Доклады и выступления

"Системно- деятельностный подход в образовательном процессе"

ИКТ

"Реализация основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Ламское

Становлянского  района   Липецкой области

Доклад на тему:

«Системно - деятельностный подход

в образовательном процессе»

                                                                                                                        Учитель    

                                                                                                  Баурина С.А.,

                                                                                            первая квалификационная

                                                                                                                                          категория

                                         

2014 г.

Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целенаправленно осуществлять разного рода деятельность. Готовясь к взрослой жизни, ему необходимо научиться отбирать из массы предложений конструктивное, разбираться в многообразии функций современной техники, в инструкциях к ней, легко ориентироваться в ассортименте супермаркетов, приживаться в лабиринтах Интернета. Да и работодатель сегодня выдвигает требования к работникам не о наличии определенного уровня образования, а об уровне квалификации - о владении теми или иными компетенциями.

Кто же, как не школа, призван развивать способности школьника реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях.

А. Асмолов, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор МГУ считает, что задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться. Этой задаче адекватен системно -деятельностный метод обучения.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.

В программе ОУ в соответствии с ФГОС планируется формирование УУД в нач.школе.

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

        И здесь возникает необходимость решения важных проблем. Нужно включить ученика в образовательный процесс, помочь его самоопределению, научить релаксировать. Это можно сделать только с помощью действия.

Понятие системно - деятельностного подхода в обучении было введено в 1985 г. Это была попытка объединения взглядов на системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и целого ряда исследователей), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие исследователи).

В чём же сущность деятельностного подхода?         

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».

Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.

 Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

В связи с этим, актуальной становится проблема поиска новых технологий обучения. Новые технологии должны помогать учителю организовывать учебную деятельность так, чтобы обучающиеся являлись субъектами собственной деятельности: осознавали и сами могли вычленить проблему, сами могли поставить цель изучения того или иного вопроса, сами формулировали задачи, решали их, применяли полученные знания на практике. 

         Учебники, по которым реализуются развивающие программы, составлены с опорой на системно-деятельностный подход. В них нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята сами формулируют тему урока, ставят проблему, открывают новые знания, действуют творчески, а не по шаблону. При этом задача учителя - организовать исследовательскую деятельность учащихся так, чтобы они поэтапно дошли до решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо ее решать.

Рассмотрим две главные составляющие такого деятельностного подхода: 
¬    Первая заключается в том, что учебный материал представляется в виде последовательности задач, которые следует решить ученикам вместе с учителем, сформулировать выводы, осуществить обобщения на различных этапах и выполнить переход к следующим задачам. 
¬    Вторая составляющая - это поэлементное формирование у учащихся умений осуществлять то или иное мыслительное или практическое действие. 

Использование системно - деятельностного подхода ориентировано прежде всего на формирование информационно - коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные турниры), технология критического мышления, технология «Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных действий.

         Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся: 
- готовность к разрешению проблем, 
- технологическая компетентность, 
- готовность к  самообразованию, 
- готовность к использованию информационных ресурсов, 
- готовность к социальному взаимодействию, 
- коммуникативная компетентность.  

Принцип деятельности в процессе обучения по развивающей системе выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса. Позиция учителя состоит в том, чтобы не быть истиной в последней инстанции. Он на своем примере может и должен показывать ученикам, что невозможно знать все, но можно и должно узнавать, вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию. При таком подходе у каждого ребенка будет право на ошибку и возможность ее осознать и исправить или даже избежать ее. Задача учителя – создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться – того, что тормозит развитие.

         Остановлюсь на структуре урока и особенностях некоторых его этапов. Структура     урока     в     технологии     системно деятельностного подхода

1.Организационный момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

• 1-2 минуты;

• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

• включение детей в деятельность;

• выделение содержательной области.

Приёмы работы:

• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);

• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;

• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);

• самопроверка домашнего задания по образцу.

Настраиваю детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу», «повторим решение составных задач» и т. п.)

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

1. 4-5 минут;

2. Возникновение проблемной ситуации.

• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

• создание проблемной ситуации;

• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

• 4-5 мин;

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

• 7-8 мин;

• Способы: диалог, групповая или парная работа:

• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

• организация самостоятельной исследовательской деятельности;

• выведение алгоритма.

Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.

В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов.

V. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

• 4-5 минут;

• Способы: фронтальная работа, работа в парах;

• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

• выполнение заданий с проговариванием в громкой речи в процессе первичного    закрепления примеры    решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

• 4-5 минут;

• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);

• Выполняется письменно;

• Методы: самоконтроль, самооценка.

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.

При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

• 7-8 минут;

• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;

• Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

• 2-3 минуты;

• Вопросы:

• Какую задачу ставили?

• Удалось решить поставленную задачу?

• Каким способом?

• Какие получили результаты?

• Что нужно сделать ещё?

• Где можно применить новые знания? В    процессе    первичного    закрепления примеры    решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

           



Предварительный просмотр:

Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования.
         Каждый образованный человек, тем более современный учитель, должен иметь хотя бы элементарные знания, умения и навыки работы на ПК, то есть быть информационно компетентным.
         Использование компьютера в учебном процессе (внедрение новых информационных технологий - это попытка предложить один из путей, который может интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, вызвать интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы, что способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.

^        В моем кабинете используется один компьютер на рабочем месте учителя, подключенный к проектору. В этой модели компьютер является, прежде всего, современной многофункциональной школьной доской. Он позволяет поднять уровень наглядности в учебном процессе, а в сочетании с проектором позволяет осуществить демонстрации с обратной связью, когда учитель или ученик могут участвовать в происходящем на экране процессе с помощью управления процессом посредством компьютера.

 Некоторые учебники, используемые мною в процессе обучения (УМК «Школа России»), снабжены электронными приложениями с обучающими компьютерными программами: русский язык, математика, окружающий мир, технология. Созданные обучающие компьютерные программы, наряду с традиционными методическими средствами, могут быть использованы на любом этапе урока в соответствии с поставленными целями и задачами.

 Я использую их на этапе знакомства с новым материалом, а также на этапе конкретизации изучаемого материала для тренировки, закрепления и контроля знаний.

Учебник  «Литературное чтение» обеспечен аудиоприложением, что позволяет знакомить обучающихся с новыми произведениями на основе качественного материала.

Мною приобретена фонохрестоматия по музыке, которая позволяет более широко и подробно представить практически весь музыкальный ряд произведений , используемых на урока музыки (подключается к компьютеру).

В своей работе использую интернет- ресурсы для составления презентаций к урокам ИЗО, музыки и др.

При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Ламское

Становлянского района Липецкой области

              Д о к л а д

«Реализация основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.»

учителя начальных классов

Бауриной С. А.

   

2012 г.

Реализация основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

«Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и

развитии ученика, новый вклад в формирование его

умственной и моральной культуры»

Юрий Анатольевич Конаржевский

        За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков (ЗУНов)  как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

С введением в начальное общее образование федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, изменилась и задача начальной школы. Теперь основной ее задачей является личностное развитие учащихся. Чтобы при выходе обучающегося из начальных классов в среднее звено, получить определенный портрет выпускника начальной школы с вполне конкретным набором требований, в основном направленных на овладение навыками адаптации ребенка в динамично развивающемся мире.

Изменилась, также и задача учителя. Если раньше он был для учащихся «информатором», то теперь стал «координатором» (организатором) определенных учебных действий. Он должен способствовать созданию в классе атмосферы открытости, ответственного сотворчества, сотрудничества.

Важнейшей идеей современного образования становится его деятельностное содержание. Методологическая основа  ФГОС - системно- деятельностный подход. Основной педагогической задачей любого урока является: организация условий, инициирующих детское действие.

Изменились и требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Результаты образования (ПР – планируемые результаты) делятся на три вида:

  • личностные – обеспечивают ценностно–смысловую ориентацию учащихся, что можно показать на примере изучения учащимися стихотворения В.В. Маяковского «Что такое хорошо, и что такое плохо?». На примере данного произведения обучающиеся получают сведения на конкретных примерах из жизни  о том какие поступки правильные, а какие совершать нельзя. Таким образом происходит совершенствование личностных качеств ребенка, его нравственное развитие.
  • метапредметные, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия(УУД ) – это те действия, которые мы используем на любом изучаемом предмете:

познавательные – включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем, к ним относятся: поиск и выделение информации, осознанное построение речевого высказывания, выбор эффективных способов решения задач и др;

 регулятивные – обеспечивают организацию учащимися своей учебной  деятельности: планирование, прогнозирование, контроль – сличение с эталоном, коррекция и оценка своей деятельности, саморегуляция (например, проверка своей посадки при письме), самоорганизация (например, содержание в порядке своих учебных принадлежностей и своевременная подготовка их к уроку) и т. д.;

 коммуникативные – обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, то есть, на уроках дети учатся слушать учителя и друг друга, вступать в диалог, правильно задавать вопросы, разрешать конфликтные ситуации, (особенно данные УУД хорошо видны при работе в паре, в группе);

  • предметные – включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению. Например, на уроке чтения при знакомстве с новой буквой и новым звуком, обучающиеся получают умения: различать гласные и согласные звуки;  различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;  характеризовать заданный звук; группировать звуки по заданному основанию.

