"Для вас, родители!"

Редина Анастасия Николаевна

Консультации для родителей

Работа с родителями по экспериментированию.

    Как известно, ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимодействия между родителями и педагогами. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы. Никому ни секрет, что для ребёнка родители – самые главные в мире люди, и родительские слова становятся руководством к действию. Особенно для детей с ОВЗ, психическое развитие которых отличается от развития обычных детей. Комплексный подход к преодолению задержки психического развития предполагает активное участие в нем родителей. Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка.

Поэтому я стараюсь привлечь родителей к активной помощи в решении проблем, связанных с развитием познавательно-исследовательской активности дошкольников.

Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:

  • Развивать эмоционально-ценностное отношение дошкольников к окружающему миру совместно с родителями;
  • Создать условия для участия родителей в образовательной деятельности;
  • Обогатить совместно с родителями развивающую предметно-пространственную среду по формированию познавательных интересов дошкольников;
  • Способствовать формированию целостного устойчивого познавательного интереса у ребенка совместно с родителями;
  • Повышать педагогическую культуру родителей в вопросах познавательно-исследовательской деятельности детей.

На начальном этапе я привлекла родителей к работе по поиску информации и иллюстративного материала, к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Благодаря родителям, у нас появилась мини лаборатория, в которой дошкольник, в процессе экспериментирования, имеет возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Совместно с родителями и детьми собраны коллекции открыток о природе, семян, камней, ракушек, шишек.

Совместно с родителями  в группе была создана  мини – библиотека, в которой собрана вся интересная литература, связанная с опытами и экспериментами.

На родительском собрании «Роль семьи в развитии интереса к опытно-экспериментальной деятельности дошкольников» я провела анкетирование родителей на тему «Детское экспериментирование в семье» с целью выявления отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей. Результаты представлены на слайде:

62% родителей ответили, что экспериментирование детей проявляется в игровой деятельности: рисовании (смешивание красок), конструировании, в играх с песком, водой, воздухом. 52% анкетированных родителей ответили, что дети часто продолжают начатые эксперименты в детском саду дома. 41% родителей сказали, что дети делятся открытиями с ними. 38% родителей принимают участие в экспериментальной деятельности ребенка.

С помощью презентации «Копилка элементарных экспериментов в домашних условиях»» я познакомила родителей с разными экспериментами, которые можно провести в домашних условиях. После просмотра презентации мы совместно с родителями создали картотеку опытов и экспериментов, которые можно провести дома совместно с ребенком.

Также я разработала консультации и памятки для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»; «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»; «Воспитание любви к природе» и др.

Тесное педагогическое взаимодействие позволило вовлечь родителей в образовательный процесс.

Так мы с родителями воспитанников постепенно объединились в команду единомышленников, имеющих общую цель – повысить познавательно – исследовательскую активность детей, вырастить здоровых, гармонично развитых, адаптированных к жизни в современном обществе людей.

Темами проектов, реализованных в нашей группе, были:

«Волшебница – вода», Дети на практике, в ходе экспериментов узнали о свойствах воды.

«Мы – фокусники», «Магнитная сила», где дети познакомились со свойствами магнита и провели несколько опытов с ним с последующей презентацией проекта в виде рисунков.

«Извержение вулкана» Проведя данный опыт, дети увидели, как извергается вулкан. Это значит, что мы смогли самостоятельно создать природное явление - извержение вулкана.

«Выращиваем плесень» (наблюдение за заплесневевшим хлебом) Дети с родителями дома выращивали плесень на хлебе, а потом принесли в ДОУ. Цели, которые мы ставили перед собой:

  • Изучить, что такое плесень.
  • Вырастить грибок под названием плесень на кусочке хлеба
  • Определить факторы, влияющие на его появление и разрастание
  • Узнать о роли плесени в жизни человека и живой природы

Был проведен мастер – класс для родителей «Приключения веселого Пузырика», где дети сами учились делать мыльные пузыри, закрепляли свойства воды, изучали качества мыльных пузырей, а родители наблюдали за данным процессом.

«Наблюдение за ростом веточки» - Опыт с ветками.

Цель: выявить потребности растения в солнечном свете и воде.

Родителям было предложено собрать по дороге в детский сад веточки, а мы с детьми поставили их в две банки одна с водой, другая без воды. Одну банку оставили на подоконнике, вторую убрали  в темное место, затем мы с детьми стали наблюдать за распусканием почек, все результаты мы зарисовывали.

Ну и самый наш любимый проект – это «Огород на окне», где с удовольствием принимают участие и дети и родители. Все результаты наблюдений мы зарисовываем в таблицы. Родители охотно помогают в изготовлении атрибутов. Для реализации проекта, предлагают свои идеи.

Многие дети с удовольствием рассказывают дома о том, что мы делаем в саду, проводят интересные опыты дома с родителями, готовят фотоотчёты совместно с родителями и делятся своими открытиями в детском саду.

Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Всё это возможно лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что наша работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают экспериментировать, родители принимают в этом активное участие. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Я рада, что родители следуют мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

 

Список используемой литературы

  1. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.
  2. Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего

 

 

"Условия воспитания счастливого дошкольника"

Ребенок приходит в мир без прошлого, без каких-либо установок, как вести себя, без критериев самооценки. Он вынужден ориентироваться на опыт окружающих людей, на те отзывы, которые они дают ему как личности. За первые пять-шесть лет малыш формирует представление о себе исключительно на основе той информации, которую получает от родителей. Затем он начинает посещать школу, самостоятельно гулять во дворе, на него уже влияют и другие факторы, однако, роль семьи в процессе создания у ребенка образа собственного "я" по-прежнему остается очень важной.

Материнские "послания"

Он просит то, чего хочет и что действительно необходимо ему. Он свободно выражает свои эмоции. Когда малыш расстроен, об этом знают все. Когда он счастлив, его улыбка освещает мир. Он полон любви и не может вынести ее отсутствия. Он узнает о себе в основном по реакции матери. Каждое ее слово, мимика, жест, тембр и громкость голоса, прикосновение и действие несут ему сообщения о его самоценности. Проходит время, и, увы, большинство из нас перестает обращать внимание на то, какой именно смысл содержится в наших материнских "посланиях" своему ребенку.

Четырехлетний мальчик преподносит маме букет ромашек. Она берет цветы со словами: "Где же ты их взял?". При этом ее светлая улыбка, восторженная интонация говорят: "Какие замечательные цветы ты мне принес! Где же растут такие прелестные ромашки?" Такая реакция матери повышает самооценку ребенка. Но ситуация может сложиться иначе. Мама скажет: "Спасибо", - а потом добавит: "Ты случайно не сорвал ромашки на соседней даче?" Мальчик поймет, что его считают способным совершить не вполне достойный поступок. Естественно, подобные высказывания вряд ли будут способствовать формированию высокой самооценки ребенка.

Если этого мальчика оставить в комнате одного, объяснив ему, что он обязан делать, а затем появиться и отругать его, кричать на него, что он даже играть самостоятельно не умеет, то испуганный малыш после такого "общения" с матерью будет или тихо сидеть в углу, или безутешно рыдать. У него существует лишь эти два варианта поведения. Вы никогда не узнаете, на что на самом деле способен этот человечек.

 

Если мальчику показать, что он должен делать, и при этом говорить, что вам нравится, как он строит крепость, что он сообразительный малыш, что вот здесь он ошибся, ничего страшного, все поправимо, что вы готовы ему помочь, - вы даже не можете представить себе потенциальные возможности такого ребенка!

Каждому малышу просто необходимо ощущать себя самым дорогим для мамы и папы человеком, самым нужным им и самым хорошим. Для этого родителям следует постоянно, открыто, в том числе и словами выражать свою любовь к ребенку, чаще хвалить его за успехи, пусть и очень маленькие.

Я плохой?..

-  Эй, разбойник, отойди от нашего подъезда со своим мячом! - кричит Павлику пожилая женщина из окна первого этажа.

-  Он у нас такой неряха, такой несобранный! - говорит мама Павлика в его присутствии соседке.

-  Я за сына спокоен. Настоящий мужчина растет, - хвастается папа перед гостями, поглаживая Павлика по голове.

Вот такой словесный портрет шестилетнего человека был нарисован всего лишь за несколько часов одного дня.

Окружающие люди часто противоречиво оценивают ребенка, его поступки, черты характера и свойства натуры. Постепенно из множества иногда противоположных характеристик вырисовывается портрет, в который начинает верить сам "оригинал". Понятно, что оптимальный вариант - это объективная самооценка ребенка.

Один малыш пропускает мимо ушей все отрицательные отзывы и слышит только положительные, благодаря чему он обретает уверенность в себе. Другой умеет отделить достоверное от ложного и потому делает правильные выводы, здраво оценивая свои достоинства и недостатки. А третий в силу своей природной неуверенности или по другим причинам воспринимает лишь отрицательные мнения о себе.

