Исследовательский проект "Вопреки судьбе"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 5

 

 

Тема: «Вопреки судьбе»

 

 

                                                       Исполнители:

                                                                  Соболева Екатерина

                                                                    ученица 9 «А» класса

                                                          Калинин Данил

                                                                  ученик 5 «А» класса       

                                                        Руководители:

                                                                                  Бунакова Наталья Андреевна

                                                                                  учитель французского языка

                                                                                  Тимофеева Ольга Аркадьевна  

                                                                                  учитель русского языка и

                                                                                  литературы

г. Сухой Лог

2013

Оглавление

 

                                                                                                                            стр.                                                           

Введение …………………………………………………………………………...3-4

Глава1. Коллективизация и раскулачивание

     1.1. Коллективизация. Этапы коллективизации в Сухом Логу………………5

     1.2. Раскулачивание и кулацкая ссылка в масштабе страны,

      Урала и Сухоложского района……………………….…………………….… 6-9

     1.3. Влияние раскулачивания на жизнь семьи………………………………. 10-11

Глава 2. Биография Марии Михайловны

 

     2.1. Детство………………………………………………………… ………….. 12

 

     2.2. Юность……………………………………………………………………... 13

 

     2.3. Новая жизнь, новая семья……………………………………………….....14

Глава 3.Трудовая деятельность

     3.1. Начало трудовой деятельности…………………………………………… 15

     3.2. Высокое Звание Учитель………………………………………………...... 16

Глава 4. След учителя в жизни людей

     4.1. Учитель - в своих учениках ……………………………………………….17

     4.2. Дети и внуки……………………………………………………………...... 18

Заключение……………………………………………………………………….. 19

Литература…………………………………………………………………………20

Приложения………………………………………………………………………. 21

 

 

Введение

«Дорогой мудрости всегда –

ведёт нас память сквозь года.» 

            ***

Учителями славится Россия!

Ученики приносят славу ей.

На свете нет милее и любимей,

Дороже сердцу нет учителей!

 

       В 2011 году нашей школе исполнилось 50 лет. Члены кружка «Историческое краеведение» не оставили без внимания этот факт, потому что без знания истории школы, её традиций не будет формироваться чувство патриотизма за свою малую родину. Многие учителя, приехав сюда молодыми специалистами, навсегда связали свою жизнь со школой. Мы провели анкетирование и выявили, что только 7% опрошенных учеников смогли назвать имена старейших учителей нашей школы. Поэтому нами выявлена проблема слабого знания истории нашей школы. Вот почему мы выбрали для нашего нынешнего проекта биографию одного из основателей нашей школы Быковой Марии Михайловны, который носит название «Вопреки судьбе».

      Этот проект мы выбрали не случайно, так как год 2012 объявлен годом истории, а судьба учителя связана с судьбой страны, с историей своей школы, вот почему мы выбрали для проекта судьбу старейшего учителя в нашей школе Быковой Марии Михайловны, которая проработала в нашей школе со дня её основания до ухода на заслуженный отдых. В этом году Быковой М.М. исполнилось бы 90 лет, и к её юбилею мы решили посвятить свою работу. Женщине удалось построить свою жизнь, вопреки всему, чтобы не готовила ей судьба, а испытаний на её долю выпало немало.

      Мы познакомились с биографией этого учителя, увидели, что её судьба тесно связана с судьбой страны, которая не оставила нас равнодушными. Эта тема нашла отражение в нашем проекте, который называется: «Вопреки судьбе».

      Проходят годы, но этот человек остался в памяти своих коллег, учеников, как образец порядочности, мудрости, человечности. Поэтому мы поставили цель нашей работы.

Цель исследования: Изучение отражения истории страны в судьбе учителя.

Задачи:

1.     Ознакомиться с документами домашнего архива Быковой М.М.

2.     Собрать материал по рассказам и воспоминаниям родных и близких Быковой М.М.

3.     Исследовать жизненный путь её детей и выпускников.

4.     Систематизировать и обобщить полученный материал для музея.

5.     Представить результат работы в экспозицию школьного музея и в виде заметки в газету «Знамя победы».

6.     Совершенствовать умения в знании информационных технологий.

Объект: Биография Быковой Марии Михайловны.

Предмет: Становление личности человека вопреки ударам судьбы.

Методы и приёмы работы:

1.     Отбор материала.

2.     Наблюдение.

3.     Сравнение. (Лексическая работа над непонятными словами и явлениями).

4.     Анализ.

5.     Обобщение.

6.     Выводы.

Гипотеза: Если нам удастся донести до учащихся собранный материал об учителе, затронуть их души, то улучшиться нравственный микроклимат в школе, моральные качества учеников, расширятся их знания об истории школы.

