Рабочие программы по учебным курсам в рамках преподаваемого предмета для различных категорий обучающихся

Титаренко Людмила Алексеевна

Мною разработаны модули для детей из социально неблагополучных семей, детей - инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модуль

«Работа с историческими источниками»

по  истории

для   учащейся  7  класса

 (относящейся к группе детей из социально неблагополучных семей)

учителя   Титаренко Людмилы Алексеевны

Пояснительная записка к модулю

«Работа с историческими источниками»

Рабочая программа внутрипредметного  модуля по истории разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования и реализуется средствами предмета «_история_»  на основе авторских  программ   «История средних веков» Е.В. Агибалова, Г.М. Донского,  «История России»  Данилова А.А., Косулина Л.Г.

Изучение  истории     в общеобразовательных школах  следует осуществлять в соответствии со следующими нормативными документами:

1.Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г. « Об образовании РФ»;

2.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10

« Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993;

3.Методические рекомендации по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу основного общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования

4.Разъяснения по отдельным вопросам применения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ФГОС ООО от 29.05.2015г. №80-11/4360

5.Приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010г. (зарегистрировано  Минюстом России 01.02.2011 г., регистрационный номер 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

    6.Приказ Министерства образования и науки РФ  №1644 от 29.12.2014г.        (зарегистрировано  Минюстом России  06.02.2015г., регистрационный  номер №35915) о внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

     7. Приказ №253 от 31.03.2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

Внутрипредметный модуль «Работа с историческими источниками» предназначен для  работы с ребёнком, относящимся к группе детей из социально неблагополучных семей, нуждающемся в помощи в связи с неблагоприятной обстановкой в семье, получающим образование в общеобразовательной школе.         

Модуль «Работа с историческими источниками» рассчитан  на  14 часов.  

Цель изучения: 

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Задачи изучения: 

  •  усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности,  
  • формирование представлений об истории Средних веков как части общемирового исторического процесса;
  • показ взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества от первобытности к цивилизации; историческими знаниями и применять их в различных ситуациях.

Результаты обучения и усвоения содержания курса.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

 Ученик научится:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Ученик получит возможность научиться:

Личностным результатам:

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
  •  осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  •  формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
  •  складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
  •  освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 

Ученик научится:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Ученик получит возможность научиться:

Метапредметным  результам:

  •  способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
  •  владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план );
  • способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);
  •  готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования  должны отражать:

Ученик научится:

• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.

Ученик получит возможность научиться:

• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств  Средневековья (Русь, Запад, Восток);

• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение.

Перечень учебно-методического обеспечения:

  1. учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донского под ред. Сванидзе А.А. История Средних веков: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений, М, Просвещение, 2014;
  2. рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского / автор Крючкова Е.А.- М., Просвещение, 2014;
  3. учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России с древнейших времен до конца XVI века», 6-й класс, М, Просвещение, 2014год;
  4. тетрадь - тренажёр к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. – М.: Просвещение, 2014 год.\
  5. Тетрадь – экзаменатор к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. – М.: Просвещение, 2014 год.
  6. Рассказы по истории к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. – М.: Просвещение, 2014 год
  7. Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Древний мир. ООО «Кирилл и Мефодий
  8. Учебник Юдовская А.Я, Ванюшкина Л.М.. История Нового времени 1500-1800гг: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений, М, Просвещение, 2013;
  9. Всеобщая история. История Нового времени. 150-1800.7 класс: Поурочные планы / автор Юдовская А.Я. Ванюшкина Л.М.. – М.: Просвещение, 2013;
  10. рабочая тетрадь к учебнику Юдовской А.Я, Ванюшкинаой Л.М / автор Крючкова Е.А.- М., Просвещение, 2009;
  11. учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. Конец XVI-XVIII век», 7-й класс, М, Просвещение, 2013год;
  12. История России с древнейших времен до конца XVI века: 6 кл.: поурочные разработки: пособие для учителя / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.- М.: Просвещение, 2007;
  13. рабочая тетрадь к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. – М.: Просвещение, 2010.