Учителями начальных классов на 2013-2014 учебный год были

разработаны рабочие программы по УМК «Школа России» с учётом планируемых результатов на конец учебного года по каждому предмету в каждом классе. Рабочие планы (поурочные) помимо целей урока содержат перечень УУД, используемых обучающимся на каждом конкретном уроке.

   Одним из нововведений ФГОСа является внеурочная деятельность.

Внеурочная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени и досуга учащихся.  

Основные задачи внеурочной работы: создание благоприятных условий

для проявления творческих способностей детей младшего школьного возраста, наличие реальных дел, доступных для них и имеющих конкретный результат.

Во внеурочной работе большое значение имеет самоуправление

учащихся. Но успех зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность.

Очень важным условием действенности всех видов внеурочной

воспитательной работы с учащимися является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.

        На базе нашей школы организована внеклассная деятельность для первоклассников. По данной деятельности  разработана образовательная программа  внеурочной деятельности (ФГОС) обучающихся 1 класса на 2012-2013 учебный год, которая предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Данная программа рассчитана на 160 часов и предполагает равномерное распределение занятий со школьниками (5 часов в неделю). Она состоит из 4 относительно самостоятельных отделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности первоклассников и направлена на решение своих собственных педагогических задач:

        • Спортивно-оздоровительная деятельность:

занятия кружка «Чемпион»;

        • Познавательная деятельность:

работа кружков: «Математика – гимнастика для ума», «Сказкотерапия»;

        • Художественно-эстетическое направление: работа кружка

«Мир глазами детей»;

        • Гражданско-патриотическое:

работа кружка «Юный патриот».

Большое внимание в Стандартах второго поколения отводится

«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников». Так как одной из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями России, - подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей в целом. Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, органически входящее в учебно-воспитательный процесс и составляющее его стержневую основу.

В нашей школе «Концепция духовно-нравственного развития»

действительно составляет стержневую основу учебно-воспитательного процесса. Так как  завучем по воспитательной работе, а также классными руководителями разработано множество внеклассных мероприятий (общешкольных и классных) на патриотические, эстетические и духовно-нравственные темы.

Мною, как классным руководителем 2 класса, проводились беседы с

детьми на темы: «Символы нашего района, области», «Государственные символы (государственный флаг, гимн, герб) Российской Федерации – моей Родины»; классные часы на темы: «О правилах поведения в школе», «Моя дорога в школу»; игры: «Знакомство», «Добрые слова» и др. А так как класс многонациональный, то беседы о толерантности ведутся постоянно.

Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных

факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников. Этому способствует проектная деятельность. Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся в образовательных учреждениях различного уровня. В пользу его применения педагоги находят многочисленные и самые разнообразные аргументы. Ученическое проектирование получает известность как универсальное средство решения различных проблем образования.

Я со своими второклассниками тоже осваиваю данный вид

деятельности. Один из проектов, подготовленных учениками, называется «Одежда». Данный проект готовился по предмету «Окружающий мир», как итогово-обобщающий урок  по теме «Человек». Дети, по мере своих возможностей, нарисовали рисунки, изготовили поделки, приготовили сообщения на тему «Современная одежда». Все свои материалы они предоставили на урок, посвященный защите проекта. Затем нами, как итоговый продукт нашей совместной деятельности, был оформлен стенд «Проект – одежда».

На уроках русского языка были созданы ещё два проекта «Книжка-

малышка «Азбука» и «Первая буква моего имени».

Обновилось материально-техническое обеспечение и оснащение

кабинетов начальных классов. В каждом кабинете есть ноутбук и интерактивная доска с проектором. Это оборудование активно используется учителями на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности.

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе

требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современном динамично развивающемся обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.


Предварительный просмотр: