Кружок эстетического развития "Сказки дядюшки Холста"
методическая разработка (рисование, старшая группа) по теме

Волкова Елена Николаевна

На занятиях кружка «Сказки дядюшки Холста» дети знакомятся с миром деятельности художника, выразительными средствами искусства; идет работа по развитию навыков восприятия произведений различных видов искусства; воспитанию эмоционального и осознанного отношения к искусству, умения слышать, видеть, чувствовать, сопереживать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказка первая

в которой мы познакомимся с дядюшкой Холстом,

        феей Палитрой и феей Кисточкой,         

первыми помощниками Художника

Экспонаты мини-музея:

  • Дядюшка Холст,  Фея Кисточка, Фея Палитра;
  • Холст, палитра, кисти, краски (масленые);

Иллюстрации:

  • Художник с палитрой;
  • Иллюстрации пейзажей;
  •  Фото (пейзаж в разное время суток: день, закат, вечер и др.).

«Добрый день! Я – дядюшка Холст. Мое имя вам, наверное, показалось необычным. Я все сейчас объясню. Я – дядюшка, потому что уже пожилой,  то есть много пожил на свете, много видел, много слышал, а теперь еще люблю и много рассказывать. А что такое холст вы уже, конечно знаете. Помните, в старенькой каморке папы Карло любопытный Буратино проткнул носом холст, на котором был нарисован очаг?

Холст – это плотная ткань, на которой художники пишут картины.

Я знаком со многими художниками. Я всегда был им другом и очень этим горжусь. Сколько картин было написано на холсте разными мастерами в разных странах и в разные времена! Эти картины вы можете увидеть в музеях. Я и сегодня служу художникам. Они по-прежнему пишут картины и рассказывают красками о добре и зле, о красоте и обо всем, что происходит вокруг.

Вместе со мной в мастерской художника живут Палитра, Кисточка и тюбики с красками.

С Кисточкой вы знакомы уже давно. С ней дружат не только художники, но и многие ребята.

А вот про Палитру вы, возможно, еще не слышали. Посмотрите, как художники изображали самих себя. Эти живописцы жили в разные времена и в разных странах. Но каждый из них держит в руке дощечку красиво изогнутой формы. На ней расположены краски. Такая дощечка и называется палитрой. Чтобы ею было удобно пользоваться, в углу делают отверстие для пальца. Художник размещает краски по краю палитры.

Но нас окружает такой разноцветный мир, что, кажется, не хватит у художника красок, чтобы изобразить его. Но палитра – волшебница. С ее помощью художник смешивает краски, которые у него есть, и превращает их в необходимые ему цвета.

А еще живописец владеет тайной трех цветов. Поэтому иногда ему достаточно расположить на своей палитре всего три краски – синего, красного и желтого цвета, чтобы превратить их в самые разнообразные: цвет восхода и заката, цвет весеннего неба и ручья и многие другие.

Цвет для художника – главный помощник. Правильно нарисовать дом, дорогу, деревья, людей можно и без цвета. Но заставить нас грустить или радоваться живописец может только с помощью красок.

Посмотрите внимательно на эти две картины. Оба художника изобразили небо, деревья. Но настроение в картинах разное. В одной радостное, светлое, в другой – грустное. Как ты думаешь, отчего это происходит? Вглядись, какого цвета небо, деревья в одной и какого цвета – в другой. Может быть, теперь откроется вам отгадка.

В этих картинах мы можем увидеть теплые цвета, они напоминают нам огонь, и имеют оттенки желтого и красного. И холодные цвета: синие и фиолетовые. Посмотрите на картины внимательно. Как вы думаете, в какой художник пользовался холодными, а в какой теплыми цветами? Будете ли вы грусть, печаль, зимний вечер передавать оранжевым, красным, желтым цветом? А радость, например, синим?

Мы предлагаем вам несколько слов: мама, осенние листья, грусть, плач, весна, море, дерево, веселье. А вы , пожалуйста, попробуйте подобрать к ним цвет. Цвет художнику необходим, чтобы передать настроение.

Посмотрите на эти картины. Скажите, какого цвета море, снег, горы? Почему же у художника небо розовое, трава разноцветная, снег синий, горы фиолетовые, деревья оранжевые? Неужели они ошиблись?

Ошибки здесь нет. Просто вечерние сумерки подарили горам фиолетовые, а снегу – синие цвета, а утром восход окрасил их в розовый цвет. А художник все это увидел и подарил нам на своих картинах и розовые горы, и снег, чтобы мы ими любовались.

- Знаешь, дядюшка Холст, когда я появилась впервые в мастерской Художника, - проговорила Кисточка, - меня очень многое удивило. Например, когда Художник писал розовое или светло-зеленое небо. Я твердила про себя, что так не бывает. Я была уверена, что небо всегда голубое, снег белый, море синее.

