время года? (весна)

- А какой месяц? (март)

- В марте мы отметили замечательный праздник, Международный женский день.

- А какой же месяц придёт вслед за мартом? (апрель)

- К какому празднику в апреле готовится вся страна? (12 апреля - день космонавтики). Чей это праздник?

- Кто же такие космонавты? Какие они?

 - А хотелось бы вам отправиться в космический полёт?

- Прежде чем это сделать, скажите мне, на чём можно отправиться в космос?

- Чтобы полететь  в космос на космическом корабле, его надо сначала построить. Давайте представим, что мы с вами инженеры-конструкторы и постараемся построить свой космический корабль.

Строительство космического корабля

- Ребята, посмотрите, какой хороший корабль у нас получился. Он большой, надёжный, красивый.

- А как мы назовём наш корабль? («Буран», «Восток», «Вихрь» и т.д.)

–Для путешествия нам нужно распределить роли.

- У меня есть секретный контейнер, в котором каждый из вас найдёт всё необходимое для полёта. Берите только те вещи, которые  свойственны человеку именно вашей профессии.

Дети берут необходимые предметы, раскладывают их на корабле.

- И последнее, чтобы не сбиться в полете с пути космонавт должен уметь хорошо ориентироваться. Я, как руководитель полёта, перед вашим путешествием хотела бы убедиться в том, что вы не заблудитесь в огромном космосе и сможете выбрать правильный курс. Подойдите, пожалуйста, к этим ковролинам, назовём их сегодня планшеты. Слушайте внимательно и постарайтесь правильно выполнить следующие задания:

Прикрепите в  верхний левый угол маленький красный круг;

Прикрепите в правый верхний угол маленький желтый круг;

Прикрепите в нижний левый угол маленький желтый квадрат;

Прикрепите в нижний правый угол маленький красный треугольник;

Прикрепите в середину большой зеленый круг;

- Молодцы, теперь я вижу, что вы действительно готовы к полёту!

Космонавты занимают свои места  в ракете.

Руководитель полёта: Объявляю, трёхминутную готовность!

Штурман: Есть трёх минутная готовность!

Руководитель полёта: Экипаж к полёту в космос готов?

Штурман: Экипаж готов к полёту в космос!

Руководитель полёта: Приготовиться к старту! Проверить кислород, радиосвязь, пристегнуть ремни! Внимание! 5-4-3-2-1! Пуск.

Штурман– Есть пуск! (Запись пуска ракеты). Две минуты. Полёт нормальный. Пять минут - полёт нормальный.

Руководитель полёта: Внимание, только что к нам на Землю поступил сигнал SOS. Включаю запись.

Голос: Помогите, помогите!!! Планета Роботов в опасности! Помогите, помогите, помогите, кто может!!!

Руководитель полёта: Командир, поможем роботам?

Командир: Конечно!

Руководитель полёта: Командир! Приём! Приём! Как слышите?

Земля, Земля, слышу Вас хорошо.

Руководитель полёта: Держать курс на планету роботов!

Командир: Есть держать курс на планету роботов!

Руководитель полёта: Мои приборы показывают значительные перегрузки. Как чувствует себя экипаж? Доктору следует проверить давление у всех членов экипажа и доложить результаты. Как поняли меня?

Командир: Есть измерить давление и доложить результаты.

Врач измеряет давление членам экипажа.

Командир: Земля, докладываю: давление у всех членов экипажа в норме.

Руководитель полёта: Хорошо! Молодцы, ребята! Внимание командиру экипажа! К вашему кораблю приближается неизвестное небесное тело. Будьте осторожны! Как слышите меня?

Штурман: Земля, Вас понял, меняем курс.

Руководитель полёта: Внимание! Внимание! Доложите, что вы видите!

Командир: Вижу какое-то светящееся тело с длинным хвостом. Я думаю, это комета.

Руководитель полёта: Задраить люки! Она может ослепить вас! Отключить все двигатели! Пристегнуться! Как поняли меня?

Командир: Земля, Вас поняли! Есть задраить люки и отключить двигатели.

Руководитель полёта: Буран, Буран, Как слышите меня? Угроза миновала, можете продолжать полёт.

Командир: Земля, слышу Вас хорошо! Спасибо. Есть продолжить полёт!

