Технология "Дети-волонтеры"
«Технология «Дети-волонтеры» как ресурс реализации образовательной программы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дети волонтеры | 38.5 КБ |
План работы волонтерского движения | 44.5 КБ |
Волонтеры в изостудии | 234.69 КБ |
Видео "Дети - волонтеры в изостудии" | 11.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ д/с № 7 «Мечта»
Воспитатель: Волкова Е.Н.
Тема: «Технология «Дети-волонтеры» как ресурс реализации образовательной программы».
В своей работе мы использовали 3 этапа подготовки волонтёров.
1 этап – создание отряда: объяснение понятия «волонтёр», обсуждение прав и обязанностей волонтёров, выбор названия, девиза, эмблемы и атрибутов отряда.
2 этап: тренировка навыков эффективной коммуникации и подготовка волонтёров к деятельности. По мнению автора технологии «Дети – волонтёры» Н. П. Гришаевой, важным моментом в организации работы волонтёрского отряда является обучение волонтеров, ведь ребенок не может сразу взять и пойти учить других, не имея в запасе определенных знаний и коммуникативных навыков. Поэтому, согласно рекомендации автора, в группе с первых дней была создана и начала работать Школа волонтёров.
Для занятий Школы, или волонтёрских проб, выделено регулярное время в расписании два раза в неделю. В её работе задействованы воспитатели закреплённых за нами групп, педагог - психолог, учитель – логопед, музыкальные руководители, воспитатель ИЗО.
Вначале важно было помочь детям преодолеть скованность, застенчивость, коммуникативные барьеры в общении, поэтому в работе были использованы интерактивные методы, позволяющие учиться взаимодействовать между собой в парах, слышать других, обсуждать, предлагать свои варианты решения проблемы, развивающие активность детей. Совместно с педагогом – психологом проводили игры, направленные на сплочение коллектива и развитие коммуникативных способностей детей.
3 этап: разработка, подготовка, проведение планируемых мероприятий.
На занятии в Школе волонтёров каждый раз обсуждаем с детьми цель их пребывания в группах младших дошкольников, совместные занятия, виды помощи, которые они могут предложить детям. Выбираем игры, разучиваем новые, проигрывая их между собой, учим объяснять и соблюдать правила игры. Подобрав интересный материал по запланированной теме, вначале презентуем его детям в своей группе.
Волонтёрские пробы в 1 полугодии проводились в познавательной, трудовой деятельности и игре.
Учитывая наш опыт обучения младших дошкольников пальчиковой гимнастике, игровому массажу, и разучиванию небольших стихотворении, во 2 полугодии было решено перенести волонтёрские пробы в образовательную деятельность. Во время проведения Клубного часа, при организации работы в студии, когда приходит много детей, и они, выполнив работу, быстро сменяют друг друга, воспитателю требуется помощник. При обсуждении дел в Школе волонтёров было принято решение попробовать привлечь детей в качестве помощников в нашей студии «Умелые руки».
Заранее подготовленные дети встречали ребят, показывали образец поделки, объясняли последовательность действий её изготовления, помогали, если требуется, в работе. Результат показал, что дети справились с заданием. Это помогло принять решение осуществить волонтёрские пробы в образовательной деятельности.
Проведение каждого такого занятия тщательно планируется взрослыми, затем обсуждается в Школе волонтёров с детьми. Детям ставятся задачи, объясняется и отрабатывается алгоритм выполнения учебного задания. Затем проводится пробное занятие с участием детей нашей группы. После этого дети - волонтёры становятся участниками образовательной деятельности в другой группе.
За период с января месяца мы провели (учитывая длительный карантин) совместно с воспитателями групп и специалистами, три занятия с участием детей - волонтёров: разучивание танца «Топотушки» на музыкальном занятии в группе раннего возраста, обучение навыку передачи и ловле мяча в разновозрастной группе, а так же занятия по изодеятельности в младшей подгруппе разновозрастной группы.
Вот что у нас получилось. Предлагаем для просмотра видеоматериал.
Технология «Дети-волонтеры» как ресурс реализации образовательной
программы по изобразительной деятельности.
Задачи:
- закрепление технических навыков рисования;
- формирование изобразительных умений.
1 этап (подготовительный):
- Занятия Школы волонтеров: ознакомление с темой и содержанием предстоящей деятельности.
2 этап:
- НОД совместно с детьми младшего дошкольного возраста.
Тематика занятий:
- «А что у нас в спортивном зале».
- Закреплять умение правильно держать кисть, рисовать предметы, состоящие из линий; менять направление движения руки в зависимости от линий разного типа: вертикальных, горизонтальных, округлых.
- «Закат». «Вечер».
- Создание беспредметной живописной композиции с использованием 3-ех основных цветов.
- Учить смешивать краски для получения нового цвета, используя прием размывания от пятна к пятну.
- Учить тщательно промывать кисть при смене цвета краски.
- Тематический клубный час «Доброе сердце».
- Выбор изобразительных материалов, показ образца действий.
Трудности и ошибки: при наличии листочка для показа действий, дети-волонтеры могут сами увлечься собственным процессом рисования. Не всегда и не все дети могут дать правильную инструкцию действий для другого ребенка.
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы волонтёрского отряда «Апельсин»
старшей группы на 2016 – 2017 учебный год.
Цель: Приобщение старших дошкольников к волонтёрской деятельности как форме гражданского соучастия, реальной помощи и поддержке тех, кто в ней нуждается.
Формирование у детей 5- 6 лет таких качеств личности, как сопереживание, сочувствие, милосердие.