- А вы посмотрите на фотографию – и вы увидите, что сама природа соединила несовместимые цвета вместе. Например, цвет травы состоит из зеленых, желтых, коричневых, серых, золотистых оттенков. А вот цвет вечернего неба…  Главный учитель для художника – природа.

Мы предлагаем вам нарисовать дом доброй и злой волшебницы, небо в городе злой и доброй волшебницы, деревья, которые растут в этих городах.

Попробуйте дома или в группе нарисовать веселый и грустный день, изобразить красками веселую и грустную мелодию».



Предварительный просмотр:

Сказка вторая

Рассказ дядюшки Холста о первых Художниках

Экспонаты мини-музея:

  • камни с рисунками (3 шт.);
  • каменный уголь;
  • глина (порошок).

Иллюстрации:

  • археологические раскопки;
  • наскальные рисунки (энциклопедия «На заре цивилизации»,                М.: «Терра», 1995, стр. 97 - 109,  Н. Пузанова «В городе тысячи радуг», Алма-Ата, «Онер», 1990, стр. 38 - 49).

Однажды Кисточка спросила дядюшку Холста: «А кто был первым художником?»

-  К сожалению,  я не могу назвать имени первого художника, я его не знаю» - ответил дядюшка Холст. «И никто не знает. Появились первые художники много-много тысяч лет тому назад. Тогда на земле жили первобытные люди.

Люди живут на земле с незапамятных времен. Интересно знать, какими они были? Чем занимались? В каких домах жили? Откуда мы можем узнать, что было на земле, когда еще не было нас, когда еще не было наших дедушек и бабушек?

Поможет нам археология. Археология – это наука, которая занимается изучением древностей.

Мало что осталось до нашего времени от стоянок древнего человека. И от первых городов, которые оказались погребенными под толстым слоем земли. Но не все бесследно исчезло. Археологи вот уже много десятков лет ведут раскопки, т.е. отыскивают в земле все, что сохранилось от давних времен. Ученому много говорит каждый камень, каждый обломок и даже просто темные или светлые пятна на земле. Например, по этим пятнам они узнают, где были селения, из обломков собирают произведения искусства. Благодаря долгой и кропотливой работе археологов становится известным, как и когда появились первые жилища, чем занимался первый человек, когда появились первые рисунки.

Благодаря археологам мы узнали, что искусство возникло еще в далекой древности. Тогда люди жили в пещерах, шалашах, построенных из костей крупных животных или из жердей, покрытых шкурами. Мужчины охотились на диких животных, таких, как могучий мамонт, носорог, бизон, олень. Женщины выкапывали съедобные коренья различных растений, они же шили одежду из звериных шкур при помощи костяных игл. Тогда-то и появились на стенах пещер первые рисунки.

Кого изображал древний художник?... Животных. В те далекие времена люди существовали только благодаря охоте. И художники тоже были охотниками. Поэтому животные их интересовали больше всего на свете, они зорко наблюдали за огромными бизонами, мамонтами, оленями. Люди тогда думали, что если они изобразят животное, охота будет удачной. Художник считался почти волшебником. Разве это не волшебство, когда на серой скучной скале под рукой художника возникали бизоны, олени, лошади?

/Рассматривание экспонатов мини-музея: камни с рисунками./

А Кисточка сказала: «Мне бы хотелось узнать, где брали краски первобытные художники?  Я думаю, что они брали краски в магазине. Ведь всем детям их всегда покупают в магазине».

-  Ты ошибаешься, Кисточка, - улыбнулся дядюшка Холст. – В те времена готовых красок и магазинов еще не было. Первобытному художнику надо было изобрести краски самому. И он нашел их в земле. Он увидел, какого красивого цвета глина – то золотистая, то красная, и попробовал рисовать ею. Но глина рассыпалась в мелкий порошок. (Рассматривание глины.) И вот он стал думать, как соединить мелкие пылинки, чтобы они прочно держались на стенах пещер. И попробовал соединить цветной порошок жиром животных и соком травы. Так появились первые краски на земле. А когда человек нашел уголь и провел кусочком по скале, увидел,  что он оставляет след, и стал рисовать углем. (Рассматривание каменного угля.)

- А какие были кисти у первых художников?  – спросила Кисточка.

- Кистей у первых художников не было. Вернее, не было таких, какие есть сейчас у художников и у всех ребят. Рисовали они кусочками меха, пучками травы, пальцами.

Все краски, какие только были изобретены на земле, - и давным-давно и те, что есть у тебя, - делают из цветного порошка и связывающего вещества, то есть того, что соединяет пылинки порошка в краску.

Шли столетия, и в разные времена в разных странах художники догадывались соединять цветной порошок то яйцом, то медом, то воском, то маслом, то клеем. Каждая краска получила свое имя. В музеях под каждой картиной, кроме фамилии художника и времени ее создания, обязательно обозначена краска, которой она написана.