Модуль «Работа с историческими источниками» в 6 классе.

№ п/п

№ урока

Название темы

12

Всеобщая история.

В рыцарском замке.

14

Торговля в Средние века

17

Крестовые походы. 

20

Столетняя война

24

Гуситское движение в Чехии.

5

История России.

Восточные славяне и  их соседи.

9

Правление князя Владимира. Крещение Руси.

10

Русское государство при Ярославе Мудром.

11

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.

17

Политическая раздробленность на Руси.

23

Батыево нашествие на Русь.

26

Литовское государство и Русь.

28

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.

33

Распад Золотой Орды и его последствия.

Модуль «Работа с историческими источниками» в 7 классе.

№ п/п

№ урока

Название темы

3

Всеобщая история.

Встреча миров. Великие географические открытия.

11

Рождение  новой европейской науки.

12

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.

17

Парламент против короля. Революция в Англии.

21

Великие просветители Европы.  

6

История России.

Начало правления Ивана IV.

7

Реформы Избранной Рады.

14

Опричнина

20

Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI —начале XVII в.

21

Смута в Российском государстве: причины, начало.

22

Смута в Российском государстве: борьба с интервентами.

23

Окончание Смутного времени.

24

Экономическое развитие России в XVII в.

27

Народные движения в XVII в.

Модуль «Работа с историческими источниками» в 8 классе.

№ п/п

№ урока

Название темы

11

Всеобщая история.

Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.

17

Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна.

19

Великобритания: конец Викторианской эпохи.

29

США: империализм и всту¬пление в мировую политику.

3

История России.

Начало правления Петра I.

4

Великая Северная война 1700-1721 гг.

5

Реформы управления Петра I.

10

Перемены в культуре России в годы Петровских реформ.

12

Значение Петровских преобразований в истории страны.

16

Внутренняя политика и экономика России в 1725-1762 гг.

17

Внешняя политика России в 1725-1762 гг.

19

Повторение по теме «Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов».

28

Повторение по теме «Российская империя при Екатерине II»

29

Внутренняя политика Павла I.



Предварительный просмотр:

Модуль

«Вокруг карты»

к рабочей программе по  истории

для    учащегося  7 класса 

 (относящегося к группе дети с ОВЗ)

 

учителя   Титаренко Людмилы Алексеевны

Пояснительная записка к модулю

«Вокруг карты»

 Модуль  «Вокруг карты» по истории разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования и реализуется средствами предмета «_история_»  на основе авторских  программ   «История средних веков» Е.В. Агибалова, Г.М. Донского,  «История России»  Данилова А.А., Косулина Л.Г.

Изучение  в общеобразовательных школах  следует осуществлять в соответствии со следующими нормативными документами:

1.Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г. « Об образовании РФ»;

2.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10

« Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993;

3.Методические рекомендации по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу основного общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования

4.Разъяснения по отдельным вопросам применения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ФГОС ООО от 29.05.2015г. №80-11/4360

5.Приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010г. (зарегистрировано  Минюстом России 01.02.2011 г., регистрационный номер 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

    6.Приказ Министерства образования и науки РФ  №1644 от 29.12.2014г.        (зарегистрировано  Минюстом России  06.02.2015г., регистрационный  номер №35915) о внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

     7. Приказ №253 от 31.03.2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

Модуль  «Вокруг карты» предназначен для  работы с ребёнком  с ограниченными возможностями здоровья, нуждающимися в периодическом длительном лечении, получающим образование в общеобразовательной школе.

Данный курс учит работать с картой и графическим материалом, моделировать процессы и события, способствует наглядному и образному восприятию изучаемого.

Курс рассчитан на 8 часов.

Основная цель курса показать, что исторические события происходят как во времени, так и в пространстве. Лишь в связи с определенными пространственными условиями могут быть понятны многие исторические события.

Конкретная цель показать различные приемы организации познавательной деятельности учащихся при работе с картой.

Задачи курса:

- усвоить различные приемы в работе с картой, как объектом анализа, показать какие познавательные возможности заключены в карте и как их можно использовать;

- отработать навыки работы анализа карт;

- овладеть умениями и навыками решать  различные картографические задания;

- помочь учащимся при подготовке к олимпиадам и выполнению заданий ЕГЭ по предмету.

В итоге изучения курса учащиеся должны уметь:

- локализовать историческое событие на карте, используя ее легенду;

-  сопровождать показ по карте словесным описанием;

- анализировать содержание исторической карты с использованием дополнительных источников;

- решать проблемные задачи, используя карту в качестве исторического источника;

- распознавать исторический факт по историко - географической привязке;

- устанавливать соответствия географических объектов и их исторических названий;

- применять приобретенные знания для выполнения творческо – поисковой деятельности и выполнения тестовых заданий и заданий ЕГЭ по предмету.

        

Результаты обучения и усвоения содержания курса.

Ученик получит возможность научиться:

Личностным результатам:

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
  •  осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  •  формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
  •  складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
  •  освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

Метапредметным  результам:

  •  способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
  •  владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план );
  • способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);
  •  готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Предметным  результатам:

  • использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;

Содержание курса.

Тема 1 (Вводная). Историческая карта – важный и особый источник знаний о прошлом.

(1 час)

Виды исторических карт: обзорные, обобщающие, тематические, картосхемы, локальные планы, планы на местности, контурные карты.  Сравнение географической и исторической карт. Масштаб карты. Легенда карты. Условные обозначения на карте.

Тема 2. «Откуда есть пошла русская земля» (1 час).

Праславяне: прародина и расселение. Географическое положение восточного славянства. Географическая и природно-климатическая характеристики отдельных регионов страны: Север, Поднепровье, Юго- запад, Северо-восток.  Развитие внутренней и внешней торговли. «Путь из варяг в греки».

Тема 3. Русь удельная ( 1 час).

Географическое положение русских земель: влияние географического положения на экономику. Географическое положение Новгорода. Близость к Северной Европе, странам Прибалтики. Торговля. Внешнеторговые связи. Города Северо – Восточной Руси.

Походы Батыя на Русь.

Тема 4. Единая Россия (1 часа).

«Собирание» русских мель вокруг Москвы от Даниила Александровича до Василия3.

Внешняя политика Ивана Грозного – присоединение Казанского и Астраханского ханств. Начало присоединения Сибири – поход Ермака. Ливонская война.

География Смуты: походы «самозванцев», восстание Болотникова, 1 и 2 ополчение.

Тема 5. Россия в 17 веке ( 2час).

Хозяйство России: новые явления. Колонизационные процессы. Освоение Сибири. Русские землепроходцы.  Изменения территории России к концу 17 века.

Восстание Степана Разина.

Тема 6. Итоговое занятие (2 часа).

 

Тематическое  планирование

Название темы

Количество часов

Тип занятий

Организация учебной деятельности учащихся

1.

Историческая карта – важный и особый источник знаний о прошлом.

     1.

Вводное

Практичес-кое занятие

Знакомство с курсом. Составление опорной схемы курса. Выбор учениками опережающих творческих заданий: предложенных учителем или учениками.

2.

«Откуда есть пошла русская земля»

     1.

Практичес-кое занятие по развитию познава-тельных

умений

Решение познавательных заданий

Работа с контурной картой. Составление маршрута путешествия на родину праславян.

3.

Русь удельная.

      1.

Практичес-кое занятие  по решению познавате-льных задач.

«Оживление» карты наглядными средствами. Решение познавательных задач и тестовых заданий.

4.

Единая Россия.

       1.

Практичес-кое занятие

Сравнение карты Московского княжества нач.13 в. и нач. 16 в.  Составление таблицы «Присоединение земель к Москве»

5.

Россия в 17 веке.

        2.

Практичес-кое занятие по проверке творческих работ.

Составление маршрутов походов русских землепроходцев. Работа с контурной картой «Хозяйство и торговля в 17 веке».

6.

Итоговое занятие

        2.

Практичес-кое занятие по проверке творческих работ.

Творческий отчет учащегося: чтение дневников путешественников, представление собственных карт.

Методические рекомендации к занятиям.

Упражнения и познавательные задания.