"Хроническое" равнодушие к ребенку или жесткая критика его поступков способствуют тому, что он растет человеком, "никому не нужным", беспомощным или постоянно ждет наказания. Внутренний потенциал такого ребенка остается нераскрытым. У него высок

риск деструктивного поведения по отношению к самому себе или к окружающим людям. Ребенок с низкой самооценкой, если чего-то и добивается, то не расценивает это как удачу и продолжает терзаться сомнениями. Для него достаточно одной маленькой промашки, чтобы зачеркнуть все предыдущие успехи. Он часто раздражен или даже озлоблен. Ребенок начинает воспринимать себя и весь мир отрицательно. "Я плохой. Я ничего не умею делать правильно. Это я во всем виноват..." - вот некоторые из его ежедневных мыслей. А такой ход рассуждений способен создать человеку судьбу, состоящую из одних разочарований.

Необходимая мера похвалы

Всем известно, что похвала - превосходное средство для того, чтобы побуждать ребенка к похвальным действиям. Но не было, нет и не будет такого ребенка, который достоин только порицания или похвалы.

Представьте себе, что за столом сидит девочка и увлеченно рисует сказочную принцессу. Она просит маму, занятую делами на кухне, оценить ее работу. Первый вариант: женщина, еще не посмотрев рисунок, начинает восторженно хвалить дочь: "Чудесно! Как здорово нарисовала! Ты у нас настоящий художник!" Второй вариант: мама неохотно подходит к ребенку и с раздражением в голосе говорит: "Ну, что ты тут намалевала? Ужас какой-то!" Третий вариант: мама садится рядом с девочкой и внимательно рассматривает рисунок: "Мне очень нравится твоя принцесса! Может быть, туфельки ярче раскрасим? Давай волосы ей длиннее сделаем".

Некоторые родители внушают ребенку, что он всегда и все делает хорошо и правильно. Они восторженно восхищаются его посредственными способностями, хвастаются им в его присутствии перед знакомыми, не раздумывая, принимают его сторону, если он с кем-то поссорился. Взрослые не стремятся к тому, чтобы их ребенок добился успехов в жизни. Они ведут себя так, как будто он их уже достиг. Ребенок вырастает человеком испорченным, с завышенной оценкой себя.

Крайне противоположная, но в той же мере негативная позиция родителей проявляется в их невротически истеричном отношении к ребенку. В результате такого отношения он привыкает считать, что ничего хорошего собой не представляет, потому и не заслуживает высокой оценки со стороны окружающих.

 

Маленький человек способен ощутить и понять, любят ли его, радуются ли ему, относятся ли к нему с уважением. Однако мало говорить ребенку, что его обожают, от этого у него не появится позитивной самооценки. Чувство собственной значимости обязательно должно основываться на осязаемых результатах в конкретных делах. Ребенку необходимо ощущать себя хорошим, нужным, порядочным, честным человеком. Чтобы поддерживать в нем это ощущение, нужно знакомить его с системой общечеловеческих ценностей, этическими правилами, навыками и умениями, которые он мог бы успешно применять на практике. Разумно и тактично родители должны дать ему понять и почувствовать, что в его силах влиять на свою жизнь и добиваться успеха.

Основа жизненного успеха

Кто же не хочет, чтобы его ребенок был счастлив! А счастье во многом зависит от того, как человека "запрограммировали" в раннем детстве. Основа успешного жизненного сценария - это верная самооценка ребенка, важнейший регулятор его дальнейшего поведения и отношений с людьми. Самооценка, как уважение к себе, своей личности, далека от самомнения и самодовольства. Из всех слов с начальным элементом "само" самооценка ближе всего к самоуважению.

Как правило, человек с завышенной самооценкой не умеет ладить с окружающими, не вызывает у них симпатии к себе, становится замкнутым и одиноким. Мало у кого возникает желание завязывать контакты и дружить с ним. Возможно, он излишне самоуверен, у него неразумные требования к людям, не развита эмоциональная отзывчивость. Общение с таким человеком никому не приносит удовлетворения и удовольствия. И обычно такой слишком самодовольный человек, не способный установить добрых и равноправных отношений даже с самыми близкими людьми, бывает несчастным.

В той же степени обездоленным склонен стать и человек с заниженной самооценкой. Все его страдания, проблемы, а иногда и недопустимо загубленная жизнь - это результат отсутствия должного самоуважения. Он не сумел вовремя ни осознать, ни изменить отношения к себе, а родители не помогли ему верно оценить себя, свои положительные качества и найти достойное место среди людей.

