Внеклассные мероприятия

60 лет Липецкой области

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Ламское

Становлянского района Липецкой области

«МОЙ КРАЙ-

ИСТОРИЯ МОЯ...»

«Гражданско-патриотическое    воспитание»

Учитель начальных классов

I квалификационной категориии

Баурина С. А.

                                       

 2014 г.

        Звучит Гимн РФ .

        Ведущий. Что такое гимн? Когда он исполняется?

Дети. Торжественное, похвальное произведение в честь богов или героев.

Ведущий.  Гимн – это один из символов государства. Эти символы имеет каждая страна.

        - Как называется наша страна?

        - Какие ещё символы есть у нашего государства?

- Какие символы нашего государства вы знаете?

Дети. Герб, флаг, гимн.

Ведущий. Что изображено на гербе нашего государства?

Ученик.     Различным образом державы 

                Свои украсили гербы.

                Вот леопард, Орёл двуглавый

                И лев, Встающий на дыбы.

                

Таков обычай был старинный,

Чтоб с государственных гербов

Грозил соседям лик звериный

Оскалом всех своих зубов.

То хищный зверь, то птица злая,

Подобье потеряв своё,

Сжимают в лапах, угрожая,

Разящий меч или копьё.

Где львов от века не бывало,

С гербов свирепо смотрят львы

Или орлы, которым мало

Одной орлиной головы!

Ведущий. Что изображено на гербе нашего государства?

 Дети. Двуглавый орёл.

Ведущий. Да, у нас очень красивый герб. На красном щите – золотой двуглавый орел под тремя коронами. Все три короны соединены лентами. В правой лапе орла – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Он поражает серебряным копьем черного дракона.

- Кто знает, что обозначает двуглавый орел?

Дети. Символ власти, могущества, мудрости.

Ведущий. Какой смысл имеет герб?

Дети. Россия расположена в двух частях света – Европе и Азии, поэтому головы орла повернуты в разные стороны. Короны говорят о большой власти и единстве государства. Всадник, поражающий дракона, выражает готовность народа встать на защиту родной земли.

          Ведущий.        Еще один важный символ нашей страны – это флаг. Из каких цветов состоит флаг России?

Дети.         Из белого, синего, красного.

Ведущий. Что обозначает каждый цвет на флаге?

Дети.         Красный – мир земной, синий – небесный, белый – божественный.        

Ведущий. Мы поговорили о символах Российской Федерации, гражданами которой является каждый из вас.

Ученик.     Гражданин!

                        В этом слове – весомость, размах, высота.

                        Тот достоин его,

                        Чья душа пред Отчизной чиста.

                        Гражданин!

                        Нет, не титул наследный, а гордое званье:

                        В нем и совесть, и честь,

                        И родного народа признанье.

Звучит песня «С чего начинается Родина» (сл. М. Матусовского, муз. В.Баснера).

Ведущий. Какая картина возникла в вашем изображении?

Выслушиваются ответы детей.

- Правильно, это наше родное село Ламское, в котором мы живем. Твой дом, улица, твои мама и папа, твои друзья – это наша с вами маленькая Родина. А еще вот эти березки за окном, яблони в твоем саду, этот утренний туман, и птичий гомон в лесу, и подснежник – тоже Родина.

- Послушайте, какие стихи написала о нашем селе Елена Сергеевна Густайтис. Несколько лет назад она приехала в Ламское из Мурманска к родственникам. Да так и осталась, и проживает здесь до сих пор

Ученик.     Село раскинулось на взгорье

                У звонкой речки Семенек,

                Родное, милое Ламское!

                Здесь отчий дом, родной порог.

                

Живет, живет село Ламское,

Как сотни тысяч по России.

Для нас оно одно такое!

И нет роднее, нет красивей.

          

Ведущий. А в каком районе, в какой области  находится наше село Ламское?

Дети. В Становлянском районе, Липецкой области.