Планируемый результат:

1.     Формирование чувства уважения к историческому прошлому на примере мужества, стойкости и героизма учителя, ветерана труда Быковой М.М. (по материалам исследовательской работы)

2.     Заметка в газету как память о замечательном человеке, которая останется в сердцах людей.

Этапы:

1.     Обсуждение проекта с руководителями, составление плана.

2.     Встреча с руководителем музея и создание творческой группы учащихся:

  Соболева Екатерина ученица 9 «А» класса

  Калинин Данил ученик 5 «А» класса.

3.     Работа с документами: фотографиями, воспоминаниями, статьями из домашнего архива.

4.     Изучение письменных источников и документов.

5.     Сбор материала о жизни Быковой М.М.

6.     Обобщение полученного материала.

7.     Сочинение стихотворений про Быкову М.М.

8.     Опубликование заметки в газету «Знамя победы» на тему: «Вопреки судьбе».

      Первая глава посвящается учителю, ветерану труда Быковой Марии Михайловне. Изучив документы и материалы из личного архива, мы написали рассказ о её жизни и о педагогической деятельности.

Глава 1. Коллективизация и раскулачивание

1.1.          Коллективизация. Этапы коллективизации в Сухом Логу

«Кулак – это тот, кто спит на кулаке,

А не на подушке, чтобы зарю не проспать»

Быков Д.М.

      Коллективизация сельского хозяйства в СССР - это процесс добровольного объединения  мелких единоличных   крестьянских хозяйств в крупные  кооперативные  социалистические хозяйства (колхозы), программная установка аграрной политики КПСС в социалистическом преобразовании  советской деревни. Проведена на основе  кооперативного плана Ленина. Материальная база была создана в ходе социалистической индустриализации.

      Коллективизация была выгодна бедным семьям и семьям со средним достатком, но семьям, где трудились, чтобы жить без нужды от зари до зари, где было крепкое хозяйство, не хотелось лишаться, всего, что нажито непосильным трудом. Таких людей, не принявших коллективизацию,  назвали «кулаками», и  у них  принудительно  было  конфисковано  всё  имущество  под чистую,  а сами они были сосланы  в ссылку.

      Первое товарищество, объединившее 12 дворов было создано на территории нашего района в 1922 году и называлось оно «Пахарь». Находилось хозяйство на улице Пионерской, и первым её председателем был избран Ефремов Маркел Дмитриевич.

      В 1927 в Сухом Логу была организована артель «Зауралье», объединившая 18 дворов. Председателем её был Рябцев И.И. В 1928 году  артель перешла на устав коммуны «Зауралье» и получила первый трактор.  В 1929 году в коммуну «Зауралье» вступили ещё несколько артелей, таких, например, как колхоз «Красный пекарь» имени Сталина, «7 ноября», «Петуховка» с  улицы Пролетарской,  «Крестьянин» с улицы Советской, «Сеятель» с  улицы Набережной   и  другие.  Коммуна объединила уже 720 дворов. В 1930 году на улице Ленина и Пионерской было организовано товарищество «Пионер», объединившее 16 дворов. Её председателем был перевалов Максим Иванович1.

      В мае 1939 года в районе уже имелись 33 сельскохозяйственных объединения, 10 коммун, 21 артель и 2 товарищества по обработке земли.

Из-за перегибов в политике государства, в одну из таких артелей и было забрано всё хозяйство Быковых, а сам хозяин, как раскулаченный элемент,был сослан в неизвестном направлении.

 

 

_________________________________

1Сухарев Ю.М. «Трудовые лагеря и спецпоселения на территории бассейна реки Рефт», 2012.

[с.12]

1.2. Раскулачивание и кулацкая ссылка в масштабе страны, Урала и Сухоложского района.

      Раскулачивание2- это компания против зажиточного крестьянства с СССР в 1920-1930 годы, направленная на «ликвидацию кулачества как класса».

Согласно справке Мос облсуда, термин «раскулачивание» достаточно хорошо применялся в нормативных актах, которыми руководствовались органы, принимавшие решения, связанные с применением репрессий, однако этот термин нельзя рассматривать как правовой. Раскулачивание могло быть связано с различными видами ограничений прав и свобод граждан, подвергавшихся репрессиям по классовым, социальным и имущественным признакам, является собирательным и не подлежит применению как обозначение вида репрессий.

     Наиболее точное определение термина раскулачивание с юридической точки зрения даёт его толкование, представленное судом высшей инстанции, имеющее юридическую силу с момента его издания. Согласно определению Верховного Суда РФ от 30 марта 1999 года, «Раскулачивание - политическая репрессия, применявшаяся в административном порядке местными органами исполнительной власти по политическим и социальным признакам на основании постановления ЦК ВКП (б) от 30 января 1930 г. «О мерах по ликвидации кулачества как класса».