Счастливый человек - это тот, которому с детства удается объективно оценивать свои достоинства и недостатки, предел возможного, достижения и промахи, самокритично их

анализировать и находить пути для самосовершенствования. Он живет в полном согласии со своим "я", что не мешает ему взаимодействовать с окружающими. Он легче переносит неприятности, потому что достаточно уверен в себе и всегда может рассчитывать на чью-либо помощь, которую с благодарностью принимает.

К счастью всех нас, маленькому человеку никогда не поздно переоценить себя и приобрести объективно высокую самооценку. Родители обладают безграничной любовью, властью, возможностями, чтобы помочь ему в этом. Они обязаны максимально способствовать социальному развитию собственного "я" их ребенка. Именно на них лежит ответственность за то, чтобы "вложить" в своего ребенка ощущение самоценности и чувство самоуважения.

Как же воспитать счастливого ребенка?

Предлагаем Вашему вниманию 9 наиболее важных и основополагающих подходов, которые Вы можете использовать каждый день в общении с ребёнком. Эти, на первый взгляд ПРОСТЫЕ "ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ", помогут Вам выстроить с ребёнком доверительные и полные взаимопонимания отношения. И неважно, сколько лет Вашему ребёнку - один годик или (открою Вам страшную тайну!) тринадцать (и более!!!) лет. Эти универсальные подходы важны в любом возрасте.

Как воспитать счастливого ребенка?

Чтобы Вам было интереснее и понятнее, мы предлагаем информацию психолога Екатерины Свечниковой в несколько необычной форме: она будет поведана Вам устами самого малыша. Многие дети хотели бы рассказать об этом родителям, но они не знают, как это сделать. Иногда им просто не хватает слов, а одних только чувств недостаточно, чтобы всё объяснить.

Итак, раскрываем для Вас некоторые секреты - ключики к эффективному воспитанию. Приготовьтесь услышать ВАШЕГО ребёнка.

Как воспитать счастливого ребенка?

1. Объяснения. Старайтесь мне всё подробно объяснять - ведь только от вас я могу узнать многие вещи. Несмотря на то, что иногда я демонстрирую равнодушие, все ваши объяснения очень помогают мне. Из них я многому учусь и многое начинаю понимать. Обиднее всего, когда вы мне что-то запрещаете и просто говорите: "Потому что так надо и

всё", Или: "Потому что я так сказал (а)". Мне обидно и я в растерянности. НИКОГДА не говорите мне "Ты ещё маленький, и поэтому ничего не понимаешь", "Вырастишь -поймёшь". Это обижает меня до глубины души. Я очень стараюсь всё понять. Пожалуйста, не жалейте времени на объяснения - это ваш бесценный вклад в мою самооценку и моё интеллект.

Как воспитать счастливого ребенка?

2. Лишение меня чего-то в виде наказания. Если вы решили наказать меня за что-то,
лишайте меня хорошего, а не причиняйте мне плохое. Это золотое правило. Не бойтесь
лишить меня на какое-то время моих развлечений, если я этого заслужил. Несмотря на то,
что я могу притворяться, что я вас за это не люблю и обижаться на вас, я смогу это
пережить и чему-то научусь. Наказание должно быть справедливо и назначено за какое-то
конкретное дело. Важно, что бы я понимал, за что вы меня лишаете чего-то. Обязательно
похвалите меня, если вы увидите, что я исправился. Но НИКОГДА не наказывайте меня
физически. Подзатыльники, шлепки, ремни и прочие действия такого рода унижают меня,
заставляют чувствовать себя маленьким, беспомощным и ничтожным, влияют на моё
самооценку. Чувство обиды и досады надолго поселится в моём сердце и повлияет на мою
дальнейшую взрослую жизнь. Помните ПРО ЭТО золотое правило.

Как воспитать счастливого ребенка?

3. Умейте говорить мне "Нет". Я не хочу вырасти избалованным и требовательным
человеком, который не понимает границ дозволенного. Поэтому приучайте меня к слову
"Нет" и не бойтесь этого. Научите меня понимать это слово. Я должен знать, что есть
вещи, которые делать нельзя. Но главное, чтобы вы не стали злоупотреблять этим словом
и говорить его при первой же возможности. В детстве я очень любопытный и мне
интересно узнать всё об этом мире. Не забывайте про мой живой интерес исследователя и
говорите "Нет" только тогда, когда это действительно необходимо.