Руководитель полёта: Буран, как слышите меня? Как настроение, ребята?

Командир: Слышу вас хорошо! Настроение отличное!

Руководитель полёта: Молодцы! Держите курс на планету Роботов. Как поняли меня?

Командир: Понял Вас, держим курс на планету Роботов.

Руководитель полёта: Внимание всему экипажу! Мои приборы показывают, что вы приближаетесь к поясу астероидов! Всем членам экипажа занять свои места! Командир, ваша задача провести корабль так, чтобы астероиды не повредили обшивку корабля. Как поняли меня?

Командир: Вас поняли! Занимаем свои места!

Руководитель полёта: Буран, Буран, как слышите меня?

Командир: Земля, слышим вас хорошо!

Руководитель полёта: Доложите обстановку!

Командир: Мы справились, Земля!

Руководитель полёта: Буран! Прибор показывает повреждение обшивки корабля справа! Бортинженеру приготовиться к выходу в открытый космос! Как поняли меня?

Командир: Поняли вас, Земля. Бортинженеру приготовиться к выходу в космос.

Руководитель полёта: Ребята, будьте осторожны! Доложите результаты!

Командир: Есть, Земля! Мы постараемся, сделаем всё возможное.

Бортинженер надевает скафандр, привязывает к поясу шланг, выходит из корабля, имитируя невесомость. Ремонт обшивки.

Руководитель полёта: Командир, как всё прошло? Доложите.

Командир: Докладываю: всё прошло хорошо. Была незначительная царапина на обшивке, бортинженер её устранил.

Руководитель полёта: Молодцы, ребята, горжусь вами. Займите свои места, продолжайте полёт.

Командир: Есть продолжать полёт!

Руководитель полёта: Можно увеличить скорость, путь к планете Роботов свободен! Как поняли меня?

Командир: Вас понял, есть увеличить скорость.

 Руководитель полёта: Внимание! Всем членам экипажа приготовиться к посадке!

Командир: Есть приготовиться к посадке!

Руководитель полёта: Начинаем обратный отсчёт! Все вместе: 5,4,3,…стоп. Командир, у вас всё в порядке?

Командир: Да, Земля. Мы приземлились.

Руководитель полёта: Всем членам экипажа приготовиться к высадке.

Командир: Есть приготовиться к высадке.

Руководитель полёта: Проверьте кислород в баллонах!

Командир: Есть проверить кислород в баллонах!

Руководитель полёта: Доложите готовность!

Командир: Земля, команда готова к высадке на Луну.

Руководитель полёта: Приступайте!

Командир: Есть приступить к высадке.

Руководитель полёта: Удачи вам!

Командир:  Спасибо!

высадка на планете Роботов.

Руководитель полёта: Доложите, что вы видите?

Командир: Видим много частей от сломанных роботов.

Руководитель полёта: Вы сможете их сделать?  

Командир: Мы постараемся.

Дети собирают роботов из конструктора.

Голос: Спасибо вам большое!!! С какой вы планеты? Если вам вдруг понадобится помощь, вы всегда можете рассчитывать на нас. Спасибо ещё раз, друзья!

Руководитель полёта: Ребята, ко мне поступили сигналы с планеты Роботов. Они благодарят вас за вашу помощь. Вы отлично справились с заданиями. Молодцы. Учёные, не забудьте взять пробы воздуха, земли, воды. Журналисту сделать необходимые снимки и можно возвращаться на корабль.

Командир: Есть сделать снимки и необходимые пробы!

возвращаются на корабль.

Руководитель полёта: Командир, как дела? Устали?

Командир: Всё нормально, немного устали.

Руководитель полёта: Вы отлично поработали! Предлагаю вам поставить управление кораблём на автоматический режим и немного отдохнуть.  Дорога домой всегда кажется короче, командир. А чтобы вы не скучали, я посылаю вам привет с Земли и в подарок за вашу отличную работу покажу вам интересный фильм.

Отрывок из мультфильма «Тайна третьей планеты»

Руководитель полёта: Внимание! Всем членам экипажа занять свои места! Приготовиться к посадке на Землю.

Командир: есть приготовиться к посадке!

Руководитель полёта: Начинаем обратный отсчёт: 10, 9, 8,… Посадка! С возвращением вас, ребята!!!