      Ещё 8 ноября 1918 года на совещании делегатов комитетов бедноты В. И. Ленин заявляет о решительной линии по ликвидации кулачества. «…если кулак останется нетронутым. Если мироедов мы не победим, то неминуемо будет опять царь и капиталист». Декретом от 11 июня 1918 года были созданы комитеты бедноты, которые сыграли большую роль в борьбе с кулачеством, руководили процессом перераспределения конфискованных  земель на местах и распределением конфискованного инвентаря, продовольственных излишков, изъятых у кулаков. Было изъято 50 миллионов гектаров кулацкой земли, конфискована у кулачества значительная часть средств производства в пользу бедноты.

      Начало массовому переселению раскулаченных положило постановление ЦК ВКП(б) от 30.01.1930 года» О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации», в котором определялись ориентировочные цифры по раскулаченным разных категорий и местам ссылки. Задачи кулацкой ссылки: Удаление «опасных» с точки зрения колхозного строительства элементов и изоляция их  в труднодоступных районах страны. Освоение малозаселённых территорий  и их  природных ресурсов. Раскулачивание и ссылка представляли собой вариант, когда политическими средствами с минимальными затратами  и с большими человеческими жертвами пытались решить проблему обеспечения  постоянными кадрами малоосвоенных районов.

2Сухарев Ю.М. «Рефтинская старина», 2012. [с.23]

      В основной массе раскулачивались не кулаки, а середняки. Ни в одном из округов Урала не было четкой градации крестьянских хозяйств. Отсутствовала она и в Тагильском округе, образованном в 1923г. в результате слияния Верхотурского и Тагильского уездов. К началу 1930 г. он включал 16 районов, 15 сельсоветов, 25 рабочих поселков и города: Нижний Тагил, Алапаевск, Кушву, Верхотурье и Надеждинск. Сельское хозяйство в округе носило подсобный характер и давало около 10% всей производимой продукции. Поэтому число крестьян, выселенных из пределов округа весной 1930 г., было значительно меньше, чем в других округах. На закрытом заседании президиума Тагильского исполкома 14 февраля 1930 г. установленную контрольную цифру в 300 кулацких хозяйств, подлежащих выселению из пределов округа, распределили по основным сельхозрайонам в следующем порядке: Верхотурский - 100, Алапаевский - 75, Петрокаменский - 60, Махнёвский - 50; Нижне - Салдинский – 253.

      Главными мотивами раскулачивания были: систематический наем рабочей силы (даже если это происходило до революции), сдача, а также наем рабочего скота и техники, наличие к моменту коллективизации механических машин и двигателей, занятия торговлей и ростовщичеством. В любом случае раскулачивались и выселялись крестьяне, считавшиеся неблагонадежными, либо те, с кем деревенский актив сводил личные счеты.

     Раскулачивание сопровождалось массовыми нарушениями даже тех драконовских законов. На местах конфисковывали имущество и выселяли из домов, не дожидаясь окончательного оформления дел Тагильским облисполкомом. В результате "не обеспеченное даже самым необходимым продовольствием и одеждой кулачество и их семьи по Верхотурскому району нищенствовали". В Гаринском районе было принято весьма незатейливое решение: выселяемым предложили выйти из домов и поселиться в лесу; аналогичные случаи происходили и в Алапаевском районе.

      В Сухоложье основная масса спец контингента размещалась в поселениях промышленного типа. Дело в том, что период раскулачивания совпал с началом строительства в селе Сухой Лог Шадринского округа крупнейшего комбината стройматериалов. Специфической чертой промышленных посёлков было то, что они организовывались рядом или в черте  населённых пунктов. Было запрещено размещать ссыльных вместе с вольнонаёмными  рабочими. Под спецпосёлки выделяли отдельные участки, которые застраивались бараками, образуя особую

режимную зону. Использование труда ссыльных было одной из центральных проблем  и осуществлялось  через заключение договоров с хозяйственными организациями.4

      Как следует из докладной записки комендантского отдела Уралобласти председателю облисполкома от 08.07.1931 года, положение ссыльных было много хуже того, которое предполагалось постановлениями  и виделось из

3Сухой Лог и Сухоложский район ч. II, исполком Сухоложского Горсовета, 1966. [с.15] 4Справочник: «Сухоложская летопись» ч. I, г. Сухой Лог, исполком городского Совета, 1977. [с.11]

кабинетов. По области было построено 6 213 изб, в которых размещены 18

639 семей с плотностью 0,9 м2 на душу, ещё 13 217 семей ютились по  ближайшим к месту работы деревням. Не было спичек, керосина, соли, масла, овощей, спецодежда не выдавалась, а личная испорченная не ремонтировалась в связи с отсутствием ниток.

      Особенно тяжелое положение новорождённых и грудных детей. Которых укрывали в ремки, почти не подвергающиеся мытью за отсутствием мыла.

  Из докладной записки Ягоды от 22 октября 1931 года:

«Заболеваемость и смертность велика. Месячная смертность равна 1,3% к населению за месяц в северном Казахстане 0,8% - в Нарынском крае. До 3 лет умирают в месяц 10-12% детей.

      Положение не улучшилось в 1933 году. Так, в докладной записке руководства Гулага от 03.07.1933 г. в ЦК ВКП(б)и РКИ отмечалось: «С момента  передачи спецпереселенцев Наркомлесу  СССР для трудового использования  лесной промышленности, т.е. с августа 1931 года правительством была установлена норма снабжения иждивенцев- переселенцев из леса из расчёта выдачи в месяц муки - 9 кг, крупы - 9 кг, рыбы – 0,5 кг, сахара – 0,9 кг.

      На почве голода имел место ряд самоубийств, увеличилась преступность. Истощённые спец переселенцы не в состоянии были вырабатывать норму, а в соответствии с этим получают меньшее количество продовольствия  и становятся нетрудоспособными.

    Авторы книги «О Сухоложье» сообщают: «В район на рудник «белая Глина» и на стройплощадки Сухого Лога прибывают в основном из Курганской области всё новые и новые партии раскулаченных, а из сёл и деревень района высылаются свои, как и отец Марии Михайловны Быков Михаил Дмитриевич.

     Общая численность контингента, проживающего в спецпоселениях Сухоложья, составляла 10 % от общего числа жителей Сухого Лога. В 1939 году Постановлением ЦИК СССР спецпереселенцы были восстановлены в гражданских правах, но разрешение на выезд с мест поселения  им не было дано. В дальнейшем право покинуть ссылку «на законном  основании» получили дети бывших кулаков по достижении ими 16 лет, если они лично ничем не были  опорочены. Численность спецпереселенцев по Уральскому региону с 484 380 на 01.01.1932 года к 01.01.1941 года сократилась до 252 928 человек. Если такая же тенденция закономерна и для Сухого Лога, то можно предположить, что в начале 30 – х каждый пятый сухоложец  стоял на  учёте комендатуры.

     В ведении отдела Трудовых поселений ГУЛАГА НКВД СССР по состоянию на 01.07.1938 года находилось 997 329 трудопоселенцев, которые проживали в 1 741 трудопосёлке, в том числе  находящиеся на втором месте  по численности контингента (после Новосибирской области) Свердловской области. 171 899 человек, 3 243 спецпосёлка было в Сухом Логу.

      Наличие крупных поселений раскулаченных на территории проявляется при изучении списка репрессированных в 1937-1938 годах. НКВД имела среди этого контингента налаженную агентуру и достаточное количество компромата. Чтобы выполнить поставленный план по репрессиям оперативники просто поднимали  «наработанный материал». Таким образом, число раскулаченных в общем количестве осуждённых было непропорционально велико.
     В Сухом Логу по составу репрессированных в годы «большого террора» на 1 место можно поставить такую категорию, как руководители, специалисты, служащие, квалифицированные рабочие. Раскулаченных среди них быть не должно.  На 2 месте инонациональностей – финны (все работали в лесной промышленности, поляки.) Присутствие их в Сухом Логу и поголовная репрессия в годы террора – этот контингент  к раскулаченным не должен относиться. Большая группа – выходцы из сухоложских сёл: Мокрого, Рудянского. Они работали на приисках и к спецконтингенту не относились.

      На 1 января 1953 года В Свердловской области насчитывалось 10 ссыльных переселенцев, 25 ссыльных и 4 высланных. Но они не относились к категории переселенцев в период раскулачивания (1930-1933).5

 

      Можно сказать, что кулацкая ссылка оказала существенный вклад в промышленное развитие города Сухой Лог. Лесные массивы бассейна реки Рефт являлись своеобразной лесосекой для нужд строящихся предприятий Сухого Лога, Асбеста, Каменск - Уральского. Здесь при лесной добыче  активно использовался труд спецпереселенцев.  «Кулацкий период дал  жизнь посёлкам  в бассейне Рефта. Это Кирилловский, Тёплый ключ, ДОКа- для контингента, занятого лесозаготовками (средняя часть бассейна).

      Характерной особенностью территорий было то, что рядом  с бараками, где проживали раскулаченные  сезонники, стояли избы  таких же раскулаченных, но избежавших режима  спецпоселений. Избежавших неволи  и спасших свои семьи через бегство в ночь, глушь, в землянку с одним топором  и котомкой. Это какой-то мужицкий подвиг, который нам сегодня  и постичь трудно.

      Мы считаем, что Быков Михаил Дмитриевич, как и многие другие разоренные крепкие крестьяне, совершил такой мужицкий подвиг. Коллективизация и раскулачивание кулаков было настоящей трагедией крестьянина- труженика!