Обогащение социального опыта детей
Сентябрь:
Интегрированное занятие: «Путешествие в мир добрых дел и поступков»
Беседа: «Чтобы счастье и радость дарить, надо добрым и милосердным быть»
Чтение и анализ художественных произведений в течение месяца: «Кто скоро помог, тот дважды помог»
Презентация: «Шкатулка добрых дел»
Октябрь:
Событийное мероприятие: «Посвящение в волонтёры»
Знакомство с детьми группы раннего возраста, разновозрастной группы, гостевание, совместные игры. «Мы - веселые ребята».
Оказание детям группы раннего возраста помощи в использовании алгоритма умывания: «Я умею делать сам»
Разучивание физкультминуток с детьми разновозрастной группы
Инициирование благотворительной акции по сбору семян для подкормки птиц в зимний период: «Братья наши меньшие»
Чтение стихов об осени для детей разновозрастной группы.
Изготовление и вручение открыток ко Дню пожилого человека. «Собери цветы благодарности»
Ноябрь:
Чтение, инсценирование стихов для детей группы раннего возраста «Веселый - грустный» (из цикла «Игрушки» А.Барто)
Изготовление и обмен подарками с детьми разновозрастной группы в рамках Триады здоровья: «Бюро подарков»
Разучивание пальчиковой гимнастики с детьми разновозрастной группы.
«Зима»
Оказание помощи детям разновозрастной группы в строительстве снежных построек на участке.
Помогать детям разновозрастной группы ухаживать правильно за комнатными растениями «Польза домашних растений»
Подвижные игры во время прогулки с детьми разновозрастной группы.
Оказание помощи в складывании вещей в кабинках младшим в своей группе.
Инициирование выставки поделок «Марья – искусница» ко Дню матери, изготовленных руками детей и родителей, организация посещения выставки детьми раннего возраста и разновозрастной группы
Декабрь:
Развешивание кормушек на территории детского сада «Столовая для птиц»
Оказание помощи детям группы раннего возраста в сборе игрушек, в расставлении их на свои места: «Умеешь сам – научи другого»
Оказание помощи в складывании вещей в кабинке детям разновозрастной группы после прогулки
Разучивание пальчиковой гимнастики с детьми группы раннего возраста.
«Рукавичка»
Вырезание снежинок для украшения группы раннего возраста к Новому году:
«Добрые дела»
Изготовление поделок для украшения ёлочки на участке детского сада с детьми разновозрастной группы : «Мастерская Деда Мороза»
Оказание помощи в зарисовке желаемых подарков в письме к Деду Морозу детям разновозрастной группы: «Собери цветы благодарности»
Дети- волонтёры доставляют почту «Мечты»
Январь:
«Прокачусь я с горки ледяной!» - оказание помощи детям разновозрастной группы в освоении правил безопасного поведения при скатывании с горки во время прогулки
Приглашение детей разновозрастной группы на выставку «Домик для сказочного героя»
Событийное мероприятие для детей разновозрастной группы «Колядки»
Совместное рисование сюжетов о зиме с детьми разновозрастной группы «Зимушка- зима»
Презентация самостоятельно изготовленных книжек – малышек для детей группы раннего возраста и разновозрастной группы.
Показ сказки «Репка» детям группы раннего возраста.
Февраль:
Изготовление и обмен «валентинками»: «Ты мой друг и я твой друг»
Дети – волонтёры доставляют почту «Мечты»
Рассказ детям младшей группы об Армии, чтение стихов.
Военно- спортивная игра «Мы - защитники» с детьми разновозрастной группы
Изготовление игрушек из бумаги и картона для детей группы раннего возраста (самолётики, бинокли) «Своими руками»
Совместные игры с детьми группы раннего возраста.
Разучивание физкультминутки с детьми группы раннего возраста
Март:
Концерт для мам «Собери цветы благодарности» -
Сюжетно- ролевые игры с детьми группы раннего возраста «Дочки- матери», «Дом»
Оказание помощи в изготовлении подарков для мам детям разновозрастной группы «Вот цветочек маме» -
Дети – волонтёры доставляют почту «Мечты»
Разучивание игр с детьми разновозрастной группы на развитие доброжелательного отношения друг к другу
«Цветочек счастья», «Наш тесный круг»
Инициирование участия в акции «Зелёный кошелёк» (сбор макулатуры)
«Проводы зимы. Масленица » - праздник для детей детского сада.
Апрель:
Весёлые конкурсы для детей разновозрастной группы «Веселинка в гостях у малышей»
Участие в Неделе Добра «Путешествие в волшебную страну Добра »
Разучивание подвижной игры с детьми группы раннего возраста во время прогулки «У медведя во бору»
Загадывание загадок, рисование сюжетов о весне с детьми разновозрастной группы «Весна пришла»
Показ спектакля детям разновозрастной группы и группы раннего возраста в рамках театральной недели «Золотая маска»
Май:
Возложение цветов к стеле Победы «С добротой по жизни»
оказание помощи детям группы раннего возраста и разновозрастной группы в уборке веточек, прошлогодних листьев на участках «Чистый участок»
Подвижные игры с детьми разновозрастной группы на спортивном участке «Ты, да я, да мы с тобой»
Дети- волонтёры помогают детям разновозрастной группы познакомиться с «Клубами интересных дел» в рамках проведения клубного часа.
Экскурсия с детьми группы раннего возраста по территории детского сада «Летняя сказка».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Дети - волонтеры» в Изостудии