- А теперь дети, мы предлагаем вам почувствовать себя первыми художниками-охотниками  и нарисовать углем свой наскальный рисунок, чтобы охота была удачной. Кого вы будете изображать? (Животных: мамонта, бизона, лошадь и охотника, рыбу и т.д.)



Предварительный просмотр:

Сказка третья

Знакомство с Карандашом, Бумагой

и их предшественниками

Цель:  обеспечение обогащенного художественно-эстетического, познавательного развития.

Экспонаты мини-музея:

  • Глиняная дощечка с рисунком, деревянные палочки; дощечки, покрытые воском;
  • кожа;  береста;
  • графит (стержень простого карандаша).
  • Разные виды бумаги и продукции из бумаги (ватман, писчая, гофрированная, бархатная, салфетки, картон и др.; продукция из бумаги и картона: книги, альбомы, тетради, газеты, журналы, карты,  упаковки и т.д.)

Иллюстрации:

  • Папирус  (Н. Пузанова «В городе тысячи радуг», Алма-Ата, «Онер», 1990, стр. 53 - 54);

Вы, наверное, очень удивлены, зачем вам знакомится с карандашом и бумагой? Что за невидаль такая, карандаш?! Каждый день мы пользуемся бумагой и карандашами. Их у вас и дома и в детском саду сколько угодно.

Вот только я хочу спросить вас, а знаете ли вы, где и когда появились бумага и карандаш? На чем писали люди книги и письма, когда их не было?...

Секрет изготовления бумаги, например в России стал известен только 400 лет тому назад. Но люди в то время уже умели писать.

На чем же они писали?...

Первобытные люди, как вы уже знаете, писали и рисовали на скалах, высекали изображение на камнях, костях.

В Древнем Египте научились писать и рисовать на папирусе. Папирус – это растение. Название его переводится как «происходящий из воды». Растет папирус на берегах Нила, в Африке. Как же можно писать на растениях?...

Оказывается, сначала стебли разрезали, прессовали, склеивали. Готовые полоски подклеивали одну к другой и получали свиток, на котором можно писать. Папирус был дешевым, поэтому им пользовались очень часто. На папирусе писали книги и письма, иногда рисовали.

Некоторые народы писали на бересте. Береста – это кора березы.

Еще люди научились писать на глиняных плитках острой палочкой. А чтобы плиточки были ровными и не ломались, их обжигали в печах. Хранили такие плитки в специальных ящиках.

Потом придумали дощечки покрывать воском и тоже писать на них острыми деревянными палочками.

А в некоторых странах научились так выделывать кожу животных, что на ней тоже можно было писать. Обработанная кожа называлась пергаментом.

Бумага была изобретена в Китае. Способ изготовления был несложным, но долго удерживался в секрете. В Китае люди первыми догадались делать бумагу из растертых тряпок, которые потом прессовали. Только через несколько столетий тайну изготовления бумаги узнали и в России.

В настоящее время бумагу делают из древесины, т.е. из дерева. Вспомните, какая бывает бумага, что из нее делают? (Ватман, писчая, гофрированная, бархатная, салфетки, картон и др. Продукция из бумаги и картона: книги, альбомы, тетради, газеты, журналы, карты,  упаковки и т.д.)

Сколько лет растет дерево?... Хватит ли деревьев на земле, если мы не будем беречь бумагу? Поэтому уже использованную бумагу мы снова собираем и сдаем в макулатуру, чтобы из нее снова сделали бумагу.

А карандаш появился позже бумаги. До его изобретения писали острыми палочками, как вы уже знаете, на глиняных плитках или на дощечках, покрытых воском.

Скажите,  если писать палочкой по бумаге, мы увидим письмо, рисунок?...

Люди стали думать и придумали сначала металлические карандаши. Небольшие кусочки свинцовой, серебряной или даже золотой проволоки вставляли в прочную оправу. Такие карандаши стоили очень дорого и оставляли на бумаге лишь слабый след.

И снова стали думать люди. Помогло то, что в Англии нашли залежи графита. Оказалось, что этот минерал обладал чудесным свойством: палочка, сделанная из него, оставляла на бумаге черную линию.

Карандаш, которым мы пользуемся сейчас, был изобретен 200 лет тому назад. Изобрел его ученный Н. Конте. Чтобы было удобно пользоваться, графитный карандаш одели в деревянную рубашку.

А мы сейчас можем обойтись без карандаша?...

Ни один художник не может обойтись без карандашного рисунка. Рисует живописец прежде, чем начнет писать красками свою картину, рисует скульптор прежде, чем начнет лепить скульптуру, рисует архитектор прежде, чем начнет строить новый дом. Рисунок карандашом помогает стать очень внимательным и наблюдательным.