__________________________________________________________________

5«Сухой Лог и Сухоложский район» ч. У «Сельское хозяйство», исполком Сухоложского Горсовета, 1967. [с.37]

 

1.3.          Влияние раскулачивания на жизнь семьи.

      Крестьянская семья жила левобережье Пышмы с большим домом. В одном дворе со временем стало тесновато, четыре взрослых сына с семьями да дочь, всего 24 человека. Помимо дома с усадьбой сыновья получили в наследство от отца привычку трудится, не жалея сил, способность к любому крестьянскому ремеслу желание своими возможностями. Этот бесценный дар неведомыми путями попадает в гены его внуков и правнуков и послужит службу, кому-то при выборе пути, кому-то дает веру в себя в светлый завтрашний день.

      А когда, в 18-ом, получил свой надел и Михаил Быков с женой Агафьей и сынов Иваном. Вскоре выросли бани, большой пятистенный дом, появились хозяйственные постройки для скота, гумно - всё, что нужно в крестьянском хозяйстве. Семья держала корову, несколько свиней, были овцы, куры. Трудились на полях с утра до вечера: сеяли зерновые, лен, коноплю, картошки садили мало, косили сено, молотили. Мать шила сама своей семье.

Из воспоминаний Марии: «Была у нас еще лошадь - тяжеловоз. Когда заканчивались полевые работы, отец трудился на бумажной фабрике, она тогда принадлежала англичанину Ятессу. Отец возил на лошади различные грузы. Жили мы дружно круглый год в трудах и заботах "казалось, что это будет всегда".6

     Откуда им было знать, что давно подсчитаны и занесены в толстые бухгалтерские книги каждый пуд выращенного ими зерна, каждый метр льняного полотна, каждый грамм конопляного масла. Этому можно было не поверить, но 60 лет спустя М.М. видела эти документы своими глазами. Четким каллиграфическим почерком аккуратно по графом было расписано все их хозяйство: количество скота, площади урожайности.

     И только в 1993 году, после опубликовался памятного указа, когда из Свердловского УВД в ответ на ее запрос получена справка о реабилитации, пришли документы из архива, она поняла, что все готовилось заранее тщательно и добросовестно.  И в общем - то все они были тогда обречены, все кого раскулачили в том недобром 1931 году, когда в один день рухнула вся жизнь. Казалось само небо беспросветно, затянувшее осенними тучами, легло на них, чтобы нечем было дышать.

     В ту осень после уборки сдали положенные налоги зерновых. Власти проводили собрания, говорили, что этого мало, надо сдавать еще. По домам ходил слух, что отберут силой, поэтому сдавали кто сколько мог,а не как положено, но это не помогло приехали на подводах и выгребли все подчистую, не оставив даже семян. Это уже был знак беды.

__________________________________________________________________

       6Личный архив: Письмо Марии Михайловны.

      Десятилетняя Маша видела, как отец с матерью уносили из дома какие - то вещи, что - то из одежды, из посуды своим добрым знакомым, соседям, чтобы те спрятали на время, надеясь, что вернут потом. Но вернули далеко не всё и не все. Были и такие, что позарились на чужое добро, видно, забыли, что на чужой беде чужого счастья не построишь.

      У Марии Михайловны и её родственников остались бережно сохранённые реликвии тех времён: расшитые полотенца, которыми в ту пору украшали зеркала, а ещё иконы, да большой, толстый, суконный клетчатый платок, в который закутывались женщины и дети, когда ездили зимой на санях. Это всё, то, что ей досталось в наследство от родителей. Всё остальное забрали в 1931 году. Большой пятистенный дом отобрали. Впятером перебрались в «малуху», у них увезли мебель, посуду, одежду. Отца с братом Иваном (ему тогда было 17 лет) арестовали и увезли неведомо куда. От людей слух дошёл, что живут они в Свердловске в палатках, на стройке. Потом выяснилось, что строили ВИЗ. Была зима. Охраняли их не очень строго, поэтому кое-кто негласно уходил из лагеря, подыскивая себе место для жизни и работу.

      Отцу Марии удалось устроиться плотником в рабочем посёлке Северский. Жил нелегально в подвале живого дома. Даже в самые лихие времена находились на Руси люди, которые, рискуя собственной головой, помогали тем, кто попал в беду.

Из воспоминаний Марии: «Однажды тёмной ночью мне сказали, что отец ждёт на берегу Пышмы, приехал, добрался тайными путями, чтобы перевезти семью к себе в Северский. Там и жили в подвале каменного дома. Потом снимали квартиру. Жили тихо, не привлекая к себе внимания, обходились малым.»7

      Работая над главой о раскулачивании, мы пришли к выводу, что в нашем государстве было много перегибов, которые разрушали целые семьи. Такие события отражались и на судьбе детей.

       7Личный архив: Письмо Марии Михайловны.

Глава 2. Биография Марии Михайловны

2.1.          Детство

      Мария родилась в 1922 году в городе Сухой Лог, но уже через год она лишилась матери. Михаил Дмитриевич остался один с двумя малолетними детьми, (дочери тогда было 1,5 года) но горю поддаваться было нельзя. Детям нужна была забота, а хозяйству (которое ещё было у них) – в крепкие руки. Так в доме появилась новая хозяйка со своей дочерью – ровесница Ивану. Стали жить впятером.

      У Пелагеи Алексеевны были золотые руки, она заменила детям мать. У неё всё горело в руках: пряла, ткала, шила на всю семью одежду, готовила еду, управлялась по хозяйству, в огороде тоже дел хватало. Так прошло 10 лет.

      Раскулачивание отразилось и на жизни Марии. «Беда не приходит одна. Отец повредил на работе (в ссылке) правую руку, остался без пальцев.

Из воспоминаний Марии: «В 1939 году мы вернулись домой. Первое время жили у родственников, потом купили небольшой старенький дом на улице Советской. Отец потихоньку его перестраивал, постепенно обживались. Всё-таки своя крыша над головой - это совсем не то что чужой угол».8

      Как видно из главы на долю маленькой девочки Марии выпало сиротство, раскулачивание лишило её счастливого детства. Всё удалось испытать: и голод, и унижения, и жизнь по чужим углам во время ссылки отца.

__________________________________________________________________

       8Личный архив: Письмо Марии Михайловны.

2.2.          Юность

 

      С детства девочка была усидчива, терпелива, трудолюбива и ответственна. За что бы ни бралась: за рукоделие, домашнюю работу или поручение, которое выполняла,  старалась делать так, чтобы самой было в радость и другие были довольны. Закончив 7 классов, Маша поступает в Силикатно-керамический техникум. На следующий год поступила в Камышловское педагогическое училище.

      Хотя жизнь для дочери раскулаченного, конечно, не была безоблачной. Тянулось за спиной вязким болотным туманом это несмываемое «пятно» в биографии. Подружки Марии вступили в комсомол, она же осталась в стороне. Брата не брали в армию, хотя все его ровесники ушли служить. Миновали её почётной грамоты и разные поощрения, которые к праздникам отличались за хорошую работу. Эта добрая традиция обходила её стороной, хотя работа её удавалась лучше, чем кому-то.

      В свой час к ней пришла любовь: Владимир Иванович Пермикин, учитель из села Рудянского стал её мужем и отцом для её дочери Фаины. Но не зря,видимо говорят,что дети повторяют судьбу родителей. Как она не помнит своей матери, так и Владимир Иванович последний раз поцеловал свою малышку – дочь, когда ей было 1,5 месяца. Ушёл на войну. До 42 года Мария Михайловна получала с фронта тревожно пахнущие треугольники. Она хранила их бережно и передала в наследство от отца подрастающей дочери. А потом из-под Сталинграда пришла похоронка. Пять лет прошли в ожидании, а вдруг ошибка произошла а вдруг живой, явится и постучит в окошко. Люди рассказывали, что такое случается, и она верила. Не постучал, не вернулся.

      Не выдала ей судьба ещё при рождении счастливого билета. Надо было переносить удары судьбы со смирением и терпением, преодолевать их волевыми усилиями и строить завтрашний день умом и сердцем, вопреки судьбе.

 

2.3. Новая жизнь, новая семья

       А судьба будто с улыбкой всё вела по одному и тому же кругу. В 1946 году у Марии Михайловны появилась ещё одна дочь, двухлетняя Людмила. Её отец Степан Иванович, механик СМЗ, остался без жены с малолетней дочерью на руках. Из двух осиротевших половинок семей сложилась одна полная и зажила вопреки слепому року в мире и согласии.

      Мария Михайловна стала мамой для малолетней Людмилы, как на предыдущем витке её жизни, её самой стала мама вторая жена отца – Пелагея Алексеевна. Потом родился совместный сын Василий. Первой дочери Фаине подрастать приходилось в основном в обществе бабушки, малышку одну не оставишь. Мария Михайловна целыми днями пропадала на работе. Она вела биологию, труды, была библиотекарем. В семье старшие присматривали за младшими, а если надо, то учили друг друга уму-разуму. Ребятам крепко повезло, что мама учитель по профессии. Стало быть, имеет твёрдый характер, умеет так сказать, что нельзя не подчиниться, и обязательно требует, а если надо, то и проверяет – доведено ли до конца порученное дело. Иначе как бы она управлялась каждый день с двумя-тремя десятками сорванцов в школе. Поэтому со своими тремя особых проблем не было, хотя ситуации возникали всякие.

       Мария Михайловна не чувствовала себя несчастливой, её удалось разорвать порочный круг, в который пытались втиснуть её семью и обречь на гибель без всякой вины.

Из воспоминаний Марии Михайловны: «Время было такое, зачем-то нужно было всем нам это пережить. Это трудно, а может быть и невозможно понять».9

      Мария Михайловна с честью вынесла все выпавшие на её долю испытания, не сломалась, не остудила сердце, не потеряла веры в силу добра, не утратила способности любить.

__________________________________________________________________

       9Личный архив: Письмо Марии Михайловны.

Глава 3. Трудовая деятельность

3.1. Начало трудовой деятельности.

      В 1952 году пришла работать в семилетнюю школу № 3, которая была переименована в среднюю школу № 5.

      Потом перевели в Знаменку. Всей своей жизнью Мария Михайловна была примером трудолюбия для своих четырёх детей. Она проработала в школе около 30 лет. Даже став пенсионеркой, она ещё 7 лет продолжала работать в детском саду. Её дети давно выросли, они сумели взять у неё лучшее, что она могла им дать – умение преодолевать слабости, уважать своё и чужое дело, дарить добро тем, кто рядом и кто далеко. 

Из воспоминаний Марии: «По реке Пышма в ту пору сплавляли лес, моста нынешнего не было и в помине. Вот три года прыгала по брёвнышкам, с левого берега на  правый в любую погоду, мчалась по утрам в Знаменку на уроки. Вела географию, труды, ботанику, работала в младших классах. Счастливое было время: всё давалось легко, всё успевала. Всё было в радость.»10

__________________________________________________________________

       10Личный архив: Письмо Марии Михайловны.

3.2. Высокое звание «Учитель».

     За 30 лет работы в школе Мария Михайловна выполняла функцию учителя начальных классов, учителя трудового обучения, учителя биологии, несколько лет проработала библиотекарем. Где- бы она не работала, её отличал профессионализм, трудолюбие, высокое чувство ответственности, за что она была награждена грамотами разного уровня. Она умела найти подход к каждому ученику. Много лет была инспектором по охране прав детей в школе.

      Родина высоко оценила заслуги Марии Михайловны. Она была награждена:

               - Медалью за «Долголетний и добросовестный труд. Ветеран труда».

               - Медалью за «Доблестный труд в Великой Отечественной войне

                   1941-1945 год».

               - Медалью участника трудового форума «30 лет Победы в Великой

                   Отечественной войне».

              -  Медалью участника трудового форума «40 лет Победы в Великой

                   Отечественной войне».

              - Медалью «50 лет Победы» и др.

Награждена почётными грамотами:

1.     Свердловского обкома союза работников просвещения за активное участие в общественной работе

2.     Министерства просвещения РСФСР и Республиканского комитета профсоюза работников просвещения. Высшей школы и научных учреждений РСФСР.

3.     Сухоложского гороно и ГК союза учителей за хорошую работу с опекаемыми людьми.

4.     За добросовестный труд в связи с 50 - летием со дня рождения и др.

      Мы гордимся тем, что в нашем городе Сухой Лог жил добрый, умный и мудрый человек – Быкова Мария Михайловна. Всю свою жизнь она вела детей по дороге мудрости вопреки судьбе. Мы всегда будем помнить и уважительно относиться к женщине – мужественной, стойкой и героической.

               ***

Чтоб нами славилась земля,

Чтоб честными росли мы.

Спасибо Вам, учителя,

За всё хорошее спасибо.

 

Глава 4. След учителя в жизни людей

4.1. Учитель - в своих учениках

      Мы провели исследование и нашли 14 человек, у которых Мария Михайловна была классным руководителем, оказала влияние на формирование судьбы своих учеников. Мы выявили, что из этих 14 человек,  проживающих в настоящие время в Сухом Логу, судьба сложилась по-разному.

     Есть среди них те, кто достиг поста руководителя. Это Оленникова Наталья Владимировна- заместитель директора по хозяйственной части в детском доме №1. Сидорчев Александр, который был начальником ГБДД, в настоящие время пенсионер. Врачом работает Кубасов Александр, Нестерова Евгения инженером, Морозов Евгений мастером на СЦЗ. Профессию фельдшера получила Коковина(Быкова) Лидия Анатольевна. Связали свою жизнь с торговлей Косилова Марина, Колесникова Людмила. Много лет работают водителем Лихожанов Александр, Хорьков Виктор. Стала швеей Вятчинова (Савина) Наталья Анатольевна. Иванушкина Татьяна- работает диспетчером вневедомственной охраны, Лысенко Надежда в охране нашей школы.  Но где бы не трудились воспитанники Марии к труду они относятся честно и добросовестно, как их воспитывал учитель, классный руководитель.

Высказывания учеников:

Муратко Степан Степанович: «Я в школе, честно сказать, был разгильдяем. Много Марии Михайловне со мной приходилось возиться, но благодаря её строгости, справедливости, требовательности, я не попал в плохие компании, под влиянием отрицательных лидеров».

