"Педагогическая находка" (проект по созданию экологической тропы)

Редина Анастасия Николаевна

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №4 «Лесовичок»
Пгт.Талакан

Проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

«По следам Лесовичка»

2018

Проект по созданию экологической тропы «По следам Лесовичка».
Человек может развиваться
только в контексте с природой,
а не вопреки ей.
В.Бианки
ПАСПОРТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ
Вид проекта: долгосрочный, досугово – познавательный, творчески – исследовательский.
Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
Руководители проекта:
Скиданова Ирина Петровна – воспитатель высшей квалификационной категории
Редина Анастасия Николаевна – воспитатель высшей квалификационной категории.
Халимова Марина Олеговна – музыкальный руководитель высшей квалификационной категории.
Введение
Дошкольный период – наиважнейший этап в жизни ребенка. Ни у кого из живых существ на планете Земля нет такого длинного периода детства как у человека. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Мир природы многообразен, полученные в детстве впечатления, оказывают влияние на отношение человека к природе в дальнейшей жизни. Умение по-детски видеть мир – необходимая составляющая часть всякого творчества. Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал необходимым, научить ребенка общаться с природой, наблюдать за ее явлениями с самого раннего возраста.
Проект «Экологическая тропа» ориентирован в конечном итоге на решение  проблемы - экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предлагаемый материал поможет педагогам ДОУ организовать экологическую и опытно-экспериментальную деятельность дошкольников. Раскроет способы взаимодействия детей с окружающей природой.
Данный проект разработан на основе изучения опыта коллег, собственного опыта и знаний, литературы и пособий по данной теме, а также интернет ресурсов, с учетом типа учреждения, географической особенности местности и материальных возможностей образовательного учреждения.
Актуальность проекта.
Экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста чрезвычайно важная проблема настоящего времени: не вызывает сомнений тот факт, что только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущего и подрастающего поколения людей, способны вывести планету и человечество из плачевного состояния. Важно донести до детей, то, что наш дом един – все в нем взаимосвязано. Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности детей дошкольного возраста непосредственно в природной среде. В мире природы экологическая тропа – это специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность дошкольников в природном окружении. Развитие познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к животному и растительному миру, стремление к сохранению и приумножению природных богатств, становится неотъемлемым требованием воспитания подрастающего поколения. «…Мировоззрение человека в современный век начинается с экологии – с экологического мышления, а воспитание и образование человека – с экологического воспитания» Академик Российской АН Моисеев Н.
Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Экологическая тропа»
Цель проекта: создание условий для формирования у детей дошкольного возраста элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны, средствами экологической тропы.
Задачи проекта:
• Показать детям многообразие флоры и фауны на территории ДОУ.
• Развивать познавательно-исследовательскую активность детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности с природными объектами.
• Формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное не только для самих дошкольников, но и для природы.
• Способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах эколого - развивающей среды и проведения экскурсий по объектам экологической тропы.
• Активизировать участие родителей в экологическом воспитании ребенка.
Гипотеза реализации проекта. Реализация проекта позволит повысить экологическую культуру детей, расширит кругозор, привьет навыки труда в природе, увеличит словарный запас, познавательную активность.
Ожидаемые результаты.
Дети.
• Развитие экологических компетенций у детей дошкольного возраста.
• Формирование гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.
• Содействовать развитию представлений о флоре и фауне родного края.
• Формирование стремления к исследованию объектов природы экологической тропы.
• Развитие творческих способностей, любознательности, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Родители.
• Помощь в изготовлении материалов и атрибутов к мероприятиям
• Активное включение в совместные с детьми мероприятия  экспериментально-познавательного, трудового и экскурсионного характера.
• Субботники по облагораживанию территории ДОУ
Педагоги.
• Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами по экологическому воспитанию.
• Способствовать внедрению и развитию вариативных форм работы с детьми в природных условиях.
• Способствовать познавательному развитию детей.
• Предоставление проекта на конкурс.
• Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у дошкольников.
Продукты проекта (станции)
• Цветник «Сказочная поляна»
• Лебединое озеро
• Фруктовый сад
• Сосновый бор
• Еловая аллея
• Чудо-огород
• Будь здоров!
• Альпийская горка
• Зеленая аптека
• Метеостанция
• Тропа здоровья
• Уголок творчества
• Летняя лаборатория
• Животные жарких стран
• Лужайка насекомых
• Березовая роща
• Птичий парк
• Солнечный круг
• Деревенское подворье
•  Цветочный ковер
• Сиреневая аллея
Пояснительная записка
     Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует развитию экологического сознания дошкольников. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях.
На экологической тропе обучение и воспитание обьединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности ребенка.
     Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но, самым важным проявлением связи обучения с жизнью является состояние природы в зоне экологической тропы.
     Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени- формирование экологической культуры человека. Это обуславливает содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на экотропе.
     Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение, труд. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, мышление, речь. Осмысленное созерцание и наблюдение способствует формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и охранять.