Предварительный просмотр:

Природоведческая  экскурсия с детьми  старшей группы

                               Тема: «Весенний лес»        

Цель:

- Формировать представление о состоянии природы весной;

- обогащать и активизировать словарь;

 Образовательная область «Познание»

  - Показать детям природу в переходном состоянии, когда можно еще наблюдать приметы зимы (лежит глубокий снег, деревья, кроме хвойных, кустарники стоят голые, насекомых не видно), и уже заметны признаки весны   (на снегу образовался наст, кое-где видны первые проталины, усилилась капель с крыш, оживленнее стали птицы, из шишек ели высыпаются семена).

 -  Упражнять детей в умении различать деревья.

  - Вызвать у детей чувство радости от встречи с лесом, усилить их эстетические переживания.

Воспитательная:

 Воспитывать у детей любовь к  природе родного края.

Вызвать живой интерес к изменениям, происходящим в природе.

Воспитывать у детей доброе, бережное отношение к природе.

Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Активизировать словарь детей по теме «Весна»: Наст, хвоя, проталины,мох.

 Методы и приемы: Наглядный; Информационно - рецептивный - совместная деятельность педагога и ребенка, исследовательский , практический-труд в природе; Словесный – рассказ, пояснение, загадка, художественное слово, рассматривание, сравнение.

 Предварительная работа:  ежедневные наблюдения на участке, чтение рассказов о природе, загадки, народные приметы, составление коротких описательных рассказов, беседы, рассматривание иллюстраций; картин с изображением ранней весны в лесу.

Подготовка экскурсионного снаряжения:

Питьевая вода, влажные салфетки, аптечка;

Перчатки, грабельки;

Корзиночки для шишек.

      Организационный момент перед отправлением на экскурсию в группе. Воспитатель: -  Ребята, где живут сказки?..(ответы детей)

Я тоже считаю, что сказки могут поселиться в самых разных местах. И,

наверное, многие из них живут в лесу. Сегодня мы пойдем в лес, в гости

к сказке. Послушайте стихотворение:

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну прослышала она

И ей невольно улыбнулась. (Ф.Тютчев)

Я предлагаю вам, ребята, по дороге в лес, на лесной поляне быть очень внимательными и постараться заметить улыбки весны.

                       По дороге в лес:

Определить с детьми состояние погоды (тепло - холодно, солнечно-пасмурно, тихо-ветрено), рассмотреть во что одеты дети. Поощрять детей, замечающих приметы - улыбки весны (капель с крыш, гомон птиц, проталины у дороги, яркое солнце)

Ход мероприятия: 1 часть

                   В лесу:

Воспитатель:- Здравствуй, лес! Здравствуй, сказка!

Как легко и приятно здесь дышится! Как чист и свеж лесной воздух!  Давайте  подышим чистым воздухом,  ароматом сосен и елей, послушаем тишину, постоим тихо – тихо и прислушаемся к природе.

Воспитатель: - Из-за гор, из-за морей        

                          Мчатся стаи журавлей

                           Ручейки в лесу поют

                          И подснежники цветут.

 - Скажите, когда это бывает? (Весной)

 - Ребята, мы пришли в лес наблюдать признаки весны.

2 часть.  Коллективное наблюдение

Вместе с детьми выбрать  удобную поляну.

Остановиться, чтобы показать детям  изменения в лесу с приходом весны.  Предложить  детям полюбоваться красотой леса, замечает, как хороши сосны, ели на фоне голубого неба и еще белого снега.

Воспитатель: - Ребята, послушаем лес ,.. Что вы слышите?

(слышен шелест ветвей, голоса птиц - каких?

(спросить каждого ребенка, положительно оценить и обобщить ответы детей). Подметить еще раз, как в лесу светло и красиво,  как чист и свеж лесной воздух!

Воспитатель: - Ребята, а видны ли в лесу признаки весны?

Посмотрите,  снег покрыт твердой корочкой - настом, значит сюда уже заглядывало солнце, пригревало снег своими лучиками.

На что похож сейчас снег? (рассуждения детей)

-Он как ледяное кружево. Возьмите осторожно кусочки наста и посмотрите сквозь него на небо, на солнце, только близко к лицу не подносите. Чуть дальше, осталась и  примета зимы, посмотрите, там лежит глубокий снег, в то место солнышко заглядывало мало и он еще не растаял.