Коллесникова (Козак) Людмила Витальевна: «Для меня Мария Михайловна всегда была примером женственности, обаяния. Она всегда была подтянута, красиво одета(сверх моды- на вершок) всегда носила каблуки. Для меня она была идеалом, и я всегда пыталась ей подражать».

Лихожанов Александр Леонидович: «Я воспитывался в многодетной семье, где не было достатка. Не раз Мария Михайловна помогала мне в трудную минуту материально, не говоря уже о советах».

Марина Касилова: «Мария Михайловна умела выслушать, понять ребёнка, что-нибудь ему посоветовать. Умела войти в положение ученика. Поэтому мы её платили любовью и доверием».

 

4.2. Дети и внуки.

      Проведя исследование о её детях и внуках, мы узнали, что её старшая дочь пошла по её следам. Закончила пединститут в Самаре, туда увёз её жених Виктор, инженер-связист. Она более 20-ти лет проработала завучем в одной из престижных школ. Их сыновья Дмитрий и Константин, как и остальные внуки, малышами тоже прошли бабушкину школу мужества, пока родители были студентами. Старший внук Дмитрий закончил  Новосибирское  высшее командное училище. Уже отслужил и ушёл в отставку в звании майора. Успел получить ещё одно высшее образование юриста, и в настоящее время работает по своей специальности. Он воспитывает двух прекрасных сыновей Германа и Кирилла, старший из которых служит в армии. Второй сын старшей дочери Фаины закончил аэрокосмический факультет университета в Самаре. В настоящее время работает по специальности. Воспитывает сына и дочь. Людмила, средняя дочь, закончила  керамический  институт  в городе Богданович и проработала много лет на заводе «Экран» инженером-химиком, начальником цеха. Игорь закончил Новосибирский  университет    в Академгородке, стал инженером-физиком. Он растит сына Романа.  Дочь Елена закончила   Новосибирский педагогический университет. Растит двоих сыновей Никиту и Матвея.

       Совместный сын Василий вырос настоящим богатырём: большим и по-уральски крепким. Он стал военным врачом, подполковником медицинской службы. Служил несколько лет в Германии. Его дочь Ольга фармацевт в городе Санкт-Петербурге. Кажется, только стало всё хорошо в её жизни. И снова судьба проверяет её на прочность.

       В 1983 году умирает муж Степан Иванович, умирает её сноха, жена сына Василия. Ещё не успела оправиться от этих ударов судьбы, как одного за другим она хоронит своих детей: Людмилу и Василия. Нет ничего страшнее для матери, чем хоронить своих детей.  Она не смогла пережить эту смерть и умирает от инфаркта.

      Судьба развела далеко друг от друга всю семью, но не разъединила. Незримые, но надёжные нити связывают сейчас её внуков и правнуков, потому что они сотканы из материнской любви, из света её беспокойного, всегда и особо всех помнящего сердца.

 

Заключение

      Таким образом, в процессе работы мы познакомились с необычной судьбой учителя Быковой Марии Михайловны. Изучили документы её домашнего архива и материалы городского краеведческого музея. Провели исследования о выборе жизненного пути её учащихся, детей и внуков. Усовершенствовали свои знания в области информационных технологий.

     Мы убедились, что судьба этого замечательного человека тесно связана с судьбой страны, с историческими событиями, которые переживал весь народ.  Нас поразило то, что вопреки судьбе ей удалось выстоять во всех испытаниях и сохранить свою чистую душу и горячее сердце.

      Материал, собранный в ходе исследовательской работы, может быть использован для проведения классных часов, посвящённых Дню Знаний, Дню Учителя, для написания сочинений и других школьных мероприятий. Также мы планируем поместить его в газету.

      Сквозь года проходят судьбы и дела таких людей, как Мария Михайловна.  Остаются в нашей памяти люди, которые учат нас быть мужественными, стойкими, верными своей Родине. Вопреки трудностям и испытаниям, они передают нам, знания, жизненный опыт и человеческую мудрость.

 

Литература

 

1.     Личный архив: Письмо Марии Михайловны.

2.     Сухарев Ю.М. «Трудовые лагеря и спецпоселения на территории бассейна реки Рефт», 2012.

3.     Сухарев Ю.М. «Рефтинская старина», 2012.

4.     Сухой Лог и Сухоложский район ч. II, исполком Сухоложского Горсовета, 1966.

5.     Справочник: «Сухоложская летопись» ч. I, г. Сухой Лог, исполком городского Совета, 1977.

6.     «Сухой Лог и Сухоложский район» ч. У «Сельское хозяйство», исполком Сухоложского Горсовета, 1967.

 

 

Приложение 1

Таблица 1. «Генеалогическое древо»

 

image