Правила поведения на экологической тропе
1. Шум не помощник в познании природы. Наслаждайтесь пением птиц, шелестом листьев деревьев и другими звуками природы.
2. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.
3. На тропе разрешается рассматривать, наблюдать, любоваться, размышлять, думать, экспериментировать.
4. С тропы нельзя выносить сувениры природы (камни, цветы и т.д.)
5. С тропы можно выносить только знания, впечатления и хорошее настроение!

ИНСТРУКЦИЯ
По организации охраны жизни и здоровья детей на “Экологической тропе”
1. Общие требования
  1.1 Педагог обязан знать, что несет личную ответственность за сохранения жизни и здоровья детей.
  1.2.Знать содержание инструкции по оказанию первой медицинской помощи.
  1.3.Строго соблюдать санитарные правила, утвержденные Минздравом России.
  1.4Находиться с детьми и не оставлять их без присмотра
  1.5.Оборудование, расположенное на территории тропы, должно быть в исправном состоянии (без острых выступов, углов, гвоздей, выступающих болтов)
2. Требования безопасности перед выходом на “Экологическую тропу”
  2.1. Перед выходом осмотр территории тропы, не допускать наличие травмоопасных предметов (сломанных кустарников, веток, металлических предметов, битого стекла и т.д.)
  2.2. Ежедневно проверять исправность и устойчивость оборудования, находящегося на Экологической тропе.
  2.3.Ежедневно проверять наличие препаратов в медицинской аптечке
3. Требования безопасности во время нахождения на “Экологической тропе”
  3.1. Обеспечить комфортные условия пребывания воспитанников, с использованием занимательного игрового и развивающего материала и оборудования
  3.2.не допускать лазания воспитанников по ограждениям забора, деревьям и др. опасным местам
  3.3.Во избежание перегрева на солнце дети должны быть все в головных уборах

Этапы реализации проекта
Организационный Цель
-Изучить особенности природного окружения
-Сформировать цели и задачи проекта
-Анализ педагогической литературы по проблеме экологического развития дошкольников
-Разработка плана мероприятий экологического содержания

Содержание
-Детальное обследование территории детского сада, выделение наиболее интересных обьектов
-Составление паспорта экологической тропы
-Изготовление отдельных обьектов экологической тропы

Основной Цель
-Описание экскурсионных обьектов на маршруте экологической тропы
-Организация поисковой деятельности детей и взрослых по теме “Экологическая тропа” Содержание
-Экскурсия в сосновый бор, еловый лес и фруктовый сад
-Целевая прогулка
“Санитары леса”
-Путешествие “Цветочный ковер”
-Трудовой десант “Огород”
-Акция “Украсим мир цветами” (работа в творческом уголке)
-Соревнования “Мы за здоровый образ жизни”
-Поисковая деятельность “Аптека под ногами”
-Прогулки по территории детского сада
-Остановка “Метеостанция”
-Фотосессия “Ах, лето!”
-Игры и эксперименты в “Летней лаборатории”
-Зеленый патруль “Экологические сказки”
-Викторина “Самый умный”



Заключительный  Цель
Презентовать проект  Содержание
Конференция для детей и родителей “Маршрут экологической тропы в детском саду” 
-Создание альбома “Я и мир вокруг меня”
-Праздник “На природу в лес пойдем”
-Презентация проекта “Экологическая тропа”


Выводы.
Экологическим образованием и воспитанием необходимо заниматься с раннего детства.
Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа.
Основными участниками проекта являются ребенок-родитель-педагог.

Краткое содержание проекта
Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение от одного обьекта к другому, и наглядно показан на карте-схеме экотропы.
Таким образом, экологическая тропа состоит из нескольких станций, на которых дети знакомятся с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними.
Для повышения интереса детей к занятиям на тропе выбрали “хозяина тропы” -  Лесовичка.

 


Итак, маршрут по экологической тропе Лесовичок предлагает начать с первой станции Цветник “Сказочная поляна”.

Целью данной станции является знакомство детей с разнообразием сказок о природе. Тут проводится как индивидуальная работа, так и групповая. Ребятам с учетом их возрастных особенностей, предлагается и чтение художественных произведений, и обыгрывание сказок, самостоятельные игры разнообразие пальчиковых и дидактических игр.
Дети читают стихи, поют песни, рассказывают сказки.
Следующая станция называется “Лебединое озеро”.


Это необыкновенной красоты искусственный водоем со своими обитателями. Эта станция дает возможность организации сюжетно-ролевых игр, познавательной и исследовательской активности.
Целью является знакомство детей с растениями и обитателями водоема, дети узнают какое значение имеет озера в природе (иллюстрированные рассказы о животных и растениях водоема)
После этого, ребята отправляются дальше и на пути у них очень интересная и познавательная станция “Фруктовый сад”.

Наш фруктовый сад представляет собой сад, в котором растут фруктовые деревья и ягодные кустарники. Яблонька, груша, рябина, вишня, смородина, черемуха, слива, крыжовник, калина – все это многообразие насаждений позволяет ребятам обогатить свои знания, воспитателя стараются о каждом дереве рассказать свою историю, ребята в свою очередь с большим удовольствием собирают плоды, из которых в дальнейшем повара готовят компот и повидло.
Отправляясь дальше станции “Еловая аллея”, мы попадаем на станцию “Сосновый бор”.
Уникальное расположение нашего детского сада позволяет всем его посетителям полюбоваться, пожалуй, самыми любимыми и поистине красивыми хвойными деревьями.
Задачи станции:
-Рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года, сравнение их между собой
-Воспитание заботливого отношения к зеленым насаждениям (дети наравне со взрослыми ухаживают за территорией)
Это место является излюбленным для фотосессий. Ребята не устают гулять и наслаждаться местной достопримечательностью.

“Чудо-огород”.


Эта станция помогает детям получать самые достоверные знания о природе, приобретать практические навыки ухода за растениями.
Чудо-огород представляет собой овощной огород на открытом, хорошо освещенном пространстве, где произрастают культуры, не прихотливые к условиям обитания, привлекательные для проведения наблюдений.
ЦЕЛЬ станции вызвать большой интерес к труду, к исследованиям на огороде, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях.
Задачи:
-расширять и уточнять представления   детей об овощных культурах
-учить ухаживать за растениями, дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений
-развивать познавательные и творческие способности детей
-формировать осознанно-правильное отношение к природе родного края, к труду человека
Трудовой десант “Огород”
Трудовая деятельность Продуктивная деятельность
1. Сбор информации, рассматривание энциклопедий, вырезок из газет, открыток, подбор иллюстраций.
2. Подготовка семян к посеву.
3. Подготовка почвы к посеву семян.
4.Посадка семян овощных культур.
5. Уход за рассадой.
6. Наблюдение за всходами, рассадой и отметки в дневнике наблюдений.
7. Ежемесячный полив рассады, уход.
8. Прореживание культур.
9. Наблюдение за созреванием овощей.
10. Сбор урожая.
  1. Подбор информационного материала по теме овощи.
2. Изготовление дидактических игр об овощах.
3. Проведение цикла практических занятий по выращиванию растений от семени до плодов.
4. Изготовление дневника наблюдений за всходами семян.
5. Беседы “Незнайка пришел в гости”, “Могут ли овощи принести вред вашему здоровью”.
6. Организация игр-драматизаций
7. Мастерская “Овощи в магазин’’
8. Проведение коллективного труда “Салат из овощей”.