Ведущий. В 2014 году наша Липецкая область отметила  60-летний юбилей со дня своего образования, а Становлянский район – 86 лет.

И ещё много знаменательных событий и юбилейных дат отмечалось в этом году.

(Олимпиада в Сочи, 100 лет с начала Первой мировой войны, 200 лет со дня рождения М.Ю Лермонтова, 700-летие со дня рождения Сергия Радонежского).

          

Ведущий. А в каком районе, в какой области  находится наше село Ламское?

Дети. В Становлянском районе, Липецкой области.

Ведущий. В 2014 году наша Липецкая область будет отмечать 60-летний юбилей со дня своего образования.

- Я хочу, чтобы на  сегодняшнем нашем занятии вы узнали некоторые интересные факты из истории нашей области и района, о знаменитых людях, проживавших и живущих здесь, о памятных местах, находящихся на территории нашей области. Знания эти вы будете добывать сами, выполняя несложные задания, а я вам буду помогать.

Ведущий. У административного центра нашей области – города Липецка есть свой герб, как и у других городов нашей страны. Выполнив следующее задание, вы узнаете, что изображено на гербе города.

Задание 1. С цветков какого дерева пчелы собирают нектар, и  получается самый целебный мед?

Ответ: липа.

Ведущий. На гербе Липецкой области изображена липа на красном фоне, стоящая на одном из зеленых холмов.

Задание 2. Какой у нас сейчас идёт год? (2014) Выполняя задание далее, вы узнаете в каком году образовалась Липецкая область:                                                                                                                 а) замените первую цифру наступающего года на первую цифру, называемую присчете предметов (1);                                                                

 б) назовите самое большое однозначное число (9);                                        

в) какую оценку вы всегда хотели бы получать за ответы на уроках (5);     г) последнюю цифру наступающего года оставьте без изменения (4).

Записав полученные ответы по порядку, какое получится число? (1954)

        Ответ: Липецкая область образовалась в 1954 году.

Ведущий. Наше село Ламское раньше входило в состав не Становлянского, а другого района и являлось его районным центом.

Задание 3. Отгадайте название района. Для этого надо записать буквы, стоящие в алфавите под следующими номерами: 3, 16, 13, 29, 15, 20, 12, 10,11.

Ответ: Волынский.

Ведущий. Затем произошло объединение двух районов Волынского и Становлянского в один, центром, которого стало село Становое. Если вы выполните следующее задание, то узнаете год объединения районов.

Задание 4. Увеличьте год образования Липецкой области на 9.

Ответ: 1963 год.

Ведущий. Очень много знаменитых людей, рожденных на территории Липецкой области или как-то связанных с ней, стали известными всей России.

Задание 5. Назовите самого известного поэта России, которого знают и любят даже за рубежом. Кроме замечательных стихотворений, поэм и романов, он писал и сказки для детей. С одной из них вы познакомились в этом учебном году.

Ответ: А.С. Пушкин.

Ведущий. Этот великий поэт тоже связан с историей нашего края. Его бабушка, Мария Алексеевна, более тридцати лет прожила в имении Кореневщино, ныне это Добровский район Липецкой области. Затем, выйдя замуж за Осипа Абрамовича Ганнибала, переехала в Москву. Мария Алексеевна фактически была первой воспитательницей Пушкина.

- История нашего района связана еще с одним не менее знаменитым русским поэтом – М.Ю. Лермонтовым, 200-летие которого отмечалось в этом году в село Кропотово, находящееся чуть более десятка километров от нас . Там - родина отца Михаила Лермонтова, Юрия Петровича Лермонтова.

 - С историей нашего края связаны также известные писатели: Михаил Пришвин и Иван Бунин.

Задание 6. Если вы вспомните, кто из русских писателей создал первую азбуку для детей и сам обучал их грамоте, то узнаете, где он провел последние дни своей жизни. Этот  населенный пункт сейчас носит имя этого писателя. Находится он на территории нашей области и является его районным центом.

Ответ: Л.Н. Толстой

Ведущий. Да, это Лев Николаевич Толстой. В нашей области теперь есть поселок с одноименным названием, а раньше это было село Астапово.

 - Еще много людей связаны с историей нашей области. Среди них были известные ученые, композиторы, актеры, путешественники-исследователи и даже – космонавт Сергей Трещев, который родом из Становлянского района.

- Много и памятных исторических мест располагается на территории нашей области, но мы поговорим только об одном из них.

Задание 7. Кто знает, какое название зашифровано буквами ЛОСС. Вы видите эти загадочные буквы каждый раз, при въезде в село Ламское они написаны на указателе, который указывает на поворот налево.

Ответ: Лесостепная опытно- селекционная станция.

Ведущий. По- другому ее называют «Мещерка». ЛОСС считается поистине жемчужиной России. Основана она на базе бывшего поместья известного русского ученого-дендролога Д. Арцыбашева. В ней собраны растения с разных концов света, за которыми бережно ухаживают работники станции. Еще здесь произрастает более 80-ти сортов сирени, на которую приезжают полюбоваться со всей области.

-  Вот мы с вами и прикоснулись к прошлому и настоящему нашей большой и малой Родины. Я надеюсь, что каждый из вас вынес из нашего классного часа что-то новое для себя. И вы теперь будете гордиться своей Родиной.

Ученик.     Берегите Россию –

                Нет России другой.

                Берегите ее тишину и покой,

                Это небо и солнце,

                Этот хлеб на столе

                И родное оконце

                В позабытом селе…

                Берегите Россию –

                Без нее нам не жить,

                Берегите ее, чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой,

                Всею нашей судьбой.

                Берегите Россию –

                Нет России другой!

Е. Синицына.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Ламское

Становлянского района Липецкой области

«МОЙ КРАЙ-

ИСТОРИЯ МОЯ...»

«Гражданско-патриотическое    воспитание»

Учитель начальных классов

I квалификационной категории

Баурина Светлана Александровна

                                       

  2013 г.

Пояснительная записка

Данное мероприятие проводится в форме классного часа в отдельно взятом классе (для большей обзорности можно пригласить учащихся из других классов начальной школы, тогда приемлем соревновательный элемент на этапе выполнения заданий). Мероприятие разрабатывалось в расчете на обучающихся 2 класса (7-8лет).

Классный час проходит в виде беседы, на которой закрепляются знания государственной символики. По ходу беседы, специально подготовленные ученики, декламируют стихотворения. Затем выполняются познавательные задания, предлагаемые учителем, при выполнении которых, обучающиеся узнают некоторые факты из истории своей малой Родины.

Целью данного мероприятия является: воспитание уважительного отношения к государственной и областной символике, чувства патриотизма и гордости за свой народ и Родину.

Материально-техническое обеспечение: гербы и флаги Российской Федерации и Липецкой области; запись гимна Российской Федерации; запись песни «С чего начинается Родина» (сл. М. Матусовского, муз. В.Баснера); портреты А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого; фотографии  мест Липецкой области, упоминаемых в мероприятии.

Литература:

- Бибикова Е./ «Звезда» (Становлянская общественно-политическая газета): ООО «Веда социум» - №152(11335), 24.12.2013г.

- «Золотой Ключик» (Липецкая областная детская газета): ОБУ «Издательский дом «Липецкая газета» - 2008г.

- Козлова Л., Скокова Г. / «Начальная школа» (еженедельная газета объединения педагогических изданий «Первое сентября»)/: Дрофа - №12, 2007 г.    

- Кучеренко С. / «Начальная школа» (еженедельная газета объединения педагогических изданий «Первое сентября»)/: Дрофа - №10, 2008 г.

 - Петрова Н. / «Начальная школа» (еженедельная газета объединения педагогических изданий «Первое сентября»)/: Дрофа - №12, 2007г.

- Юферева И. / «Начальная школа» (еженедельная газета объединения педагогических изданий «Первое сентября»)/: Дрофа - №12, 2007г.

Ведущий. С чего начинается Родина?

                Наверное, с белых берёз,

                С их царства сквозного молочного

                И с пухлых ребяческих грёз.

- Как называется страна, в которой мы живём и называем её своей Родиной?

Дети. Россия (Российская Федерация).

Ведущий. Россия! Слово-то какое звонкое и чистое! Как родниковая вода! Крепкое, как алмаз! Нежное, как берёзка! Дорогое, как мама!

Ученик.     Россия, сторонка весёлая,

                Дорогой бежит просёлочной,

                Тонкой берёзой качается,

                В светлых дождях купается.

                Россия, моя грустинка!

                По окнам стучат слезинки,

                Кричат журавли, печалясь,

                С Россией своей прощаясь.

Россия моя, моя мама,

С тобой я горда, и упряма.

Твоею живу я силой,

Отчизна моя, Россия!

Ведущий. Поэт называет Родину мамой, а разве можно не любить маму? Разве можно её бросить, без неё обойтись? Россия – самая большая по площади  в мире страна. Здесь варят сталь, осваивают космос, выпускают огромное количество автомобилей и других предметов. В стране множество больших городов, их более тысячи.  В России много самого-самого. Есть реки – большие, многоводные: Обь, Енисей, Амур, Лена, Волга. Это 5 из 22 главных рек земного шара. Если говорить об озёрах, самое большое – Каспийское, а самое глубокое – Байкал. В России растёт самый большой лес на земле – это четверть всех лесных запасов планеты. Богаты российские недра. Всего вдоволь, всего в достатке, ни у кого занимать не надо.

        - У вас возникло чувство гордости за страну, в которой вы живёте?

- Как и все государства в мире, Россия имеет свои отличительные знаки -  символы.

        - Какие символы нашего государства вы знаете?

Дети. Герб, флаг, гимн.

Ученик.     Различным образом державы 

                Свои украсили гербы.

                Вот леопард, Орёл двуглавый

                И лев, Встающий на дыбы.

                

Таков обычай был старинный,

Чтоб с государственных гербов

Грозил соседям лик звериный

Оскалом всех своих зубов.

То хищный зверь, то птица злая,

Подобье потеряв своё,

Сжимают в лапах, угрожая,

Разящий меч или копьё.

Где львов от века не бывало,

С гербов свирепо смотрят львы

Или орлы, которым мало

Одной орлиной головы!

Ведущий. Что изображено на гербе нашего государства?

 Дети. Двуглавый орёл.

Ведущий. Да, у нас очень красивый герб. На красном щите – золотой двуглавый орел под тремя коронами. Все три короны соединены лентами. В правой лапе орла – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Он поражает серебряным копьем черного дракона.

- Кто знает, что обозначает двуглавый орел?

Дети. Символ власти, могущества, мудрости.

Ведущий. Какой смысл имеет герб?

Дети. Россия расположена в двух частях света – Европе и Азии, поэтому головы орла повернуты в разные стороны. Короны говорят о большой власти и единстве государства. Всадник, поражающий дракона, выражает готовность народа встать на защиту родной земли.

          Ведущий.        Еще один важный символ нашей страны – это флаг. Из каких цветов состоит флаг России?

Дети.         Из белого, синего, красного.

Ведущий. Что обозначает каждый цвет на флаге?

Дети.         Красный – мир земной, синий – небесный, белый – божественный.        

Ведущий. А теперь давайте вспомним: что обозначает слово гимн?

Дети. Торжественное, похвальное произведение в честь богов или героев.

Ведущий. Кто написал музыку и слова для гимна России?

Дети. Поэт С.В. Михалков, музыку композитор А.В. Александров.

Включается запись гимна Российской Федерации.

Ведущий. Вы прослушали гимн Российской Федерации, гражданами которой является каждый из вас.

Ученик.     Гражданин!

                        В этом слове – весомость, размах, высота.

                        Тот достоин его,

                        Чья душа пред Отчизной чиста.

                        Гражданин!

                        Нет, не титул наследный, а гордое званье:

                        В нем и совесть, и честь,

                        И родного народа признанье.

(Т. Абдрахманова)

Ведущий. Каждый человек, произнося имя своей Родины, видит за ним все лучшее, чем сильны его страна и народ. Гражданин любой страны понимает, что это лучшее нужно беречь, защищать, приумножать своим трудом, своей любовью.

Звучит песня «С чего начинается Родина» (сл. М. Матусовского, муз. В.Баснера).

Ученик.     Родина -  улица наша и дом,

                Где ты играешь с любимым котом,                 

                Где твой излюбленный ящик с песком,

                Луг, чтоб бежать босиком,

                Речка за светлым леском,

                Зимний денек со снежком,

                Лед под блестящим коньком,

                Садик и школа потом.

                                                        (М. Линнамяги)

Ведущий. Какая картина возникла в вашем изображении?

Выслушиваются ответы детей.

- Правильно, это наше родное село Ламское, в котором мы живем. Твой дом, улица, твои мама и папа, твои друзья – это наша с вами маленькая Родина. А еще вот эти березки за окном, яблони в твоем саду, этот утренний туман, и птичий гомон в лесу, и подснежник – тоже Родина.

- Послушайте, какие стихи написала о нашем селе Елена Сергеевна Густайтис. Несколько лет назад она приехала в Ламское из Мурманска к родственникам. Да так и осталась, и проживает здесь до сих пор. Елена Сергеевна – творческий человек. Она не только любит поэзию, увлекается авторской песней, но и сама сочиняет стихи о родном крае, песни патриотического и гражданского звучания. Вот одно из них.

Ученик.     Село раскинулось на взгорье

                У звонкой речки Семенек,

                Родное, милое Ламское!

                Здесь отчий дом, родной порог.

                «Низина» - значит по–литовски

                Названье нашего села.

                Людей из разных мест и воздух,

                И тишь, и красота влекла.

                Воздвигли первое подворье

                Здесь 230 лет назад.

                В низовье речки, на приволье

                Поднялись избы, вырос сад…

                Минуло с лишним два столетья.

                А годы, как вода, текут…

                Все было - беды, лихолетье,

И радость, и крестьянский труд.

Пахали, сеяли, косили…

Из года в год, из века в век.

Во славу матушки-России

Всегда трудился человек.

Живет, живет село Ламское,

Как сотни тысяч по России.

Но нет роднее, нет красивей.

Для нас оно одно такое!

          

Ведущий. А в каком районе, в какой области  находится наше село Ламское?

Дети. В Становлянском районе, Липецкой области.

Ведущий. В 2014 году наша Липецкая область будет отмечать 60-летний юбилей со дня своего образования.

- Я хочу, чтобы на  сегодняшнем нашем занятии вы узнали некоторые интересные факты из истории нашей области и района, о знаменитых людях, проживавших и живущих здесь, о памятных местах, находящихся на территории нашей области. Знания эти вы будете добывать сами, выполняя несложные задания, а я вам буду помогать.

Ведущий. У административного центра нашей области – города Липецка есть свой герб, как и у других городов нашей страны. Выполнив следующее задание, вы узнаете, что изображено на гербе города.

Задание 1. С цветков какого дерева пчелы собирают нектар, и  получается самый целебный мед?

Ответ: липа.

Ведущий. На гербе Липецкой области изображена липа на красном фоне, стоящая на одном из зеленых холмов.

Задание 2. Какой год наступит после новогодних праздников? (2014) Выполняя задание далее, вы узнаете в каком году образовалась Липецкая область:                                                                                                                 а) замените первую цифру наступающего года на первую цифру, называемую присчете предметов (1);                                                                 б) назовите самое большое однозначное число (9);                                         в) какую оценку вы всегда хотели бы получать за ответы на уроках (5);     г) последнюю цифру наступающего года оставьте без изменения (4).

Записав полученные ответы по порядку, какое получится число? (1954)

        Ответ: Липецкая область образовалась в 1954 году.

Ведущий. Наше село Ламское раньше входило в состав не Становлянского, а другого района и являлось его районным центом.

Задание 3. Отгадайте название района. Для этого надо записать буквы, стоящие в алфавите под следующими номерами: 3, 16, 13, 29, 15, 20, 12, 10,11.

Ответ: Волынский.

Ведущий. Затем произошло объединение двух районов Волынского и Становлянского в один, центром, которого стало село Становое. Если вы выполните следующее задание, то узнаете год объединения районов.

Задание 4. Увеличьте год образования Липецкой области на 9.

Ответ: 1963 год.

Ведущий. Очень много знаменитых людей, рожденных на территории Липецкой области или как-то связанных с ней, стали известными всей России.

Задание 5. Назовите самого известного поэта России, которого знают и любят даже за рубежом. Кроме замечательных стихотворений, поэм и романов, он писал и сказки для детей. С одной из них вы познакомились в этом учебном году.

Ответ: А.С. Пушкин.

Ведущий. Этот великий поэт тоже связан с историей нашего края. Его бабушка, Мария Алексеевна, более тридцати лет прожила в имении Кореневщино, ныне это Добровский район Липецкой области. Затем, выйдя замуж за Осипа Абрамовича Ганнибала, переехала в Москву. Мария Алексеевна фактически была первой воспитательницей Пушкина.

- История нашего района связана еще с одним не менее знаменитым русским поэтом – М.Ю. Лермонтовым. Село Кропотово, находящееся чуть более десятка километров от нас – родина отца Михаила Лермонтова, Юрия Петровича Лермонтова.

 - С историей нашего края связаны также известные писатели: Михаил Пришвин и Иван Бунин.

Задание 5. Если вы вспомните, кто из русских писателей создал первую азбуку для детей и сам обучал их грамоте, то узнаете, где он провел последние дни своей жизни. Этот  населенный пункт сейчас носит имя этого писателя. Находится он на территории нашей области и является его районным центом.

Ответ: Л.Н. Толстой

Ведущий. Да, это Лев Николаевич Толстой. В нашей области теперь есть поселок с одноименным названием, а раньше это было село Астапово.

 - Еще много людей связаны с историей нашей области. Среди них были известные ученые, композиторы, актеры, путешественники-исследователи и даже – космонавт Сергей Трещев, который родом из Становлянского района.

- Много и памятных исторических мест располагается на территории нашей области, но мы поговорим только об одном из них.

Задание 6. Кто знает, какое название зашифровано буквами ЛОСС. Вы видите эти загадочные буквы каждый раз, при въезде в село Ламское они написаны на указателе, который указывает на поворот налево.

Ответ: Лесостепная опытно- селекционная станция.

Ведущий. По- другому ее называют «Мещерка». ЛОСС считается поистине жемчужиной России. Основана она на базе бывшего поместья известного русского ученого-дендролога Д. Арцыбашева. В ней собраны растения с разных концов света, за которыми бережно ухаживают работники станции. Еще здесь произрастает более 80-ти сортов сирени, на которую приезжают полюбоваться со всей области.

-  Вот мы с вами и прикоснулись к прошлому и настоящему нашей большой и малой Родины. Я надеюсь, что каждый из вас вынес из нашего классного часа что-то новое для себя. И вы теперь будете гордиться своей Родиной.

Ученик.     Берегите Россию –

                Нет России другой.

                Берегите ее тишину и покой,

                Это небо и солнце,

                Этот хлеб на столе

                И родное оконце

                В позабытом селе…

                Берегите Россию –

                Без нее нам не жить,

                Берегите ее, чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой,

                Всею нашей судьбой.

                Берегите Россию –

                Нет России другой!

Е. Синицына.