Воспитатель: - Ребята,  что не пускает в лес солнце?

Дети: - Ветки деревьев.

Воспитатель: - Давайте наблюдать за ветками сосны и ветками ели. Сравним их. Сосны очень высокие деревья, тянутся высоко к небу, и ветви у этого дерева большие и крепкие. Посмотрите, у ели ветки покороче.  На ветвях сосны и ели  иголки, они называются хвоя, у сосны хвоя длиннее. А вот, пахнут они одинаково, почувствуйте аромат сосны и ели.

Как называются иголки этих деревьев? (хвоя)

Воспитатель: - Ребята, на нашей поляне много солнца.

Как можно узнать, что весеннее солнце стало пригревать сильнее? (помочь с ответом)

- Можно потрогать стволы деревьев, нагретые солнцем. Давайте подойдем к сосне и убедимся в этом.

- А еще можно увидеть проталины, это дорожки ,где уже растаял снег от весеннего солнышка. Вот эта тропинка, на которой уже мало снега.

Как она называется ?

Дети: - Проталина

Воспитатель: - Вот мы слушали, что лес рассказывает, а ведь лесную книгу можно еще и прочитать. Посмотрите на снег, что вы видите?

Дети: -  Следы птиц, людей, тонкие и толстые веточки, кусочки коры, местами снег почернел от еловых иголок - опадает сухая хвоя с деревьев (воспитатель конкретизирует, помогает с ответами).

Воспитатель: - А это что? Похожи на маленькие крылышки. Постарайтесь и вы, ребята найти такие же крылышки, а я расскажу еще об одной примете весны.

Продолжить после того, как дети соберутся возле воспитателя.

- Эти крылышки - семена ели. Рассмотрите их внимательно, какие они?

Ранней весной семена ели высыпаются из шишек и разлетаются по

всему лесу.

- Ребята, что помогает им перелетать?

- Давайте посмотрим вокруг, а вдруг нам удастся увидеть как

летят семена-вертушки.

- А вы знаете, в лесу до еловых семян много охотников.

- Кто бы это мог быть?

Это и белки, и дятлы, и клесты. Прислушаемся еще раз к голосам птиц.

Конечно, как и в городе, птицы стали оживленнее, больше поют.

Воспитатель:- Ребята, ель или сосну вы в любое время узнаете, ни с чем не спутаете. А другие деревья вы узнать можете?   Назовите, что еще растет вокруг нашей поляны.

Дети: - Березы, Рябина и т.д.

- Кустарники узнать еще трудно. Вот это - молодая рябинка. Она

похожа на кустарник. Мы ее внимательно рассмотрим, веточки, почки,

из которых скоро появятся зеленые листочки .

Воспитатель: - Ребята, сейчас, понаблюдайте, что у нас  растет под ногами.

- Это мох (показать, дать возможность потрогать, определить цвет)

         Самостоятельное наблюдение «Что находится под землёй».

Задание: (совместная деятельность воспитателя с детьми)

- Ребята,  осторожно отогните мох, посмотрите  корни трав, кустарников; посмотрите,  корни некоторых деревьев глубоко в земле; затем осторожно прикрыть мхом землю.

При возможности показать детям, что корни деревьев сплетены между собой, поэтому деревья в сильный ветер стоят в лесу крепко, не падают, а опавшая листва с лиственных деревьев будет хорошей подкормкой земле.

Воспитатель: - Мы наблюдали за деревьями и растениями леса, а сейчас поиграем.          Подвижные  игры: «Раз, два, три - к дереву беги!»;

«Кто внимательнее».    (Трава – присесть, кустарник – встать, дерево – встать на носочки и потянуться.)  

Цель: Воспитывать внимание, развивать двигательную активность всех детей ; Закреплять знания детей  о разнообразии деревьев в лесу.                  

      3  часть.  Заключительная _        

Сбор шишек,  кусочков опавших веточек, сосновых иголок, мха для коллекции «Чудесный лес».

Собранный материал сортируется, раскладывается по папкам, корзинкам.

Игра: ««Узнай по запаху».

Цель:  Закрепить название деревьев, умение детей находить отличительные особенности деревьев, кустарников, растений леса. Воспитывать память, трудолюбие.  

 Подводится итог  мероприятия

Воспитатель: - Ребята, мы  совершили экскурсию в сказочный, весенний лес. Наблюдали,  за пробуждением природы  с наступлением весны, за деревьями и растениями,  любовались красотой весеннего леса, дышали свежим, весенним воздухом.

А сейчас мы попрощаемся с весенним лесом. Оглянитесь вокруг. Постарайтесь запомнить, что вы увидели. А в группе все, кто хочет, нарисуют лесную сказку.              До свидания, лес, до новой встречи!

                               Работа после экскурсии        

Изготовление поделок из природного материала

Экологические игры: «Кто где живёт», «Угадай по описанию»

Чтение художественной литературы «Разговор деревьев» М. Пришвин

Свои чувства, любовь к природе дети выражают в рисунках и поделках из природного материала.



Предварительный просмотр:

Природоведческая экскурсия в парк

 « Здравствуй, лето!»

        Цели и задачи: Упражнять детей в различении и назывании деревьев (берёза, рябина, орех, клен), летних цветов . Формировать умение ориентироваться на местности при помощи схемы, закрепить понятия «влево», «вправо». Развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений. Воспитывать волевые и дружеские качества в подвижных играх; любовь к природе. Способствовать укреплению детско-родительских отношений. Создать атмосферу доброжелательности. Укреплять физическое здоровье дошкольников.

Материал: Письмо со схемой,  бумажные цветы , тазики, вода, губки цветные мелки, мыльные пузыри.

Ход экскурсии:

Вводная часть.

В.:  -Ребята, я сегодня в группе обнаружила письмо «Для ребят группы Кораблик». Давайте откроем? Солнечный зайчик шлет вам привет и передаёт летний подарок, но его надо найти. Солнечный зайчик шлёт нам схему, на которой указано, где его искать. Подарок находится в парке. Вы любите путешествовать? А трудностей не боитесь? Чтобы отправиться в путешествие, надо хорошо позавтракать.

Основная часть экскурсии.

Подойдя к парку, дети останавливаются у входа.

В.: -Давайте посмотрим внимательно на карту, куда нам надо отправляться? ( К деревьям)

-Давайте рассмотрим, что это за дерево. Как догадались? ( По листьям) Как ещё можно узнать это дерево? ( По стволу, коре, …) Какие еще  деревья вы здесь узнали? Молодцы, много знаете! Перед тем, как отправиться дальше, давайте поиграем в игру «К названному дереву беги». 

- Можем отправляться дальше ! Что нам подсказывает схема? ( Цветочная поляна) Смотрите, Лесовичок охраняет цветочные клумбы . Давайте рассмотрим, какие цветы здесь растут(Дети называют знакомые цветы) . А еще летние цветы знаете? Я вам буду показывать картинку, а вы называйте, что это за цветок. Какие молодцы! Ребята, а хотели бы вы собрать букет? (Да!) А разве можно рвать цветы? ( Нет!) Почему?(ответы детей) Что же делать? У меня есть для вас красивые неживые цветы. Давайте поиграем в игру « Собери букет» (Дети делятся на команды,  каждая команда собирает  определенный вид цветов).

- Куда отправляемся дальше? ( К водоему) Чтобы пройти дальше, нам надо пройти через «болото» по кочкам. ( Дети прыгают на двух ногах по нарисованным кочкам).

-Ребята, так жарко! Хотите пить? ( Дети пьют воду) А как вы думаете, деревьям тоже жарко? ( Да. Они тоже хотят пить) Как мы можем помочь им?  Игра « Полей дерево»  ( Дети делятся на две команды. По очереди губкой набирают воду из таза, бегут к дереву, отжимают губку)

-Давайте вспомним, что мы видели в парке, что делали.( Вспомнили названия деревьев, цветов, помогли деревьям). А подарок так и не нашли. Ой, смотрите, что я нашла! Это еще одна подсказка! Надо пройти от этого места 8 шагов прямо, 5 вправо, 7 прямо, 3 влево, 4 прямо, 10 вправо.( Дети проходят и находят коробку с мыльными пузырями.

Дети с родителями играют на площадке, пускают мыльные пузыри.



Предварительный просмотр:

   Муниципальное автономное дошкольное учреждение

                     Детский сад № 80 «Светлячок»

        Конспект занятия для старших дошкольников

        «Весна – пробуждение природы»

        Воспитатель:

        Н.Е. Анисимова

                г. Нижневартовск

F:\Рабочий стол\сканер 2\21.jpg

F:\Рабочий стол\сканер 2\22.jpg



Предварительный просмотр:

   Муниципальное автономное дошкольное учреждение

                     Детский сад № 80 «Светлячок»

        Конспект занятия по экологии

         

            «Жалобная книга природы»                                                           

                   (для старших дошкольников)

                                                                Воспитатель:

        Н.Е. Анисимова

                                     г. Нижневартовск



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №80 «СВЕТЛЯЧОК»

Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие в Москву на самолете»

 

Воспитатель: Анисимова Н.Е.

г. Нижневартовск

                               

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в Москву на самолете»

Цель: 1. Развивать у детей любознательность, расширять знания о Москве - столице

 нашей Родины, ее достопримечательностях.

2. Углубить и расширить знания детей о работе аэропорта, о сотрудниках аэропорта.

3. Развивать конструктивные способности детей при работе с крупным   строительным материалом и  бумагой.

4. Активизация словаря: аэропорт, стюардесса, рация, таможня, экскурсовод.

5. расширить знания детей о воздушных видах транспорта, о назначении самолета, о способах обслуживания самолета.

6. воспитать уважение к профессии летчика, смелость, расширить словарный запас детей: «самолет», «летчик», «стюардесса», «полет».

Предшествующая работа:

  1. Рассматривание иллюстраций с изображением  самолета, стюардессы, пилота.
  2. Беседы о труде летчиков, стюардесс, о работе аэропорта.
  3. Подвижная игра  «Самолеты»
  4. Дидактическая игра «Едем, летим, плывем»
  5. Рассматривание фотоиллюстраций о Москве.
  6. Беседа о Москве – столице нашей Родины
  7. Ручной труд: изготовление паспортов, муляжей денежных купюр.
  8. Чтение рассказов о летчиках, заучивание стихотворений о Москве.

Оборудование: самолет, построенный из строительного материала, штурвал, фуражка летчика, одежда для стюардессы, пилотки, компас, кошельки, сумки, фотоаппараты, поднос (для стюардессы), журналы,  рация, кассовый аппарат, форма таможенника, паспорта (для детей) картинки с изображением Красной площади, Царь колокола, Московского цирка, Собора Василия Блаженного.

Ход игры

Воспитатель вносит в группу носовую часть самолета, сделанную из картона.

Восп: - Ребята, как вы думаете, во что мы сейчас будем играть?

Дети: - Полетим на самолете.

Восп: - Но мы не просто полетим на самолете, мы полетим на экскурсию в Москву. Для начала мы с вами должны сделать самолет. (Дети выставляют стулья позади носовой части самолета)

- Хорошо, а теперь можно распределять роли и разобрать атрибуты согласно исполняемой роли.

(Дети распределяют между собой роли пилота, стюардессы, кассира, таможенника)

- Ребята, а я тоже с вами поиграю, я буду вашим экскурсоводом. Теперь пора собирать сумки и идти покупать билеты на самолет, а я вас буду встречать в Москве.

Желающие приобретают билеты в кассе, кассир продает билет, при предъявлении паспорта, пассажиры проходят на таможенный пост, предъявляют для досмотра багаж и садятся в самолет, стюардесса объявляет о начале полета, предлагает напитки, закуски, журналы и желает приятного полета. Экскурсовод встречает пассажиров у самолета и предлагает совершить экскурсию по Москве. По окончанию экскурсии экскурсовод сообщает, что экскурсия окончена и необходимо вернуться домой. (При достатке времени можно предложить детям посетить кафе, а потом уже возвращаться домой)

(Воспитатель предлагает детям поменяться ролями и игра продолжается)



Предварительный просмотр:

   Муниципальное автономное дошкольное учреждение

                     Детский сад № 80 «Светлячок»

        Конспект занятия по экологии

         

                     «Живая природа»                                                 

                     (для старших дошкольников)

                                                                Воспитатель:

        Н.Е. Анисимова

                                     

                               г. Нижневартовск

 

Программное содержание:

Дать детям понятие, что природа – наш общий дом. Закрепить знания детей о животных: зверях, рыбах, птицах. Закреплять умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки.

Учить устанавливать причинно – следственные связи. Развивать речь детей.

Развивать навыки учебной деятельности.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материал к занятию:

Предметные картинки: звери, птицы, рыбы. Макеты: леса, водоема, иллюстрации неживой природы.

Ход занятия:

Чтение стихотворения:

Словно крыша над землею -

Голубые небеса

А под крышей голубою -

И поляны, и цветы,

И, конечно, я и ты!

-Я прочитала вам стихотворение о природе. А что такое природа, как вы думаете? (солнце, воздух, вода, растения, животные и т.д.)

- А что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека)

Всю природу земли можно разделить на два огромных мира:

        Мир живой природы и

        Мир неживой природы.

- На столе у меня лежат картинки. Помогите мне их разделить. В одну сторону кладем картинки с изображением живой природы, в другую – с неживой природой (дети выполняют задание).

-Молодцы! А теперь я вас приглашаю в путешествие – В мир живой природы. А отправимся мы с вами в мир Фауны.

Ребята, слово фауна обозначает все, что связано с животными. Ну что, пойдем?

Подходим к макету - Лес

И так, первая остановка - Лес

Ответьте, пожалуйста на вопросы:

        

                    -Какие животные живут в лесу?

                    - Как называются животные, которые живут в лесу?

                   - Как называются животные, которые живут рядом с человеком и                      

                   

              человек ухаживает за ними?

        - Чем питаются животные?

        -Как называются животные, которые питаются только растениями?

   - Как называются животные, которые питаются только мясом?

Давайте вспомним, как звери готовятся к зиме.

(ответы детей)

Почему в наших лесах не могут жить: жираф, слон, белый медведь?

-Что случится, если волк и лиса не будут есть зайцев?

Да, ребята, вы все правильно сказали. В наших лесах живут дикие животные

Эти животные приспособились к нашему климату. Одни из них питаются растительной пищей, другие едят животных, и мы их называем – хищниками.

Животные из жарких стран в наших лесах жить не смогут. Им у нас будет холодно, да и пищи привычной здесь они не найдут.

Если разведется много зайцев, то они уничтожат все деревья, траву. Они объедят всю кору и деревья погибнут.

А теперь пойдем дальше

И вот мы подошли к макету – Водоемы.

Вторая наша остановка – озеро. Посмотрите внимательно и ответте на вопросы:

        - Кто живет в воде?

        - Какие рыбы живут в реке?

        -Какие рыбы и животные живут в море?

        - Какое животное самое большое на земле?

        - Что нужно обитателям воды для жизни?

Да, ребята. В природе, в мире Фауны есть жизнь и в воде. Вы правильно назвали многих жителей водного пространства. В любом водоеме кипит жизнь.

Ну, а сейчас мы с вами «поднимемся высоко в небо».

Подумайте и скажите:

        -Есть ли жизнь в воздухе?

        - Кто живет в воздухе?

        -Чем отличаются птицы от животных?

        - Как птиц можно назвать по-другому? (пернатые)

        -Как называют птиц, которые улетают на зиму?                              

               

- Как называют птиц, которые у нас остаются зимовать?

              - Почему птицы улетают?

               -Чем питаются птицы?

Ребята, среда обитания птиц – это воздух. Но они живут и на земле. И гнезда птицы вьют всегда или на земле или на деревьях.

Птицы в отличии от животных покрыты перьями и поэтому, их называют пернатыми. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, их называют – перелетными, а те птицы, которые остаются с нами зимовать, называются – зимующими.

Они могут найти зимой корм самостоятельно, но мы должны им помогать.

А как мы можем это сделать?

А сейчас поиграем в игру «Кто где живет?»

Д.и. «Кто как передвигается?»

Человек – ходит, птица - …., рыба - ……, змея -……, кузнечик - ……?

«Кто как подает голос?

Корова – мычит, лошадь - ….., коза - ……, свинья - …., лягушка - …., комар - …., жук - ….. и.т.д.

Молодцы, ребята! Наше занятие окончено.