После работы можно и отдохнуть. А, что для ребят есть отдых?! Конечно это игры, двигательная активность.
Хозяин тропы приглашает ребят на станцию “Будь здоров”.
Эта самая большая по площади станция. Тут есть все необходимое для активного отдыха детей. -Волейбольная площадка
-Футбольное поле
-Горки
-Разные лестницы, турники и тренажеры
-Баскетбольная площадка
-И, гордость нашего сада “Автогородок”.
Ребята, знакомятся с общими правилами игр на площадках, а также применяют знания практически (футбол, волейбол, баскетбол).
В “Автогородке” ребята знакомятся с правилами дорожного движения, обыгрывают разные ситуации, которые происходят на дорогах. Помимо этого они узнают и об обратной стороне подобных мест. Воспитатели проводят “тонкую грань”, рассказывая о том, что в отличии от, например, “Соснового бора”, где дышится легко и свежо, такие места приносят своеобразный вред здоровью. Ребята узнают, что большое количество машин загрязняет воздух. Проходят беседы о причинах загрязнения воздуха и их последствиях.

 

Далее, следуя маршруту, мы попадаем на цветник пейзажного стиля, который представляет собой фрагмент горного пейзажа. Эта станция называется “Альпийская горка”.
Соорудив альпийскую горку на труднообрабатываемом участке, мы значительно сэкономили силы и время на обработке почвы перед высадкой растений, а обустроенный альпинарий органично вписался в местный ландшафт.
На этой станции ребята познакомятся со свойствами камней. Почвы, видами растений Дальнего Востока. Развивают пространственное воображение, речь, познавательный интерес. Формируют навыки наблюдения и экспериментирования, учатся помогать поливать растения и обрабатывать почву. Более детально знакомятся с особенностями таких растений как ландыш.  Ирисы, лесной пион, папоротник, болотная трава.

  Рядом расположена следующая станция “Зеленая аптека”.
Дети совместно со взрослыми изучают лекарственные растения, такие как крапива, подорожник, чистотел, календула, тысячелистник, аптечный одуванчик, мята, мелисса, зверобой.
У ребят формируется потребность в здоровом образе жизни, положительное отношение и интерес к народной медицине, как основе экологического мировоззрения.


Создавая экотропу мы не могли не включить Метеостанцию.
Метеостанция-площадка для организации наблюдений и изучения явлений природы осадки направление ветра).
Ребята наблюдают за природными явлениями (например, движения облаков, поведением животных, состоянием растений).
При пользовании простых приборов для определения погоды у ребенка развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщать – все это необходимо для общего развития ребенка.
Метеостанция с размещением на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.
Оборудование включает в себя термометр, дождемер, флюгер.
Помимо практических заданий, ребята получают много информации теоретической по этой теме.

В теплые летние дни дети с удовольствием принимают солнечные ванны и ходят босиком по специально оборудованной дорожке. Эта станция “Тропа здоровья”.
Про виды закаливания, их особенности и значение ребята знакомятся именно здесь.

Следующая станция, на которую нас приглашает Лесовичок называется Уголок творчества.
На этой станции ребята проявляют все свои фантазии, здесь они и рисуют, и мастерят.

 

Как в рисунках, так и в поделках могут выразить эмоции, которые чувствуют после интересного и увлекательного проведенного времени в детском саду.
Самостоятельный выбор материалов, цветовой гаммы дает возможность проявить все свое творчество.
Экспериментальной деятельностью порадует станция “Летняя лаборатория”.
Все оригинальное – просто!!! В обыкновенной песочнице ребята проделывают настоящие лабораторные исследования, ставят опыты. С помощью лабораторного инвентаря, проводят экспериментирования с песком, опыты с водой и игры.
Ребята становятся учеными и изучают различные природные обьекты и явления.

Двигаясь дальше, ребята попадают на территорию Животных жарких стран.

 

Родители совместно с педагогами изготовили из подручных средств животных, обитающих в жарких странах. Поделки выполнены качественно, эстетично, поэтому ни один год прослужат для детей обьектами обсуждений. Деревянная зебра, резиновый жираф и другие виды животных расскажут нам о жарких странах много интересного.

Далее мы отправляемся на станцию Лужайка насекомых.

 

Ребята знакомятся с разнообразием насекомых: пчелы, осы, бабочки, шмели и т.д. Все это обьекты для наблюдения детей. Два больших камня стали прибежищем для жучков. Повернув камень, можно увидеть большую черную жужжелицу или жука.
Во время цветения одуванчиков на лужайке становится очень красиво. Всегда найдутся желающие запечатлеть это на фото.
Ну, а как только одуванчики отцветают, выполняем дыхательную гимнастику, сдувая его парашутики.