Как воспитать счастливого ребенка?

4. Разговаривайте со мной. Мне необходимо общение с вами, а его бывает так немного!
Я понимаю, что вы часто заняты делами по дому и работой, но мне часто так не хватает
вашего внимания и разговоров! Рассказывайте мне утром о своих планах на день,
советуйтесь со мной (ну, делайте вид, что советуйтесь), спрашивайте моё мнение,
внимательно слушайте мои ответы. Посвятите мне в день хотя бы один час, когда мы
будем вместе играть, разговаривать или что-то делать, и ни что не будет вас отвлекать.

Мне нравится вместе с вами рисовать, строить, вырезать, раскрашивать, читать. Я люблю, когда вы рядом со мной, когда мы что-то делаем вместе. Присоединяйтесь ко мне, когда у вас появляется возможность. Выстраивайте со мной с самого раннего детства доверительные, добрые отношения и тогда мы останемся друзьями на всю жизнь.

Как воспитать счастливого ребенка?

5. Проявляйте ко мне уважение. Уважайте мои мысли и чувства, моё настроение и
желания. Несмотря на то, что я маленький - мои чувства бывают очень сильные, а мысли
интересные. Вы же тоже когда-то были маленькими, помните, каково это? Конечно, наши
мнения могут часто расходиться, но, объясняя вашу точку зрения, дайте и мне объяснить
мою. Проявляйте к моей маленькой Личности уважение, и я буду уважать вас.

Как воспитать счастливого ребенка?

6. "Я люблю тебя!" Говорите мне эти замечательные слова как можно чаще. Не бойтесь
меня избаловать - это заблуждение! Любому человеку приятно слышать эти слова, и тем
более, мне. Только из ваших слов я составляю мнение о себе и с этим мнением потом буду
жить всю жизнь. Из добрых слов обо мне я делаю вывод, что я любимый и желанный, что
я приношу радость и любовь. Знаете ли вы, что психологи пришли к выводу, что для
нормального развития мне просто необходимы как минимум 4 объятия в день (утром и на
ночь не считается). Поэтому обнимайте меня в течение и говорите мне эти волшебные
слова. Этим вы делаете меня счастливым.

Как воспитать счастливого ребенка?

7. Позвольте мне совершать ошибки. Конечно, вам не хочется, чтобы я совершал какие-
то очевидные для вас ошибки, но иногда это совершенно необходимо мне, чтобы чему-то
научиться. Конечно же, не давайте мне совершить какие-то серьёзные, опасные ошибки,
которые могут повлиять на всю мою жизнь. Но разные другие повседневные ошибки
необходимы мне для активного обучения и развития. Дайте мне самому столкнуться с
последствиями моих действий, и я научусь быстрее.

Как воспитать счастливого ребенка?

8. Хвалите меня за хорошее. Очень часто бывает так, что хорошее вы принимаете как
само собой разумеющееся, а на плохое обращаете внимание и делает мне замечания. А
мне так приятно слышать, что вам нравится, что я делаю! Я люблю доставлять вам
приятные эмоции, и ваше мнение значит для меня очень многое. Если вы видите, что я

делаю что-то хорошо или очень стараюсь, дайте мне знать, что вы это замечаете -похвалите меня!

Как воспитать счастливого ребенка?

9. Смейтесь, веселитесь со мной! Не бойтесь брать меня в разные места и наслаждаться со мной новыми впечатлениями! Я буду помнить моё детство всю жизнь - постарайтесь, чтобы это были приятные воспоминания, полные радости и любви, стоящие того, чтобы о них помнили. Внутри меня находится нескончаемый источник мудрости, интереса к жизни, любви и радости от того, что я живу на этом свете. Я готов разделить эти чувства со всем миром - поддержите меня в этом! Я очень люблю вас!

Любите ребенка безусловно, независимо от его внешности, способностей, достоинств и недостатков, плюсов и минусов, красоты и уродства. Независимо от того, чего мы ждем от него в будущем, и, что самое трудное, независимо от того, как он ведет себя сейчас. Это, конечно, вовсе не означает, что нам всегда нравится его поведение. Но чем больше мы стремимся к безоговорочной, безусловной любви, тем более удовлетворенными и уверенными родителями мы становимся. И тем более доброжелательным и счастливым растет наш ребенок.

Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает любить первым. Если детей одаривают любовью, они возвращают ее. Но если им ничего не дается, им нечего возвращать.