  1. Творческие образные задания:

А) Задание от Ярослава Мудрого: проложите по карте путь Анны Ярославны во Францию. Расскажите, через какие страны ей придется проехать, что интересного может встретить она на своем пути?

Б) Новгородский купец отправляется на ярмарку в Шампань. Проложите для него наиболее безопасный и короткий путь.

В) Проложите по карте путь первопроходца 17 века (на ваше усмотрение). Запишите в дневнике, каких животных и какие природные явления увидел он на своем пути? Какие народности ему встретились? Чем они занимались?

  1. Прочитайте фрагмент из русской летописи, выделите древние географические названия и дайте их современные варианты.

     «…Был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра – волок до Ловати, а по Ловати можно войти в Ильмень, озеро великое. Из того же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно идти до Рима, а от Рима можно прийти по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно прийти в Понт-море, в которое впадает Днепр-река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг. Двина из того же леса течет и идет на север и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на Восток и впадает семьюдесятью рукавами в море Хвалисское. Так из Руси можно идти по Волге в Болгары и в Хвалисы, а по Двине – в Варяги, из Варяг до Рима».

  1. Составьте кроссворд «География Смуты»

1. Город, в котором была разбита армия Болотникова.

2. Первый русский город, куда направился в 1604 г. Лжедмитрий 1.

3. Московская улица, на которой был ранен во время битвы Пожарский.

4. Город, вблизи которого находился Ипатьевский монастырь.

5. Место ссылки В.Шуйского, определенное Лжедмитрием 1.

6. Город, через который проходил маршрут движения Второго ополчения на Москву.

7. Город, более полутора лет выдерживавший осаду польских войск.

8. Город, занятый шведами во время Смуты и заявивший об отделении от России.

9. Место гибели Лжедмитрия 2.

10. Деревня, в которой находился лагерь Лжедмитрия 2 на подступах к Москве.

  1. На основании документа о походе Ермака определите, по каким рекам продвигался отряд Ермака, какие города завоевали казаки. Найдите их на карте.

«… Ермаку же тогда пребывающу в Чингыде граде, внегда ж приспе путь струговой, маия в 9 день 7089 году, поплыв вниз по Туре со всяким искусом неспешно, доехав до устья Туры реки…

…Оттоле поплыша вниз по Тоболу июня в 29 день и доплыша до урочища Караулнаго Яру; тубе на Тоболе место уское, кучюмляне же оградиша цепми железными, яко да удержат вся струги и казаков убиют…

…И поплыв до усть Тавды реки и стояша 5 неделю, размышляша, яко да идут с вожаками вспять по Таведе вверх и через Камень вогуличами да возвратятся…

…Собрание же вои чюваши, казачьи орды, вогуличи, остяки и вси татарове отпустив Кучюм из города своего с сыном своим Маметкулом по Тоболу на встречу Ермаку, сам же учинив засеку под Чюваши на Иртыше реке и град окомъями и на усть Тоболу крепкую стражу поставив…

…Видев же Кучюм царства своего конечное лишение и разорение всем, бежав из града своего Кашлыка, еже Сибирь завома, октября в 26 день, по явлении нощию; встав тайно и всем своим рече: «Бежим немедленно, донележе вси зле не умрем от казаков наглою смертию». И вси из града невозвратно бегоша на степ в Казачью орду на прежное свое селение; грады жь Чювашской и кашлык, Сузгун, Бишик, Абалак и протчие, гоними невидимою Божиею силою, оставиша пусты…»

                                                               Ремизовская летопись.

5.   Прочитайте фрагмент из русской летописи, выделите древние географические названия и дайте их современные варианты.

     «…Был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра – волок до Ловати, а по Ловати можно войти в Ильмень, озеро великое. Из того же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно идти до Рима, а от Рима можно прийти по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно прийти в Понт-море, в которое впадает Днепр-река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг. Двина из того же леса течет и идет на север и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на Восток и впадает семьюдесятью рукавами в море Хвалисское. Так из Руси можно идти по Волге в Болгары и в Хвалисы, а по Двине – в Варяги, из Варяг до Рима».

Памятка по решению познавательных задач

  1. Внимательно прочтите условие задачи и запомните вопросы к ней.
  2. Начните обдумывать данные в тексте условия и определите, что они дают для ответа на вопрос.
  3. Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомните, что вы знаете по теме задачи, и подумайте, что из этих знаний может помочь решению.
  4. Свое решение обязательно докажите. Если из условия задачи следует несколько выводов, каждый из них надо доказать. Проверьте, готовы ли вы ясно и убедительно изложить доказательство.
  5. Проверьте, является ли ваше решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли ваш ответ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи?
  6. Еще раз проверьте, нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению. Все ли данные вы учли?
  7. Проверьте, все ли возможные выводы по существу вопроса задачи вы сделали и доказали.
  8. Подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия?

 

Правила заполнения контурных карт.

  1. Перед тем, как приступить к работе, продумайте ее до конца. Рассчитайте, где написать названия стран, рек, городов, где обозначить границы, походы и прочее так, чтобы надписи и знаки не мешали друг другу.
  2. При заполнении карты пользуйтесь цветными карандашами.
  3. Территории государств раскрашивайте ровно, бледными цветами.
  4. Границы и направления военных действий, походов путешественников обозначайте так, чтобы они отличались от окраски государств.
  5. Названия государств, рек, городов, годы пишите чернилами тонким пером.
  6. Условные обозначения подбирайте по указанию учителя или самостоятельно. Рядом с каждым вопросом задания укажите выбранное условное обозначение.
  7. Если при выполнении заданий встречаются затруднения, обращайтесь к соответствующим картам атласа или к учебнику.
  8. Контурные карты заполняйте четко и аккуратно.

Список литературы.

  1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя. М,1999.
  2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: Практ. Пособие. М.2000.
  3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Короткова М.В. Историческое образование в современной России. М. 1997.
  4. Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. Ростов-на-Дону, 1996.
  5. История России с древнейших времен до конца 18 века 6-7 класс: Дидактические материалы/ В.В. Сухов, А.Ю. Морозов, Э.Н. Абдуллаев и др. М., 2002.
  6. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории: Практ. Пособие для учителей. М., 2000.
  7. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практ. Пособие для учителей. М. 1999.
  8. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. М., 1983.



Предварительный просмотр:

Модуль

«Женский национальный костюм»

к рабочей программе внеурочной деятельности

«Гуманитарная каникулярная школа»

для учащихся 6 класса

 (относящихся к группе дети-инвалиды)

учителя   Титаренко Людмилы Алексеевны

Модуль  «Женский национальный костюм» к рабочей программе внеурочной деятельности  «Гуманитарная каникулярная школа»  разработан на основе:

  1. Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г.« Об образовании РФ»;
  2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 193;
  3. Методические рекомендации по формированию учебных планов образовательных учреждений Воронежской области  - региональных инновационных площадок по направлению « Введение федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования»;
  4. Распоряжение Правительства  Российской Федерации от 07 сентября 2010 г. №1570-р « Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 года»;
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  6. Приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы в Воронежской области» (от 14 декабря 2010 г. № 974) в образовательных учреждениях Воронежской области (региональных инновационных площадках по направлению «Введение ФГОС ООО») началось поэтапное введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО).
  7. Разъяснения по отдельным вопросам применения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ФГОС ООО от 29.05.2015г. №80-11/4360.

Данный модуль  предназначен для работы с детьми-инвалидами, нуждающимися в периодическом длительном лечении (с полностью сохранённым интеллектом), получающими образование в общеобразовательной школе, с целью организации досуга несовершеннолетних  в свободное от учёбы время.

Модуль рассчитан на 6 часов.

Модуль направлен на достижение следующих целей:

- знакомство с традициями  русского народа,

- воспитание национального самосознания в процессе приобщения к русской народной культуре, к регионально – культурным ценностям.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения модуля.

Предметные:

Научатся определять особенности русского национального костюма

Метапредметные УУД:

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Личностные УУД:

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Тематическое  планирование модуля   «Женский национальный костюм»

  №

Тема

Ткани, цвета, орнамент
в русском народном костюме.

Русский   народный   сарафан

Понёва  и передник  в женском народном костюме

Женские головные уборы

Украшения в женском народном костюме

Защита проекта «Женский национальный костюм»



Предварительный просмотр:

Модуль

«Политика и право»

к рабочей  программе

по праву для учащегося 10 класса

 (относящегося к группе дети-инвалиды)

учителя Титаренко Людмилы Алексеевны

Пояснительная записка.

Изучение модуля  «Политика и право» общеобразовательных школ следует осуществлять в соответствии со следующими нормативными документами:

1.        Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г. « Об образовании РФ»;

2.        Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993;

3.        Концепция профильного обучения на старшей ступени  общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002№2783

4.        Программы введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждений Воронежской области №547 от 18.08.2004 г.

5.         Приказ №253 от 31.03.2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

6.        Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937)

Данный модуль  предназначен для работы с ребёнком – инвалидом учащимся 10 класса, нуждающимся в периодическом длительном лечении (с полностью сохранённым интеллектом), получающим образование в общеобразовательной школе.

           Право как профильный учебный предмет способствует более качественному показателю  результатов в условиях изменившейся системы оценивания знаний учащихся (ЕГЭ).

 Модуль   «Политика и право» направлен на углубленное изучение в области политики и права, что позволит ребёнку качественно подготовиться к сдаче ЕГЭ и поступлению в юридический ВУЗ.

Внутрипредметный модуль  рассчитан на 10 часов.

В современный период формирования правового государства, становления гражданского общества и многоукладной экономики в России как никогда ранее стали актуальны политические и правовые знания.

В данном модуле объединены политологический и правоведческий аспекты, поскольку право и политику объединяет глубокая связь. Соединение юридической и политологической тематики помогает глубже понять как сущность политики, её институтов, так и особенности правового регулирования всех сфер жизни общества. Само понятие «государство» и правовое, и политическое. Государство, принимающее законы и обеспечивающее их выполнение, - основной элемент политической системы общества. Сегодня высшими ценностями в политической сфере признано правовое государство, обеспечивающее верховенство закона, и гражданское общество.

Основная цель модуля – формирование углублённого интереса к политике и праву, создание основы для формирования гражданина демократического, правового государства, в том числе правовой культуры и компетентности выпускника.

Модуль  «Политика и право» сохраняет преемственность с учебным предметом «Право» и «Обществознание», при этом, не дублируя материал, излагаемый в базовом курсе.

Модуль «Политика и право» предполагает углублённое изучение отдельных разделов основного курса «Право» и «Обществознание», в частности проблем, посвящённых политической сфере жизни общества и правовой культуре гражданина Российской Федерации.

Задачи курса:

  1. Способствовать усвоению учащимися основных политологических и правовых понятий и терминов.
  2. Способствовать формированию политической культуры, твёрдой гражданской позиции ученика.
  3. Создание условий для формирования правовой компетентности выпускников.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Источники:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации;
  2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;

  3. Конституция Российской Федерации;
  4. Семейный кодекс Российской Федерации;
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации;
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации.

Литература:

  1. Ильин А.В., Морозова С.А. Из истории права. СПб.. 1997.
  2. Исаев И.А. История государства и права России. М.. 1994.
  3. Кашанина Т.В. Основы права. 10-11 класс. М., 2005.
  4. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 2009.
  5. Никитин А.Ф. Основы права. 10-11 класс. М, 2010.
  6. Никитин А.Ф. Школьный юридический словарь. М., 1998.
  7. Певцова Е.А. Основы правовых знаний: Практикум для старших классов

Тематическое планирование рассчитано на 10 часов

№ п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата факт.

1

Понятие политики

2

Политическая сфера жизни общества

3

Отрасли права

4

Россия – федеративное государство

5

Конституционный статус Президента РФ

6

Законодательные органы государственной власти в РФ

7

Исполнительные органы государственной власти в РФ

8

Судебная власть в РФ

9

Конституционные основы местного самоуправления в РФ

10

Система правоохранительных органов РФ



Предварительный просмотр:

Модуль

«Русская изба»

к рабочей программе внеурочной деятельности

«Гуманитарная каникулярная школа»

для    учащегося  6 класса 

 (относящегося к группе дети с ОВЗ)

учителя   Титаренко Людмилы Алексеевны

Модуль  «Русская изба» к рабочей программе внеурочной деятельности   «Гуманитарная каникулярная школа»  разработан на основе:

  1. Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г.« Об образовании РФ»;
  2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 193;
  3. Методические рекомендации по формированию учебных планов образовательных учреждений Воронежской области  - региональных инновационных площадок по направлению « Введение федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования»;
  4. Распоряжение Правительства  Российской Федерации от 07 сентября 2010 г. №1570-р « Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 года»;
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  6. Приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы в Воронежской области» (от 14 декабря 2010 г. № 974) в образовательных учреждениях Воронежской области (региональных инновационных площадках по направлению «Введение ФГОС ООО») началось поэтапное введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО).
  7. Разъяснения по отдельным вопросам применения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ФГОС ООО от 29.05.2015г. №80-11/4360.

Модуль  «Русская изба» предназначен для  работы с ребёнком  с ограниченными возможностями здоровья, нуждающимися в периодическом длительном лечении, получающим образование в общеобразовательной школе,  с целью организации досуга несовершеннолетнего в свободное от учёбы время.

Модуль  рассчитан на 5 часов.

Модуль направлен на достижение следующих целей:

- знакомство с традициями  русского народа,

- воспитание национального самосознания в процессе приобщения к русской народной культуре, к регионально – культурным ценностям.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения модуля.

Предметные:

Получат возможность научиться: давать характеристику русского дома, называть предметы одежды, составлять рассказ «В ожидании гостей»;

Метапредметные УУД:

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач;

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Личностные УУД: Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им.

Тематическое  планирование модуля    «Русская изба»

  №

Тема

Внешнее убранство избы.

Внутреннее убранство избы.

Русская печь.

Утварь.

Защита проекта « Русская изба»



Предварительный просмотр:

Модуль

«Русская обереговая  кукла»

к рабочей программе внеурочной деятельности

«Гуманитарная каникулярная школа»

для   учащейся  6  класса

 (относящейся к группе детей из социально неблагополучных семей)

учителя   Титаренко Людмилы Алексеевны

Модуль  «Русская обереговая  кукла» к рабочей программе внеурочной деятельности   «Гуманитарная каникулярная школа»  разработан на основе:

  1. Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г.« Об образовании РФ»;
  2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 193;
  3. Методические рекомендации по формированию учебных планов образовательных учреждений Воронежской области  - региональных инновационных площадок по направлению « Введение федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования»;
  4. Распоряжение Правительства  Российской Федерации от 07 сентября 2010 г. №1570-р « Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 года»;
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  6. Приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы в Воронежской области» (от 14 декабря 2010 г. № 974) в образовательных учреждениях Воронежской области (региональных инновационных площадках по направлению «Введение ФГОС ООО») началось поэтапное введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО).
  7. Разъяснения по отдельным вопросам применения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ФГОС ООО от 29.05.2015г. №80-11/4360.

Модуль предназначен для  работы с ребёнком, относящимся к группе детей из социально неблагополучных семей, нуждающемся в помощи в связи с неблагоприятной обстановкой в семье, получающим образование в общеобразовательной школе, с целью организации досуга несовершеннолетнего в свободное от учёбы время.

Модуль  рассчитан на 5 часов.

Модуль направлен на достижение следующих целей:

- знакомство с традициями  русского народа,

- воспитание национального самосознания в процессе приобщения к русской народной культуре, к регионально – культурным ценностям.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения модуля.

Предметные: научатся разбираться в обрядах (рождение, взросление, свадьба, поминание усопшего); узнают об особенностях обереговой куклы и научатся её изготавливать.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания

Личностные УУД: осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.

Тематическое  планирование модуля  «Русская обереговая  кукла»

  №

Тема

История появления кукол оберегов        

Игровые куклы

Обрядовые куклы

Изготовление кукол-оберегов

Защита проекта «Русская обереговая  кукла»