Вот незаметно мы пришли на следующую станцию “Березовая роща”.
Обращаем внимание детей на то, что береза-это лиственное растение. Особое внимание уделяется стволу дерева, его необычной окраске коры. Тактильным ощущениям во время прикосновений.
Ребята узнают, что береза- это самое почитаемое дерево в России. Узнают о его значении в жизни человека. Знакомятся с устным народным творчеством: загадки, пословицы и поговорки о березке, песни, стихи и приметы. Еще воспитатель рассказывает о том, что береза в определенное время дает сок, который очень полезный.
Здесь же, в березовой роще располагаются пенечки, на которых ребята могут посидеть, поговорить и отдохнуть.

Подышав свежим чистым воздухом, дети отправляются на станцию “Птичий парк”.
Общими силами для этой станции экотропы были созданы и размещены кормушки, скворечники для наблюдения за птицами. Во время прогулок ребята знакомятся с такими видами птиц как голуби, воробьи, вороны, синицы и снегири.
Дети с удовольствием приходят в птичью столовую и приносят с собой хлебные крошки, семечки, специально принесенные из дома.

 


Целью данной станции является знакомство детей с разновидностью птиц, их особенностями и повадками, условиями жизни, а также узнают о пользе птиц на земле.
В этом году дети обнаружили в одном из птичьих домиков невероятную находку. Три маленьких голубеньких яичка высиживала одна из птиц нашего птичьего парка. Удивлению и восхищению ребят не было предела. В дальнейшем ребята вместе с воспитателями наблюдают за процессом.

Проходя дальше, мы попадаем на станцию “Солнечный круг”.

 


Великолепная клумба, выполненная в форме солнца внушительных размеров, заставляет остановиться любого “зеваку”.
На данной станции ребята знакомятся с понятием “солнце”, с частями суток, узнают как день сменяет ночь, что такое солнечное затмение и много другой интересной информации с учетом своих возрастных особенностей. 

Следующая станция, на которую нас направляет хозяин тропы Лесовичок это станция “Деревенское подворье”.

Дети узнают домашних животных, особенности их внешнего облика, поведение, способы их передвижения повадки, что и как они едят, какую приносят пользу человеку. Знакомятся с понятием “деревня”, деревенским бытом людей.

Родителями и педагогами созданы отдельные обьекты деревни. Так на одном из участков можно попасть на пасеку, где располагаются улики с пчелками. Также есть мини-водоем “болото”, где расположилась зеленая лягушка с другими его обитателями.
Колодец, выполненный из дерева, заборчик и многое другое покажут ребятам участки детского сада.

Следующая станция под названием “Цветочный ковер” говорит сама за себя. Ребята обогащают представление о цветниках, о разнообразии цветочных растений. Способами ухода и условиями роста. Формируют эстетическое восприятие окружающего мира путем рассмотрения причудливости форм цветков, стеблей, листьев.

Многообразие удивительных оттенков цветов, а также форм клумб, на которых они растут восхищает любого, как ребенка так и взрослого.

Вот мы и добрались до последней станции нашей экологической тропы “Сиреневая аллея”.
Вдоль всех участков детского сада наши сотрудники с помощью родителей посадили сирень. Необычайной красоты аллея становится, конечно, при ее распускании. Когда вся сирень начинает цвести, она сама по себе является обьектом пристального наблюдения и наслаждения ее необыкновенным запахом.
Эта станция своего рода остановка для отдыха.  Проходя, ребята никогда не торопятся, т.к. удивительный вид и манящий аромат будто завораживает. 
Такая экологическая тропа существует у нас в детском саду №4 “Лесовичок”.
Уникальность ее заключается в многообразии остановок для обьектов наблюдения. Есть все необходимое для успешного экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста.


Заключение
Экскурсии по экологической тропе планируем проводить с детьми всех возрастных групп. Также будут привлечены ученики начальных классов. При желании мы всегда рады гостям!

За санитарным состоянием тропы следят все без исключения сотрудники детского сада, начиная с дворника. Поэтому санитарное состояние нашей экологической тропы всегда на “отлично”!
Помогают также и родители (косят траву, вскапывают клумбы).
Педагоги вместе с ребятами следят за состоянием огорода, поддерживают эстетический вид клумб, вовремя их пропалывают и поливают.
Благодаря нашему сплоченному коллективу экологическая тропа будет существовать круглый год, меняя станции в зависимости от времени года.