И дома и в детском саду у вас всегда найдутся бумага и карандаш. И вы всегда можете поиграть с друзьями. Дядюшка Холст и Кисточка предлагают вам научиться рисовать, не отрывая карандаш от бумаги. И вы можете попробовать рисовать птиц, животных, цветы и разные фигуры. (Показ.)

А еще можно поиграть в веселую игру, которой уже исполнилось почти 100 лет. Она называется «Рисование по секрету». Играют всегда втроем. Лист бумаги, сложенной вчетверо, дается сначала одному играющему, который рисует голову и шею, загибает лист и передает другому, который должен нарисовать от шеи туловище и руки, после загиба листа третий рисует ноги. Все это должно делаться тайно друг от друга, чтобы было интереснее и неожиданнее получившаяся картинка. Каждый старается придумать что-нибудь необычное, изобразить забавные детали. (Показ.)

Конспект занятия из цикла кружка

«Сказки дядюшки Холста»

Подготовительная группа

                                                                        Воспитатель по изодеятельности

                                                                        Волкова Е.Н.

                                                                        Детский сад № 26

2009 г.



Предварительный просмотр:

Сказка четвертая

В царстве красок

Цель:  обеспечение обогащенного художественно-эстетического, познавательного развития.

Задача: знакомство с разнообразием видов красок, используемых художниками при написании картин.

Экспонаты мини-музея:

  • Акварельные краски;
  • Гуашь;
  • Масляные краски.
  • Масло льняное.
  • Пастель.
  • Картины (или репродукции), написанные разными видами красок (акварельными, гуашевыми, масляными, темперными, пастелью).

Иллюстрации:

  • Древнерусские живописцы  (Н. Пузанова «В городе тысячи радуг», Алма-Ата, «Онер», 1990, стр. 102 - 103); Иконы (стр. 104-106).
  • Акварельные работы художников  (стр. 114-115).

Однажды, находясь в Мастерской Художника,  Кисточка и Палитра стали рассматривать краски, которыми Художник пишет картины. Краски были самыми разными: акварельными, гуашевыми, масляными, темперными.

- Я люблю, сказала Кисточка, - рассматривать работы, выполненные акварельными красками. Ведь рисовать акварельными красками очень трудно. Они требуют большой сноровки и умения. Акварельными красками художники рисуют на бумаге, сухой или мокрой. Особенно сложно писать по мокрому листу бумаги.

- Кисточка, но ведь любая работа требует от художника большого умения и терпения, - возразила Палитра.

- Да, конечно, ты права, Палитра. Но чтобы убедиться в моих словах, попробуй написать цветок или еще что-нибудь по мокрому листу. Ты заметишь сразу, что краски расплываются. Чтобы задуманное получилось, надо заранее знать, куда потечет краска, с какой краской соединится и какой получится оттенок от этого соединения. Вот и нужна сноровка, умение и быстрота.

- Дорогая Кисточка, чем еще отличаются акварельные работы? – поинтересовались Палитра и дядюшка Холст.

- Посмотрите на репродукции и вы увидите, что для них характерны прозрачность, воздушность, неясные очертания предметов. И просвечивание белой бумаги через слои краски, даже если мы несколько раз пройдем кистью по одному месту. Отличает их и небольшой размер, - ответила Кисточка.

- У всех наших знакомых ребят есть акварельные краски, и у вас ребята, конечно, тоже есть. А вы не задумывались, что за слово такое необычное «акварель»? Кисточка, расскажи нам, пожалуйста, - попросили опять дядюшка Холст и Палитра.

- Я совсем забыла вам об этом сказать. Слово «акварель» произошло от латинского слова «аква», что значит - вода. Акварельные краски мы разводим водой. А знаете, чем в акварели соединены красочные пылинки? Они соединены слабым растительным клеем и текучим медом.

- Но я знаю еще одну «водяную краску», и ребята, я уверена, тоже ее знают. Почему же она называется гуашь, а не акварель? Чем она отличается от акварели? – удивился дядюшка Холст.

Давайте посмотрим работы, выполненные акварелью и гуашью.

Акварельная работа – прозрачная, бумага просвечивает. А гуашь покрывает бумагу плотным непроницаемым слоем. Гуашь мы тоже разводим водой. Но когда начинаем работать ею, то краска напоминает сметану. Она густая и непрозрачная. А когда заканчиваем работу, она высыхает и становится бархатистой.

Необычное слово «гуашь» - слово французское. Если его перевести на русский язык, то оно будет означать «водяная краска». В гуаши красочные пылинки соединены сильным клеем. Он прочно присоединяет пылинки друг к другу и не дает им расплываться, когда краску разводим водой. А в акварели пылинки связаны, мы знаем, слабым растительным клеем, поэтому, когда разводим краску водой, красочные пылинки растекаются.

А теперь давайте отправимся в путешествие в Древнюю Русь. Что и как рисовали здесь художники?

Древнерусские живописцы писали иконы. В Древней Руси иконы считались священными предметами. Им поклонялись, о них слагали множество легенд. Люди считали, что иконы наделены таинственной силой. От них ждали чуда, избавления от болезней, помощи в победе над врагом. Иконы находились в каждом доме. Главный герой иконы – божество в образе прекрасного человека.

Посмотрите на репродукции. Древнерусский художник с любопытством глядит на мир, он любуется бегом лошадок, пастушками с овечками, всем, что его окружает.

А посмотрите, какой праздник красок на древнерусской иконе! Краски дружат друг с другом. Краски яркие, их даже хочется назвать звонкими. Они светятся, звенят, сияют и этим доставляют радость.

Знаете, чем связывали красочные пылинки древнерусские живописцы? Яйцом. Выходила очень прочная краска. Дело в том, что яйцо, высыхая, твердеет. Получается, что чем старше краски, тем они прочнее. Та5кая краска называется темперой. Яичная краска была незаменимой очень много-много сотен лет. Темперой можно писать на бумаге, холсте, картоне. В древности темперными красками писали на дереве. Высохнув, эти краски не боятся воды. Поэтому их применяли и применяют сейчас для настенных росписей. Темперными красками можно раскрашивать и глиняные изделия (игрушки). Произведения, написанные темперными красками, можно узнать легко. Они имеют матовую неблестящую поверхность.

А дядюшка Холст хочет нам рассказать о масляных красках.

- Масляные краски появились очень давно, но ими редко кто пользовался. Однажды два брата художника стали совершенствовать эти краски, делали много опытов, смешивая сухие красочные порошки с разными растительными маслами. Наконец они установили, что лучше всего смешивать красочные пылинки с льняным маслом. Почему? Потому что это масло быстро сохнет, а когда высыхает, то придает краскам блеск. От масла пылинки красителя становятся жирными, масло увлажняет их, смачивает. И они навсегда остаются яркими. Если попробовать провести цветным карандашом линию по листу бумаги, на котором есть жирное пятно от масла, вы увидите, часть цветной линии, которая проходит через пятно, самая яркая.

- Мне очень нравятся картины, написанные масляными красками, - вступила в разговор Палитра. – Они такие красивые, краски в них сверкают и переливаются. Я очень люблю их подолгу рассматривать.

- А меня всегда восхищало в живописных работах, как художник может масляными красками передать прозрачность стекла, твердость камня, шероховатость дерева, мягкость шелка, блеск металла и драгоценных камней и многое-многое другое, - продолжил дядюшка Холст.

А приходилось ли вам, рисовать мелками, которые называются пастель? Или это слово вы слышите впервые и впервые видите эти мелки?

Слово «пастель» произошло от итальянского слова «паста», что означает «тесто». Изготавливают пастель следующим образом. Из красочного порошка, мела и белой смолы замешивают специальное тесто. Из теста делают круглые палочки и сушат их. Пастель – очень хрупкий материал и, к сожалению, плохо сохраняется, осыпается, потому что красочные пылинки не связаны ничем, кроме белой смолы. Смола помогает скатать из них палочки. Зато цвет в пастельной живописи очень красивый.

Вот сколько интересного о красках нам сегодня рассказали Кисточка, дядюшка Холст и Палитра. А сейчас они предлагают нам попробовать порисовать разными видами красок: акварельными и гуашевыми красками, пастелью (предложить нарисовать букет цветов).



Предварительный просмотр:

Сказка пятая

Знакомство с портретной живописью

Цель:  формирование эмоционально-ценностного опыта отношения к произведениям изобразительного искусства.

Задачи: 

  • Вызвать интерес к портретной живописи, сопереживание эмоциональному состоянию художественных образов, желание внимательно рассматривать их;
  • Учить воспринимать и оценивать художественные средства, которые помогли выразить замысел, раскрыть содержание картины;
  • Развивать  способность понимать психологическое состояние человека, его внутренний мир по выражению лица и позе;

Материалы:

Репродукции картин:  

  • Д. Левицкий    «Портрет Агаши Левицкой»,  В.М.Васнецов «Аленушка»,  И.П.Аргунов «Портрет крестьянки в русском костюме», В.А.Серов «Портрет Мики Морозова», В.Родчева «Портрет Неизвестной», В. Боровиковский   «Портрет М.И. Лопухиной», В.А. Серов «Портрет А.К. Бенуа», И. Вишняков «Портрет М Бетичевы» и др.
  • Отрывок из пьесы П.И.Чайковского «Болезнь куклы»;                         Р. Шумана «Форель».

Однажды, находясь в Мастерской Художника,  Кисточка и Палитра стали рассматривать картины, на которых Художник изобразил девочку, мальчика, мужчину, женщину, т.е. человека, взрослого или ребенка.

- Я люблю, сказала Кисточка, - рассматривать картины, на которых изображены люди. Ведь рисовать людей очень трудно.

- Это нарисованы портреты, - сказал дядюшка Холст. И начал свой рассказ. – Как художник, например, может рассказать о человеке, которого мы никогда не знали? Все люди немного похожи, но художник старается найти и показать то, что отличает одного человека от других. Художник расскажет нам о человеке его позой, жестом, взглядом, расскажет цветом.

Слово портрет произошло от французского выражения «черта в черту». Но портрет отражает не только внешнее сходство, а еще и характер человека, его настроение. Художник стремится раскрыть внутренний мир человека, стараясь каждый раз показать, что любой человек прекрасен и неповторим.

А теперь давайте вместе рассмотрим портреты так, чтобы ничего не ускользнуло от нашего внимания. Постарайтесь разглядеть в каждой картине не только то, что изображено, но и как это изображено. В картине все важно. /Дети под музыку рассматривают выставку./

В.А. Серов  «Портрет А.К. Бенуа»

- Дети, знаете ли вы, кого называют озорной, озорная? (Ответы детей.) Да, склонный к шалостям, игривый.

- Это хорошо или плохо? (Ответы детей.) Все хорошо в меру.

- А что значит «лукавый»? (Ответы детей.) Лукавый – это хитрый, коварный, скрывающий свои истинные намерения, идущий путем обмана.

-  А это хорошо? (Ответы детей.) Да, не очень хорошо, когда человек коварный, склонный к обману. Но если он задорный, веселый, игривый – это неплохо.

Сегодня хочу вам показать удивительный портрет. Эту женщину – Анну Карловну Бенуа – художник хорошо знал. Полюбуйтесь на портрет. В.Серов подметил очень интересные черты характера этой молодой женщины.

  • Какое же выражение на лице увидел художник? …

Да, лукавое, веселое, хитренькое, кокетливое.

- Посмотрите на ее глаза, губы, щечки, носик, расскажите, какие они? … Она лукаво скосила глазки. Губы у нее улыбаются, кончики их и щечки подняты вверх, так что видны два передних зуба, как у хитрого зайчика.

  • А носик у нее, какой? 

Остренький, любопытный, как и подбородочек.

  • А что она делает рукой?...

Изящная с тонкими пальцами рука кокетливо поднимает волосы с шеи. Прическа у нее пышная – темно-коричневато-фиолетовая шапка волос.

  • Много ли разных цветов использовал художник?... 

В основном взят один цвет – коричневый, светлый и темный тон. Чуть тронуты едва уловимыми оттенками светло-коричневого тона лицо и рука. Художник рисовал пастелью.

  •  Какую рамку взял художник для этого портрета?... 

Овальную. Очень красиво и подходит портрету, смотрится изящно.

Д. Левицкий   «Портрет Агаши Левицкой»

Кто изображен на этом портрете, что за девочка, добрая она или нет, веселая или грустная, когда она жила?

Это близкий Художнику человек – дочка Агаша.

  • Какие чувства испытывал художник, создавая портрет дочери?

Работа проникнута светлой любовью и веселым юмором.

В. Серов  «Портрет Мики Морозова»

А здесь художник предлагает нам разгадать тайну портрета. Он хорошо знал этого мальчика, был другом его родителей. Мальчику 4 года, родные зовут его Мика – Михаил. Нам нужно отгадать, что хотел сказать художник про него. Посмотрите на портрет внимательно и подумайте…

  • Какой он? Расскажите о нем.

Широко открытые глаза внимательно что-то разглядывают, приоткрытый от удивления рот, видны даже белые зубки.

  • Как вы думаете, что увидел мальчик? А почему он сидит в такой позе?...   Попробуйте-ка вы сесть так. Что вы чувствуете.

Это поза означает напряженное любопытство, желание соскочить с кресла и кинуться к тому, что мальчик увидел.

  • Во что одет Мика?

Да, он в рубашке. Наверное мальчик спал, только что проснулся – видите как горят его щечки – это он во сне так разрумянился.

  • А какого цвета его рубашка?

Да, она белая, но на ней есть розовато-сиреневые тени, это от стен комнаты.

  • А какого цвета кресло?

И на этом серовато-сиреневом, коричневом фоне очень ярко выделяется фигура Мики. Она в центре картины. Художник любуется мальчиком. Он не использовал много красок, а получилось очень красиво.

  • А вы обратили внимание на то, как расположено кресло? Возникло у вас ощущение, что Мика как будто соскальзывает с него?
  • Так какую тайну загадал нам портрет? …

Да, Мика очень любопытный, любознательный, подвижный, живой, непоседливый – это главное в характере мальчика.

В. Боровиковский   «Портрет М.И. Лопухиной»

Художник любуется своей героиней, она ему очень нравится.

  • Какие чувства отражены в картине? Как мы догадываемся об этом? Как нам передает чувства художник?

Платье легкое, белое, около девушки цветы. Она сама как цветок.

И. Аргунов  «Портрет крестьянки в русском костюме»

        Что же хотел нам рассказать художник об этой женщине? Какая она? Посмотрите на ее лицо.

  • Что можно сказать о характере этой молодой женщины, ее настроении?

 Округлое приятное лицо, спокойные светло-серые глаза с приветливым добрым выражением, мягкие, нежные губы. Кажется, что еще немного и она улыбнется нам. А какая белизна лица, какой яркий румянец на щеках!

Обратите внимание на одежду.

  • Похож ли наряд этой женщины на русские народные костюмы, что вы видели в музее ?...

Это нарядная одежда русской крестьянки. Очень долгое время не знали, кто это женщина. Но сейчас ученые установили, что это крепостная крестьянка графов Шереметьевых. За свою доброту, здоровье, мягкий характер она была взята кормилицей маленьких детей в богатую и знатную семью. Художник встречал эту красавицу в доме графа и очень уважал ее за приветливость и добрый нрав, и однажды написал ее портрет. Вот так художник показал приветливость, доброту, скромность, душевную мягкость и благородство простой русской крестьянки.

В. Васнецов   «Аленушка»

А вот прекрасная картина художника Виктора Михайловича Васнецова.

  • Про кого художник хотел рассказать нам в этой картине?    Что вы можете сказать об этой девушке?     Как вы догадались, что она грустит?

Однажды увидел Васнецов в деревне девушку-сиротку. Ее глаза его поразили – такая в них была печаль. И решил он об этом написать картину. Сидит одиноко на камне у воды девушка. Опустила голову на колени, сжалась в комочек. Вокруг пустынно, безмолвно.

  • Какое настроение передал художник в картине?   Какие краски помогли ему в этом?   Как художник дает почувствовать, что девушке грустно?

Неподвижно смотрит девушка в мрачные воды омута. Поникла ее голова. Свешиваются спутанные пряди волос. Печально сложены на коленях худые руки. Она точно сломанная ветка осины, что спускается рядом к омуту. Сама поза девушки, выражение глаз, порванное старенькое платье – все говорит о бедности и горькой сиротской доле. Природа словно сочувствует Аленушке и тоскует вместе с ней. Взгляните как заботливо окружили девушку осины, елочки, осока. Вокруг осенняя грусть и тишина.

  • Как бы вы успокоили эту Аленушку, если бы она оказалась рядом?...

Вот так картина художника как бы рассказала нам сегодня тихую, задумчивую сказку об Аленушке.

 



Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие

«Времена года. Разноцветная осень»

Цель:  воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе,                   к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.

        Вызывать эмоциональный отклик на художественный образ осеннего пейзажа. Развивать умение давать эстетические оценки, соотносить эмоциональное содержание музыки с эмоциональной выразительностью цвета. Развивать фантазию.

        Занятие проводится в изостудии, где оформлена выставка репродукций картин русских художников и детских работ об осени.

Воспитатель ИЗО. Ребята, оглянитесь по сторонам. В нашей изостудии сегодня большая выставка. Какое время года изображено? (Осень.) В каком жанре живописи созданы эти картины? (Пейзаж.) Да, это осенние пейзажи.

Читает стихотворение З. Федоровской

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник и зардели клены,

В пурпуре осины, только дуб зеленый.

Утешает осень: «Не жалейте лета!

Посмотрите, роща золотом одета!»

        Какое чудесное время года – осень! Оно всегда вдохновляло поэтов, композиторов, художников на создание прекрасных произведений.

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

Всего несколько строк прозвучало из стихотворения, а перед нами уже возникла картина постепенно увядающей осенней природы. Нас охватывают разные чувства: нежность, вдохновение, радость от любования красотой и грусть от того, что мы прощаемся с летом и теплом.

Музыкальный руководитель.  Поможет нам представить эту картину и музыка. Петр Ильич Чайковский очень любил природу, и в своей музыке он смог передать те настроения и изменения в природе, которые неизбежно происходят со сменой времен года. (Звучит пьеса «Ноктюрн»)

        Красота осени вдохновляла многих композиторов на сочинение прекрасных произведений. И сейчас вы прослушаете еще одно. (Звучит «Слеза» М. Мусоргского в исполнении виолончели и фортепиано.)

Воспитатель ИЗО.  Как легко слушать красивую музыку, которая так хорошо гармонирует с поэтическим словом! Красоту осени можно выразить и с помощью красок. Как вы думаете, какими красками художница-природа рисует осень? (Ответы детей.)

        Перед вами картины, на которых художники изобразили осенний пейзаж. (Репродукции картин «Золотая осень» И. Левитана, «Октябрь»                      И. Левитана, «Рябинка» И. Грабарь, «Осень»  Н. Осенева, «Золотая осень»           И. Остроухова.) Какое настроение у вас вызывает каждое из этих полотен? (Ответы детей.)

Музыкальный руководитель. А теперь послушайте фрагмент музыкального произведения  «Времена года. Осень»  Вивальди.  

- Какую осень вы представляете, слушая эту музыку? (Холодную, позднюю, ветреную, грустную и т.д.)

- А какая музыка по характеру? (тревожная, холодная, взволнованная и т.д.)

 Воспитатель ИЗО.  Осень. Возникает впечатление, что природа отдыхает, перед тем как снова взяться за кисть, чтобы сотворить новую красоту. Поздняя осень. Листьев на деревьях нет. Трава завяла. Голая земля.

Читает стихотворение М. Михайловой

Земля остыла, улетели птицы.

Закончился в природе листопад.

Колючим холодом и первым снегом

Ноябрь уж укрывает голый сад.

Пруды замерзли, и слегка

Ледком подернулась река.

        - Ребята, посмотрите, а есть ли на нашей выставке картины, изображающие позднюю осень?  Какие цветовые тона используют художники? Что вы чувствуете, глядя на эти картины? (Ответы детей.)

        Вы посмотрели разные картины: одни - радостные, красочные, праздничные; другие – грустные, печальные, тихие, спокойные.

Давайте попробуем соединить краски живописного полотна со звуками музыки. Они удивительно дополняют друг друга. Послушайте отрывки музыкальных произведений и подумайте, к какому полотну подходит данная музыка. И придумайте свои названия.

(Дети слушают отрывки из музыкальных произведений «Ноктюрн» и «Октябрь» П.И.Чайковского, «Слеза» Р.Шумана, «Времена года» Вивальди. Предлагают свои варианты названий для каждой из картин и пьес.)

Воспитатель ИЗО.  Предлагает детям нарисовать цветные картины-настроения на листах бумаги, разделенных на две части, используя технику рисования «по-мокрому».

        - Давайте попробуем создать картину-настроение, слушая музыку, пусть она нам помогает подбирать цвета для нашей картины.

Дети,  слушая отрывки из музыкальных произведений, приступают к рисованию. В конце все рассматривают работы.  



Предварительный просмотр:

Перспективный план занятий кружка

«Сказки дядюшки Холста»

месяц

Старшая группа  

Подготовительная группа

Сентябрь

«Помощники Художника»

Проект «Профессия Художник»

Октябрь

Интегрированное занятие «Времена года. Осень.»

Интегрированное занятие

«Музыка и цвет»

Ноябрь

Занятие-путешествие «Первые художники»

«Как появились бумага и карандаш»

Декабрь

«В царстве красок»

Проект  «Где работают художники»

Январь

Интегрированное занятие «Времена года. Зима.»

Интегрированное занятие

«Цветное настроение»

Февраль

«В мастерской Художника»

«Как цвет художнику помогает»

Март

«Мы художники!»

«Художник и настроение»

Апрель

Интегрированное занятие «Времена года. Весна.»

Интегрированное занятие

«Сказка в музыке»

Май

«Мы идем в музей»

«Дружим со сказкой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок эстетического развития "Сказки дядюшки Холста"

На занятиях кружка «Сказки дядюшки Холста» дети знакомятся с миром деятельности художника, выразительными средствами искусства; идет работа по развитию навыков восприятия произведений различных в...

Перспективное планирование. Кружок "Маленькие волшебники" художественно -эстетической направленности.

Поддерживать личностное творческое начало у детей дошкольного возраста....

Экскурсия "По обе стороны холста... Жизнь т ворчество Федора Саввича Шурпина".

Разработа в рамках реализации регионального компонента ООПДО. Знакомит с жизнью и творчсетвом художника Ф.С. Шурпина, уроженца Шумячского района Смоленской области....

Конспект НОД по "Художественно-эстетическому воспитанию" Театрализованный кружок "Гномики"

Наши дети с самых ранних лет стремятся к творчеству. Поэтому в детском коллективе создается атмосфера свободного выражения чувств и мыслей, развивается фантазия детей, для того, чтобы максимально реал...

Рисование акриловыми красками на холсте "Деревья зимой"

Формировать умение передавать в рисунке зимнее дерево при помощи акриловых красок и ватных палочек.  расширять знания детей о признаках зимы, сезонных изменениях в природе, связанных с...

Рисование акриловыми красками на холсте "Моя семья"

ya_semya.doc 34.5 КБ Предварительный просмотр: НОД Изобразительная деятельность. Подг. гр Тема : «Моя семья»....